Научная статья на тему 'Проблемы формирования национального самосознания'

Проблемы формирования национального самосознания Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2571
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / GLOBALIZATION / НАЦИЯ (В ЭТНИЧЕСКОМ СМЫСЛЕ) / THE NATION (IN THE ETHNIC SENSE) / НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ / NATIONAL CONSCIOUSNESS / НАЦИОНАЛЬНАЯ САМООЦЕНКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ГОРДОСТЬ / NATIONAL PRIDE / NATIONAL SELF-CONFIDENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Хайруллин Гриф Тимурзагитович

Этническое самосознание понимается как осознание этносом своего единства и своего места среди других этносов, осмысление человеком своей принадлежности данному этносу. Процессы глобализации объединяют народы, но одновременно усиливается их национальное самосознание. Национальное самосознание скрепляет представителей данной нации. Поэтому педагогу необходимо вести работу по его формированию. Эта работа должна сопровождаться с воспитанием уважительного отношения к другим нациям и национальному самосознанию их представителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnic identity is understood as awareness of their ethnic group cohesion and its place among the other ethnic groups, understanding person to belong to this ethnic group. The processes of globalization unite nations, but at the same time strengthen their national identity. National consciousness holds the representatives of this nation. Therefore, the teacher must be to work towards its formation. This should be followed with respect to the education of other nations and national identity of their representatives.

Текст научной работы на тему «Проблемы формирования национального самосознания»

щитных резервов организма [5] и повышения физической работоспособности. В результате проведённого пилотного эксперимента с участием квалифицированных спортсменов, занимающихся спортивной аэробикой, получены обнадёживающие результаты по увеличению специальной выносливости и улучшению качества жизни. В настоящее время планируется провести более глубокое и продолжительное исследование влияния биовестина на физическую работоспособность спортсменов.

Список литературы:

1. Афонин В.В. Функциональные продукты питания - новое направление пищевых технологий [Текст]/ В.В. Афонин // «Наука и инновации» 2013. -№4. - С33-39.

2. Виташевская В.Ю. Краткий обзор Российского рынка функциональных (обогащённых) продуктов// «Russian Food&Drinks Market Magazine» - 2014. №2. -С.61-65.

3. Филиппова Ю.С., Головин М.С. Некоторые данные медико-биологического отбора кандидатов в сборную команду Новосибирской области по спортивной аэробике / Международный журнал экспериментального образования, 2014. - №11. - С9-11.

4. Фудин Н.А., Чернышов С.В., Романов А.И. Медико-биологическое обеспечение физической культуры и спорта высших достижений/ Н.А. Фудин, С.В. Чернышов, А.И. Романов// «Вестник международной Академии Наук. Русская секция», М. 2006-2. С.28-30.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО

САМОСОЗНАНИЯ

Хайруллин Гриф Тимурзагитович

д-р пед.наук, профессор кафедры психологии университет «Туран», г.Алматы

АННОТАЦИЯ

Этническое самосознание понимается как осознание этносом своего единства и своего места среди других этносов, осмысление человеком своей принадлежности данному этносу. Процессы глобализации объединяют народы, но одновременно усиливается их национальное самосознание. Национальное самосознание скрепляет представителей данной нации. Поэтому педагогу необходимо вести работу по его формированию. Эта работа должна сопровождаться с воспитанием уважительного отношения к другим нациям и национальному самосознанию их представителей.

ABSTRACT

Ethnic identity is underwood as awareness of their ethnic group cohesion and its place among the other ethnic groups, undemanding person to belong to this ethnic group. The processes of globalization unite nations, but at the same time &rengthen their national identity. National consciousness holds the representatives of this nation. Therefore, the teacher mu& be to work towards its formation. This should be followed with respect to the education of other nations and national identity of their representatives.

Ключевые слова: глобализация, нация (в этническом смысле), национальное самосознание, национальная самооценка, национальная гордость.

Keywords: globalization, the nation (in the ethnic sense), national consciousness, national self-confidence, national pride.

