Научная статья на тему 'К вопросу о проблеме формирования культуры супружеских отношений в философской, психолого-педагогической и культурологической литературе'

К вопросу о проблеме формирования культуры супружеских отношений в философской, психолого-педагогической и культурологической литературе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
316
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / СЕМЬЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ И МАЛАЯ ГРУППА / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / СТАБИЛЬНОСТЬ И МОДЕРНИЗАЦИЯ БРАКА / CULTURE OF MARITAL RELATIONS / THE FAMILY AS A SOCIAL INSTITUTION AND A SMALL GROUP / FAMILY VALUES / STABILITY AND MODERNIZATION OF MARRIAGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шавалеева Альбина Рафаилевна

В статье раскрывается состояние разработанности проблемы формирования культуры супружеских отношений в научной литературе, как фактора укрепления и стабилизации семьи-важнейшего социального института. Отмечается, что формирование межличностной коммуникации на основе культуры супружеских отношений в современной семье должно быть одной из приоритетных задач молодых супругов с целью профилактики конфликтов. Делается актуальный вывод о необходимости формирования культуры супружеских отношений не только в системе образования, но и в других социально-культурных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To a question on the issue of creating a culture of marital relations in the philosophical, psychological and educational and cultural literature

He article deals with the state of a problem of formation of culture of marital relations in the scientific literature as a factor of strengthening and stabilizing the family, the most important social institution. It is noted that the formation of interpersonal communication on the basis of the marital relationship of culture in the modern family should be a priority for the young couple for the purpose of conflict prevention. Makes it relevant to the conclusion about the necessity of forming a culture of marital relations is not only in education but also in other social and cultural institutions.

Текст научной работы на тему «К вопросу о проблеме формирования культуры супружеских отношений в философской, психолого-педагогической и культурологической литературе»

2016, том 18 [8]

—--—

УДК 316.356.2

К ВОПРОСУ О ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ФИЛОСОФСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

А.Р. Шавалеева

Казанский государственный институт культуры КазГИК г. Казань, Республика Татарстан, Россия

Аннотация. В статье раскрывается состояние разработанности проблемы формирования культуры супружеских отношений в научной литературе, как фактора укрепления и стабилизации семьи-важнейшего социального института. Отмечается, что формирование межличностной коммуникации на основе культуры супружеских отношений в современной семье должно быть одной из приоритетных задач молодых супругов с целью профилактики конфликтов. Делается актуальный вывод о необходимости формирования культуры супружеских отношений не только в системе образования, но и в других социально-культурных учреждениях.

Ключевые слова: культура супружеских отношений, семья как социальный институт и малая группа, семейные ценности, стабильность и модернизация брака.

Развитие любого общества берет свое начало в семье. Готовность молодого поколения к очень серьезному шагу. к ответственности за близких, формирование прочной семьи со своей самобытностью, культурой семейных отношений — это долгая кропотливая работа всех структур общества [1]. Выделяют два основных теоретико-методологических подхода к пониманию семьи: семья как социальный институт и малая социальная группа. Семья как социальный институт и малая социальная группа рассматривается, главным образом, следующими направлениями: институционально-историческое (эволюционизм); структурно-функциональное; символический ин-теракционизм; феноменология. Первые два подхода изучают семью на макроуровне, ос-

тальные — на микроуровне. Результат деятельности института семьи проявляется в его функциях. Выделяют два типа функций — специфические и неспецифические. К специфическим функциям относят: репродуктивную функцию — рождение детей; экзистен-циональную функцию — содержание детей; функцию социализации — воспитание детей. Неспецифические функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности; передачей социального статуса; организацией производства и потребления; ведением домохозяйства; организацией отдыха и досуга; заботой о здоровье и благополучии членов семьи; созданием микроклимата, способствующего снятию напряжения в семье. Специфические функции семьи связаны с рождением

—--—

~ 22 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Шавалеева А.Р. К вопросу о проблеме формирования культуры супружеских отношений...

