Научная статья на тему 'Национальное своеобразие современного российского воспитания'

Национальное своеобразие современного российского воспитания Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1243
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗ ЖИЗНИ / ТРАДИЦИИ / МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ / ЭТНОПЕДАГОГИКА / КУЛЬТУРА МЕЖНАЦИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ / МЕЖНАЦИОНАЛЬНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ / EDUCATION / LIFESTYLE / TRADITIONS / METHODS OF EDUCATION / ETHNOEDUCATION / CULTURE OF INTERETHNIC COMMUNICATION / INTERETHNIC TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Денисенко С.И.

В статье в рамках диалога культур идет речь об особенностях воспитания в России. Они обусловлены многонациональным составом российского государства, его особым геополитическим положением, мировыми глобализационными процессами. Классики отечественной и зарубежной педагогики не зря отмечали, что воспитание всегда носит конкретный характер, отражает национальное своеобразие морали, обычаев народов и стран. Российская история наглядно показывает, что всякие попытки осуществления воспитания в отрыве от национальных особенностей чреваты тяжелыми последствиями. Специфика современного российского воспитания связана во многом и с образом жизни народов и этносов, населяющих нашу страну, и отражается в содержании, методах, средствах, приемах воспитания. Эти особенности представлены в этнопедагогике, выводы и рекомендации которой необходимо учитывать в современной образовательной практике. Актуальность проблемы усиливается в связи с существенным изменением национального состава учащихся, стремлением людей к национальной идентичности. Национальные, этнические, конфессиональные различия могут и должны преодолеваться за счет формирования у подрастающих поколений культуры межнационального общения, межнациональной толерантности. Особое место в этом процессе отводится образовательным организациям и, в том числе, высшим учебным заведениям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Денисенко С.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL ORIGINALITY OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

the article, from the point of view of the dialogue of cultures, refers to the peculiarities of education in Russia. they are conditioned by the multinational composition of the Russian state, its special geopolitical situation, and the world’s globalization processes. classics of domestic and foreign pedagogy have not in vain noted that education always carries a specific harak ter, reflects the national originality of morality, customs of peoples and countries. Russian history clearly shows that any attempts to carry out education in isolation from national characteristics are fraught with grave consequences. the specifics of modern Russian education are connected in many ways with the way of life of the peoples and ethnic groups inhabiting our country and is reflected in the content, methodology, means and methods of education. and these features are presented in ethno-pedagogy, the conclusions and recommendations of which should be taken into account in modern educational practice. the urgency of the problem is reinforced by the significant change in the national composition.

Текст научной работы на тему «Национальное своеобразие современного российского воспитания»

УДК 37. 013

С. И. Денисенко

доктор педагогических наук, профессор,

профессор кафедры психологии и педагогической антропологии института гуманитарных и прикладных наук Московского государственного лингвистического университета; e-mail: sergeydenis53@mail.ru

НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В статье в рамках диалога культур идет речь об особенностях воспитания в России. Они обусловлены многонациональным составом российского государства, его особым геополитическим положением, мировыми глобализационными процессами. Классики отечественной и зарубежной педагогики не зря отмечали, что воспитание всегда носит конкретный характер, отражает национальное своеобразие морали, обычаев народов и стран. Российская история наглядно показывает, что всякие попытки осуществления воспитания в отрыве от национальных особенностей чреваты тяжелыми последствиями.

Специфика современного российского воспитания связана во многом и с образом жизни народов и этносов, населяющих нашу страну, и отражается в содержании, методах, средствах, приемах воспитания. Эти особенности представлены в этнопедагогике, выводы и рекомендации которой необходимо учитывать в современной образовательной практике. Актуальность проблемы усиливается в связи с существенным изменением национального состава учащихся, стремлением людей к национальной идентичности. Национальные, этнические, конфессиональные различия могут и должны преодолеваться за счет формирования у подрастающих поколений культуры межнационального общения, межнациональной толерантности. Особое место в этом процессе отводится образовательным организациям и, в том числе, высшим учебным заведениям.

