УДК: 338
DOI: 10.12737/6697
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО РЫНКА ТУРИСТСКИХ УСЛУГ В КОНТЕКСТЕ СЕРВИСИЗАЦИИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
Филоненко Валентина Владимировна, аспирант, dolchediva@hotmail.com
Хабаровская государственная академия экономики и права, г. Хабаровск, Российская Федерация
В статье описываются современные тенденции развития экономики сферы услуг через призму парадигм эффективного экономического развития: от индустриальноориентированной к сервисно-ориентированной, при которой обеспечение ускоренного развития высокотехнологичных и наукоемких производств невозможно без развития отраслей потребительского комплекса, обеспечивающего общество товарами и услугами. Повышение качества жизни и стремление человека к новым впечатлениям обусловили рост совершаемых людьми поездок. Под воздействием произошедших в мировой экономике и потребительской психологии изменений, начиная со второй половины XX века, в мире наблюдается ускоренное развитие глобального и национальных туристских рынков. Однако российский национальный рынок туристских услуг отстает от мировых лидеров туриндустрии и демонстрирует медленные темпы роста. Огромная территория, низкий уровень развития обеспечивающей инфраструктуры, недостаток гостиниц туристского класса приводят к тому, что развитие туристского сектора в стране происходит крайне неравномерно и носит точечный характер. Более того, в 2014 году российский рынок туристских услуг был признан непрозрачным. Большое количество лимитирующих факторов препятствуют развитию внутреннего и въездного туризма в России, в этой связи международный туризм в нашей стране развивается преимущественно с ориентацией на выезд. С научной точки зрения управленческие решения в любой сфере экономической деятельности, в том числе и в области развития туристских рынков, должны быть основаны на изучении и анализе текущего состояния и прогнозов развития рынков. По этой причине рассматриваемый в данной статье материал о современных тенденциях развития российского национального рынка туристских услуг имеет высокую актуальность.
Ключевые слова: сфера услуг, рынок туристских услуг, тенденции развития
Современный этап развития информационных технологий, средств транспорта и связи, способов передачи информации приводит не только к стиранию границ во «Всемирной паутине», но и повышению мобильности населения планеты. Благодаря достижениям технологического прогресса сжимаются расстояния, растут скорости, совершенствуется качество и увеличивается количество услуг, которые современный бизнес может предложить обществу.
Согласно исследованиям Всемирного банка (публикация за ноябрь 2012 г.) [7], за последние 30 лет общий вклад сферы услуг в экономический рост превысил вклад
промышленного производства как в развитых, так и в развивающихся странах. При этом в развивающихся странах за период с 1980 по 2009 гг. рост промышленности и сферы услуг происходил более быстрыми темпами, чем в развитых. Средний рост экспорта услуг из развивающихся стран превысил рост экспорта из развитых стран. В развивающихся странах рост экспорта услуг превысил рост экспорта товаров. Помимо этого, в сфере услуг за период с 1991 по 2006 гг. наблюдается прирост количества создаваемых рабочих мест, при том что в сфере промышленного производства и сельском хозяйстве количество рабочих мест сокращается.
Доля сферы услуг в общем объеме валового внутреннего продукта в развитых странах стабильно превышает 60%, начиная с 1990 года. В развивающихся странах удельный вес сферы услуг в национальных экономиках постоянно возрастает. Так, в России доля сферы услуг в ВВП страны за прошедшие 20 лет выросла в 1,7 раза (2012 год к уровню 1990 года). Об этом свидетельствуют данные Всемирного банка о доле сферы услуг в ВВП стран мира за 1980-2012 гг [1].
По данным ЮНКТАД мировой экспорт услуг в 2012 году увеличился к уровню 2000 года в 2,9 раза, импорт - в 2,8 раза (рассчитано на основе статистических данных ЮНКТАД [3]). Наиболее активный период роста международной торговли услугами приходится на 2003-2008 годы. В этот период ежегодный прирост международной торговли транспортными, туристскими, финансовыми, компьютерными и
информационными услугами, а также услугами связи превышал 10% (таблица 1).
