Научная статья на тему 'Национально-освободительное движение в Египте в период британского колониального господства в конце XIX - первой четверти XX в'

Национально-освободительное движение в Египте в период британского колониального господства в конце XIX - первой четверти XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1614
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕГИПЕТ / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ / ВОССТАНИЕ / ПРОТЕКТОРАТ / БРИТАНСКАЯ ОККУПАЦИЯ / БРИТАНСКАЯ КОЛОНИЯ / EGYPT / GREAT BRITAIN / NATIONAL LIBERATION MOVEMENT / UPRISING / PROTECTORATE / BRITISH OCCUPATION / BRITISH COLONY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хоружая Светлана Владимировна, Турк Светлана Нальбиевна

Работа посвящена изучению истории национально-освободительной борьбы в Египте, которое имеет не только научное, но и политическое и практическое значение. В ХIХ начале XX в. Египет был наиболее развитой частью Османской империи и выполнял роль связующего звена между арабскими странами Азии и Африки. Именно здесь, как в зеркале, отразился весь комплекс социально-экономических, политических и идеологических противоречий между арабскими странами и европейскими державами. Изучение процесса национально-освободительного движения позволяет вскрыть особенности, формы и методы колониальной политики Великобритании в конце XIX первой половине XX в. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот введен конкретно-исторический материал о содержании, тенденциях, противоречиях и проблемах национально-освободительного движения в Египте, а также новые исторические источники, малодоступные широкому кругу исследователей. Методологической основой статьи являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие критическое отношение к источникам, а также рассмотрение событий национально-освободительного движения в причинно-следственной связи и во взаимодействии. Основные результаты исследования могут быть востребованы при проведении лекционных и семинарских занятий по истории стран Азии и Африки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National Liberation Movement in Egypt During British Colonial Rule in the Late 19th and the First Quarter of the 20th Centuries

The study deals with the history of the national liberation struggle in Egypt which has not only scientific but also political and practical importance. In the 19th and early 20th centuries, Egypt was the most developed part of the Ottoman Empire and served as a link between the Arab countries of Asia and Africa. Egypt faced a full range of social and economic, political, and ideological contradictions between the Arab countries and European powers. The study of the national liberation movement reveals British colonial policies in the late 19th and the first half of the 20th centuries. The novelty of the research is to introduce the particular historical material on the content, trends, contradictions, and issues of the national liberation movement in Egypt and new historical sources unavailable to most researchers. The methodological basis involves the principles of historicism and scientific objectivity which imply a critical attitude to the sources. Besides, the events of the national liberation movement are considered from a perspective of the cause-and-effect relationship and interaction between each other. The findings may be useful in delivering lectures and seminars on the history of Asian and African countries.

Текст научной работы на тему «Национально-освободительное движение в Египте в период британского колониального господства в конце XIX - первой четверти XX в»

УДК 94(620)

Хоружая Светлана Владимировна

доктор философских наук, кандидат социологических наук, доцент, профессор кафедры истории и политологии, начальник учебно-методического управления Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

Турк Светлана Нальбиевна

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политологии Кубанского государственного аграрного университета им. И.Т. Трубилина

НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЕГИПТЕ В ПЕРИОД БРИТАНСКОГО КОЛОНИАЛЬНОГО ГОСПОДСТВА В КОНЦЕ XIX -ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XX В.

htlps://doi.org/10.24158/fik.2020.1.9 Khoruzhaya Svetlana Vladimirovna

D.Phil., PhD in Social Science, Professor, History and Political Science Department, Head of the Educational Department, Kuban State Agrarian University

Turk Svetlana Nalbievna

PhD in History, Associate Professor, History and Political Science Department, Kuban State Agrarian University

NATIONAL LIBERATION MOVEMENT IN EGYPT DURING BRITISH COLONIAL RULE IN THE LATE 19TH AND THE FIRST QUARTER OF THE 20TH CENTURIES

Аннотация:

