Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УДМУРТИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ'

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УДМУРТИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
71
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕРНЕТ / САЙТ / СОЦИАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ / УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА / ЭТНИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Черниенко Денис Аркадьевич

В статье представлен обзор информационных ресурсов в сети Интернет - сайтов и социальных сетей, которыми располагают национально-культурные объединения (НКО) Удмуртии. Обращено внимание, что в региональной историографии сетевая деятельность общественных организаций этнокультурной направленности еще не стала объектом специальных исследований. Интерес представляет содержательное наполнение (контент), реализуемые инструменты и функции таких ресурсов, в целом характер социальной коммуникации НКО. Применялись методы систематизации, классификации, контент-анализа. В результате выявлено, что информационная активность НКО представлена неравномерно и недостаточно, наибольшую активность проявляют удмуртские и некоторые другие этнические сообщества республики, наиболее системную и разноплановую работу в медиасфере проводят молодежные организации, сам факт наличия интернет-ресурсов не является показателем эффективности социальной репрезентации НКО, т. к. качество рассмотренных ресурсов в большинстве остается невысоким, малоинформативным. Среди соцсетей особенно востребована ВКонтакте, остальные (Instagram, Facebook, Одноклассники) используются в заметно меньшей степени, что соответствует рейтингу популярности указанных соцсетей у российских пользователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC AND CULTURAL ASSOCIATIONS OF UDMURTIA ON THE INTERNET: EXPERIENCE OF SOCIAL REPRESENTATION OF ETHNICITY

The article provides an overview of information resources on the Internet - websites and social networks, available to the ethnic and cultural associations (ECA) of Udmurtia. It is noted that in the regional historiography, the network activity of public organizations of ethnic and cultural orientation has not yet become an object of special research. The content, implemented tools and functions of such resources and the general nature of social communication of ECA are being interested. There were the methods of systematization, classification and content analysis. As a result, it was revealed that the informational activity of ECA is presented unevenly and insufficiently; the Udmurts and some other ethnic communities demonstrate the greatest activity; the most systematic and diverse work in the media sphere is carried out by youth organizations. The existence of Internet resources itself is not an indicator of the effectiveness of social representation of ECA, since the quality of the resources is generally low and uninformative. Among the social networks the most popular is VKontakte, while the other ones (Instagram, Facebook, Odnoklassniki) are used to a significantly lesser extent, which corresponds to the rating of the popularity of these social networks among Russian Internet users.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УДМУРТИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ»

ЭТНОЛОГИЯ

УДК 316.472.4+39(470.51)

DOI: 10.15350/26191490.2021.2.24 Д. А. Черниенко

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ УДМУРТИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА: ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ ЭТНИЧНОСТИ

В статье представлен обзор информационных ресурсов в сети Интернет - сайтов и социальных сетей, которыми располагают национально-культурные объединения (НКО) Удмуртии. Обращено внимание, что в региональной историографии сетевая деятельность общественных организаций этнокультурной направленности еще не стала объектом специальных исследований. Интерес представляет содержательное наполнение (контент), реализуемые инструменты и функции таких ресурсов, в целом характер социальной коммуникации НКО. Применялись методы систематизации, классификации, контент-анализа. В результате выявлено, что информационная активность НКО представлена неравномерно и недостаточно, наибольшую активность проявляют удмуртские и некоторые другие этнические сообщества республики, наиболее системную и разноплановую работу в медиасфере проводят молодежные организации, сам факт наличия интернет-ресурсов не является показателем эффективности социальной репрезентации НКО, т. к. качество рассмотренных ресурсов в большинстве остается невысоким, малоинформативным. Среди соцсетей особенно востребована ВКонтакте, остальные (Instagram, Facebook, Одноклассники) используются в заметно меньшей степени, что соответствует рейтингу популярности указанных соцсетей у российских пользователей.

Ключевые слова: интернет, информационные ресурсы, национально-культурные объединения, национальный интернет, сайт, социальная репрезентация, социальная сеть, Удмуртская Республика, этничность.

