Л. С. Лыкошина Силезский сепаратизм?
Аннотация. Статья содержит исследование истории возникновения «оилезской проблемы» Польской республики, ее сущностную оценку. Дан анализ деятельности региональных организаций Силезии, их программных установок, позиций по национальным проблемам.
Abstract. The article explores the «Silesian problem» in Republic of Poland, it's history and offers evaluation of it's events. Activities of Silesian regional organizations are analyzed in the article, their programs and stance on national problems.
Ключевые слова: Центральная Европа, Республика Польша, Оилезия, сепаратизм, этничность, региональные организации.
Keywords: Central Europe, Republic of Poland, Silesia, separatism, ethnicity, regional organizations.
«Силезская проблема» стала активно обсуждаться в Польше после публикации результатов переписи населения 2002 г., которые свидетельствовали о том, что 173 тыс. жителей Польши считают себя силезцами. На самом деле цифра не столь уж впечатляющая и составляет 4% от общего числа жителей Силезии1. Немногим более 40 тыс. респондентов
1 Согласно административной реформе 1999 г., земли Силезии в основном входят в состав трех воеводств: Верхнесилезского, Опольского и Нижнесилез-ского. Небольшие участки территории Силезии вошли в состав Малопольского, Великопольского и Любушского воеводств.
заявили о том, что пользуются силезским диалектом для домашнего общения, что тоже не так уж много в почти 40-миллионной Польше. Но оказалось, что именно силезцы составляют самое многочисленное национальное меньшинство в стране. В польских СМИ живо обсуждалась неожиданно проявившаяся проблема, появился целый ряд научных публикаций по данной теме, свою озабоченность высказывали некоторые политические круги. Прошло около десяти лет, и по новой переписи населения, проведенной в стране в 2011 г., оказалось, что силезцами себя считают уже более 800 тыс. человек. Правда, в переписи 2011 г. можно было дать один или два ответа о национальности. В итоге 418 тыс. человек указали силезскую национальность как первую, из них 362 тыс. - как единственную, 399 тыс. определили силезскую национальность как вторую, в основном после польской (12, с. 106).
Все громче стали заявлять о себе организации, берущие на себя миссию представительства интересов «силезского народа». В общественном дискурсе появилась тема силезского сепаратизма. Почему же в практически моноэтничной и демократической Польше возник (или просто обострился?) «силезский вопрос»?
Заметим, что в международном праве нет общепринятого определения понятия «национальное меньшинство», не решен вопрос и о предпочтительности терминов «национальное» или «этническое» меньшинство. Как правило, первое предполагает наличие собственного государства, второе - нет; именно такой подход принят и в польской Конституции 1997 г. Соответственно, немцев или украинцев можно считать национальными меньшинствами, а силезцев или цыган - нет. Перепись 2002 г. в качестве критерия национальной принадлежности признавала принцип самоидентификации. Объективно же в соответствии с Законом о национальных и этнических меньшинствах, принятом в январе 2005 г., в Польше проживают следующие национальные меньшинства: белорусское, чешское, литовское, немецкое, армянское, российское, словацкое, украинское, еврейское. К этническим меньшинствам относятся: караимское, лемкитское (лемки), ромское (цыгане), татарское.
Обращаясь к проблеме правового статуса и институционали-зации национальных меньшинств в Польше, следует заметить, что в период с 1945 до 1989 г. польские власти исходили из концепции 140
этнически однородного государства (в принципе таковым принято считать государство, в котором национальные меньшинства составляют не более 5% жителей). В Конституции 1952 г. об этнических и национальных меньшинствах напрямую не говорилось, с конца 1940-х годов правительство проводило скорее политику ассимиляции, не имевшую, впрочем, большого успеха. До 1956 г. термин «национальные меньшинства» вообще не использовался в политическом дискурсе. С 1956 г. о национальных меньшинствах стали говорить официально, возникли культурные организации национальных меньшинств, периодика на языках меньшинств, причем контроль и финансирование осуществлялись через Министерство внутренних дел, в ведении которого находились данные проблемы.
Однако с конца 1960-х годов, после событий 1968 г., имевших достаточно определенный антисемитский оттенок и приведших к эмиграции 20 тыс. евреев, политика в отношении национальных меньшинств изменилась в очередной раз, вновь был взят на вооружение тезис об этнической однородности польского государства.
