Научная статья на тему 'К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения'

К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения Текст научной статьи по специальности «Медицина и здравоохранение»

CC BY
430
73
Поделиться
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКАЯ УСЛУГА / ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПЛАТНЫЕ МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / PUBLIC HEALTH CARE INSTITUTIONS / MEDICAL SERVICE / SOURCES OF FINANCING / NORMATIVE LEGAL REGULATION / PAID MEDICAL SERVICES

Аннотация научной статьи по медицине и здравоохранению, автор научной работы — Калинин Р.Е., Медведева Ольга Васильевна, Артемьева Г.Б., Большова Т.В.

Платные медицинские услуги оказываются государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, при этом правоотношения, возникающие в процессе возмездного оказания медицинских услуг, находятся в стадии формирования, а их дальнейший прогресс зависит от значительного количества компонентов экономической и правовой формы. В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с функционированием медицинских учреждений по оказанию платных медицинских услуг и основные нормативные документы, регламентирующие оказание медицинских услуг на возмездной основе.

Похожие темы научных работ по медицине и здравоохранению , автор научной работы — Калинин Р.Е., Медведева Ольга Васильевна, Артемьева Г.Б., Большова Т.В.,

On the issue of paid-for medical services in state health care institutions

The paid medical services are provided by public and municipal health care institutions. At that, legal relationships occurring in the process of paid provision of medical services are at the stage of development and their further progress depends on considerable amount of components of economical and legal forms. The article considers main problems related to functioning of medical institutions in the field of rendering paid medical services. The main legal documents regulating rendering of medical services on paid basis are analyzed too.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения»

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-235-237

Health care reforms

ционный рост и усилить конкуренцию врачей за рабочее место [6].

В целом следует отметить, что совершенствование системы кадровой политики в Москве требует постоянного мониторинга ситуации и результатов проводимых реформ с детальным научным их анализом и привлечением ведущих специалистов в области организации здравоохранения. Финансирование статьи отсутствует. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Линденбратен А.Л., Гришина Н.К., Ковалева В.В., Загоруйченко А.А., Головина С.М., Гриднев О.В. К вопросу повышения качества организации первичной медико-санитарной помощи в Москве. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья им. Н.А. Семашко. 2015; 4—5: 159—68.

2. Щепин В.О., Дьячкова А.С. Современные подходы к развитию первичной специализированной медико-санитарной помощи. Бюллетень Национального НИИ общественного здоровья РАМН. 2013; (1): 379—82.

3. Гриднев О.В., Загоруйченко А.А. Доступность организации первичной медико-санитарной помощи в период реформирования амбулаторно-поликлинических учреждений столичного региона. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2015; (2): 13—5.

4. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать. Научное обоснование "Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года". М.: ГЭОТАР-Медиа; 2010: 28—51.

5. Щепин В.О. Лечебно-профилактическая помощь населению РФ: ресурсы обеспечения и основные показатели деятельности. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2009; (7): 3—6.

6. Шейман И.М., Шевский В.И. Почему в России не хватает врачей? Экономическая политика. 2014; (3): 157—77.

7. Harrold L., Field T., Gurwitz J. Knowledge, Patterns of Care, and Outcomes of Care for Generalists and Specialists. Journal of General Internal Medicine. 1999; (14): 499—501.

8. Линденбратен А.Л. Методические подходы к внедрению стимулирующих систем оплаты труда в медицинских организациях. Здравоохранение. 2015; (2): 60—4.

Поступила 13.04.2016 Принята в печать 25.05.2016

REFERENCES

1. Lindenbraten A.L., Grishina N.K., Kovaleva V.V., Zagoruychenko A.A., Golovina S.M., Gridnev O.V. On the question of improving the quality of the organization of primary health care in Moscow. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2015; (4—5): 159—68. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Shchepin V.O., D'yachkova A.S. Modern approaches to the development of specialized primary care. Byulleten' Natsional'nogo NII obshchestvennogo zdorov'ya RAMN. 2013; (1): 379—82. (in Russian)

3. Gridnev O.V. Zagoruichenko A.A. The availability of the organization of primary health care in the period of reforming the outpatient clinics of the capital region institutions. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2015; (2): 13—5. (in Russian)

4. Ulumbekova G.E. Russian Health. What to do. Scientific substantiation "of Health Development Strategy until 2020". [Chto nado delat'. Nauchnoe obosnovanie "Strategii razvitiya zdravookhraneniyaRF do 2020 goda"]. Moscow: GEOTAR-Media; 2010: 28—51. (in Russian)

