Научная статья на тему 'Экономические преобразования в Польше и эволюция культурных обычаев силезской семьи'

Экономические преобразования в Польше и эволюция культурных обычаев силезской семьи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
208
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / SOCIAL AND ECONOMICAL TRANSFORMATION IN POLAND / ПОЛЬША / СИЛЕЗИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ / SILESIAN FAMILIES / CULTURAL TRADITIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сросляк Гжегож, Сросляк Анджей

В статье анализируется специфика трансформации культурных устоев силезской семьи в контексте социальноэкономических преобразований. В статье проводится анализ изменений, которые происходили на протяжении столетий в культурных обычаях силезских семей под влиянием разнообразных социальных и политико-экономических процессов, выделяются особенности формирования идентичности силезской семьи и факторы сохранения её относительной стабильности. Утверждается, что в конце XX начале XXI в. сохранявшийся долгое время традиционный уклад силезской семьи под влиянием происходившей в Польше в 90-е гг. ХХ столетия социально-экономической трансформации начал стремительно меняться, и это привело к существенным преобразованиям в культурном пространстве силезской семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMICAL CHANGES IN POLAND AND EVOLUTION OF CULTURAL CUSTOMS OF SILESIAN FAMILIES

The following text deals with the topic of Silesian families and their cultural traditions. Its main point is that the most decisive factor that lead to important changes was the social-economical transformation that took place in Poland in the ''90. This idea was brought about by observing and analysing the changes in the social and cultural activities that occured in Poland in the last decade of the previous century.

Текст научной работы на тему «Экономические преобразования в Польше и эволюция культурных обычаев силезской семьи»

УДК 316.3 © 2015 г.

Г. Сросляк, А. Сросляк

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В ПОЛЬШЕ И ЭВОЛЮЦИЯ КУЛЬТУРНЫХ ОБЫЧАЕВ СИЛЕЗСКОЙ СЕМЬИ

Сросляк Гжегож - доктор экономических наук, профессор, Ягеллонский университет, г. Краков, Польша, e-mail: [email protected], [email protected]

Сросляк Анджей - студент Силезского университета, г. Катовице, Польша, e-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируется специфика трансформации культурных устоев силезской семьи в контексте социально-экономических преобразований. В статье проводится анализ изменений, которые происходили на протяжении столетий в культурных обычаях силезских семей под влиянием разнообразных социальных и политико-экономических процессов, выделяются особенности формирования идентичности силезской семьи и факторы сохранения её относительной стабильности. Утверждается, что в конце XX - начале XXI в. сохранявшийся долгое время традиционный уклад силезской семьи под влиянием происходившей в Польше в 90-е гг. ХХ столетия социально-экономической трансформации начал стремительно меняться, и это привело к существенным преобразованиям в культурном пространстве силезской семьи.

Ключевые слова: семья, экономические преобразования, Польша, Силезия, трансформация.

Постоянные изменения в социальной, политической и экономической сферах, происходящие в мире, существенным образом влияют на все сферы общественной жизни. Поэтому представляется вполне оправданным обратиться к рассмотрению трансформации культурных устоев семьи в контексте социально-экономических преобразований.

Силезская семья: общее и особенное

Семья является одной из старейших и наиболее устойчивых форм человеческого общения, и существовала во все эпохи. По словам М. Пжетачниковой, предлагающей весьма универсальное определение семьи, он «состоит из людей, которых связывают брак, кровь или принятие; члены семьи не только живут вместе, но и взаимодействуют друг с другом в соответствии с утвержденным внутри семьи ролями; семьи обладают своим миром; семья - это также группа, открытая для внешних факторов, влияющих на ее систему ценностей и норм социального поведения» [6, б. 431].

В соответствии с этим определением В. Сьвионткевич выделяет три основных типа силезской семьи: семья традиций, семья больших перемен и семья кризиса [12]. Однако зачастую сложно различить периоды, в которых существовали данные типы семей, поскольку изменения носят скорее не хронологический, а поколенческий характер.