В России продолжает стремительно развиваться сегмент «национального/этнического интернета» («веб-этнографии», «киберэтногра-фии», «цифровой этнографии», «нетнографии», «виртуальной идентичности» и т. п.), связанного с репрезентацией этничности с помощью различных медиа-инструментов. За последние время появились содержательные теоретико-методологические исследования, посвященные данной проблематике [см., напр.: Лапкина, 2011; Гладкова, 2015; Корючкина, 2018; Волокитина, 2019; Зайцева, 2020; Марданшин, 2020; Махмутов, 2020]. Быстрое развитие национального интернета свидетельствует о том, что он становится важным инструментом информационной политики в этнической сфере. Сегодня уже очевидно, что современные техно-

логии массовой коммуникации непосредственно влияют на мировосприятие, трансформируя и изменяя характеристики самосознания, в том числе национального. Создатели порталов, сайтов и администраторы сообществ в социальных сетях способствуют формированию новой виртуальной этнической реальности, в которой проявляется гражданская активность, связанная с поддержанием языков и культур. По силе своего воздействия она может оказаться более эффективной, чем традиционные информационные ресурсы.

На сегодня этнический интернет имеет свой заметный сегмент в информационном пространстве республики, в той или иной мере сведения о народах и их культурах представлены, например, на ресурсах Министерства национальной политики УР

(https://minnac.ru/), Дома дружбы народов (https:// udmddn.ru/), Ресурсного центра в сфере национальных отношений (Ы1р://ресурсныйцентр-анр.рф/ region/18), АЭМЗ «Лудорвай» (https://ludorvay.ru/). Удмуртская культура представлена на специальных сайтах, таких как «Воршуд» (https://vorshud. unatПb.ru/mdex.php/Заглавная_страница), «История Удмуртии» (http://udmurt-history.ru/), «Удмуртоло-гия» (http://udmurt.info/directory/), «Удмурт кылду-нне» (https://udmkyl.ru/) и многих других, а также на ресурсах в социальных сетях - сообществах, личных страницах, блогах. Попытка системного анализа этой новой среды предпринималась еще в середине 2000-х гг. [Кардинская, 2006а; Сахарных, 2006] и в настоящее время требует еще более пристального внимания.

С культурой других народов можно познакомиться в рамках проектов Национальной библиотеки Удмуртской Республики «Народы Удмуртии» (2011 г.) (https://narodudm.unatlib.ru/about) и «Продвижение национального культурного наследия народов Удмуртии в интернет-среде» (2014 г.) (https://elibrary.unatlib.ru/). Данные проекты предусматривают трансляцию культурных достижений всех этнических групп, проживающих на территории республики, для этого создается текстовый и мультимедийный контент, обеспечивается его публикация на ресурсах НБ УР [Шантурова, 2014].

Важную роль в этнокультурной сфере играют национально-культурные объединения (НКО) как значимый институт современного гражданского общества, эффективный участник реализации государственной национальной политики, популяризации позитивного опыта межнациональных отношений. Вместе с тем, социологические опросы показывают, что степень общественной осведомленности о работе НКО незначительна. Слабая информированность населения о деятельности общественных организаций свидетельствует о недостаточной их активности в медиапростран-стве, в том числе, в наиболее массовом интернет-сегменте.

Для Удмуртии тема деятельности национально-культурных объединений и использования ими информационных ресурсов продолжает оставаться еще малоизученной, несмотря на ряд публикаций [Кардинская, 2006; Шарачева, 2008, 2012, 2013; Ерохин, 2015; Черниенко, 2019; Воронцов, 2020; Касимов, 2021] о феномене этничности в современных реалиях, в том числе технологических. Национально-культурные объединения не только

сохраняют, а в некоторых случаях конструируют этничность, но и с помощью новейших средств коммуникации делают результаты своей работы максимально доступными для самых широких слоев населения.

