Научная статья на тему 'Национально-освободительная идея в творчестве Ольги Дучиминской'

Национально-освободительная идея в творчестве Ольги Дучиминской Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
102
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
NATIONAL LIBERATION IDEA / PROSE OF THE INTERWAR PERIOD / WESTERN UKRAINIAN WOMEN’S PROSE / ESSENCE OF THE PATRIOT LIBERATOR / IMAGE OF THE ENEMY / НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ ИДЕЯ / ПРОЗА МЕЖДУВОЕННОГО ПЕРИОДА / ЗАПАДНОУКРАИНСКАЯ ЖЕНСКАЯ ПРОЗА / СУЩНОСТЬ ПАТРИОТА-ОСВОБОДИТЕЛЯ / ОБРАЗ ВРАГА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Мацыбок-стародуб Наталия Александровна

В статье исследуются особенности актуализации национально-освободительной идеи в западноукраинской женской прозе междувоенного двадцатилетия. На материале малой прозы Ольги Дучиминской рассмотрено стремление лучших представителей украинской нации к освободительной борьбе за лучшее будущее своей земли. Также в статье детально проанализировано формирование личности патриота-освободителя, стремяшегося отвоевать и защитить независимость Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national liberation idea in the Olga Duchyminska’s work

This article investigates the actualization of the national liberation idea in the Western Ukrainian women’s prose of the interwar period. The article analyses the short prose works by Olga Duchyminska, observes the liberation aspiration of the best representatives of Ukrainian nation. The personality of patriot liberator, who wants to regain and defend the independence of Ukraine, is analysed in detail.

Текст научной работы на тему «Национально-освободительная идея в творчестве Ольги Дучиминской»

The national liberation idea in the Olga Duchyminska’s work

Лунная волчица — компонент игры Wowhead. Волчица, которая обитаем в темном лесу.

Лунная руда — руда в игре The Elder Scrolls V Из 2-х кусков лунной руды в плавильне можно выплавить один очищенный лунный камень. В дальнейшем, эти слитки используются для изготовления и улучшения эльфийского снаряжения.

Лунное лезвие — компонент игры Ведьмак. Серебряный меч, эльфийской работы.

Звездное племя — компонент игры Коты- воители. Это умершие предки и друзья диких котов. В него попадают только те коты и кошки, которые прожили свою жизнь с честью и соблюдали.

Звёздное сияние — игра, перед тобой различной формы созвездия. Измени их ракурс так, чтобы получилась красивая фигура.

Звездная печаль — компонент игры Wowhead. Уровень предмета: 75. Восполняется за 30 сек. Действие эффекта прерывается, если персонаж встает с места.

Звездный рубин — компонент игры Wowhead. Уровень предмета: 50. Используется для ремесел.

Солнечная ваятельница Веорикс — компонент игры Wowhead. Уровень: 96. Используется для ремесел.

Солнечное сияние — компонент игры Wowhead. Уровень предмета: 164. Персональный одноручный кинжал.

Галактическая осада — игра. Люди решили создать громадный космический корабль, который может обороняться и собирать ресурсы одновременно.

Земное Царство — серии игр Mortal Kombat.

Кроме того, среди таких терминов имеются и синонимы:

Метеоритное стекло — тектиты; камбала звездчатая — тихоокеанская речная; звездчатый анис — бадьян; звёздное яблоко — звёздчатое яблоко карамбола (карамболь, старфрут); подсолнечник однолетний — подсолнечник масличный; звездчатые клетки (или клетки Ито); солнечное сплетение (чревное сплетение); сомнамбулизм (лунатизм); метеороид, или метеорное тело; звёздчатый многогранник (звёздчатое тело); звёздочка или астериск; лунная радуга — ночная радуга.

