Научная статья на тему 'Национальные и государственные символы России'

Национальные и государственные символы России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3043
397
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тен Юлия Павловна

Символы российской культуры. Государственные символы советской эпохи. Современная символика. Герб, гимн, флаг России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальные и государственные символы России»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ГОСУДАРСТВЕННЫЕ символы России

Юлия Павловна Тен,

старший научный сотрудник Северо-Кавказского научного центра высшей школы Южного федерального университета, доктор философских наук

История и культура каждого народа и государства находят своё наглядно-образное выражение в системе национальной символики. Изучение символов России и русской государственности позволяет раскрыть специфические черты национального самосознания, особенности духовной культуры.

С

имволическая система российской культуры — совокупность символов, сформировавшихся в ходе длительного историко-культурного развития отечественного общества. В символической системе отечественной культуры переплетаются символы Древней Руси, Московского царства, императорской России, советской России. Символы пронизывали всю духовную жизнь нашего народа, все элементы материальной и духовной культуры, продолжают они играть важную роль и сегодня.

Советский период

Символическая система российского общества и культуры 1917—1991 гг. существовала в общем контексте социалистической символики советской эпохи. В первые годы после Октябрьской революции правительство объявило «войну» прежним символам, отражавшим идеологию монархического режима. Символы, благодаря своей способности влиять не столько на понятийно-логическое, сколько на чувственно-

эмоциональное состояние людей, справились с задачей «переустройства» массового сознания. Отправным моментом в перестройке старой символической системы был декрет «О памятниках Республики», по которому памятники царям и их слугам демонтировались. Была организована специальная комиссия, которой поручалось заняться заменой надписей, эмблем, названий улиц, гербов новыми, отражающими идеи и чувства революционной трудовой России, как отмечалось в декрете новой власти. Советские художники, скульпторы, архитекторы и поэты создали символы, в которых выразились идеалы и ценности социалистического строя. Москва вновь стала столицей и символом нового государства.

В первые десятилетия советской власти оформляются и получают распространение новые символы (красная гвоздика, буревестник, фигуры молотобойца, солдата-красноармейца, Прометея), олицетворяющие идейную суть революционного переворота.

В качестве главных государственных символов СССР были выбраны новые символы, не связанные с традициями российского государства. Так, соединение серпа и молота образовало символ «огромного

смыслового значения, который приглашает к единству рабочих и крестьян при построении государства нового типа, зовёт к этому, агитирует за это»... (А.Ф. Лосев).

С момента утверждения на территории России советской власти серп и молот стали главной государственной эмблемой. Ещё до революционных времён в России была традиция считать серп символом жатвы, урожая, предполагающим общий, коллективный труд, общие усилия. В период первой русской революции молот как символ рабочего класса становится общепринятым понятием в русском революционном движении.

Государственный герб СССР представлял собой изображение серпа и молота на земном шаре, изображённом в лучах солнца и обрамлённом колосьями, с надписью на языках пятнадцати союзных республик: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»; наверху герба — пятиконечная звезда. В Конституции говорилось, что Государственный герб СССР символизировал основу общенародного государства — союз рабочих и крестьян, добровольное объединение равноправных союзных республик в едином государстве, равноправие социалистических наций, и выражал идею интернациональной солидарности народов СССР с трудящимися всех стран. Солнце — символ жизни, силы. Колос — символ хозяйственной мощи государства, его экономического процветания и национального единства. Пшеничные колосья в сочетании с символом солнца на гербе Советского Союза означали мирный труд под солнцем свободы.

Красная пятиконечная звезда считалась одним из главных символов советского государства. В древности она рассматривалась как символ оберега, охраны, безопасности. В советской геральдической традиции красный цвет звезды олицетворял революцию, революционное войско. Красная звезда как знак Красной Армии была закреплена в 1918—1946 гг., а затем стала символом Советских Вооружённых Сил, её изображение до сих пор используется как один из главных военных символов Вооружённых Сил России.

Государственный флаг СССР представлял собой красное прямоугольное полотнище с изоб-

ражением в его верхнем углу, у древка, золотых серпа и молота и над ними красной пятиконечной звезды, обрамленной золотой каймой. Красный цвет флага — знак героической борьбы советского народа.