Таблица 1 - Темпы прироста международной торговли услугами к уровню предыдущего года, %
Категории 2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012
Экспорт услуг 6,29 11,74 13,05 20,09 12,22 -9,38 9,59 11,48 2,13
Транспорт 7,71 13,37 11,70 20,51 16,21 -22,10 16,32 9,00 1,43
Туризм 3,93 8,07 8,40 14,98 9,84 -8,95 8,78 12,36 4,11
Прочие услуги 7,25 13,08 16,18 22,30 11,75 -4,15 7,15 12,28 1,71
Связь 10,41 20,03 16,27 17,73 -4,82 3,12 10,86 4,99
Финансовые услуги 17,55 24,64 32,68 0,37 -11,47 6,61 12,26 -4,35
Компьютерные и информационные услуги 11,31 20,88 23,66 25,05 -2,26 12,26 13,67 6,01
Импорт услуг 6,52 10,93 11,63 18,85 14,37 -8,98 9,48 11,40 2,51
Транспорт 11,08 13,75 11,31 18,68 16,81 -20,94 17,95 13,98 2,27
Туризм 3,98 8,74 6,43 15,51 8,27 -8,76 8,55 9,98 5,22
Прочие услуги 5,45 10,57 14,61 19,14 15,45 -2,56 5,50 11,30 1,35
Как следует из данных таблицы 1, несмотря на негативные последствия мирового финансово-экономического кризиса 2008 года, уже в 2010 году международная торговля услугами вернулась к докризисным показателям. Максимальными темпами роста обладают компьютерные и информационные услуги, более того, колебания мировых финансовых рынков оказывают на них наименьшее влияние. Наибольшему негативному воздействию финансово-экономического кризиса 2008 года оказалась подвержена международная торговля транспортными, финансовыми и туристскими услугами.
Сегодня можно выделить следующие основные тенденции развития сферы услуг.
1. В последние 30 лет (начиная с 1980 года) наблюдается бурный рост сферы услуг, обусловленный развитием современных компьютерных технологий, средств транспорта и связи. В результате экономика XXI века из индустриальной трансформировалась в экономику услуг.
2. В структуре ВВП развитых стран доля сферы услуг занимает лидирующее положение. Более 70% занятых в национальной экономике развитых стран приходится на сферу услуг. Экономики развивающихся стран также постепенно превращаются в сервисноориентированные.
3. Развитие компьютерных технологий привело к появлению широкого спектра новых компьютерных и информационных услуг, международная торговля которыми в наименьшей степени подвержена влиянию колебаний на мировых финансовых рынках.
4. Глобализация мировой экономики, аутсорсинг и международное разделение труда способствовали также активному развитию спектра финансовых услуг. Экономическое развитие многих развивающихся стран осуществляется за счет привлечения финансовых ресурсов международных организаций и зарубежных стран. В результате на долю прямых иностранных инвестиций на современном этапе приходится более половины от общего объема мировой торговли услугами, при этом по итогам 2011 года более половины вложений были осуществлены в предприятия сферы услуг.
5. Во второй половине XX века произошло изменение потребительской психологии, повышение уровня образования и качества жизни населения планеты, что привело к увеличению совершаемыми ими поездок и росту потребностей в путешествиях. Урбанизация населения, формирование стереотипа подвижного образа жизни вкупе с имеющимся спросом на зарубежные поездки стимулируют развитие международного туризма в мире. Количество международных туристских прибытий увеличилось с 25 млн. иностранных туристов в 1950 году до 1,035 млрд. в 2012 году.