Известно, что глобализация вовлекает все нации (здесь и далее нация понимается в этническом смысле) и страны планеты в общую, единую систему хозяйствования и жизнедеятельности. Усиливается подвижность населения, в процессе общения и совместной деятельности происходит взаимопроникновение национальных культур и т.д. В результате подобных процессов возникают идеи о неизбежности «растворения» тех или иных наций в составе другого этнического сообщества, о «плавильном котле», об этническом «салате», о мультикультурализме. При всех различиях указанных идей, они явно или неявно предполагают исчезновение самобытных национальных культур и языков в обозримом будущем. Однако по мере распространения глобализационных процессов, граждане этих стран «восстают против неизбежной ут—раты своего неповторимого лица и национальной суверен—ности, - подчеркивает Дж. Комарофф.- По всему миру мужчины и женщины выражают нежелание становиться еще одной взаимозаменяемой частью новой общепланетарной экономической системы -бухгалтерской статьей «прихода», единицей исчисления ра-

бочей силы... На всем пространстве от бывшего Советского Союза до Боснии и Канады люди требуют права на выражение свое—го собственного этнического самосознания» [4, с. 48]. Стало быть, в основе противостояния наций и процесса глобализации лежит угроза национальному (этническому) самосознанию людей.

Этническое самосознание - это осознание этносом своего этнического единства, осознание своего места среди других этносов, совокупность представлений о себе и других этносах. В основе этнического самосознания лежит идея целостности и единства нации, ее консолидации. Оно отражает восприятие и представление индивида о себе как представителе определенной этнической общности, т.е. осознание индивидом собственной принадлежности к данной этнической общности (нации). Таким образом, национальное самосознание -это результат осмысления людьми не только своей принадлежности к данной этнической общности, но и положения последней в системе общественных отношений и выражает содержание, уровень и особенности представлений членов нации. Это осознание и представле-

ния о своей идентичности и отличиях от представителей других общностей; об истории, ценностях и интересах своей нации, ее состоянии и перспективах развития; о месте своей нации в сфере межнациональных отношений и т.д.

Наличие этнического самосознания предполагает, что индивид осознает интересы своего народа, имеет представления о его культуре, языке, истории, места происхождения, традициях, национальных ценностях, интересах, вкусах и самооценках и т.п. Такие представления отражают совокупность наиболее распространенных мнений и убеждений, признанных в своей национальной среде и служат средством сплочения народа и основой для отличия от других народов. Эти представления формируются в процессе жизнедеятельности индивида в среде собственной нации и в процессе взаимодействия с представителями других народов.

Способность отражать окружающую действительность во всем многообразии ее форм является значимым компонентом этнического самосознания. Именно эта способность позволяет формировать этническую картину мира со всем его своеобразием, а также этнические ценности, определяемые совокупностью убеждений, принципов, идеалов и т.д.

Известно, что этническое самосознание выполня-ет консолидирующую, регулятивную, познавательную, эмо--ционально-оценочную, ценностную, социально-психологическую функции. Консолидирующая функция подчеркивает факт объединения людей на основе освоения своих этнических интересов. Регулятивная функция проявляется в определении и достижении этносом кон-кретных целей (достижение социального и экономического прогресса, сохранение духов-ных и материальных ценностей и т.д.). Познавательная функция этнического самосознания заключается в осознании своего «мы» и своего отличия от других подобных общностей. Эмоционально-оценочная функция служит регулятором межэтнических отношений и служит содержательному наполнению об-разов «мы» и «они», эта функция раскрывается через самооцен-ку. Ценностная функция определяет сово-купность идейных уста-новок, взглядов, убеждений и т.д. Социально-психологическая функция устанавливает взаимо-обусловленность особенностей этнического поведе-ния, темперамента, манеры общения и психики.

Этническое самосознание формируется в конкретной социокультурной реальности и отражает ее особенности. Известно, что формирование этнического самосознания обеспечивается идентификацией и обособлением, что составляет единый механизм развития личности. «История этнического самосознания - история поляризации бинарной системы «мы»- «они» через механизмы идентификации и обособления» [2, с.583].

Историческое прошлое народа и предания об историческом пути, обычаи и традиции, национальные нормы поведения, памятники культуры и искусства, национальный язык служат действенной опорой национального самосознания. В исторических преданиях, а также в культурном и хозяйственном укладе проявляется историческая память народа. Она закрепляет чувство родства индивида со своим народом, чувство его личной приобщенности к историческим деяниям родного народа через своих предков. Все это способствует укреплению национального самосознания индивида.

