Научная статья на тему 'Национальное самосознание: факторы формирования и элементы проявления'

Национальное самосознание: факторы формирования и элементы проявления Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
125
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
самосознание / сознание / этническое самосознание / национальное самосознание / общественное сознание / психология / self-awareness / consciousness / ethnic identity / national identity / social consciousness / psychology

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Петрова Елена Игоревна

Исследование направлено на рассмотрение национального самосознания и элементов, на основе которых такое сознание появляется и факторов его формирования. В процессе исследования было приведено определение основополагающей сущности самосознания, его характерных черт, элементов и выполняемых функций, а также определены действия факторов, оказывающих непосредственное влияние на самосознание на национальном уровне. Помимо этого, были выделены основные части национального самосознания, выраженные в проявлениях такого явления на практике. Отдельное внимание уделяется элементам и функциям самосознания национальной направленности, что играет существенную роль в формировании всей нации в целом. Национальное самосознание является неотъемлемой частью любой нации, ведь именно на её основе происходит формирование многочисленных аспектов становления религии, ценностей, ориентиров, понятий и многого другого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL IDENTITY: FORMATION FACTORS AND ELEMENTS OF MANIFESTATION

The study is aimed at considering national identity and the elements on the basis of which such consciousness appears and the factors of its formation. In the process of the study, a definition was given of the fundamental essence of self-awareness, its characteristic features, elements and functions performed, as well as the actions of factors that have a direct impact on self-awareness at the national level. In addition, the main parts of national identity, expressed in the manifestations of this phenomenon in practice, were identified. Special attention is paid to the elements and functions of national identity, which plays a significant role in the formation of the entire nation as a whole. National identity is an integral part of any nation, because it is on its basis that the formation of numerous aspects of the formation of religion, values, guidelines, concepts and much more takes place.

Текст научной работы на тему «Национальное самосознание: факторы формирования и элементы проявления»

Национальное самосознание: факторы формирования и элементы проявления

Петрова Елена Игоревна,

к.ф.н., доцент кафедры правовых и политических наук ФГБОУ ВО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Исследование направлено на рассмотрение национального самосознания и элементов, на основе которых такое сознание появляется и факторов его формирования. В процессе исследования было приведено определение основополагающей сущности самосознания, его характерных черт, элементов и выполняемых функций, а также определены действия факторов, оказывающих непосредственное влияние на самосознание на национальном уровне. Помимо этого, были выделены основные части национального самосознания, выраженные в проявлениях такого явления на практике. Отдельное внимание уделяется элементам и функциям самосознания национальной направленности, что играет существенную роль в формировании всей нации в целом. Национальное самосознание является неотъемлемой частью любой нации, ведь именно на её основе происходит формирование многочисленных аспектов становления религии, ценностей, ориентиров, понятий и многого другого.

Ключевые слова: самосознание, сознание, этническое самосознание, национальное самосознание, общественное сознание, психология.

Конец прошлого тысячелетия понес за собой различные изменения и преобразования, модификации и модернизации в социальной, культурной, духовной, политической и экономической сферах жизни нашего государства, что породило высокую актуальность изучения и анализа понятия термина «идентичность» как социокультурного феномена. Другими словами, высокий интерес к этому вопросу просматривается в различных социально-философских и теоретико-концептуальных дискурсах во всем мире. Перед большинством современных государств последние четыре десятилетия стоит вопрос соответствия политической системы, которая базируется на универсальных ценностях, и чувством идентичности личности, которое определяет ее принадлежность к тому или иному сообществ.

Основу человеческой идентичности во всем мире главным образом составляют ценности, общечеловеческие взгляды, интересы, обычаи и традиции, что имеет огромное значение для объединения общества, этнической группы или нации в единое целое под давлением процессов развития государств, наднациональных групп и гражданского общества в целом.

В современном понимании анализ теоретико-методологических основ содержания этнического и национального начал мирового сообщества следует осуществлять в сцепке природных и искусственно созданных факторов в формировании наций, взаимодействия и культурного влияния, соотношения нации и государства, коллективных представлений и системы социальных связей.