Рынок туристских услуг занимает особое место в сфере услуг. По итогам 2011 года половина мирового объема торговли коммерческими услугами пришлась на путешествия и другие деловые услуги, при этом доля транспортных услуг в общем объеме составила 20,6%, а на долю путешествий пришлось 25,6%[5]. Туризм как экспортная категория в мировой торговле занимает пятое место в мире после экспорта топлива, химикатов, продуктов питания и автомобилей, и в то же время - первое место во многих развивающихся странах [2].
Экономическая роль туристского сектора в глобальной экономике определяется следующим образом: на долю международного туризма (путешествия и пассажирские перевозки) приходится 30% мирового экспорта услуг и 6% от общего объема экспорта товаров и услуг. В 2012 г. выручка от международного туризма по всему миру составила 1,075 трлн. долл. США. Количество международных туристских прибытий к 2030 году вырастет до 1,8 млрд. По итогам I полугодия 2013 года 9% ВВП стран мира прямо, косвенно или опосредованно формируются за счет туризма, одно из одиннадцати рабочих мест приходится на туристский сектор [4].
Помимо экономической роли туризма, невозможно переоценить его роль в реализации современной европейской парадигмы социально-экономического развития, конечной целью которой является улучшение условий жизнедеятельности человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Российский национальный рынок туристских услуг существенно отстает от мировых лидеров туриндустрии и все еще находится на этапе формирования. Согласно отчету Всемирного совета по путешествиям и туризму [6], в 2012 году развитие туристского рынка в нашей стране вернулось к докризисному уровню, и, согласно прогнозным оценкам, в течение следующих 10 лет будет иметь положительную динамику. Так, по итогам 2012 года прямой вклад туризма в ВВП страны составил 860 млрд. руб. (увеличившись к уровню 2007 года на 6,7%) и 1,4% в общем объеме ВВП страны. Количество рабочих мест на туристском рынке - 966 500 чел. (1,4% от общего числа занятых), а с учетом смежных отраслей - 3 931 500 (или 5,5% от общего числа занятых в экономике страны).
По состоянию на 1 октября 2014 года Единый федеральный реестр туроператоров насчитывает 4366 туроператоров, при этом по итогам летнего туристского сезона 2014 года с российского туристского рынка ушли 16 туроператоров, из-за банкротства которых пострадали свыше 150 тысяч человек. Все обанкротившиеся компании занимались выездным туризмом по организации купально-пляжного отдыха. Причиной
банкротств стал спад темпов роста рынка выездных туристских услуг к уровню 2012-2013 годов. В результате чего обанкротившиеся компании не смогли реализовать на рынке запланированное к продаже количество туристских путевок. По этой же причине они не смогли выполнить своих обязательств перед гостиницами и авиакомпаниями. По заявлению Врио руководителя Федерального агентства по туризму (далее - Ростуризм)
О.П. Сафонова, сегодня рынок туристских услуг не является прозрачным [9]. Неизвестно точное количество турагентов, действующих на рынке, полностью отсутствует ответственность турагентов по выполнению своих обязательств перед туристами. Поэтому Ростуризм внес предложение ввести единый федеральный реестр турагентов. Помимо этого, по мнению О.П. Сафонова, уход обанкротившихся туроператоров с национального туристского рынка позволит очистить рынок от недобросовестных туроператоров. В целях формирования прозрачного и безопасного для туристов национального туристского рынка Ростуризм предлагает ввести и государственный контроль (надзор) за деятельностью туроператоров и турагентов.
По мнению автора статьи, изменения, предлагаемые к внесению в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности» могут привести к резкому сокращению количества туркомпаний, падению численности занятых в туристском секторе и росту цен на предлагаемые туристские продукты. В результате большинство туристов просто откажутся от услуг туркомпаний и будут самостоятельно приобретать авиабилеты и бронировать места размещения.
