УДК 341.9
DOI 10.23672/g6081-2795-1087-z
Лысенков Сергей Геннадьевич
доктор юридических наук, профессор,
профессор кафедры теории и истории государства и права, Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации [email protected]
Талянин Валерий Викторович
кандидат юридических наук, доцент,
профессор кафедры теории государства и права, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Чимаров Николай Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент кафедры правоведения, Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте Российской Федерации [email protected]
Бялт Виктор Сергеевич
кандидат юридических наук, доцент,
доцент кафедры управления персоналом и воспитательной работы, Санкт-Петербургский университет МВД России [email protected]
Национальное
законодательство самоуправляемого государства аруба об особенностях заключения брака и зарегистрированного партнерства
Аннотация. Институты брака и семьи выступают в качестве сущностный основы жизнедеятельности человека, предопределяющей гармонию его существования себе подобным индивидом и важным условием развития личности. Исторически, конкретные представления о браке между людьми в каждом государственном образовании формировались под непосредственным воздействием нравственного уклада общества, с учетом обширной палитры
Sergei G. Lysenkov
Doctor of Law, Professor,
Professor of the Department of Theory
and History of State and Law,
St. Petersburg Military Orders
of Zhukov Institute of National Guard Troops
Russian Federation
Valery V. Talyanin
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor,
Professor of the Department
of Theory of State and Law,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
Nikolai S. Chimarov
Candidate of Legal Sciences,
Associate Professor
of the Department of Jurisprudence,
Northwestern Institute of Management
RANEPA under the President
of the Russian Federation
Viktor S. Byalt
Candidate of Law,
Associate Professor,
Associate Professor of the Department
of Personnel Management
and Educational Work,
St. Petersburg University of the Ministry
of Internal Affairs of Russia
National legislation
of the self-governing state of aruba on specifics of marriage and registered partnership
Annotation. The institutions of marriage and family act as the essential basis of a person's life activity, which determines the harmony of his existence with a similar individual and an important condition for the development of personality. Historically, specific ideas about marriage between people in each state education were formed under the direct influence of the moral way of society, taking into account the vast palette of national traditions and centuries-old customs. At the same time,
национальных традиций и многовековых обычаев. Вместе с тем, область семейно-брачных отношений в определяющей степени регламентируется соответствующими установлениями нормативно-правового порядка и характеризуется многообразием правовых подходов, а также, особенностями национального проявления, фрагментарно корреспондирующими стандартам международного права для института семьи и брака. С учетом изложенного и в контексте парадигмы международного права, авторами проведено исследование особенностей нормативно-правового закрепления института брака и зарегистрированного партнерства на примере самоуправляемого государства Аруба, входящего в Королевство Нидерландов.
Ключевые слова: международное право, семейное законодательство, семья, брак, зарегистрированное партнерство, нормативно-правовой акт.
the field of family and marriage relations is to a certain extent regulated by the relevant regulations of the regulatory order and is characterized by a variety of legal approaches, as well as features of national manifestation, fragmentally corresponding to the standards of international law for the institution of family and marriage. Taking into account the above and in the context of the paradigm of international law, the authors conducted a study of the features of the normative legal consolidation of the institution of marriage and registered partnership, using the example of the self-governing state of Aruba, part of the Kingdom of the Netherlands.
Keywords: international law, family law, family, marriage, registered partnership, regulatory legal act.
В новейшей истории развития общества гражданское право Королевства Нидерландов (далее - Нидерланды), в части регулирования семейных отношений, выступает флагманом европейской правовой мысли и свидетельствует об оптимизации действующей парадигмы семейного союза. При этом несомненного внимания заслуживает опыт ведения самостоятельной политики в области упрочения института семьи на островных образованиях, входящих в состав единого нидерландского государства. Важно заметить, что нормативного-правовые основания семейного законодательства данных образований характеризуются неоднородностью и наличием баланса между правом на самоопределение и необходимостью координировать свои решения в условиях отсутствия полноценного суверенитета.
По нашему представлению, наиболее показательным для анализа заявленной нами предметной области выступает опыт самоуправляемого государства Аруба:
- во-первых, выступающего связующим звеном между Европой и бывшими колониальными владениями Нидерландов в Карибском бассейне;
- во-вторых, предпринявшего в 2021 г. значительную правовую коррекцию в сфере правовой регламентации брачного союза;
- в-третьих, придерживающегося базовых положений сложившейся континентальной нидерландской модели единства гражданской и семейной правовых отраслей.
