Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША'

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
247
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША»

Л.С. Лыкошина

НАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕНЬШИНСТВА В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ПОЛЬША

Ключевые слова: Польша, национальные и этнические меньшинства, Конституция РП, белорусское меньшинство, украинское меньшинство, литовское меньшинство, немецкое меньшинство, еврейское меньшинство, кашубы, лемки.

Keywords: Poland, national and ethnic minorities, the Constitution of the Republic of Poland, Byelorussian minority, Ukrainian minority, Lithuanian minority, German minority, Jewish minority, Kashubians, Lemkos.

Польша - страна этнически однородная: национальные и этнические меньшинства1, согласно результатам переписи 2011 г., составляют менее 3% населения. Однако наличие национальных меньшинств, большинство из которых проживают на польской земле на протяжении веков, придает особые нюансы политической жизни страны2.

В РП насчитывается девять национальных меньшинств (белорусы, чехи, литовцы, немцы, армяне, русские, словаки, украинцы, евреи) и четыре этнических меньшинства (караимы, лемки, цыгане,

1 В международном праве нет общепринятого определения понятия «национальное меньшинство», не решен вопрос и о предпочтительности терминов «национальное» или «этническое» меньшинство. Как правило, первое предполагает наличие собственного государства, второе - нет; именно такой подход принят и в польской Конституции 1997 г.

2 В данной статье автор не ставит перед собой задачу рассмотрения проблем национальных меньшинств РП во всей полноте, ограничиваясь лишь наиболее политически и социально значимыми аспектами заявленной темы.

татары). В особую группу выделяются кашубы, проживающие в Поморском воеводстве и использующие региональный язык.

Основным документом, определяющим положение национальных меньшинств, является Конституция 1997 г. В преамбуле содержится апелляция к народу, понимаемому как сообщество граждан: «Мы, польский народ, все граждане Речи Посполитой»1.

Специально национальным меньшинствам посвящена ст. 35 Конституции, в которой говорится о «праве лиц, принадлежащих к национальным и этническим меньшинствам, на сохранение своего языка, культуры, обычаев, религии, на создание собственных образовательных, культурных, религиозных институтов, права на участие в решении проблем, касающихся национальных меньшинств».

В январе 2005 г. сейм принял закон о национальных и этнических меньшинствах, вступивший в силу с 1 мая 2005 г. Работа над законом длилась более 10 лет, была сложной и насыщенной спорами и конфликтами. В законе дается определение национальных и этнических меньшинств, устанавливаются принципы географической номенклатуры (т.е. географических названий), а также статус единственного в Польше регионального языка, каковым является, согласно закону, кашубский. В сентябре 2015 г. сейм одобрил новеллизацию принятого 10 лет назад закона. Предлагаемые изменения предусматривают расширение сферы применения языков этнических меньшинств и регионального языка. Речь идет, прежде всего, о применении названных языков в контактах с органами местного самоуправления.

Однако президент Польши А. Дуда наложил вето на новый закон под предлогом финансовых проблем в случае его введения. Литовское и немецкое национальные меньшинства выступили против президентского вето. Альгирдас Вачекаускас, лидер литовской общины Польши, заявил в интервью Франс Пресс, что это плохой знак и говорит об отсутствии уважения к меньшинствам и к их правам. «Уважение к меньшинствам подразумевает использование ими национального языка в официальных случаях», - уточнил он2.

Одним из наиболее многочисленных национальных меньшинств в Польше является белорусское, проживающее на юго-востоке Подляшского воеводства. Во время переписи 2011 г. 43 800 че-

1 Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. - Режим доступа: http://www.sejm.gov.pl/prawo/konst/rosyjski/kon1.htm

2 В Польше национальные меньшинства выступили против вето президента. - Мode of access: http://www.svoboda.org/content/article/27331931.html

ловек декларировали себя белорусами1. Лица белорусской национальности занимают должности в органах местного самоуправления на уровне гмин2 и повятов3, а также в сеймике4 Подляшского воеводства. Как полагает один из ведущих специалистов в данной области Е. Чиквин, более корректно говорить не о белорусском, а о православно-белорусском меньшинстве, акцентируя тем самым не только национальный, но и религиозный момент. Белорусами декларируют себя около 30% жителей Белостоцкого воеводства, исповедующих православие. Вместе с тем около 60% православных жителей этого воеводства считают себя поляками5. Термин «православно-белорусское меньшинство» соответствует переменам, происходящим в сознании жителей Подляшского воеводства, и имеет совершенно конкретное содержание в общественной жизни.

Вокруг православной церкви, церковных братств и издания «Православное обозрение» группируются те жители воеводства, которые основой самоидентификации считают религиозный фактор, привлекая к своей деятельности не только белорусов, но и украинцев, лемков, православных поляков. Представители данной общности сотрудничают с минской интеллигенцией, считают неправомерной критику режима Лукашенко.

Вместе с тем в том же Подляшском воеводстве вокруг Белорусского общественно-культурного товарищества, Белорусского союза, а также журналов «Нива» и «Часопис» сформировалась общность, акцентирующая прежде всего национальную, белорусскую принадлежность. Данная группировка всемерно поддерживает суверенитет Белоруссии, независимость ее от России, весьма критически оценивая при этом деятельность президента Лукашенко.

Белорусское национальное меньшинство в Польше более всех других национальных меньшинств склонно к ассимиляции. Именно белорусское меньшинство в минимальной степени воспользовалось возможностями национального развития, открывшимися в связи с демократизацией общественной жизни.

1 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

2 Гмина - наименьшая единица административного деления в Польше.

3 Повят - средняя административно-территориальная единица в Польше.

4 Сеймик - региональное собрание депутатов.

5 Czykwin E. Bialoruska mniejszosc narodowa jako grupa stygmatyzowana. -Bialystok, 2000. - S. 53.

Исследования показывают, что уже с детства многие белорусы ощущают свою уязвимость. Преподавание на белорусском языке ведется в 47 образовательных учреждениях, где обучаются 3148 белорусов1. Белорусские дети стараются в школе говорить по-польски, учителя очень часто порицают детей за то, что они разговаривают «по-простому», т.е. по-белорусски. Дети испытывают дискриминацию в связи с тем, что православные праздники отмечаются не в те дни, что католические, и нередко слышат от учителей, что «живя в Польше, надо отмечать праздники в те дни, что и все поляки, а не придумывать себе какие-то иные праздники».

Этнические белорусы все более утрачивают язык отцов и дедов. Это результат, прежде всего, массовой миграции в города в связи с отсутствием жизненных перспектив в деревне. Даже живущие в деревне белорусы, говоря на родном языке, читают и пишут, как правило, по-польски.

Препятствием для полной ассимиляции является православная церковь. Большинство белорусов принадлежат к Польской автокефальной православной церкви. Языком богослужения является церковнославянский, проповеди читаются в основном по-русски. Это обусловлено тем обстоятельством, что русский понимают все православные, он традиционно использовался для проповедей, он един, тогда как белорусский имеет множество диалектов, и подчас жители соседних деревень говорят по-разному.