Работа посвящена изучению истории национально-освободительной борьбы в Египте, которое имеет не только научное, но и политическое и практическое значение. В XIX- начале XX в. Египет был наиболее развитой частью Османской империи и выполнял роль связующего звена между арабскими странами Азии и Африки. Именно здесь, как в зеркале, отразился весь комплекс социально-экономических, политических и идеологических противоречий между арабскими странами и европейскими державами. Изучение процесса национально-освободительного движения позволяет вскрыть особенности, формы и методы колониальной политики Великобритании в конце XIX - первой половине XX в. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые в научный оборот введен конкретно-исторический материал о содержании, тенденциях, противоречиях и проблемах национально-освободительного движения в Египте, а также новые исторические источники, малодоступные широкому кругу исследователей. Методологической основой статьи являются принципы историзма и научной объективности, предполагающие критическое отношение к источникам, а также рассмотрение событий национально-освободительного движения в причинно-следственной связи и во взаимодействии. Основные результаты исследования могут быть востребованы при проведении лекционных и семинарских занятий по истории стран Азии и Африки.

Ключевые слова:

Египет, Великобритания, национально-освободительное движение, восстание, протекторат, британская оккупация, британская колония.

Summary:

The study deals with the history of the national liberation struggle in Egypt which has not only scientific but also political and practical importance. In the 19th and early 20th centuries, Egypt was the most developed part of the Ottoman Empire and served as a link between the Arab countries of Asia and Africa. Egypt faced a full range of social and economic, political, and ideological contradictions between the Arab countries and European powers. The study of the national liberation movement reveals British colonial policies in the late 19th and the first half of the 20th centuries. The novelty of the research is to introduce the particular historical material on the content, trends, contradictions, and issues of the national liberation movement in Egypt and new historical sources unavailable to most researchers. The methodological basis involves the principles of histori-cism and scientific objectivity which imply a critical attitude to the sources. Besides, the events of the national liberation movement are considered from a perspective of the cause-and-effect relationship and interaction between each other. The findings may be useful in delivering lectures and seminars on the history of Asian and African countries.

Keywords:

Egypt, Great Britain, national liberation movement, uprising, protectorate, British occupation, British colony.

Сегодня Египет - это крупное и влиятельное в геополитическом и стратегическом отношении государство арабского мира, приковывающее к себе все большее внимание мировой общественности. В конце XIX в. «страна фараонов» вызывала интерес у могущественных европейских государств не только как объект колониальной эксплуатации. Не меньшее значение имело геополитическое положение страны, находившейся на перекрестке мировых торговых и военных коммуникаций. Египет служил своего рода коридором, соединившим Англию с ее главной колонией - Индией.

Первый этап национально-освободительного движения связан с восстанием Ораби-паши, который пытался отстоять независимость страны еще в 1882 г., когда Великобритания интересовалась преимущественно экономическими ресурсами Египта и его стратегическим положением. Националистически настроенные офицеры во главе с полковником Ахмедом Ораби и представители египетских «разночинцев» во главе с Абдаллахом Недимом и шейхом М. Абдо выдвинули лозунг «Египет для египтян!» и потребовали политической независимости страны.

Последователи Ораби называли себя «ватанистами», т. е. патриотами (с араб. ватан -'родина'). «Это восстание, - отмечал египетский историк Ар-Рафии, - было направлено как против самодержавия, так и против иностранного вмешательства» [1, с. 66]. Среди крестьянского населения лишь немногие понимали цели восстания, преобладало не национальное, а религиозное восприятие политических событий. Однако неудача Ораби-паши и усиливавшийся английский контроль над страной способствовали дальнейшему распространению и развитию национальной идеологии.

Таким образом, в 1882 г. Египет был оккупирован Англией и фактически стал британской колонией, хотя вплоть до 1914 г. формально продолжал считаться частью Османской империи. Под воздействием Англии в Египте складывались новые общественные отношения. Включение Египта в процесс модернизации в конце XIX в. не столько вело к вестернизации общества, сколько вынуждало его оставаться в состоянии асимметричной взаимозависимости с центром. Для основной массы народа европейская цивилизация была чужда. Это была культура людей иной религии, их взгляды и нормы поведения порой в корне противоречили традиционным представлениям, освященным исламом. Кроме того, это была культура тех, кто посягал на независимость Египта, т. е. врагов. Ответной реакцией египетского общества на процесс модернизации стало пробуждение национального самосознания, стремление к политической независимости.