Нация как историческая общность людей, сложившаяся на определенной территории в процессе своего становления, а также формирования особенностей культуры, основана на его этническом значении и синонимично с по-

198

нятием «этнос». Следует отметить, что контекст понятий «этнос» и «нация» несет в себе некую связь. Так, вне зависимости от условий развития общества и общественного сознания в целом термина понятия «нация» всегда несет в себе следующие условия: гражданство, общее волеизъявление, массовое участие всех слоев населения в делах государства, в политической жизни страны. Таким образом, следует сделать вывод, что нация в современном понимании представляет собой сознательно сконструированное сообщество.

Национальная идентичность является одной из составляющих идентичности человека, которая связана с принадлежностью его к определенной нации, культуре, стране. Она не является прирожденной чертой личности, а проистекает из осознания общности культуры, языка, истории с определенной группой людей. Разделение человечества на нации является закономерным и естественным процессом. Каждой нации свойственна самобытность, свойственна определенная идентичность. Государство является определяющим условием для полноценного функционирования нации, а нация, в свою очередь, является источником политической власти в обществе.

Наступивший век, в котором процессы глобализации, интеграции, унификации интенсифицировались не только в политике и экономике, но и в социально-культурной жизни человека, особенно ярко раскрыл проблемы сосуществования людей, разных этнических и национальных групп в мире. Так, следует отметить, что в современном мире самосознание существует как социальное явление лишь в том случае, если оно в любых исторических формациях реализует в себе органическое единство теоретического и практического, индивидуального и коллективного, современного и исторического.

Основной целью проводимого в статье исследования является рассмотрение национального самосознания, а также элементов, на основе которых такое сознание появляется и факторов его

формирования. Поэтому были намечены к решению следующие задачи:

- провести определение основополагающей сущности самосознания, его характерных черт, элементов;

- выявить оказывающие влияние действия факторов, оказывающих непосредственное влияние на самосознание на национальном уровне;

- выделить основные части национального самосознания, выраженные в проявлениях такого явления на практике.

Исторически сложилось так, что разные этнические группы осознавали бытие ещё со времён учений Карла Маркса. Учёный, вместе с Фридрихом Энгельсом, рассуждал о том, что в теории существуют два понятия: национальное создание и сознание племенное [8]. При этом, первое понятие нередко можно было заметить в высказываниях Ленина В.И., когда речь заходила про национальные аспекты [7, с. 419]. В рамках научных пониманий Кушнер П.И. разработал обобщающее понимание «этническое самосознание», которое могло бы быть использовано для любой этнической общности вне зависимости от её вида. Таким образом, была отмечена существенная роль понятия [6].

Немного позднее Чебоксаровым Н.П. понятие было отнесено к характеристикам этничества [13]. После этого, исследователем Козловым В.И., характеристика этнического самосознания была выдвинута в качестве основной относительно этноса [3, с. 103]. Подобное мнение было сформулировано Шелеповым Г.В. [15, с. 71]. Следует отметить, что в рамках 1960 годов самосознание в рамках национального уровня достаточно полно прослеживалось в научной литературе [9, с. 25].

Тем не менее, многочисленные разногласия можно встретить между национальным и этническим самосознанием и сознанием. В большей степени разногласия базируются на сложности понятий и явлений, определение которых авторы пытаются сформулировать. Помимо указанных разногласий, можно встретить различность в трактовках

199

понимания этноса и нации, а также сознания и самосознания. Нередко авторы предпринимают попытку отнесения этнического самосознания к элементам национального [1].

К основной отличительной черте следует отнести то, что сознание в большей степени подразумевает знание о другом человеке или явлении, в то время как самосознание представляет собой знание конкретно о себе [9, с. 25]. Так, можно сделать вывод о том, что мнения основаны на общественной форме выражения обоих пониманий, когда самосознание представляет собой наличие знаний об общности самого человека, либо об общности других людей, если речь идёт об общем сознании.

Даже в самом определении самосознания заложено сразу два термина: самосознание и сознание. Ведь животного от человека отличает именно отсутствие сознания. Человек способен сформироваться как личность, посредством занятия различной деятельностью, общения и другими видами активности. Так, при наличии сознания будет сформировано и самосознание. А посредством самосознания, человек способен: сформировать личные идеалы и интересы; показать себя в мире многонациональном; выразить личное отношение к другим национальностям; выразить отношение к государствам и другое. На основании этого многие исследователи считают национальное самосознание основой культуры национального характера.