Права православной церкви защищены законом, и с формально-правовой точки зрения православные такие же граждане Польши, как и католики. Это зафиксировано и в специальном законе о взаимоотношениях церкви и государства, принятом в 1991 г., и в Конституции 1997 г., и в законе о национальных меньшинствах 2005 г. Православные священники имеют возможность осуществлять свою миссию в армии, больницах, тюрьмах, пожарной охране. В епархиях действуют центры социальной защиты, дома милосердия. В школах налажено изучение основ православной религии, ведущееся преподавателями, получающими зарплату от государства. В тех районах Польши, где православных детей не так много, уроки религии проводятся в случае наличия группы не менее семи человек. Были попытки ввести вместо уроков религии этику, но

1 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

они не увенчались успехом, ибо не нашлось нужного количества желающих посещать такие уроки вместо уроков религии.

Так же как и католическая, православная церковь переживает ослабление своего влияния, особенно среди молодежи. У православных те же, что и у католиков, проблемы с преподаванием религии в школах, хотя и проявляющиеся не так остро и болезненно.

В стране действуют православные братства, история которых уходит в глубокое прошлое. Братства сохранялись и в межвоенной Польше, и в социалистической. В их задачу входит благотворительная деятельность, просвещение, издание религиозной литературы. Центром деятельности православных братств является г. Белосток. Одним из инициаторов возрождения братств в Белостоке был в свое время нынешний глава Польской православной церкви митрополит Савва.

Неплохо складываются отношения православных с польскими властями. Нынешний президент Польши А. Дуда, приветствуя осенью 2015 г. закладку в Варшаве православного храма (впервые за последние 100 лет), отметил, что «это важный день для всех, кто знает и высоко ценит исторические традиции нашей Родины». «Многонациональная и многоконфессиональная Польша всегда была, есть и осталась сейчас, общим домом и общим благом своих граждан»1. Б. Коморовский в бытность свою президентом Польши посетил святую гору Грабарку, место поклонения православных, где есть святой источник и хранятся чудотворные иконы. Б. Комо-ровский в своем выступлении во время посещения монастыря отметил роль православия в польской истории и напомнил одну из самых часто повторяемых сентенций Иоанна Павла II о том, что Европа должна дышать двумя легкими: католическим и право-славным2. Дышать с одинаковой глубиной в Польше не всегда получается. Свидетельством тому является не столь давний эпизод: по традиции паломники, идущие на святую гору Грабарку, приносят на своих плечах кресты, обходят с ними храм, а затем устанавливают около монастыря. Преображенский монастырь окружен настоящим лесом крестов. Это святое для православных место в 1990 г. пережило разрушительный пожар, устроенный одним местным жителем. Сгорели и старинная церковь, и многие святыни.

1 Впервые за сто лет в Варшаве построят православную церковь. - Режим доступа: http://www.radiopolsha.p1/6/136/artykul/231710

2 Президент Польши посетил Святую гору Грабарку. - Режим доступа: http://sobor.by/page/Prezident_Po1shi_poseti1_Svyatuyu_goru_Grabarkufu11

Но к настоящему моменту все восстановлено. Хотя случаи агрессии по отношению к православным святыням бывали в Польше и после пожара на Грабарке. Так, в декабре 2011 г. было совершено нападение на православный скит Антония и Феодосия Киево-Печер-ских в селе Одринки. Злоумышленники сорвали крест с ворот у входа в скит, перерезали электрокабель, сдвинули в пруд трактор, принадлежащий скиту1.

Не следует преувеличивать значимость подобного рода случаев. Тем более они ни в коей мере не могут свидетельствовать о целенаправленной дискриминационной политике польских властей. Но это свидетельство определенных настроений и состояния общественного сознания.

Гора Грабарка расположена на территории Подляшского воеводства, где проживает в основном белорусское население. Однако вопрос о национальной принадлежности православных этого региона отнюдь не прост. Е. Чиквин - единственный православный депутат польского сейма предыдущего созыва (прошедший по списку социал-демократов) - на вопрос о национальности отвечает следующим образом:«Я себя отношу к восточным славянам. По документам я белорус, потому что эта культура и эта традиция мне самая близкая. Но для меня также близка и русская культура, и украинская. В моей деревне на свадьбах, на гулянках, на крестинах всегда пели песни белорусские, русские и украинские. И все они принимались за "наши". Главным было определение, что "мы -не поляки"»2.

На территории, где компактно проживают православные, -район Белостока, Гайновки, район Беловежской пущи, - государственные границы за последнее столетие передвигались несколько раз. С 1939 по 1941 г. Белосток входил в состав СССР.

На севере того же Подляшского воеводства компактно проживает литовское национальное меньшинство, насчитывающее, по данным переписи 2011 г., 7374 человека3.

1 Boltryk M. Napad na skit. - Режим доступа: http://www. przegladprawoslawny. pl/articles.php?id_n=2731&id=8

2 Чиквин Е. В Польше украинцы и белорусы называют себя «русскими людьми» или «православными». - Режим доступа: http://slon.ru/articles/260676/

3 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

Это автохтонное население данного региона, в большинстве своем сельское. Число польских граждан, причисляющих себя к литовцам, год от года неуклонно снижается вследствие процессов ассимиляции.

Немало усилий для приостановки этого процесса предприняло Литовское общественно-культурное сообщество (действующее в Польше уже более 40 лет). В 90-е годы возникли и новые организации: Товарищество св. Казимира, апеллирующее к традициям одноименной организации, действовавшей еще в межвоенный период, Содружество литовцев в Польше (с 1993 г.), Товарищество литовской молодежи в Польше (с 1994 г.), Товарищество литовцев в Польше (с 1995 г.).

Литовцы, живущие в Польше, как и польское правительство, с энтузиазмом поддерживали создание независимого литовского государства после распада СССР. Однако со временем отношения Варшавы и Вильнюса несколько осложнились и проблема национальных меньшинств стала нередко использоваться как инструмент в политической игре: как только Варшава выступала с требованиями уважения прав поляков в Литве, Вильнюс сразу поднимал проблему дискриминации литовцев в Польше.

Наиболее значимым фактором национальной идентичности является язык. В местах компактного проживания литовцев, в частности в Пуньске, жители, как правило, говорят по-литовски. В середине 90-х годов 98% литовцев декларировали хорошее знание устной литовской речи, а 90% - письменного языка1. 5408 жителей Польши в ходе переписи населения 2011 г. назвали родным литовский язык. Среди них 1405 носителей литовского языка живут в городах и 4003 - в сельской местности. 5303 человека указали, что используют литовский в качестве языка домашнего общения (из них 3597 человек назвали литовский единственным домашним языком, 1706 человек назвали литовский одним из языков домашнего общения наряду с другими, подавляющее большинство из них при этом указало, что использует литовский в кругу семьи наряду с польским - 1695 человек)2.