При Э. Гереке (1970-1980) политика ассимиляции проводилась особенно активно, лозунг «морально-политического единства народа» отнюдь не способствовал нормальному бытию национальных меньшинств в Польше. Однако в конце 1970-х - начале 1980-х годов атмосфера всей жизни польского общества существенно изменилась. Предчувствия перемен отразились и в бытии национальных меньшинств, хотя главное событие тех лет - возникновение «Солидарности» - воспринималось последними неоднозначно, так как в идеологии движения явно акцентировалась польская и католическая составляющие.
Правда, на первом съезде «Солидарности» была принята специальная резолюция, посвященная проблеме национальных меньшинств, но это был скорее тактический ход, предпринятый с целью разоблачения ошибок и промахов власти, чем целенаправленная политика. Но сама атмосфера того времени способствовала пробуждению национального самосознания, активизации национальных меньшинств, выходу их из своеобразного гетто, в котором они пребывали долгие годы.
Со второй половины 1980-х годов наметилась тенденция к более внимательному отношению к проблеме национальных
меньшинств, а после 1989 г. меньшинства проявляют себя как политическая и общественная сила.
В современной Польше основным документом, определяющим положение национальных меньшинств, является Конституция 1997 г. Непосредственно национальных меньшинств касаются не так уж много положений Конституции. В преамбуле содержится апелляция к народу, понимаемому как сообщество граждан: «Мы, польский народ, все граждане Речи Посполитой».
Специально меньшинствам посвящена ст. 35 Конституции, в которой говорится о праве «лиц, принадлежащих к национальным и этническим меньшинствам, на сохранение своего языка, культуры, обычаев, религии, на создание собственных образовательных, культурных, религиозных институтов, права на участие в решении проблем, касающихся национальных меньшинств». В январе 2005 г. Сейм принял Закон о национальных и этнических меньшинствах, а также о региональном языке, вступивший в силу с 1 мая 2005 г. Работа над законом длилась более десяти лет, была сложной и насыщенной спорами и конфликтами.
В законе дается определение национальных и этнических меньшинств, устанавливаются принципы географической номенклатуры (т.е. географических названий), а также статус единственного в Польше регионального языка, каковым является, согласно закону, кашубский. Силезский язык рассматривается как диалект польского и не имеет статуса регионального, хотя в 2007 г. Библиотека Конгресса США внесла силезский язык в реестр языков мира. В польском же парламенте законопроект о придании силезскому языку статуса регионального не прошел1.
Несмотря на очевидную немногочисленность национальных меньшинств в Польше, страна не избавлена от конфликтов, в основе которых те или иные аспекты национальной проблемы. Национальные конфликты, которые имели место в Польше после 1989 г., не были вызваны угрозой национальной идентичности, преднамеренной политикой дискриминации. Тем не менее это были кон-
1 В межвоенный период чешский писатель Э. Гой (Ондра Лысогорский) на основе диалектов силезского создал так называемый ляшский язык, написал на нем ряд произведений. Деятельность Лысогорского, ратовавшего за самоопределение силезцев, поддерживалась Сталиным.
фликты, обусловленные стремлением защитить свою национальную идентичность. Немало проблем, в частности в Силезии, историческая судьба которой необычайно сложна.
Государственная принадлежность этого региона, где жили в основном поляки и немцы, но также чехи, евреи и ряд других национальностей, неоднократно менялась. В начале Х в. Силезия находилась в сфере влияния Великой Моравии, а в конце этого столетия - польских Пястов. С Польшей Силезия была связана три столетия, затем снова входила в состав Чехии. В ХУ1-ХУШ вв. Силезия - часть империи Габсбургов, со второй половины XVIII в. часть Силезии входит в состав Пруссии. После Первой мировой войны, согласно условиям Версальского договора, судьба Силезии должна была решаться на основе результатов плебисцита. Таковой состоялся в 1921 г. в весьма напряженной обстановке противостояния польской и немецкой сторон. В итоге за Польшу высказалось 40,3% жителей Силезии, за Германию - 59,4%. Но главным был результат голосования по гминам1.
За присоединение к Польше выступили 674 гмины, за присоединение к Германии - 824 (7, с. 398). Польская сторона, недовольная результатами плебисцита, организовала восстание2, осужденное международным сообществом и расцененное премьер-министром Великобритании Ллойд Джорджем как покушение на Версальский мир.
