Научная статья на тему 'Гендерное равенство в правах и жизнетворчестве как фактор развития семейных отношений'

Гендерное равенство в правах и жизнетворчестве как фактор развития семейных отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
350
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЦЕННОСТИ СЕМЬИ / ГЕНДЕРНЫЙ ДИСБАЛАНС / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ / FAMILY / DETERMINATION / FAMILY VALUES / GENDER IMBALANCE / RESOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Гам Александр Владимирович

Социальная идентичность и социальная жизнь в системе философского анализа фактор сохранения и развития семейных отношений, фактор благополучия социально-экономического развития общественных отношений. Семейные отношения связаны с определенными тенденциями, гендерным дисбалансом, трансформацией института семьи определяют иные формы жизненных практик и ролевых позиций, содержат и создают другую нормативно-ценностную систему семьи как социального сообщества и устойчивой группы, обладающей решающим влиянием на последующую жизнь человека, влияют на настоящее растущего ребенка. В статье систематизируются факторы влияния, проблемы деформации социальной стратификации и национального воспитания в семье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Gender equality in rights and creative lifetime as a factor in the development of family relations

Social identity and social life in the system of philosophical analysis the factor of preservation and development of family relations, the factor of well-being socio-economic development of public relations. Family relationships are related to specific trends, gender imbalance, the transformation of the family institution identify other forms of life practices and role positions, contain and create another normative value system of the family as a social community and sustainable groups with the greatest influence upon the subsequent life of man, present affect the growing baby. The article systematizes the factors of influence, the problems of deformation of social stratification and national education in the family.

Текст научной работы на тему «Гендерное равенство в правах и жизнетворчестве как фактор развития семейных отношений»

УДК 615.26:615.415.3:616-003.214

ГЕНДЕРНОЕ РАВЕНСТВО

В ПРАВАХ И ЖИЗНЕТВОРЧЕСТВЕ

КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ

А. В. Гам

ОООО «Центр образовательных инициатив» 644043, г. Омск, Россия

Аннотация. Социальная идентичность и социальная жизнь в системе философского анализа — фактор сохранения и развития семейных отношений, фактор благополучия социально-экономического развития общественных отношений. Семейные отношения связаны с определенными тенденциями, тендерным дисбалансом, трансформацией института семьи определяют иные формы жизненных практик и ролевых позиций, содержат и создают другую нормативно-ценностную систему семьи как социального сообщества и устойчивой группы, обладающей решающим влиянием на последующую жизнь человека, влияют на настоящее растущего ребенка. В статье систематизируются факторы влияния, проблемы деформации социальной стратификации и национального воспитания в семье.

Ключевые слова: семья, самоопределение, ценности семьи, гендерный дисбаланс, ресоциализация.

Ожидания в отношении современного воспитания связаны с надеждами на его опережающую роль в демократическом процессе. Цели и задачи воспитания подростков и молодежи рассматриваются в контексте ценностно-нормативной культуры общества. В настоящее время идея ценностного подхода в образовании связывается с ориентацией на гуманитарные ценности, что предполагает признание ценности человека, его права на самоопределение, саморазвитие; понимание ценностей как личностных смыслов, принятых человеком. Обратимся к тому, в каких условиях сегодня происходит этот про-

цесс становления человека. На смену семейным ценностям пришли новые:

— личное полное право на собственную, но зависимую от родителей жизнь;

— выражение своего мнения в различных формах без отягащающей рефлексии и общественного мнения;

— неформализированный уклад жизни;

— потеря эмоциональной отзывчивости в семье и отношений доверия и привязанности;

— безосновательное планирование благополучия и успеха [4].

—--—

~ 21 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3

—--—

Можно утверждать, что эти ценности пришли не только в отдельно взятую семью, они привнесены в семью, государство, социум как в основные институты, где формируются устойчивые гендерные режимы и находят свое выражение нормы социального поведения. Анализ различных источников показывает, что все эти изменения, происходящие в постсоветском пространстве осмысливаются в гендерных исследованиях, открывая в них новое понимание женского и мужского опыта. Вот некоторые факты, рассматриваемые в данном дискурсе:

♦ работающая мать — предпочтение карьеры материнству, отказ от материнства в пользу карьеры. Эти альтернативные жизненные выборы (стратегии) сначала создают прецедент, а затем постепенно легитимизируются в контрактах «матери-домохозяйки» и «карьерной женщины»;

♦ новые форматы семей: наличие семей с одним родителем, нуклеарные семьи, семьи с двумя партнерами; смешанные семьи. Смешанные семьи — это результат развода родителей, которые вступают в новый брак, но поддерживают отношения со своим прежним партнером и его новой семьей или соединяют под одной крышей детей от разных браков;

♦ непродолжительность семейной жизни;

♦ уход от репродуктивной функции

благодаря новым знаниям об особенностях репродуктивного цикла женщины;

♦ школа, государственные и негосударственные учреждения все в большей степени берут на себя выполнение тех функций, которые ранее были свойственны прежде всего семье: забота о здоровье, воспитание детей, забота о престарелых;

♦ рост популярности виртуальных групп (социальные сети), в которых люди

объединяются по интересам: участие в таких группах помогает человеку решить многие свои проблемы и найти новые формы вне-семейного общения.

