УДК 37.018.1
А.Р.Шавалеева
КУЛЬТУРА СУПРУЖЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ - ОСНОВА СТАБИЛЬНОСТИ СОВ РЕМЕННЫХ БРАКОВ
В статье обозначены основные составляющие культуры супружеских отношений, подчеркивается их значимость в формировании семейных отношений. Рассматриваются причины, оказывающие решающее влияние на формирование нового типа супружеских отношений, выделяются этапы жизненного цикла в развитии супружеских семейных отношений, каждый из которых ставит перед супругами определенные задачи, обозначаются факторы, осложняющие и поддерживающие развитие супружеских семейных отношений.
Рассмотренные автором качества идеальной семьи в статье представлены в виде диагностических признаков культуры супружеских отношений, структурными компонентами которой являются: мотивационно-цен-ностный, развивающий, нравственно-этический, поведенческий.
Ключевые слова: культура супружеских отношений, нравственная, психологическая, сексуальная и бытовая культуры партнеров, стабильность и нестабильность современных браков.
Shavaleeva Albina CULTURE OF MARITAL RELATIONS AS THE BASIS OF MODERN MARRIAGE STABILITY
The article outlines the main components of marital relations culture, their importance in the formation of family relations are emphasized in the paper. The article considers the reasons that affect the formation of a new type of marital relations, the stages of the life cycle in the development of the marital family relationships. Each stage sets the certain problems before the spouses, indicates the factors that complicate the development and support of marital family relations.
The ideal family features are given in the form of diagnostic signs of marital relations culture in the article. Their structural components are motivational and evaluative, developmental, moral and ethical, behavioral.
Keywords: culture of marital relations, moral, psychological, sexual and domestic culture of partners, stability and instability of modern marriage.
Когда двое влюбленных решают связать свою судьбу, они меньше всего думают о том, насколько подходят друг другу. Но постепенно выясняется, что в совместной жизни многое зависит не только от взаимности любви, но и от нравственной, психологической, сексуальной и даже бытовой культуры партнеров.
Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через нравственные качества супругов, свидетельствующие об их любви: доброту, заботу о близком человеке, ответственность за него, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются и «обречены» быть вместе люди совершенно разные - из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами.
Психологическая культура наряду с определенными моральными качествами способствует формированию и совершенствованию гармоничных отношений между супругами в процессе их общения. Психологическая культура требует, не ломая и не «перевоспитывая» друг друга, уважать индивидуальность другого и приспосабливаться друг к другу в различных семейных ситуациях. [1]
Сексуальная культура супругов предполагает наличие чувственного влечения, уважение и понимание желаний партнера умение и готовность удовлетворить их, психологическую раскрепощенность и доверие в интимные моменты.
Бытовая культура семейных отношений базируется на проблемах семейных конфликтов, заключается не в том, что их не должно быть (это не реально), а в том, чтобы правильно, с этической точки зрения, воспринимать их, и достойно выходить из них, для чего необходимы знания о причинах их возникновения, правилах поведения в их рамках и путях выхода из конфликтов.
На формирование нового типа супружеских семейных отношений в российском обществе решающее влияние оказало широкое и активное участие женщин в общественном производстве, повышение уровня образования женщин, равные права с мужчиной во всех областях общественно - политической жизни. Женщина наравне с мужчиной получила экономическую самостоятельность, возможность содержать себя и детей. Она стала так же, как и мужчина, кормилицей семьи, поэтому появляется чувство независимости, самостоятельности и собственного достоинства, которое играет несомненную роль в построении взаимоотношения с супругом.
Доминирование в семье, по некоторым утверждениям, зависит от временного фактора: в первые годы супружеской жизни рычаги власти сосредоточены в руках жены, а после двадцати лет совместного проживания они постепенно переходят к мужу. Это обусловлено тем, что в начале супружеской жизни женщина знает, что она привлекательна, поэтому не ценит семейной жизни, ей кажется, что у нее много шансов. Кроме того, молодые семьи чаще поддерживают родители жены, что порождает у неё иллюзию материальной независимости от мужа. На этом основании она часто формулирует ультиматумы, а муж не выполняет или выполняет их. Весомым рычагом женского доминирования и манипулирования человеком является ребенок. После двадцати лет совместного проживания супруг приобре-
тает материальную независимость, становится возмужалым и более ответственным за свою семью.