Проблема национального интернета в Удмуртии в целом, в том числе представленности этнических сообществ в региональном кибер-про-странстве, к настоящему времени почти не изучена и является перспективным исследовательским направлением, поскольку и сам объект находится в стадии формирования и упорядочивания. В рамках данной статьи решались задачи по выявлению и анализу тематических интернет-ресурсов на примере национально-культурных объединений Удмуртии. Интерес представляет их содержательное наполнение (контент), реализуемые инструменты и функции таких ресурсов, в целом состояние информационной активности НКО, ведущих свою деятельность в республике.

Источниками послужили официальные сайты общественных организаций этнокультурной направленности и наиболее популярные социальные сети - ВКонтакте, Instagram, Facebook, Одноклассники. В исследовании применялись методы систематизации, классификации, контент-анализа, дискурс-анализ.

Сайты общественных организаций. Официальные сайты имеют 10 НКО Удмуртии - Общественная организация «Общество русской культуры Удмуртской Республики» (https://ork-iz. ucoz.ru/), Межрегиональная общественная организация «Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш» (http://udmurtkenesh.ru/), Удмуртская молодежная общественная организация «Шунды» («Солнце») (https://shundy.ru/), Региональная национально-культурная автономия татар Удмуртской Республики (http://udmtatar.ru/), Республиканская молодежная общественная организация «Союз татарской молодежи Удмуртской Республики «Иман» (https://iman-izhevsk.vsite.biz/), Общественная организация «Общество мордовского народа Удмуртской Республики «Умарина» (http:// www.mordva18.ru/), Верхнекамское отдельное окружное казачье общество (https://www.kazaki18. com/), Региональная общественная организация «Азербайджанский общественный центр Удмуртии «Достлуг» (https://dostlug.ru/), Удмуртская республиканская общественная организация российско-немецкой молодежи «Югендхайм» («Молодежный дом») (https://jugendheim.vsite.biz/),

Удмуртская региональная общественная организация «Общество греков «Никея» (www.ydmgrek.ru, в настоящее время ресурс недоступен).

Указанные сайты отличаются по техническим возможностям, функционалу, оформлению, структуре, информационной насыщенности, визуализации и другим элементам, с доминирующим русскоязычным контентом (сайт «Удмурт кенеш» единственный с функцией двуязычия). Основной акцент сделан на общих сведениях об организациях, новостях и фотографиях с мероприятий. Сайты мордовского и азербайджанского НКО содержат также некоторые материалы по истории и культуре своих народов. Однако заметно, что активная работа с сайтами не ведется, информационная лента и общий контент пополняются слабо. Так, последняя новость на сайте Общества русской культуры датирована 15 апреля 2017 г., самые «свежие» новости на сайтах «Удмурт кенеш» (июнь 2021 г.), «Достлуг» (июль 2021 г.), Верхнекамского казачьего общества (ноябрь 2021 г.). Все НКО (за исключением Общества мордовского народа «Умарина») кроме сайтов имеют еще и аккаунты в социальных сетях, возможно, этим вызвано переключение внимания на них как на более современные и оперативные ресурсы. Кроме того, наполнением и развитием сайтов нужно целенаправленно и системно заниматься, что требует соответствующих кадров в лице активистов-энтузиастов, творческих усилий, временных и даже финансовых затрат.

Социальная сеть ВКонтакте самая популярная среди НКО Удмуртии, более половины организаций имеют здесь свои страницы, которые можно разделить на три группы, принимая во внимание степень активности.

В первую группу можно отнести паблики удмуртских - «Удмурт Кенеш» (https://vk.com/ ^ти11кепе8^), Совет женщин-удмурток «Удмурт нылкышно кенеш» (https://vk.com/udmurtnylkyshno), Ресурсный центр «Куара» (https://vk.com/ sharakuara), татарских - Союз татарской молодежи «Иман» (https://vk.com/iman_izhevsk), НКА татар Удмуртии (https://vk.com/club136312785) и ряда других - УРОО «Одо Мари Ушем» (https://vk.com/ club14070955?from=quick_search), Союз марийской молодежи «Ужара» (https://vk.com/yzhara), Союз казаков Удмуртии (https://vk.com/udmkazak), Центр возрождения бесермянской культуры (https:// vk.com/club164387545), этнических сообществ. Все они ведут активную, регулярную работу на своих ресурсах ВКонтакте, размещают посты с высокой

