Научная статья на тему 'Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии'

Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
88
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии»

Народная музыка на современной концертной эстраде и в образовании 265

Т. Н. Гулая, доцент кафедры народной музыки Национального исследовательского Мордовского государственного университета, кандидат культурологии

Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии

Фортепианные произведения композиторов Мордовии — одна из страниц профессиональной музыкальной национальной школы, где нашел свое место народный песенный мелос и инструментальные наигрыши мордвы. Многие произведения для фортепиано имеют программный характер, а ряд пьес объединяются в циклическую форму.

Одним из первых композиторов Мордовии, обратившихся к созданию фортепианного цикла, стал Л. П. Кирюков. Пьесы цикла «Одиннадцать фортепианных миниатюр» — своеобразный калейдоскоп настроений, где представлена спокойная созерцательная лирика («Элегия», «Прелюдия», «Утро», «Весенние отзвуки»), миниатюрные жанровые сценки («Праздник в Пимбуре», «Хороводная пляска», «Кштима»), миниатюры в стиле народных песен («Мордовская протяжная песня», «Мордовская свадебная песня»).

Идея создания триптиха «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» возникла у Г. Г. Вдовина как эмоциональный отклик на работы мордовского скульптора. «Моисей», «Грезы», «Танец» — звуковая проекция образов, запечатленных С. Д. Эрьзей в дереве. Специфические музыкальные средства в произведениях (ангемитонный мелодизм, метроритмическая свобода развития музыкального материала, кварто-квинтовые и большесекундовые гармонические созвучия) указывают на национальные истоки музыкального языка композитора.

«Женская тема» творчества мордовского скульптора находит свое место в фортепианном цикле Н. В. Кошелевой «Женские портреты» («Утро», «Юность», «Любовь», «Портрет матери»). Музыкальный материал произведений насыщен фольклорными элементами. В создании музыкальных образов большую роль играет характерная для мордовской музыки ангемитоника, ладовая переменность, а также гармоническая вертикаль голосов фортепианной фактуры, представленная диссонантными созвучиями (кварты, секунды).

266

Материалы семинара

Г. Г. Сураев-Королев продолжил традиции основоположников мордовской профессиональной музыки, обогатив музыкальный язык элементами джаза, рок-музыки. В фортепианном цикле «Десять прелюдий-импровизаций» представлен синтез современных ритмов с народными мордовскими интонациями.

Интересен фортепианный цикл Н. Н. Митина «Десять прелюдий». В современном видении композитора романтический жанр «прелюдия» предстает в спектре новых выразительных и формообразующих средств, проникнутых духом музыки XX в. с ее завоеваниями в области гармонии, формы, тематического развития и фактуры.

Композиторами Мордовии создано также немало произведений для юных исполнителей. К детской аудитории обращается Н. И. Бояркин. Циклы «Ютазде лецтнемат» («Воспоминания о прошлом») и «Четыре пьесы для фортепиано» («Песня», «Пряха», «Рекрутская», «Сельский праздник») составляют яркие жанровые образцы, сочетающие традиционный народный мелос и инструментальные наигрыши мордвы.

Цикл Г. Г. Вдовина «Восемь пьес для фортепиано» — своеобразный «словарь настроений», раскрывающий перед слушателем мир детства с яркими эмоциональными переживаниями, фантазийным восприятием мира. «Портреты» — музыкальные образы великих художников («В. Моцарт», «Р. Шуман», «П. Чайковский», «Б. Барток», «С. Прокофьев»), стилизация идейных, интонационно-мелодических, фактурных особенностей творчества композиторов.

Можно наблюдать, что пьесы фортепианных циклов различаются по стилистике, жанровой принадлежности, композиционной структуре. Однако объединяющим началом сочинений являются глубоко национальные истоки музыкального языка композиторов с устойчивыми ладово-интонаци-онными (ангемитоника) и гармоническими (кварто-квинтовые и большесекундовые созвучия) образованиями, свободной темпоритмической организацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.