В развитии супружеских семейных отношений выделяется несколько этапов жизненного цикла, на каждом из которых перед супругами стоят определенные задачи. Их успешное решение создаёт условия для устойчивого развития супружеских семейных отношений и перехода супругов в новое качество с новыми задачами и потребностями. Ригидный или дисфункциональный стиль взаимоотношений в семье увеличивают вероятность того, что даже нормальные семейные изменения будут переживаться как кризис и вести к разрушению.
Любовь как основа брака не терпит ни малейшей фальши. Как ни странно, но абсолютная гладкость и вежливость отношений между супругами не только не является гарантией прочного чувства, но может говорить об обратном - об отсутствии любви. Любящие люди могут спорить, обижаться, возмущаться, у них могут быть разногласия. Но всё это должно выражаться в таких формах, которые не унижали бы и не оскорбляли другого. Отношения любящих должны строиться на равноправной и здоровой основе. Как правило, женщина является вдохновительницей в семье, а мужчина должен быть активным творцом, что поможет им обоим выполнить задуманное.
Чем отличаются дружные семьи от не дружных? Прежде всего, степенью взаимоприспособления супругов. В дружной семье постепенно сближаются их потребности, интересы, желания и намерения. Интересы мужа становятся интересами жены, и наоборот. В конфликтном браке крайняя автономность двух "Я" сохраняется. Потребности, желания и намерения обоих супругов часто противопоставлены, а процессы сближения двух "Я", взаимоотождествления мужа и жены идут очень медленно. Когда любовь между супругами постепенно угасает, не переходит в прочную супружескую дружбу, не устанавливается взаимопонимание, взаимная психическая поддержка, растет замкнутость и отчужденность. Порой, часто теряется взаимное уважение, наблюдается рассогласование стремлений в сфере домашних дел и накапливаются отрицательные чувства, эмоции по отношению друг к другу, которые значительно превышают положительные эмоции. Иногда бывает, особенно у молодых пар, что растет непозитивная адаптация особого рода. Суть ее - в чрезмерном привыкании супругов друг к другу и потере необходимой дистанции, стыдливости, забвении супружеской любви [6].
Осложняющим фактором может быть очень различие в интеллектуальном развитии, в уровне образования и культуры. В первые годы брака это не так остро чувствуется из-за молодости супругов, страстной физической любви, половой гармонии и сексуальной удовлетворенности. Впоследствии это различие, если не сгладится, будет мешать. Правда, брак при различии в интеллектуальном развитии может быть и прочным, если есть хороший материально-финансовый базис, и сложились отношения друг с другом, оба любят детей и т. п.
Нестабильность современных браков иногда интерпретируется с точки зрения кризиса семьи как социального института. Подобная точка зрения, весьма распространенная среди зарубежных ученых («такой глубоко укоренившейся и неизменной системе человеческих отношений, как семья, - писал еще в 1942 году один зарубежный исследователь, Жорж Жан Шевич, - не хватает гибкости, чтобы приспособиться к основным, проникающим всюду экономическим изменениям»), к настоящему времени в более или менее завуалированной форме проникла и на страницы наших газет и журналов и нашла свой отклик у молодого поколения. Однако ее несостоятельность лучше всего иллюстрирует тот факт, что семейные союзы отнюдь не утратили, а напротив, упрочили свою привлекательность в глазах нынешних мужчин и женщин.
Повысившуюся нестабильность современной семьи с этой точки зрения следует рассматривать как свидетельство того, что люди с каждым годом все меньше согласны мириться с браком, который они признали неудачным. Юноши и девушки должны понять, что стабильность семьи, будучи необходимым условием культуры семейных отношений, никогда не может считаться достаточным его условием, и то, что ранее разводов было меньше, следует интерпретировать не с точки зрения больших внутренних сил притяжения мужа и жены друг к другу, а в плане каменно-прочных внешних сил сплочения семьи, заставляющих супругов «век бедовать вместе».
Выводы, переведенные на доступный, лишенный корреляций, регрессий и статистических факторов язык, позволяют нарисовать довольно точный «портрет» счастливой пары, который к тому же может послужить прекрасным методическим материалом для изучения этой проблемы.
Муж в этой семье лишь на несколько лет старше жены, но более образован. В брак супруги вступили по любви, стремясь к нежности и ласке, желая иметь детей и свой дом. Жилищные условия в первые годы брака были чуть лучше, чем у большинства. С самого начала отказались от опеки родителей. Сейчас своим достатком вполне удовлетворены. Совместно планируют расходы, причем относительно мало расходуют на собственные личные нужды. Домашнее хозяйство ведут поровну, считают, что это их связывает, но взаимно обеспокоены тем, что другой слишком загружен домашней работой. Весьма умеренны в курении и употреблении спиртных напитков. Имеют двух детей (если одного, то хотят не
меньше двух). Не расходятся во взглядах на воспитание и высоко оценивают друг друга как семейных педагогов [2].
