Научная статья на тему 'Проблемы оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения'

Проблемы оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2729
319
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / STATE AND MUNICIPAL MEDICAL INSTITUTIONS / ИСПОЛНИТЕЛЬ / НЕКОММЕРЧЕСКИЕ ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / NON-COMMERCIAL LEGAL ENTITIES / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ / PAID MEDICAL / МЕДИЦИНСКОЕ СТРАХОВАНИЕ / MEDICAL INSURANCE / СРЕДСТВА / FUNDS / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / LEGISLATION / ПЛАТНЫЕ УСЛУГИ / PAID SERVICES / EXECUTOR

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Вильгоненко Ирина Михайловна, Анучкина Анна Дмитриевна

Статья посвящена анализу особенностей нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. Авторами уделено внимание рассмотрению места платных услуг, оказываемых в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в структуре финансирования медицинской помощи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Вильгоненко Ирина Михайловна, Анучкина Анна Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems of Implementation of Paid Medical Services by State and Municipal Institutions of Health

The article is devoted to the analysis of features of normative legal regulation of rendering paid medical services in the state and municipal healthcare institutions of Russia. The authors pay attention to the place of paid services provided in the institutions of the state and municipal health care systems in the structure of financing of medical care.

Текст научной работы на тему «Проблемы оказания платных медицинских услуг государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения»

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2018. № 3 (56). С. 112-115.

УДК 347.43

DOI 10.25513/1990-5173.2018.3.112-115

ПРОБЛЕМЫ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ

ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

PROBLEMS OF IMPLEMENTATION OF PAID MEDICAL SERVICES BY STATE AND MUNICIPAL INSTITUTIONS OF HEALTH

И. М. ВИЛЬГОНЕНКО, А. Д. АНУЧКИНА (I. M. VILGONENKO, A. D. ANUCHKINA)

Статья посвящена анализу особенностей нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. Авторами уделено внимание рассмотрению места платных услуг, оказываемых в учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в структуре финансирования медицинской помощи.

Ключевые слова: государственные и муниципальные медицинские учреждения; исполнитель; некоммерческие юридические лица; платные медицинские; медицинское страхование; средства; законодательство; платные услуги.

The article is devoted to the analysis of features of normative legal regulation of rendering paid medical services in the state and municipal healthcare institutions of Russia. The authors pay attention to the place of paid services provided in the institutions of the state and municipal health care systems in the structure of financing of medical care.

Key words: state and municipal medical institutions; executor; non-commercial legal entities; paid medical; medical insurance; funds; legislation; paid services.

Чтобы чётко уяснить правовое положение субъектов гражданских правоотношений, складывающихся при оказании медицинской помощи (услуг), необходимо определить круг этих субъектов. Субъектами данных гражданских правоотношений выступают:

- физические лица (пациенты);

- индивидуальные предприниматели;

- юридические лица (включая муниципальные и государственные медицинские организации);

- субъекты, которые занимаются частной медицинской практикой (исполнители медицинских услуг);

- страховщики и страховые медицинские компании (посредники между исполнителями и потребителями медицинских услуг).

Ещё одним субъектом данных правоотношений выступает государство в лице федеральных и региональных органов исполни-

тельной власти, которыми осуществляется организационная и контрольная деятельность по отношению к страховщикам и исполнителям медицинских услуг [1].

Таким образом, исполнителями (поставщиками) медицинских услуг выступают:

а) лица, занимающиеся частной медицинской практикой;

б) индивидуальные предприниматели;

в) некоммерческие и коммерческие организации.

Отдельно выделим некоммерческие организации, занимающиеся предоставлением медицинских услуг. В нашей стране подобные организации функционируют только в форме муниципальных или государственных учреждений. Основная цель деятельности таких учреждений заключается в удовлетворении потребностей населения в медицинском обслуживании по системе обязательного медицинского страхования.

© Вильгоненко И. М., Анучкина А. Д., 2018 112

Законодателем довольно активно используется термин «медицинская помощь». В частности, гл. 5 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» [2] полностью посвящена видам и финансовому обеспечению медицинской помощи. Действующее законодательство, наравне с муниципальной и государственной формой собственности, закрепляет возможность существования и частной системы здравоохранения. К частной системе относятся аптечные, профилактические и лечебные учреждения и организации, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, осуществляющие частную фармацевтическую или медицинскую деятельность. Российские граждане вправе рассчитывать на получение дополнительных медицинских и иных услуг по программе добровольного медицинского страхования, а также за счёт средств организаций (учреждений и предприятий), за счёт своих личных средств и других источников, которые не запрещены действующим российским законодательством.

Итак, остаётся предположить, что финансирование частной системы здравоохранения осуществляется только за счёт субъектов, которые пользуются предоставляемыми ими услугами. В этой связи возникает вполне закономерный вопрос о месте возмездных услуг, предоставляемых муниципальными и государственными учреждениями здравоохранения, в структуре финансирования медицинских услуг. Пунктом 3 Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями закрепляется, что медицинские учреждения предоставляют населению возмездные медицинские услуги на основе специального разрешения (лицензии), выданного соответствующим органом управления здравоохранением [3].

Верховный Суд РФ 25 июля 2002 г. постановил оставить без изменения решение, принятое Верховным Судом от 14 апреля 2002 г., которым было отказано в удовлетворении жалобы об отмене Постановления Правительства РФ № 27 от 13 января 1996 г. в части исключения из него нескольких пунктов (1, 4, 7), которыми предусматривается возможность оказания учреждениями здравоохранения муниципальной и государ-

ственной формы собственности возмездных медицинских услуг [4]. В качестве обоснования своих требований заявитель ссылался на то обстоятельство, что законодательством не предусмотрено оказание муниципальными и государственными учреждениями возмездных медицинских услуг. Своё решение Верховный Суд мотивировал тем, что Гражданский кодекс Российской Федерации (далее -ГК РФ) (ст. 50 и 120) не содержит запрета на оказание некоммерческими учреждениями платных медицинских услуг в дополнение к гарантированному объёму бесплатных медицинских услуг.

