Научная статья на тему 'Образовательная программа «Обучение инновационной проектной деятельности» и условия ее включения в систему переподготовки режиссеров театров'

Образовательная программа «Обучение инновационной проектной деятельности» и условия ее включения в систему переподготовки режиссеров театров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
157
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ИННОВАЦИИ / СИСТЕМА ПЕРЕПОДГОТОВКИ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ТЕАТРАЛЬНАЯ РЕЖИССУРА / EDUCATIONAL PROGRAM / INNOVATION / TRAINING / PROJECT ACTIVITIES / THEATRICAL DIRECTING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

Современная система художественного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению деятелей искусства, внедрению инновационных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Стратегические аспекты развития художественного образования в современных условиях направлены на решение возможностей реализации его традиционных принципов в системе многоуровневого образования в период модернизации. В статье рассматривается организация системы переподготовки режиссеров при переходе к современным театральным проектным технологиям реализует компетентностный подход, что предусматривает развитие у студентов или слушателей способности к самостоятельному мышлению, формирования умения и навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности посредством образовательной программы «Обучение инновационной проектной деятельности» и условия включения в систему переподготовки театральной режиссуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Портнова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The educational program “Training of innovative project activities” and the conditions for its inclusion in the system of retraining of directors of the theaters

The modern system of arts education makes new demands on education and training of artists, the introduction of innovative approaches that should contribute to the replacement of traditional methods, and empower them. Strategic aspects of the development of art education in modern conditions is directed on the decision of the feasibility of its traditional principles in the system of multilevel education in the period of modernization. The article deals with the organization of the system of training of Directors during the transition to modern theatre design technology is implementing the competence approach, which involves the development of students or the students ability of independent thinking, formation of skills of using the acquired knowledge in professional activities through the educational programTraining of innovative project activities” and the conditions of inclusion in system of retraining of theatre directing

Текст научной работы на тему «Образовательная программа «Обучение инновационной проектной деятельности» и условия ее включения в систему переподготовки режиссеров театров»

2016, том 18 [12]

УДК: 046.4+792.09+7.071.1

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«ОБУЧЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» И УСЛОВИЯ ЕЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РЕЖИССЕРОВ ТЕАТРОВ

Т. В. Портнова

Российский университет дружбы народов Москва, Россия

Аннотация. Современная система художественного образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению деятелей искусства, внедрению инновационных подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей. Стратегические аспекты развития художественного образования в современных условиях направлены на решение возможностей реализации его традиционных принципов в системе многоуровневого образования в период модернизации. В статье рассматривается организация системы переподготовки режиссеров при переходе к современным театральным проектным технологиям реализует компе-тентностный подход, что предусматривает развитие у студентов или слушателей способности к самостоятельному мышлению, формирования умения и навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности посредством образовательной программы «Обучение инновационной проектной деятельности» и условия включения в систему переподготовки театральной режиссуры.

Ключевые слова: образовательная программа, инновации, система переподготовки, проектная деятельность, театральная режиссура

Введение. Структура и содержание инновационной программы включает тематический материал, начиная с понятия проекта, видов и направлений проектной деятельности, затрагивает эволюцию развития проектных и инновационных технологий в сфере искусства, а так же творчество режиссеров в сфере проектного искусства.

Методы. Метод культурно-исторического анализа в изложении тем программы позволяет рассмотреть историческую эволюцию режиссерских решений, тенденции развития постановочных технологий в театральном искусстве [6; 7]. Важное значение имеют темы, связанные с компьютерными и медиа-технологиями в сценографии как новом направлении развития постановочной

деятельности XXI в., в которых рассматривается практическое применение возможностей новых технологий в театрализованных постановках (светодиодные экраны (табло), мобильные проекционные дисплеи, адаптированные для небольших залов и концертных площадок, проекционные натяжные и туманные экраны, плазменные панели с разными диагоналями, мультифункцио-нальные световые приборы, медиа-платформы, интерактивное стекло, различные постановочные приемы, использующиеся в видео-проекциях

и др.) [3].

Типологический метод в раскрытии отдельных тем курса, позволяет систематизировать новые технологии производства и показа театрализован-

~ 86 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Портнова Т.В. Образовательная программа «Обучение инновационной проектной деятельности»...

----—

ных представлений и спектаклей по группам. Технология управления и планирования рассматривается в виде «Театрального проекта», способствующего формированию культуры организации театрального процесса с использованием информационных технологий [8], представляющих совокупность методов, производственных и программно-технологических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации.