Поскольку литовцы в гмине Пуньск составляют абсолютное большинство населения, в соответствии с Законом от 6 января

1 Tarka K. Litwini w Polsce. - Opole, 1998. - S. 227.

2 Ludnosc. Stan i struktura demograficzno-spoleczna. Narodowy Spis Powszechny Ludnosci i Mieszkan 2011. - Warszawa: Glowny urzqd statystyczny, 2013. - Mode of access: http://download.bartoszyce.pl/2011_nsp_informacje_o_ spisie.pdf

2005 г. «О национальных и этнических меньшинствах и региональном языке» им дано право устанавливать двуязычные названия географических объектов и использовать родной язык в качестве вспомогательного в административных и официальных учреждениях. Возможность использования литовского как вспомогательного языка была законодательно утверждена в гмине Пуньск 25 мая

2006 г. К 20 мая 2008 г. 30 сел гмины ввели дополнительное официальное название своего населенного пункта на литовском языке. Однако не всем это понравилось: в августе 2011 г. 28 двуязычных польско-литовских указателей были закрашены белой и красной красками, а обелиск, установленный в честь литовского поэта Аль-бинаса Жукаускаса в селе Бубеле, облит красной краской. Злоумышленники не побоялись обозначить свою принадлежность к националистической организации «Фаланга». В июне 2013 г. подобного рода действия вновь имели место. Литовские власти незамедлительно отреагировали на инцидент, выразив свою обеспокоенность. Между тем в самой Литве польское национальное меньшинство испытывает весьма серьезное ущемление своих прав: полякам запрещено писать свои фамилии в их польском звучании, использовать надписи на польском языке при обозначении названий улиц, даже там, где поляки составляют абсолютное большинство1.

Литовское меньшинство в Польше имеет возможность обсуждать свои проблемы в периодике на родном языке.

Основным изданием на литовском языке является газета «Аушра». На страницах ее публикуются главным образом материалы по социально-политической, культурной, исторической проблематике. Есть еще ряд периодических изданий, правда, менее популярных, выходят книги на литовском языке, ведется радио-и телевещание: с 2003 г. транслируется программа под названием «Литовская панорама». Польское радио «Белосток» выпускает трижды в неделю радиопередачу «Голос польских литовцев».

В местах компактного проживания литовцев действуют начальные и основные школы с преподаванием на литовском языке, разработаны учебники и программы по истории и географии Литвы. Преподавание на литовском языке ведется в 19 образовательных учреждениях, где обучаются около 700 учащихся, причем литовский язык является единственным языком преподавания. Выпускники

1 Кретинин Г.В. Современный польско-литовский конфликт в контексте проблемы положения польского национального меньшинства в Литве. - Режим доступа: http://en.riss.rU/images/pdf/journal/2013/1/05.pdf

действующего в Пуньске (Подляшское воеводство) литовского лицея имеют возможность продолжить образование на родном языке в вузах Литвы.

Среди жителей сложного по своему национальному составу Подляшского воеводства есть и представители одного из наиболее многочисленных национальных меньшинств Польши - украинского, хотя большая часть украинцев (39% от общей численности в 38 789 человек, по переписи 2011 г.) проживают в Варминско-Мазурском воеводстве1. Даже переселившись в города и оставив занятие своих предков - сельское хозяйство - украинцы сохранили достаточно ярко выраженную национальную специфику. Взаимоотношения поляков и украинцев отягощены трудным историческим наследием, связанным прежде всего с периодом Второй мировой войны. Речь идет главным образом об операции «Висла» и Волынской резне - событиях, не ушедших из памяти людей и вызывающих и сегодня горячие споры.

До операции «Висла»2 украинцы проживали главным образом в юго-восточных регионах Польши, являясь автохтонным населением этого региона. В ходе операции они были насильственно перемещены в северные и западные регионы, т.е. Варминско-Мазур-ское, Западнопоморское и Нижнесилезское воеводства.

Операция, официально декларируемой целью которой было уничтожение базы украинского националистического подполья, проводилась весьма жесткими методами: обычно армия окружала село, жители, взяв самое необходимое, должны были покинуть его в течение нескольких часов. Подлежащие переселению отправлялись на сборные пункты, окруженные колючей проволокой, где проводилась верификация населения и отбор «ненадежных». На «возвращенных землях» украинцы селились некомпактно, их пытались рассеять среди польского населения, и часто переселенцы оказывались в очень тяжелых, неприспособленных для жизни условиях. Для «подозрительных» украинцев был создан «транзитный лагерь» в Явожно, где интернированные подвергались пыткам.

1 Ludnosc. Stan i struktura demograficzno-spoleczna. Narodowy Spis Powszechny Ludnosci i Mieszkan 2011. - Warszawa: Glowny urzqd statystyczny, 2013. - Mode of access: http://download.bartoszyce.pl/2011_nsp_informacje_o_spisie.pdf

2 Военно-административная акция 1947 г. по выселению непольского населения (украинцев, лемков и т.д.) из юго-восточных регионов Польши на северные и западные территории, до войны входившие в состав Германии. Таким образом польские власти пытались подорвать базу украинских националистических формирований ОУН-УПА. В 1990 г. польский сейм осудил операцию «Висла».

В ходе операции «Висла» выселению подверглись многие украинцы, не имеющие никакого отношения к националистическому подполью. В 50-е годы, когда украинцам было разрешено вернуться в родные места, реализация этого возвращения оказалась весьма затруднительной, и вплоть до настоящего времени многие не могут обрести утраченное в 1947 г. имущество.

Поляки тоже имеют свои исторические претензии к украинцам за Волынскую резню 1943-1944 гг., когда украинцы вырезали до 100 тысяч поляков на Волыни1. 15 июля 2013 г. Сейм Польши принял специальную резолюцию, посвященную 70-летию «Волынского преступления», где отмечается, что преступления, совершенные ОУН и УПА, имели «организованный и массовый масштаб», что придало им «характер этнической чистки с признаками геноцида». В последние годы, в связи с тенденцией к росту националистических настроений на Украине и попытками героизации украинских националистов, проблема Волынской резни обрела особую остроту. Особенно ярко это проявилось после того, как Верховная рада Украины через несколько часов после выступления польского президента Б. Коморовского приняла законопроект «О правовом статусе и чествовании памяти участников борьбы за независимость Украины в ХХ веке», которыми теперь признаны, в частности, организации украинских националистов УПА и ОУН. Польские социал-демократы сочли это «пощечиной Польше», и такое мнение отнюдь не чуждо многим в стране. Правда, вскоре Ко-моровский заявил, что «несчастье этого закона заключается в том, что он делает невозможным польско-украинский исторический диалог, без которого нет примирения и решения важных вопросов»2.

Следует еще раз отметить, что не все поляки готовы забыть о сложных моментах в истории польско-украинских отношений Новейшего времени, в частности, о зверствах Украинской повстанческой армии (УПА), Волынской резне. Свидетельством этого является акция, проведенная в Грушовицах, бывшей в довоенный период украинской деревней. Здесь после демократической революции 1989 г. необандеровцы нелегально установили памятник УПА в форме ворот с трезубцем (эмблема бандеровцев) и надписью «Слава героям УПА, бойцам за свободную Украину». В связи с

1 Мотыка Г. От Волынской резни до операции «Висла»: Польско-украинский конфликт 1943-1947. - М., 2014. - 335 с.

2 Коморовский: Героизация УПА исключает исторический диалог с Украиной. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/04/23/n_7134273.shtml

событиями на Украине на монументе в Грушовицах появилась надпись «Смерть палачам Волыни и Донбасса», а неподалеку от него были установлены таблички с фотографиями жертв Волынской резни 1943 г. и жителей Новороссии, погибших в 2014 г.

Организации националистов Лагерь Великой Польши (OWP)1 и Славянский союз (ZS)2 провели осенью 2014 г. в Варшаве несколько акций протеста против политики польских властей на Украине. Акции прошли под антибандеровскими и антиамериканскими лозунгами.