Ключевые слова: воспитание; образ жизни; традиции; методы воспитания; этнопедагогика; культура межнационального общения; межнациональная толерантность.

S. I. Denisenko

doctor of pedagogical sciences, Professor,

Department of psychology and pedagogical Anthropology Professor, Faculty of Humanities, Moscow state Linguistic university; e-mail: sergeydenis53@mail.ru

NATIONAL ORIGINALITY OF MODERN RUSSIAN EDUCATION

The article, from the point of view of the dialogue of cultures, refers to the peculiarities of education in Russia. they are conditioned by the multinational composition of the Russian state, its special geopolitical situation, and the world's

globalization processes. classics of domestic and foreign pedagogy have not in vain noted that education always carries a specific harak ter, reflects the national originality of morality, customs of peoples and countries. Russian history clearly shows that any attempts to carry out education in isolation from national characteristics are fraught with grave consequences. The specifics of modern Russian education are connected in many ways with the way of life of the peoples and ethnic groups inhabiting our country and is reflected in the content, methodology, means and methods of education. And these features are presented in ethno-pedagogy, the conclusions and recommendations of which should be taken into account in modern educational practice. the urgency of the problem is reinforced by the significant change in the national composition.

Key words: education; lifestyle; traditions; methods of education; ethno-education; culture of interethnic communication; interethnic tolerance.

Введение

Анализ процесса воспитания в различных странах показывает, что он строится с учетом национальных, этнических и иных особенностей. Не является исключением и Россия, которую населяют различные народы и народности. Именно поэтому длительное время сближение и слияние наций было доминирующей тенденцией в нашем государстве. Результатом этого процесса стало утверждение о том, что в стране создана новая общность людей - «советский народ». Конечно, история распорядилась иначе, и на территории некогда огромного и единого Советского Союза появились независимые государства, отношения которых друг с другом складываются далеко не безоблачно.

Значит ли, что идея диалога культур в российской истории потерпела поражение, и поэтому все дальнейшее развитие нашего общества, воспитание в нем подрастающих поколений должно идти исключительно с позиций титульной нации, опорой на русскую историю, традиции и культуру?

Факторы и условия, обусловливающие национальное своеобразие российского воспитания

Анализ происходящих социальных, экономических, психолого-педагогических процессов показывает, что в самой сути русской души, особенностях национального менталитета всегда присутствовали такие аспекты, как «всечеловечность», «соборность», «боление»

всеми тревогами мира, распахнутость и открытость миру русской души. Следовательно, эти уникальные черты российского менталитета никуда не делись, не утрачены напрочь и, несмотря на усложнение межнациональных отношений, усиление этнической идентификации, есть основания утверждать, что стремление к диалогу культур сохраняется, усиливается, хотя и приобретает новый облик и черты.

Конец ХХ - начало XXI веков для России прошли под флагом упрочения связей с западной культурой, активного использования достижений европейской и американской науки и техники. И для определенной категории населения России такой вектор развития признается безальтернативным, единственно верным.

Однако многовековая история нашей страны напоминает нам о том, что в геополитическом отношении Россия - это государство, простирающееся как в Европе, так и в Азии, а посему крепкие связи и сотрудничество между народами, национальностями объективно неизбежны. В полной мере это касается и образования, где пересекаются различные культуры, а поэтому важно, чтобы в содержании, организации и методике обучения, воспитания учитывались как общегосударственные нормы, правила, традиции, так и специфические особенности отдельных народов.

Болонский процесс набирает обороты, налицо интеграция российского образования в европейские рамки, но это отнюдь не означает отказа от богатейших потенциалов, накопленных в глубинах азиатских цивилизаций. Следовательно, бережное отношение к сложившимся образовательным традициям, противостояние отдельным попыткам стать на позиции только западной европейской культуры - в этом видится важное условие сохранения системы отечественного воспитания, а также целостности и нерушимости Российского государства. Видимо, пророческими являются слова Л. Н. Гумилева о том, что «...если Россия будет спасена, то только как евразийская держава и только через евразийство» [Гумилев 2007].