Конец XIX - начало XX в. (1883-1914) можно считать вторым этапом национального движения - этапом, связанным с политическим оформлением движения за независимость, созданием первых национальных партий: «Хизб аль-Умма» Ахмеда Лутфи ас-Саида и <^изб аль-Ватан» Му-стафы Камиля. Английская оккупация привела к установлению полного британского контроля над экономикой страны. Власть хедива Тауфика (1879-1892) (после его смерти хедивом стал Аббас II Хильми (1892-1914)) и египетского правительства была призрачной. Страной управляли английские генеральные консулы - Э. Кромер, Э. Горст, Г. Китченер, которые, опираясь на штыки оккупационных войск, через советников проводили политику подчинения египетской экономики интересам Англии. С 1883 по 1907 г. фактически власть в стране была сосредоточена в руках английского генерального консула лорда Кромера (Ивлин Бэринг). Ключевые посты в государственном аппарате находились в руках англичан. Британские советники были внедрены во все министерства, а египетские министры выступали в роли свадебных генералов или, если пользоваться английской терминологией, были каучуковыми печатями в руках английских советников и консультантов. Эта система получила название скрытого протектората: формально англичане находились в тени, но фактически полностью контролировали положение в стране [2, р. 74-75].

С начала XX в. в Египте набирало силу движение за национальное освобождение, ориентированное на модернизацию египетского общества и одновременно его освобождение от внешнего управления. Особенно оно активизировалось после так называемого «Деншавайского дела» - расправы английских колониальных властей в Египте над жителями деревни Деншавай в июне 1906 г. Группа английских офицеров 13 июня 1906 г. решила поохотиться на голубей близ деревни Деншавай около г. Танта в дельте Нила. Между англичанами и местными крестьянами завязалась драка, во время которой несколько египтян были ранены, а один английский офицер умер. Английские колониальные власти возбудили судебный процесс против 52 жителей деревни, обвинив их в убийстве офицера. По итогам процесса 4 крестьян приговорили к смертной казни через повешение, 12 - к тюремному заключению. Судебный процесс и казнь крестьян вызвали взрыв возмущения в Египте и способствовали дальнейшему подъему антиколониального движения. Необычайная жестокость приговора, которая вызвала протесты даже в палате общин английского парламента, всколыхнула весь Египет и стала началом невиданного прежде по своим масштабам массового национального движения [3, с. 214].

Начались демонстрации и митинги. Египетская печать разоблачала зверства английских оккупантов. Варварство приговора шокировало египтян и заставило содрогнуться даже таких сторонников британской оккупации, как Касим Амин. В газетах публиковались заявления Пьера Лоти и Бернарда Шоу. В «Аль-Муайяд» были опубликованы 23 статьи Али Юсуфа в защиту деншавай-цев. Под влиянием деншавайских событий египетские националисты объединились в созданную 22 октября 1907 г. политическую организацию «Партия Отечества» («Хизб аль-Ватан»). Первым председателем партии стал «трибун Египта» Мустафа Камиль (1874-1908) - выдающийся дея-

тель египетского национально-освободительного движения. Как отмечал российский дипломатический агент в Каире в донесении министру иностранных дел, «...речи Мустафы Камиля, умевшего воодушевлять толпу, не могли не смущать иногда даже самого лорда Кромера, как он ни старался не придавать им значения» [4].

«Деншавайское дело» положило конец политической карьере Кромера: в апреле 1907 г. он ушел в отставку. Английская колониальная администрация активно выступала против националистов, оказывая давление на силы египетской оппозиции. Этому способствовал проанглийски настроенный премьер-министр копт Бутрос Гали. Уже в 1908 г. он был выдвинут по требованию генерального консула Великобритании Элдона Горста на пост главы египетского кабинета министров. Б. Гали выступал как активный проводник британской политики и за коллаборационизм был убит 20 февраля 1910 г. мусульманином Ибрахимом Вардани - боевиком из «Общества братской солидарности», связанным с загнанной в подполье «Партией Отечества» [5, с. 42].