периодичностью (часто ежедневно), имеют значительное число участников или подписчиков - от нескольких сотен до 2-3 тысяч, структура страниц содержит все важные элементы - публикации, фотоальбомы, видеоролики, аудиозаписи, статьи с обсуждениями, файлы с документами, ссылки на мероприятия и на другие паблики (табл. 1)1.

Вторая группа - НКО, которые ведут свои страницы менее активно, размещая посты в среднем несколько раз в месяц или реже, в том числе в течение 2021 г. При этом они также имеют от 300 до более 3000 участников, развитую структуру ресурсов. Это прежде всего молодежные организации «Шунды» (https://vk.com/shundy), УРОО российско-немецкой молодежи «Югендхайм» («Молодежный дом») (https://vk.com/jugendheim), Ассоциация «Вместе» (https://vk.com/vmeste_udm), а также немецкая НКА Удмуртии (https://vk.com/ wall-22875023?offset=180) и азербайджанский общественный центр «Достлуг» (https://vk.com/ dostluq18) (табл. 2).

В третью группу можно включить НКО, которые имеют страницы в ВКонтакте, но их текущая активность минимальна, в 2021 г. публикации не размещались, информация длительное время (даже в течение нескольких лет) не обновлялась, число подписчиков или участников заметно меньше: Союз русской молодежи СПАС (https:// vk.com/rmoospas), Общество бесермянского народа в Удмуртской Республике (https://vk.com/ club65632923), Союз татарских женщин Удмуртии «Ак Калфак» (https://vk.com/club94398549), Общество греков «Никея» (https://vk.com/club5264173), Общинный центр еврейской культуры Удмуртской Республики (https://vk.com/club11875159), Корейское национально-культурное общество Удмуртской Республики «Мугунхва» («Цветок») (https:// vk.com/munughva), Ассамблея народов Удмуртии (https://vk.com/asnarud) (табл. 3).

В социальной сети Instagram, предназначенной для обмена фото и видеофайлами, представлены 7 национально-культурных объединений, 4 из них - это удмуртские общественные организации. Сообщество «Удмурт Кенеш» (https://www. instagram.com/udmurtkenesh) имеет 638 подписчиков, 512 публикаций (с 12 июля 2019 г.), в том числе 42 видео, 59 подписок на другие страницы, 11 отметок в других публикациях. Публикацион-

1 Здесь и далее в тексте статистические данные приведены по состоянию на начало октября 2021 г.

Таблица 1

НКО с высокой степенью активности в сети ВКонтакте

НКО Участников Посты Альбомы / фото Видео Аудио Мероприятия Файлы / статьи

Всеудмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш» 2070 2267 41 / 2077 45 9 - 14