Таким образом, как видно из вышерассмотренных примеров, наиболее продуктивными в терминообразовании являются космонимы звезда, луна, солнце, метеор и их производные: звездный, звездчатый, лунный, лунообразный, метеорный, метеоритный. Наибольшее количество таких терминов имеется в компьютерной (геймерской) терминологии, в химии, астрономии, анатомии, меньшее количество — в минералогии, зоологии, ботанике, наименьшее же количество — в технике, математике и танцевальной технике.

Список литературы:

1. Бондалетов В. Л. Русская ономастика. - М., 1983.

2. Комова Т. А. Взаимодействие естественнонаучного и филологического знания в контексте языковой категориза-ции.//Сборник научных трудов кафедры иностранных языков ФПС. - М., 2001.

3. Стафеева О. В. Естественнонаучное и филологическое знание как объект лингвистической категоризации: Космонимы «Солнце» и «Луна» в контексте языка и культуры: Дисс... канд. наук. - М., 2003. - 174 с.

4. Сурдин В. Г. Большая энциклопедия астрономии. Серия: Большая современная энциклопедия. - Эксмо, 2012.

5. Словаря ботанических терминов. Под общей редакцией д. б. н. И. А. Дудки. - Киев: Наукова Думка, 1984.

6. Большой энциклопедический словарь. - Изд: «Большая Российская энциклопедия» (2-е издание, переработанное и дополненное). - М., 2002.

Matsybok-Starodub Natalia Oleksandrivna, Institute of Philology, Taras Shevchenko National University of Kyiv, postgraduate student, the Faculty of Ukrainian Philology E-mail: [email protected]

The national liberation idea in the Olga Duchyminska’s work

Abstract: This article investigates the actualization of the national liberation idea in the Western Ukrainian women’s prose of the interwar period. The article analyses the short prose works by Olga Duchyminska, observes the liberation aspiration of the best representatives of Ukrainian nation. The personality of patriot liberator, who wants to regain and defend the independence of Ukraine, is analysed in detail.

Keywords: national liberation idea, prose of the interwar period, Western Ukrainian women’s prose, essence of the patriot liberator, image of the enemy.

113

Section 8. Philology

Мацыбок-Стародуб Наталия Александровна, Институт филологии Киевского национального университета имени Тараса Шевченко, аспирантка, факультет украинской филологии E-mail: [email protected]

Национально-освободительная идея в творчестве Ольги Дучиминской

Аннотация: В статье исследуются особенности актуализации национально-освободительной идеи в западноукраинской женской прозе междувоенного двадцатилетия. На материале малой прозы Ольги Дучиминской рассмотрено стремление лучших представителей украинской нации к освободительной борьбе за лучшее будущее своей земли. Также в статье детально проанализировано формирование личности патриота-освободителя, стремяшегося отвоевать и защитить независимость Украины.

Ключевые слова: национально-освободительная идея, проза междувоенного периода, западноукраинская женская проза, сущность патриота-освободителя, образ врага.

Судьба талантливой западноукраинской писательницы

О. Дучиминской была преисполнена значительным числом испытаний и бед (речь идет о двух мировых войнах, тяготах междувоенного существования, жестоком аресте, циничных обвинениях писательницы в совершенно сфабрикованном деле об убийстве, многолетнем отбывании наказания в колонии), с преодолением которых дано было справиться далеко не каждому. Наверное, только самоотверженный труд писательницы на исследовательском этнографическом поприще, а также ее непоколебимая вера в торжество справедливости (пусть даже в самой отдаленной перспективе!) позволили О. Дучиминской остаться целостной духовно богатой личностью, знакомством с которой гордились многие деятели культуры.

Стоит отметить, что современное украинское литературоведение проводит довольно четкую параллель между угнетением украинского народа со стороны российской тоталитарной империи и личными злосчастиями в судьбе писательницы Ольги Дучиминской. Например, академик В. Качкан высказывает мнение, что именно эта хрупкая писательница “пронесла своей судьбой тяжелый крест своей нации, увенчав свою голову колючим терновым венцом" [4, 464]. В то же время редактор-составитель одного из последних изданий избранных произведений О. Дучиминской, Е. Баран, выделяет первопричины возникновения гонений на писательницу, особенно подчеркивая “ее желание жить свободной” [1,3], а исследователь Р. Горак упоминает эпизод, как писательница “своей малолетней рукой [...] подписывала протест против введения фонетики. И была неимоверно горда, что подписывала против «уничтожения» родного языка” [2, 221].