Рассматривая воспитание в качестве составной части образовательного процесса, следует отметить, что оно всегда носит конкретный характер, отражает национальный менталитет, мораль, обычаи, традиции, нравы тех или иных народов. И здесь актуальными являются слова К. Д. Ушинского о том, что воспитание, созданное самим народом и имеющее неповторимые особенности, оказывает гораздо

большее воздействие на людей, чем то, которое заимствовано у других народов и кажется чем-то исключительным [Ушинский 1990].

Историко-педагогический анализ функционирования воспитательных систем в различных странах на разных исторических этапах наглядно показывает, что универсальной системы воспитания для всех народов не существует. Всякая национальная система воспитания будет более эффективной, результативной только в том случае, если в полном объеме учитываются ценностные ориентиры, уходящие в прошлое традиции, обычаи, образ жизни.

Образ жизни, рассматриваемый как совокупность типичных для конкретно-исторических социально-экономических отношений способов и форм индивидуальной и коллективной жизнедеятельности, отличается своей неповторимостью, специфичностью. Именно он формирует личность в соответствии с национальными традициями и обычаями, накладывает отпечаток на менталитет, привычки и поведение людей. И, конечно, образ жизни того или иного народа принципиально отличается от других. На него существенно влияют географические и климатические условия, история народа, религия, речь. В этих условиях человек вынужден усваивать, разделять ценности и культуру своего народа, соизмерять в соответствии с ними свои действия, поступки, поведение. Следовательно, воспитание может быть успешным только тогда, когда оно будет строиться с учетом национальной специфики и предусматривать знание педагогами различных особенностей образа жизни, традиций, обрядов, ритуалов и др.

Богатейшими возможностями обладает народная педагогика, оперирующая различными проверенными временем методами, формами и средствами воспитания. Именно через нее обеспечивается преемственность в использовании педагогического арсенала, разнообразных способов и приемов, технологий воспитательного воздействия. Уникальными возможностями обладают такие методы, как: показ, приучение, упражнение, благопожелание, моление, заклинание, благословение, насмешка, запрет, принуждение, порицание, презрение, клятва, наказание, устрашение, совет, просьба, укор и другие, которые выработаны и проверены вековой практикой народной педагогики. И было бы весьма не рационально в угоду современным подходам в образовании забывать об этих возможностях. Ведь если сегодня воспитательные воздействия и влияния во многом

опосредованы различными техническими и иными средствами, то народная педагогика преимущественно строит воспитательный процесс на межличностных контактах. По мнению К. Д. Ушинского, только из живой человеческой души изливается воспитательный эффект. Только межличностные контакты способны позитивно влиять на воспитанников.

Говоря о возможностях народной педагогики, следует указать на устное народное творчество. Именно в нем в художественной форме представлены взгляды народов на окружающий мир, общество. Особое место занимает в устном народном творчестве житейская мудрость, нравственные идеалы, обычаи и традиции, мечты о лучшем, совершенном.

С учетом богатейшего потенциала народной педагогики и ее возможностей в воспитании подрастающих поколений, современная педагогическая практика предпринимает усилия по возрождению национальной культуры регионов России, внедрению в деятельность педагогов приемов и средств, способов, зарекомендовавших себя в национальных республиках. Поэтому можно говорить о синтезе народной педагогики и этнопедагогики, которая выявляет закономерности и особенности народного, этнического воспитания, позволяет учитывать особенности подрастающих поколений.

Чтобы в полном объеме реализовать возможности народной педагогики и этнопедагогики, необходимо создавать воспитательные системы, обеспечивающие каждому этносу реальные права и свободы на проявление своей самобытности, оригинальности. Условиями этого могут являться:

- широкое использование русского языка в сочетании с родным;

- предоставление возможностей изучения различных иностранных языков при обеспечении высокого качества их преподавания;

- выделение в курсе всеобщей истории разделов, посвященных истории народов региона;

- оформление помещений образовательных организаций, прилегающих территорий с учетом национальной символики, сложившихся этнических традиций;

- предоставление возможностей для овладения детьми секретами народных промыслов и искусств;

