Научная статья на тему 'Мирохозяйственные связи международного филателистического бизнеса: история формирования, развития и современное состояние'

Мирохозяйственные связи международного филателистического бизнеса: история формирования, развития и современное состояние Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
257
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ / ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / ФИЛАТЕЛИЯ / INTERNATIONAL RELATIONS / PHILATELY / PHILATELIC BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Стрыгин Андрей Вадимович

Рассматривается история формирования и современное состояние системы мирохозяйственных связей в сфере филателистического бизнеса, обеспечивающих развитие и распространение одного из наиболее распространенных увлечений населения разных стран мира коллекционирования знаков почтовой оплаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International economic relations of world philatelic business: the history of foundation, development and modern status

The research work is about history of foundation and modern existence of the system of the world economics relations in the sphere of philatelic business which provides the development and spread of one of the popular hobby, collecting the postage stamps in the World.

Текст научной работы на тему «Мирохозяйственные связи международного филателистического бизнеса: история формирования, развития и современное состояние»

 ОБЗОРЫ

МИРОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУНАРОДНОГО ФИЛАТЕЛИСТИЧЕСКОГО БИЗНЕСА:

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ, РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

А.В. Стрыгин

Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) Ленинградский пр-т, 64, Москва, Россия, 125319

Рассматривается история формирования и современное состояние системы мирохозяйственных связей в сфере филателистического бизнеса, обеспечивающих развитие и распространение одного из наиболее распространенных увлечений населения разных стран мира — коллекционирования знаков почтовой оплаты.

Ключевые слова: мирохозяйственные связи, филателистический бизнес, филателия.

Немногим более двадцати лет назад нами была опубликована работа о так называемом нетрадиционном бизнесе — категории, объединявшей три нетрадиционных для Советского Союза направления предпринимательской деятельности, давно оформившихся и успешно развивавшихся в странах с рыночной экономикой: бизнес на обучении, бизнес на развлечении и бизнес на увлечении.

Что касается первых двух направлений, то в первой половине 1990-х гг. и образовательный бизнес, и шоу-бизнес не только получили легитимное право на существование в постсоветской системе экономики, но и начали бурно развиваться. Сейчас не будем останавливаться на оценке эффективности развития этих форм предпринимательской деятельности в российской экономике, поскольку это выходит за границы нашей темы, а остановимся на сущности, структуре, целях и задачах третьего направления, не получившего в России уровня развития, отвечающего запросам общества, включая потребительское, и ожидаемых результатов в условиях интеграции отечественной экономики в систему мирохозяйственных связей.

Итак, что же относится к сфере бизнеса на увлечении? Семантика определения подсказывает, что содержание определяют все формы предпринимательской деятельности, направленные на удовлетворение потребностей членов общества в их потребности обеспечить свои запросы по удовлетворению целевой мотивации личностных увлечений в собирательстве (коллекционировании). Коллекциони-

рование (собирательство) рассматривается не только как функция, объективно присущая активным членам общества, но и как широко диверсифицированная форма культурного досуга, требующего развитой инфраструктуры, обеспечивающего его (досуга) реализацию.

Здесь имеются в виду самые различные формы коллекционирования (собирательства): от произведений искусства и антиквариата и нумизматических объектов, обладающих высокой стоимостью, до простой подборки малоценных с утилитарной точки зрения предметов быта.

Коллекционирование как социальное явление достаточно широко и подробно описано и изучено, а отдельные его направления достаточно четко институцииро-ваны, например, собирание предметов изобразительного искусства и все, что связано с таким понятием, как арт-бизнес. Но это явление не носит массового характера, несмотря на давно уже сформированные системы международной и национальной организации и развития арт-бизнеса. Они, как сегодня принято говорить, носят «элитарный характер», и прежде всего по стоимостным параметрам. Речь же пойдет о массовых формах коллекционирования, охватывающих не только широкий диапазон стоимостных параметров, размеры которых не ограничивают контингент участников, а наоборот, открывают дифференцированные возможности удовлетворения своих запросов в достижении целеполагании определенного увлечения самые широкие слои населения.

