_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_
ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 780.8:780.616.432
Гулая Татьяна Николаевна
канд. культурологии институт национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, РФ E-mail: [email protected]
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЯЗЫК ФОРТЕПИАННЫХ ПЬЕС Л. П. КИРЮКОВА
Аннотация
В статье исследуются национальные истоки музыкального языка основоположника профессиональной музыки Мордовии Л. П. Кирюкова; анализируется влияние жанровой специфики мордовского музыкального фольклора на выбор выразительных средств в создании фортепианных миниатюр.
Ключевые слова Жанровая специфика, традиционный мелос, музыкальный язык.
Фортепианное наследие Л. П. Кирюкова составляет значительной пласт профессиональной инструментальной музыки Мордовии. Специфические черты традиционного музыкального творчества мордовского народа воплощаются композитором в классических фортепианных формах, в том числе циклических. В полной мере к произведениям композитора относится следующая характеристика: «Пьесы фортепианных циклов различаются по стилистике, жанровой принадлежности, композиционной структуре. Однако объединяющим началом сочинений являются глубоко национальные истоки музыкального языка композиторов с устойчивыми ладово-интонационными (ангемитоника) и гармоническими (кварто-квинтовые и большесекундовые созвучия) образованиями, свободной темпо-ритмической организацией» [2, с. 140].
Цикл Л. П. Кирюкова «Одиннадцать фортепианных миниатюр» был создан в 1959 г. Национальный колорит пропитывает различные по жанрам, образной сфере, композиционной структуре пьесы. Прообразом «Хороводной пляски», «Мордовской протяжной песни», «Мордовской свадебной песни», «Песни пряхи», «Праздника в Пимбуре» цикла явились образцы народного творчества. Пьесы «Прелюдия», «Скерцо», «Элегия», «Вальс» несмотря на классическую жанровую принадлежность, также демонстрируют традиционный мелос мордвы. По мнению искусствоведов на музыкальную ткань произведений оказала влияние не только вокальная, но и инструментальная народная музыка. Н. И. Бояркин отмечает, что «композитор часто применяет органные басы, идущие от волыночного сопровождения танцев, неприхотливые «нюдийные» и «вешкемные» мелодии. Таковы «Скерцо», «Хороводная пляска», «Праздник в Пимбуре» [1, с. 78].
Фольклорный материал, привлекаемый композитором в фортепианном цикле, претерпевает различные трансформации. Заслуживают внимания пьесы с ярко выраженным жанровым началом. Так «Хороводная пляска» демонстрирует органичный синтез марша и танца. О маршевых признаках говорят четко ритмизованный двудольный метр, акценты и пунктирный ритм на сильных долях тактов, простые фигуры аккомпанемента. Фактура пьесы близка баянному изложению. Вариационное развитие музыкального материала позволяет провести параллели с народными образцами, когда одна из интонаций предстает в различных ладовых, регистровых и фактурных вариантах. В композиционном строении присутствует дробность. Сквозная логика развития обеспечивает композиционную цельность, не смотря на «пестроту» эпизодов и режим «смены кадров». Гомофонно-гармонический склад пьесы дополнен квинтовыми созвучиями, кварт-аккордами, секундовыми наложениями в вертикальном срезе. Особую краску придают альтерированные ступени и ладовая переменность.
Пьеса «Праздник в Пимбуре» - воплощение ярких картин народной жизни. Атмосфера народного праздника создается специфическими интонационными, ритмическими и гармоническими средствами. Так, унисонное изложение в низком регистре темы вступления выделено темпом (Adagio) и воспринимается как эпический зачин сквозной контрастно-составной формы. Большая цезура (фермата на паузе), отделяющая
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х
проведение от последующего материала, перекликается с аналогичным приемом развития в народной музыке, где за сольным запевом следует «массовое» развитие. Чередование различных тематических эпизодов служит передаче атмосферы праздника, создания зрительных ассоциаций: мужской выход изображается с помощью удвоения басового голоса в октаву, варьированный отклик в более высоком регистре является характеристикой женской пляски. Для передачи игрового характера пьесы используются ладовые и темповые изменения, синкопированный ритм, «притопывающие» ритмические фигуры в концах фраз, восходящие квинтовые интонации.
Пьеса «Прелюдия» представляет иное эмоциональное переживание. Напев мокшанского плача, развивающийся в традициях протяжной лирической песни, демонстрирует классический полифонический склад изложения. Жанровые истоки темы явились определяющими для композиционного строения. По мнению Н. И. Бояркина для «Прелюдии», «интонационно построенной на мокшанском похоронном плаче, характерны самостоятельность голосов и соответствующие тесситурные условия. Как и в народной коллективной исполнительской практике, здесь используется прием сведения голосов в унисон, разветвления мелодий на несколько линий и т. д.» [1, с. 77].
Сольный запев, изложенный в размере 6/4, говорит о близости к народной песне. Три строфы композиционной структуры получают различное развитие. Наиболее драматичной является вторая строфа, где тема излагается на октаву выше исходного уровня. Композитор использует различные средства динамизации кульминационной строфы: привлекает триольную пульсацию, альтерированные гармонии, октавные удвоения голосов, расширяет границы такта (7/4), меняет темп.
В пьесе представлена типичная для народной песни плавность голосоведения. Мелодические характеристики свойственны всем голосам, включая басовую линию. Партии средних голосов дифференцированы и обнаруживают как связь с мелодическим голосом, так и свободу, в частности, в ритмическом отношении. О песенном начале «Прелюдии» говорит «вокальное» дыхание в виде пауз и остановок на долгих звуках. Фактурное изложение близко хоровому. Глубокую взаимосвязь с народным материалом подчеркивает ладовая переменность произведения.
Фортепианные миниатюры Л. П. Кирюкова являются яркими образцами воплощения в профессиональной музыке мордовского музыкального фольклора. Заимствовать из народного творчества наиболее сущностные характеристики, дать новую жизнь традиционному мелосу мог только композитор, глубоко чувствующий, знающий и уважающий культуру своего народа.
Список использованной литературы:
1. Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки / Н. И. Бояркин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 160 с.
2. Гулая Т. Н. Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии / Т. Н. Гулая. - Регионология. - 2012. - № 4 (81). - С. 139-140.
© Гулая Т. Н., 2016
УДК 78"17"
Исаева Светлана Александровна
канд. культурологии, зав. кафедрой народной музыки института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, Россия E-mail: [email protected]
Г. Н. ТЕПЛОВ О ЛОГИЧЕСКОМ И ЧУВСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы совокупности чувственного и логического компонентов при