Заметным явлением современной политической жизни страны стало оживление движения кресовян (выходцев из Восточных Кре-сов - восточных окраин Речи Посполитой). Участники состоявшегося в Варшаве учредительного съезда Патриотического союза организаций кресовян и ветеранов (PZOKiK) поставили перед собой цели противостоять украинским националистам - наследникам ОУН-УПА и добиваться принятия на официальном уровне формулировки «геноцид поляков» в отношении преступных действий украинских националистов на Восточных Кресах в 1939-1947 гг.

Таким образом, можно констатировать, что прошлое не ушло и продолжает влиять на специфику взаимоотношений поляков и украинцев, проживающих в Польше.

Как отмечалось выше, украинцы демонстрируют выраженную волю к сохранению своей национальной идентичности: в 169 учебных заведениях с числом учащихся 2757 ведется преподавание на украинском языке, украинцы имеют несколько периодических изданий, наиболее значительны из которых еженедельник «Наше слово» и выходящий раз в два месяца журнал «Над Бугом и Нарвой». В Польше действует целый ряд организаций, созданных преимущественно в 80-90-е годы XX в. Это, прежде всего, Союз украинцев в Польше, Организация украинской молодежи «Пласт», Украинское историческое общество3.

Вышеупомянутая акция «Висла» затронула не только украинцев, но и лемков, отношение которых к УПА в годы войны было по крайней мере неоднозначным.

1 Лагерь Великой Польши - националистическая организация, созданная в 2003 г. Апеллирует к идеям Р. Дмовского.

2 Славянский союз основан в 2006 г. Его приверженцы придерживаются идеологии панславизма.

3 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

Проблема идентификации лемков весьма сложна. Хотя бы потому, что сами лемки решают ее по-разному: некоторые из них твердо уверены в том, что лемки - особый народ, другие столь же уверенно относят себя к украинцам, а третьи, считая себя таковыми, не отрекаются при этом от своего лемковского происхождения. Представители каждого из названных направлений имеют свои организации. Украинцы, как правило, не желают признавать самобытности лемков, считая, что претензии на таковую ослабляют украинское сообщество, и без того не очень многочисленное.

По данным переписи 2011 г., в Польше насчитывались 9641 гражданин, считающие себя лемками1. Проживают представители этого народа в основном на территории Новосондецкого воеводства. Пострадавшие во время проведения акции «Висла» лемки требуют возвращения своего имущества и некогда принадлежавших им лесов, а также территорий старых лемковских кладбищ, которые были проданы как сельскохозяйственные угодья. Лемки, так же как и украинцы, требуют компенсации за заключение их (в ходе операции «Висла») в концентрационные лагеря.

Драматическая история этого народа, проживающего в настоящее время на территории не только Польши, но и Украины, и Словакии, знает и более ранние эпизоды, связанные с концентрационными лагерями: в годы Первой мировой войны около двух тысяч лемков, цвет лемковской интеллигенции, погибло в концентрационном лагере Таллергоф, попав туда по воле австрийских властей за свои пророссийские настроения. После окончания войны, в 1918 г., лемки попытались было реализовать стремление соединить свою судьбу с Россией, создав Восточнолемковскую республику с центром в г. Команча и Восточнолемковскую русскую республику с центром в г. Новы Сондч. Но обеим республикам суждена была недолгая жизнь, и очень скоро они исчезли, а Лемковщина, т.е. земля лемков, вошла в состав Польши.

В межвоенный период лемкам удалось сохранить свою идентичность. В годы войны пророссийски ориентированная их часть активно боролась против немцев в рядах движения Сопротивления. Тяготеющие же к украинской идентичности лемки пользовались, в известной мере, покровительством немецких оккупантов. Однако после войны надежды части лемков на вхождение в состав СССР

1 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

не оправдались, а вышеупомянутая операция «Висла» нанесла серьезный удар по лемковской идентичности. Ибо переселенные на запад Польши лемки растворились во многом среди недоброжелательно настроенного к ним как польского, так и украинского населения. Ни для поляков, ни для украинцев лемки в тот период так и не стали «своими», хотя общность судьбы в какой-то мере способствовала украинско-лемковскому сближению.

В начале 80-х годов лемки не проявили большой активности в поддержке «Солидарности», однако сама атмосфера тех лет способствовала пробуждению стремления к поискам национальной идентичности. В этот период развивается деятельность Союза лем-ков и Товарищества лемков, издается значительное число публикаций лемковских авторов как на польском, так и на лемковском языках. Последний до конца XIX в. считался диалектом украинского, каковым его считают и ныне многие лингвисты. Но такой подход не является единственным. В 90-е годы XX в. предпринимались попытки кодификации лемковского языка, именно на этом языке издаются периодические издания, на нем пишут лемковские писатели и поэты. Поиски лемками своей идентичности стали возможными только в настоящее время, так как прежде не было условий даже для обсуждения.

Нынешняя интеллигенция лемковского происхождения проявляет интерес к проблеме национального самоопределения, от интеллигенции в первую очередь и зависит ее решение. Тем более что никогда прежде лемки не имели столь многочисленной интеллигенции. Как это ни парадоксально, но этот факт связан с последствиями операции «Висла», в результате которой значительная часть лемков оказалась на Западных землях и сумела получить хорошее образование1.

По данным переписи 2011 г., 144 238 граждан страны заявили о своей принадлежность к немецкой национальности2. Немцы компактно проживают на территории Опольского, Силезского, Ниж-несилезского, Варминско-Мазурского и Куявско-Поморского воеводств. Это одно из самых многочисленных национальных меньшинств в Польше. Они достаточно широко представлены в органах

1 Zurko J. Lemkowie-mi^dzy grupq etniczq a narodem // Mniejzsosci narodowe w Polsce. - Wroclaw, 1997. - S. 54-55.

2 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

местного самоуправления, с 1990 г. представители немецкого меньшинства заседают в сейме и в воеводских сеймиках. По числу детских воспитательно-образовательных учреждений с родным языком (детские сады, школы, гимназии, лицеи) немцы превосходят все другие национальные меньшинства. Немцы в большинстве своем исповедуют католицизм и лишь немногие - протестантизм. В Польше издается периодика на немецком языке.

С начала 2000-х годов действует от 50 до 60 различного рода немецких организаций (их число постоянно меняется). В 220 приходах проводится богослужение на немецком либо на немецком и польском языках1.

Существование немецкого меньшинства в Польше было признано в ноябре 1989 г. в Совместной декларации, подписанной Т. Мазовецким и Г. Колем. В начале 90-х годов проблема немецкого меньшинства не раз находилась в центре общественного внимания: местные власти выражали опасения в связи с проявлениями политической активности организаций немецкого меньшинства, ростом влияния Союза изгнанных2, случаями неуважительного отношения к польской государственной символике в гминах. Причем подобного рода опасения не ограничивались только местным уровнем. Министр иностранных дел Польши К. Скубишевский подчеркивал, что «Польша отвергает конфронтационный подход к проблеме меньшинств и использование их для вмешательства в наши внутренние дела... мы не согласимся на подход к немецкому меньшинству, как к автономной национальной группе с особым статусом. Принцип лояльности по отношению к польскому государству должен неукоснительно соблюдаться»3.