Основным нормативно-правовым актом в области семейных отношений Арубы как составляющей территориальной единицы Королевства Нидерландов, является Гражданский кодекс Арубы (Книга 1), в котором тесным образом переплетаются правовые основы статуса личности, а также возможности по реализации гражданского статуса в отношениях частно-правового порядка [3]. Стоит отметить, что для нидерландского гражданского законодательства типичен факт
асинхронного вступления в действие Книг, являющихся структурными компонентами самого Гражданского кодекса. Непосредственно и в кодификации 2001 г. вопросы регламентации брачного союза представлены в Титуле 5 «Брак» (ни-дерл. «Нише!ук»).
Как следует из нормативных правовых установлений указанного Титула, вступление в брачные отношения в общем смысле корреспондирует стандартным требованиям к возрасту, дееспособности и природе брака как моногамного союза. Однако с научной точки зрения, несомненный интерес представляет сама степень детализации существующих установлений и отдельные отступления национального значения. В изложении нидерландского национального правового порядка уникальность института брака заключается в придании межсубъектным родственным связям особого символического значения. Более того, специфика нидерландского гражданского законодательства такова, что сама концепция факта заключения брачного союза предполагает высокий уровень ответственности участников этого союза. Отмеченное подтверждается положениями ст. 3 ГК Арубы, согласно которой, после заключения брака, между стороной и кровными родственниками супруга устанавливаются такие же связи, как и между самим супругом и его кровными родственниками. В случае же расторжения брака, межсубъектная связь не прекращает свое существование, и лица обязуются обеспечивать поддержку как на основании кровного родства, так и на основании брачной близости (нидерл. «аапуегша^эсИар» - близость). В соответствии со ст. 392 ГК Арубы, обязанность по содержанию родственников распространяет свое действие и на родителей каждого из супругов (от нидерл. «эсИоопоиСегв» - родители в законе). Указанная модель социальных связей и семейственных отношений базируется на формуле «заинтересованная сторона» (от нидерл. «Ье!апдИеЬЬепСе»), заключающей в себе действие фактора смещения фокуса на субъекта, относительно которого, рассматривается суть конкретного правоотношения.
Что касается базовых условий, предъявляемых регистрирующими органами к факту заключения брака, то по общему основанию, возраст брачного согласия обеих сторон составляет 18 лет. Временная возрастная планка для заключения брака может быть понижена до 16 лет обоюдно для каждой из сторон предполагаемого брачного союза. Данное обстоятельство приемлемо для случаев подтвержденной соответствующим документом беременности женщины или состоявшегося факта рождения ребенка. Тем не менее, для заключения брака требуется согласие со стороны не имеющих ментальных отклонений родителей или опекуна. При этом немаловажное значение отводится и умственным способностям обеих сторон будущего брака (от нидерл. «geestvermogen» -умственная сила), запредельно низкий уровень которых является существенным барьером для выступления в брак. Вместе с тем, отсутствие согласия на брак эвентуальных участников брачного союза со стороны их родителей или опекуна может быть преодолено решением Суда первой инстанции Арубы, на основании ходатайства несовершеннолетнего. Любопытно, что вышеозначенные требования, в свое время, были представлены и в ст. 31 ГК Нидерландов [4], однако, после принятия «Закона о запрете принудительных браков» от 5.12.2015 г. на континентальной части не осталось альтернативы для вступления в брак по возрастным показателям, кроме как по достижении потенциальными участниками брачного союза 18 лет [8].
Таким образом, можно заключить, что разница между условиями заключения брака по положениям административного центра Королевства и аналогичными условиями, предусмотренными ГК Арубы, обусловлена необходимостью учета контекстуальных особенностей социальных связей, возникающих на территории Карибского бассейна, которые, безусловно, отличаются по своим демографическим показателям от бывшей метрополии и продемонстрированы особым подходом к их публично-правовому регулированию.
