2016, том 18 [4]
—--—
УДК 615.26:615.415.3:616-003.214
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ФАКТОР ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ДЕТЕЙ
В. И. Гам
Автономная некоммерческая организация дополнительного образования «Сибирский институт непрерывного дополнительного образования» г. Омск, Россия, 644043
Аннотация. В статье актуализируется исследование проблем взросления современных детей. Подчеркивается, что проблемы взросления ребенка находятся в ситуации семьи с высокой социальной неопределенностью и характеризуются рядом негативных тенденций. Междисциплинарная образовательная программа внеурочной деятельности в школе «Я и мой Дом» может стать фактором организации совместной деятельности детей и взрослых: во-первых, за счет организации семейных проектов по восьми междисциплинарных направлениям и утверждения в детской среде позитивных моделей проектирования собственной жизненной траектории; во-вторых, за счет содержания программы, повышающей престиж дома, семьи, отцовства и материнства, сохранение и укрепление традиционных семейных ценностей.
Ключевые слова: взросление, характеристики взросления, междисциплинарная образовательная программа.
Постсоветская Россия характеризуется либеральной демократией, новой социальной стратификацией, сложной диверсифицированной экономикой и деформацией социальных систем. Семья как социальная система, должна нести свою природу, статус, специфику передачи практики цивилизации человечества и культуры, уверенно вписывается в общее кризисное состояние более крупных систем. Это проявляется в изменении уклада жизни семьи и культурных норм, распространении
новых способов построения семьи и общения внутри нее, что влечет деформированные возможности взросления, социальные риски для детей, проблем взросления и социализации [4]. Общеизвестно, что семья влияет на ребенка на протяжении всей жизни, и если с возрастом это влияние ослабевает, то не утрачивает своей силы до конца. Это значит, что существует некое воздействие семьи на успешность, смысловое наполнение перспектив, направленность личности. Это происходит за счет
—--—
~ 15 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4
—--—
того, что родители, ближайшее окружение, те, кто своими усилиями способствует формированию модели взросления ребенка, обеспечивают: развитие представлений о себе; наполнение смыслом основных жизненных понятий; запуск базовых механизмов самодетерминации. Фундамент, заложенный в детском возрасте в семье, в некотором смысле, формирует мировоззрения, целостную картину мира и понимание своего места в нем.
В настоящее время споры вокруг распада семьи не утихают. Само понятие «семья» стало приобретать неопределенные формы. Под семьями понимаются очень разнообразные объединения, характеризуемые совместным воспитанием детей, — мать и отец, сестры, мать и бабушка, отец и бабушка, мать и отчим, отец и мачеха, гомосексуальные пары, партнеры-друзья, ведущие совместное хозяйство и проживающие вместе, бабушка и дедушка и другие возможные комбинации [2]. Ребенок оказывается не в «ячейке общества», а в ситуации высокой социальной неопределенности, в контексте изобилия выборов идентичностей и способов жизни, в условиях «межпоколенческого контракта» — «я тебя не трогаю, а ты не мешай мне жить» [2]. По мнению социологов, взросление в такой ситуации является сложным конструктом, постепенно трансформирующимся образованием, переходом из одного состояния в другое. Возникает вопрос: как именно в этой ситуации хотят взрослеть молодые люди? Многочисленные исследования показывают явления, противоречащие друг другу:
♦ У молодых людей преобладает тенденция в желаниях иметь «все и сразу», нормальным считается возраст, когда это происходит 17—18 лет. Глядя на лица водителей дорогих иномарок, это начинает казаться нормой. Получается, что путь взросления по-
следовательный и поступенчатый не вполне привлекателен.
♦ С другой стороны, у молодых людей наблюдается желание быстрее повзрослеть и перескочить все «лишние» преграды на пути к бонусам самостоятельного взрослого [1], все советы родителей, жизнь многих из которых стала цепочкой неудач и неоднократно продемонстрировала свою несостоятельность.
♦ При этот существует теория о преувеличиваемой дистанции между молодежью и взрослыми, что, казалось бы, должно предполагать и увеличение пути достижения взрослости, т.е. растяжение взросления. Это совпадает с теорией «удлинения молодости», исходящей из того, что сегодня молодые люди дольше не становятся взрослеть, потому что находятся на полном обеспечении родителей, не наделяются отягащающими их обязанностями [1].
♦ Рассогласование в восприятии временных этапов — еще одна характеристика, по которой целесообразно говорить об особенностях отношений в семье. Для молодежи старые времена — это времена довоенные, послевоенные, времена дедушек и прадедушек, воспитанных на сталинской идеологии, и здесь же времена их родителей. То есть время молодости родителей, дети относят в восприятии к очень далекой эпохе, где нет кока-колы, джакузи, гаджетов.
♦ Неадекватность процесса коммуникации между поколениями, его можно охарактеризовать как процесс взаимных упреков и констатации взаимных разочарований, маркирующих дистанцию взросления.
♦ Ассоциация у молодых людей взрослости с определенными рамками и ограничениями. Взрослые ценят эти рамки как проявления достоинств и добродетелей, а молодежью они воспринимаются как ограничители развития, движения.
—--—
~ 16 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Гам В.И. Междисциплинарная программа внеурочной деятельности как фактор организации...
—---
Все это говорит о продолжающемся отдалении ребенка от семьи, о том, необходим поиск того, что делает каждый возраст самоценным. И что должны быть сделаны пробы связать ценности настоящего с прошлым и будущим. По нашему мнению, школа и семья, объединившись, могут повысить свой воспитательный потенциал за счет междисциплинарной образовательной программы внеурочной деятельности в школе «Я и мой Дом», которая реализует стратегию развития воспитания, основные направления работы в связи с проводящейся структурной модернизацией общего образования, повышением требований к школам, качества их работы на институциональном, региональном и государственном уровнях.
