Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗРДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗРДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / БЮДЖЕТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / ГОСПРОГРАММЫ / ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / LEGAL REGULATION / BUDGET FINANCING / MEDICAL INSURANCE / STATE PROGRAMS / TERRITORIAL PROGRAM / PAID SERVICES / MEDICAL CARE / MEDICAL SERVICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Прокофьева М.А.

Статья посвящена правовому регулированию финансирования медицинских учреждений на современном этапе. Серьезные социальные последствия, связанные с результатами медицинской деятельности, требуют особого отношения к правовому регулированию этой сферы. В статье рассмотрены ступени многоуровневой системы национального законодательства о здравоохранении РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL LEGISLATION IN THE FIELD OF FINANCIAL SUPPORT OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Abstract the Article is devoted to the legal regulation of financing of medical institutions at the present stage. Serious social consequences associated with the results of medical activities require special attention to the legal regulation of this sphere. The article deals with the stages of a multilevel system of national legislation on health care of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗРДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

УДК 336.5

Прокофьева М.А. студент

Бузулукский гуманитарно-технологический институт (филиал)

федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Оренбургский государственный университет» Научный руководитель: Бегунова С.В., к.э.н.

доцент Россия, г.Бузулук НАЦИОНАЛЬНОЕ ЗАКОНАДАТЕЛЬСТВО В СФЕРЕ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗРДРАВООХРАНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: Статья посвящена правовому регулированию финансирования медицинских учреждений на современном этапе. Серьезные социальные последствия, связанные с результатами медицинской деятельности, требуют особого отношения к правовому регулированию этой сферы. В статье рассмотрены ступени многоуровневой системы национального законодательства о здравоохранении РФ.

Ключевые слова: правовое регулирование, бюджетное

финансирование, медицинское страхование, госпрограммы, территориальная программа, платные услуги, медицинская помощь, медицинская услуга.

Prokofeva M.A. Student

Buzuluk humanitarian-technological Institute (branch)

Federal state budget educational institutions of higher education «Orenburg state University» Supervisor: S. V. Begunova Candidate of economy.Sciences, associate Professor

Russia, Buzuluk

NATIONAL LEGISLATION IN THE FIELD OF FINANCIAL SUPPORT OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

Annotation: Abstract the Article is devoted to the legal regulation of financing of medical institutions at the present stage. Serious social consequences associated with the results of medical activities require special attention to the legal regulation of this sphere. The article deals with the stages of a multilevel system of national legislation on health care of the Russian Federation.

Keywords: legal regulation, budget financing, medical insurance, state programs, territorial program, paid services, medical care, medical service.

Заложив основополагающие принципы охраны здоровья граждан, Конституция РФ в статье 41 определила государственную политику, закрепив принцип бесплатности оказания медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счёт средств соответствующих бюджетов, страховых взносов и других поступлений. Механизм же финансирования закреплённых Конституцией прав граждан реализуется национальным законодательством об охране здоровья граждан на федеральном, региональном, муниципальном уровнях.

Реализация принципа бесплатности оказания медицинской помощи является в настоящее время наиболее актуальной проблемой в силу её социальной значимости [1]. Здравоохранение, являясь главнейшим национальным приоритетом цивилизованной страны, и, в то же время, одной из самых затратных отраслей народного хозяйства, для обеспечения его нормального функционирования необходимы значительные государственные финансовые вложения. Формы участия при этом государства самые различные: это и прямое бюджетное финансирование программ по оказанию медицинской помощи, налоговое стимулирование медицинских учреждений, законодательное регулирование и стимулирование предпринимательской деятельности в сфере медицинских услуг; организаций и населения в покрытии издержек этого вида, в том числе на основе системы добровольного страхования.

В соответствии с «Концепцией развития здравоохранения в Российской Федерации до 2020 года» имеются определенные сдвиги в совершенствовании планирования и финансирования деятельности медицинских учреждений, однако они вынуждены и самостоятельно изыскивать разнообразные способы поддержания необходимого уровня оказания медицинской помощи населению. В связи со сложной финансовой ситуацией особенно важно знание нормативного регулирования деятельности лечебно-профилактических учреждений .

Национальное законодательство РФ представлено многоуровневой системой - это, прежде всего, Конституция РФ, затем Федеральные законы, указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ, приказы Министерства здравоохранения и социального развития. Законодательство субъектов РФ играет тоже огромную роль в формировании нормативной базы законодательства о здравоохранении [2, с. 26].

Рассмотрим тезисно Законы РФ, регламентирующие деятельность учреждений здравоохранения в России, в т.ч. на возмездной основе.

Конституция Российской Федерации. Статья 41: Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений, таким образом, государство принимает на себя обязанность осуществлять целый комплекс мер по охране здоровья.

