Научная статья на тему 'Национальные интересы развития туризма как элемент экономической безопасности страны'

Национальные интересы развития туризма как элемент экономической безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
национальный интерес / туризм / экономическая безопасность / платежный баланс / валовая добавленная стоимость / national interest / tourism / economic security / balance of payments / gross value added

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малолетко Александр Николаевич

Предпринята попытка сформулировать национальные экономические интересы страны на осно-ве анализа макроэкономических показателей, характеризующих развитие туризма в России.Подробно проанализированы отдельные статьи платежного баланса РФ, структура валовой до-бавленной стоимости по некоторым видам экономической деятельности. В первом приближенииобозначены угрозы национальным экономическим интересам России в развитии туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the national economic interests based on the analysis of macroeconomic indicators for the development of tourism in Russia. The author examines the Russian balance of payments, the structure of gross value added related to a number of types of economic activity. The study explains security threats to the national economic interest in Russia in the tourism industry.

Текст научной работы на тему «Национальные интересы развития туризма как элемент экономической безопасности страны»

Национальные интересы развития туризма как элемент безопасности страны

• финансирование научных исследований Литература

в сфере туристической индустрии.

1. Чудновский А.Д., Жукова М.А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: Учебное пособие, 2007.

2. СтоляренкоЛ.Д. Основы психологии: Учебное пособие, 2002.

3. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком. М.: АСТ Минск, ООО Харвест, 2006.

4. Курс экономической теории: Учебное пособие / Под ред. А.В. Сидоровича. М.: Дело и сервис, 2001.

5. Морозова Т.Г. Региональная экономика: Учебник. М., 2001.

6. Виноградова М.В., Панина З.И. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса: Учебное пособие, 2006.

7. НовицкийА.Г., Литвинов О.И. Экономика сферы обслуживания населения: Учебное пособие. М., 2005.

8. ГолубковЕ.П. Маркетинговые исследования. Теория, методология, практика. М., 2007.

9. Есипов В.Е. Цены и ценообразование: Учебник для вузов, 2008.

10. Иванов В.Н., Латрушев В.И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления. М.: Вильямс, 2005.

11. Архангельская Е.В. Наглядное решение задачи о многочлене наилучшего приближения с помощью компьютерной программы. М.: Вильямс, 2005.

12. Гармаш С.А. Информационные технологии в современном преподавании. М.: Высшая школа, 2001.

13. http://magister.msk.m/library/economic/economic.htm

14. http://www.book.mrod.rn/bisness/Lhtml

15. www.integrum.com

УДК 338.48

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Малолетко Александр Николаевич, кандидат юридических наук, проректор, 5050962@mail.ru, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», г. Москва

The article defines the national economic interests based on the analysis of macroeconomic indicators for the development of tourism in Russia. The author examines the Russian balance of payments, the structure of gross value added related to a number of types of economic activity. The study explains security threats to the national economic interest in Russia in the tourism industry.

Предпринята попытка сформулировать национальные экономические интересы страны на основе анализа макроэкономических показателей, характеризующих развитие туризма в России. Подробно проанализированы отдельные статьи платежного баланса РФ, структура валовой добавленной стоимости по некоторым видам экономической деятельности. В первом приближении обозначены угрозы национальным экономическим интересам России в развитии туризма.

Key Words: national interest, tourism, economic security, balance of payments, gross value added

Ключевые слова: национальный интерес, туризм, экономическая безопасность, платежный баланс, валовая добавленная стоимость

Под национальной безопасностью в общем виде понимается защищенность жизненно важных интересов страны от внешних и внутренних угроз [3]. Задаваясь вопросом, имеются ли у России интересы, которые удовлетворяются посредством развития туризма, можно вполне

уверенно ответить, что такие интересы есть. Национальные интересы в развитии туризма, представляют собой совокупность интересов личности, общества, государства.

Интересы личности в развитии туризма заключаются в реализации конституционных

53

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Рис. 1. Платежный баланс услуг в 1994—2009 годы, Российская Федерация, $млн. Источник: Центробанк России. URL:http://www.cbr.ru.

прав человека и гражданина на свободу передвижений, на использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям и в обязанности каждого заботиться о сохранении культурного и исторического наследия России.