Основными направлениями междисциплинарной образовательной программы внеурочной деятельности в школе «Я и мой Дом» станут:
— «Проектирование, моделирование, архитектура дома» (технология, искусство, информатика);
— «Техника и технология» (технология, математика, естественнонаучные предметы);
— «Экология дома» (математика, информатика, естественнонаучные предметы);
— «Я и люди» (филология, общественно-научные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России);
— «Семейная экономика и основы финансовой грамотности» (общественно-научные предметы, математика, информатика);
— «Истоки» (общественно-научные предметы, основы духовно-нравственной культуры народов России);
— «Здоровье и безопасность» (физическая культура, ОБЖ, естественнонаучные предметы);
— «Хобби и карьера» (все предметы).
Программа может быть реализована в образовательной среде школы и ближайшем социуме, на уроке и во внеурочное время,
в т.ч. в рамках проектной деятельности школьников (индивидуальной, групповой, семейной). Формы работы со школьниками: вариативные учебные курсы; интегративные и междисциплинарные курсы; популярные лекции специалистов и ученых; семейные исследования, семейные выставки; семейные интеллектуальные игры. Возможные варианты семейных проектов, разрабатываемых детьми и подростками совместно с их родителями: «Макет моего будущего дома», «Озеленение комнаты», «Животное в доме» («Воспитай друга»), «История моей семьи», «Полезные продукты», «Домашние помощники» («Техника в доме», «Умный дом», «Семейный архив», «Национальный праздник». Программа выступит новым образовательным форматом, в результате которого школа и семья могут спроектировать деятельность по любому из направлений (семейные проекты), где ребенку предоставляется позиция деятеля, преобразователя, творца, где дети «обживают время» [3], если такая программа будет обладать двумя группами признаков содержательными и организационными. Содержательные признаки должны включать интеграцию образовательных полей объединяемых научных областей, с формированием новых отношений межпредметных, межцикловых знаний, направленных на создание междисциплинарного компонента, например, междисциплинарных модулей. Организационные признаки основываются на включении в структуру образовательной программы отдельных составляющих, выполняющих, объединительные функции: организация междисциплинарных семинаров, введение комплексной исследовательской семейной работы. Исследование эффективности междисциплинарной программы «Я и мой дом» может быть оценена как практико-ори-ентированной модели образовательно-воспитательной системы, рационально сочетающей в себе разнообразные формы семейной и индивидуальной работы.
—--—
~ 17 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 4
—--—
ЛИТЕРАТУРА
1. Веселкова Н.В. Взросление молодежи в условиях переходного общества. URL: http://do.teleclinica.ru/184643.
2. Поливанова К.Н. Практики развития: взросление в современном мире (Доклад) [Электронный ресурс] // Материалы научно-экспертного семинара «Новое детство». URL: http ://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295. shtml (дата обращения: 20.01.2014).
3. Попов А.А. Образовательное пространство: социология и технология конструирования //
Педагогика развития: институциональные переходы в сфере образования: материалы конференции. Красноярск: ИЦ Института естественных и гуманитарных наук, 2008. С. 67—76.
4. Хломов К.Д. Подросток на перекрестке жизненных дорог: социализация, анализ факторов изменения среды развития [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. № 1. URL: http://psyedu.ru/ journal/2014/1/Hlomov.phtml дата обращения: 03.03.2015 г.)
THE INTERDISCIPLINARY PROGRAM OF EXTRACURRICULAR ACTIVITIES AS A FACTOR IN THE ORGANIZATION OF INTERACTION OF PARENTS AND CHILDREN
V.I. Gam
Autonomous Nonprofit Organization of Supplementary Education "Siberian Institute of Continuing Supplementary Education" Omsk, Russia, 644043
Annotation. The research of problems of modern children's growing up, occurring in a family environment are actualized in the article. It is emphasized that the child growing up issues are in a situation of high social uncertainties and are characterized by a number of negative trends. Interdisciplinary educational program of extracurricular activities "My House and I" at school may become a factor of the organization of cooperative activities for children and adults: firstly, through the organization of family projects in eight areas of interdisciplinary and approval among children positive models of designing their own life path; secondly, due to the content of the program, increasing the prestige of the house, family, parenthood, maintaining and strengthening the traditional family values.
Key words: growing up, growing up characteristics, interdisciplinary educational program.
REFERENCES
1. Veselkova N.V. Vzroslenie molodezhi v us-lovijah perehodnogo obshhestva. Availiable at: http://do.teleclinica.ru/184643.
2. Polivanova K.N. Praktiki razvitija: vzroslenie v sovremennom mire. Available at: http ://psyjournals.ru/newchildhood/issue/56295. shtml (accessed 20.01.2014).
3. Popov A.A. Obrazovatel'noe prostranstvo: sociologija i tehnologija konstruirovanija. Pedagogika razvitija: institucional'nye perehody v sfere obrazova-nija: materialy konferencii. Krasnoyarsk, IC Instituta estestvennyh i gumanitarnyh nauk, 2008, pp. 67—76.
4. Hlomov K.D. Podrostok na perekrestke zhiz-nennyh dorog: socializacija, analiz faktorov izmene-nija sredy razvitija. Psihologicheskaja nauka i obra-zovanie, 2014, no. 1. Availiable at: http://psyedu.ru/ journal/2014/ 1/Hlomov.phtml (accessed 03.03.2015)
—--—
~ 18 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)