Несмотря на негативные события, происходящие на выездном туристском рынке России, в стране отмечаются позитивные тенденции в области привлечения капитала в создание и развитие туристской инфраструктуры, связанные с реализацией крупных проектов, таких как проведение Саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 г., Всемирной универсиады в Казани в 2013 году, зимней Олимпиады в Сочи в 2014 г. В результате подготовки к вышеперечисленным мероприятиям по итогам 2012 г. Россия замкнула пятерку ведущих стран мира по расходам на развитие международного туризма, уступив лишь Китаю, Германии, США и Великобритании. По данным ЮНВТО, затраты на развитие международного туризма в нашей стране в 2012 году составили 42,8 млрд. долл. США, увеличившись по сравнению с 2011 годом на 36,5% [4]. Однако, согласно докладу Всемирного банка, в 2013 году инвестиционная деятельность резко сократилась по мере того, как крупные инфраструктурные проекты приближались к своему завершению [8].
Для развития российского рынка туристских услуг важное значение имеет международный туризм. По данным ЮНВТО, Россия в последние годы показывает рост
числа международных туристских прибытий: в 2010 году - 4,4%, в 2011 году - 11,9%, в 2012 году - 13,4%. При этом объем поступлений от туризма за три года также вырос с 8 830 млрд. долл. США в 2010 г. до 11 187 млрд. долл. США в 2012 г. (рост на 26%) [10].
Совершенствование туристской инфраструктуры и повышение качества обслуживания привели к тому, что в 2012 году Россия вошла в десятку ведущих туристских дестинаций. При этом следует отметить, что в десятку ведущих стран по объемам доходов от международного туризма Россия не вошла. По итогам 2012 г. доля России в общем объеме МТП составила 4,8%, а её доля в общем объеме доходов от международного туризма лишь 2,4% [4].
На протяжении последних лет международный туризм в России развивается преимущественно с ориентацией на выезд (таблица 2).
Таблица 2 - Въезд иностранных граждан в Россию и выезд российских граждан за рубеж в 1995-2012 гг.
Годы Въезд Выезд Всего
тыс. чел. % тыс. чел. %
1995 10290 32,54 21329 67,46 31619
2000 21169 53,54 18371 46,46 39540
2005 22176 43,78 28476 56,22 50652
2008 23651 39,33 36487 60,67 60138
2010 22272 36,17 39304 63,83 61576
2011 24920 36,31 43707 63,69 68627
2012 28168 37,08 47806 62,92 75974
Составлено на основе данных статистических сборников Туризм в цифрах за 2003, 2012 и 2013 гг.
Основным фактором, оказывающим влияние на рост выездного потока, является огромный отложенный спрос на поездки за границу. Высокий спрос на выездные туристские поездки определяется, во-первых, ростом числа впервые отправляющихся за рубеж российских граждан, а во-вторых, увеличением доли российских туристов, выезжающих на отдых за границу два, три и более раз в год. Кроме того, уровень цен на турпродукт внутри страны вполне сопоставим со стоимостью аналогичных предложений в других странах, уступая им при этом по качеству обслуживания. Высокие внутренние цены являются препятствием к росту количества путешествий россиян по стране.
В то же время развитие внутреннего туризма за счет поездок резидентов по территории своей страны способно активизировать привлечение дополнительных посетителей из зарубежных стран. Внутренний туризм является локомотивом развития туристской инфраструктуры в регионах, ведет к созданию нового туристского продукта,
новых предприятий индустрии гостеприимства. Именно развитие въездного и внутреннего туризма способно оказать мультипликативный эффект на развитие всей национальной экономики.
Таким образом, российский рынок туристских услуг на современном этапе характеризуется следующими основными тенденциями.
1. Медленные темпы роста. По итогам 2012 года прямой вклад туризма в ВВП страны составил 860 млрд. руб. (увеличившись к уровню 2007 года на 6,7%) и 1,4% в общем объеме ВВП страны. Количество рабочих мест в сфере туризма в 2012 году составило лишь 1,4% от общего числа занятых в экономике.