Тем не менее, точное определение понятий национального этнического самосознания в большей степени имеет зависимость от понимания нации и этноса.

Так, национальное самосознание является одним из основных элементов в цепочке: «этническое самосознание -национальное самосознание - общечеловеческое самосознание» (П.Е. Астафьев, Б.Т. Лихачёв, В.М. Межуев и др.).

По сути, самосознание национального характера может быть выражено во мнениях, чувствах, взглядах, идеях, настроении, характерных чертах и других аспектах. Помимо этого, оно выража-

ется через историю,направления развития, расположении как на государственном, так и на национальном уровне [10].

Под национальным самосознанием следует понимать осознание идентичности, наследия культурного характера, прошлого в историческом понимании. На основании этого у личности формируется солидарность, национальное единство народа. На базе национального самосознания происходит определение человека в обществе, место и роль в будущем всей страны и своего народа.

Также формируется уважение людей друг к другу, а также выстраивание понимания и терпимости между собой. Так, национальное самосознание можно считать основой национального сознания, выраженной в качестве системы отношений оценочного характера и рационально-ценностных представлений, столь необходимых при самоопределении человека в рамках: социальной, политической и духовной жизни человека.

Национальное сознание, по сути, выражает общие понимания национально-этнических групп, в то время как самосознание представляет собой более узкое персональное понятие, определяющее уровень общего национального сознания в рамках одного индивида [14].

Здесь следует выделить понятие нации, как исторически сложившуюся форму общности людей с определёнными особенностями,характерными чертами которой являются: общее территориальное расположение; общность культурных аспектов; наличие общего языка.

Для каждой нации характерны различные формы национального самосознания, а также духовная составляющая жизни людей. Таким образом, самосознание не может быть отдельно от нации и способно убедить в отличительных особенностях национальной группы, которая проявляется в многочисленных аспектах, в том числе в языке, традициях, обычаях, религии и других.

При самопознании существенное влияние оказывают национальное настроение и чувства, которые способны сформировать определенного рода

200

эмоции, выражающиеся по отношению к этносу.

В рамках выражения национальных чувств могут быть проявлены ценностные отношения [2, с. 149].

Основой многоуровневости и много-формности национального самосознания является разносторонность культуры и политики. Следует подчеркнуть, что представители других народов и наций могут не понимать и не принимать многое из культурного и духовного наследия людей, представляющих другие этнические и национальные группы. Тем не менее, самосознание нации и есть основной аспект для ее социализации в мировом сообществе.

Можно выделить несколько основных этапов, связанных с процессом формирования национального самосознания в качестве представителей национальности:

- национальная самоидентификация, которая подразумевает под собой осознание национальной принадлежности индивида;

- этап развития интернационального и национального аспекта;

- становление сознания патриотического характера, выраженного через формирование отношения к Родине, народу, определённым ценностям и понятиям, патриотизма, исторического самосознания;

- сформированность отношения к другим национальным группам,воспитанию, межнациональному общению;

- сформированность культуры политического характера в рамках отношений национальных в гражданской деятельности [10].

Под национальным самосознанием следует понимать образование духовного характера, имеющего связь непосредственно с сознанием нации и идентификацией личности. Из этого делается вывод о приемлемости определения, когда под рассматриваемым явлением понимается осознание человеком личной принадлежности к конкретной национальности.

В рамках исследования необходимо отдельно выделить основные аспекты,

способные оказать существенное влияние на самосознание национального характера, среди которых основными являются: условия, в которых находится человек, социального и экономического характера; этническая среда нахождения человека; ценности и традиции, свойственные непосредственно определённой этнической группе; разного рода идеи социального характера, сформированные при развитии государственного строя, коммуникаций и институтов разных уровней; религиозное мировоззрения и чувства, связанные с политическими аспектами; процесс миграции и её уровень в конкретном местоположении; контакты между различными этническими группами; институты государства и институт семьи; действующая система образования, включающее в себя методы и способы воспитания и обучения; сложившейся образ жизни людей; деятельность и уровень культурных учреждений; деятельность средств массовой информации и их уровень в конкретном местоположении и многое другое.