Гражданский кодекс Российской Федерации, включающий гражданскую ответственность за неоказание или некачественное оказание медицинских услуг: статья 15. «Возмещение убытков»; Статья 151. Компенсация морального вреда.

Основополагающим Законом в сфере здравоохранения является Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [3].

Законом установлена государственная система здравоохранения, а также муниципальная и частная системы здравоохранения, определен порядок их функционирования. Важно отметить, что определены источники финансового обеспечения в сфере охраны здоровья, перечень видов медицинской помощи и перечень медицинских услуг, не подлежащих оплате за счет личных средств граждан, состав программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок ее утверждения, а также состав территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и порядок их утверждения. Разграничены полномочия в сфере охраны здоровья между федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления [4,с. 11].

Статья 2, подпункт 3 Федерального закона 323-ФЗ впервые дает определение понятию «медицинская помощь». Под медицинской помощью подразумевается комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг. Медицинские услуги - это медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение (статья 2 подпункт 4).

В Федеральном законе № 323 - ФЗ впервые разграничены виды медицинской помощи: первичная медико-санитарная, специализированная, в т.ч. высокотехнологичная, скорая, паллиативная; ее формы: экстренная, неотложная, плановая, и условия ее оказания: в стационаре, амбулаторно, вне учреждения; указывается, что медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками, обязательным для исполнения на всей территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (статья 37) , и на базе стандартов медицинской помощи [3].

Принятый закон гарантирует право всем жителям России на бесплатную медицинскую помощь, в т.ч. паллиативную, вводит единые стандарты для ее оказания, уточняет порядок оказания платных медицинских услуг. Закон также закрепляет право профессиональных медицинских сообществ участвовать в разработке стандартов, протоколов лечения и тарифов в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).

В 2011 году вступил в силу новый Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», который

уточнил и развил основные положения о медицинском страховании, принятые в 1991 и 1993 гг.[5]. Для всех россиян введен полис единого образца, действующий по всей территории страны и не требующий замены при смене страховщика. Застрахованные лица получили возможность бесплатно получать помощь в медицинских учреждениях на всей территории РФ в объеме базовой программы ОМС, а на территории региона, в котором выдан полис ОМС, - в объеме территориальной программы обязательного медицинского страхования [6, с. 12].

В соответствии с этим законом гражданин получил право один раз в год самостоятельно выбрать, как страховую медицинскую организацию и лечебное учреждение, так и лечащего врача. В документе были определены понятия страхового риска, страхового случая, установлены правовой статус и полномочия Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС), права, обязанности и ответственность, как застрахованных лиц, так и страхователей. Кроме того, установлены процедуры возмещения расходов на оказание медицинской помощи вследствие причинения вреда здоровью на производстве. Скорая медицинская помощь включена в базовую программу ОМС. Закон также внес некоторые уточнения и дополнения в финансовое обеспечение системы ОМС.

Платные медицинские услуги оказываются в соответствии: с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральным законом Российской Федерации от 21.11.2011 № 323 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»; Правилами предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006; Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.09.2005 г. №546 «Об утверждении правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации».

Следующие законы регламентируют отдельные стороны оказания медицинской помощи:

-Закон Российской Федерации от 07.02.92г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»;

- Федеральный закон от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно -эпидемиологическом благополучии населения»;

- Федеральный закон от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств»;

- Федеральный закон от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Наиболее важные Постановления Правительства Российской Федерации, регламентирующие медицинскую, в т. ч. возмездную деятельность:

- Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)».

- Постановление Правительства РФ от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг».

- Постановление Правительства РФ от 12 ноября 2012 г. N 1152 «Об утверждении положения о государственном контроле качества и безопасности медицинской деятельности» в редакции от 30.11.2018г.

- Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2012 г. N 970 «Об утверждении Положения о государственном контроле за обращением медицинских изделий» (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 1.01.2018г.).

- Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2017 г. № 1492

«О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» .

- Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 N 555

«О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения».

Приказы Министерства здравоохранения РФ, раскрывающие положения федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Приказы Министерства здравоохранения РФ о Порядках оказания медицинской помощи по профилям заболеваний, приказы Министерства здравоохранения РФ о Стандартах оказания медицинской помощи по профилям заболеваний:

Одним из последних документов Правительства РФ 2017 года является Государственная программа Российской Федерации развития

здравоохранения», утвержденная постановлением Правительства

Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640 [7].

Срок реализации Госпрограммы: 2018 - 2025 годы. В 2017 году в соответствии с решениями президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. (пункт 2 раздела I протокола № 3) Госпрограмма была отнесена к «пилотным» государственным программам Российской Федерации для перевода на механизмы проектного управления с 2018 года. В пилотной Госпрограмме утвержден набор целей и их значения по годам реализации в соответствии с протоколом заседания Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 марта 2017 г. № 1, которым определены основные приоритеты в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации «Здравоохранение» на период до 2025 года.