Совет женщин-удмурток «Удмурт нылкышно кенеш» 3303 2002 29 / 2270 37 23 - 6

Ресурсный центр «Куара» 2375 416 16 / 857 101 7 4 3

Союз татарской молодежи «Иман» 2945 3889 109 / 10944 30 34 30 4

Организация марийского народа «Одо Мари Ушем» 329 1156 7 / 274 10 48 - -

Союз казаков Удмуртии 491 2299 125 / 8557 170 49 - -

Центр возрождения бесермянской культуры 459 588 5 / 19 6 - - -

НКА татар Удмуртии 195 1978 3 / 42 - - - -

Союз марийской молодежи «Ужара» 566 1139 16 / 582 21 1 3 -

Таблица 2

НКО со средней степенью активности в сети ВКонтакте

НКО Участников Посты Альбомы / фото Видео Аудио Мероприятия Файлы

Удмуртская организация «Шунды» 3637 4681 222 / 20222 84 93 70 1

УРОО «Югендхайм» 811 4134 100 / 9862 77 - 175 2

Ассоциация «Вместе» 1292 2051 94 / 10080 30 - 78 -

Немецкая НКА Удмуртии 341 752 28 / 1548 112 96 13

Азербайджанский центр «Достлуг» 451 153 14 / 566 1 - - -

Таблица 3

НКО с низкой степенью активности в сети ВКонтакте

НКО Участников Посты Альбомы / фото Видео Аудио Мероприятия Файлы

Союз русской молодежи СПАС 473 715 21 /3655 27 29 2 2

Общество бесермянского народа 96 117 10 / 629 - - - -

Союз татарских женщин «Ак Калфак» 37 25 5 / 56 - - - 4

Общество греков «Никея» 49 39 4 / 146 29 26 - -

Общинный центр еврейской культуры 119 78 14 / 607 9 - 9 -

Корейское общество «Мугунхва» 32 24 7 / 139 4 - - -

Ассамблея народов Удмуртии 169 199 - 11 - - 1

ная активность очень высокая, почти ежедневная. Страница РОД «Удмурт нылкышно кенеш» (https:// www.instagram.com/udmurt.nylkyshno.kenesh/) насчитывает 251 подписчика, содержит 71 публикацию (с 15 октября 2020 г., в том числе 2 видео), 47 внешних подписок. Также на странице есть возможность по специальной ссылке в гугл-форме принять участие в опросе среди женщин, проживающих в сельской местности Удмуртии.

Страница молодежной организации «Шунды» (https://www.instagram.com/udmshundy/) ведется с 20 сентября 2016 г., имеет 1312 подписчиков, 554 публикации (72 видео), 514 внешних подписок и 26 отметок. Информация размещается регулярно, в среднем несколько постов в месяц, на удмуртском языке. Такая же степень активности у страницы ресурсного центра «Куара» (https://www.instagram. com/udm_kuara/), которую ведут с 4 декабря 2018 г. Здесь 1074 подписчика, 242 публикации (18 видео), 199 подписок на внешние ресурсы и 13 отметок. В том числе размещены 5 выпусков видеоуроков удмуртского языка. Более тысячи (1037) подписчиков и у страницы Союза татарской молодежи Удмуртии «Иман» (https://www.instagram.com/ tatary_18_iman/), открытой 11 декабря 2014 г., размещено 368 публикации (9 видео), сделано 476 подписок и 59 отметок. Большинство публикаций на татарском языке.

Также в Instagram присутствует общество дагестанцев Удмуртии «Наследие» (https://www. instagram.com/roo_nasledie/). В краткой «визитке» указаны ценностные ориентиры - «межнациональное единство», «патриотическое воспитание, труд на благо России». Первая публикация здесь размещена относительно недавно, 25 июня 2020 г., но подписано уже 3100 человек. Можно посмотреть 95 постов (4 видео), сделаны 1281 подписка и 4 отметки. Страница организации российско-немецкой молодежи «Югендхайм» (https://www.instagram. com/jugendheim/) одна из самих ранних (с 19 марта 2015 г.). Здесь 366 подписчиков, 188 постов (27 видео, в том числе выпуск сериала «О немецком Ижевске с любовью»), 509 подписок и 17 отметок. Периодичность размещения постов у «Имана», «Наследия» и «Югендхайма» заметно реже, чем у «Шунды» и «Куара» - чаще всего раз в несколько месяцев, но встречаются и перерывы в несколько месяцев. Своей страницы, аффилированной непосредственно с корейским обществом «Мугунхва» в Instagram нет, но есть закрытый аккаунт «Корейцы в Удмуртии» («Творческое объединение

корейцев» (https://www.instagram.com/udmkoryo/), где зарегистрированы 13 подписчиков, есть 71 публикация.

В социальной сети Facebook представлены 6 республиканских НКО.

Здесь имеют свои группы ряд удмуртских общественных организаций. На страницу «Удмурт Кенеш» (https://www.facebook.com/ UdmurtKenesh), созданную 30 марта 2016 г., подписаны 133 человека, размещены 1 видео (2016 г.), 3 тематических фотоальбома (141 фото) с мероприятий также 2016 г. Информация размещается редко, несколько раз в год, за 2021 г. постов не опубликовано.