- воспитание детей с опорой на традиционные способы и приемы воздействия, популяризации их среди учителей, учащихся и их родителей;

- активное использование национальной литературы в процесс формирования духовности у учащихся;

- необходимость рассмотрения фольклора в качестве самостоятельной дисциплины, благодаря которой учащиеся могут знакомиться с лучшими национальными традициями, этикетом (песни, сказки, пословицы, поговорки, загадки и т. д.);

- совершенствование практики обучения в средних и высших учебных заведениях на национальных языках;

- наполнение межнациональных связей идеями демократизма, гуманизма, толерантности, поиск точек соприкосновения общечеловеческих и национальных ценностей;

- предоставление малым народам права развиваться на основе своей самобытной культуры, отказ от насильственной ассимиляции;

- нетерпимость к шовинизму, теориям национальной исключительности;

- расширение практики научных исследований процессов обучения и воспитания подрастающих поколений в рамках этно-педагогической проблематики.

Педагогические условия осуществления воспитания с учетом национальных особенностей обучаемых

Осуществление воспитания с учетом национального своеобразия обучаемых предусматривает формирование у них культуры межнационального общения. Составными ее компонентами являются: когнитивный - знание и понимание норм, принципов и требований общей гуманитарной этики (долг, ответственность, честь, добро, справедливость, совесть и др.), проблем теории и практики межнациональных отношений; мотивационный - желание освоить историю и культуру своей нации, а также других народов; интерес к общению с другими людьми, представителями других национальностей; эмоционально-коммуникативный - способность к идентификации, эмпатии, рефлексии, сопереживанию, соучастию, адекватной самооценке; самокритичность, толерантность; поведенческо-деятельностный - владение

своими эмоциями, умение объективно оценивать ситуацию, непримиримость к нарушению прав человека любой национальности и вероисповедания.

Проведенные научные исследования выявили ряд условий успешного воспитания у школьников культуры межнационального общения. Таковыми являются:

- доведение до сознания учащихся информации о множестве народов, населяющих Землю и их праве на свое самобытное существование;

- формирование у них гражданского самосознания, чувства сопричастности к процессам, происходящим в мире, отдельных регионах;

- активные контакты учащихся с представителями других наций, рас, религиозных конфессий и формирование на этой основе позитивного опыта культуры межнационального общения;

- усиление потребности и мотивации учащихся в межличностном общении, установлении дружественных контактов.

Сравнительный анализ общечеловеческих и национальных аспектов показывает, что их единство проявляется именно в межнациональных отношениях и создает неповторимый колорит отношений людей, который складывается в тех или иных районах, регионах, государствах. История СССР демонстрирует нам прекрасные образцы межнационального общения в тогдашнем Баку, Одессе, на многих стройках крупных производственных и иных объектов. Конечно, культура межнационального общения во многом зависит от общей культуры людей. Но и в значительной мере она определяется их желанием строить хорошие отношения с представителями других народов, умением воспринимать и соблюдать общечеловеческие нормы и правила морали, проявлять эмпатию. Следовательно, в основе воспитания у учащихся элементов культуры межнационального общения должны лежать проверенные практикой принципы гуманизма, доверия, равноправия и сотрудничества. Путь к этому лежит через формирование у учащихся определенных представлений о социально-политических и экономических реалиях в мире и своих странах.

Сегодня становится понятным, что не может быть полной деполи-тизации образовательного процесса. Учащиеся в ходе изучения различных дисциплин должны понять суть происходящих политических,

экономических, технических, хозяйственных, культурных процессов, происходящих в современном мире, российском обществе.

Не менее важны знания о роли и месте международных организаций в регулировании отношений между странами и народами, их вкладе в снижение международной напряженности, уменьшение угрозы войны и военных конфликтов.

Культура межнациональных отношений предусматривает и знание учащимися содержания ряда международных документов, регламентирующих права свободы людей, их обязанности, пути разрешения межэтнических конфликтов.

Весьма важны для учащихся и знания о специфике культур народов и государств мира, их многовековой связи и взаимовлиянии. Такого рода представления приводят к выводу о том, что народы мира объективно обречены на отыскание точек соприкосновения, установление контактов и соответствующих отношений.