Кроме того, надо обратить внимание, что это идеальные типы, и существующие семьи редко точно совпадали с любым из них. Как правило, семья обладала характеристиками двух или всех трех типов сразу. Нельзя также забывать, что семейство является результатом действия многих факторов, и в то же время семьи могут существовать, демонстрируя большинство функций различных типов.

Первый тип семьи, выделенный В. Сьвионткевичем, семья традиционная - самая близкая идеальному изображению силезской семьи. В такой (типичной рабочей) семье роль отца, который является источником дохода, была главенствующей. Как и в любой группе, в которой социальный порядок поддерживается традициями, все важные события в традиционной шахтерской семье сопровождались соблюдением целого ряда семейных и религиозных ритуалов [8, б. 371]. Даже повседневную жизнь регулировали религиозные нормы. Религиозность членов семьи была очень сильной.

Следует признать, что статус отца как кормильца в такой семье не сопровождался принижением роли матери, посколку именно она «управляла» деньгами и заботилась о семье и доме. Одновременно существовало строгое разделение семейных обязанностей: женщины бы-

__Т Г

ли ответственны за воспитание детей и семейные связи. К сожалению, это означало, что участие мужчин в работе по дому считалось бесчестием. Вся структура семьи вращалась вокруг этого разделения на сферы женщин и мужчин. Дети в традиционных семьях шахтеров относились к сфере ответственности женщин, хотя у отца был ряд возможностей для принятия решений об их будущем. Обычно у таких семьей было много детей. В такой патриархальной семье роли детей были сформированы с учетом потребностей семьи и полностью контролировались до тех пор, пока дети не создавали свою собственную семью. Цель такого устройства заключалась в том, чтобы привить детям весь набор ценностей и традиций: от сыновей ожидалось, что они будут продолжать карьеру своих отцов, а от дочерей - что они станут респектабельными домохозяйками.

Традиционный тип семьи начал разрушаться к началу 70-х гг. XX в., когда Польша вступила в период политической оттепели. В этот период общественная профессиональная деятельность женщин стала весьма нужной, потому что появилась необходимость в удовлетворении растущих личных потребностей. Работа главы семьи потеряла священный аспект, но все-таки отец оставался основным источником средств к существованию, что являлось основой его власти в семье. Тем не менее с потерей священного элемента в статусе отца наблюдается сокращение разрыва между ним и членами семьи. Характерно, что одновременно происходит сокращение количества детей в семьях. Дети по-прежнему обязаны слушаться, но поскольку их меньше, они становятся более важной ценностью в семье. У них появляется возможность высказывать свое мнение. Перемены касались и выбора партнеров, всё чаще выбирали кандидатов на супругов вне своей социальной группы, в то время как в предыдущих поколениях браки создавались в основном в пределах собственной социальной и региональной группы.

Хотя преобразования 70-х гг. ослабили роль силезской семьи, многие из её традиционных ценностей удалось сохранить. Существенные преобразования облика жизни наступили только после системной трансформации экономического характера, которая привела к закры-

____^ ТЛ ____С

тию многих предприятий. В результате возникла группа людей, которые, потеряв свои рабочие места, не смогли найти приложения своим трудовым навыкам и квалификации в изменяющейся экономике. Следствием этого были изменение семейного статуса потерявшего работу отца и рост профессиональной активности женщин. Тем не менее нельзя сказать, что статус отца в семье изменился радикально. Заявления людей, живущих в Силезии, свидетельствуют о том, что отец все

еще сохранял определенные привилегии. К ним можно отнести право на лучшее питание: он единственный член семьи, который мог есть мясо каждый день. Занятость родителей привела к сокращению времени, посвящаемому детям и их воспитанию. Это одна из причин того, что стандартными стали семьи с одним или двумя детьми, но не более, которые к тому же пользовались значительной автономией. Такое падение престижа роли отца, обусловленное его работой, влияло на стремление детей получить образование. По-прежнему считалось недопустимым быть в оппозиции к своему отцу, но теперь увеличилась возможность высказывать своё мнение детям, хотя они по-прежнему не могли рассчитывать на учет всех их потребностей в семейном бюджете.