Метод образно-стилистического анализа произведений театрального искусства дает возможность оценить художественный уровень театрализованных постановок, видеть их оригинальность [9]. Виртуальное искусство, вошедшее в современный театр в начале XXI века, внесло в театральное зрелище уникальные возможности имитации реальности, отражения жизни в трехмерном отображении места действия, трансформации времени и пространства; способствовало совершенствованию технологий создания спектакля. В современное время новые технологии применяются как для постановок, демонстрируемых на закрытых театральных площадках, так и для массовых зрелищ, проводимых в условиях открытого пространства городской среды.

Теоретическое и художественно-практическое осмысление основных аспектов постановочного процесса в современном театре [10] завершается темами, освещающими использование информационных технологий в организации театрального процесса. С одной стороны, информационные технологии позволили предоставить зрителю онлайн-трансляции мировых премьер и форму интерактивного вовлечения его внутрь театрального действия. Возможности информационной сценографии изменили организационные процессы гастрольной деятельности, позволили быстро сформировать сценическое пространство спектаклей в помещениях и на открытых площадках, внесли в спектакль зрелищную составляющую творческого замысла. С другой стороны информационные технологии в современном театре позволили сформировать новую визуальную культуру [2; 5], дополнив эмоциональную сторону традиционной графической и живописной техникой создания эскизов более подробными профессиональными характеристиками: вариативностью,

пространственной композицией, точным масштабом, обилием фактур и специальных эффектов; возможностью точного воспроизведения и передачи их в цифровом формате.

Материально-техническое обеспечение программы предполагает наличие не только специально оборудованных мультимедийных аудиторий, в которых возможно доступно и эффективно излагать необходимый теоретический материал, но и сценические площадки, позволяющие использовать на практике современные информационные образовательные технологии на всех этапах постановочного процесса: от компьютерных эскизов сценографии и 3Б макетирования до практического осуществления спектакля [1]. Так же реа-лизовывать поставленные задачи, отслеживать планируемые результаты учебно-творческой деятельности, контролировать индивидуальную, групповую, проектную и самостоятельную работу обучаюшихся.

Результаты и их обсуждение. Программа дисциплины «Проектные технологии в искусстве» составлена в соответствии с требованиями ФГОС по направлению и профилю подготовки «Режиссура театрализованных представлений» основной образовательной программы высшего профессионального образования может быть взята за основу и адаптирована в программу дополнительного профессионального образования. Требования к условиям реализации программы дополнительного профессионального образования включает в себя примерный уровень требований вступительных испытаний по программе «Проектные технологии в искусстве». Предшествующий уровень образования абитуриента — средне-специальное образование, незаконченное высшее и высшее профессиональное образование. Вступительные испытания: коллоквиум (выяснение представления о направленности и профессиональных обязанностях режиссера театра; анализ драматического произведения).

Методами и средствами организации и реализации образовательного процесса по программе могут быть:

— методы и средства, направленные на теоретическую подготовку: лекция; семинар, практические занятия, самостоятельная работа слушателей, консультация, формы контроля теоретических знаний: зачет и экзамен;

~ 87 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

---g»c«o»9--

— методы и средства, направленные на практическую подготовку: реферат, творческая работа, итоговая аттестационная работа.

Оценка качества освоения программы должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточные комплексные испытания и итоговую аттестацию. Конкретные формы и процедуры текущего, промежуточного контроля по каждой дисциплине учебного плана программы и итогового контроля знаний разрабатываются кафедрами академии и доводятся до сведения слушателей. Для аттестации слушателя на соответствие его персональных достижений поэтапным и итоговым требованиям соответствующей программы профессиональной переподготовки создаются фонды оценочных средств, включающие задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются кафедрами академии. Фонд оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации слушателей программы профессиональной переподготовки «Проектные технологии в искусстве» представляет собой комплект методических материалов, предназначенный для определения соответствия уровня подготовки слушателей квалификационным требованиям приобретаемых компетенций на определенном этапе освоения программы или по окончании всего курса обучения.

Итоговая государственная аттестация выпускников, завершивших обучение по программе профессиональной переподготовки «Проектные технологии в искусстве» включает: государственный экзамен по направлению подготовки «Теория и история художественной культуры», позволяющий выявить теоретическую подготовку к решению профессиональных задач; защиту итоговой аттестационной работы по постановочной работе режиссерского творчества. Итоговая аттестационная работа состоит из практической и теоретической частей. Практическая часть представляет собой подготовленный творческий театральный проект, теоретическая часть — обоснование практической части, раскрывающее соответствующие аспекты истории, теории и методики его создания и руководства художественно-постановочным процессом. Государственный экзамен обеспечивает возможность глубокой и многосто-

ронней проверки знаний, усвоенных студентом во время обучения. Экзаменационные билеты включают наиболее важные вопросы междисциплинарного характера, позволяющие выявить степень сформированности общекультурных компетенций, а именно: насколько выпускник программы владеет культурой мышления, способен ли к обобщению, анализу, восприятию необходимой информации.