Это был один из первых в истории Египта XX в. террористический акт-убийство. Английские оккупационные власти во главе с Э. Горстом попытались придать делу характер межрелигиозной розни, что категорически отрицал сам Вардани, настаивавший на политической природе совершенного им убийства. Национальные и классовые интересы отступили на второй план. Вспыхнули волнения на религиозной почве. Преемник умершего в 1911 г. Э. Горста генерал Китченер в условиях обостряющейся международной ситуации накануне Первой мировой войны отказался от конфронтационной политики предшественника в отношении националистической оппозиции и провел конституционную реформу, заменив двухпалатную парламентскую систему Египта однопалатным Законодательным собранием.

После окончания Первой мировой войны в стране началась третья волна освободительного движения. Война подготовила почву для дальнейшего роста национально-освободительной борьбы в Египте. 18 декабря 1914 г. Англия установила над Египтом протекторат. Сюзеренитет Турции над Египтом, продержавшийся почти 400 лет, был ликвидирован, Аббас II Xильми низложен. В стране введено военное положение, установлена строжайшая цензура, запрещены собрания, сотни националистов брошены в тюрьмы. Во время войны Египет стал главной английской базой на Ближнем Востоке.

В конце 1918 г. выдающийся египетский политик Саад Заглул (1857-1927) основал партию «^изб аль-Вафд» («Партия делегации»). Став лидером небольшой организации, Заглул вскоре придал новый импульс антибританскому движению. В состав «Вафда» входили коллеги За-глула - члены Законодательного собрания: Мухаммед Махмуд, Лутфи ас-Саид, Али Шаарави, а также Абд аль-Азиз Фахми - профессор права, ученый секретарь Каирского университета, один из интеллектуальных лидеров национального движения в Египте. Все были первоначально сторонниками национальной партии «^изб аль-Умма». Личные качества Саада Заглула способствовали политическому успеху «Вафда». Выдающийся ум, понимание реальной действительности, редкая энергия, ораторское дарование, искренний патриотизм сочетались у него с глубоким знанием народа, его чувств и настроений. Дж. Янг писал о красноречии Заглула: «Гремит ли он, как юный пророк, или подшучивает на диалекте, как человек из народа, он говорит языком, который может понять каждый египтянин» [6, р. 271].

После обнародования «14 пунктов» президента США В. Вильсона 1918 г. по итогам Первой мировой войны египетские националисты поверили в возможность мирного, конституционного завоевания независимости путем переговоров с Англией и державами-победительницами на Парижской мирной конференции. По всей стране стали собирать подписи под выдвинутыми Заглулом требованиями о признании независимости Египта. 6 марта 1919 г. командующий британскими силами в Египте генерал Р. Уотсон официально потребовал от Заглула прекращения «преступной агитации», а уже 8 марта Заглул вместе с двумя лидерами «Вафда» Али Шаарави и Абд аль-Ази-зом Фахми был арестован и отправлен на остров Мальта. В стране начались демонстрации, забастовки, столкновения с полицией и войсками, стихийно вспыхнуло мощное антибританское вооруженное восстание, которое началось в Каире и привело в движение все слои общества. Весть об аресте Заглула вызвала волнения и резкое возмущение среди египетского населения. Дом Заглула, названный «Домом нации», превратился в штаб национально-освободительного движения.

Революционный кризис 1918-1919 гг. в конечном счете был вызван всеми событиями 36-летней британской колониальной несвободы и грабежа, которые стали особенно невыносимы в годы Первой мировой войны. Именно в период английской оккупации уходят глубокие корни революции 1919 г. [7, с. 4]. Подъем национально-освободительного движения серьезно беспокоил англичан. Они направили в Египет генерала Э. Алленби. 25 марта 1919 г. Алленби во главе карательной экспедиции приступил к проведению репрессий. Британские военные сжигали целые деревни и уничтожали население с беспримерной жестокостью.