♦ развитие телекоммуникаций позволяет одному или обоим работающим супругам выполнять свою работу, находясь дома. Многие мужчины используют эту возможность, чтобы быть более полезными своей семье: готовить, убирать, отводить детей на занятия;

♦ семья и брак рассматриваются как разновидность бизнеса, в интересах которого работают оба партнера [1].

Подытоживая сказанное, мы бы хотели поддержать позицию научного сотрудника Национального института демографических исследований (ШЕБХ, Франция) П. Фести, который полагает, что упадок института брака не является ни следствием моды, ни даже результатом неблагоприятной экономической конъюнктуры. Он не зависит от изменения законов о браке и разводе. В его основе лежат глубокие и долговременные тенденции, которые должны привести к изменению отношений между полами и между родителями и детьми.

Категория «гендер» может быть использована как вектор при анализе социальной стратификации, национального воспитания, баланса интересов мужчин и женщин. Под гендером подразумеваются такие смоделированные роли и социально освоенные модели поведения и ожиданий, которые связываются с представлениями о женщинах и мужчинах. Женщины и мужчины различаются в биологическом отношении, но все культуры интерпретируют и преобразуют эти внутренне присущие им биологические различия в ряд социальных ожиданий в отношении того, какие модели поведения и деятельности следует считать для них подобающими и какими

—--—

~ 22 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Гам А.В. Гендерное равенство в правах и жизнетворчестве как фактор развития семейных отношений

—---

правами, полномочиями они должны обладать. Так, например, невозможность для определенной части мужчин самоутвердиться на работе повлекла за собой проявление у них таких негативных черт характера, как чрезмерная обидчивость, раздражительность, агрессивность, мелочная придирчивость и т.п.

Вместе с тем для современных мужчин присущи такие индивидуальные и социально-психологические особенности, которыми они не отличались еще несколько лет тому назад. К их числу можно отнести некоторое снижение волевой активности; снижение чувства ответственности за воспитание трудовых навыков у детей и за их профессиональное (трудовое) определение; относительное снижение затрат свободного времени на детей; повышение уровня невротизма (мужчины стали более раздражительны, рефлексивны, импульсивны и тщеславны); усиление интереса к своей внешности: одежде, прическе; повышение у мужчин удельного веса развлекательных видов досуга в ущерб самообразованию и занятиям с детьми. Пытаясь выполнять в семье функциональные обязанности обоих родителей, мать обычно стремится следовать в своем поведении соответственно тем социально-психологическим ролям, которые обычно разделены между мужчиной и женщиной. Поэтому она зачастую, руководствуясь искаженным представлением о ролевом поведении настоящего мужчины в семье, становится негибкой, излишне принципиальной, авторитарной и властолюбивой личностью, не склонной к компромиссам, принимает на себя единоличную ответственность за ребенка. В результате подобного «ролевого замещения» она утрачивает те исконно женские черты, которые ассоциируются с добротой, состраданием и эмоциональной отзывчивостью [1].

В связи с этими тенденциями появляется термин «гендерное равенство, связанное

с условиями равенства перед законом, к равенству возможностей (включая равенство в получении вознаграждения за труд и равенство в доступе к человеческому капиталу и другим производительным ресурсам, которые узаконивают эти возможности) и равным возможностям выразить свое мнение и заявить о своих интересах. Равенство предполагает, что женщины и мужчины свободны выбирать различные (или сходные) роли и различные (или сходные) конечные результаты — в соответствии со своими предпочтениями и целями [3, с. 40]. Вместе с тем ориентация молодых мужчин и женщин на экономическую независимость, карьеру и успех становится все более массовой. Это усиливает ген-дерный дисбаланс в представлениях, не позволяя людям смягчать переживаемые конфликты между убеждениями, культурными нормами, стереотипами мужественности и женственности — и индивидуальным опытом.

Попытаемся рассмотреть истоки гендер-ного дисбаланса в общем образовании основываясь на анализе основных компонентов социальной организации школы, которыми являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по группам и социальная среда. Кроме самой очевидной и основной функции — образовательной, — школа как социальный институт выполняет и ряд других значимых функций. Социализация — в том числе и гендер-ная — и воспитание субъекта государства, навязывание правовых и социальных норм, равно как производство значений того, что есть женственность и что есть мужественность, относятся к «второстепенным», однако далеко не менее важным эффектам школьного образования. Образовательные учреждения наряду с остальными агентами социализации определяют наши идентично-

—--—

~ 23 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 3

—--—

сти, а также имеющиеся у нас возможности гражданского, личного и профессионального выбора. Кроме того, сама организация образования, как и господствующие здесь гендер-ные роли, встраивают нас в модель «нормальной» жизни и диктуют нам женские и мужские статусные позиции. Придя в школу, ребенок сразу же попадает в среду, явно или скрыто подчеркивающую гендерные различия. Кроме явных различий, выражающихся в требованиях к внешнему виду и стандартам поведения мальчиков и девочек, гендерной составляющей может быть как негласное разделение на «мужские» («физика», «математика») и «женские» («русский язык», «история») предметы, так и разделение нормативно закрепленное — ярким примером выступают уроки технологии, где девочек учат шить, готовить, принимать гостей и даже распределять семейный бюджет, а мальчиков — строгать, пилить, мастерить.