Известно, что национальное самосознание присуще не только этнической нации, оно может выражать интересы и политической нации, а также отдельных этнических групп. Следует учитывать, что интенсивность «проявления национального самосознания у отдельных представителей этнической общности далеко не одинакова. Частично или полностью им не обладают дети. У взрослых членов этноса, как правило, оно ослаблено в тех случаях, когда они не имеют контактов с представителями других народов» [1, с.79] .

В национальном самосознании большую роль играют национальные интересы и признанные национальные ценности. Особая значимость придается духовным ценностям, отражающим своеобразие исторического пути развития народа и его культуры. Духовные ценности не могут быть подвергнуты какой-либо критике и пересмотру. Ущемление каких бы то ни было национальных интересов и даже попытки усомниться в значимости их ценностей встречают резкий отпор, оценивается как покушение на естественные, жизненные права данной нации.

В укреплении национального самосознания большую роль играет национальная самооценка, которая выражает оценку индивидом значимости своей нации в среде других наций, своей роли в данном этническом сообществе и своих личностных качеств как представителя своей нации. Выявлено, что национальная самооценка может быть заниженной, адекватной и завышенной. Заниженная оценка возникает тогда, когда индивид не знает возможностей и достоинств своего народа, тяготится его «отсталостью» и «ущербностью», старается открещиваться от него. Заниженная национальная самооценка со стороны значительной массы индивидов может негативно отразиться на всей нации, на ее состоянии. Адекватная самооценка соответствует состоянию нации и занимаемому месту индивида в ней. Такая оценка в любом случае сопровождается искренней убежденностью в значимости и ценности своей нации и стремлением более активно участия в ее жизни. Самооценка является завышенной, когда индивид переоцениваете или иные характеристики своей нации, ее значимость, стремится выпячивать ее мнимую исключительность.

Национальная самооценка оказывает влияние на ход и результаты межнациональных отношений. В самом деле, индивид с заниженной национальной самооценкой -это человек пассивный, бездеятельный, он не стремится к повышению эффективности межнациональных отношений, да и не может сделать, т.к. он инертен в силу низкой самооценки. Индивид с завышенной национальной самооценкой чаще всего склонен занимать «господствующее» положение, что вызывает ответную негативную реакцию с другой стороны, вследствие чего снижается эффективность межэтнических отношений.

Тяга к повышенной самооценке нередко проявляется у тех представителей европейских народов, которые являются приверженцами т.н. евроцентризма. В то же время азиатские народы отвечают европейцам таким же отношением, как об этом пишет Д.Карнеги: «А ведь, по правде говоря, японцы полагают, что стоят гораздо выше вас. Так, консервативно настроенный японец приходит в бешенство при виде белого человека, танцующего с японкой... миллионы индусов ставят себя настолько выше вас, что не хотят снизойти до прикосновения к пище, которую осквернила, упав на нее, ваша тень. вам интересно узнать, что думают о вас эскимосы? Ну так вот: среди эскимосов иногда попадаются

бродяги, никчемные бездельники, не желающие работать. Эскимосы называют их «белыми» - словом, которое служит для них выражением величайшего презрения» [1, с.82]. Стало быть, нет причин приписывать необоснованно завышенную самооценку представителям каких-либо национальностей. Однако адекватно высокая национальная самооценка является естественной для большинства наций. В такой самооценке нет ничего страшного, лишь бы подобная оценка не сопровождалась принижением значимости других наций и пренебрежительным отношением к их представителям.

Высокий уровень национальной самооценки вызывает у индивида национальную гордость, чувство самоуважения и национального достоинства, т.е. внутреннее переживание удовлетворения самобытностью и значимости положения своей нации в среде других народов. Выявлена прямая связь: чем более развито чувство достоинства нации, тем более высоким становится чувство национального достоинства ее представителей. Справедливо и обратное: высокий уровень чувства национального достоинства индивидов способствует повышению уровня собственного достоинства всей нации. Чувство национального достоинства выражается в гордости за историю и духовное богатство своего народа, за деяния его выдающихся представителей, в уважении к обычаям и т.д. Значит, чувство национального достоинства тесно связано с национальной гордостью, которая проявляется в стремлении сохранять и развивать национальный язык, материальную и духовную культуру нации, в готовности противостоять любым попыткам принизить роль данной нации, попыткам пренебрежительного отношения к ней и т.п.