Стремление к сотрудничеству и межнациональным отношениям диктуется и экономическими факторами. Прежде всего, это связано с международным разделением труда, кооперацией при решении конкретных производственных и научных задач, взаимопроникновением культур. И эти знания должны помочь учащимся определить правильную линию в понимании межнациональных отношений как на макро-, так и на микроуровне.

И, наконец, важным для формирования культуры межнациональных отношений у учащихся является представление о том, что нет народов продвинутых и отсталых, а есть условия эксплуатации, порабощения, дискриминации, которые и ведут в экономическому, социальному, национальному неравенству и отсталости. А поэтому актуальным остается стремление к борьбе с пережитками идеологии расизма, апартеида, национальной и религиозной исключительности.

В современных условиях глобализации для воспитания культуры межнациональных отношений, установления истинного диалога культур важное значение имеет так называемая кросскультурная грамотность, которая проявляется в способности сопереживать другим людям, чувствовать и понимать их проблемы, уважать и принимать культуру других народов. При этом особое внимание важно обращать на воспитание исторической памяти, доведение до учащихся реальной правды о становлении и развитии нашего многонационального

государства, особенностях отношений с соседними народами, что очень важно для установления объективной истины и формирования личной позиции. Сегодня, к сожалению, мы являемся свидетелями попыток переписать историю Второй мировой войны, обелить теорию и практику фашизма, национализма и переложить ответственность за развязывание войны на Советский Союз. Думается, что это не последние попытки такого рода, и, соответственно, подрастающие поколения должны быть готовы противостоять таким действиям. И в этом деле должна сказать свое веское слово именно школа.

Культура межнациональных отношений проявляется через культуру межличностных отношений. Только вступая в межличностные отношения, люди узнают об особенностях и специфике своих соседей, соучеников, жителей наших многонациональных городов и сел. И именно эти знания позволяют понять и признать некоторые необычные моменты в их поведении, манерах общения представителей других национальностей, умело выбрать способы взаимодействия, научиться жить в мире, дружбе и согласии.

Исследования показывают, что в условиях школы процесс межличностных отношений более управляемый, и здесь не последнюю роль играют педагоги, детские, молодежные общественные организации. Более сложно решаются эти вопросы на бытовом уровне. Дети черпают информацию, образцы для поведения и установления межличностных отношений со своими соседями - представителями других народов - не только из чистых источников, но могут ориентироваться и на худшие образцы. И здесь важна роль родителей, которые могут и должны корректировать действия свои детей, являть собой пример в межличностных отношениях.

В свою очередь школьные предметы, и в том числе история нашей страны, других стран позволяет учащимся уяснить для себя значимость дружбы, сплоченности людей в деле преодоления трудностей и проблем социально-исторического развития. От педагогов требуется воспитывать у учащихся уважение к чести и достоинству каждого народа и каждого человека, убедить их в том, что нет народов плохих или хороших, что главное - каков сам человек, а не к какой национальности он принадлежит.

При этом важно видеть особенности воспитания культуры межнационального общения на каждом из уровней общего образования.

Если говорить о начальных классах, то воспитание культуры межнационального общения должно осуществляться через проявление заботы старших о младших, дружелюбия к одноклассникам, своим сверстникам во дворе, на улице, в доме, вежливости в отношениях с людьми, сдержанности в демонстрации негативных чувств, нетерпимом отношении к насилию, злу, лживости.

В основной общеобразовательной школе задачи воспитания культуры межнационального общения усложняются. Для подростков весьма значимы нравственно-этические аспекты межличностных отношений. Они особенно ценят в других людях верность слову, надежность, следование определенным принципам. Поэтому особое внимание следует обращать на воспитание способности оказывать товарищескую взаимопомощь в трудную минуту, проявлять чуткость к горю и другим нуждам чужих людей, милосердия к больным, пожилым, всем нуждающимся в помощи, участии, нетерпимости к национальному чванству.