Страница молодежной организации «Шун-ды» (https://www.facebook.com/УМОО-Шун-ды-101596398569654) создана относительно недавно - 7 января 2021 г., на нее подписаны 80 человек. Здесь размещены 1 видео, 44 фотографии, 15 постов (большая часть за январь-февраль, а также март, май).

«Ресурсный центр «Куара» (https://www. facebook.com/udm.kuara) имеет свою страницу с 27 декабря 2018 г., на нее подписаны 202 человека. Медиа-контент содержит 79 видеороликов с хронологией размещения от 3 недель до 2 лет, максимальное число просмотров - 613 (первый урок удмуртского языка, 2020 г.) и более 350 фотоматериалов. Публикационная активность со средней периодичностью несколько раз в месяц.

Группа Общества русской культуры Удмуртской Республики (https://www.facebook.com/ groups/176927769914195/) создана 28 октября 2018 г., в ней состоит 77 человек. Публикации крайне редки, за 2021 г. размещено 10 постов, преимущественно это ссылки на другие ресурсы. Размещаемая информация охватывает несколько тем - Дом дружбы народов, народы Удмуртии, ОРК и др. Мероприятия не представлены, в ме-диафайлах всего 5 фото и 6 видео (2018-2020 гг.).

На Facebook также представлены азербайджанское и еврейское общества. Страница Центра «Достлуг» (https://www.facebook.com/Азербайд-жанский-Общественный-Центр-Удмуртии-До-стлуг-386724474848653) создана 23 мая 2015 г., имеет 919 подписчиков. На странице размещены 16 видео (большинство 3-4 года назад), фотохроника за 6 лет насчитывает уже более 1000 единиц. Но публикационная активность в целом невысокая, до нескольких раз в месяц и реже, например, за текущий 2021 г. размещено всего 15 постов.

Общинный центр еврейской культуры Удмуртской Республики создал свою страницу (https:// www.facebook.com/HESEDARIEL) 31 мая 2016 г., посвященную, по описанию, «хронике общественной еврейской жизни в Удмуртии», имеет 488 подписчиков. На странице 9 видеороликов

0 прошедших событиях 1-3 летней давности, среди отмеченных мероприятий семинар для педагогов «Конкурс эссе среди школьников» (30.11.2018), фотохроника насчитывает около 580 файлов. Активность публикаций за 2021 г. несколько выше, чем у других указанных групп - 31 пост.

Социальная сеть «Одноклассники» НКО Удмуртии почти не используется. В данном сегменте представлены лишь три организации - МОО «Все-удмуртская ассоциация «Удмурт Кенеш», РОД «Совет женщин-удмурток «Удмурт нылкышно ке-неш», РОО НКР «Ассамблея народов Удмуртии».

Страница «Удмурт Кенеш» (https://ok.ru/ group/53087768150206) создана 28 марта 2016 г., имеет более 140 подписчиков. На странице представлены 360 тем, 465 фото (4 фотоальбома),

1 видео. Регулярность размещения информации не очень частая - в 2021 г. самым информативным оказался апрель (11 постов), в среднем - раз в один или в несколько месяцев. Информация дается на русском и удмуртском языках, комментариев к постам как правило нет. «Удмурт Кенеш» также имеет местные группы в ОК в ряде населенных пунктов республики, например, Можга, Грахово, Сюмси, численностью в несколько десятков участников.

Страница «Удмурт нылкышно кенеш» (https:// ok.ru/group/64614341804068) создана 15 октября 2020 г., насчитывает 325 участников, размещены 11 фотографий. «Визитка» сообщает, что организация «является ассоциированным членом Всеуд-муртской ассоциации «Удмурт Кенеш». Активисты движения работают во всех городах и районах Удмуртии». Но на странице размещен только 1 пост на удмуртском языке, датированный днем ее создания.