Как видим, идея национального освобождения была настолько органичной для художественных поисков и мировоззрения О. Дучиминской, что даже анализируемая в статье “Рождественская сказка” и некоторые другие произведения писательницы соответствующими карательными органами считались “по своей сущности антисоветскими” ' [5, 15].

Целостный идейно-концептуальный анализ сохранившейся малой прозы О. Дучиминской в современном украинском литературоведении все еще не был представлен, актуальность же подобного исследования в свете современного позиционирования русского народа как народа-завоевателя, враждебного к сознательным и самоотверженным представителям украинского (и шире — любого другого, отличного от русского этноса) народа, только возрастает. Отметим, что основой для исследования выступает рассказ “Рождественская сказка” и новелла “Великодняя легенда”, в которых писательница в полной мере выявила свое понимание идеи национального освобождения родной Украины.

Показательно, что О. Дучиминская последовательно и не единожды воплощает образ украинской земли в прекрасном облике молодой девушки, которой постоянно приходится терпеть лишения в ожидании своего лучшего будущего. Если в “Великодней легенде” писательница изображает страдания девушки символически, исходя из традиционной христианской символики (“И сегодня над ней крест и кровавые слезы” [3, 12]), то уже в “Рождественской сказке” образ девушки Украины приобретает национально-исторический колорит, соответствуя “горемычной дочери богача”, имеющей несчастливую судьбу [3, 24]. Постоянным атрибутом родной земли выступает желто-синяя гамма, которую

О. Дучиминская воссоздает за счет живописных деталей убранства молодой красавицы, несущей “венок из золотых колосьев и охапку васильков” [3, 11]. Также примечательно то, что в вопросах веры Украина и ее народ представлены последовательными православными, поскольку именно украинская девушка бесстрашно “не оставила Христа, ни его святой Матери” [3, 12]. Жизненные тяготы и лишения неспособны изменить духовные и мировоззренческие ориентиры украинки, защитой, по мнению автора, выступают “неимоверные сокровища терпения и веры в грядущее, в воскресение”, которые девушка носит в себе [3, 12].

Писательница достаточно точно прослеживает зарождение, постепенное развитие и завершающий этап формирования в подрастающем поколении украинцев

114

The national liberation idea in the Olga Duchyminska’s work

патриотических настроений и профетических порывов. Как видим, впервые мысль о необходимости освобождения родной земли упоминается в канун Рождества (этот особенный христианский праздник таит в себе уникальную атмосферу, когда “все зло исчезает” [3, 25]), что наталкивает на выводы, насколько желанным, значимым, но в то же время рискованным и даже сказочным виделось подобное освождение Украины от гнета вероломных захватчиков. Ключевыми моментами в передаче идеи о необходимости национального освобождения являются такие факторы, как общность духа, веры и ментальности рассказчика и юноши-реципиента (по всей видимости, слова странника-солдата проникновенно звучат и безоговорочно воспринимаются преимущественно потому, что он является своим, понятным и родным украинцем). Писательнице удается представить значительной и личность самого рассказчика, генерирующего желанную и долгожданную идею о национальном освобождении. Действительно, умение украинского солдата ненавязчиво, будто бы мимоходом, вселить в окружающих веру в осуществление даже самой заветной мечты (возвращение отца и любимого, скорое завершение войны, полное освобождение родного края), его способность очаровать окружающих своим талантом рассказчика, подпитать своим оптимизмом, желание убедить в ценности своих взглядов и важности своих идеалов, бесспорно, поражают внимательного реципиента. Апеллируя к понятным всем образам (ведь солдат говорит об обыденных вещах, увлеченно рассказывая об “Украине, хозяйстве, урожаях, обычаях, о казаках и богатствах Украины” [3, 24]), юноша так убедителен, что “даже в доме стало веселее” [3, 24], и так проникновенен, “будто бы в серебряный колокольчик звонит” [3, 25].