-----

и социализацией детей, а неспецифические — отражают исторический характер связи между семьей и обществом [2]. С позиции структурного функционализма семья рассматривается как стабилизирующий общество механизм. Этот теоретический подход направлен на поиск выделения общих элементов, присущих историческим формам семьи, однако, он отходит от идеи универсальности семьи. Изучаются социокультурные функции семьи, взаимосвязь семейных ролей. Т. Парсонс настаивал на необходимости выполнения мужчинами и женщинами традиционных половых ролей. Мужские роли являются «инстумен-талистскими», они ориентированы на действие и способствуют сохранению и развитию социальной системы. Женские роли «экспрессивные», ориентированы на заботу и уход, способствуют снятию внутригрупповой напряженности и укреплению семейной солидарности [2]. Американский социолог, представитель Чикагской школы, Э. Берджесс полагал, что происходит переход от «семьи-института» к «семье-товариществу» (супружескому партнерству). На смену традиционной семье, в основу которой лежат социокультурные нормы, приходит современная семья, в центре которой находятся межличностные взаимодействия супругов. Однако исчезновение традиционной семьи не означает кризис самого института, поскольку семья реорганизуется, происходит изменение характера отношений внутри семьи, основанной на принципах взаимоуважения, взаимопонимания, сопереживания, отражающих культуру семейных отношений [2].

Семья как малая социальная группа рассматривается, главным образом, символическим интеракционизмом, этнометодологией. Символический интеракционизм исходит из того, что люди в процессе интеракции не просто реагируют на действия друг друга, а интерпретируют их. Реакция на действия основывается на значении, которые индивид придает действиям другого. Этнометодология изучает и интерпретирует действия людей из равных социальных групп, страт, общно-

стей. Семья рассматривается как малая группа, связанная отношениями супружества, ро-дительства, родства. В центре внимания находится межличностные отношения, жизненный цикл семьи, система мотиваций. Современная семья, характеризуется ослаблением и сужением ряда своих функций, таких как экономическая, воспитательная, рекреационная и др., которые начинает выполнять государство и общественные институты. Утрата семейных ценностей приведет, как считал известный американский социолог русского происхождения П. Сорокин, к дезорганизации социальной жизни, падению рождаемости, ухудшению здоровья, росту преступности. По его мнению, необходимо изменить семейные отношения, перейти от «брачных контрактов к основанным на доброй воле и религии фамилистическим отношениям».

Другой американский исследователь А. Карлсон придерживается позиции ряда специалистов, утверждающих, что современный институт семьи находится в кризисе. Предпосылки этого были заложены еще в первой половине XX века: подъем промышленной экономики и ориентация на индивидуальную зарплату, ориентация государства на выполнение отдельных функций семьи (образование, воспитание, экономическое обеспечение и др.). Во второй половине XX века произошли существенные изменения в других сферах, которые способствовали дальнейшему кризису семьи: официальная кампания правительства против рождаемости (США), утрата общинных связей, ослабление влияния традиционных религиозных догм [3].

Основных моделей брака несколько: полигамия-моногамия, брак мусульманский и христианский, первый — повторный, договорной — по выбору брачующихся, гражданский — неформальный, моногамный единственный — и моногамный серийный. Помимо них существуют и другие брачные варианты, включая однополый брак, о котором упоминается лишь вскользь, что свидетельствует

~ 23 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

о слабой изученности данного феномена в российском социогуманитарном знании и существующем, мягко говоря, сдержанном отношении к нему в общественном и научном сознании на территории постсоветских государств [4]. Последний освобожден от разного рода условностей, от необходимости следования устаревшим культурным обрядам и обычаям, от многовековых социальных ожиданий определенной публичности в процедуре выбора брачного партнера и последующего устройства приватной жизни, а значит и от социальной ответственности индивида за собственный интимный выбор и его последствия — личностные, брачно-семейные, общественные. Человек выбирает подходящий ему вариант супружества самостоятельно, и его выбор зависит как от объективных, так и от субъективных факторов. К первому типу факторов, которые не зависят от общественного сознания, относятся тип семейного и общественного воспитания, доминирующая в обществе культура, процессы глобализации, меняющие представление о мире и о себе, трансформирующие не только институциональные признаки брака, семьи, но и их личностное восприятие и оценку. Второй тип факторов, исходящий от сознания личности, предопределен ее социальными интересами и потребностями, установками и ценностями, представлениями о должном и сущем, ментальными личностными характеристиками. Современный институт семьи в европейских странах, в США и России, по мнению многих специалистов, не просто изменяется, он подвержен модернизации. Под модернизацией понимается «процесс социокультурных изменений, связанных с переходом от традиционных, жестко контролируемых ценностей и стереотипов к базисным ценностям, определяемым личностной автономией, предпочтениями и отношением к происходящим переменам» [4]. Стабильность брака, по мнению ряда отечественных специалистов, определяется «устойчивостью межличностных отно-