В 90-е годы отношения немцев и поляков были осложнены некоторыми конфликтными ситуациями: случались и поджоги помещений, принадлежащих организациям немецкого меньшинства, и подбрасывание бомб, и нападения скинхедов. Имели место и конфликты, связанные с географическими названиями и языком административного управления. Организации немецкого меньшинства

1 Budyta-Budzinska M. Mniejszosci narodowe - bogatstwo czy problem? - W-wa, 2003. - S. 178.

2 Союз изгнанных - общественная организация, объединяющая немцев, депортированных после Второй мировой войны.

3 Цит. по: Borodziej W. U progu nowych stosunkow poisko-niemieckich: wyjaz-dowe posiedzenie Komisji do spraw Mniejzsosci narodowych i Etnicznych Sejmu RP. 6-7 listopada 1990 r. // Problemy narodowosciowe w Europie. - Poznan, 2002. - S. 674.

с начала 90-х годов стремились к введению немецкого языка как второго административного и к двуязычию в топографических названиях, а поляки этому противостояли.

В свое время польский министр иностранных дел Скубишев-ский в письме министру иностранных дел ФРГ Геншеру разъяснил, что польская сторона «не видит возможности допущения... официальных топографических названий и на немецком языке»1.

Официально двуязычных названий нет, но немцы помещают названия улиц и городов и на немецком языке на своих участках, что невозможно запретить. Нередко материальным воплощением некой национально окрашенной идеи становятся памятники, а вернее - отношение к ним, что в общем типично для жителей По-граничья. Немецкое население неоднократно пыталось восстановить памятники периода Первой и Второй мировых войн, а поляки всячески стремились этому воспрепятствовать.

С проблемами немецкого меньшинства достаточно тесно связан и целый комплекс проблем другого национального меньшинства - силезцев, соседствующих с немцами и подчас стремящихся стать таковыми. Однако не всегда вопрос о национальной идентификации решается именно в таком ключе. Ощущая свою обособленность и от польского, и от немецкого народа, силезцы претендуют на свою собственную национальную идентичность.

Государственная принадлежность этого региона, где жили в основном поляки и немцы, но также чехи, евреи и ряд других национальностей, неоднократно менялась. В начале X в. Силезия находилась в сфере влияния Великой Моравии, а в конце этого столетия - польских Пястов. С Польшей Силезия была связана три столетия, затем снова входила в состав Чехии. В ХУ1-ХУШ вв. Силезия - часть империи Габсбургов, со второй половины XVIII в. часть Силезии входит в состав Пруссии. После Первой мировой войны, согласно условиям Версальского договора, судьба Силезии должна была решаться на основе результатов плебисцита. Таковой состоялся в 1921 г. в весьма напряженной обстановке противостояния польской и немецкой сторон. В итоге за Польшу высказались 40,3% жителей Силезии, за Германию - 59,4%. Но главным был результат голосования по гминам. За присоединение к Польше выступили 674 гмины, за присоединение к Германии - 824. Польская сторона, недовольная результатами плебисцита, организовала

1 Ви<!у1а-Ви11:гушка М. Мтф/ова паго(1оше - Ьо§а181жо е:у ргоЫеш? - W-wa, 2003. - S. 209.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

восстание1, осужденное международным сообществом и расцененное премьер-министром Великобритании Ллойд Джорджем как покушение на Версальский мир. Окончательно силезский вопрос решался Лигой Наций и, согласно этому решению, немцы получили 71% территории региона, а поляки - 29%. Но хотя территориально выиграла Германия, экономические преимущества были на стороне Польши: именно ей досталась большая часть угольных шахт, разработок олова, цинка, железа. Германия, учитывая результаты плебисцита, сочла такое решение крайне несправедливым. Часть Силезии отошла к Чехословакии. В результате Силезия была разделена между Польшей, Германией и Чехословакией.

В межвоенный период Силезия в Польше пользовалась правами автономии. Действовал силезский сейм с весьма широкими полномочиями. Воеводство имело собственный бюджет и только около 40% доходов перечисляло в центр.

Именно к опыту межвоенной автономии обращаются нынешние поборники особого статуса региона. После 1989 г. в Силезии стали возникать различные региональные организации, однако до середины 90-х годов ни одна из них не вела речь о силезцах как национальном меньшинстве, а скорее как о региональной группе. Новой попыткой оживления движения стало создание в 1996 г. Союза населения силезской национальности (СНСН), поставившего вопрос о необходимости признания силезцев национальным меньшинством.

СНСН выступает за превращение Силезии «в субъект объединенной Европы, обладающий такими атрибутами, как собственный парламент, финансы и правительство»2. Во время празднования 75 годовщины присоединения Силезии к Польше, организация выдвинула лозунг «Долой варшавский колониализм», выступала с идеей «Европы 100 флагов», подразумевающей не только автономию, но и независимость Силезии. Причем всей исторической Си-лезии, включая и ту ее часть, которая в настоящее время входит в состав Чехии. СНСН был зарегистрирован 20 июня 1997 г. Воеводским судом в Катовице. Но эта акция вызвала протест со стороны Катовицкого воеводы, добившегося отмены регистрации со

1 До этого были еще первое и второе силезские восстания, соответственно в 1919 и 1920 гг. Восстания были направлены против властей Веймарской республики и имели целью вхождение Силезии в состав Польши.

2 Wrzesinski W. Argument historyczny w propagandzie Ruchu Autonomii Slqska // Slqski kwartalnik historyczny Sobotka. - Wroclaw, 2004. - R. 59, N 3. - S. 498.

стороны вышестоящих инстанций. Тогда основатели СНСН обратились в Европейский суд в Страсбурге, но в 2001 г. получили отказ этого суда, посчитавшего, что истинной целью создания Союза является не борьба за права силезцев, а получение избирательных преференций. В постановлении Страсбургского суда указывалось, что стабильность демократического государства является приоритетной ценностью. Несмотря на решение Страсбургского суда, лидеры организации продолжили свою деятельность и установили контакты с Союзом изгнанных в Германии.

Конфликт, связанный с СНСН, вызвал в Польше оживленную дискуссию и обнаружил различное отношение к проблеме. Далеко не все в стране верили в бескорыстие лидеров организации, в их стремление только к развитию культуры силезцев. Регистрация СНСН как организации национального меньшинства давала бы этой организации преимущества на выборах, позволила бы требовать финансирования от государства, эфирного времени и т.д.

Деятельность Союза рассматривалась как способ удовлетворения интересов определенных социальных и политических групп, имеющих серьезные политические амбиции. Определенным подтверждением этого постулата может служить тот факт, что в 2008 г. активно действующее ныне на территории региона Движение за автономию Силезии (ДАС), вдохновленное примером Косово, обратилось к властям с просьбой о предоставлении Силезии статуса автономии.

ДАС рассчитывает на потенциальную возможность изменения конституции страны, с тем чтобы регионы смогли получить автономию. Автономия, полагает лидер ДАС Е. Гожелик1, это не привилегия, как в межвоенный период, а «форма зрелой децентрализации». «В таком централизованном государстве, как Польша, -замечает Е. Гожелик, - все регионы дискриминируются центральной бюрократией. Граждане имеют незначительное влияние на использование заработанных ими средств. В случае Верхней Силезии дополнительным аспектом является образовательная, культурная и историческая политика, не учитывающая специфику региона»2.