Тем не менее нехватка времени со стороны родителей обедняет семейную жизнь: вместо того чтобы проводить совместное время в кругу семьи, ее члены смотрят телевизор, видео или компьютер. Возникло положение, при котором начала пропадать вся сфера общественной деятельности, связанной с региональной жизнью, которая была так важна в традиционной силезской семье.

Говоря о специфике силезской семьи, нельзя игнорировать тот факт, что в Силезии разработан специфический шаблон функционирования, уникальный для социального становления, который противодействует влиянию процессов глобализации. Исторические и социальные факторы, которые сформировали силезскую семью, делают невозможным игнорирование её связи с костелом [8, s. 124], так как на этих ценностях жители Силезии формируют свою идентичность. В тесной связи с религией возникли основы этических норм, которые регулируют жизнь соседей, родственников и, наконец, рабочие производственные отношения.

Высокий статус семьи определялся многовековым наследием политической неопределенности и изменчивости ситуации в польском обществе в XIX и XX вв. Тогда возникла модель семьи, которая была центром всех социальных связей и патриотических чувств в условиях общего хаоса. «Когда не хватило польского государства, в сопротивлении агрессивной германизации и русификации, польская семья взяла на себя функции поддержания культурной самобытности путем передачи культурного наследия от поколения к поколению. Семью тогда стали считать центральной клеткой национальной жизни» [10].

Классическая рабочая семья - идеал, к которому сто лет назад многие стремились и который использовал образ жизни рабочего класса, основана на рабочей солидарности и соседской и семейной общине [11, s. 11]. Традиционная силезская семья с отцом в качестве постав-

щика средств к существованию, с матерью, ведущей домашнее хозяйство и воспитывающей детей, отказывающейся по этой причине от профессиональной занятости в общественном производстве, сохраняется только в небольших населённых пунктах.

Тем не менее уже в 1965 г. В. Мрозек написал: «Профессиональная занятость жены принимается, если это необходимо. Это не является источником удовлетворения и гордости, а бросает тень на "горскую честь", особенно в старшем поколении. Однако существует довольно четкая тенденция к стремлению женщин работать» [4]. Как можно заметить, изменения были очевидны давно.

Силезская семья - результат действия факторов, которые формируют жизнь занятых в промышленности людей. Особенности работы

____^ с

такого типа практически исключали отца из семейной жизни. В результате ответственность за дом ложилась на плечи женщин, и хотя мужчина был кормильцем, распоряжалась зарплатой его жена. Именно она отвечает за организацию семейного бюджета. На плечи женщин ложится такое ведение домашнего хозяйства, которое должно соответствовать образу жизни силезской семьи. На практике это означало, что при нехватке денег дом должен быть ухоженным, одежда содержаться в чистоте и порядке. Состояние дома и внешний вид членов семьи говорит о хозяйке, и это был единственный официальный способ, которым женщина могла повысить престиж дома, самостоятельно и посредством семьи. Кроме того, это был единственный способ её реализации в социальной жизни. Такие же принципы жестких ограничений были своего рода залогом защиты семьи от изменений. Вследствие своего контроля над финансами семьи и домом женщины только выглядели покорными, на самом деле сохраняя контроль над своими мужьями. Факты неизменно доказывают, что патриархат силезской семьи, по крайней мере в этом отношении, являлся фикцией. На самом деле функционирование семьи было основано на женщине. Независимо от того, пил ли муж, издевался над своей женой, женщина должна выполнять свои обязанности. Мужскими ценностями считались старания, добросовестность, честность и воздержание от алкоголя. Для женщин самыми важными были экономия, бережливость и религиозность, которые должны были гарантировать правильное образование детей и, наконец, трудолюбие [1, s. 121].