шений между супругами», определяемой удовлетворенностью/неудовлетворенностью следующими потребностями: потребностью в эмоциональном общении, ощущении собственной важности, взаимопомощи и взаимоподдержки. Неустойчивость брака является в данном случае результатом конфликта потребностей супругов. Модернизация брака и семьи также означает переход от традиционной (патриархальной) модели семьи к разнообразным семейным формам, в т. ч. нереги-стрируемым отношениям. Внешний контроль за семьей сменяется внутрисемейными способами решения проблем. Западные специалисты при характеристике устойчивых семейных отношений между мужчиной и женщиной используют термин «партнерство», который включает так регистрируемый, так и нереги-стрируемый браки. Брак как психологическое отношение между полами включает в качестве обязательного условия как саму по себе нравственность, так и избирательность индивидуальной эротической любви. Только такая любовь делает брак нравственным и следовательно, социальным по своей природе, способным стать основой репродуктивной функции семьи. Супружеский и родительский долг, ответственность определяют характер взаимоотношений между членами семьи: мужчиной и женщиной, отцом-матерью-ребенком. За последние десятилетия в брачно-семей-ных отношениях завершается переход от авторитарного типа семьи, основанного на главенстве мужчины, к демократическому типу семьи с равными правами и обязанностями. Принципиально изменились функции современной семьи: главенство и лидерство в семье, распределение прав и обязанностей, участие мужчин в ведении домашнего хозяйства, воспитании детей и уходе за ними, размер семьи, планирование числа рождений в семье. В брачных отношениях специалисты стали уделять особое внимание такому понятию, как супружество. Супружество — это личностное взаимодействие мужа и жены, регу-

~ 24 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Шавалеева А.Р. К вопросу о проблеме формирования культуры супружеских отношений...

-----

лируемое моральными принципами и поддерживаемое присущими ему ценностями. Здесь подчеркивается неинституциональный характер связи, свойственный супружеству; равноправие и симметричность нравственных обязанностей и привилегий обоих супругов. Общение является единственным средством, которым могут пользоваться супруги для того, чтобы создать и поддерживать между собой близость, сопричастность и понимание. По мнению В.М. Целуйко, основой культуры супружеского общения между супругами является отношение к партнеру как к равному себе. Л.Д. Столяренко и С.И. Самыгин отмечают, что для эффективной коммуникации характерно достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения [3]. Э.Г. Эйдемиллер заметил, если трудности общения приобретают хронический характер, возникает так называемая «коммуникативная проблема» [4]. Причинами неудовлетворительной коммуникации молодых супругов могут быть стереотипы; «предвзятые представления»; плохие отношения между супругами; отсутствие внимания и интереса у супругов друг к другу; пренебрежение фактами; ошибки в построении высказываний; неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность; неверный выбор стратегии и тактики общения. Межличностные отношения в молодой семье характеризуются психологической близостью, взаимной авторитетностью партнеров, положительной эмоциональной окрашенностью. Они обладают наибольшим потенциалом значимости, осо-знаваемости своего существования, что приносит удовлетворение партнерам по общению. Л.Я. Гозман подчеркивает в межличностных отношениях три ипостаси: эмоцию, имеющую своим предметом другого человека, аттитюд на другого человека и эмоциональной компонент межличностного восприятия [5]. Следовательно, формирование межличностной коммуникации на основе культу-

ры супружеских отношений в современной семье должно быть одной из приоритетных задач молодых супругов с целью профилактики конфликтов. Е. Короткова как одну из причин распада семьи называет причину неспособности выстраивать отношения, что в свою очередь отражает недостаточный уровень культуры супружеских отношений, обусловленный незнанием способов эффективного общения, в том числе слушать и слышать партнера, получать и давать обратную связь, сообщать о своих чувствах и желаниях, отражать чувства партнера и т. д. Результаты исследования показывают, что основными проблемами функционирования современной семьи являются вопросы межличностных отношений супругов, отражающих невысокий уровень культуры супружеских отношений [6].