Стоит отметить, что в рассказе “Рождественская сказка” О. Дучиминская довольно последовательно очерчивает тот механизм, который обеспечивает постепенное восприятие и впитывание национально-освободительной идеи посторонним реципиентом на начальной стадии общения, а затем ее освоение, закрепление в сознании неофита и полное утверждение. По мнению писательницы, на начальном этапе усвоения идеи важным выступает то, насколько понятной, доходчивой и убедительной будет идея, которую пытаются воплотить и реализовать (солдат с Большой Украины говорил так, “как в колокол звонил” [3, 27]). В дальнейшем свою немаловажную роль сыграет процесс повторения и закрепления идеи. Например, старший сын Николаихи констатирует, что после встречи с украинским солдатом еще несколько раз виделся с ним, но духовное общение оборвалось, поскольку гарнизону солдат пришлось выехать из окрестностей. Что самое интересное, так это то, что полное утверждение национально-освободительной идеи в сознании человека, по мнению О. Дучиминской, происходит в результате чтения книг, определенных художественных произведений, в которых автор, “как жаром осыпает” [3, 28], а сам реципиент пребывает в положении, когда “читаешь и забываешь, что живешь, где ты и что с тобой” [3, 28].

В отличие от антимилитаристской новеллы “Warum”, манифестирующей несогласие О. Дучиминской с любой войной в принципе, в рассказе “Рождественская сказка” образ врага представлен совершенно предметно, он вполне осязаем и зрим. Персонажи рассказа О. Дучиминской вполне отдают себе отчет, что врагом на украинской земле является русский солдат, “москаль”. Крестьяне и вояки-украинцы осознают, что существует огромная разница между русским народом как этносом и русским солдатом, взявшим в руки оружие и являющимся не просто абстрактным врагом, но еще и непосредственным убийцей твоих односельчан, родственников, друзей и близких. С русским солдатом, как с братом, который тоскует по родному дому и семье, входит в дом старший сын Николая, Андрей. Именно поэтому отношение к потенциальному врагу, осознающему ценность человеческой жизни и не стремящемуся нещадно убивать людей с противоположными взглядами, самое радушное.

Присутствие русской армии превращает Рождество (некогда самый важный праздник) в событие печальное и унылое: “казалось, будто бы под потолочиной кто-то распростер огромные черные крылья, бросившие холод в души” [3, 22]. Общее угнетенное настроение многократно подчеркивается упоминаниями поведенческих изменений, произошедших со счастливой прежде семьей, в которой сейчас либо “сидели без слова”, либо “все сидели задуманные” [3, 23].

Беда, причиненная русскими солдатами простым украинским жителям настолько велика и неотвратима, что ее ощущают практически все, поскольку у ребенка-подростка война забрала друга-пса, у молодой девушки — любимого, а у радушной хозяйки — ее мужа, который ушел на фронт и существование которого теперь неизвестно. Писательница подробно пересчитывает эти горькие военные утраты: “Нету отца — ушел на войну, нету Оришка — пал от пули московской” [3, 22]. Кроме того, присутствие русских военных несет в себе постоянные угрозы и запреты, ведь “москали дали приказ, чтобы вечерами не светить и не ходить селом” [3, 22].

О. Дучиминская подчеркивает разрушительный потенциал любой войны, поскольку вместо привычного круга семьи у любящих родственников теперь “ни отца, ни его... Ни вестки о них. Будто бы ввесь мир вымер, только они еще оставались на горе.” [3, 23]. Однако, осознание семьей (и особенно матерью) готовности сыновей пойти на войну за национальное освобождение Украины наполняет самыми высокими чувствами, и мать отдает себе отчет, что “в душе горда была за своих сыновей” [3, 26].