В структуру итоговой аттестационной работы входит: текстовая часть, объемом до 60 страниц набранного на компьютере текста; СБ-диск с электронной записью всех материалов итоговой аттестационной работы. Текстовая часть состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, текстовых приложений. Во введении представляются актуальность, объект и предмет исследования, цель и задачи, методологическая база исследования, его теоретическая, методическая и прикладная значимость. Основная часть текста включает: научно-теоретический раздел, содержащий исторические, этнографические или искусствоведческие сведения; методический раздел, содержащий описание деятельности автора в области постановочного решения с использованием новых проектных технологий, решения предписанных профессиональной деятельностью задач в соответствии с профессиональными компетенциями.

В заключении итоговой аттестационной работы приводятся основные выводы по всем разделам работы, рекомендации по использованию практических материалов в учебном процессе и профессиональной деятельности. К защите необходимо представить изобразительный ряд творческого проекта (видео, фото, рисунки и др. графические материалы). Следует заметить, что процесс переподготовки, повышения квалификации, обучения основным принципам постановочной работы, связанной с оформлением спектакля специфичен в связи с тем, что не каждый режиссёр-постановщик обладает художественными способностями и пространственным воображением. Кроме того, порой нехватка материальных средств, как в учебном, так и творческом постановочном процессе, нередко вынуждает ограничиваться минимализмом в сценографии. Применение методов компьютерного моделирования спектакля помогает решить эти проблемы, развить творческую идею в формате «Театрального проекта» и способ-

— 88 —

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

Портнова Т.В. Образовательная программа «Обучение инновационной проектной деятельности»...

----—

ствует созданию режиссерской концепции. Список использованной литературы оформляется в соответствии со стандартными требованиями. Текстовые приложения включают иллюстративный материал, справочные данные. Защита итоговой аттестационной работы осуществляется в соответствии с установленным образовательным учреждением порядком.

Выводы. Организация системы переподготовки режиссеров при переходе к современным театральным проектным технологиям реализует компетентностный подход, что предусматривает развитие у студентов или слушателей способности к самостоятельному мышлению, формирования умения и навыков использования полученных знаний в профессиональной деятельности:

— способностью и готовностью проявлять высокое профессиональное мастерство и демонстрировать уверенность во владении режиссерско-постановочной технологией, знанием исторических и современных технологических процессов при создании различных театрализованных представлений;

— пониманием, что режиссерское искусство праздника и представления связано с другими видами искусства и соотносится с соответствующими дисциплинами в гуманитарных, социальных, естественных и физических науках, активно влияет на все аспекты человеческой деятельности;

— демонстрацией способности к осмыслению и анализу идей и явлений в современном обществе, искусстве и культуре, умении выстраивать аргументацию (как в письменной, так и устной форме) для обоснования и защиты своей точки зрения;

— владением навыками коммуникации, свободным и уверенным использованием профессиональной терминологии с целью доведения художественной информации до сознания участников художественно-творческого процесса в доступной форме, владением профессиональной терминологии.

Итак, как видим, в современном искусстве проявляются тенденции взаимодействия художественных языков, пересечения их смысловых полей. Новые технологии позволяют автору проекта перевоплощаться из актера в художника или в его творение, способного влиять на развитие и модификацию произведения искусства. Принцип

интерактивности, как форма сотворчества постановщика и зрителей, видоизменяет театральный образ, способствует многообразию применяемых аспектов и приемов творческого мастерства. Сложность решения, умение создать концепцию и управлять проектом обуславливает разработку учебных программ данного профиля, цель которых состоит в формировании специальных знаний о закономерностях организационного развития и особенностях проектной деятельности в сфере театрального искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алдошина И.А., Сошников В.Д., Познин В.Ф., Денисов A.B., Игнатов П.В., Кузнецов И.Р., Шех-тер Т.Е. / научная редакция / Искусство мультимедиа. Мультимедиа и техника. СПб.: СПбГУП, 2010. 204 с.

2. Годованец Ю.А. Сохранение культурных ценностей: формирование культурологических основ перспективной модели. М.: МАКС Пресс, 2004. 36 с.

3. Громов Н.Н. Горизонты сценографии. Художественная условность в искусстве оформления спектакля. СПб.: Акционер и К, 2006. 279 с.

4. Дворецкий С., Пучков Н., Муратова Е. Формирование проектной культуры // Высшее образование в России. 2003. № 4. С. 138—144.

5. Дрикер А. С. Эволюция культуры. СПб.: Академический проект, 2000. 184 с.

6. Жидков В.С. Культурная политика и театр. М.: ИздАТ, 1995. 320 с.