Интересы общества в развитии туризма заключаются в обеспечении интересов личности, достижении экономической стабильности, обеспечении экономического роста.

Интересы государства заключаются в создании условий для развития туризма в России, способствующего реализации конституционных прав человека и гражданина и пользования инфраструктурой туризма в целях обеспечения политической, экономической и социальной стабильности.

Развитие туризма способствует решению многих задач: политических, культурных, социальных, духовных и др. Однако особое место в этом ряду занимают экономические задачи. Следовательно, национальные интересы в развитии туризма носят, прежде всего, экономический характер.

Экономические интересы государства в развитии туризма заключаются в следующем:

а) достижение положительного сальдо платежного баланса РФ по статьям, связанным с поездками и отрицательного сальдо по статьям, связанным с туроператорской (турагентской) деятельностью и последующее увеличение значений по этим статьям;

б) рост валовой добавленной стоимости (ВДС) по видам экономической деятельности, связанных с туризмом;

в) увеличение валового регионального продукта (ВРП) по видам экономической деятельности, связанных с туризмом.

Безусловной предпосылкой достижения указанных экономических интересов страны является повышение конкурентоспособности российского продукта по видам экономической деятельности, связанных с туризмом. Проанализируем некоторые макроэкономические показатели.

Сальдо платежного баланса по всем услугам, оказываемым в Российской Федерации, на протяжении последних 15 лет остается отрицательным (рис. 1). Несмотря на стабильный рост экспорта услуг с $8,4 млрд до $51,3 млрд, импорт превалирует над экспортом.

В платежном балансе России есть статья «Поездки», которая с 1999 года включает подстатью «Личные поездки» (рис. 2). Здесь наблюдается картина стабильного увеличения импорта услуг. Значение сальдо по статье «Поездки» изменилось с $-4,7 млрд в 1994 году до $-12,9 млрд в 2008 году. Следует обратить внимание на изменение значения сальдо по статье «Личные поездки». В 1999 году сальдо личных поездок составляло $-3,0 млрд, а в 2008 году уже $-17,5 млрд. Причем если экспорт личных поездок за десять лет возрос в 2,2 раза (с $2,2 млрд в 1999 до $4,9 млрд в 2008 году), то импорт личных поездок увеличился в 4,3 раза ($-5,2 млрд в 1999 до $-22,5 млрд в 2008 году).

Таким образом, можно констатировать о рост объемов утечки капитала за пределы страны. Определенную роль в этом играет превышение импорта личных поездок над экспортом. Ответ на вопрос, уместны ли здесь национальные экономические интересы и имеются ли угрозы этим интересам, очевиден. Поездки, в том числе и личные поездки, становятся все более импорто-ориентированы. Рост экспорта заметно отстает от роста импорта. Россия теряет не только недополученный доход, но и место в мировой туриндустрии.

Представляется, что национальным экономическим интересом России, удовлетворяемым посредством развития туризма, должна стать ориентация экономики страны на экс-

54 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Национальные интересы развития туризма как элемент безопасности страны

Рис. 2. Сальдо поездок в 1994—2009 годы, Российская Федерация, $ млн Источник: Центробанк России. URL:http://www.cbr.ru.

порт услуг, оказываемых для осуществления поездок и, прежде всего, для осуществления личных поездок. На фоне указанных негативных проявлений следует обратить внимание на экспорт и импорт поездок, в том числе личных поездок в страны СНГ (рис. 3).

Если экспорт услуг в страны СНГ по статье «Поездки» в 1999 году составил $1 млрд (в том числе личных поездок $0,8 млрд), то в 2008 году он составил $5,2 млрд (в том числе личных поездок $1,3 млрд).

Пятикратный рост обеспечивался в основном за счет служебных поездок. Рост личных поездок возрос лишь в 1,6 раза. Импорт услуг из стран СНГ по статье «Поездки» в 1999 году составил $1,6 млрд (в том числе личных поездок $1,4 млрд) и к 2008 году увеличился в 1,6 раза, достигнув объема $-2,6 млрд (в том числе личных поездок $-2,3 млрд). Рост личных поездок был пропорционален росту всех поездок.