2. По итогам летнего туристского сезона 2014 года российский рынок туристских услуг был признан непрозрачным. В целях формирования прозрачного туристского рынка и повышения безопасности туристов предлагается вернуть государственный контроль и надзор за деятельностью туроператоров и турагентов, а также ввести единый федеральный реестр турагентов.
3. В течение последних семи лет (2008-2012 гг.) наблюдается рост инвестиций в развитие коллективных средств размещения и деятельность туристских агентств. В то же время российские туроператоры не заинтересованы во вложении инвестиций в создание нового туристского продукта, а предпочитают закупать зарубежные туры для увеличения продаж. В результате туристический баланс страны на протяжении последних лет остается пассивным.
4. Несмотря на тенденцию увеличения общего числа гостиниц в стране, уровень развития гостиничной инфраструктуры в различных регионах России остается неравномерным. Основными туристскими дестинациями для въездного и внутреннего туризма являются Москва, Санкт-Петербург, Золотое кольцо, небольшой поток туристов едет в Екатеринбург и Казань.
5. Развитие туристского сектора в целом по стране носит точечный характер. Высокие внутренние цены, низкий уровень обслуживания, изношенность основных фондов, неразвитость инфраструктуры препятствуют развитию внутреннего и въездного туризма. Неэффективное распределение ресурсов ослабляет, а в ряде случаев сводит на нет мультипликативный эффект туризма.
Литература
1. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NV.SRV.TETC.ZS (дата обращения:
20.03.2014).
2. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-05-15/v-2012-godu-dokhody-ot-mezhdunarodnogo-turizma-vvrosli-na-4 (дата обращения: 15.05.2014).
3. URL: http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx (дата обращения:
05.04.2014) .
4. URL: http://www.e-unwto.org/content/hq4538/fulltext.pdf (дата обращения:
05.04.2014) .
5. URL: http://www.wto.org/english/res e/statis e/its2012 e/its 12 highlights3 e.pdf -с.139 (дата обращения: 05.04.2014).
6. URL: http://www.wttc.org/site media/uploads/downloads/russian federation
2013 2.pdf (дата обращения: 05.04.2014).
7. URL: http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/
WDSP/IB/2012/11/09/000333038 20121109011329/Rendered/PDF/735780BRI0EP960Box371 956B00PUBLIC0.pdf (дата обращения: 05.04.2014).
8. Доклад об экономике России №30: структурные проблемы становятся
очевидным фактором, ограничивающим экономический рост. [Электронный ресурс]: URL: http:// www.worldbank.org/ru/news/press-release/2013/09/25/russian-economic-report-30 (дата обращения: 18.11.2013).
9. Пресс-конференция О.П. Сафонова от 26.09.2014 «О ситуации на рынке туристских услуг России» / Агентство «Национальная служба новостей». [Электронный ресурс]: URL: http://nsn.fm/press-center/press-konferentsiya-vrio-rukovoditelya-federalnogo-agentstva-po-turizmu-olega-safonova.php (дата обращения: 27.09.2014).
10. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года.
[Электронный ресурс]: URL: www.visitkamchatka.ru/docs/Проект
%20СТРАТЕГИЯ%20(99стр).doc (дата обращения: 04.08.2014).
11. Туризм в цифрах 2003: стат. сб. / Статистика России, Российский союз туриндустрии. - М., 2004.
12. Туризм в цифрах 2012: стат. сб. / ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2012.
13. Туризм в цифрах 2013: стат. сб./ ИИЦ «Статистика России, Федеральное агентство по туризму. - М.: ИИЦ «Статистика России», 2013.