Таким образом, каждый из указанных выше аспектов, выраженных факторами влияния, способны существенно отразиться на самосознании национального масштаба. Так, можно отметить значимость разного рода условий, особенностей развития и других моментов влияния на формирование этноса в конкретном регионе.

При этом, указанные аспекты могут двояко оказать влияние на этнос, а именно:

- благоприятно сблизить людей, сформировать достойный уровень патриотизма, любви к родине, взаимного отношения между людьми различных этнологических групп;

- неблагоприятно отразиться на народах, тем самым сформировав вражеские отношения, фашистское стремление и другие негативные последствия взаимоотношений [11].

В историческом плане основополагающей стратегической детерминантой развития национального самосознания являются реальные материальные, исторически обусловленные потребно-

201

сти развития общностей, что связано с формированием экономических общностей, которые относятся к одним национальным группам. Это определяется прежде всего общностью территории, на которой формировалось единое общее рыночное экономическое пространство. Именно экономический фактор является основополагающим для образования нации.

Посредством принадлежности к определённым этническим группам, формируются интересы и идеалы, свойственные для людей этой нации. Как правило, выбор таких идеалов базируется на едином самоназвании народа, а также происхождении индивидов, принадлежащих к определённой группе, территории расположения.

Существенное влияние на самосознание национального характера способны оказать воззрения религиозные, в большей степени определяющие характерные особенности менталитета.

Помимо этого, влияние оказывают идеи социального масштаба, сформированные посредством развития государства с точки зрения экономики, политики и культуры.

Среди компонентов, которые можно выделить в самосознании, теория выделяет сразу несколько видов: элементы рационального и эмоционального характера. К примеру, исследователь Ольшанский Д.В., в своих исследованиях под национальным самосознанием понимает некую группу взглядов, отношений, оценок и умозаключений, отражающих представления людей нации об истории, развитии, других общественных объединений.

Эмоциональные элементы при этом содержат в себе сопереживание личного единства нации другим, в то время как рациональные представлены самой принадлежностью к нации.

Так, нация проходит процесс обогащения, развивается и достигает пика организации в соответствии с целями и задачами своего становления. Так, выражаются лидеры, которые привержены идеи воплощения национальных интересов [11].

Базируясь на проведённом исследовании, можно отметить, что отражается самосознание национального характера в эмоциях, мнениях, чувствах и идеях, тем самым демонстрируя особенности представлений нации и её отличие от других национальных групп. Помимо этого, происходит становление мнения относительно истории, ценностях, интересах и перспективах развития нации как в настоящем времени, так и в долгосрочной перспективе [10].

Рассматривая теоретические воззрения на структуру самосознания национального характера, можно отметить, что одним из элементов проявления национального самосознания выступает национальное чувство, которое выражает как эмоциональное отношение к собственной этнической действительности, так и к характеру межнациональных отношений, войнам,национальной экспансии. Другими словами, основным критерием объединения индивидуумов в группы по национальному фактору имеет то, что они чувствуют по отношению к повседневным вещам, какой образ жизни они ведут, какие поступки совершают и как оценивают совершенные другими поступки.

Отмечается, что отношение к собственной нации, чувства, которые индивид испытывает в ключе национального самосознания могут быть не только положительными, такими как патриотизм, братство, гордость и дружба, но и отрицательными, негативными: национальное превосходство, рознь, отчуждение, гнев, национализм, шовинизм, оценка по расовому и гендерному признаку [2, с. 150].

Наиболее обобщенными формами и принципами общественных отношений, которые передаются из поколения в поколение и охраняемые силой общественного мнения по мнению многих ученых (А.К. Алиев, Н.С. Сансенбаев, Н.Д. Джандильдин) выступают обычаи и традиции, неразрывно связанные с национальными чувствами. Традиции не могут существовать без обычаев, а обычаи без традиций, поэтому данные понятия взаимообусловленые,

202

взаимосвязанные и взаимопереходящие. Обычаи и традиции формируются в процессе эволюции длительное время, передаются из поколения в поколение, закрепляются в сознании и отражаются в поведении людей, становятся духовной потребностью людей и могучим средством их объединения и сплочения. Таким образом, можно отметить, что национальные традиции - это исторически сложившиеся устойчивые взгляды и чувства людей, которые отличаются твердой преемственностью и устойчивостью и закреплены в обычаях и правилах поведения. Так, формирование и установка жизненных ценностей и убеждений часть происходит под их влиянием [5, с. 43-45].