Лидер ДАС убежден в необходимости остановить деградацию региона. С Гожеликом солидарен и известный польский киноре-

1 Е. Гожелик (р. 1968 г.) - специалист по истории культуры, знаток силез-ского барокко.

2 Gorzelik J. My, narod slqski. - Mode of access: http://www.przeglad-tygodnik. pl/pl/artykul/my-narod-slaski

жиссер и писатель, депутат парламента К. Куц - пожалуй, наиболее яркая фигура, связанная с силезским движением1. К. Куц полагает, что «Бог наказал силезцев ПНР-ом» и они получили сполна и за силезские восстания, и за службу в вермахте2, оказавшись в Народной Польше вечно во всем подозреваемыми людьми второго сорта3. В литературе нередко приводится высказывание Е. Гоже-лика, имевшего неосторожность вспомнить слова Ллойд Джорджа, сказанные в 1919 г. Британский премьер сравнил тогда Силезию с часами, а Польшу с обезьяной и выразил опасения, что обезьяна может сломать часы, если возьмет их в руки. Гожелик убежден, что через 80 лет обезьяна все же сломала часы и сейчас стоит задача их починки, тем более что «есть люди, готовые выбросить часы на помойку»4. Гожелик открыто говорит о своей силезской идентичности. «Я силезец, не поляк, - заявляет он. Моя родина - Верхняя Силезия. Я Польше не присягал и ее не предаю. Государство, называемое Польшей, гражданином которого я являюсь, отказало мне и моим коллегам в праве на самоопределение. И поэтому я не чувствую обязанности быть лояльным этому государству»5.

В некоторых кругах польского общества определенную напряженность вызвали такие акции, связанные с ДАС, как демонстрация фильма «Польские концентрационные лагеря», в котором речь шла о лагере в Ламбриновичах, где после войны содержались силезцы, проходившие верификацию. Негативную реакцию вызывают размещаемые в Интернете провокационные фотографии с немецкой символикой, продажа в интернет-магазине маек с надписями на немецком языке «Mein Vaterland ist Oberschlesien» или на польском «Я не поляк, я силезец», с картой Силезии, где в границы региона включена Опава, ныне пребывающая в пределах Чехии. Далеко не всем в Польше понравилось основание в 2007 г. футбольного клуба «FC Katowice». Клуб с таким названием был основан в 1905 г., а потом закрыт в 1939 в связи с тем, что в руководстве

1 По опросам «Газеты выборчей» Куц признан самым выдающимся гражданином Силезии.

2 В годы Второй мировой войны Силезия вошла в состав Рейха и жители обязаны были служить в немецкой армии.

3 Szczepanski M.S. Regionalizm górnoslqski: los czy wybór? // Nadciqgajq slqzacy. Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 41.

4 Цит. по: Kijonka T. Po siedmiu latach kampanii // Nadciqgajq slqzacy. Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 52.

5 Gorzelik J. My, naród slqski. - Mode of access: http://www.przeglad-tygodnik. pl/pl/artykul/my-narod-slaski

оказались национал-социалисты. Одной из наиболее заметных форм деятельности ДАС является организация Маршей автономии Си-лезии, в которых участвуют в разные годы от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, проходящих по улицам силезских городов с лозунгами и призывами к борьбе за автономию: «Автономия 2020», «Да здравствует Верхняя Силезия!»

В деятельности ДАС в последнее время явно усиливается ориентация на современную Европу, а не на польский исторический опыт. Ключевым моментом в идентификации силезцев становится не понятие «силезец-немец», или «силезец-поляк», а «силе-зец-европеец». ДАС имеет свои представительства в США, Бельгии и Германии.

Е. Гожелик решительно отмежевывается от критерия этнич-ности при определении принадлежности к силезскому народу, от культурной и языковой замкнутости. Силезец, полагает Е. Гожелик, может быть отчасти поляком, отчасти немцем, отчасти чехом. Вовсе не обязательно полностью идентифицировать себя с одной национальностью. Лидер ДАС - сторонник концепции «политического народа», он выступает за принцип множественности: «... в центре силезской национальной идеологии пребывает разнородность, а ее признание становится сущностью силезскости» . Взгляды Е. Гоже-лика вполне кореллируют с представлениями польских исследователей, для которых Силезия - регион культурного пограничья с чрезвычайно сложной исторической судьбой. Определение национальной идентичности в таком регионе - дело непростое. Чувство идентичности не дается от рождения, оно мучительно формируется в ходе сознательного выбора и самопознания. Лишь в XIX в. в Си-лезии приобретает некое значение понятие «национальность», и то оно касалось людей образованных. Для других, скорее всего, свойственно было чувство этнической принадлежности2.

Несомненна разница менталитетов поляков и силезцев. Шляхетская демократия, романтизм, культ мученичества не столь близки сердцу силезца. Здесь более распространены ценности прагматизма, упорного повседневного труда. Возможно, в этом одна из причин того, что, как отметил польский историк А. Хвальба, «Путь многих польских силезцев от Heimatland, или малой родины, к польскому

1 Gorzelik J. Ruch slqski- mi^dzy nacjonalizmem i regionalizmem // Nadciqgajq slqzacy.Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 32.

2 Simonides D. Slqskie klopoty z tozsamosciq // Nadciqgajq slqzacy. Czy istnieje narodowosc slqska? - S. 59.

Vaterland, или большой Родине, был трудным. Многие до польской родины так и не дошли»1.

«Силезская проблема», как представляется, имеет и серьезный экономический аспект. Экономика региона основана на добыче каменного угля, а эта отрасль в последнее время переживает серьезный кризис из-за падения мировых цен на уголь. Крупнейшая в Силезии Угольная компания (Kompania W^glowa) на грани упадка. 5 млн т угля не находит потребителя2. Польский уголь дороже российского и последний составляет ему успешную конкуренцию. Первой жертвой новых экономических реалий стали шахты в Валб-жихском угольном бассейне, где уже с начала 90-х годов началась ликвидация нерентабельных предприятий, а в 2000 г. закрылась последняя шахта. Пришло время так называемых «беда-шибов» (от польского «шиб» - шахта, ствол), нелегальных шахт, сооруженных без соблюдения элементарных правил техники безопасности. Ставшие безработными бывшие шахтеры добывают там уголь и продают по более низкой, чем государство, цене, чтобы как-то прокормиться. Вместе с кризисом угледобычи уходит в прошлое не только экономическая основа жизни Силезии, но и пафос горняцкого труда, веками формировавшиеся обычаи, особенности менталитета. Весной 2014 г. горняки Катовице вышли на улицы города с антиправительственными лозунгами и пригрозили маршем на Варшаву. Премьер Туск пообещал сделать все, чтобы добиться исправления ситуации и модернизации, а не закрытия шахт, и тем самым ему удалось снять напряжение, но результаты прошедших в 2015 г. президентских и парламентских выборов свидетельствуют о том, что проблема не решена: ведь силезцы, в отличие от прежних лет, голосовали за партию «Право и справедливость», обещавшую вернуть угольной промышленности былое значение в экономике Польши.