Анализ экспортно-импортных операций со странами СНГ по статьям платежного баланса «Поездки» и «Личные поездки» позволяет сделать вывод о наличии и в этой области национальных интересов. В последние годы Россия

стала играть менее заметную роль в политической, социальной и экономической жизни стран СНГ. Утрата несколько компенсируется возросшей деловой активностью, о чем свидетельствует многократное увеличение объемов деловых поездок. В области личных поездок, дела обстоят не настолько хорошо. Незначительный (в 1,6 раза) рост личных поездок как один из показателей развития туризма говорит о недостаточности внимания к странам СНГ как потенциальном источнике туристских потоков.

Если интерес, согласно теории интереса, является осознанной потребностью, то такая потребность, по мнению автора, на пространстве бывшего СССР еще есть. В странах СНГ проживают десятки миллионов русскоговорящих граждан, объединенных несколько лет назад единой общностью.

Представляется, что национальным экономическим интересом России на пространстве СНГ, удовлетворяемым посредством развития туризма, должно стать расширение присутствия России на рынке услуг, связанных с поездками, в целях увеличения турпотока (поездок) из стран СНГ российским перевозчиками.

Деятельности туроператоров и турагентов по классификатору видов экономической деятельности (ОКВЭД) от-

Рис. 3. Платежный баланс поездок в 1994 — 2009 г.г, Российская Федерация, $ млн. Источник: Центробанк России.URL:http://www.cbr.ru

55

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

—■— экспорт, всего

—а— импорт, всего

—•— экспорт, со странами СНГ

—©— импорт, со странами СНГ

Рис. 4. Платежный баланс экспорта-импорта и сальдо по статье «Вспомогательные и сопутствующие услуги» в 2001—2009 годах, Российская Федерация, $млн. Источник: Центробанк России. URL:http://www.cbr.ru

носится к вспомогательной деятельности по виду экономической деятельности «Транспорт и связь». На первый взгляд, здесь все благополучно. Сальдо платежного баланса по статье «Вспомогательные и сопутствующие услуги» ориентровано на экспорт и показывает положительный рост (рис. 4 б). С 2001 по 2008 год значение сальдо возросло в 3,2 раза (с $477 млн до $1 542 млн). Но что это означает? Экспорт услуг турагентов и туроператоров означает, что российские туроператоры и турагенты оказывают услуги иностранным партнерам, а следовательно, опосредованно «подпитывают» экономику зарубежья. Если принять во внимание, что в стоимости турпродукта лишь 10% приходится непосредственно на туроператорскую (турагентскую) деятельность, то $1,5 млрд означают годовой отток капитала в размере $13 млрд долларов. Возникает вопрос: уместны ли здесь национальные экономические интересы? Если да, то в чем они заключаются?

Представляется, что национальным экономическим интересом России, удовлетво-

ряемым посредством развития туризма должна стать ориентация экономики страны на импорт услуг, оказываемых туроператорами (турагентами) в целях увеличения въездного турпотока.

Не менее важно увеличить ВДС (валовую добавленную стоимость) по видам экономической деятельности. Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД) выделяет два основных вида деятельности близких к туризму: деятельность гостиниц и ресторанов и транспорт и связь. В составе последнего как вспомогательная транспортная деятельность учитывается деятельность туристических агентств (рис. 5).

ВДС по виду экономической деятельности «Гостиницы и рестораны» в период с 2002 по 2007 год возросла в 3,1 раза (табл. 1)1. Устойчивый рост наблюдается в секторе нефинансовых корпораций и секторе домашних хозяйств. В отличие от гостиниц и ресторанов ВДС по виду экономической деятельности «Транспорт и связь» создается в том числе и в секторе государственного управления, при этом, органи-

Источниками табл.1, 2, 3 являются показатели национальных счетов Росстата за 2009 год.

56 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

Национальные интересы развития туризма как элемент безопасности страны

Рис. 5. Место некоторых видов экономической деятельности, связанных с туризмом

зации, обслуживающие домашние хозяйства в создании ВДС не участвуют (табл. 2 на с. 58). ВДС по этому виду деятельности возросла в 2,8 раза, большей частью за счет сектора нефинансовых корпораций. Одновременно наблюдается рост в секторе домашних хозяйств.