Следует подчеркнуть, что не все перечисленные пути достижения поставленной цели - обеспечения качества и доступности медицинской помощи - равнозначны и могут быть воплощены в жизнь одномоментно. Так, никакими властными решениями нельзя уже сегодня обеспечить население необходимым количеством медицинских работников или поднять уровень их квалификации, обеспечить транспортную доступность ЛПУ во всех регионах и для всех групп населения. Не везде еще медицинские работники обеспечены средствами связи и транспортом. Но эти задачи решаемы, и они решаются. Деньги, заложенные в федеральном и региональных бюджетах на достижение этих целей есть, и они не малые. Так, например, в бюджете Оренбургской области на 2018 г. расходы на нужды здравоохранения выделены в размере 7449 млн. рублей, на 2019 г. запланировано 5862 млн. рублей, на 2020 г. 5651 млн. рублей. Плюс 24883,7 млн. рублей - расходы территориального фонда обязательного медицинского страхования в 2018г., 25798,1 в планируемом 2019 г. и 26830,1 млн.руб. в 2020г. При этом, важно еще и рациональное использование указанных ресурсов [8].

Динамичное развитие системы здравоохранения в наше время невозможно без развития правовой базы. В связи с этим, работнику здравоохранения сейчас, как никогда, необходимо уметь ориентироваться в базовых моментах правового регулирования финансирования медицинской помощи в России, это позволит эффективнее работать системе Российского здравоохранения, обладающей, очевидно, одним из самых высоких потенциалов в мире.

Использованные источники:

1 Миронова Т.К. Правовое регулирование бесплатного оказания медицинской помощи / Т. К.Миронова // [электронный ресурс]. - Режим доступа: Ы^: //kartaslov.ru

2 Адриановская, Т.Л. Эффективность правового регулирования оказания медицинской помощи на современном этапе / Т.Л. Адриановская // Социальное и пенсионное право.- 2018. - № 2. - С. 25 - 28.

3 Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации: Федеральный закон от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ; ред. от 03.08.2018 // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 48. - ст. 6724.

4 Хасанов, Ф.З. Нормативно-правовое обеспечение и основные направления государственной политики в сфере здравоохранения / Ф.З. Хасанов // Медицинское право. - 2015. - № 6. - С. 8 - 12.

5 Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации : Федеральный закон от 29.11.2010 № 326-ФЗ; ред. от 29.07.2018 // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 49. - ст. 6422.

6 Обзор изменений законодательства в сфере здравоохранения, вступивших в силу 1 января 2018года //[электронный ресурс]. - Режим доступа: - Режим доступа: www.rosmedconsulting.ru

7 Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»: Постановление Правительства РФ от

26.12.2017 № 1640 ; ред. от 01.03.2018 // Собрание законодательства РФ. -2018. - № 1 (Часть II). - ст. 373.

8 Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов : Закон Оренбургской области от 21 декабря 2017 года n 747/181 -vi-оз (в редакции Законов Оренбургской области от 21.02.2018 № 824/205-VI-ОЗ, от 15.06.2018 № 1069/271-VI-ОЗ): постановление Законодательного Собрания Оренбургской области от 20 декабря 2017 г. № 747// Кодекс: Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/446608006.

УДК 338

Прудникова А.Г. студент магистратуры 1 курс Финансово-экономический факультет Научный руководитель: Чмышенко Е.В., к.э.н.

доцент

Оренбургский государственный университет

Россия, г. Оренбург

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРАТЕГИЙ НЕФТЕГАЗОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Аннотация: в статье рассмотрены основные направления стратегического развития предприятий нефтегазового комплекса. Показаны проблемы, особенности формирования и использования стратегического инструментария разработки стратегии.

Ключевые слова: стратегия развития предприятия, стратегическое планирование, стратегическое управление, нефтегазовый комплекс, экономическая эффективность.

Prudnikov A. G. master's student 1 course, faculty of Finance and Economics Orenburg state University Russia, Orenburg Scientific supervisor: E. V. Myshenko candidate of economic Sciences, associate Professor THE NEED TO DEVELOP PRODUCTION STRATEGIES OF OIL

AND GAS COMPANIES

Abstract: the article describes the main directions of strategic development of the oil and gas enterprise. Problems, features of formation and use of strategic tools of strategy development are shown.

Keywords: enterprise development strategy, strategic planning, strategic management, oil and gas complex, economic efficiency.

Особенности современной рыночной экономики, среди которых можно выделить непостоянство всеобщей экономической конъюнктуры, ужесточение конкурентной борьбы, дифференциацию вкусов и увеличение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.