5. Shchepin V.O. Therapeutic and preventive care to the population of the Russian Federation: provide resources and key performance indicators. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny. 2009; (7): 3—6. (in Russian)

6. Sheyman I.M., Shevskiy V.I. Why not have enough doctors in Russia? Ekonomicheskayapolitika. 2014; (3): 157—77. (in Russian)

7. Harrold L., Field T., Gurwitz J. Knowledge, Patterns of Care, and Outcomes of Care for Generalists and Specialists. Journal of General Internal Medicine. 1999; (14): 499—501.

8. Lindenbraten A.L. Methodological approaches to the introduction of incentive pay systems in medical institutions. Zdravookhranenie. 2015; (2): 60—4. (in Russian)

© Коллектив авторов, 2016 УДК 614.252.7:616-08-039.78

Калинин Р.Е., Медведева О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. к вопросу о платных медицинских услугах в государственных

учреждениях здравоохранения

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. академика И.П. Павлова», 390026, г. Рязань, Россия

Платные медицинские услуги оказываются государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, при этом правоотношения, возникающие в процессе возмездного оказания медицинских услуг, находятся в стадии формирования, а их дальнейший прогресс зависит от значительного количества компонентов экономической и правовой формы. В данной статье рассмотрены основные проблемы, связанные с функционированием медицинских учреждений по оказанию платных медицинских услуг и основные нормативные документы, регламентирующие оказание медицинских услуг на возмездной основе.

Ключевые слова: государственные учреждения здравоохранения; медицинская услуга; источники финансирования; нормативно-правовое регулирование; платные медицинские услуги. Для цитирования: Калинин Р.Е., Медведева О.В., Артемьева Г.Б., Большова Т.В. К вопросу о платных медицинских услугах в государственных учреждениях здравоохранения. Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4): 235—237. DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-235-237

Для корреспонденции: Медведева Ольга Васильевна, доктор мед. наук, зав. кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, o.medvedeva@rzgmu.ru

Kalinin R.E., Medvedeva O. V, Artemieva G.B., Bolshova T.V. ON THE ISSUE OF PAID-FOR MEDICAL SERVICES IN STATE HEALTH CARE INSTITUTIONS The I.P. Pavlov Ryazanskii state medical university, 390026 Ryazan, Russia The paid medical services are provided by public and municipal health care institutions. At that, legal relationships occurring in the process of paid provision of medical services are at the stage of development and their further progress depends on considerable amount of components of economical and legal forms. The article considers main problems related to functioning of medical institutions in the field of rendering paid medical services. The main legal documents regulating rendering of medical services on paid basis are analyzed too.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Keywords: public health care institutions; medical service; sources of financing; normative legal regulation; paid medical services.

Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2016; 24 (4)

DOI 10.1016/0869-866Х-2016-24-4-235-237

Реформы здравоохранения

For citation: Kalinin R.E., Medvedeva O.V., Artemieva G.B., Bolshova T.V. On the issue of paid-for medical services in state health care institutions. Problemi socialnoi gigieni, zdravookhranenia i istorii meditsini. 2016; 24 (4): 235—237. (In Russ.) DOI: 10.1016/0869-866X-2016-24-4-235-237

For correspondence: Medvedeva O.V., doctor of medical sciences, head of the chair of public health and health care. e-mail: o.medvedeva@rzgmu.ru

Conflict of interests. The authors declare absence of conflict of interests. Financing. The study had no sponsor support.

Received 29.03.2016 Accepted 25.05.2016

Платные медицинские услуги представляют собой дополнение к гарантированному законодательством объему бесплатной медицинской помощи гражданам. Оказание таких услуг учреждениями здравоохранения не препятствует реализации гражданами их права на получение бесплатной медицинской помощи и не возлагает на них обязанности по оплате медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских учреждениях [1, 2].

В целом в Российской Федерации темпы роста рынка платных медицинских услуг сократились с 40% в 2002 г. до 14% в 2009 г., однако потребность в платных медицинских услугах достаточно высока. По данным ВЦИОМ, в 2014 г. 38% населения России обращались за медицинской помощью в коммерческие центры, 65% получали платную стоматологическую помощь, Среди наиболее перспективных сегментов рынка платных медицинских услуг можно выделить лабораторную диагностику (в 2015 г. объем составил 30 млрд руб.), стоматологию (увеличение рынка составляет 12—14% в год) и методы медицинской диагностики (УЗИ, МРТ, КТ и т. д.) [2, 3].