Очевидно, чувство национального достоинства, национальной гордости следует формировать и поддерживать. Именно на этой базе можно укреплять прочное единство народов всей страны. В противном случае та часть населения страны, у которой чувство национального достоинства находится на низком уровне, теряет «почву под ногами» и не может участвовать в экономической и политической жизни государства с полной отдачей. В то же время следует учитывать и то обстоятельство, что указанные чувства могут принимать некоторые крайние формы, связанные с абсолютизацией всех сторон истории и культуры своей нации и с пренебрежительным отношением другим народам. Эти крайние формы приводят к шовинизму и к национальной неприязни. Появляются люди, не приемлющие приверженцев иной конфессии, иной культуры, презирающие «инородцев» и т.д. Некоторые люди начинают утверждать о враждебном отношении одного народа к другому, о шовинистических взглядах целого народа. Все это создает напряженность в межнациональных отношениях и приводит к открытой или скрытой вражде между народами. Следует подчеркнуть, что шовинистами бывают те или иные представители народа, такие люди могут появиться у любого народа, однако весь народ не может быть шовинистом.

Выявлено, что все компоненты национального самосознания тесно взаимосвязаны друг с другом. Значимость определенного компонента не является постоянной величиной, на различных этапах развития нации те или иные компоненты могут играть доминирующую роль. Может быть различной также степень выраженности компонентов национального самосознания (и самосознания, в целом) у отдельных, конкретных представителей данной нации. Формирование же этнического самосознания представите-

лей данного этнического сообщества связано с приобщением человека к культурным ценностям через формирование адекватного эмоционального отношения к ним. Известно, что этническое самосознание выступает как фактор развития личности, и как условие формирования толерантности в межэтнических отношениях.

Проблема национального самосознания приобретает особую остроту в тех условиях, когда усиливаются межнациональные противоречия, растет межнациональная напряженность, создается конфликтная ситуация. В самом деле, высокий уровень развития национального самосознания, если оно не принимает свои крайние формы, обычно связан с толерантным поведением, со стремлением понимать представителей других национальностей и уважать их национальные ценности. А это способствует эффективному межэтническому взаимодействию.

Как подчеркивают психологи, подростковый возраст представляет собой ключевой момент формирования этнической идентичности как ядра этнического самосознания, а студенческий возраст -это решающий период развития и упрочения этнического самосознания. Поэтому задача формирования и развития национального самосознания школьников и студентов становится важнейшей задачей педагога. На формирование этнического самосознания и его своеобразия влияют такие факторы, как социально-экономические условия жизни, религия, межэтнические отношения, мифы и предания и многие другие факторы. Педагог может успешно способствовать формированию и укреплению этнического самосознания личности лишь тогда, когда он четко представляет себе действующие факторы, силу их воздействия на каждого конкретного воспитанника в реальных условиях педагогической деятельности.

Выявлено, что этническое самосознание в своем становлении проходит два уровня: на первом уровне формируется представление об этнических особенностях нации, на втором уровне- этническая самоидентификация. При этом психологическая структура этнического самосознания включает в себя:

- осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности;

- осознание психологических особенностей своей этнической общности;

- осознание тождественности со своей этнической общностью;

- осознание собственных этнопсихологических особенностей;

- осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности;

- социально-нравственная самооценка этничности [3, с.82].

Формирование, становление и укрепление этнического самосознания является важным условием развития этнической индивидуальности личности, и поэтому способствует оптимизации жизнедеятельности людей в полиэтнической среде. Этническое самосознание лежит в основе процесса осмысления воспитанником своей этнической принадлежности, актуализации различия «мы- они» и определения собственной роли в процессах межэтнического общения. Следовательно, педагогу следует проводить взаимосвязанную работу по воспитанию культуры межнационального общения и по формированию личности с развитым этническим самосознанием. Такая работа должна быть тесно связана с

формированием толерантных межэтнических отношений, с воспитанием уважительного отношения к другим народам и их самобытным культурам. По-другому говоря, высокий уровень национального самосознания должен быть соотнесен с осознанием права другого человека на подобное же самосознание и с искренним уважением этого права.