Досуг предпочитают проводить только вместе и вполне удовлетворены им. Если же случается отдыхать порознь, обязательно информируют друг друга о том, что делали, и выражают озабоченность загруженностью партнера. Удовлетворены своей внешностью, констатируют сходство характеров, с самого начала брака ответственны перед другим и повышенно требовательны к себе. Иногда конфликтуют--в основном из-за воспитания детей, загруженности и неаккуратности друг друга, но с каждым годом все реже и реже. Вообще считают, что за годы брака стали невозмутимыми, уравновешенными и... доверчивыми. Жена дорожит общественным положением и образованием мужа, считая их высокими. Муж в свою очередь вполне доволен внешним обликом жены. Оба супруга находят друг друга такими же привлекательными, как и раньше, и вообще взаимно считают друг друга весьма похожими на юношеские идеалы. [4]
До сих пор взаимно признаются в любви. Не жалуются на привычки другого, взаимно поддерживают друг друга во всех начинаниях. Обладают высокой культурой общения, уравновешенны, взаимо-уступчивы, честны, тактичны, нежны, ласковы и доверчивы. Почти не критикуют друг друга. Не ревнивы и не мелочны, умеют сочувствовать и сопереживать, поддерживать друг друга в трудных ситуациях. Доброжелательны и отзывчивы на горе и заботы партнера. В то же время хорошо умеют разделить с ним радость. Взаимно удовлетворены интимными отношениями. Уверены в порядочности другого и не испытывают с его стороны никаких подозрений.
Все выше перечисленные качества идеальной семьи можно представить в виде диагностических признаков культуры супружеских отношений, структурными компонентами которой являются: моти-вационно-ценностный, развивающий, нравственно-этический, поведенческий. [5]
Мотивационно-ценностный компонент культуры супружеских отношений включает в себя се-мейно-ценностные ориентации, определяющие отношение, с одной стороны, к семейной жизни, с другой к себе как семьянину. В соответствии с концепцией отношений В.Н.Мясищева и Н.Н.Никитиной, ценностные ориентации мы рассматриваем как избирательные отношения личности к различным сторонам объективной действительности.
При формировании ценностных ориентаций личности формируются социально-позитивные, ценностно-смысловые отношения к семье, её субъектам, различным аспектам семейной жизни, важного для личности как субъекта данной сферы жизнедеятельности.
Исходя из этого, мотивационно-ценностный компонент характеризуется:
- сформированностью ценностных ориентаций на семью (осознанием семьи как ценностного социального института, осмыслением значимости внутрисемейных отношений, личностным осмыслением ценностей семейной жизни);
- наличием интереса к проблемам семейного воспитания, к самообразованию в сфере семьеве-дения.
Основой ценностного отношения личности к семье являются предоставленные ею возможности в реализации многих личностных потребностей: включенности в социальную группу, во взаимопонимании и поддержке, в безопасности в интимном межличностном общении, в самореализации, в отцовстве, в материнстве и др. Ценностное отношение к семье с точки зрения социума обусловлено её ролью в поддержании нормального функционирования общества и, прежде всего, в формировании будущих поколений.
Под ценностными ориентациями на семью мы будем понимать терминальный аспект: выбор семьи в качестве терминальной ценности в ряду других ценностных объектов, рассматриваемых как жизненную цель, к достижению которой надо стремиться, обусловленной социальными, культурными, экономическими условиями, в которых происходит социализация личности, и преломленной в индивидуальном сознании в соответствии с индивидуальными личностными характеристиками. Формирование ценностного отношения к семье у личности имеет особое значение, так как способствует пониманию тенденций изменения общественного сознания в сфере брачно-семейных отношений и позволяет определить духовный потенциал личности с учетом расширения её кругозора и, следовательно, увеличения свободы выбора.