Ценности силезской семьи сформировались не только под влиянием условий труда, но и вследствие исторически сложившихся политических перемен. Для начала следует сказать, что житель Силезии, и, вероятно, так будет всегда, - это «человек границы». Силезцы неодно-

кратно меняли гражданство. После периода феодальной раздробленности (XII в.) Силезия попала в зависимость от чешской кроны. Затем Чехия потеряла контроль, который перешёл к австрийцам (1526-1740). Наконец в 1740 г. Силезия была завоевана Пруссией, которая владела областью с 1740 по 1922 г. Затем в результате изменения границ после Первой мировой войны Силезия была разделена между возрожденным польским государством и Веймарской республикой. С 1939 г. польская часть была оккупирована Германией. И только с 1945 г., после Второй мировой войны, Силезия окончательно вошла в польское государство. Именно эти постоянные перемены, согласно мнениям некоторых учёных, явились причиной того, что у этой провинции нет никакой конкретной национальной идентичности. Силезская национальная идентичность является результатом влияния протестантской и католической религий, польского, немецкого и чешского языков и культур.

Вышеупомянутые непрерывные исторические изменения главным образом привели к тому, что семья оказалась самым стабильным и надёжным источником ценностей, и поэтому силезцы так её ценят. Не изменил этого факта короткий период независимости (1918-1939), и как ни парадоксально, господство социалистической системы в Польше только укрепило эту модель семьи. Положение изменилось после открытия границ и вступления Польши в ЕС, когда многие молодые силезцы покинули страну.

Независимо от этого и других отрицательных явлений силезская семья по-прежнему остаётся основной формой общественной жизни в Силезии. Несмотря на то что примеры семей с характерными традиционными ценностями встречаются всё реже, они по-прежнему играют фундаментальную роль в формировании образцов общественной жизни [9, б. 71].

Характеристика экономической трансформации в Польше

Сам процесс социальной трансформация может быть определен как процесс изменения и преобразования, поэтому экономическая или социальная трансформация - это в основном смена общей общественно-экономической системы. За последние двадцать лет Силезия окончательно изменила свою экономическую структуру. В коммунистическую эпоху акцент был сделан на развитии металлургии и горнодобывающей промышленности, что привело к недостаточному развитию других отраслей. Тем не менее не надо забывать, что до 1995 г. область Катовице занимала первое место в Польше по величине ВВП [5, б. 1213, 44-46].

Социалистическая власть обеспечивала высокий статус шахтера, сталевара или сварщика - эти рабочие были основой нации. С одной стороны, существовали положительные стимулы со стороны правительства, но с другой - коммунистическая идеология и социальные изменения, которые предлагал социализм, привели к возникновению в семьях «синдрома крепости» и стремлению к защите традиционных ценностей [11, s. 10]. С падением коммунизма начали ухудшаться основные для современной модели семьи условия. Экономические преобразования быстро и жёстко заставили силезскую семью адаптироваться к новым условиям. Изменения в семьях происходили ускоренными темпами. Процессы, ранее протекавшие в период жизни нескольких поколений, теперь происходили в течение года, когда семья распалась с исчезновением рабочих мест.

Экономическую трансформацию можно описать как процесс перехода от централизованно планируемой экономики к свободной рыночной экономике. Но такая короткая фраза никоим образом не отражает глубину последствий, которые этот процесс имел для общества, особенно для семей в Силезии, основным источником дохода которых была работа отца. Характерной для этой социальной группы было поддержание этоса, в соответствии с которым дети должны повторить профессиональные пути родителей.

Польская Народная Республика (создана после Второй мировой войны) была организована извне, а поэтому была идеологически чуждой по своей природе польскому обществу. Несмотря на то что можно увидеть различия между традициями польского дворянства и интеллигентской элиты, с одной стороны, и эгалитарной общественностью рабочих семьей Силезии - с другой, нельзя забывать об общих чертах польского общества, которые были в то же время совершенно чуждыми новой власти. Важной особенностью живущих тогда людей была их вера. В случае Силезии она была вплетена в мироустройство общества и являлась неотъемлемой частью их повседневных ритуалов. Так что это порождало определённое несоответствие между новыми коммунистическими властями и жителями Силезии, которые, как казалось бы, из-за их причастности к промышленному производству должны были её поддержать.