Асинхронность континентального и островного регулирования, впрочем, проявляет себя и с иной стороны. Так, в актуальном изложении ГК Арубы изъяты статьи, регламентирующие ограничение на заключение брака, если сторона злоупотребляет алкоголем, наркотическими веществами, имеет склонность к растрате или имеет психическое расстройство. В таком случае, брак может быть заключен только после получения на это согласия со стороны родителей или опекуна потенциального участника предполагаемого брачного союза лица и с учетом разрешения судебной инстанции [5].
Примечательным обстоятельством является особенность процессуального участия сторон в случае издания судебного решения на заключения брака. Если лицо желает оспорить такое решение, то в двухнедельный срок оно должно поставить об этом в известность орган записи актов гражданского состояния (далее - ЗАГС). В ином случае, такое лицо утрачивает любые правомочия оспорить брачный союз. Следует обратить
внимание и на то обстоятельство, что законодатель предусматривает сценарий отмены решения Суда первой инстанции Арубы со стороны Объединенного суда Арубы, Кюрасао, Синт-Мартена и Бонайре, Синт-Эстатиуса и Саба (составных частей Королевства Нидерландов). Если отмена решения происходит впоследствии заключения брака (и оспаривающая сторона не воспользовалась своим правом), то в таком случае, брак невозможно расторгнуть по основанию отсутствия согласия. Получается, что в самых редких случаях, де-факто возможны брачные отношения, когда несовершеннолетние не получают согласия от своих родителей. Впрочем, поскольку в этой вариации определяющую роль занимает именно судебное учреждение, то, исходя из требований к репутации органа публичного управления, все же, следует говорить о невозможности использования данной механики в качестве злоупотребления правом.
Не допускается заключение брака между родственниками по восходящей, нисходящий линиям, а также - между братьями и сестрами. Последний запрет может быть преодолен в том случае, если родственные отношения между лицами были образованы в рамках опеки и, если имеется соответствующее разрешение со стороны представителей публичной власти.
При соответствии всем критериям заключения брачного союза, сторонам впоследствии следует подать необходимый пакет документов в органы ЗАГСа, к которым относится:
а) свидетельство о рождении каждого из супругов (с указанием сведений о регистрации по месту проживания);
б) свидетельство о согласии на брак или его аналог в виде судебного решения, подтвержденные органами ЗАГСа или в нотариальном порядке;
в) в случае заключения повторного и последующих браков требуется подтверждение об отсутствии препятствий на образование нового брачного союза;
г) при необходимости, разрешение со стороны представителей публичной власти на заключение брака на особых условиях, а также справка о беременности или о рождении ребенка;
д) документ, свидетельствующий о правомерности пребывания на территории Арубы будущего супруга, не имеющего нидерландского гражданства. Однако, если обе стороны не проживают на Арубе, то такой документ не требуется;
е) в случае прерывание процедуры заключения брака, доказательства, что конфликтная ситуация была устранена;
ё) письменное заявление с указанием имен и адресов лиц, согласившихся выступать в качестве свидетелей на церемонии бракосочетания.
Стоит отметить, что арубанские установления, в целом, обладают большой степенью формализма и скрупулезно раскрывают всевозможные
ситуации, как по статусу сторон, так и по возможным заменам официальных документов. Одним из таких небезынтересных примеров является предоставление, т.н., «акта об известности» (от нидерл. «akte van bekendheid» - известность) для случая невозможности подачи свидетельства о рождении. В настоящий момент, подобная практика в ГК Нидерландов не находит своего отражения.
Брак должен быть заключен в присутствии не менее двух и не более четырех свидетелей на территории нахождения органов ЗАГСа. В отдельных случаях, если лицо не может зайти на данную территорию ввиду юридических ограничений, то по решению министра по общим вопросам брак может быть заключен в другом месте при условии обязательного наличия четырех взрослых свидетелей. Присутствуя лично перед регистратором актов гражданского состояния, стороны должны объявить о согласии принимать друг друга в статусе супруга, а также о согласии выполнять обязанности, соразмерные семейному статусу. После подтверждения сторонами своих намерений, о факте правоотношения делятся соответствующая отметка в книге регистрации актов о заключении брака.