Ценностные ориентации на семью формируются в процессе присвоения социальных ценностей, преломляясь через индивидуальные личностные характеристики, и непосредственно связаны с по-требностно - мотивационной сферой человека. Формирование ценностного отношения к семье осуществляется под действием различных объективных и субъективных факторов социализации: отношение к семье в обществе, пол, возраст, модель взаимоотношений в родительской семье, социальная принадлежность, брачный статус, индивидуальные личностные особенности и т.д. Изучение факторов, влияющих на положение семьи в системе ценностных ориентаций личности, будет способствовать
лучшему пониманию механизмов формирования системы ценностных ориентаций на семью. Ценностное отношение к семье противоречиво и фрагментарно. Кроме того, во время формирования ценностных ориентаций личности созревают когнитивные личностные предпосылки.
Развивающий компонент культуры семейных отношений является теоретической основой для формирования будущего семьянина. В качестве теоретической основы выступает совокупность знаний, которая состоит из:
- основ культуры семьи с учетом национально - региональных особенностей, включающих в себя основные научные понятия (семья, брак, любовь, культура семейных отношений и др.)
- ценностно-ориентирующих знаний (понимание роли, ценности и места семьи в жизни человека и общества, сформированность системы семейных ценностей с учетом национальных и религиозных традиций, общечеловеческих ценностных ориентаций и др.);
- социально-правовых знаний (знание законодательства по вопросам семьи и брака, готовность выполнить гражданский долг по созданию полной и здоровой семьи, проявить заботу и ответственность за будущее страны, ответственность родителей за воспитание детей);
- психолого-педагогических знаний (знания, необходимые в будущем для обеспечения рождения здоровых детей их нормального развития и воспитания, психология взаимоотношения полов и др.);
- знание физиологических особенностей (возрастные особенности, анатомо-физиологические особенности женщин и мужчин, половые отношения в семье и др.);
- хозяйственно - экономических знаний (распределение обязанностей между членами семьи, бюджет семьи и его структура, доходы и расходы семьи, основы рационального ведения домашнего хозяйства, в том числе рационального питания и т.п.);
- этических знаний (нравственные понятия, относящиеся к брачно-семейным отношениям, знание норм поведения в обществе и семье и др.).
Нравственно-этический компонент культуры семьи выделен нами в связи с тем, в связи с тем, что процесс общения субъектов взаимодействия (даже при диалогическом общении) может носить противоречивый, конфликтный характер. Человеческой культурой разрабатываются механизмы защиты в виде нравственных норм, принципов, правил, позволяющих решать конфликты, достойными человека способами. Их важно знать и использовать любому человеку не только в общественной, но и семейной жизни.
Мы убеждены, что в основе формирования нравственной культуры личности лежит воспитание гуманности и культуры поведения, так как «воспитание гуманности как совокупности нравственно -психологических свойств личности, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности, формируется в процессе взаимоотношений с другими людьми. Она раскрывается в проявлении доброжелательности и дружелюбия; готовности прийти на помощь другому человеку, внимательности к нему; в рефлексии - умении понять другого человека, поставить себя на его место; в эмпатической способности к сочувствию, сопереживанию; в толерантности - терпимости к чужим мнениям, верованиям, поведению». [3]
Поведенческий компонент культуры семьи рассматривает наличие практических умений и навыков, обеспечивающих хозяйственно - экономическую функцию семьи и удовлетворение её материальных потребностей.
Хозяйственно-экономическая функция связана с домашним трудом и семейным обслуживанием, являющиеся непременными элементами жизнедеятельности современной семьи. Объективная необходимость ведения домашнего хозяйства сегодня и в будущем связана с удовлетворением усложняющихся индивидуальных потребностей семьи. Хозяйствовать, быть хозяином, хозяйкой - значит управлять хозяйством, распоряжаться последовательностью домашних работ, держать домашний порядок. Труд в домашнем хозяйстве объективно необходим и общественно полезен. Обесценивание роли хозяйки и хозяина в доме наносит немалый вред семье и обществу. Современная молодежь все более ориентирована на подготовку к выполнению профессиональных функций, выдвигая на второй план освоение хозяйственно-практических умений и навыков, необходимых для семейной жизни.
Поэтому проблема брака и семьи для молодежи актуальна. Молодые люди должны относиться к браку ответственно, понимая, что супружеские отношения сопряжены не только формально узаконенным регулярным сексом, но и с определенной ответственностью. Поэтому необходимо осознание молодежью того факта, что при вступлении в брак достаточно высокий уровень культуры супружеских отношений будет способствовать его стабильности.