Анализируя эти факты, можно предположить, что акцент должен быть перенесен с биологического аспекта понимания пола на психологическую и социально и культурно обусловленную интерпретацию. Безусловно, социальное окружение и культура оказывают существенное влияние на образ Я, социальные установки, поведение, связанные с полом, указывают на важную роль в освоении соответствующего полоролевого поведения ребенка. При этом приняно говорить о ген-дерной социализации — процесс усвоения индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живет, своеобразное общественное конструирование различий между полами [2]. В одном случае мы сталкиваемся с освоением принятых моделей мужского и женского поведения, отношений, норм, ценностей и гендерных стереотипов, а в другом — речь идет о воздействии общества, социальной среды на индивида с целью

привития ему определенных правил и стандартов поведения, социально приемлемых для мужчин и женщин. Психологи выделяют две фазы полоролевой социализации: адаптивная фаза (внешнее приспособление к существующим гендерным отношениям, нормам и ролям); фаза интериоризации (сущностное усвоение мужских и женских ролей, гендерных отношений и ценностей). Не исключена также и ресоциализация — то есть смена полоролевых ориентиров и способов поведения и адаптации к окружающему миру в процессе взросления.

Следовательно, гендер — достигаемый статус, конструируемый психологическими, культурными и социальными средствами, это система межличностного взаимодействия, посредством которого создается, утверждается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях.

Все вышесказанное способствовало развитию в современной прикладной и теоретической науке такого направления, как ген-дерная педагогика, под которой сегодня понимается совокупность подходов, направленных на то, чтобы дать ребенку возможность чувствовать себя комфортно в школьном (и не только) окружении и справиться с неизбежно возникающими проблемами социализации, где одним из ключевых моментов является самоидентификация по полу. Такой подход требует нового языка в образовании, коррекции воздействия гендерных стереотипов в пользу понимания, целостности восприятия мира и духовности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бим-Бад Б.М., Гавров С.Н. Модернизация института семьи: социологический, экономический и антрополого-педагогический анализ: Монография / предисл. Л.С. Перепелкин. Федераль-

—--—

~ 24 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Гам А.В. Гендерное равенство в правах и жизнетворчестве как фактор развития семейных отношений

—---

ная целевая программа «Культура России». М.: Интеллектуальная книга — Новый хронограф, 2010.

2. Введение в тендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия / Под ред. С. Жеребкина. Харьков, СПб., 2001.

3. Гендерные проблемы и развитие. Стимулирование развития через гендерное равенство

в правах, в доступности ресурсов и возможности выражать свои интересы / Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2001.

4. Предпосылки развития духовной культуры ребёнка в системе дополнительного образования // Мир детям через культуру и искусство: Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Магнитогорск: МаГУ, 2000. С. 183—187.

GENDER EQUALITY IN RIGHTS

AND CREATIVE LIFETIME AS A FACTOR

IN THE DEVELOPMENT OF FAMILY RELATIONS

A.V. Gam

Limited Liability Company "Centre of educational initiatives " Omsk, Russia, 644043

Annotation. Social identity and social life in the system of philosophical analysis — the factor of preservation and development of family relations, the factor of well-being socio-economic development of public relations. Family relationships are related to specific trends, gender imbalance, the transformation of the family institution identify other forms of life practices and role positions, contain and create another normative value system of the family as a social community and sustainable groups with the greatest influence upon the subsequent life of man, present affect the growing baby. The article systematizes the factors of influence, the problems of deformation of social stratification and national education in the family.

Key words: family, determination, family values, gender imbalance, resocialization.

REFERENCES

1. Bim-Bad B.M., Gavrov S.N. Modernization of the family: Modernization of the family: macro-sociological, economic and anthropological and pedagogical analysis: Monograph. Preface LS Pere-pelkin. Moscow, New Chronograph, 2010.

2. Vvedenie v gendernye issledovanija. Hresto-matija. Edited by S. Zherebyakina. Kharkiv, SPb., 2001, vol. 2 ( in Russian).

3. Engendering Development. Through Gender Equality in Rights, Resources and Voice. Moscow, Izdatel'stvo «Ves' Mir», 2001, 408 p.

4. Predposylki razvitija duhovnoj kul'tury re-bjonka v sisteme dopolnitel'nogo obrazovanija. Mir detjam cherez kul'turu i iskusstvo. Master. Vseros. Nauch.-pract. Conf. Magnitogorsk, MaGU, 2000. pp. 183—187.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Петрусевич Аркадий Аркадьевич — д.п.н., профессор, кафедра педагогики ФГБОУ «Омский государственный педагогический университет»

Прикот Олег Георгиевич — д.п.н., профессор департамента государственного администрирования ФГАОУ ВПО Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (Санкт-Петербург)

—--—

~ 25 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.