Существует древняя египетская пословица: «Только мумии страдают молча». Египетский народ никогда не страдал молча. Крылатая фраза «Египет для египтян», дополненная требованием полной независимости, вновь обрела характер общенационального призыва. По признанию А. Бимэна, весна 1919 г. «смела почти всю работу Кромера и Китченера, и отношения Англии и Египта основывались теперь на совершенно новых началах» [8, р. 121].

Восстание 1919 г. (всего оно длилось 55 дней) завершило для Египта целую историческую эпоху, расшатав до основания классический колониальный порядок, созданный англичанами. Английские власти все же были вынуждены освободить арестованных членов «Вафда» и разрешить им выехать в Париж. Они приняли участие в работе Парижской мирной конференции, но не добились, чтобы Египет признали независимым государством. Британское правительство официально ответило отказом. Признание протектората Англии над Египтом было включено в подписанный с Германией Версальский договор. Соединенные Штаты Америки также официально признали этот протекторат.

24 ноября 1919 г. премьер-министр Египта Саад Заглул в знак протеста против британской политики и согласия с ней короля Фуада ушел в отставку с поста главы правительства. Король Фуад также распустил парламент Египта, поддерживавший Заглула, а жалобы египетских депутатов в Лигу Наций на агрессивные действия Великобритании так и остались без ответа. Подавив народное восстание, правительство Великобритании в конце 1919 г. направило в Египет комиссию во главе с министром колоний Альфредом Милнером. Миссия А. Милнера должна была изучить обстановку в стране и представить конкретные предложения для разрешения египетского вопроса. Ее встретил бойкот со стороны населения. Англичане попытались вбить клин между коптами и мусульманами, что вызвало возмущение среди народа. Опрашиваемые миссией лица отказались давать какие-либо показания.

Движение бойкота миссии с ноября 1919 г. охватило широкие круги населения. Телеграммы и письма с протестами направлялись египетским министрам и иностранным державам от всех слоев населения. После трех месяцев безуспешных попыток провести свою работу миссия А. Милнера вынуждена была вернуться в Лондон. Размах национально-освободительной борьбы вынудил Великобританию пойти на уступки.

В феврале 1922 г. Лондон объявил о своем намерении предоставить Египту независимость и опубликовал Декларацию об отмене протектората над Египтом и провозглашении его независимым королевством. Однако декларация содержала четыре важные оговорки, сильно ограничивающие реальную независимость, включая продолжение военной оккупации страны [9, р. 81]. Великобритания оставила за собой право вмешиваться во внутренние дела Египта, что означало продолжение английской оккупации всего Египта, сохранение английского контроля над Суэцким каналом,_защиты иностранцев и национальных меньшинств, а также совместное управление Суданом. После признания в 1922 г. Великобританией независимости Египта султан Ахмед Фуад I принял титул короля Египта.

Несмотря на то что Египет, фактически представлявший собой полуколонию, был важнейшим приобретением Британской империи, Лондон был вынужден пойти на предоставление ему полной независимости. Хотя Египет все еще фактически оставался под политическим и военным контролем англичан и впереди было много драматических событий на пути к подлинной независимости, впервые с XVI в. страна, пусть и формально, стала независимой.

В 1923 г. была объявлена новая конституция: Египет стал конституционной монархией во главе с королем Фуадом I. Были созданы парламент и ответственный перед ним и королем кабинет министров, который возглавили лидеры «Вафда». Даже формально конституция не являлась документом высшей юридической силы, так как должна была соответствовать нормам договора, тем не менее принятие ее явилось революционным переворотом в сознании людей, позволившим им продолжать освободительную борьбу и поставившим ее на иной уровень. Конституция 1923 г. явилась многолетним итогом борьбы Египта за независимость и вершиной устремлений националистов XIX - начала XX в.

В 1924 г. партия «Вафд» победила на выборах, а Заглул стал премьер-министром и находился на этом посту с 26 января до 24 ноября 1924 г. Выступая за независимость Египта, он прекрасно осознавал необходимость политической и экономической модернизации египетского общества, выступал за развитие рыночных отношений в стране и конституционную систему демократического управления. Вместе с тем Заглул был убежден в уникальности исторического пути Египта и призывал к объединению египетского народа вне зависимости от религиозных различий (мусульмане и христиане-копты Египта испокон веков находились в достаточно сложных взаимоотношениях).