Государственным гимном советской страны был «Интернационал» до 1944 г., когда он был заменён гимном «Союз нерушимый республик свободных» на музыку А.Г. Александрова, слова С.В. Михалкова и Г.А. Эль-Реги-стана. Впервые новый гимн прозвучал в ночь на 1 января 1944 г. в переломный для советской страны период Великой Отечественной войны, когда назрела необходимость в новом патриотическом импульсе для борьбы с фашизмом.

Современная символика

После распада СССР Россия вступила в эпоху социокультурной трансформации, связанной с процессом самоопределения в глобальном пространстве постиндустриального мира. Произошли коренные изменения в идеологии, мировоззрении, во взаимоотношениях людей как в профессиональной, так и повседневно-бытовой сферах, ценностных ориентациях, нормах поведения. Глубокие реформы — это всегда кардинальные изменения основ жизни, которые связаны с ценностными ориентациями, представлениями человека, нормами, сложившимися убеждениями и стереотипами. Поэтому в переходные эпохи обычно отказываются от символов, которые наиболее ярко выражали идеи и ценности прежнего социально-политического устройства, строго регламентировали отношения и взаимодействие людей в обществе.

Конфликт ценностей — одна из ключевых проблем современного периода нашей истории. В нынешней культуре сосуществуют несовместимые ценностные ориентации — коллективизм и индиви-

дуализм, антизападнические настроения и стремление к интеграции в западную цивилизацию, националистические и патерналис-тические тенденции, гедонизм и аскетизм.

С 90-х гг. XX века Россия переживает период очередной смены символических систем — создаётся постсоветская символическая система, в которой воплощаются понятия, нормы и ценности, отражающие и одновременно формирующие современную духовную реальность. В условиях социокультурного кризиса возникает потребность в символах, которые в идейно-ценностном плане смогли бы сплотить разные социальные, этнические, религиозные, политические группы между собой. Также значим поиск символов, которые могут в морально-эстетическом и социально-философском отношении стать ориентирами для воспитания и образования детей и молодёжи в духе патриотизма.

Российская культура во многом раздроблена и мозаична. Символическая система современной российской культуры находится в стадии формирования, на неё влияют самые разные символические традиции. Необходимы символы, которые отображают явления и процессы современной российской действительности: эти символы призваны стать основой для формирования постсоветской культурно-символической системы.

Главной была и остаётся государственная символика, в которой воплощаются основы государственной идеологии. Символы — значимая часть политической культуры, именно в символах наглядно-образно выражены ключевые понятия, идеалы, ценности политической идеологии.

Государственные символы

Официальные государственные символы (герб, флаг и гимн) служат выражением общепризнанных идеалов и ценностей, на основе которых строит своё существование общество. Формирование символического содер-

жания национально-государственных символов — длительный процесс, который обусловлен изменениями в духовном пространстве общества и культуры.

Герб России

Согласно «Положению о Государственном гербе» герб России представляет собой «изображение золотого двуглавого орла, помещённого на красном геральди-

ческом щите; над орлом — три исторические короны Петра Великого (над головами — две малые и над ними — одна большего размера); в лапах орла — скипетр и держава; на груди орла на красном щите — всадник, поражающий копьём дракона». Указ Президента России «О Государственном флаге Российской Федерации» и «Положение о Государственном флаге» определяют: «Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. Отношение ширины флага к его длине — 2:3». Государственные симво-

лы, имевшие в русской культуре определённое традиционное истолкование, в современной социокультурной и политико-религиозной ситуации подвергаются переосмыслению. Государственный герб созвучен с Малым гербом Российской империи, но при иной трактовке основных символов: новые значения государственной символики фиксируются законодательными актами. На Государственном гербе золотой двуглавый орёл олицетворяет силу, могущество России, её духовный потенциал. Три исторических короны Петра Великого над головами орла в дореволюционную эпоху трактовались как монархический

знак, как символ Троицы, как обозначение понятий «вера», «надежда», «любовь», как знак трёх царств — Казанского, Астраханского и Сибирского, а также выражали идею мессианства русского народа. Отныне эти короны репрезентируют три ветви государственной власти — исполнительную, представительную и судебную. В новой трактовке значений регалий орла скипетр — знак защиты суверенитета, держава — знак единства, целостности государства. Красный щит на груди орла несёт изображение всадника, поражающего копьём дракона. В описании Государственного герба России он не называется Святым Георгием Победоносцем и предстаёт без нимба православного святого: это объясняется тем, что Российская Федерация — государ-

ство многонациональное и поликонфессиональное. Всадник, поражающий копьём дракона, — символ борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Этот образ — выражение архетипа воина — вождя и защитника от врагов, который в исторической перспективе близок многим народам, вместе с тем указывает, что Москва — сердце страны.