По данным ЭКОСОС ООН, наиболее распространенным в современном мире увлечением является коллекционирование знаков почтовой оплаты (филателия). Феномен филателии с точки зрения социальной психологии легко объясним: почтовые марки миниатюрны, а значит, не требуют много места для хранения в домашних условиях; доступны самым разным социальным группам коллекционеров, не взирая на социальные барьеры и ценовые ограничения; имеют свойства ценных бумаг, которые как государственные знаки оплаты почтовых услуг обладают как реальной (функциональной) стоимостью, так и коллекционной и одновременно биржевой, обеспечивающей их вовлечение в ряде высокоразвитых странах в систему биржевой торговли, а значит, и обеспечивающей тем самым гарантированную функцию накоплений и сбережений.

Появившись более 170 лет назад в ходе осуществления общенациональной почтовой реформы Великобритании, почтовые марки очень быстро не только вошли в повсеместный утилитарный обиход в большинстве стран мира, но и стали объектами коллекционирования. Последнее, в свою очередь, активизировало формирование и развитие инфраструктуры, поддерживающей это увлечение.

В западноевропейских странах во второй половине XIX в. сформировалась структура торговых точек по продаже собственно почтовых марок для коллекций, а также необходимых сопутствующих товаров и аксессуаров (альбомы, каталоги, специализированная периодика и т.д.). При этом в наиболее крупных городах стали открываться специальные филателистические биржи, например парижская Bourse aux Timbres, отметившая недавно свое стопятидесятилетие. Дальнейшее развитие филателии привело к неизбежной стоимостной дифференциации объек-

тов коллекционирования в зависимости от их редкости, объясняемой в первую очередь как тиражами, так и особыми обстоятельствами, связанными с сохранностью тех или иных почтовых марок, а значит и спросом на них. В результате возникла и стала развиваться сеть аукционных торгов и домов, ориентированных исключительно на филателистов. Наиболее старым и специализированным аукционным домом филателии является лондонский «Стенли Гиббонс». Вместе с тем антикварные аукционные дома, ориентируясь на бурный спрос филателистических редкостей, стали включать в регулярные торги и аукционы почтовых марок, как например английские аукционы Сотбис или Спинк.

Третьим направлением наряду с собственно филателистической торговлей и производством сопутствующей филателистической продукции стали специализированные филателистические выставки. Особым этапом в развитии выставочного направления стало проведение юбилейной экспозиции в Лондоне в 1890 г., приуроченной к полувековому юбилею первых в мире почтовых марок.

Постепенно сформировавшуюся международную инфраструктуры филателистического бизнеса приостановила Первая мировая война. Однако в скором времени после ее завершения в Европе вновь активизировалось развитие филателии. И главными событиями в этом стали учреждения двух международных филателистических структур. В 1926 г. в Париже представители 14 стран учредили Международное бюро филателии. Переименованное впоследствии в ФИП (FIP — Federation Internationale de Philatelie) — Международную федерацию филателии. А годом позже был была учреждена Международная федерация филателистической прессы (ФИПП), просуществовавшая, правда, только до 1948 г.

Формирование на международном уровне двух специализированных организаций существенным образом активизировали развитие филателии. ФИП патронировала и патронирует международные выставки, итоги которых освещаются прессой, что ведет к каталитическому росту стоимости выставляемых экспонатов с последующим ростом цен на аналогичные материалы через сеть торговых точек и национальные филателистические биржи. Вместе с этим простой мониторинг котизации традиционных биржевых акций и коллекционных марок, о чем подробные отчеты публиковали ведущие специализированные каталоги и периодические издания, приводил к естественному выводу, что динамика роста цен на почтовые марки более устойчивая и долгосрочная по сравнению с краткосрочными взлетами популярных акций. Особо широко эта практика реализуется в современном Китае, где даже выходят ежедневные филателистические биржевые ведомости. Тем самым филателия помимо объекта увлечения в период между двумя мировыми войнами становится еще и объектом вложения средств, что автоматически приводило к еще большей структурной институционализацией этого массового увлечения.

