Филателия как дидактическое средство в обучении безопасности жизнедеятельности: систематизация исследований
Громов Юрий Владимирович,
старший преподаватель, кафедра социальной безопасности, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена E-mail: [email protected]
В последние годы филателия все чаще используется в диссертационных исследованиях по различным отраслям науки за рубежом, также в выпускных квалификационных работах во многих университетах мира. В нашей статье рассмотрены результаты исследования использования филателии как дидактического средства в обучении безопасности жизнедеятельности. Использование филателии в исследованиях выпускных квалификационных работах (ВКР) студентов по темам: по патриотическому, военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию; по активизации познавательной деятельности; по формированию культуры здоровья. Использование филателистических средств на уроках и во внеклассной работе по основам безопасности жизнедеятельности в школе. Возможности использования филателии в дистанционном обучении в школе. Рассматриваемые нами исследования выполнены на базе образовательной площадки «Герценовский филателист» музея факультета безопасности жизнедеятельности Герценовского университета 2011-2019 гг.
Ключевые слова: филателия, дидактическое средство обучения, безопасность жизнедеятельности, исследования на основе филателистических средств.
о с
U
см см о см
<3
В последние годы филателия все чаще используется в диссертационных исследованиях по различным отраслям науки за рубежом, также в выпускных квалификационных работах во многих университетах мира [1].
В 2011-2019 гг. на факультете безопасности жизнедеятельности было выполнено 10 исследований выпускных квалификационных работ. В таблице 1 представлены темы работ по годам защиты [3, с. 10-11].
Таблица 1. Использование филателии в исследованиях выпускных квалификационных работ
№ Тема ВКР Год защиты Студент
1 «Использование филателии в воспитательной работе высшего учебного заведения по патриотическому воспитанию студентов» [3, с. 10]. 2011 Н.А. Тихомиров
2 «Использование филателии в курсе основ безопасности жизнедеятельности школы» [3, с. 10]. 2011 А.С. Николаев
3 «Использование филателистического материала во внеклассной работе по основам безопасности жизнедеятельности в школе» [3, с. 10]. 2012 А.Ю. Сини-цин
4 «Активизация познавательной деятельности учащихся 10-11 классов на уроках ОБЖ средствами филателии» [3, с. 10]. 2015 М. В. Иванов
5 «Использование филателистических средств в работе по военно-патриотическому воспитанию школьников на уроках ОБЖ» [3, с. 10]. 2015 О.С. Алек-сеенко
6 «Формирование культуры здоровья старшеклассников на уроках ОБЖ средствами филателии» [3, с. 11]. 2016 И.А. Бычков
7 «Использование филателистических средств обучения во внеклассной работе по ОБЖ (5-9 классы)» [3, с. 11]. 2016 А. В. Гафа-ров
8 «Духовно-нравственное воспитание школьников средствами филателии на уроках ОБЖ в старшей школе» [3, с. 11]. 2016 Я.О. Туля-кова
9 Патриотическое воспитание школьников средствами филателии 2019 Е.А. Пче-лина
10 Использование филателистических средств в дистанционном обучении школьников ОБЖ 2019 К. Баратов
В своем исследовании Н.А. Тихомиров опирался, прежде всего, на работу образовательной площадки «Герценовский филателист», которая в 2010 году стала победителем конкурса проектов воспитательной деятельности Герценовского университета [3, с. 6]. Работа площадки проводилась не только на факультете безопасности жизнедеятельности, но и на других факультетах университета. В этот период проводились демонстрационные филателистические выставки на факультетах безопасности жизнедеятельности, географии, социальных наук, химии. В 2010 году были проведены 2 университетские филателистические выставки, которые имели патриотическую направленность, первая была посвящена 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, вторая, студенческая, имела название «День учителя в год учителя».
Работа А.С. Николаева была первым исследованием в предметной области безопасность жизнедеятельности с использованием филателии.
Автор провел ретроспективный анализ использования филателии в школе в нашей стране и за рубежом и возможности использования филателии в курсе основ безопасности жизнедеятельности в школе. Автор отмечает тот факт, что анализ филателистической литературы, периодических отечественных и зарубежных педагогических изданий и сайтов показал всё более возрастающую массовую активность в применении средств филателии на разных уровнях образования по различным дисциплинам.
А.Ю. Синицин в своем исследовании рассмотрел формы, методы и способы применения почтовых марок и в условиях внеклассной работы в школе. Автором были разработаны и апробированы различные способы использования филателистического материала в массовой, групповой и индивидуальной (самостоятельной) внеклассной работе [3].
В своем исследовании М.В. Иванов пришел к выводу, что применение филателии вносит в образовательный процесс элемент неожиданности, вызывающий интерес. По своему содержанию материал может иллюстрировать и дополнять учебник. Этот материал подходит и для дидактической игры и для исследовательского проекта и для других видов деятельности. Занятия филателией в школе стимулируют познавательную деятельность и активизируют ее в том случае, если филателистический материал содержательно подобран, а также правильно выбраны формы и методы его использования. При этом обязательно должен применяться возрастной подход. Должна учитываться уместность использования филателистического материала. Особое внимание обращается на самостоятельное выполнение заданий. В исследовании была обоснована возможность активизации этой деятельности с помощью филателистического материала.