При общении с представителями других наций, люди воспринимают сложившиеся обстоятельства специфически и действуют своеобразно в соответствии с национальными установками. Определение национальной установке впервые дала Л.М. Дробижева, определив ее как готовность представителя определенной нации к своеобразному действию, поведению в межнациональных контактах. Следовательно, национальные установки можно считать составной частью национального самосознания, которая формирует его определенный настрой, вызывает к жизни соответствующие социальным нормам стереотипы поведения и действий.

В современной науке отмечается, что главным объединяющим нацию фактором выступают ее общие национальные интересы, которые могут включать в себя политические взгляды, религиозные воззрения, образы средств массовой информации, систему и подходы к образованию и воспитания и т.д. Попытки ущемить интересы нации рассматриваются членами сообщества как покушение на их свободу и жизненные права. Так, национальные интересы русского народа всегда выражаются в его стремлении жить в мире с представителями других наций, сохранять атмосферу дружбы и взаимопомощи в сплоченном многонациональном российском обществе.

Однако основную выраженность жизни нации обеспечивают национальная культура и язык. Совокупность материальных и духовных ценностей нации, основные способы взаимодействия с природой и представителями иных этнических сообществ - это и есть национальная культура.

Занимательно, что формирование культур происходит именно под воздействием разного отношения этносов и наций к одним и тем же явлениям в мире и обществе. Другими словами, основой культурного становления является поведение человека, его образ жизни. Например, культура Запада направлена на воспитание индивидуализма и чрезмерного самолюбия, восточная культура же акцентирует внимание на подчинение личных интересов ценностям группы, а русская культура ставит в приоритет на формирование личности, подчиняющей свои действия и поступки обществу в целом.

Следует отметить, что национальный язык выступает одним из важнейших факторов передачи наследия из поколения в поколение в рамках определенной нации. Национальный язык рассматривается как главный структурный компонент национального единства человека, он позволяет передавать традиции и обычаи в их изначальном, первобытном виде, такими, какими они были сформированы при становлении нации.

По мнению А.Д. Карнышева национальная самооценка бывает: заниженная, адекватно низкая, адекватно высокая и завышенная. Как заниженная, так и завышенная самооценки одинаково неадекватно сказываются на поведении личности. Первая опасна тем, что личность с заниженной самооценкой ведет себя инертно, пассивно, не стремится изменить создавшееся положение и может стать орудием в действиях непорядочных людей. Завышенная самооценка не менее опасна. Такая оценка, естественно, детерминирует соответствующее поведение по отношению к другим людям [5, с. 46-47].

Уровень самооценки и самоуважения личности напрямую связан с чувством

национального достоинства. Чем больше развито в нации чувство своего достоинства, тем быстрее и чаще представители этой нации переносят эту значимость на уровень своего самоуважения.

В качестве составляющих чувства национального достоинства можно назвать гордость делами и духовным богатством своего народа, своих предков, уважение к обычаям и традициям, любовь к родному краю, почитание в качестве образцов культуры фольклорных музыкальных, поэтических, изобразительных, литературных произведений, выражение почтения к их авторам. Патриотические чувства любви к своей Родине и народу, осознание принадлежности к определенной нации - это и есть национальная гордость.

Термин «национальная гордость» в современном мире можно рассматривать с точки зрения его схожести с понятием патриотизм, которое произошло от греческого слова «родина». Так, определение термина «национальная гордость» заключается следующем: это многогранное и многофакторное «явление общественного сознания, связанное с любовью к своему Отечеству, преданности Родине, гордостью за ее прошлое и настоящее, готовностью служить интересам Родины и защищать ее от врагов, любовью к своему народу» [5, с. 47-48].