Весьма интересной в контексте рассматриваемой темы представляется проблема кашубов. В настоящее время в северных и северо-западных регионах Польши их число превышает 330 тысяч. В новейшей истории Польши кашубам принадлежит совершенно особая роль: это древнейшее население Поморья сумело сохранить свою славянскую самобытность, несмотря на все удары исторической судьбы. Именно стойкость кашубов позволила Польше ощу-

1 Chwalba A. Historia Polski 1795-1918. - Krakow, 2000. - S. 249.

2 Dziadul J. Wi^gel na fali. - Mode of access: http://dziadul.blog.polityka.pl/ 2014/06/11/wegiel-na-fali/

тить, что она в известном смысле возвращается домой, когда Поморье оказалось включенным в границы Польского государства, ибо культура кашубов, при всей ее самобытности, рассматривалась как часть польской культуры. «То, что кашубское, то и польское» -так звучал лозунг объединения младокашубов, действовавшего в первой половине XX в. и связанного с творчеством выдающихся деятелей кашубской культуры, создавших в 1912 г. в духовной столице кашубов - Гданьске - первую культурную и политическую организацию кашубов - «Товарищество младокашубов». Деятельность этого объединения столкнулась с противостоянием как немцев, так и националистически настроенных поляков.

После Первой мировой войны лишь часть кашубов оказалась в границах польского государства, и столь много значащий для кашубского самосознания Гданьск не вошел в пределы возрожденной Польши. В межвоенный период к кашубскому национально-культурному движению настороженно присматривались и немецкие, и польские власти. Последние во многом потому, что кашубы традиционно активно поддерживали вечного соперника Пилсуд-ского Р. Дмовского и его партию национальных демократов, что не могло вызывать симпатию санационного правительства1.

Национальная самобытность кашубов не очень поощрялась и в период социализма. Власти пытались ограничить кашубское движение чисто фольклорными рамками, хотя и были заинтересованы в акцентировании славянской аутентичности Поморья. В период «оттепели», последовавший после 1956 г., возникает Кашубское объединение, собравшее в своих рядах уцелевших в годы войны активистов кашубского движения. Несмотря на не самое благожелательное отношение к нему со стороны власти, Кашубское объединение (с 60-х годов принявшее название Кашубско-Поморского и поставившее целью распространение кашубской идеологии и традиций на все Поморье) развивает весьма активную деятельность -как издательскую, научную, так и культурно-просветительскую. На рубеже 80-90-х годов кашубы играли заметную роль в научной жизни страны; знаковым событием в этом контексте является деятельность кашуба по национальности профессора Г. Лабуды на посту вице-президента ПАН. В те годы кашубское движение активно сотрудничало с церковью, особенно с центрами кашубско-поморских епархий в Пеплине и Оливии. С 1980 г. ежегодно про-

1 Borzyszkowski J. Historia kaszubów // Historia, geografía i pismiennictwo kaszubów. - Gdansk, 1999. - S. 62.

водятся Пеплинские встречи, на которых обсуждаются важнейшие проблемы развития кашубского движения.

Значимую роль в поддержке кашубского движения сыграло посещение Польши в 1987 г. папой Иоанном Павлом II. Во время визита он посетил Гдыню и Оливию, обратившись к кашубам со словами: «Дорогие братья и сестры кашубы! Храните те ценности и то наследие, которые свидетельствуют о вашей самобытности!»1 Внимание папы, пользующегося непререкаемым авторитетом в Польше, к кашубскому движению способствовало активизации последнего, что особенно отразилось на жизни кашубских епархий. Не случайно именно в те годы появился перевод Евангелия на кашубский язык. На нем говорят практически все кашубы в местах компактного проживания, хотя, как правило, кашубский язык используется, прежде всего, в рамках домашнего общения. Кашубы подчас признаются, что стесняются вне своей среды использовать этот язык. В большинстве своем кашубы двуязычны и употребляют и польский, и кашубский языки. Официально последний большинством ученых признается региональным языком, диалектом польского, хотя с XIX в. существует литература на кашубском языке, изданы словари этого языка. В настоящее время кашубский язык используется как язык богослужения, как язык преподавания в ряде школ и лицеев, на специальном отделении Гданьского университета. На кашубском языке ведутся некоторые передачи Гдань-ского радио и телевидения, издается ряд региональных газет и приложений к более крупным газетам.

В период демократических преобразований Кашубско-Помор-ское объединение во многом способствовало успешному становлению органов самоуправления в Поморье, несколько политиков, связанных с кашубским движением, стали депутатами сейма и сената. В 90-е годы в Гданьске начали свою деятельность Кашубский дом, Кашубский институт, студенческий клуб.

С 1991 г. Кашубско-Поморское объединение сотрудничает с региональными организациями Европы, является инициатором создания Лиги регионов, объединяющей подобного рода организации Силезии и Великой Польши. Кашубы настаивают на своей особой национальной идентичности, но в современной науке эту идентичность скорее склонны считать региональной.

1 Borzyszkowski J. Historia kaszubów // Historia, geografía i pismiennictwo kaszubów. - Gdansk, 1999. - S. 70.

Согласно переписи 2011 г. 7353 гражданина Польши декларировали себя как евреев1.

Евреи издавна, с X в., соседствовали с поляками, их численность достигала 10% от общего числа населения и была самой большой в Европе. Все изменилось после Второй мировой войны и трагедии Xолокоста. Однако после 1989 г. в Польше имеет место интересный процесс возрождения еврейской жизни, поиск многими поляками своих еврейских корней2.

Самой крупной еврейской организацией в стране является Общественно-культурное общество евреев в Польше, объединяющее в своих рядах 2700 членов и издающее на идише периодическое издание «Слово». Идиш - традиционный язык польских евреев -изучают в стране на специальных курсах. Есть и учебные заведения, где преподают иврит. В конце 2000-х годов возобновил свою деятельность польский филиал международного элитного объединения Бнай Брит, активно действовавшего в межвоенной Польше, но запрещенный в 1938 г. указом президента Мосцицкого. Функционирует в Польше и продолжающий традиции еврейской религиозной жизни в межвоенной Польше Союз еврейских религиозных общин, занимающийся проблемами религиозной и общественной жизни, образования и воспитания.

Пожалуй, наиболее активно возрождается еврейская религиозная и культурная жизнь в Кракове. Именно здесь с 1988 г. действует Фестиваль еврейской культуры, отреставрированы строения и синагоги в старинном еврейском квартале Казимеж, в здании фабрики О. Шиндлера (в годы войны спасшего от гибели многих евреев) действует музей.

Не все, однако, гладко в сложном вопросе польско-еврейских отношений. В частности, польское общество далеко не едино в оценке взаимоотношений поляков и евреев в годы войны. В данном контексте невозможно обойти вопрос об исторической политике, активным поборником которой является партия «Право и справедливость» (ПиС), уверенно победившая и на парламентских, и на президентских выборах 2015 г.

1 Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce.html. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

2 Graf A. Moda na zydow. - Mode of access: http://www.wysokieobcasy.pl/ wysokie-obcasy/1,96856,16953080,Moda_na_Zydow_.html

В своем стремлении пробудить и поддержать национальную гордость поляков адепты концепции исторической политики ПиС подчас исходят из представления о некоей особой роли Польши в истории. Именно поляки, по мысли создателей этой концепции, были в числе главных акторов мировой политики. Президент Института национальной памяти (погибший при крушении президентского самолета в 2010 г.) Я. Куртыка в свое время утверждал, что «в плане историческом Речь Посполитая (по территориальным и культурно-цивилизационным параметрам) в полной мере равнозначна "германской", "романской" или "англосаксонской" циви-лизациям»1.