Начиная с 2015 года, результаты исследовательской деятельности студентов находят свое
отражение в публикациях студентов. В таблице 2 представлены публикации студентов [2,4,6].
Таблица 2. Самостоятельные публикации студентов в сборниках научно-практического семинара по истории почты и филателии (2015-2018 гг.) в ЦМС имА.С. Попова по результатам проводимых исследований
№
Название публикации
«Использование филателистических средств в работе по военно-патриотическому воспитанию школьников на уроках ОБЖ» [6, с. 169-171].
«Формирование культуры здоровья старшеклассников на уроках ОБЖ средствами филателии» [6, с. 182-185].
«Использование филателистических средств обучения во внеклассной работе по ОБЖ (5-9 классы)» [6, с. 177-181].
«Духовно-нравственное воспитание школьников средствами филателии на уроках ОБЖ в старшей школе» [6, с. 172-175].
«Новые возможности использования филателии в детском саду» [4, с. 388-390].
«Учебно-воспитательный процесс по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе с использованием средств филателии и дистанционного обучения» [4, с. 383-387].
Год
2015, 2016
2016
2016
2016
2018
2018
Автор
О.С. Алек-сеенко
И.А. Бычков
А. В. Гафа-ров
Я.О. Туля-кова
О.В. Мяки-шева
А.Е. Гончарова
О.С. Алексеенко в своей работе определяет, что «военно-патриотическое воспитание школьников на уроках основ безопасности жизнедеятельности средствами филателии представляет собой процесс, основанный на специально организуемой и сознательно осуществляемой педагогически целесообразной продуктивной деятельности, которая предполагает формирование в патриотических чувств, сознания и поведения на основе активной исследовательской, минипроектной, творческой и игровой деятельности» [6, а 170].
А.В. Гафаров в своей работе рассмотрел вопросы использования филателистических средств во внеклассной работе по использованию филателистических средств, где провел сравнительный анализ характеристики средств обучения и почтовых марок. Автор пришел к выводу, что «почтовые марки обладают всеми основными качествами средств обучения и могут быть использованы во внеклассной работе с учащимися средних классов для формирования знаний умений и навыков» [6, а 178]. А.В. Гафаров считает, что «марки могут применяться как визуальное дидактическое средство для закрепления ранее изученного на уроках материала, могут быть предметом заданий по разным темам, а также помогают раскрыть индивидуальные способности ученика» [6, ^ 178].
сз о со -а
А
—I
о
сз т; о m О от
З
ы о со
2
3
4
5
6
Я.О. Тулякова в своем исследовании определяет, что «духовно-нравственное воспитание школьников средствами филателии представляет собой специально организуемый и сознательно осуществляемый процесс педагогической деятельности на филателистической образовательной площадке школы или использование педагогом на занятиях и внеклассных мероприятиях филателистических средств» [6, с. 175].
А.Е. Гончарова в своей статье, посвященной использованию филателии в дистанционном обучении, отмечает, что современные школьники не знакомы почтовыми марками, которые вызывают у них большой интерес в процессе работы. Они работают этим материалом активно и с воодушевлением. Весь материал становится источником новых знаний, потому что тематически объединен с конкретной учебной целью занятия. Школьниками приобретаются новые знания и навыки с филателистическими средствами, что в результате обеспечивает возрастание доступности понимания предмета и уровня преподавания [4, с.386].
Интерес к статье А.Е. Гончаровой проявил К. Баратов, который через год выполнил исследование по использованию филателистических средств в дистанционном обучении по основам безопасности жизнедеятельности. В процессе работы автор вслед за А.Е. Гончаровой пришел к выводу, что для организации дистанционного обучения в туркменской школе можно использовать национальные почтовые марки. На площадке в музее факультета автор познакомился с каталогом почтовых марок, с интернет-ресурсами по своей теме. Используемый материал является визуальным дидактическим средством. Исследование проведено с использованием почтовых марок Республики Туркменистан (1992-2018).
Работа Е.А. Пчелиной подтвердила результаты работ Н.А. Тихомирова, О.С. Алексеенко по целесообразности использования филателии в качестве воспитательного средства. Воспитание патриотизма с помощью занятия филателией - это процесс, в основании которого лежит энергичная, осознанная, творческая деятельность, которая направляется педагогом и нацелена на всестороннее развитие личности. Методически правильно подобранный филателистический материал своей страны подвигает к проведению его изучения, систематизации, проведению исследований,состав-лению учебных коллекций, что в свою очередь побуждает к возникновению чувства гордости за свою страну и любви к Родине и своему Отечеству. Автор модифицировала дидактическую игру: устный журнал «Твои герои, Россия». На межрегиональной филателистической выставке «Петербургский вернисаж. Неделя почтовых коллекций -2019» в ЦМС им. А.С. Попова Е.А. Пчелина предел ставила филателистический экспонат «Патриоты Ы России». В коллекции представлены почтовые g марки, посвященные героям России, совершившим военные и трудовые подвиги, внесшим боль-z шой вклад в науку и культуру [6, с. 380]. Экспонат
может быть использован в качестве методической разработки экспоната для филателистической образовательной площадки школы.