Материалы и методы

В настоящем исследовании применен анализ статистических данных, а также метод сравнений и аналогий с использованием материалов нормативно-правового обеспечения в сфере оказания платных медицинских услуг в Российской Федерации и вариантов построения системы оказания платных медицинских услуг в государственных медицинских организациях.

Результаты исследования

В последние годы опубликовано много нормативных документов, регламентирующих оказание медицинских услуг на возмездной основе, что, казалось бы, должно нивелировать проблемы платных услуг в здравоохранении. Тем не менее эти проблемы существуют, а их значимость не снижается. Во-первых, это следствие несовершенства законодательной и нормативной базы, в том числе на уровне субъектов Российской Федерации. Во-вторых, окончательно не сформирован рынок медицинских услуг с учетом спектра профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных программ, не включенных в программы государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи. В-третьих, к проблемам, требующим дальнейшей разработки, относится и порядок установления цен на платные медицинские услуги.

Обсуждение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. № 1006 «Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг» регламентировано содержание понятий «платные медицинские услуги», «потребитель» и др., установлена обязанность информирования граждан посредством размещения на интернет-сайте медицинской организации или на информационном стенде в числе прочего данных о перечне платных услуг с указанием цен и порядка их оплаты, о медицинских работниках, участвующих в оказании таких услуг, графике их работы. Детально прописаны требования к порядку заключения договора на предоставление платных медицинских услуг и его содержанию. Установлена ответственность исполнителя за ненадлежащее исполнение обязательств по договору и определен порядок осуществления контроля оказания платных медицинских услуг.

Для государственных и муниципальных медицинских учреждений, часто имеющих недостаточное для развития ресурсное обеспечение, платные медицинские услуги — это легальный дополнительный источник финансирования (или сглаживания дефицита средств) оказания гарантируемой государством медицинской помощи, поскольку эти услуги являются дополнением к гарантированному объему бесплатной медицинской помощи [3].

Однако при этом следует иметь в виду два существенных момента. Первый — это то, что договор возмездного оказания медицинских услуг регулируется гл. 39 Гражданского Кодекса РФ, а правоотношения между потребителем и исполнителем (в случае ненадлежащего оказания или неоказания ему услуг) — ст. 1—17, 27—39 Закона РФ «О защите прав потребителей». Однако Закон «О защите прав потребителей» не учитывает специфики процесса оказания медицинской помощи и особенностей правоотношений при оказании медицинских услуг. Он регулирует прежде всего экономические отношения с участием потребителя любых товаров, работ, услуг.

Некоторые положения Закона «О защите прав потребителей» недостаточны или неприменимы к отношениям при оказании медицинских услуг. В частности, в договоре должны быть указаны сроки развития патологического состояния, которые могут не совпадать с датой заключения договора [5]. Это может нанести ущерб законным интересам организации, предоставляющей эти медицинские услуги, и повлечь за собой самостоятельные негативные последствия для той медицинской организации, кото-

The problems of social hygiene, public health and history of medicine. 2016; 24 (4) DOI 10.1016/0869-866X-2016-24-4-235-237

Health care reforms

рая впоследствии будет исправлять недостатки предыдущей. В Законе «О защите прав потребителей» отсутствуют критерии, определяющие достаточность, существо, объем, содержание и сроки оказания услуг.

Второй момент: различия в методических подходах и рекомендациях по организации платных медицинских услуг в государственных и муниципальных медицинских организациях, оказывающих одновременно бесплатные (в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания населению медицинской помощи) и платные медицинские услуги, формируют разительно отличающиеся модели предоставления платных медицинских услуг в регионах России.

В определении Конституционного Суда РФ от 06.06.02 № 115-О указано, что «специфика отношений по оказанию медицинских услуг, обусловленная их непосредственной связью с такими благами, как жизнь и здоровье, требует установления в рамках специального регулирования более детальных правил, регламентирующих предоставление гражданам медицинской помощи в различных формах».

Многие годы продолжается обсуждение сложной проблемы конкретизации платных и бесплатных медицинских услуг. Однако разработка и формирование таких перечней крайне затруднительны в связи с наличием индивидуальных особенностей пациента, различиями в течении заболевания и влияния множества факторов на развитие и протекание патологического процесса, а также индивидуальным ответом организма на медицинское вмешательство [5].