Еще совсем недавно считалось, что молодой человек по достижении определенного возраста уже полностью готов к созданию семьи. Однако в настоящее время, когда произошла переоценка ценностей, ломаются стереотипы в сознании людей, резко изменились условия жизни большинства российских семей, приобретает новое содержание проблема готовности молодежи к семейной жизни и браку. Очевидно, что специальная психолого-педагогическая, медико-социальная подготовка к семейной жизни является настоятельной потребностью. Именно на начальном этапе, в период стадии супружества легче не только распознать и предотвратить разрушительные тенденции в отношениях, но и помочь согласовать внутрисемейные ценности, заложить прочный фундамент эффективных норм и правил поведения, выстроить верные ориентиры в развитии будущей семьи у молодоженов, сформировать культуру супружеских отношений. В связи с этим, актуализируется проблема планомерной подготовки молодежи к семейной жизни, которая является настоятельной потребностью для современного социально-педагогического пространства, и очевидным является факт, что

~ 25 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

огромная роль в решении данной проблемы принадлежит не только системе образовательных организаций, но и системе социально-культурных учреждений.

Подготовка молодежи к семейной жизни представляет собой комплекс всесторонних взаимодействий с родителями, педагогами, сверстниками, со средствами учреждений культуры и массовой информации. В результате которых происходит формирование культуры супружеских отношений на основе осознания особенностей брачно-семейных отношений, развития соответствующих чувств, формирования представлений, взглядов, убеждений, качеств и привычек, связанных с готовностью к браку и семейной жизни.

ЛИТЕРАТУРА

1. Столяренко Л.Д. Социальная психология. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

2. Парсонс Т. Современное состояние и перспективы систематической теории в социологии // Современная западная теоретическая социология. М.: ИНИОН РАН, 1994.

3. Целуйко В.М. Психология современной семьи. М.: ВЛАДОС, 2006.

4. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 1999.

5. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.

6. Короткова Е. Развод: катастрофа или возможность? // Мы и мир. 2007. № 10.

TO A QUESTION ON THE ISSUE OF CREATING A CULTURE OF MARITAL RELATIONS IN THE PHILOSOPHICAL, PSYCHOLOGICAL AND EDUCATIONAL AND CULTURAL LITERATURE

A.R. Shavaleeva

Kazan state Institute of Culture Kazan, Russia

Annotation. The article deals with the state of a problem of formation of culture of marital relations in the scientific literature as a factor of strengthening and stabilizing the family, the most important social institution. It is noted that the formation of interpersonal communication on the basis of the marital relationship of culture in the modern family should be a priority for the young couple for the purpose of conflict prevention. Makes it relevant to the conclusion about the necessity of forming a culture of marital relations is not only in education but also in other social and cultural institutions.

Key words: culture of marital relations, the family as a social institution and a small group, family values, stability and modernization of marriage.

REFERENCES

1. Stolyarenko L.D. Sotsial'naya psikholo-giya. Rostov n/D, Feniks, 2009.

2. Parsons T. Sovremennoe sostoyanie i per-spektivy sistematicheskoi teorii v sotsiologii. Sovre-mennaya zapadnaya teoreticheskaya sotsiologiya. Moscow, INION RAN, 1994.

3. Tseluiko V.M. Psikhologiya sovremennoi sem'i. Moscow, VLADOS, 2006.

4. Eidemiller E.G. Psikhologiya i psikhotera-piya sem'i. St. Petersburg, Piter, 1999.

5. Gozman L.Ya. Psikhologiya emotsional'-nykh otnoshenii. Moscow, 1987.

6. Korotkova E. Razvod: katastrofa ili voz-mozhnost'? My i mir, 2007, no. 10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.