Стоит отметить, что для гражданского законодательства Нидерландов характерен также иной термин, смежный с понятием брака, а именно «зарегистрированное партнерство» (Титул 5А ГК Арубы). Вопреки расхожему заблуждению о приемлемости данной лексемы к исключительно однополым союзам, в отдельных случаях, ее также следует соотносить и с отношениями традиционного характера (хотя в основной своей массе предпочтение отдается именно отношениям первого типа). По сути, зарегистрированное партнерство представляет собой упрощенную форму гражданского союза, не в полной мере раскрывающую статус супруга и родителя. В сравнении с браком, даже на стадии заключения такого партнерства отчетливо проявляет себя разность подхода законодателя. К примеру, не допускается заключение союза между гражданами моложе 18 лет. Исключения существуют и в плане подачи документов и формы регистрации отношений.
Стоит отметить, что Аруба в этом плане является первопроходцем среди иных самоуправляемых государств Королевства. История внедрения подобного института сложна и на ранних этапах сопровождалась высказываниями ведущих лиц о том, что признание нетрадиционных отношений невозможно ни с моральной, ни с правовой точек зрения (по ст. 39 Статута Королевства Нидерландов от 28.10.1954 г. гражданские правоотношения определяются континентальной частью Королевства и островными образованиями раздельным образом) [7].
Однако решением Верховного Суда Нидерландов от 13 апреля 2007 г. было установлено, что социальные особенности каждого региона, безусловно, требуют обстоятельной оценки, но также, исходя из смысловой части ст. 40 указанного Статута, каждое государство, которое является частью Королевства обязано учитывать
последствия правовых сделок, в какой-бы части страны они не были сделаны [6]. Это также касается и вопроса признания однополых отношений, практика регистрации которых уже давно имеет место быть в континентальных Нидерландах.
Впоследствии, вопрос признания правового статуса за сторонами, желающими вступать в однополые союзы прочно вошел в политический дискурс представителей общественности и зачастую сводится к голосованию «за» со стороны партий либеральной направленности и «против» со стороны консервативных и религиозных деятелей. В конечном счете, решение о признании зарегистрированного партнерства было принято в 2016 г. при поддержке 3-го Премьер-министра Арубы М. Эмана, пришедшего на смену противнику подобных союзов Н. Одуберу. Спустя 5 лет, 08 марта 2021 г. согласованные корректировки содержания ГК Арбы были приняты в формате Национального постановления [1].
Подводя итог настоящему исследованию, следует сформулировать следующие выводы:
Во-первых, современное гражданское законодательство Королевства Нидерландов едва ли можно назвать содержательно и идеологически целостным. Осмысление правовых установлений ГК Арубы позволяет провести большое количество параллелей с ГК Нидерландов, однако разноуровневая динамика регионального законодательства сказывается на практике правоприменения. Выражается это в различных требованиях к цензам сторон, изъявляющих заключить брак, в форме заключения брачного союза и некоторых других процессуальных моментах. В итоге, мы говорим не о свидетельстве прогрессивности отношений «центр-регионы», а о том, что они не синхронизированы.
Во-вторых, степень автономности самоуправляемых государств в составе Королевства нам видится обсуждаемой. Имея альтернативный взгляд на порядок оформления гражданский правоотношений, островные образования, между тем, находятся в сильной зависимости от конституционной и конкретной судебной практики центра. Подобная ситуация противоречива, сама по себе. С одной стороны, Аруба самостоятельно отказалась от абсолютного суверенитета в политической жизни в пользу ассоциации с Королевством. С другой, сама практика публичного регулирования центра предполагает поддержку должного уровня самостоятельности принятия решений.
В-третьих, учреждение нового для Арубы института зарегистрированного партнерства, по большому счету, оказалось в зависимости от политической обстановки. Безусловно, стоит отметить, что по результатам опроса, большая часть населения выказывала поддержку реформам гражданского права. Однако важно отметить, что опрашиваемые отдавали предпочтение примерно в равной степени, как формату партнерства, так и полноценного брака для однополых союзов [2].
В-четвертых, следует отметить, что наиболее характерными элементами арубанского гражданского законодательства в части заключения брака является высокая степень вовлеченности органов публичного управления, значительный объем
Литература:
1. Aanpassingsverordening aanvulling Burgerlijk Wetboek van Aruba. Wet van 11 maart 2021 // Официальный сайт «Overheid». URL : https://secure. overheid.aw/document.php?m=55&fileid=87479&f= 2a224bd723a0484fe0dd0a66d571ab00&attach-ment=0&c=56107 (date of application 08.09.2022).