Так называемый социализм, не победив окончательно, создал определенное мышление людей, согласно которому промышленные рабочие считают, что по роду их работы им принадлежат определённые привилегии. Примером такой политики в Силезии были шахтерские книжки, которые позволяли своим владельцам совершать покупки

предметов роскоши в специальных магазинах. Отличительной чертой экономической политики предыдущего режима было сосредоточение внимания на количественных аспектах промышленного производства. Важным было то, как много произведено тонн грузов, а не их качество. Согласно этой логике награждались предприятия, которые превышали нормы производства, даже если затраты на производство превышали прибыль. Таким образом, в экономике возникали и увеличивались несоответствие и диспропорциональность, которым содействовал ряд других отрицательных явлений, характерных для централизованной плановой экономики.

Фабрики, хотя теоретически функционировали должным образом, обеспечивая работой тысячи людей и измеримые результаты в виде исполнения стандартов производства, существовали на самом деле только благодаря государственному финансированию. Поэтому, когда произошла смена политической системы, новые власти, работающие в условиях свободного рынка, остановили поток дотаций убыточным государственным предприятиям. Для большинства из них это означало неизбежность банкротства. Наряду с закрытием предприятий росло число безработных.

Согласно идеологии новой системы, это не являлось проблемой: по рыночной теории безработные всё равно должны были найти работу на предприятиях, создание которых было лишь вопросом времени. Однако в планах экономической трансформации не было учтено то, что промышленные предприятия были либо сконцентрированы в крупных городских агломерациях, где полностью определяли экономическое окружение, либо единственными предприятиями, которые обеспечивают занятость в регионе. В обоих случаях их закрытие привело к полному краху экономики этих регионов. Хотя увольняемые рабочие получали значительные выходные пособия, однако никто не думал о социальных последствиях лишения труда тысяч людей из сообществ, где работа была основой их идентичности. Таким образом, это привело к нарушению ритма жизни семей и, следовательно, целых общин.

Силезская семья после экономических преобразований

Согласно принятым правительством теоретическим предположениям, в основе которых лежали постулаты либеральной рыночной экономической теории, обеспечение занятости и профессиональной активности лишенных работы в условиях новой экономики было вопросом времени. Такое мнение не учитывало, однако, того, что для этих людей работа была не только единственным местом приложения и источником формирования профессиональных навыков, что само по

себе ограничивает их выбор, но и имела самодовлеющее значение. Если у кого-то дед был шахтером, а затем его отец и, наконец, он сам, профессия шахтёра была просто частью его личности. Трудно ожидать, чтобы такой человек в течение нескольких дней станет продавцом магазина. Кроме того, в условиях экономического краха, даже если кому-то удавалось найти работу, она зачастую была намного хуже утраченной. Это повлияло на профессиональную активность женщин, которая начала активно развиваться уже в 70-х гг. Отец, который ранее был почти полностью отсутствующим «самодержцем», вдруг превратился в «потерянного», частично избыточного, по текущим стандартам, члена семьи [3].

Экономические изменения заставили женщин профессионально активизироваться. Первая волна этого явления произошла в 60-е гг., когда необразованные женщины стали занимать рабочие места для пополнения бюджета семьи. Только последующее поколение, благодаря полученным в школах знаниям, смогло найти квалифицированную работу, которая соответствовала новым потребностям их карьеры и жизни. Это привело к исчезновению существующего раньше разделения ролей в домашних условиях. Отец был чаще включался в выполнение обязанностей по дому, которые повлияли на его статус и авторитет.

Самые большие изменения произошли в 90-е гг., когда экономическая трансформация в Силезии разрушила традиционную модель семьи с отцом в качестве единственного кормильца. В 2002 г. более половины жен шахтеров работали профессионально, и только 6 % мужчин не могли с этим смириться, а 70 % приняли такое положение. И хотя до сих пор существуют не одобряющие такое состояние дел мнения, нельзя согласиться с тем, что образование является фактором, благодаря которому молодые, хорошо образованные силезские женщины вышли из традиционной схемы и семейную жизнь вписывают в свою карьеру.