Саад Заглул собирался приступить к модернизации страны, но его планы не были услышаны египетским королем Фуадом и королевским окружением. Кроме того, Великобритания

всеми силами стремилась противостоять египетскому национальному движению, так как опасалась, что в случае национального возрождения Египта и подъема его экономики лишится контроля над Суэцким каналом.

23 августа 1927 г. Саад Заглул умер. Его похоронили в мавзолее, построенном в древнеегипетском стиле, в центре Каира. Близкий друг Саада Заглула Мустафа Наххас-паша стал новым лидером партии «Вафд» [10]. Позже в Александрии и Каире Заглулу были поставлены памятники, автором которых выступил его соратник по «Вафду» скульптор Махмуд Мухтар. В новейшей политической истории Египта Саад Заглул остался как один из наиболее решительных и в то же время конструктивно мыслящих лидеров страны.

На этом этапе национально-освободительное движение египетского народа не достигло конечной цели. Предстоял еще долгий путь борьбы. Но основы английского колониального господства в Египте уже были подорваны. Начатая в конце XIX в. - первой четверти XX в. борьба привела к победоносной революции 1952 г. и полному освобождению Египта от британского империализма, ликвидации монархии и провозглашению республики. Король Фарук I отрекся от престола. Переворот был осуществлен военной организацией «Свободные офицеры» во главе с подполковником, будущим президентом Египта Гамалем Абделем Насером.

Ссылки:

1. Ар-Рафии А. Восстание 1919 г. в Египте. История национально-освободительного движения 1914-1921 гг. : сокр. пер. с араб. М., 1954. 432 с.

2. Marsot A.L. A Short History of Modern Egypt. Cambridge, UK, 1985. 164 p.

3. Зеленев Е.И. Государственное управление, судебная система и армия в Египте и Сирии (XVI - начало XX в.). СПб., 2003. 419 с.

4. АВПРИ (Архив внешней политики Российской империи). Ф. 151 (Политархив). Оп. 482. 1908 г. Д. 862. Л. 192.

5. Кошелев В.С. Египет: уроки истории. Борьба против колониального господства и контрреволюции (1879-1881). Минск, 1984. 206 с.

6. Young G. Egypt. L., 1927. 374 p.

7. Голдобин А.М. Национально-освободительная борьба народа Египта, 1918-1936 гг. М., 1989. 325 с.

8. Beaman A.H. The Dethronement of the Khedive / ed., introd. by J.M. Robertson. L., 1927. 190 p.

9. Marsot A.L. Op. cit. P. 81.

10. Хааг М. История Египта : пер. с англ. М., 2008. 255 с.

References:

Ar-Rafi, A 1954, The Revolt of 1919 in Egypt. The History of the National Liberation Movement of 1914-1921, Moscow, 432 p., (in Russian).

Beaman, AH & Robertson, JM (ed.) (introd.) 1927, The Dethronement of the Khedive, London, 190 p.

Goldobin, AM 1989, The National Liberation Struggle of the People of Egypt, 1918-1936, Moscow, 325 p., (in Russian).

Haag, M 2008, History of Egypt, Moscow, 255 p., (in Russian).

Koshelev, VS 1984, Egypt: Lessons from History. The Struggle Against Colonial Rule and Counter-Revolution (1879-1881), Minsk, 206 p., (in Russian).

Marsot, AL 1977, Egypt's Liberal Experiment: 1922-1936, Berkeley, Los Angeles, 288 p. Marsot, AL 1985, A Short History of Modern Egypt, Cambridge, 164 p. Young, G 1927, Egypt, London, 374 p.

Zelenev, YeI 2003, Public Administration, the Judiciary, and the Army in Egypt and Syria (the 16th - Early 20h Centuries), St. Petersburg, 419 p., (in Russian).

Редактор: Тальчук Калерия Сергеевна Переводчик: Куликова Маргарита Александровна

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.