Научная статья на тему 'Диалог искусств в фортепианном триптихе Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи»'

Диалог искусств в фортепианном триптихе Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
78
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
С. Д. ЭРЬЗЯ / S. ERZYA / Г. Г. ВДОВИН / G. VDOVIN / ПРОГРАММНОСТЬ / СЮИТНОСТЬ / ИМПРЕССИОНИЗМ / IMPRESSIONISM / МОРДОВСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР / MORDOVIAN FOLK MUSIC / PROGRAMME APPROACH / SUITE

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаева Светлана Александровна

Рассматривается фортепианный триптих Г. Г. Вдовина, созданный по скульптурам С. Д. Эрьзи «Моисей», «Греза», «Танец». Отмечаются пластичность и многоплановость художественных образов, синтез полифонического и гомофонно-гармонического письма, функциональная и красочно-колористическая трактовка фортепиано, опора на традиции мордовского музыкального фольклора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dialogue of Arts in Piano Triptych by G. Vdovin «Music for Sculptures by S. Erzya»

It considers a piano triptych by G. Vdovin based on the sculptures by S. Erzya «Moses», «Dreams», and «Dance». It emphasises impressionability and diversity of artistic images, synthesis of polyphonic and homophonic-harmonic writing, functional and colorful, coloristic interpretation, and reference to the traditions of Mordovian folk music.

Текст научной работы на тему «Диалог искусств в фортепианном триптихе Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи»»

Финно-угорский мир. 2014. № 2-

ДИАЛОГ ИСКУССТВ В ФОРТЕПИАННОМ

ТРИПТИХЕ Г. Г. ВДОВИНА

«МУЗЫКА НА СКУЛЬПТУРЫ С. Д. ЭРЬЗИ»

С. А. ИСАЕВА,

кандидат культурологии, доцент, заведующий кафедрой народной музыки ФГБОУВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Имя скульптора С. Д. Эрьзи (Нефедова) широко известно в нашей стране и за рубежом. В своей работе он опирался на лучшие образцы русского и мирового искусства, но при этом его глубоко оригинальное, одухотворенно-поэтическое наследие концентрирует вековые традиции в области народного творчества. Общепризнана «музыкальность» таланта скульптора. Его работы несут в себе неотъемлемые качества музыкального искусства: движение, ритм, мелодическую текучесть линий и очертаний пластических форм, полифоничность психологических состояний. Они находят отклик в сердцах многих людей, пробуждают таланты, инициируют создание новых произведений, будь то поэтические строки, живописное полотно или музыкальное сочинение. Именно так появился фортепианный триптих Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» (1969).

Триптих Вдовина - сочинение программное. Музыка, передающая образы, запечатленные скульптором в дереве, «играет» множеством оттенков звуковой палитры. При всех различиях в жанровой принадлежности и композиционной структуре, пьесы объединяет характерный национальный колорит. Это выражается в метроритмической свободе развития музыкального материала, использовании ангемитонного мелодизма, употреблении кварто-квинтовых и больше-секундовых интонаций. Построенный по принципу контраста цикл не лишен драматургической логики.

Открывает триптих «Моисей» (Es-dur) -развернутое произведение концертного плана. Его отличают сложное и глубокое образное содержание, жанровое и фактурное многообразие, полифонические приемы раз-

вития. Пафос глубоких раздумий в сочинении Вдовина выражен в теме философского плана, которая в ходе развития подвергается фактурному, мелодическому, ритмическому варьированию и жанровому переосмыслению. По замыслу композитора, «Моисей» - это свободные вариации, каждая из которых - иной взгляд на глубокомысленную и многофактурную композицию, открывающий новую грань образа.

«Греза» (As-dur) в драматургии цикла представляет лирическое интермеццо. Музыка, наполненная «звучащей тишиной», передает грезы молодой девушки, пребывающей в сладкой неге. Пьеса написана в сложной трехчастной форме. Необычные колоритные гармонии придают музыке черты импрессионизма и создают утонченный, мечтательный образ, запечатленный скульптором в одноименном произведении.