К сожалению, в настоящее время отсутствует как специальный предмет, так и система междисциплинарных связей по данному направлению. Исключение составляют лишь несколько образовательных организаций, практикующих курс «Семьеведение». В планах внеучебных занятий образовательных учреждений, запланированные мероприятия носят поверхностный характер и сводятся к ис-
пользованию таких форм, как беседы о здоровом образе жизни, о вреде курения, о нормах поведения в общественных местах и т.п. Беседы на морально-этические темы используются реже, а беседы, включающие знания о семье, ее социальных функциях, условиях здорового рождения и воспитания детей, культуры супружеских отношений практически отсутствуют. Выпускники образовательных организаций имеют довольно слабую и теоретическую, и практическую подготовку к семейной жизни. Задача социально-культурных учреждений - восполнить этот пробел.
Литература
1.Дымнова, Т.И. Психология семейного образа жизни. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 144с.
2. Ивлева, В.В. Психология семейных отношений. - М.: Современная школа, 2009. - 352 с.
3. Масленникова, В.Ш. Современная идеология воспитания студентов средних профессиональных учебных заведений. - Казань: ИСПО РАО, 2002. -36с.
4. Родионов, В.В. Общекультурное развитие как составляющая непрерывного образования взрослых / В.В. Родионов / / Вестник Института социологии. - 2012. - № 4. - C. 158-165.
5. Шрайдер, Я.Р. Семейные расстановки. Основные принципы и способы действий. - М.: Институт консультирования и системных решений, 2009. -191с.
6. Эйдемиллер Э.Г. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер,1999.656 с.
УДК: 069: 001.12
Рафаэль М.Валеев, О.Е.Шелковская
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ МУЗЕЙНОГО ФОНДА ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА
«КАЗАНСКИЙ КРЕМЛЬ»
Проанализирован коллекционный потенциал Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль» и на его основе предложена концепция комплектования музейного фонда этого учреждения, созданная в 1994 г. и ставшего одним из механизмов по основанию 1000-летия г.Казани и включению Казанского Кремля в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Основой концепции стали атрибуты Выдающейся универсальной ценности и критерии этого объекта, признанные Комитетом Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2000 г. в г.Кернсе, Австралии. Определены принципы, направления, темы и формы комплектования.
Ключевые слова: музейный фонд, Музей-заповедник «Казанский Кремль», Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, комплектование, принципы, темы и формы.
Rafael Valeev, Olga Shelkovskaya CONCEPTUAL FOUNDATIONS OF MUSEUM ACQUISITION FUND THE OBJECT OF THE UNESCO WORLD HERITAGE MUSEUM-RESERVE "KAZAN KREMLIN"
The article examines the collector's potential of State historical, architectural and art museum-reserve "Kazan Kremlin". Based on the analysis, the authors suggest new approach to museum fund acquisition. Kazan Kremlin museum -reserve was established in 1994 and became one of the tools for the justification of Kazan Millennium and the inclusion of Kazan Kremlin into the List of the World Heritage of UNESCO. This approach is based on the attributes of Outstanding Universal Value and criteria of the site, accepted by the UNESCO World Heritage Committee in 2000 in Cairns, Australia. The principles, directions, topics and forms of museum fund acquisition were also defined.
Key words: museum fund, museum-reserve "Kazan Kremlin", List of the World Heritage of UNESCO, acquisition, principles, topics and forms.
Музей-заповедник «Казанский Кремль» создан в 1994 году Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в целях комплексного сохранения археологического, архитектурного, историко-культурного наследия, подготовки и обоснования 1000-летия г. Казани. В 2000 году комплекс Казанского Кремля включен в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Му-зеефикации памятников Казанского Кремля началась с 2005 года открытием Центра «Эрмитаж-Казань» в здании бывшего Юнкерского училища.
В настоящее время музей-заповедник «Казанский Кремль» включает в себя несколько разнопрофильных музеев, расположенных в зданиях - памятниках на территории Кремля: музей исламской культуры в мечети Кул Шариф, музей государственности татарского народа и Республики Татарстан в здании быв. Дворцовой церкви, музей естественной истории в здании быв. Юнкерского училища, музей пушечного двора в южном ризалите и кордигардии, музей истории Благовещенского собора в Благовещенском соборе и Кремлевский выставочный зал «Манеж». Первая музейная экспозиция была создана в 2006 году.
Формирование собрания музея-заповедника «Казанский Кремль» началось с 2004 года, когда была приобретена первая коллекция бытовых предметов конца XIX-начала XX в. Комплектование музейных коллекций в этот период не было ни систематическим, ни тематическим. Особенностью формирования музейного фонда на первом этапе была подчиненность комплектования задачам создания музейных экспозиций.