На основе результатов исследований и вузовской практики определилась стратегия использования филателии как дидактического средства в обучении безопасности жизнедеятельности:
- в системе методической подготовки будущих педагогов-предметников;
- в образовательном процессе общеобразовательной школы и вуза для активизации познавательной деятельности обучающихся;
- разработка современных образовательных технологий на основе филателистического материала;
- использование филателии в организации дополнительного образования для учащихся и студентов образовательных учреждений различных уровней.
Литература
1. Громов. Ю.В. Использование филателии в диссертационных исследованиях за рубежом // Научное мнение. 2021. № 11. С. 130-135.
2. Когда приходит почта полевая...: VI научно-практический семинар по истории почты и филателии 9 октября 2015 / Л.Н. Бакаютова, Н.Е. Брукмюллер, Н.Н. Курицина. СПб.: ЦМС им. А.С. Попова, 2015. 264 с.
3. Молодежь и филателия сегодня: теория практика и развитие: материалы I Международного научно-практического семинара по образовательной филателии (СПб, РГПУ им. А.И. Герцена, 21 сент. 2016 г.) отв. ред. П.В. Станкевич, Ю.В. Громов. Казань: Изд-во «Бук», 2016. 104 с.
4. Почтовая марка и почтовая карточка: творцы, издатели и коллекционеры. Сборник методических материалов IX Научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 9 октября 2018г / Л.Н. Бакаютова, А.А. Шмакова; ЦМС им. А.С. Попова; науч. ред. Л.Н. Бакаютова. СПб., 2018. 399 с.
5. Почта. Филателия. Филокартия. Историко-культурное значение: Сборник методических материалов X Научно-практического семинара. Санкт-Петербург, 9 октября 2019 г. / сост. Л.Н. Бакаютова]; ЦМС им. А.С. Попова; науч. ред. Л.Н. Бакаютова. СПб., 2019. 381 с.
6. Филателия и молодежь: VII Научно-практический семинар по истории почты и филателии /; [сост.: Л.Н. Бакаютова, Н.Н. Курицина]. СПб.: Центральный музей связи, 2016. 196 с.
PHILATELY AS A DIDACTIC TOOL IN TEACHING LIFE SAFETY: SYSTEMATIZATION OF RESEARCH
Gromov Yu.V.
Herzen State Pedagogical University of Russia
In recent years, philately has been increasingly used in thesis research in various fields of study abroad, as well as in graduate qual-
ification projects in many universities around the world. This article deals with the results of the study of the use of philately as a didactic tool in teaching health and safety. The use of philately in the research of graduate qualification projects (GQP) of students on the following subject matter: patriotic, military-patriotic, spiritual and moral guidance; activation of cognitive activity; formation of health culture. The use of philatelic means during classes and in extracurricular work for the fundamentals of health and safety at school. Possibilities of using philately in distance learning at school. The studies we are covering are carried out on the basis of the Herzen Philatelist educational platform with the Museum of the Faculty of Health and Safety of Herzen University, 2011-2019.
Keywords: philately, didactic tools of teaching, health and safety, research based on philatelic means.
References
1. Gromov Yu.V. The use of philately in thesis research abroad // Scientific opinion. 2021. № 11. P. 130-135.
2. When the Field Mail Comes...: 6th Research and Practice Seminar on the History of Post and Philately of 9 October 2015 / L.N. Bakayutova, N.E. Brookmuller, N.N. Kuritsina. Saint Pe-
tersburg: A.S. Popov Central Museum of Communications,
2015. 264 p.
3. Youth and Philately Today: Theory, Practice and Evolution: Materials of the 1st International Research and Practice Seminar on Educational Philately (Saint Petersburg, the Herzen State Pedagogical University of Russia, 21 September 2016) ed. P.V. Stankevich, Yu.V. Gromov. Kazan: Buk Publishing House,
2016. 104 p.
4. Postage stamp and postcard: creators, publishers, collectors: Collection of Guidance Materials of the 9th Research and Practice Seminar. Saint Petersburg, 9 October 2018. / L.N. Bakayutova, A.A. Shmakova]; A.S. Popov Central Museum of Communications; academic editor L.N. Bakayutova. Saint Petersburg,
2018. 399 p.
5. Post. Philately. Deltiology. Historical and Cultural Significance: Collection of Guidance Materials of the 10th Research and Practice Seminar. Saint Petersburg, 9 October 2019. / compiled by L.N. Bakayutova]; A.S. Popov Central Museum of Communications; academic editor L.N. Bakayutova. Saint Petersburg,
2019. 381 p.
6. Philately and youth: 7th Research and Practice Seminar on the History of Post and Philately/; [compiled by L.N. Bakayutova, N.N. Kuritsina]. Saint Petersburg: Central Communications Museum, 2016. 196 p.