Научная статья на тему 'Г. Н. Теплов о логическом и чувственном восприятии музыкального искусства'

Г. Н. Теплов о логическом и чувственном восприятии музыкального искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
529
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
РУССКАЯ МУЗЫКА XVIII ВЕКА / МУЗЫКАЛЬНАЯ ЭСТЕТИКА / ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ КЛАССИЦИЗМ / Г. Н. ТЕПЛОВ / ЛОГИЧЕСКОЕ И ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ МУЗЫКИ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Исаева Светлана Александровна

В статье рассматриваются вопросы совокупности чувственного и логического компонентов при восприятии музыкального искусства, изложенные Г. Н. Тепловым в «Рассуждениях о начале стихотворства» и «О качествах стихотворства»; обосновывается необходимость соединения в художественном творчестве чувственного опыта и философского познания, практики и теории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Г. Н. Теплов о логическом и чувственном восприятии музыкального искусства»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х

проведение от последующего материала, перекликается с аналогичным приемом развития в народной музыке, где за сольным запевом следует «массовое» развитие. Чередование различных тематических эпизодов служит передаче атмосферы праздника, создания зрительных ассоциаций: мужской выход изображается с помощью удвоения басового голоса в октаву, варьированный отклик в более высоком регистре является характеристикой женской пляски. Для передачи игрового характера пьесы используются ладовые и темповые изменения, синкопированный ритм, «притопывающие» ритмические фигуры в концах фраз, восходящие квинтовые интонации.

Пьеса «Прелюдия» представляет иное эмоциональное переживание. Напев мокшанского плача, развивающийся в традициях протяжной лирической песни, демонстрирует классический полифонический склад изложения. Жанровые истоки темы явились определяющими для композиционного строения. По мнению Н. И. Бояркина для «Прелюдии», «интонационно построенной на мокшанском похоронном плаче, характерны самостоятельность голосов и соответствующие тесситурные условия. Как и в народной коллективной исполнительской практике, здесь используется прием сведения голосов в унисон, разветвления мелодий на несколько линий и т. д.» [1, с. 77].

Сольный запев, изложенный в размере 6/4, говорит о близости к народной песне. Три строфы композиционной структуры получают различное развитие. Наиболее драматичной является вторая строфа, где тема излагается на октаву выше исходного уровня. Композитор использует различные средства динамизации кульминационной строфы: привлекает триольную пульсацию, альтерированные гармонии, октавные удвоения голосов, расширяет границы такта (7/4), меняет темп.

В пьесе представлена типичная для народной песни плавность голосоведения. Мелодические характеристики свойственны всем голосам, включая басовую линию. Партии средних голосов дифференцированы и обнаруживают как связь с мелодическим голосом, так и свободу, в частности, в ритмическом отношении. О песенном начале «Прелюдии» говорит «вокальное» дыхание в виде пауз и остановок на долгих звуках. Фактурное изложение близко хоровому. Глубокую взаимосвязь с народным материалом подчеркивает ладовая переменность произведения.

Фортепианные миниатюры Л. П. Кирюкова являются яркими образцами воплощения в профессиональной музыке мордовского музыкального фольклора. Заимствовать из народного творчества наиболее сущностные характеристики, дать новую жизнь традиционному мелосу мог только композитор, глубоко чувствующий, знающий и уважающий культуру своего народа.

Список использованной литературы:

1. Бояркин Н. И. Становление мордовской профессиональной музыки / Н. И. Бояркин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 160 с.

2. Гулая Т. Н. Национальные истоки музыкального языка в фортепианных циклах композиторов Мордовии / Т. Н. Гулая. - Регионология. - 2012. - № 4 (81). - С. 139-140.

© Гулая Т. Н., 2016

УДК 78"17"

Исаева Светлана Александровна

канд. культурологии, зав. кафедрой народной музыки института национальной культуры МГУ им. Н.П. Огарева г. Саранск, Республика Мордовия, Россия E-mail: [email protected]

Г. Н. ТЕПЛОВ О ЛОГИЧЕСКОМ И ЧУВСТВЕННОМ ВОСПРИЯТИИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы совокупности чувственного и логического компонентов при

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

восприятии музыкального искусства, изложенные Г. Н. Тепловым в «Рассуждениях о начале стихотворства» и «О качествах стихотворства»; обосновывается необходимость соединения в художественном творчестве чувственного опыта и философского познания, практики и теории.

Ключевые слова

Русская музыка XVIII века, музыкальная эстетика, просветительский классицизм, Г. Н. Теплов, логическое и чувственное восприятие музыки.

XVIII столетие характеризуется в России как эпоха стремительных и бурных преобразований. Реформы Петра I, коснувшиеся различных сторон хозяйственной, политической и культурной жизни, значительно изменили облик страны и дали толчок ее ускоренному развитию по пути прогресса. Происходит смена эстетического идеала, перед искусством, в том числе и перед музыкой, выдвигаются новые задачи. Освобождаясь от религиозной зависимости, искусство становится светским по духу, и даже те его виды, которые были непосредственно связаны с церковью, испытывают общий процесс «обмирщения» и начинают служить прославлению величия и мощи Российского государства.

Новая система ценностей требовала от музыкального произведения не только содержательности, но и постановки больших тем общественного звучания. Их воплощение должно было быть насыщено контрастными эмоциональными состояниями, призвано потрясать сердца и умы большой аудитории. Существенным при этом выступает момент общедоступности музыкального искусства, которое ориентировалось не на узкий круг любителей музыки, а на массового слушателя. К музыке приобщаются новые социальные слои - мелкопоместное дворянство, купечество, разночинная интеллигенция. Как отмечает А. В. Оссовский, «музыкальная культура распространяется и по горизонтали территории, и по вертикали социальной лестницы» [2, с. 56]. В связи с этим можно высказать предположение, что активное освоение новых музыкальных жанров также было обусловлено потребностями восприятия и отражало характерную для XVIII столетия тенденцию к демократизации музыки.