У учащихся средней школы важно формировать такие качества гражданина, как патриотизм, гордость за свою страну, сознательное участие в жизни общества, умение идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека независимо от его национальности. Эти качества воспитываются в процессе деятельности и общения, направленных на созидание, заботу о людях, вызывающих потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствующих проявлению внимания и сочувствия к людям.

Сложные задачи в этом плане стоят и перед высшей школой. Здесь готовятся профессионалы, которые должны быть в состоянии наладить работу различных по своему национальному составу производственных и иных коллективов, создать в них здоровый морально-психологический климат. Очевидно, что вузы России обладают мощным воспитательным потенциалом и способны решать задачи по формированию культуры межнационального общения. Они отличаются поликультурным образовательным пространством, в них преобладает смешанный национальный состав, как учащихся, так и преподавателей. Однако практика показывает, что в вузах успех решают не отдельные технологии, формы, методы, средства формирования культуры межнациональных отношений, а система, адекватная сущности

и содержанию реальной культуры межнациональных отношений студентов. Проведенные исследования показывают, что около 30 % студентов имеют низкий уровень сформированности культуры межнациональных отношений и лишь у 2,1 % студентов она находятся на высоком уровне.

Причин такой ситуации может быть множество. Но наиболее значимыми являются: наличие деструктивных элементов в межнациональных взаимодействиях, нетерпимость к чужому мнению, эгоизм, ярко выраженный индивидуализм, внутренняя неприязнь, амбициозность, категоричность суждений, неспособность идти на компромисс, отсутствие здравого смысла, наличие национальных предрассудков, недопонимание реальных процессов, происходящих в обществе, мире, отсутствие у студентов культуры понимания и культуры восприятия различий, утрата правильности восприятия себя (концепция «Я») и других (концепция «Они»), культуроцентризм [Маркова 2010].

Следует признать, что низкая культура межнациональных отношений студентов препятствует конструктивности межкультурного диалога, влияет на проявление толерантности в межнациональных отношениях. Под толерантностью понимается способность человека уважать других, принимать и правильно понимать многообразие форм самовыражения и человеческой индивидуальности, строить свои межличностные отношения без стремления к доминированию, манипуляции другими людьми. Это качество является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим. Толерантность определяет установку человека на определенный тип отношений с другими людьми, в том числе и на межнациональном уровне. Вот почему в рамках образовательного процесса в вузах следует усилить воспитание межнациональной толерантности, обращать внимание на особенности межличностных отношений между представителями разных национальностей на занятиях и вне их, правильно комплектовать учебные группы и расселять студентов в общежитиях, учить их преодолевать трудности и конфликтные ситуации.

Заключение

Таким образом, сохраняющиеся проблемы в межнациональных отношениях в нашей стране требуют совершенствования процесса

воспитания и учета в нем национальных и этнических особенностей учащихся, признания принципа народности важнейшим инструментом образовательной политики. Существенным подспорьем в этом деле могут стать выводы народной педагогики и этнопедагогики, получившей развитие в последние годы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гумилев Л. Н. Ритмы Евразии: Эпохи и цивилизации. М. : АСТ, 2007. 528 с. Маркова Н. Г. Формирование культуры межнациональных отношений студентов в поликультурном образовательном пространстве : автореф. ... дис. д-ра пед. наук. Казань, 2010. 38 с. Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании // Педагогические сочинения : в 6 т. / сост. С. Ф. Егоров. М. : Педагогика, 1990. Т. 1. С. 253.

REFERENCES

Gumilev L. N. Ritmy Evrazii: Jepohi i civilizacii. M. : AST, 2007. 528 c. Markova N. G. Formirovanie kul'tury mezhnacional'nyh otnoshenij studentov v polikul'turnom obrazovatel'nom prostranstve : avtoref. ... dis. d-ra ped. nauk. Kazan', 2010. 38 s.

Ushinskij K. D. O narodnosti v obshhestvennom vospitanii // Pedagogicheskie sochinenija : v 6 t. / sost. S. F. Egorov. M. : Pedagogika, 1990. T. 1. S. 253.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.