Подводя итоги исследования отметим, что рассказ “Рождественская сказка” не только раскрывает видение писательницей необходимости национально-освободительного движения, но и определяет основные механизмы и принципы передачи самой идеи среди лучших представителей украинского народа. О. Дучиминская различает в народе-завоевателе жестоких карателей, несущих угрозы,

115

Section 8. Philology

ограничения и запреты, а также простых людей, попавших невинно угнетенных украинцев с их светлыми мечтами не

в молох войны непредумышленно и непреднамеренно. Од- только о вселенском мире, но и свободе для своей родной

нако все симпатии писательницы остаются на стороне без- страны.

Список литературы:

1. Баран Е. Об “Избранных произведениях" Ольги Дучиминской/О. Дучиминская. Избранные произведения./сост. Е. Баран, В. Смирнов. - Ивано-Франковск: Супрун В. П., 2014. - С. 3-7.

2. Горак Р. Крестный путь Ольги Дучиминской./О. В. Дучиминская. Печальный Христос. - Львов: Издательство “Ка-меняр”, 1992. - С. 220-237.

3. Дучиминская О. В. Печальный Христос./О. В. Дучиминская. - Львов: Издательство “Каменяр”, 1992. - 240 с.

4. Качкан В. Я на себя оковы принимала” (О. Дучиминская)/О. Дучиминская. Избранные произведения./ сост. Е. Баран, В. Смирнов. - Ивано-Франковск: Супрун В. П., 2014. - С. 436-465.

5. Пахомов В. Творческое наследие Ольги Дучиминской./В. Пахомов. - Ивано-Франковск: “Факел”, 2001. - 248 с.

Cheremnykh Inna Vladimirovna, Taras Shevchenko National University of Kiev, Institute of Journalism, Assistant Professor, PhD of the Social Communication E-mail: [email protected]

Innovative strategies of transformation processes on TV

Abstract: The problems transformation processes on TV are analyzed in the article. It offers an innovative development strategy in a rapidly changing environment TV-company to strengthen the position in the media market. Keywords: strategies, TV-company, transformation processes.

Черемных Инна Владимировна, Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко, Институт журналистики, доцент, кандидат наук из социальных коммуникаций

E-mail: [email protected]

Инновационные стратегии трансформационных процессов на телевидении

Аннотация: В статье анализируются проблемы трансформационных процессов на телевидении. Предлагаются инновационные стратегии развития телекомпании в быстроменяющейся среде с целью усиления позиций на медиа рынке.

Ключевые слова: стратегии, телекомпания, трансформационные процессы.

Благодаря бурному развитию социальных сетей, информационных технологий, диджитализации, кастомизации производства, современная ситуация на медиа рынке продолжает меняться. Эти вызовы лишают многие СМИ монопольной функции посредника между обществом и властью, потребителем и производителем, бизнес-модели и бизнес-процессы претерпевают все больших преобразований.

Модель финансирования телевидения на основе рекламы тоже подвержена большим трансформациям. Многие потребители контента, в т. ч. и украинские, устали от большого количества рекламы на телевидении и неумения руководителей законодательных органов власти отрегулировать вопрос длительности перерывов на рекламу, поэтому

зрители ищут контент без рекламы, который зачастую находят в Интернете.

Хотя рекламные слоты на украинском телевидении в мае этого года сократили на 3 мин. в течении астрономического часа эфирного времени (раньше квота на рекламу была 12 мин. (20 %), потребители все равно предпочитают контент без рекламы, перетекая в Интернет [1].

Вопрос конкуренции между телеканалами в период утреннего и вечернего прайм-таймов тоже изменился. С экспансией интернета и мобильной связи, потребители получили возможность не быть привязанными к прайм-таймовому времени, что намного расширяет географию конкуренции масс-медиа и усложняет ее. Теперь все виды СМИ со всеми мультимедийными ресурсами, в т. ч.

116

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.