7. Культура и культурная политика: материалы научно-методического семинара / РАГС при Президенте РФ, Кафедра теории и практики культуры; под общ. ред. В.К. Егорова; отв. ред. О.Н. Астафьева. Вып. 8. Культурные потребности молодежи: динамика в условиях социокультурных изменений. М.: Изд-во РАГС, 2010. 240 с.

8. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие / Под ред. Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. 272 с.

9. Образование, наука, культура в современном мире: материалы Международной научной веб-конференции «Базовые идеи ЮНЕСКО в современном образовании, культуре и науке» (Москва, март 2013 г.) = Education, science, and culture in the Contemporary world / Каф. ЮНЕСКО Российской акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации, Центр упр. и гос. службы Карлтонского ун-та (Канада); [руководитель проекта В.К. Егоров]. М.: Пашков дом, 2014. 423 с.

10. О Концепции развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года: Распоряжение Правительства РФ от 10.06.2011 № 1019-р // Собрание законодательства РФ, 20.06.2011, № 25, ст. 3650.

~ 89 ~

Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)

Since 1999 e-ISSN 2226-7417

On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 12

---g»c«o»9--

T HE EDUCATIONAL PROGRAM

"TRAINING OF INNOVATIVE PROJECT ACTIVITIES"

AND THE CONDITIONS FOR ITS INCLUSION

IN THE SYSTEM OF RETRAINING

OF DIRECTORS OF THE THEATERS

T. V. Portnova

RUDN University Moscow, Russia

Annotation. The modern system of arts education makes new demands on education and training of artists, the introduction of innovative approaches that should contribute to the replacement of traditional methods, and empower them. Strategic aspects of the development of art education in modern conditions is directed on the decision of the feasibility of its traditional principles in the system of multilevel education in the period of modernization. The article deals with the organization of the system of training of Directors during the transition to modern theatre design technology is implementing the competence approach, which involves the development of students or the students ability of independent thinking, formation of skills of using the acquired knowledge in professional activities through the educational program "Training of innovative project activities" and the conditions of inclusion in system of retraining of theatre directing

Key words: educational program, innovation, training, project activities, theatrical directing.

REFERENCES

1. Aldoshina I.A., Soshnikov V.D., Poznin V.F., Denisov A.B., Ignatov P.V., Kuznetsov I.R. Shekhter T.E. / nauchnaya redaktsiya / Iskusstvo mul'timedia. Multimedia i tekhnika. St. Petersburg, SPbGUP, 2010. 204 p.

2. Godovanets Yu.A. Sokhranenie kul'turnykh tsen-nostei: formirovanie kul'turologicheskikh osnov perspek-tivnoi modeli. Moscow, MAKS Press, 2004. 36 p.

3. Gromov N.N. Gorizonty stsenografii. Khudo-zhestvennaya uslovnost' v iskusstve oformleniya spek-taklya. St. Petersburg, Aktsioner i K, 2006. 279 p.

4. Dvoretskii S., Puchkov N., Muratova E. Formirovanie proektnoi kul'tury. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2003, no. 4, pp. 138—144.

5. Driker A.S. Evolyutsiya kul'tury. St. Petersburg, Akademicheskii proekt, 2000. 184 p.

6. Zhidkov V.S. Kul'turnaya politika i teatr. Moscow, IzdAT, 1995. 320 p.

7. Kul'tura i kul'turnaya politika: materialy nauchno-metodicheskogo seminara. RAGS pri Prezidente RF, Ka-

fedra teorii i praktiki kul'tury; pod obshch. red. V.K. Egoro-va; otv. red. O.N. Astafeva. Vyp. 8. Kul'turnye potrebnosti molodezhi: dinamika v usloviyakh sotsiokul'turnykh iz-menenii. Moscow, Izd-vo RAGS, 2010. 240 p.

8. Novye pedagogicheskie i informatsionnye tekh-nologii v sisteme obrazovaniya: Ucheb. posobie. Ed. by E.S. Polat. Moscow, Akademiya, 2003. 272 p.

9. Obrazovanie, nauka, kul'tura v sovremennom mire: Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi veb-konfe-rentsii «Bazovye idei YuNESKO v sovremennom obrazo-vanii, kul'ture i nauke» (Moskva, mart 2013 g.) = Education, science, and culture in the Contemporary world. Kaf. YuNESKO Rossiiskoi akad. nar. khoz-va i gos. sluzhby pri Prezidente Rossiiskoi Federatsii, Tsentr upr. i gos. sluzhby Karltonskogo un-ta (Kanada); [rukovoditel' proekta V.K. Egorov]. Moskva, Pashkov dom, 2014. 423 p.

10. O Kontseptsii razvitiya teatral'nogo dela v Ros-siiskoi Federatsii na period do 2020 goda: Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 10.06.2011 № 1019-r. Sobranie zakonodatel'stva RF, 20.06.2011, № 25, st. 3650.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.