Окончательно силезский вопрос решался Лигой Наций и, согласно этому решению, немцы получили 71% территории региона, а поляки - 29%. Но хотя территориально выиграла Германия, экономические преимущества были на стороне Польши: именно ей досталась большая часть угольных шахт, разработок олова, цинка, железа. Германия, учитывая результаты плебисцита, сочла такое решение крайне несправедливым. Часть Силезии отошла к Чехословакии. В результате Силезия была разделена между Польшей, Германией и Чехословакией.
1 Гмина - единица территориального деления в Польше.
2 До этого были еще первое и второе силезские восстания, соответственно в 1919 и 1920 гг. Восстания были направлены против властей Веймарской республики и имели целью вхождение Силезии в состав Польши.
Профессор М. Щепаньский называет раздел Силезии «социальной вивисекцией» (16, с. 98). Силезия и до проведения плебисцита не была единым организмом, но после него процессы дезинтеграции и одновременно изоляционизма, несомненно, усилились.
В межвоенный период Силезия в Польше пользовалась правами автономии. Действовал силезский сейм с весьма широкими полномочиями. Воеводство имело собственный бюджет и только около 40% доходов перечисляло в центр. Силезское воеводство имело свою специфику, отличавшую его от других польских земель. Прежде всего, речь идет о концентрации крупного промышленного пролетариата, высоком уровне промышленного развития. К специфическим чертам региона относилось также наличие сепаратистских настроений, особенно распространенных среди тех, кто не идентифицировал себя ни с немцами, ни с поляками. Символической фигурой силезского сепаратизма в Тешинской Силезии, вошедшей в состав Чехословакии, был глава Народного банка Силезии и основатель Народной партии Силезии И. Кодонь, а в Верхней Силезии - Я. Кустос, основавший Союз верхнесилезцев и издающий газету «Голос Верхней Силезии». В межвоенный период были и политики, выступавшие за автономию Силезии в пределах Польши. Наиболее значимым сторонником автономии является, несомненно, В. Корфаты, пребывавший в политическом противостоянии с лагерем санации Ю. Пилсудского.
Именно к опыту межвоенной автономии обращаются нынешние поборники особого статуса региона. После 1989 г. в Силе-зии стали возникать различные региональные организации, однако до середины 1990-х годов ни одна из них не вела речь о силезцах как национальном меньшинстве, а скорее как о региональной группе. В восточной части региона были созданы Верхнесилезский союз с центром в Катовице, а также Движение за автономию Силезии с центром в Рыбнике. Тогда же в Ополе появился Союз верхнесилезцев. Каждая из организаций по-разному решала проблему национальной идентичности силезцев, апеллируя преимущественно к пронемецкой, пропольской или к собственно силезской ориентации.
Названные организации, а также Кашубско-Поморское объединение и ряд других региональных организаций основали Лигу регионов, выступающую за создание в Польше 12 регионов с весьма 144
широкими полномочиями. Деятельность лиги не была, однако, достаточно эффективной, что в полной мере проявилось в ходе выборов в органы местного самоуправления и в период проведения административной реформы правительством Е. Бузека (1999), когда в стране изменились границы и принципы формирования единиц административно-территориального деления. Эта реформа не столько нанесла удар региональному движению, сколько выявила его слабости.
Новой попыткой оживления движения стало создание в 1996 г. Союза населения силезской национальности (СНСН), поставившего вопрос о необходимости признания силезцев национальным меньшинством.
СНСН выступает за превращение Силезии «в субъект объединенной Европы, обладающий такими атрибутами, как собственный парламент, финансы и правительство» (17, с. 498). Во время празднования 75-й годовщины присоединения Силезии к Польше организация выдвинула лозунг «Долой варшавский колониализм!», выступала с идеей «Европы 100 флагов», подразумевающей не только автономию, но и независимость Силезии. Причем всей исторической Силезии, включая и ту ее часть, которая в настоящее время входит в состав Чехии. СНСН был зарегистрирован 20 июня 1997 г. Воеводским судом в Катовице. Но эта акция вызвала протест со стороны Катовицкого воеводы, добившегося отмены регистрации со стороны вышестоящих инстанций. Тогда основатели СНСН обратились в Европейский суд в Страсбурге, но в 2001 г. получили отказ этого суда, посчитавшего, что истинной целью создания союза является не борьба за права силезцев, а получение избирательных преференций. В постановлении Страсбургского суда указывалось, что стабильность демократического государства является приоритетной ценностью. Примечательно, что во время конфликта депутат Сейма от немецкого национального меньшинства Г. Круль обвинил деятелей СНСН в нелояльности к польскому государству. Несмотря на решение Страсбургского суда, лидеры организации продолжили свою деятельность и установили контакты с Союзом изгнанных в Германии.
