2016, том 18 [5]
-—
УДК 615.26:615.415.3:616-003.214
НАЦИОНАЛЬНОЕ ИСКУССТВО КАК ФАКТОР ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Б. Ф. Аханов1, К.А. Исмаева1, Ж. С. Саттарова1, А. Т. Утебаева2
1 Частное учреждение «Университет «Сырдария» г. Жетысай, Республика Казахстан, 60500
2Частное учреждение «Региональный социально-инновационный университет» г. Шымкент, Республика Казахстан, 160005
Аннотация. В статье обозначается проблема формирования ценностных ориентаций, обусловленная интересом к вопросам, касающимся роли и влияния национального искусства как фактора возникновения ценностных ориентаций и ценностных отношений. Уточняются основные виды национального искусства и теоретико-методологические подходы к исследованию роли национального искусства в формировании личности в современном обществе. Раскрываются особенности искусства, которые позволяют присваивать ребенку культурные ценности и идентифицировать себя на основе культурного самоопределения, выделены педагогические аспекты формирования ценностных отношений.
Ключевые слова: национальная культура, искусство, культурные нормы.
На рубеже тысячелетий проблема понимания мира с ценностных позиций становится предметом глубокого специального исследования и внимательного изучения. Возникает потребность в воспитании растущего человека не только мотивированного, готового обучаться и продолжать обучение, владеющего внушительным количеством схем и способов для «нормальной» жизнедеятель-
ности, объединенной идеологическими нормами, но и главное — человека культуры. Важнейшим ресурсом являются образование и культура, а их потенциал оказывается все более востребованным. Ценностные ориентации — многомерный образ мира, образ реальности, это сложная система, включающая в себя особенности сознания, духовные идеалы, отражение зрительных образов и созерца-
—--—
~ 25 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5
—--—
ния, эстетический вкус, формирующиеся посредством приобщения к ценностям национальной и мировой культуры. Перед работниками сферы образования и культуры стоит задача изучения и адекватной интерпретации феноменов «ценностные отношения», «ценностные ориентации» с помощью разнообразных методологических подходов. Так, с позиций философских значений — уточнить, что человек является интегрирующей сложной и самоуправленческой системой, способной производить многообразие связей, способов и отношений. С точки зрения аксиологического подхода, «базой формирования ценностных ориентаций детей и молодежи выступают общечеловеческие ценности», полагает М.С. Коган [2]. В рамках структурного функционализма Т. Парсонс рассматривает ценности как «высшие принципы, на основе которых обеспечивается согласие как в различных по размеру общественных группах, так и в обществе в целом, выявляются геополитические, историко-культурные факторы развития человека» [3]. Системный подход (И.В. Блауберг, Б.Г. Юдин) позволяет представить исследуемые явления в виде системы. Так, воспитание характеризуется единством усилий микросистем на развитие ценностных ориентаций молодых людей; развитием механизмов самоорганизации; ценностным характером совместной деятельности. Антропологический подход, изучаемый А. Шопенгауе-ром [5], Г. Плесснером, показывает, как прогрессивное сохраняется, «растворяясь» в новом содержании. Опирается на закономерности целостного развития, если сам взрослеющий человек во «взаимодействии с другими организует способы сохранения свой нации», считает М. Шеллер [4]. Все это обращает внимание на сущность национального искусства как органического синтеза художественных
ценностей, выработанных нацией и усвоенных отдельным индивидом. Эти ценности запечатлены в трудах великих мастеров, в произведениях искусства, в религиозном опыте, в неповторимом фольклоре и традициях. Использование ресурсов национального искусства может формировать базовые ценности, жизненные установки, смыслы, ведущие человека в Будущее. Оно указывает индивиду, что есть его национальное прошлое, каковы исторические корни, как он причастен к своей нации и стране. Индивидуально усвоенные ценностные ориентации через освоение искусства могут появляться как своеобразные эйдос-образы, внутренние формы, удерживающие эмоциональные состояния. Видами национального искусства выступают театр, музыка, художественная литература. Можно сказать, что национальное искусство — единое смысловое поле, создаваемое людьми, включенными в творчество, которое, трудно фиксируется в строго очерченных границах. При этом, важно не просто войти в систему чувствования и понимания, но войти таким образом, чтобы предвидеть помимо статики неподвижной конструкции, также и ее динамику, принцип развития. Вопрос входа в систему, то есть выбора соответствующего изначального понятия — это точка, которая сама заставляет двигаться дальше в соответствии с имманентной логикой развития системы. Часто с понятием «национальное искусство» возникает понятие «образ», заложенный в логику данного феномена. Это значит, что в таком «образе» в упрощенном его виде сохраняется частица культурно-нравственного пространства, созданного моральными усилиями человека» [1 ].
При изучении данной проблемы анализировались работы искусствоведов, например, У. Жанибекова. Особо хочется отметить ра-
—--—
~ 26 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Аханов Б.Ф. и др. Национальное искусство как фактор воспитания ценностных отношений школьников...