В соответствии с Законом № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» платные медицинские услуги должны оказываться в строгом соответствии с порядками и стандартами оказания медицинской помощи (как и бесплатные услуги).

Законом «О некоммерческих организациях» определено, что порядок установления платы за услуги, относящиеся к основным видам деятельности бюджетного учреждения, оказываемые сверх установленного государственного (муниципального) задания, устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. При этом тарифы на платные медицинские услуги не всегда адекватны экономической ситуации в регионе и отрасли и платежеспособности населения [5].

В частности, государственные и муниципальные учреждения могут терять реальную возможность и перспективы привлечения пациентов в отличие от частных медицинских организаций, которые гибко реагируют на ситуацию на рынке медицинских услуг.

При расчете тарифов на платные медицинские услуги следует руководствоваться ст. 256 Налогового кодекса РФ, которая определяет, что имущество бюджетных организаций (за исключением имущества, приобретенного и используемого для осуществления предпринимательской деятельности) амортизации не подлежит, поэтому цены на платные медицинские услуги должны формироваться без учета амортиза-

ционных начислений в том случае, если при оказании платных услуг используется оборудование, приобретенное на бюджетные средства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует принять во внимание, что при оказании платных медицинских услуг бюджетные учреждения не имеют права получать кредиты у кредитных организаций и других физических и юридических лиц, что вызвано наличием субсидиарной ответственности собственника по обязательствам учреждения (ст. 161 Бюджетного Кодекса РФ).

Заключение

Таким образом, несмотря на существующие проблемы, платные медицинские услуги следует развивать как в интересах медицинских учреждений с целью обеспечения дополнительного источника финансирования и создания возможности профессионального развития и полноценного участия в конкурентной борьбе, так и в интересах пациента с целью расширения возможностей получения квотированных и дополнительных медицинских, а также сервисных услуг. При этом необходимо совершенствовать сформированную в последние годы нормативную правовую базу и методологическую основу оказания медицинских услуг на возмездной основе. Дополнительного финансирования не было. Конфликт интересов авторов не заявлен.

ЛИТЕРАТУРА

1. Акопян А.С. "Институциональные ловушки" государственной организации платных медицинских услуг. Часть 2. Менеджер здравоохранения. 2008; (11): 12—20.

2. Егиазарян К.А., Аттаева Л.Ж. Особенности нормативно-правового регулирования оказания платных медицинских услуг в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения России. Медицинское право. 2014; (1): 25—39.

3. Захарова Ю.В. Быть просто хорошим врачом уже мало — врачи должны учиться управлять. Менеджер здравоохранения. 2013; (7): 65—9.

4. Кадыров Ф.Н. Порядок определения цен (тарифов) на платные медицинские услуги. Менеджер здравоохранения. 2013; (7): 70—3.

5. Кицул И.С., Шведова С.А. Разграничение договора возмездного оказания медицинских услуг и договора подряда. Менеджер здравоохранения. 2008; (12): 36—42.

6. Лаптев В.А. Медицинская деятельность: правовая природа и источники правового регулирования. Медицинское право. 2013; (3): 15—8.

Поступила 29.03.2016 Принята в печать 25.05.2016

REFERENCES

1. Akopyan A.S. "Institutional trap" state organization of paid medical services. Part 2. Menedzherzdravookhraneniya. 2008; (11): 12—20. (in Russian)

2. Egiazaryan K.A., Attaeva L.Zh. Peculiarities of legal regulation of rendering of paid medical services in state and municipal health care institutions of Russia. Meditsinskoe pravo. 2014; (1): 25—39. (in Russian)

3. Zakharova Yu.V. Just be a good doctor is little — doctors must learn to manage. Menedzher zdravookhraneniya. 2013; (7): 65—9. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Kadyrov F.N. Procedure for determining the prices (tariffs) for paid medical services. Menedzher zdravookhraneniya. 2013; (7): 70—3. (in Russian)

5. Kitsul I.S., Shvedova S.A. Distinction between contract of paid medical services and contracts. Menedzher zdravookhraneniya. 2008; (12): 36—42. (in Russian)

6. Laptev V.A. Medical activities: legal nature and sources of legal regulation. Meditsinskoe pravo. 2013; (3): 15—8. (in Russian)