Конфликт, связанный с СНСН, вызвал в Польше оживленную дискуссию и обнаружил различное отношение к проблеме. Далеко не все в стране верили в бескорыстие лидеров организации,
в их стремление только к развитию культуры силезцев. Регистрация СНСН как организации национального меньшинства давала бы этой организации преимущества на выборах, позволила бы требовать финансирование от государства, эфирное время и т.д.
Публицист Л. Майхерек высказывал мнение, согласно которому «шустрые ребята придумали силезский народ», основываясь на нескольких цитатах и мифах, для того чтобы оживить интерес к региону. Но чаще деятельность союза рассматривалась как способ удовлетворения интересов определенных социальных и политических групп, имеющих серьезные политические амбиции. Определенным подтверждением этого постулата может служить тот факт, что в 2008 г. активно действующее ныне на территории региона Движение за автономию Силезии (ДАС), вдохновленное примером Косова, обратилось к властям с просьбой о предоставлении Силе-зии статуса автономии.
Силезские региональные организации стремились установить контакты с родственными по духу и целям европейскими организациями. Наиболее значимая в настоящее время организация Движение за автономию Силезии (ДАС) была принята в Свободный европейский альянс, объединяющий народы, не имеющие собственной государственности, а также регионы, стремящиеся к автономии. В 2004 г. Свободный европейский альянс был преобразован в Европейскую партию.
В момент своего образования (1991) ДАС выступило с декларацией, в которой сформулировало цели движения. Организаторы исходили из того, что Силезия переживает экологическую и социально-экономическую катастрофу и противостоять ей возможно лишь в случае обретения регионом автономии. В настоящее время ДАС имеет более 20 отделений и (по данным 2014 г.) насчитывает около 7 тыс. членов. Организация обладает правовой субъектно-стью и может проводить хозяйственную и социально-воспитательную деятельность (10).
Цели деятельности организации формулируются следующим образом:
- формирование и развитие у жителей Силезии активной гражданской позиции, способствующей укреплению чувства ответственности за свою «малую родину»;
- участие в процессе интеграции всех живущих в Силезии групп населения, невзирая на их этническое происхождение, формирование уважения к культурным различиям;
- охрана окружающей среды и запасов полезных ископаемых, а также сохранение культурного наследия;
- обретение Силезией автономии (10).
ДАС рассчитывает на то, что в 2019 г. на парламентских выборах победит большинство, которое сумеет так изменить Конституцию страны, что регионы смогут получить автономию. Автономия, полагает лидер ДАС Е. Гожелик1, это не привилегия, как в межвоенный период, а «форма зрелой децентрализации». «В таком централизованном государстве, как Польша, - замечает Е. Гожелик, -все регионы дискриминируются центральной бюрократией. Граждане имеют незначительное влияние на использование заработанных ими средств. В случае Верхней Силезии дополнительным аспектом является образовательная, культурная и историческая политика, не учитывающая специфику региона» (6, с. 24).
Лидер ДАС убежден в необходимости остановить деградацию региона. С Е. Гожеликом солидарен и известный польский кинорежиссер и писатель, депутат парламента К. Кутц, - пожалуй, наиболее яркая фигура, связанная с силезским движением2. К. Кутц полагает, что «Бог наказал силезцев ПНРом» и они получили сполна и за силезские восстания, и за службу в вермахте3, оказавшись в Народной Польше вечно во всем подозреваемыми, людьми второго сорта (16, с. 114).
В литературе нередко приводится высказывание Е. Гожелика, имевшего неосторожность вспомнить слова Ллойд Джорджа, сказанные в 1919 г. Британский премьер сравнил тогда Силезию с часами, а Польшу с обезьяной и выразил опасения, что обезьяна может сломать часы, если возьмет их в руки.