После завершения Второй мировой войны вместе с хозяйственным и экономическим возрождением происходит бурное возрождение и развитие мировой филателии и международного филателистического бизнеса. Главным стимулом этого стало учреждение в 1946 г. Международной федерации национальных ас-

социаций филателистических дилеров (ИФСДА) — IFSDA (International Federation of Stamps Deeler Assotiations), которая обеспечила координацию национальных объединений коммерческих филателистических структур. Отметим, что российская Ассоциация торговцев марками (АТМ) организационно оформилась лишь во второй половине 90-х годов прошлого века, интегрируясь в состав ИФСДА. С 1954 года существенную помощь в деятельности ИФСДА начала осуществлять Международная ассоциация филателистических экспертов (АИЕП) — AIEP (As-sotiation Internationale des Experts Philateliques), обеспечивая решение экспертизы подлинности редких и дорогостоящих предметов коллекционирования

Распущенная в 1948 г. ФИПП реанимировалась в два этапа. В 1962 г. в Праге была учреждена Международная ассоциация филателистической журналистики (АИЖП) — AIJP (Association Internationale des Journalists Philateliques), которая по определению преследовала целью обеспечение беспрепятственности взаимодействия журналистов в беспрепятственном распространении и достоверной информации. При этом, в соответствии с традициями мировой журналистики, членство в АИЖП индивидуальное, а значит, никак не связанное с обеспечением экономической составляющей филателии. Коммерческая же составляющая на международном уровне распущенной ФИПП была реанимирована позднее, в 1982 г. при учреждении Международной ассоциации издателей каталогов и филателистической литературы (АСКАТ) — ASCAT (Assotiation Internationale des Editeures de Catalogues de Timbres-Post), призванной координировать всю информационно-публицистическую деятельность и согласование ценовой оценки филателистической продукции, каталогизируемой в различных странах.

Кратко рассмотренная структура мирохозяйственных связей в сфере филателистического бизнеса определила его сбалансированное развитие на момент распада СССР, когда его правопреемник Российская Федерация активна вошла в рыночную экономику.

Еще раз акцентируем внимание на том, что целью данной публикации является весьма специфическая сфера мирохозяйственных связей, что не требует давать оценку успехам и неудачам продвижения отечественной экономики на пути вхождения в рыночные отношения. Поэтому сосредоточимся на главном, а именно на том, с какими проблемами столкнулась российская предпринимателей в сфере коллекционирования знаков почтовой оплаты, которым вход в международный филателистический бизнес был открыт, но ряд атавизмов командно-административного стиля хозяйствования, а также идеологические парадигмы не позволяли сделать это с достаточной степенью эффективности.

Во-первых, сама сфера филателистического бизнеса никогда в СССР не рассматривалась в качестве субъекта хозяйствования. При этом сама филателия рассматривалась партийно-хозяйственными структурами в СССР только как одно из средств идеологического обеспечения. И даже единственный монополист филателистической торговли на внешнем рынке «Международная книга» осуществляла все торговые операции исключительно по строго ориентированному на идеологию правящей партии регламенту, предоставляемому соответствующими партийными органами.

Более того, сама филателия в стране была официально запрещена с роспуском всех общественных организаций коллекционеров СССР еще в 30-е годы прошлого века и воссоздана в виде ВОФ — Всесоюзного общества филателистов лишь в 1966 г. при бдительном контроле за его деятельностью со стороны ЦК КПСС. Все же коммерческие составляющие филателии официально рассматривались как незаконные спекуляции. И тем не менее, подпольная филателистическая коммерция процветала.