Таким образом, ВДС по видам экономической деятельности «Г остиницы и рестораны» и «Транспорт и связь» в абсолютных величинах показывает четырехкратный рост за период с 2002 по 2008 годы. С другой стороны, анализ структуры ВДС по всем видам экономической деятельности показывает, что доля ВДС от деятельности гостиниц и ресторанов за последние семь лет практически не изменилась и составляет не более 1,0%, а доля ВДС по виду экономической деятельности «Транспорт и связь»

показывает устойчивый нисходящий тренд с 10,9% до 9,4% (табл. 3 на с. 58).

Представляется, что национальным экономическим интересом России, удовлетворяемым посредством развития туризма, является рост ВДС по видам экономической деятельности, связанных с туризмом. В диалектическом единстве с национальными экономическими интересами развития туризма находятся угрозы этим интересам [1].

Кто или что им угрожает? Ответ на вопрос «кто?» выходит за рамки настоящей статьи. Однако в первом приближении мы можем определить, что угрожает национальным экономическим интересам развития туризма.

Таблица1

Валовая добавленная стоимость по разделу «Гостиницы и рестораны» в 2002—2007годах

(в текущих ценах; млн руб.)

Годы Нефинансовые корпорации Финансовые корпорации Государственное управление Домашние хозяйства Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Итого по секторам

2002 67371,1 - - 17214,9 4382,3 88968,3

2003 78592,9 - - 11725,2 4816,8 95134,9

2004 118495,5 - - 19301,6 3787,1 141584,2

2005 131120,6 - - 33275,3 6229,4 170625,4

2006 152592,5 - - 51904,7 6722,1 211219,3

2007 204116,5 - - 67854,5 7262,1 279233,1

57

РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА И ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА

Таблица 2

Валовая добавленная стоимость по разделу «Транспорт и связь» в 2002—2007годах

(в текущих ценах; млн руб.)

Годы Нефинансовые корпорации Финансовые корпорации Государственное управление Домашние хозяйства Некоммерческие организации, обслуживающие домашние хозяйства Итого по секторам

2002 944628,7 - 49074,9 - 993703,6

2003 1205642,2 - 56000,1 - 1261642,3

2004 1605487,4 - 56531,2 - 1662018,6

2005 1850132,4 - 4731,9 70276,1 - 1925140,4

2006 2180448,3 - 5226,2 98175,2 - 2283849,7

2007 2605758,1 - 5288,9 122106,2 - 2733153,3

Перечислим основные угрозы:

• отставание в развитии материальнотехнической базы туризма от требований времени;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• свертывание программ развития туризма;

• региональные различия в уровне экономического развития институциональных единиц туризма;

• нарушение межинституциональных связей;

• низкое качество услуг, оказываемых институциональными единицами в области туризма;

• зависимость от импорта;

• отток капитала за рубеж;

• активные действия зарубежных конкурентов;

• криминализация и развитие теневых процессов.

Таким образом, сформулированные нами национальные экономические интересы позволяют ввести в систему обеспечения экономической безопасности страны отдельный блок — экономику туризма. В основе функциональной составляющей экономической безопасности страны лежат интересы России в развитии туризма и угрозы этим интересам [2]. В основу организационной составляющей должны лечь организационные, правовые, экономические меры, направленные на развитие туризма, как вида экономической деятельности.

Таблица 3

Валовая добавленная стоимость по видам экономической деятельности в 2002—2008годах

(в текущих ценах; в процентах к итогу)

2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Валовая добавленная стоимость в основных ценах 100 100 100 100 100 100 100

Гостиницы и рестораны 0,9 0,8 0,9 0,9 0,9 1,0 1,0

Транспорт и связь 10,2 10,6 10,9 10,1 9,7 9,3 9,4

Литература

1. МинаевГ.А. Безопасность организации: Учебное пособие / Г.А. Минаев. М.: Университетская книга; Логос, 2008. 368 с.

2. Прохожее А.А. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под ред. А.А. Прохожева; РАГС. М., 2002.

3. Экономическая безопасность России: Общий курс: учебник / Под ред. В.К. Сенчагова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. 815 с.

4. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации [электронный ресурс] / Платежный баланс Российской Федерации. URL: http://www.cbr.ru

5. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [электронный ресурс] / Национальные счета. URL: http://www.gks.ru.

58 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2010 / № 2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.