1 Е. Гожелик (р. 1968 г.) - специалист по истории культуры, знаток си-лезского барокко.
2 По опросам «Газеты выборчей» Кутц признан самым выдающимся гражданином Силезии.
3 В годы Второй мировой войны Силезия вошла в состав Рейха и жители обязаны были служить в немецкой армии.
Е. Гожелик убежден, что через 80 лет обезьяна все же сломала часы и сейчас стоит задача их починки, тем более что «есть люди, готовые выбросить часы на помойку» (9, с. 52). Е. Гожелик открыто говорит о своей силезской идентичности. «Я силезец, не поляк, -заявляет он. - Моя родина - Верхняя Силезия. Я Польше не присягал и ее не предаю. Государство, называемое Польшей, гражданином которого я являюсь, отказало мне и моим коллегам в праве на самоопределение. И поэтому я не чувствую обязанности быть лояльным этому государству» (5).
Е. Гожелик решительно открещивается от сепаратистских намерений, заявляя, что его цель - автономия и не более того. Но в польском общественном мнении бытует представление о том, что ДАС таит в себе опасность сепаратизма1. Достаточно ознакомиться с изданием ДАС «Ласточка», доступном в основном в Интернете, чтобы убедиться, что для тревоги есть некоторые основания. На страницах издания нетрудно найти призывы к отделению Силезии от Польши, помещаемые в «Ласточке» статьи нередко проникнуты откровенно антипольским духом: поляки обвиняются во всех бедах силезцев, которые якобы процветали до вхождения региона в состав Польши. Немало пассажей об отсталости поляков, их низкой культуре, несоответствии их менталитета менталитету силезцев (17, с. 498).
В некоторых кругах польского общества определенную напряженность вызвали такие акции, связанные с ДАС, как демонстрация фильма «Польские концентрационные лагеря», где речь шла о лагере в Ламбриновичах, где после войны содержались си-лезцы, проходившие верификацию. Негативную реакцию вызывают размещаемые в Интернете провокационные фотографии с немецкой символикой, продажа в интернет-магазине маек с надписями на немецком языке «Mein Vaterland ist Oberschiesien» или на польском «Я не поляк, я силезец», с картой Силезии, где в границы региона включена Опава, ныне пребывающая в пределах Чехии. Далеко не всем в Польше понравилось основание в 2007 г. футбольного клуба «FC Katowice» - клуб с таким названием был
1 В 2000 г. соответствующие органы РП в Рапорте об охране государства отмечали, что ДАС может представлять «потенциальную опасность для интересов государства» (3, с. 31). 148
основан в 1905 г., а потом закрыт в 1939 г. в связи с тем, что в руководстве оказались национал-социалисты.
Одной из наиболее заметных форм деятельности ДАС является организация маршей автономии Силезии, в которых участвует в разные годы от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, проходящих по улицам силезских городов с лозунгами и призывами к борьбе за автономию: «Автономия 2020», «Да здравствует Верхняя Силезия!»
Пытаясь обрести свое место на польской политической сцене, ДАС участвует в избирательных кампаниях в парламент, правда, не очень результативно. Зато несомненным успехом стали итоги выборов 2010 г. в органы местного самоуправления: представители движения получили несколько мест в воеводском сеймике 1 , а Е. Гожелик вошел в состав руководства.
В деятельности ДАС в последнее время явно усиливается ориентация на современную Европу, а не на польский исторический опыт. Ключевым моментом в идентификации силезцев становится не понятие «силезец-немец» или «силезец-поляк», а «силезец-европеец» (6, с. 27). ДАС имеет свои представительства в США, Бельгии и Германии.
Е. Гожелик решительно отмежевывается от критерия этнич-ности при определении принадлежности к силезскому народу, от культурной и языковой замкнутости. Силезец, как полагает Е. Гожелик, может быть отчасти поляком, отчасти немцем, отчасти чехом. Вовсе не обязательно полностью идентифицировать себя с одной национальностью.
Лидер ДАС - сторонник концепции «политического народа», он выступает за принцип множественности: «В центре силез-ской национальной идеологии пребывает разнородность, а ее признание становится сущностью силезскости» (6, с. 32).