Вполне закономерно, что все эти процессы оказали соответствующее влияние на музыкально-эстетическую мысль данного периода. Однако, по словам В. П. Шестакова, «...источники, относящиеся к этой области, довольно пестры, разнообразны по форме и не всегда представляют собою теоретические трактаты о музыке. Чаще всего это - заметки русских путешественников, письма, публикации в журналах...», которые, тем не менее, «...дают убедительное свидетельство о том, что вопросы эстетики занимали значительное место в русской музыкальной литературе XVIII века» [3, с. 300].

В данном контексте интерес представляют статьи Г. Н. Теплова «Рассуждение о начале стихотворства» и «О качествах стихотворства», опубликованные в 1755 г. в академическом журнале «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих», где, наряду с общими положениями об искусстве, затрагиваются также некоторые вопросы восприятия музыки.

«В двух своих рассуждениях Теплов определил две стороны искусства: в первом - логическую, во втором - чувственную. Но между этими рассуждениями не было никакого расхождения, а тем более противоречия», - пишет А. Штамбок [4, с. 175]. Теплов полагал, что чувственное восприятие окружающего мира и подражание ему - есть источник всякого искусства. Однако если первоначальные свойства искусства заключались в подражании природе и выражении чувства, то на новой ступени развития его свойства приобрели новые качества - поэзия, музыка стали выражать понятия и служить воспитательным целям. Соединяя понятия с чувственным опытом, Теплов шел по пути преодоления рационалистических тенденций. В то же время, оставаясь верным просветительским идеям того периода, он отмечал, что восприятие, понимание искусства невозможно без опоры на знание, на разумное рациональное постижение и изучение его основ и закономерностей.

Подтверждая мысль о том, что знание законов искусства увеличивает интенсивность его восприятия, Теплов в первом рассуждении указывает: «Приятная музыка многих услаждает, но несравненно те ею веселятся, которые правильную гармонию тонов целых и половинных, их дигрессию и резолюцию чувствуют... Так как не знающему композиции музыкальной, когда секунда, кварта, секста-минор и септима суперфлуа сделают диссонацию, то по коих пор кварта на терцию, секста на квинту, а септима на октаву не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10-3/2016 ISSN 2410-700Х_

разрешается, ухо его разрешает» [Цит. по: 1, с. 69]. Приведенный автором пример разрешения квинтсекстаккорда уменьшенного вводного в секстаккорд тоники доказывает, что диссонанс, раздражающий ухо музыкально неразвитого человека, может при знании законов гармонии и верном их употреблении доставлять эстетическое наслаждение.

В своих работах Теплов поднимает также вопросы эстетической природы искусства. Он отмечает, что его сущность заключается в соединении чувства и разума, удовольствия и пользы. При этом искусство может достигать цели не прямым путем, а опосредованно, через эмоциональное воздействие обращаться к разуму. В рассуждении «О качествах стихотворца» Теплов писал: «Науки и искусства между собой определяются тем, что первые обращаются к пользе, а последние иногда к пользе, а иногда к единому увеселению или изощрению нашего ума, который после всего всегда служит руководством к познанию других вещей» [4, с. 176]. Таким образом, искусство воспринимается не только как источник чувственного наслаждения, но и как «инструмент» познания истины и воспитания. Искусство «удостоверяет мысль», но в то же время «восхищает сердце», пользуясь образными средствами выражения.

Можно заключить, что изложенные выше идеи Теплова вытекали из общих положений эстетики просветительского классицизма. Однако он не только обобщал основные тенденции эстетической мысли рассматриваемого периода, но и развивал их. В своих рассуждениях Теплов обосновывал необходимость соединения в художественном творчестве чувственного опыта и философского познания, практики и теории. Он сделал новый шаг к пониманию единства чувственного восприятия и логического обобщения в художественном образе, хотя и присоединял образ к понятию только механически, полагая, что в чувственную природу искусства разумные понятия были привнесены «особенными мудрецами». Теплов также высказал прогрессивную для того времени идею о совокупности чувственного и логического компонентов при восприятии искусства (в том числе и музыки), которая в последующем имела определяющее значение при исследовании механизмов музыкального восприятия. Список использованной литературы:

1. Келдыш Ю. В., Левашева О. Е. История русской музыки. В 10 т. Т. 2, ч. 1. - М. : Музыка, 1984. - 335 с.

2. Оссовский А. В. Основные вопросы русской музыкальной культуры XVII-XVIII веков // Сов. музыка. -1950. - № 5. - С. 53-57.

3. Шестаков В. П. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до XVIII века: исследование. - М. : Музыка, 1975. - 352 с.

4. Штамбок А. Об авторе рассуждения «О качествах стихотворца» (К вопросу о двух направлениях в русской эстетике классицизма) // Рус. лит. - 1961. - № 1. - С. 169-181.

© Исаева С.А., 2016

УДК 7.07:330.1]:947.7-25"18/19"

Павличенко Надежда Валерьевна

Ассистентка кафедры Культурологии Национального университета

«Киево-Могилянская академия» (НаУКМА)

г. Киев (Украина) E-mail: [email protected]

ИВАН ИЗ РОДА ТЕРЕЩЕНКО: МЕЦЕНАТ, КОЛЛЕКЦИОНЕР И АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК КИЕВСКОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО РЫНКА КОНЦА XIX ВЕКА

Аннотация

Статья посвящена личности Ивана Николовича Терещенко, который вошел в историю Киева как высокодуховная личность, меценат, знаток живописи и коллекционер, активный гражданский деятель и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.