В настоящее время особенности национального самосознания, как одной из составляющих национального характера, является важной задачей тех сил, чьи усилия направлены на обеспечение бесконфликтного общественного развития.

Таким образом, характеризуя национальное самосознание, можно сказать, что оно является важнейшим фактором характеристики нации как общности и человека как члена этой общности.

На основе всего вышесказанного, следует сделать ряд определенных выводов:

- национальное самосознание - это сложное духовное образование, связанное с сознанием нации и с самоидентификацией личности, то есть -

это осознание людьми своей принадлежности к определенной нации;

- национальное самосознание формируется под воздействием следующих факторов: социально-экономические и исторические условия жизнедеятельности; этническая среда; этнокультурные традиции и ценности; социальные идеи; политические чувства, религиозные воззрения; миграционные процессы; активные межэтнические контакты; государство и его институты; система образования (обучение и воспитание); достигнутый образ жизни; СМИ, учреждения культуры и т.д.;

- элементам проявления национального самосознания, которые и являются его проявлениями можно считать: национальное чувство, национальные традиции, национальные вкусы, национальные интересы,национальную культуру и язык, национальную самооценку, национальное достоинство, национальную гордость, патриотизм.

Литература

1. Бромлей, Ю.М. Очерки теории этноса. / Ю.М. Бромлей. - М.: Наука, 1983. - 142 с.

2. Кекеева, С.Н. Сущность, структура и функции национального самосознания/ С.Н. Кекеева// Вестник Ставропольского государственного университета. - 2009. - № 6. - С. 148-153.

3. Козлов, В. И. О понятии этнической общности. / В.И. Козлов - СЭ, 1967, № 2, - С. 100-111.

4. Крупник, Е.П. Национальное самосознание. Введение в проблему: монография/ Е.П. Крупник. - М., 2006. -144 с.

5. Крысько, В.Г. Этническая психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений/ В.Г. Крысько. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 320 с.

6. Кушнер Я. //. (Кнышев). Национальное самосознание как этнический определитель. - Краткие сообщения ин-та этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая, 1949, VIII, с. 3; Он же. Этнические территории и этнические

204

границы. - Труды ин-та этнографии им. Н. II. Миклухо-Маклая. М., 1951, нова серия, том XV.

7. Ленин, В.И. Полное собрание сочинений / Ин-т марксизма- ленинизма при ЦК КПСС. - 5-е изд. - Москва: Госполитиздат, 1958-1965. Справочный том к Полному собранию сочинений В.И. Ленина. Ч. 1. Предметный указатель. - 1969. - 730 с.

8. Маркс, К. Собрание сочинений/ К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 602; Т. 3. С. 30; Т. 8. С. 54; Т. 9. С. 8; Т. 41. С. 129, 130 Издание второе, 1955-1974 гг.

9. Маркс, К. Собрание сочинений/ К. Маркс, Ф. Энгельс Соч. 2-е изд. Т. 3. С. 25.

10. Национальное самосознание// Этнопсихологический словарь[Электронный ресурс]. - 1999. - URL: http:// ethnopsychology.academic.ru/240/на-циональное_самосознание. - (дата доступа: 19.12.2011).

11. Сущность национального самосознания и его компоненты // [Электронный ресурс]. - URL: http://www. zavtrasessiya.com/consp/bel/10.html. (дата доступа: 19.12.2011).

12. Хабибулин К.Я. Самосознание и интернациональная ответственность социалистических наций. / К.Я. Хабибулин. // учебное пособие. Пермь, 1974. - 136 с.

13. Чебоксаров, Н.П. Проблемы происхождения древних и современных народов [Текст]: (Вступительное слово на симпозиуме) / Н.Н. Чебоксаров. -Москва: Наука, 1964. -19 с.; 20 см. -(Доклады / VII Междунар. конгресс антропол. и этногр. наук. (Москва, авг. 1964 г.); 391).

14. Чеснокова, В. Ф. Юзеф Халасин-ский. Формирование национального самосознания/ В.Ф. Чеснокова// ПОЛИТ.РУ [Электронный ресурс]. -2011. - URL: http://www.polit.ru/arti-cle/2008/11/25/sots/. (дата доступа: 19.12.2011).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Шелепов Г.В. Общность происхождения - признак этнической общности. / Г.В. Шелепов. - СЭ, 1967. - № 2. -С. 71.