В следствие этого первой проблемой, с которой столкнулись легализованные предприниматели от филателии в России, были никем не отменены нормы, по которым свободное перемещение предметов филателии через границу было запрещено, что автоматически не позволяло интегрироваться отечественному филателистическому бизнесу в международный на легитимной основе.

Реальное внимание к этой проблеме было привлечено лишь в 1997 г., когда в Москве проводилась первая в истории России Всемирная филателистическая выставка, ввоз и вывоз не только предметов торговли, но даже демонстрировавшихся в течение недели ее работы экспонатов был невозможен без введения временных и с юридической точки зрения сомнительных схем, обеспечивших «достойное лицо» мероприятию, на котором демонстрировались экспонаты из коллекций Елизаветы Второй из Великобритании и Ренье Третьего монакского. Вместе с тем опыт Москвы оказался напрасным, поскольку практически через десять лет ситуация повторилась при проведении выставки такого же ранга в Санкт-Петербурге.

Отсутствие таможенных правил, соответствующих международным стандартам по ввозу и вывозу, включая временное перемещение для экспозиционных целей коллекционных и торговых филателистических материалов в Российской Федерации во многом тормозит интеграцию отечественного филателистического бизнеса в международный, лишая при этом организаторов крупных выставок возможности получения адекватных прибылей.

Тем временем в мире происходит дальнейшее взаимопроникновение и взаимодействие составляющих элементов системы мирохозяйственных связей международного филателистического бизнеса.

В конце ушедшего XX в., в 1998 г., по инициативе Всемирного почтового союза (ВПС) и при поддержке четырех ведущих международных ассоциаций, регулирующих сотрудничество в сфере филателистической торговли (ИФСДА), ценообразования и издания филателистических каталогов (АСКАТ), распространение через средства массовой информации объективных сведений, связанных с филателией и разоблачающие спекулятивные акции вокруг коллекционирования марок, а также ФИП, координирующей международную выставочную практику, произошло создание некой координационной структуры — Всемирной организации развития филателии (ВАДФ) — World Organisation Developpement of Philately (WADP). Здесь следует пояснить, что роль ВПС сводится к координации работы с национальными почтовыми администрациями, осуществляющими эмиссии новых знаков почтовой оплаты, которые по выходе в почтовое обращение одновременно поступают и в торгово-коммерческие структуры для распространения среди коллекционеров.

Таким образом, к началу нового тысячелетия сложилась четко структурированная институциональная система мирохозяйственных связей в сфере международного филателистического бизнеса, координация деятельности которых осуществляется через ВАДФ как особый консультационный орган, эквивалентный по целям, задачам и функциям ВТО.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина (авторская глава о филателистическом бизнесе). Изд. 1—5. — М.: КноРус, 2001—2005.

[2] Мировая экономика и международный бизнес / Под ред. В.В. Полякова, Р.К. Щенина. Краткий курс лекций для студентов экономических специальностей (авторская глава о филателистическом бизнесе). — М.: КноРус, 2006.

[3] Панфилов И.Д., Стрыгин А.В. Мировая экономика и международные экономические отношения. — М.: Инлайт, 2011.

[4] Стрыгин А.В. Нетрадиционный бизнес. — М.: Знание, 1991.

[5] Стрыгин А.В. Увлечение века. — М.: Молодая гвардия, 1990.

INTERNATIONAL ECONOMIC RELATIONS OF WORLD PHILATELIC BUSINESS: THE HISTORY OF FOUNDATION, DEVELOPMENT AND MODERN STATUS

A.V. Strygin

The Moscow Automobile and Road Construction State Technical University (MADI)

Leningradskiy av., 64, Moscow, Russia, 125319

The research work is about history of foundation and modern existence of the system of the world economics relations in the sphere of philatelic business which provides the development and spread of one of the popular hobby, collecting the postage stamps in the World.

Key words: international relations, philately, philatelic business.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.