Страница «Ассамблеи народов Удмуртии» (https://ok.ru/assambleyanarodovudmurtii) создана 28 февраля 2014 г. с целью «всемерного содействия национально-культурному развитию представителей народов Удмуртии, сохранению их этнокультурной самобытности, укреплению межнационального и межконфессионального мира и согласия». В группе 788 участников, страница насчитывает 916 тем (постов), но обсуждаемых (т. е. с комментариями) из них только 6. Интенсивность разме-

щения информации в 2021 г. - 25 постов, больше всего в феврале-мае.

Еще несколько НКО (УМОО «Шунды», РОО «Таджикский общественный центр Удмуртии «Ориён-Тадж», УРОО российско-немецкой молодежи «Югендхайм») формально имеют свои страницы в данной социальной сети, но в настоящее время информация на них не представлена.

Таким образом, по итогам анализа интернет-ресурсов (сайты, соцсети) общественных организаций этнокультурной направленности Удмуртии выявлено:

1. Информационная активность НКО представлена крайне неравномерно и в целом слабо, официальные сайты имеют лишь четверть из 40 организаций, 16 не имеют никаких ресурсов. На всех 5 рассмотренных ресурсах представлена лишь Всеудмуртская ассоциация «Удмурт кенеш», на 4 - удмуртская молодежная организация «Шунды», на 3 - Общество русской культуры, «Удмурт ныл-кышно кенеш», Ресурсный центр «Куара», Союз татарской молодежи «Иман», Азербайджанский общественный центр «Достлуг», организация российско-немецкой молодежи «Югендхайм».

2. Наиболее системную работу в медиасфере проводят, главным образом, молодежные организации удмуртских, русских, татарских, немецких НКО.

3. Удмуртские и татарские сообщества активно используют свои национальные языки, ресурсы остальных НКО за редким исключением почти полностью русскоязычные.

4. Формальное наличие у НКО различных ресурсов не всегда сказывается на эффективности их социальной репрезентации, т. к. качество данных источников информации может быть весьма низким.

5. Среди соцсетей наиболее востребована ВКонтакте (23), остальные в меньшей степени -Instagram (7), Facebook (6), Одноклассники (6), что в целом соответствует данным об их популярности среди населения.

Дальнейшие перспективы исследования в данном направлении связаны с глубинным изучением информационной среды конкретных этнических сообществ. Перед НКО стоит важная задача укрепления своего присутствия в современном информационном пространстве. Социальное признание и формирование позитивной репутации могут быть одной из наиболее эффективных мер по предупреждению этнополитических и межэтнических

конфликтов, сохранению социальной стабильности российского общества. Потенциал НКО заключается не только в проведении массовых этнокультурных мероприятий, но также в образовательной, просветительской, экспертной работе, организации социальных акций, для чего более активно могут быть использованы интернет-ресурсы. Очевидно,

что НКО следует больше внимания уделять социальным коммуникациям, активизации информационной работы, развитию партнерских отношений с другими институтами гражданского общества. Для укрепления авторитета и общественно-политического влияния НКО следует продумать стратегии популяризации своей деятельности.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

Волокитина, 2019 - Волокитина Н. А. Этническая культура и репрезентация этнической идентичности в интернет-пространстве // Человек. Культура. Образование - Human. Culture. Education. 2019. 3 (33). С. 39-45.

Воронцов, 2020 - Воронцов В. С., Касимов Р. Н., Черниенко Д. А. Современные этнополитические процессы и межнациональные отношения в Удмуртии. Ижевск: УдмФИЦ УрО РАН, 2020. 364 с.

Габдрахманова, Махмутов, 2018 - Габдрахманова Г. Ф., Махмутов З. А. Национальный интернет России: к постановке проблемы // Oriental Studies. 2018. Vol. 37. Issue 3. С. 142-151.

Гладкова, 2015 - Гладкова А. А. Региональные веб-сайты этнических групп России как отражение языкового и культурного плюрализма в сети интернет // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2015. N° 2. С. 17-39.