Как полагает польский исследователь Л. Нияковский, «историческая политика ПиС способствует скорее не национальной гордости, а мегаломании»2. Оборотной стороной национальной мегаломании является нежелание признать определенной частью польского общества историческую вину и преступления, совершенные поляками в прошлом. Наиболее ярко это проявляется в отношении к проблеме участия поляков в преступлениях Холокоста. Вопреки официальным заявлениям в Польше нетрудно найти сторонников точки зрения, согласно которой извинения за преступления прошлого свидетельствуют о национальном унижении поляков. В свое время решительному осуждению политических сил правого толка подвергся поступок президента А. Квасьневского, извинившегося за Едвабне3.

Борьба с «неправильным» образом Польши должна, по мнению идеологов ПиС, вестись, в частности, в форме решительного противодействия произведениям искусства, искажающим этот образ. Как, например, в фильме «Колоски» режиссера В. Пасиков-ского. Сюжет фильма связан с книгой Я. Гросса «Соседи». В фильме Пасиковского братья Калина случайно узнают о том, что евреи их родной деревни были убиты их соседями, среди которых был и отец братьев. Чувство вины, желание забыть, покаяние и агрес-

1 Polska polityka historyczna. Zapis dyskusji przeprowadzonej 30 marca 2006 roku w IPN // Biuletyn Instytutu Pami^ci Narodowej. - W-wa, 2006. - № 5 - S. 3.

2 Nijakowski J. Polska polityka pami^ci. Esej socjologiczny. - W-wa, 2008. -

S. 198.

3 Едвабне - деревня под Белостоком, еврейское население которой подверглось в годы Второй мировой войны жестокому уничтожению. До 2000 г. это считалось преступлением фашистов, но в 2000 г. после выхода книги Т. Гросса «Соседи» стало известно, что в этом преступлении активное участие принимали польские жители деревни.

сивное неприятие правды - вся эта сложная гамма чувств в фильме Пасиковского вызвала острую полемику в польском обществе. Такого рода искусство расценивается идеологами правых как «разрушение национального самосознания».

* * *

Правомерно заключить, что обращение к проблеме национальных меньшинств в контексте политического развития современной Польши свидетельствует о том, что адекватный подход к заявленной проблеме предполагает многоплановое рассмотрение темы. Таковое с неизбежностью включает в себя обращения к историческому прошлому, в котором коренятся истоки многих проблем во взаимоотношениях титульной нации и национальных меньшинств, анализ состояния общественного сознания, учет политических устремлений и амбиций как поляков, так и представителей национальных меньшинств.

Список литературы

1. Коморовский: Героизация УПА исключает исторический диалог с Украиной. -Режим доступа: http://www.gazeta.ru/politics/news/2015/04/23/n_7134273.shtml

2. Конституция Республики Польша от 2 апреля 1997 г. - Режим доступа: http:// www.sejm.gov.pl/prawo/konst/ro syjski/kon1.htm

3. Кретинин Г.В. Современный польско-литовский конфликт в контексте проблемы положения польского национального меньшинства в Литве. - Режим доступа: http://en.riss.rU/images/pdf/journal/2013/1/05.pdf

4. Мотыка Г. От Волынской резни до операции «Висла»: Польско-украинский конфликт, 1943-1947. - М., 2014. - 335 с.

5. Чиквин Е. В Польше украинцы и белорусы называют себя «русскими людьми» или «православными». - Режим доступа: http://slon.ru/articles/260676/

6. Впервые за сто лет в Варшаве построят православную церковь. - Режим доступа: http://www.radiopolsha.pl/6/136/artykul/231710

7. В Польше национальные меньшинства выступили против вето президента. -Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/article/27331931.html

8. Президент Польши посетил Святую гору Грабарку. - Режим доступа: http:// sobor.by/page/Prezident_Polshi_posetil_Svyatuyu_goru_Grabarkufull

9. Boltryk M. Napad na skit. - Режим доступа: http://www.przegladprawoslawny.pl/ articles.php?id_n=2731&id=8

10. Borodziej W. U progu nowych stosunków poisko-niemieckich: wyjazdowe posiedzenie Komisji do spraw Mniejzsosci narodowych i Etnicznych Sejmu RP. 6-7 listopada 1990 r. // Problemy narodowosciowe w Europie - Poznan, 2002. - 720 s.

11. Borzyszkowski J. Historia kaszubów // Historia, geografia i pismiennictwo kaszubów. -Gdansk, 1999. - S. 270 s.

12. Budyta-Budzynska M. Mniejszosci narodowe - bogatstwo czy problem? - W-wa, 2003. - 345 s.

13. Charakterystyka mniejszosci narodowych i etnicznych w Polsce. - Mode of access: http://mniejszosci.narodowe.mac.gov.pl/mne/mniejszosci/charakterystyka-mniejs/ 6480,Charakterystyka-mniejszosci-narodowych-i-etnicznych-w-Polsce.html

14. Chwalba A. Historia Polski, 1795-1918. - Kraków, 2000. - 450 s.

15. Czykwin E. Bialoruska mniejszosc narodowa jako grupa stygmatyzowana. - Bialy-stok, 2000. - 378 s.

16. Dziadul J. Wi^gel na fali. - Mode of access: http://dziadul.blog.polityka.pl/2014/ 06/11/wegiel-na-fali/

17. Gorzelik J. My, naród slqski. - Mode of access: http://www.przeglad-tygodnik.pl/ pl/artykul/my-narod-slaski

18. Gorzelik J. Ruch slqski- mi^dzy nacjonalizmem i regionalizmem // Nadciqgajq slqzacy.Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 15-34.

19. Graf A. Moda na zydów. - Mode of access: http://www.wysokieobcasy.pl/wysokie-obcasy/1,96856,16953080,Moda_na_Zydow_.html

20. Kijonka T. Po siedmiu latach kampanii // Nadciqgajq slqzacy. Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 35-68.

21. Ludnosc. Stan i struktura demograficzno-spoleczna. Narodowy Spis Powszechny Ludnosci i Mieszkan 2011. - Mode of access: http://download.bartoszyce.pl/2011_ nsp_informacje_o_spisie.pdf

22. Nijakowski J. Polska polityka pami^ci. Esej socjologiczny. - W-wa, 2008. - 287 s.

23. Polska polityka historyczna. Zapis dyskusji przeprowadzonej 30 marca 2006 roku w IPN // Biuletyn Instytutu Pami^ci Narodowej. - W-wa, 2006. - N 5. - S. 3-18.

24. Simonides D. Slqskie klopoty z tozsamosciq // Nadciqgajq slqzacy. Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 157-164.

25. Szczepañski M.S. Regionalizm górnoslqski: los czy wybór? // Nadciqgajq slqzacy. Czy istnieje narodowosc slqska? - W-wa, 2004. - S. 90-115.

26. Tarka K. Litwini w Polsce. - Opole, 1998. - 318 s.

27. Wrzesinski W. Argument historyczny w propagandzie Ruchu Autonomii Slqska // Slqski kwartalnik historyczny Sobotka. - Wroclaw, 2004. - R. 59, N 3. - S. 497-512.

28. Zurko J. Lemkowie-mi^dzy grupq etniczq a narodem // Mniejzsosci narodowe w Polsce. - Wroclaw, 1997. - S. 54-65.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.