2. Bevolking Aruba Pro Geregistreerd Partnerschap Zelfde Geslacht // Antilliaans Dagblad. - 26 februari 2021. URL : https://antilliaansdagblad.com/aruba/ 23205-bevolking-aruba-pro-geregistreerd-partnersc hap-zelfde-geslacht (date of application 08.09.2022).
3. Burgerlijk Wetboek van Aruba // Официальный сайт «Aruba Gobierno». URL : https://www.govern-ment.aw/news/news_47033/item/applicable-text-civil-code-of-aruba-effective-september-1-2021_ 58047.html (date of application 07.09.2022).
4. Burgerlijk Wetboek Boek 1. Wet van 1992 // Официальный сайт «Overheid». URL : https://wetten. overheid.nl/BWBR0002656/2021-01-01 (date of application 05.09.2022).
5. Landsverordening bevattende de tekst van Boek 1 voor een nieuw Burgerlijk Wetboek van Aruba. Wet van 13 januari 2014 // Официальный сайт «Aruba Gobierno». URL : https://www.government.aw/docu-ment.php?m=25&fileid=16169&f=1 ba5d896c20fa-dac8169a547d5b6bcce&attachment=0&c=22745 (date of application 06.09.2022).
6. Samenvatting van de uitspraak van de Hoge Raad van 13 april 2007 // Официальный сайт de «Rechtspraak». URL : https://www.recht.nl/proxyca che.html?cid=61491 (date of application 08.09.2022).
7. Statuut voor het Koninkrijk der Nederlanden. Wet van 28 October 1954 // Официальный сайт «Overheid». URL https://wetten.overheid.nl/BWBR 0002154/2017-11-17 (date of application 08.09.2022).
8. Wet tegengaan huwelijksdwang // Официальный сайт «Overheid». URL : https://wetten.over heid.nl/BWBR0037085/2015-12-05 (date of application 05.09.2022).
документарного массива, представляемого будущими супругами, а также нормативный акцент в вопросе регистрации и места жительства сторон.
Literature:
1. Aanpassingsverordening aanvulling Burgerlijk Wetboek van Aruba. Wet van 11 maart 2021 // Официальный сайт «Overheid». URL : https://secure. overheid.aw/document.php?m=55&fileid=87479&f= 2a224bd723a0484fe0dd0a66d571ab00&attach-ment=0&c=56107 (date of application 08.09.2022).
2. Bevolking Aruba Pro Geregistreerd Partnerschap Zelfde Geslacht // Antilliaans Dagblad. - 26 februari 2021. URL : https://antilliaansdagblad.com/aruba/ 23205-bevolking-aruba-pro-geregistreerd-partnersc hap-zelfde-geslacht (date of application 08.09.2022).
3. Burgerlijk Wetboek van Aruba // Официальный сайт «Aruba Gobierno». URL : https://www.govern-ment.aw/news/news_47033/item/applicable-text-civil-code-of-aruba-effective-september-1-2021_ 58047.html (date of application 07.09.2022).
4. Burgerlijk Wetboek Boek 1. Wet van 1992 // Официальный сайт «Overheid». URL : https://wetten. overheid.nl/BWBR0002656/2021-01-01 (date of application 05.09.2022).
5. Landsverordening bevattende de tekst van Boek 1 voor een nieuw Burgerlijk Wetboek van Aruba. Wet van 13 januari 2014 // Официальный сайт «Aruba Gobierno». URL : https://www.government.aw/docu-ment.php?m=25&fileid=16169&f=1 ba5d896c20fa-dac8169a547d5b6bcce&attachment=0&c=22745 (date of application 06.09.2022).
6. Samenvatting van de uitspraak van de Hoge Raad van 13 april 2007 // Официальный сайт de «Rechtspraak». URL : https://www.recht.nl/proxyca che.html?cid=61491 (date of application 08.09.2022).
7. Statuut voor het Koninkrijk der Nederlanden. Wet van 28 October 1954 // Официальный сайт «Overheid». URL https://wetten.overheid.nl/BWBR 0002154/2017-11 -17 (date of application 08.09.2022).
8. Wet tegengaan huwelijksdwang // Официальный сайт «Overheid». URL : https://wetten.over heid.nl/BWBR0037085/2015-12-05 (date of application 05.09.2022).