В настоящее время профессиональная активность женщин широко распространена, единственное, что изменилось, - это восприятие данного явления. В предыдущее время идеальной была ситуация, в которой работа отца становилась основным источником выживания семьи. Трудовая занятость женщин, как правило, была вызвана необходимостью или была дополнением к домашним обязанностям женщины. Но семье сегодня очень сложно прожить на зарплату одного работающего члена семьи. Согласно Дж. Климчак-Зюлек, только в тех семьях, в которых работают женщины (где работают два человека), денежные доходы позволяют осуществлять потребление выше уровня

простого воспроизводства сил работников, включая расходы на учёбу своих детей. Несмотря на обычную практику, что женщины зарабатывают меньше, эти деньги идут на оплату отпуска или покупку телевизора. Некоторые из мужей, замечая и понимая этот факт, начинают выполнять домашние обязанности. Другие исследования показывают, что супруги начинают меняться ролями. Уход за домом, как правило, падает на тех, кто зарабатывает меньше. Если меньше зарабатывает мужчина, то он позволяет жене профессионально развиваться и делать карьеру. Тем не менее в большинстве случаев всё-таки женщина занимается домашним хозяйством, так как муж зачастую лучше зарабатывает. Когда-то ожидалось, что силезская жена останется дома и не примет работу. Сегодня, вопреки ожиданиям, эта тенденция возвращается. Хотя это и не относится только к женщинам: только в 2013 г. 266 тысяч человек отказались от работы, чтобы заботиться о доме. Основная проблема заключается, однако, в том, что там, где работу выполняют два человека, могут возникнуть конфликты.

Экономические преобразования повлияли на функционирование семьи и всего силезского общества. Силезская семья была сообществом, основанном на сакрально-священной традиции. Её центральным звеном были работа отца, дом под ответственностью женщины и, наконец, серия традиций и обычаев в соответствии с таким разделением обязанностей в семье. Для их поддержания необходимы усилия с обеих сторон. Однако это не удаётся сделать в ситуации, когда оба родителя должны работать в целях обеспечения средств существования. Всё радикально изменилось, в семье перемешались роли и статусы.

Богатая жизнь, основанная на ритуалах, была заменена пустыми символами древних времен. В качестве примеров можно здесь назвать стандартные воскресные обеды с их стандартным набором блюд, а также попытку сохранить старый порядок, проявляющийся в семейных посещениях церкви каждое воскресенье, которые должны были противостоять размыванию священности семейной жизни. Ритуалы могут быть сохранены только при активном участии, которого нельзя ожидать в условиях занятости родителей и разных видов занятости всей семьи.

Основной поток передачи ценностей от одного поколения к другому был ослаблен. Силезская семья и семья в целом сильны тогда, когда сильна передача ценностей и символов от одного поколения к другому. Дети становятся более независимыми, родители все меньше и меньше в состоянии навязать свои собственные решения, повлиять на мнения детей, например, относительно их карьерных устремлений. Ро-

дители также перестали быть единственным источником авторитетных мнений для детей. Но важно, что всё-таки дети имеют гораздо более тесные и позитивные отношения с их родителями [3].

Был затронут и другой бывший столп семьи в виде сети социального контроля, осуществляемого другими членами семьи. Крах крупных промышленных центров вынуждает к поиску работы в других местах. А это снижает возможности социального контроля, например, со стороны отца, который физически не присутствовал. Это также относится к более широкой сети контроля, столь характерной для бывших рабочих общностей. В ситуации, когда быстро меняются не только ценности, но и живущие вокруг люди, исчезают также традиционные постоянные коммуникации между живущими рядом людьми [2, б. 87]. Никто не будет специально заботиться о судьбе того, кто был его соседом на прошлой неделе, потому что, во-первых, нет никакой гарантии, что этот человек ответит взаимностью, и во-вторых, это лицо может в любой момент снова уехать.