Список литературы:

1. Крысько В.Г. Этническая психология. М.: Академия, 2008. -320 с.

2.Мухина В.С. Личность: Мифы и Реальность. М.: Прометей, 2010.-1083 с.

3. Садохин А.П. Этнология. -М.: Гардарики, 2002.-208 с. 4.Этничность и власть в полиэтничных государствах.

Материалы международной конференции. -М.: Нау-ка,1994.-320 с.

МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

СТУДЕНТА

Чаленко Виктор Петрович

Преподаватель, УВЦ ЮФУ, г. Таганрог

АННОТАЦИЯ

В работе дан анализ современного состояния в области организации досуга. Рассмотрены основные функции спортивно-оздоровительной анимации. Подчеркивается актуальность формирования и использования в области физического воспитания многокритериальной постановки и решения инновационных задач. Приведена разработанная авторами технология определения «количества здоровья», определены области её применения.

ABSTRACT

This work includes an analysis of nowadays condition in the field of leisure organization. Main functions of athletic and sanitary animation were reviewed. This work emphasizes the importance of forcing and using of multi-criterion evaluation and solving of innovative problems in the field of physical education. Also, this work contains developed by authors technology of quantification of "amount of health" and fields of using it.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительная анимация, здоровый образ жизни, оздоровительные методики, многокритериальная оценка, комплексный показатель качества, критерии, количество здоровья.

Keywords: athletic and sanitary animation, healthy life^yle, healthy methodology, multi-criterion evaluation, complex rate of quality, criteria, amount of health.

На психологическом уровне спортивно-оздоровительная анимация является средством развития таких важнейших для психического благополучия индивида качеств, как волевая саморегуляция, психологическая устойчивость, активность, вера в себя, сосредоточенность, способность и тяга к совершению усилий, умение терпеть трудности и лишения.

На социальном уровне спортивно-оздоровительная анимация способствует становлению новой социальной идентичности личности и тем самым является фактором укрепления ее устойчивости.

К основным социальным функциям организации спортивно-оздоровительной анимации относятся: адаптация человека к изменениям в современном обществе; оздоровление и формирование здорового образа жизни; рекреационные аспекты организации досуга. Анализ развития и других компонентов спортивно-оздоровительной анимации позволяет сделать вывод, что спортивно-оздоровительная анимация - это, прежде всего, здоровый образ жизни человека.

СОА, как и другие разновидности анимации, представляет как комплекс досуговых услуг, так и комплекс услуг физкультурного профиля. В настоящее время в этой области существует ряд проблем: при организации СОА не всегда уделяется должное внимание содержанию и качеству анимационных программ; не проработаны соответствующие методики организации программ, что делает их менее привлекательными либо побуждает людей самостоятельн

организовывать свой досуг, причем, не всегда с пользой. Следующая проблема - отсутствие квалифицированных специалистов.

В настоящее время специалистов по спортивно-оздоровительной анимации немного, в основном они приходят в анимацию из двух профессиональных сфер: профессиональные спортсмены (тренеры, инструкторы) и профессиональные менеджеры-аниматоры. Обоим необходимо получить специальную подготовку по ряду дисциплин. Первым необходимо получить специальную подготовку по анимации, основам режиссуры, организационному менеджменту, социальной психологии. Вторым - по теории физической культуры и спорта, по физиологии тренировки, по методологическим особенностям построения тренировки в определенном виде спорта, а также по личной физической подготовленности. Все это требует достаточно серьезных усилий [1,2].

Особую роль в становлении студента первого курса играет внеучебное направление, которое структурируется на следующие блоки: информационный, культурно-досуго-вый, здоровье сберегающий или здоровье формирующий, социально-психологический, профориентационный, познавательный.

Один из важных проблемных аспектов инновационного образования - необходимость формирования и широкого применения в образовательной практике культуры многокритериальной постановки и решения инновационных

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.