—--—
боты Г. Ломидзе, К. Гизатова, Е.А. Зингера, посвященные национальной специфике искусства и его социальной и общественной значимости. Все ученые сходились во мнении, что проявление интереса к художественным ремеслам своей страны выражается в позитивном восприятии детьми изделий художественных ремесел, в их личностном отношении к искусству, желании участвовать в собственной продуктивной деятельности. Обучающийся при этом не столько учится, сколько присваивает общечеловеческие ценности и идентифицирует себя с определенной культурой. Такой процесс может включать в себя: информирование о ценности произведения; осознание личностью на основе фактов ценности художественного произведения; принятие культурного и национального смысла в специально сконструированной ситуации соприкосновения с художественным произведением; эмоционально-чувственное осознание величия сферы искусства, культурного уклада нации; ценностное отношение личности к культурной действительности. Различные подходы к механизмам формирования ценностных отношений средствами искусства сложны, имеют временную протяженность и нелинейны по своей сути. Одним из важных механизмов по формированию ценностных отношений средствами культуры является механизм воображения. Психологи различают продуктивное и репродуктивное воображение. Репродуктивное воображение восстанавливает то, с чем человек ранее встречался. При этом в его сознании возникают образы памяти. Продуктивное — конструирует то, чего не было, но использует элементы ранее увиденного. Но продуктивное воображение не станет подлинно творческим, если не встретится со словом, метафорой или порождающей структурой. В резонансе
этой встречи должны возникать переживание, смысл, мысль, нечто увиденное.
В настоящее время воспитание художественно-эстетического отношения детей и подростков осуществляется во внеучебной работе через эстетические центры, при которых могут работать детские объединения, кружки плетения из бересты и резьбы по бересте, ткачества, выполнения национальных орнаментов. Безусловно, в педагогике проблеме формирования ценностных отношений средствами искусства посвящено пока недостаточно работ. Мы считали возможным интегрировать идею поэтапного формирования таких отношений у школьников и идею закрепления культурного опыта через актуализацию отношений к Человеку, к Обществу, культурной идентификации и культуро-созидательной функции образования. Особенности формирования ценностных отношений детей и молодежи республики Казахстан обусловливаются сохранившимися явлениями: исторический опыт, особенности его осмысления с национальной точки зрения, самосохранение своего неповторимого национального статуса в обществе, единство различных возрастных когорт, которых хочется назвать семей. Педагогический аспект формирования таких отношений средствами искусства, возможно, имеет основу в эмоциональном насыщении деятельности детей в семье, социальной группе, их отношений к ценностям искусства. Эффективность этих процессов зависит от ряда объективных и субъективных факторов. Объективные условия — социальная ситуация в мире и в целом отношения к народному искусству, как уходящему явлению. К субъективным усло -виям относятся: отношениия к национальной деятельности, изучение ее трудоемкости, эмоциональной насыщенности, ее универсализации. Раскрытие основных философских пред-
—--—
~ 27 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5
—--—
посылок по формированию ценностных отношений обучающихся сконцентрировало наше внимание на таких понятиях, как «лик культуры», культурный, модель, пространство. На основе данных понятий были сформулированы следующие вопросы. Когда знание культуры становится глубоко личностным? Что лежит в основе общих представлений о культуре? Как строится образ той или иной национальной культуры? Данные вопросы могут служить предпосылками дальнейшего психолого-педагогического исследования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаев В. Д. Человек в пространстве цивилизации и культуры. Луганск, 2003.
2. Коган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Петрополис, 1997.
3. Парсонс Т. О социальных системах / под ред. В.Ф. Чесноковой, С. А. Белановского. М.: Академический проект, 2002.
4. Шелер М. Философское мировоззрение. М.: Гнозис, 1994.
5. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992.
NATIONAL ART AS A FACTOR
OF EDUCATION OF A VALUE ATTITUDE
OF SCHOOLCHILDREN IN MODERN CONDITIONS
B.F. Ahanov1, K.A. Ismaeva1, Zh.S. Sattarova1, A.T. Utebaeva2
1 Private institution "Sirdariya" University Zhetysai city, the Republic of Kazakhstan, 160500
2
Private institution "Regional social and innovative university " Shymkent, the Republic of Kazakhstan, 160005
Annotation. The article indicates the problem of formation of value orientations, due to the interest in issues concerning the role and influence of national art as a factor of occurrence of value orientations and value relations. The main types of national art and theoretical and methodological approaches to the study of the role of national art in the formation of personality in modern society are being specifies in the article. The peculiarities of art, which allowed the child to appropriate cultural values and to identify themselves on the basis of cultural identity, are opened. It is marked pedagogical aspects of formation of valuable relationships.
Key words: national culture, value relations, cultural norms.
REFERENCES
1. Isaev V.D. Chelovek v prostranstve civi-lizacii i kul'tury. Lugansk, 2003.
2. Kogan M.S. Filosofskaja teorija cennosti. St. Petersburg, Petropolis, 1997.
3. Parsons T. O social'nyh sistemah. Edited by V.F. Chesnokovoj, S.A. Belanovskogo. Moscow, Akademicheskij proekt, 2002.
4. Sheler M. Filosofskoe mirovozzrenie. Moscow, Gnozis, 1994.
5. Shopengaujer A. Svoboda voli i nravstven-nost'. Moscow, Respublika, 1992.