Заключение

Процессы, вызванные экономической трансформацией, следовательно, отвечают не только за экономическое положение жителей Си-лезии, но также и за изменения в структуре семьи, не за распад, а по крайней мере за ослабление межчеловеческих отношений. Потери в этой области настолько серьезные, что уровень гражданской активности сейчас в Силезии, после 20 лет преобразований, является одним из самых низких в Польше [7, б. 100].

Литература

1. Bukowska-Florenska I. Spoleczno-kulturowe funkcje tradycji w spolecznosciach sl^skich. Katowice, 1987.

2. Kubik W. Typy wspolzycia spolecznego w stylach zycia rodzin gornic-zych. 25 lat Oddzialu Polskiego Towarzyst-wa Socjologicznego w Katowicach 19681993. Katowice, 1993.

3. Marianski J. Kondycja Moralna Spoleczenstwa Polskiego. Krakow, 2002.

4. Mrozek W. Rodzina gornicza. Przeksztalcenia spoleczne w gornosl^skim srodowisku gorniczym. Katowice, 1965.

5. Produkt krajowy brutto wedlug wo-jewodztw za lata 1995-1997. Katowice, 1999.

6. Przetacznikowa M.W. Psychologia wychowawcza. Warszawa, 1980.

References

1. Bukowska-Florenska I. Spoleczno-kulturowe funkcje tradycji w spolecznosciach sl^skich. Katowice, 1987.

2. Kubik W. Typy wspolzycia spolecznego w stylach zycia rodzin gornic-zych. 25 lat Oddzialu Polskiego Towarzystwa Socjologicznego w Katowicach 1968-1993. Katowice, 1993.

3. Marianski J. Kondycja Moralna Spoleczenstwa Polskiego. Krakow, 2002.

4. Mrozek W. Rodzina gornicza. Przeksztalcenia spoleczne w gornosl^skim srodowisku gorniczym. Katowice, 1965.

5. Produkt krajowy brutto wedlug wo-jewodztw za lata 1995-1997. Katowice, 1999.

6. Przetacznikowa M.W. Psychologia wychowawcza. Warszawa, 1980.

7. Suchacka M. Sl^ska metanonia? Wie-lowymiarowe przemiany. 20 lat transformacji w aspekcie regionalnym. Sl3.sk. Refleksje socjologow. Katowice, 2011.

8. Swadzba U. Wartosci - pracy, rodziny i religii - ci^gtosc i zmiana. Katowice, 2012.

9. Swadzba U. Sl^ski etos pracy. Studium Socjologiczne. Katowice, 2001.

10. Swiqtkiewicz W. Rodzina jako wartosc spoteczna // Trosce o rodziny Katowice, 1994.

11. Swiqtkiewicz W. Rodzina jako wartosc w tradycji kulturowej Gornego Sl^ska. Katowice, 1998.

12. Swiqtkiewicz W. Rodzina sl^ska na pocz^tku XXI wieku. Model normatywny czy odchodz^ca tradycja? / Z. Tyszka (red.) // Wspolczesne rodziny polskie - ich stan i kie-runek przemian. Poznan, 2001.

7. Suchacka M. Sl^ska metanonia? Wie-lowymiarowe przemiany. 20 lat transformacji w aspekcie regionalnym. Sl3.sk. Refleksje socjologow. Katowice, 2011.

8. Swadzba U. Wartosci - pracy, rodziny i religii - ci^glosc i zmiana. Katowice, 2012.

9. Swadzba U.Sl^ski etos pracy. Studium Socjologiczne. Katowice, 2001.

10. Swiqtkiewicz W. Rodzina jako wartosc spoleczna // Trosce o rodziny. Katowice, 1994.

11. Swiqtkiewicz W. Rodzina jako wartosc w tradycji kulturowej Gornego Sl^ska. Katowice, 1998.

12. Swiqtkiewicz W. Rodzina sl^ska na pocz^tku XXI wieku. Model normatywny czy odchodz^ca tradycja? / Z. Tyszka (red.) // Wspolczesne rodziny polskie - ich stan i kie-runek przemian. Poznan, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.