NATIONAL IDENTITY: FORMATION FACTORS AND ELEMENTS OF MANIFESTATION

Petrova E.I.

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mikhail Tugan-Baranovsky

The study is aimed at considering national identity and the elements on the basis of which such consciousness appears and the factors of its formation. In the process of the study, a definition was given of the fundamental essence of self-awareness, its characteristic features, elements and functions performed, as well as the actions of factors that have a direct impact on self-awareness at the national level. In addition, the main parts of national identity, expressed in the manifestations of this phenomenon in practice, were identified. Special attention is paid to the elements and functions of national identity, which plays a significant role in the formation of the entire nation as a whole. National identity is an integral part of any nation, because it is on its basis that the formation of numerous aspects of the formation of religion, values, guidelines, concepts and much more takes place.

Keywords: self-awareness, consciousness, ethnic identity, national identity, social consciousness, psychology.

References

1. Bromley, Yu.M. Essays on the theory of ethnicity. / Yu.M. Bromley. - M.: Nauka, 1983. - 142 p.

2. Kekeyeva, S.N. Essence, structure and functions of national identity / S.N. Kekeye-va // Bulletin of the Stavropol State University. - 2009. - No. 6. - P. 148-153.

3. Kozlov, V.I. On the concept of ethnic community. / IN AND. Kozlov - SE, 1967, No. 2, - P. 100-111.

4. Krupnik, E.P. National identity. Introduction to the problem: monograph / E.P. Krupnik. -M., 2006. - 144 p.

5. Krysko, V.G. Ethnic psychology: Textbook. aid for students higher schools, institutions / V.G. Krysko. - M.: Publishing Center "Academy", 2002. - 320 p.

6. Kushner Ya. //. (Knyshev). National identity as an ethnic determinant. - Brief communications from the Institute of Ethnography named after. N.N. Miklukho-Maclay, 1949, VIII, p. 3; It's him. Ethnic territories and ethnic boundaries. - Proceedings of the Institute of Ethnography named after. N. II.

205

Miklouho-Maclay. M., 1951, new series, volume XV.

7. Lenin, V.I. Complete works / Institute of Marxism-Leninism under the Central Committee of the CPSU. - 5th ed. - Moscow: Gospolitizdat, 1958-1965. Reference volume to the Complete Works of V.I. Lenin. Part 1. Subject index. - 1969. - 730 p.

8. Marx, K. Collected Works / K. Marx, F. Engels. Op. 2nd ed. T. 7. P. 602; T. 3. P. 30; T. 8. P. 54; T. 9. P. 8; T. 41. P. 129, 130 Second edition, 1955-1974.

9. Marx, K. Collected Works / K. Marx, F. Engels Op. 2nd ed. T. 3. P. 25.

10. National identity // Ethnopsychological Dictionary [Electronic resource]. - 1999. -URL: http://ethnopsychology.academic. ru/240/national_identity. - (access date: 12/19/2011).

11. The essence of national identity and its components // [Electronic resource]. -

URL: http://www.zavtrasessiya.com/consp/ bel/10.html. (access date: 12/19/2011).

12. Khabibulin K. Ya. Self-awareness and international responsibility of socialist nations. / K. Ya. Khabibulin. // tutorial. Perm, 1974. -136 p.

13. Cheboksarov, N.P. Problems of the origin of ancient and modern peoples [Text]: (Introduction speech at the symposium) / N.N. Cheboksarov. - Moscow: Nauka, 1964. -19 p.; 20 cm. - (Reports / VII International Congress of Anthropol. and Ethnogr. Sciences. (Moscow, Aug. 1964); 391).

14. Chesnokova, V.F. Jozef Halasinsky. Formation of national identity / V.F. Chesnokova // POLIT.RU [Electronic resource]. - 2011. -URL: http://www.polit.ru/article/2008/11/25/ sots/. (access date: 12/19/2011).

15. Shelepov G.V. Community of origin is a sign of ethnic community. / G.V. Shelepov. - SE, 1967. - No. 2. - P. 71.

206

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.