Взгляды Е. Гожелика вполне коррелируют с представлениями польских исследователей, для которых Силезия - регион культурного пограничья с чрезвычайно сложной исторической судьбой. Не более чем миф, полагает одна из авторитетнейших знатоков проблемы профессор Д. Симонидес, утверждение, согласно которому силезцы - это немцы. С точки зрения географиче-
1 Сеймик - орган местного самоуправления в Польше.
ского положения Силезия - типично пограничный регион, где пересекается множество культур. С давних пор тут жили поляки, немцы, чехи, евреи. Определение национальной идентичности в таком регионе - дело непростое. «Чувство идентичности не дается от рождения, - замечает Д. Симонидес, - оно мучительно формируется в ходе сознательного выбора и самопознания» (15, с. 159). Лишь в XIX в. в Силезии приобрело некое значение понятие национальность, и то оно касалось людей образованных. Для других, скорее всего, было свойственно чувство этнической принадлежности.
По мнению известного польского социолога Ст. Оссовского, этничность следует отнести к сфере культурного сознания, а национальность - к сфере сознания политического. Этничность - это больше, чем рациональность, и меньше, чем национальность. Это нечто свое, родное, то, что передается по наследству (14). В условиях постоянных политических перемен этничность была чем-то стабильным, своим. Национальная идентификация для типичного человека пограничья весьма сложна и неоднозначна. Он принадлежит одновременно к нескольким мирам. В случае Силезии - к польскому, немецкому, чешскому и моравскому. Ему свойственен тип сознания, который польские исследователи определяют как «кресовое» сознание1.
«Родина, - полагает известный польский социолог А. Кло-сковска, - является воплощением символического единства народа, объединяющим народ узами культуры, превращая его в сообщество. Это определение относится прежде всего к идеологической родине. Малая родина в меньшей степени является фактором объединения, но она связана с непосредственным, физическим укоренением в определенном месте и определенном окружении» (цит. по: 16, с. 109). В случае Силезии совершенно определенно можно говорить именно о малой родине. Силезец оставался силезцем, хотя менялась политическая ситуация и государственная принадлежность Силезии.
Несомненна разница менталитетов поляков и силезцев. Шляхетская демократия, романтизм, культ мученичества не столь близки сердцу силезца. Здесь более распространены ценности
1 Кресы - принятое в польской литературе название окраины, приграничных регионов.
150
прагматизма, упорного повседневного труда. Возможно, в этом одна из причин того, что, как отметил польский историк А. Хвальба, «путь многих польских силезцев от Heimatland, или малой родины, к польскому Vaterland, или большой родине, был трудным. Многие до польской родины так и не дошли» (1, с. 249).
«Силезская проблема» со всей очевидностью показывает не только сложность самоидентификации населения пограничья, но и выраженную политическую составляющую разных вариантов ее решения. Причем последняя проявляется в разные исторические периоды и при совершенно разных общественно-политических устройствах.
«Силезская проблема», как представляется, имеет и серьезный экономический аспект. Экономика региона основана на добыче каменного угля, а эта отрасль в последнее время переживает серьезный кризис из-за падения мировых цен на уголь. Крупнейшая в Силезии Угольная компания (Kompania Wgglowa) - на грани упадка. Добыто 5 млн тонн угля, который не находит потребителя (4).
Польский уголь дороже российского, и последний составляет ему успешную конкуренцию. Первой жертвой новых экономических реалий стали шахты в Валбжихском угольном бассейне, где уже с начала 1990-х годов началась ликвидация нерентабельных предприятий, а в 2000 г. закрылась последняя шахта. Пришло время так называемых «беда-шибов» (от польского «шиб» - шахта, ствол), нелегальных шахт, сооруженных без соблюдения элементарных правил техники безопасности.
Ставшие безработными бывшие шахтеры добывают там уголь и продают по более низкой, чем государство, цене, чтобы как-то прокормиться. В настоящее время безработица в Валбжихе и ближайшем регионе достигает 20% (7, с. 392). Вместе с кризисом угледобычи уходит в прошлое не только экономическая основа жизни Силезии, но и пафос горняцкого труда, веками формировавшиеся обычаи, особенности менталитета.