THE MODERN TENDENCIES OF RUSSIAN TOURIST MARKET IN THE WORLD ECONOMICS SERVISIATION
Filonenko Valentina Vladimirovna, post graduate student, dolchediva@hotmail.com
Khabarovsk State Academy of Economics and Law,
Khabarovsk, Russian Federation
The article describes the current economic trends development services sector through the effective economic development paradigms prism: from industrial-oriented to service-oriented, when it’s impossible to provide the high-tech and knowledge-intensive industries accelerating development, without the consumer industries complex of public goods and services providing development. The life quality improving and human interest to the new impressions had provided the growth of committed travels. Under the world economics consumer psychology changes, from the second half of the XX century, the world has witnessed the rapid development of global and national tourism markets. However, the Russian national market of tourist services lags behind the world's leading tourism industry and shows a slow growth. The huge territory, underdevelopment supporting infrastructure, lack of tourist class hotels lead to the fact that the development of the tourism sector in the country is extremely uneven and has a point character. Moreover, in 2014 the Russian market of tourist services was recognized as opaque. A large number of limiting factors hinder the development of domestic tourism in Russia, in this regards, the international tourism in our country is developing primarily with a focus on travel. At the science point of view, the management decisions in any economics sphere, even if in tourist market developing, have to be based on the current status and forecasts of market development study and analysis. Due to this reasons, the considered in this article information about current trends in the Russian national tourism market has a high relevance.
Keywords: services, tourism services market, development trends
Reference:
1. URL: http://data.worldbank.org/indicator/NV.SRV.TETC.ZS (data obratheniya:
20.03.2014) .
2. URL: http://media.unwto.org/ru/press-release/2013-05-15/v-2012-godu-dokhody-ot-mezhdunarodnogo-turizma-vyrosli-na-4 (data obratheniya: 15.05.2014).
3. URL: http://unctadstat.unctad.org/TableViewer/tableView.aspx (data obratheniya:
05.04.2014) .
4. URL: http://www.e-unwto.org/content/hq4538/fulltext.pdf (data obratheniya:
05.04.2014) .
5. URL: http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/its2012_e/its12_highlights3_e.pdf -s.139 (data obratheniya: 05.04.2014).
6. URL: http://www.wttc.org/site_media/uploads/downloads/russian_federation
2013_2.pdf (data obratheniya: 05.04.2014).
7. URL: http ://www-wds.worldbank. org/external/default/WDSContentServer/ WDSP/IB/2012/11/09/000333038_20121109011329/Rendered/PDF/735780BRI0EP960Box371 956B00PUBLIC0.pdf (data obratheniya: 05.04.2014).
8. Doklad ob ehkonomike Rossii №30: strukturnihe problemih stanovyatsya
ochevidnihm faktorom, ogranichivayuthim ehkonomicheskiyj rost. [Ehlektronnihyj resurs]: URL: http:// www.worldbank.org/ru/news/press-release/2013/09/25/russian-economic-report-30 (data obratheniya: 18.11.2013).
9. Press-konferenciya O.P. Safonova ot 26.09.2014 «O situacii na rihnke turistskikh uslug Rossii» / Agentstvo «Nacionaljnaya sluzhba novosteyj». [Ehlektronnihyj resurs]: URL: http://nsn.fm/press-center/press-konferentsiya-vrio-rukovoditelya-federalnogo-agentstva-po-turizmu-olega-safonova.php (data obratheniya: 27.09.2014).
10. Strategiya razvitiya turizma v Rossiyjskoyj Federacii na period do 2020 goda.
[Ehlektronnihyj resurs]: URL: www.visitkamchatka.ru/docs/Proekt
%20STRATEGIYa%20(99str).doc (data obratheniya: 04.08.2014).
11. Turizm v cifrakh 2003: stat. sb. / Statistika Rossii, Rossiyjskiyj soyuz turindustrii. -M., 2004.
12. Turizm v cifrakh 2012: stat. sb. / IIC «Statistika Rossii, Federaljnoe agentstvo po turizmu. - M.: IIC «Statistika Rossii», 2012.
13. Turizm v cifrakh 2013: stat. sb. / IIC «Statistika Rossii, Federaljnoe agentstvo po turizmu. - M.: IIC «Statistika Rossii», 2013.