Завершает цикл «Танец» (g-moll) - виртуозное концертное произведение, написанное в трехчастной форме с синтетической репризой. Как и в одноименной скульптуре Эрьзи, в пьесе Вдовина мы наблюдаем трех-фигурность, что выражается в трехплано-вости фактуры. Первый слой - остинатная ритмическая фигура в басу. В образном отношении - это «па» из аргентинского танца «хоро». Здесь же присутствуют черты искаженной «хабанеры». Второй и третий пласты напоминают лирический эрзянский двухголосный напев. Композитор использует неквадратный метр (3 + 2/4) с различной группировкой и смещением акцентов ритмических долей, кварто-квинтовые и боль-шесекундовые интонации, характерные для народной мордовской песенности, а также приемы и гармонические средства современного профессионального письма. Это

© Исаева С. А., 2014

КРУГЛЫЙ СТОЛ

позволяет автору создать колоритный образ экзотического танца.

Триптих Г. Г. Вдовина «Музыка на скульптуры С. Д. Эрьзи» представляет собой одну из ярких страниц фортепианной литературы композиторов Мордовии. Наличие программы, сюитность, влияние импрессионизма, воплощение в звучности рояля звучания симфонического оркестра свидетельствуют о развитии композитором традиций классической и современной музыки. В то же время автор сохраняет связь с народным музыкаль-

ным творчеством, на что указывает использование характерных народно-песенных интонаций и метрики. Скульптурная пластичность и многоплановость художественных образов, синтез полифонического и гомофонно-гармонического письма, функциональной и красочно-колористической трактовок фортепиано, опора на традиции мордовского музыкального фольклора придают сочинению Вдовина самобытные черты, которые отличают его от произведений других композиторов нашего времени.

Поступила 28.04.2014

ФОЛЬКЛОРНЫЕ ИСТОКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л. П. КИРЮКОВА (на примере цикла

«Одиннадцать фортепианных миниатюр») Е. В. ГЕРАСИМОВА,

старший преподаватель кафедры народной музыки ФГБОУ ВПО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (г. Саранск, РФ)

Цикл «Одиннадцать фортепианных миниатюр» был написан Л. П. Кирюковым в 1959 г. Как и все многочисленное музыкальное наследие композитора, это сочинение показывает, насколько широк диапазон творческих стремлений автора. В небольших по объему пьесах нашли яркое отражение традиции народной музыки. Национальный колорит им придают удачно примененные характерные для мордовской народной музыки интонации и гармонии.

Цикл отличается своей поэтичностью. Лирикой родной природы проникнута пьеса «Утро». «Весенние отзвуки» - это тонкая акварельная зарисовка, музыка которой овеяна дыханием весенней природы, неясным шелестом листвы. В отдельных тактах миниатюры слышны обороты мордовских народных песен-«веснянок» (интонации зова).

Некоторые пьесы представляют собой так называемые картинки-настроения («Элегия», «Прелюдия»). С помощью мело© Герасимова Е. В., 2014

дики, гармонии, ритмики композитор передает особенности мордовских лирических песен. Подобным образом проявляется стремление автора к развитию и индивидуальному преломлению элементов музыкального языка национального фольклора, использованию колористических свойств пентатоники.

Для миниатюр «Мордовская протяжная песня», «Мордовская свадебная песня», «Песня пряхи» характерны тональная неустойчивость и своеобразное гармоническое звучание. Элементы танца раскрыты в ярких жанровых зарисовках «Праздник в Пимбуре», «Хороводная пляска», «Кштема». Стилистической доминантой данных пьес является подголосочность как многоуровневая система многоголосия и формообразования в целом: от унисонно-гетерофонных истоков до самобытных форм гармонической и контрапунктической обработки мелодического начала. Встречающиеся дис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.