По нашему мнению, законодательно регламентированные источники финансирования муниципальных и государственных учреждений здравоохранения, а также ссылка на отсутствие в ГК РФ запрета являются недостаточными для такого решения. Наличие гарантируемой законодательством медицинской помощи также не является оправданием для такого странного с юридической точки зрения статуса возмездных медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности.

Вероятно, с дальнейшим развитием рынка медицинских услуг не смену преобладающим в настоящее время правовым нормам придут диспозитивные. Но в настоящее время актуальным видится чёткое ограничение коммерческой деятельности учреждений здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности, которыми заполнен практически весь рынок платных медицинских услуг в нашей стране. Как уже было отмечено выше, вопрос, касающийся участия именно этих субъектов рассматриваемых гражданских правоотношений, обладает огромным значением, поскольку осуществляемая ими коммерческая деятельность почти на регулируется на законодательном уровне. В п. 4 ст. 50 ГК РФ закреплено, что некоммерческие организации имеют право на осуществление предпринимательской деятельности для достижения целей, ради которых создана такая организация.

Некоммерческая медицинская организация (муниципальная или государственная) может предоставлять платные медицинские услуги только при условии:

И. М. Вильгоненко, А. Д. Анучкина

а) наличия действующего разрешения (лицензии) на предоставление соответствующих видов медицинских услуг;

б) наличия разрешения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере здравоохранения на предоставление возмездных услуг населению;

в) если данное медицинское учреждение оказывает на платной основе услуги, которые не входят в гарантируемый объём бесплатных медицинских услуг, предоставляемый гражданам в согласии с положениями Программы гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи [6].

В рассматриваемую категорию могут быть включены услуги, которые хотя и оказываются данным учреждением, но, в отличие от обычно используемых, предоставляются с использованием новых методов, не обеспечиваемых финансированием по обязательному медицинскому страхованию.

Платные медицинские услуги также могут предоставляться в случае, если в качестве потребителя таких услуг выступает лицо, которое не имеет права на получение бесплатных медицинских услуг по программе ОМС, по территориальной или специальной программе (к примеру, иностранные граждане в случае отсутствия соответствующих межгосударственных соглашений). Следует отдельно сказать, что исключением во всех случаях является скорая (экстренная) медицинская помощь. Такая помощь оказывается бесплатно всем людям и во всех случаях, что напрямую следует из Закона (п. 1, ст. 35 Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», п. 3 Постановления Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 18 «Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории РФ» [7]).

По нашему мнению, для оказания возмездных медицинских услуг учреждениями здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности в таких учреждениях должны быть созданы специализированные подразделения, выделены и специально оснащены отдельные площади, укомплектованные штатом сотрудников. Цель этих мероприятий - разделение потребителей возмездных медицинских услуг

и бесплатной медицинской помощи по разным кабинетам. Это позволит ликвидировать конкуренцию и игнорирование прав и законных интересов граждан на бесплатную медицинскую помощь, оказываемую нередко теми же специалистами.

Отсутствию надлежащей правовой регламентации рассматриваемых вопросов уделяется сегодня огромное внимание. Поэтому следует сказать о недопустимости отсутствия специальных требований к учреждениям здравоохранения муниципальной и государственной формы собственности, предоставляющим возмездные медицинские услуги. В связи с этим отметим следующее. Такие учреждения не имеют права собственности на имущество, которое за ними закреплено. Учреждение здравоохранения является обладателем ограниченного вещного права -права на оперативное управление. Всё имущество, которое принадлежит таким учреждениям, является собственностью муниципального образования или государства. Доход от использования этого имущества распределяются не по усмотрению учреждения, а по усмотрению собственника. Но, как уже было отмечено выше, учреждение может заниматься коммерческой деятельностью и оказывать медицинские услуги на платной основе. Но правовой режим доходов, получаемых учреждением от осуществления такой деятельности, не до конца понятен. Исходя из п. 2 ст. 298 Трудового Кодекса Российской Федерации [8], такие средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и должны учитываться на отдельном балансе.

Имущество учреждения здравоохранения формируется из нескольких источников. В качестве первого источника выступают средства, полученные от собственника, в качестве второго - доход, полученный от коммерческой деятельности, учитываемый на отдельном балансе. Следовательно, если на средства, полученные от предпринимательской деятельности, учреждение приобретет какое-либо имущество, то у него возникнет право на такое имущество. В связи с этим возникает вопрос, касающийся природы такого права, так как понятие «самостоятельное распоряжение» не является однозначным.

1. См.: Вильгоненко И. М., Степанова Л. П., Титенко Ю. А. Специфика субъектного состава обязательства из причинения вреда здоровью // Юридический вестник ДГУ - 2016. -№ 4. - С. 116.

2. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации : Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЭ (ред. от 19 июля 2018 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг : Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 // СЗ РФ. -2012. - № 41. - Ст. 5628.

4. Определение Верховного Суда РФ от 25 июля 2002 г. № КАС 02-373 «Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 18 апреля 2002 г. № ГКПИ 2002-364, которым было отказано в удовлетворении жалобы об отмене Постановления Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" в части, касающейся государственных

и муниципальных медицинских учреждений». - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. -Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

6. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов : Проект Постановления Правительства Российской Федерации : подготовлен Минздравом России 28 августа 2017 г.). - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

7. Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации : Постановление Правительства РФ от 6 марта 2013 г. № 186 // Официальный интернет-портал правовой информации. - URL: http://www.pravo. gov.ru.

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.