Весной 2014 г. горняки Катовиц вышли на улицы города с антиправительственными лозунгами и пригрозили маршем на Варшаву. Премьер Д. Туск пообещал сделать все, чтобы добиться исправления ситуации и модернизации, а не закрытия шахт, и тем самым ему удалось снять напряжение, но, представляется, что ре-
шение «силезской проблемы» потребует еще многих усилий и не ограничится только сферой экономики.
Список литературы
1. Chwalba A. Historia Polski, 1795-1918. - Krakow: Wydawn. literackie, 2000. -
600 s.
2. Dolinska K. Potoczny i ideologiczny poziom doswiadczania sl^skosci: Sl^zacy
w poszukiwaniu odrgbnosci. - Wroclaw: Wydawn. Uniw. wroclawskiego, 2009. - 172 s.
3. Dziadul J. Jaskolka kala gniazdo // Polityka. - 29.04.2000. - N 18 (2243). -
Mode of access: http://archiwum.polityka.pl/art/jaskolka-kala-gniazdo, 364208.html
4. Dziadul J. Wggiel na fali // Sl^sk z bliska. - 11.06.2014. - Mode of access:
http://dziadul.blog.polityka.pl/2014/06/11/wegiel-na-fali/#more-597
5. Gorzelik J. My, narod sl^ski // Przegl^d. - N 49/2010. - Mode of access:
http://www.przeglad-tygodnik.pl/pl/artykul/my-narod-slaski
6. Gorzelik J. Ruch sl^ski: Migdzy nacjonalizmem i regionalizmem / /
Nadci^gaj^ Sl^zacy: Czy istnieje narodowosc sl^ska? / L.M. Nijakowski (Red.). - W-wa: Scholar, 2004. - S. 15-34.
7. Historia Sl^ska / M. Czplinski (Red.). - Wroclaw: Wydawn. Uniw.
wroclawskiego, 2007. - 682 s.
8. Kawalec K. Rewizjonizm historyczny w internetowej propagandzie sl^skiego
ruchu separatycznego / / Sl^ski kwartalnik historyczny Sobotka. -Wroclaw, 2004. - N 3. - S. 483-497.
9. Kijonka T. Po siedmiu latach kampanii / / Nadciqgaj^ Sl^zacy: Czy istnieje
narodowosc sl^ska? / L.M. Nijakowski (Red.). - W-wa: Scholar, 2004. -S. 35-68.
10. Krutak M. Regionalizm sl^ski w ujgciu Ruchu Autonomii Sl^ska // Polskie Dzieje. - 23.10.2012. - Mode of access: http://polskiedzieje.pl/pozostale-artykuly/regionalizm-slaski-w-ujeciu-ruchu-autonomii-slaska.html
11. Kwasniewski K. Jeszcze raz o narodowosci slaskiej // Nadci^gaj^ Sl^zacy: Czy istnieje narodowosc sl^ska? / L.M. Nijakowski (Red.). - W-wa: Scholar, 2004. - S. 69-89.
12. Narodowy spis powszechny ludnosci i mieszkan: Raport z wynikow / Glowny urz^d statystyczny. - W-wa, 2011. - 243 s.
13. Nijakowski L.M. O procesach narodotworczych na Sl^sku / / Nadciqgaj^ Sl^zacy: Czy istnieje narodowosc sl^ska? / L.M. Nijakowski (Red.). - W-wa: Scholar, 2004. - S. 132-156.
14. Ossowski S. Zagadnienie wigzi regionalnej i wigzi narodowej na Sl^sku Opolskim // Ossowski S. Dziela. - W-wa, 1967. - T. 3. - S. 251-252.
15. Simonides D. Sl^skie klopoty z tozsamosci^ / / Nadciqgaj^ Sl^zacy: Czy istnieje narodowosc sl^ska? / L.M. Nijakowski (Red.). - W-wa: Scholar, 2004. - S. 157-164.
16. Szczepanski M.S. Regionalizm gornosl^ski: Los czy wybor? // Nadciqgaj^ Sl^zacy: Czy istnieje narodowosc sl^ska? / L.M. Nijakowski (Red.). - W-wa: Scholar, 2004. - S. 90-115.
17. Wrzesinski W. Argument historyczny w propagandzie Ruchu Autonomii Slaska / / Sl^ski kwartalnik historyczny Sobotka. - Wroclaw, 2004. - N 3. -S. 497-512.