Образ орла имеет глубокие традиции не только в истории славянских народов, но и в культуре северокавказских и финно-угорских народов. Сегодня изображение орла встречается на государственных гербах Дагестана, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, а архети-пически близкий ему образ волшебной птицы с распростёртыми крыльями — на гербах Алтая, Коми и Удмуртии. Двуглавый орёл выражает архетип отца: идея сильной власти и концепция патернализма жили в сознании народных масс на протяжении веков и не исчезли и в наши дни. Таким образом, этот символ широко распространён в этнической символике российских народов и наделён сходным набором значений. Поэтому двуглавый орёл может выступать в качестве одного из важных символов объединения народов России.

Флаг России

Государственный флаг предстаёт как восстановление исторического бело-сине-красного флага, овеянного славой многих поколений россиян. Он призван служить цели «воспитания у нынешнего и будущих поколений граждан России уважительного отношения к государственным символам. В «Описании государственного флага Российской Федерации» дано определение значения его цветов: «Белый цвет символизирует чистоту помыслов и добродетель населяющих Россию народов. Синий цвет символизирует вечность и постоянство России. Красный

цвет символизирует мужество, храбрость и доблесть защитников Отечества». Красный цвет — напоминание о подвигах русских и советских солдат, защищающих свою Родину, яркий символ патриотизма. Эта символическая трактовка послужила основой для утверждения специальным указом Президента России советского флага в качестве официального символа Вооружённых Сил Российской Федерации.

Гимн России

Обсуждение проектов законов о государственном гербе, флаге и гимне вызвало острую полемику в нашем обществе. Это было вызвано неоднозначным отношением разных политических слоёв, представителей интеллигенции прежде всего к гимну России, музыкальной основой которого осталась мелодия гимна СССР А.В. Александрова, а поэтической основой — текст прежнего советского гимна, несколько изменённый С.В. Михалковым. Это свидетельствует о том, что наше общество находится в сложном поиске символов, которые могли бы в идейно-смысловом плане консолидировать народ. Знаменательно, что подобно гимну Советского Союза, новый российский гимн был принят специальным указом Президента от 30 декабря 2000 г. и прозвучал в ночь на начало нового, 2001 года, нового тысячелетия.

Таким образом, согласно сформировавшейся концепции государственной символики, Россия — наследница и правопреемница, с одной стороны, СССР (об этом свидетельствует мелодия, некоторые фрагменты текста советского гимна, а также Красное знамя Вооружённых Сил России), с другой стороны — дореволюционной России (двуглавый орёл и трёхцветный флаг — это то лучшее, что Россия заимствует у прошлых эпох). Главное предназначение государственных символов — быть наглядно-смысловым

средством интеграции различных социальных, этнических групп и общностей под эгидой общих национально-политических идеалов и принципов.

Символы современной России

Символы российской культуры должны выражать идеалы и представления о духовно-нравственных и социально значимых основах жизнедеятельности человека в мире и обществе (принципы взаимопомощи, терпимости, милосердия, совести, патриотизма широко воплощены в символических фигурах из истории отечественной художественной культуры). При социокультурном плюрализме, который характерен для современной России, молодёжь нуждается в выборе определённых моделей своего становления и развития в национальной культуре. Общезначимая система культурных символов помогает принять определённые нормы и образцы поведения в многонациональном и поликонфессиональном российском обществе.

Символическая система не может быть искусственно навязана: она должна созреть в недрах национального сознания и выкристаллизоваться в лучших произведениях отечественной культуры. Формирование государственной символики, установление общегосударственных праздников, обрядов и ритуалов, утверждение русского языка в качестве государственного, создание единой системы социальных институтов (образование, право и т.д.) — всё это способствует утверждению общей символической системы, функционирующей на всём культурном пространстве России. Формирование символической системы отечественной культуры — длительный историко-культурный процесс, результат межкультурных взаимодействий различных социальных и этнических общностей. НО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.