Ерохин, 2015 - Ерохин А. В., Ерохина Л. Н. Этническая культура сельской Удмуртии и сетевое пространство Интернета // Актуальные тенденции социальных коммуникаций: история и современность. Сб. науч. ст. / Под ред. Мерзляковой Г. В. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2015. С. 14-21.

Зайцева, 2020 - Зайцева Л. А., Казакова М. Н., Мальченков С. А. Особенности проявления национального самосознания в социальных сетях (на примере «Facebook» и «ВКонтакте») // Гуманитарные и политико-правовые исследования. 2020. № 3 (10). С. 79-91.

Кардинская, 2006- Кардинская С. В. Конструирование «воображаемых сообществ»: национально-культурные объединения Удмуртии // Вестник удмуртского университета. Социология и философия. 2006. № 3. С. 104-113.

Кардинская, 2006а - Кардинская С. В. Этничность в идеологических конструктах удмуртских СМИ // Социологические исследования. 2006. № 6. С. 54-60.

Касимов, 2021 - Касимов Р. Н. Общее состояние и некоторые проблемы этнически окрашенных СМИ в Удмуртской Республике // Тенденции развития науки и образования. 2021. № 72. Ч. 7. С. 171-174.

Корючкина, 2018 - Корючкина П. С. Этнический образ в пространстве современной медиа-культуры // Культура и цивилизация. 2018. № 4. Т. 8. С. 57-63.

Лапкина, 2011 - Лапкина Н. А. Социальный потенциал интернет-ресурсов в дискурсе этничности / Авто-реф. дис. на соиск. учен. степ. канд. ист. наук: 07.00.07. М., 2011. 29 с.

Марданшин, 2020 - Марданшин А. Р. Проблемы проектирования сетевых мультимедийно-информационных ресурсов (на примере национальных ресурсов) // Вестник МГУКИ. 2020. № 1 (93). С. 85-98.

Махмутов, 2020 - Махмутов З. А. Теоретические подходы к изучению этнической идентичности в он-лайн-пространстве // Казанский педагогический журнал. 2020. № 6. С. 292-297.

Сахарных, 2006 - Сахарных Д. М. Удмуртский национальный интернет: проблемы развития коммуникативной среды // Коммуникативная природа человека (Первые петраковские чтения). Материалы Российской научно-теоретической конференции 31 января 2006 г., УдГУ. Ижевск: Издательство Удмуртского университета, 2006. С. 62-64.

Черниенко, 2019 - Черниенко Д. А. Этническая культура Удмуртии в региональном медийном и интернет-пространстве (на примере славянских народов) // Историко-культурное наследие народов Урало-Поволжья. 2019. № 2 (7). С. 80-87.

Шарачева, 2008 - Шарачева Р. М. Национально-культурное объединение как поле «воображения» этноса // Вестник удмуртского университета. Человек и общество. 2008. Вып. 1. С. 71-82.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шарачева, 2012 - Шарачева Р. М. Роль общественных организаций в формировании этничности удмуртов // Вестник РУДН. Серия Социология. 2012. № 4. С. 64-70.

Шарачева, 2013 - Шарачева Р. М. О специфике деятельности национально-культурных организаций Удмуртии // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2013. № 2. С. 63-67.

Шантурова, 2014 - Шантурова Г. Ю. Продвижение национального культурного наследия народов Удмуртии в интернет-среде // 25 лет в статусе «Национальная»: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, 16 декабря 2014 г. Ижевск, 2014. С. 44-49.

REFERENCES

Volokitina N. A. Etnicheskaya kul'tura i reprezentatsiya etnicheskoi identichnosti v internet-prostranstve [Ethnic Culture and Representation of Ethnic Identity in the Internet Space] // Chelovek. Kul'tura. Obrazovanie [Human. Culture. Education]. 2019. Issue 3 (33). Pp. 39-45. (in Russian)

Vorontsov V. S., Kasimov R. N., Chernienko D. A. Sovremennye etnopoliticheskie protsessy i mezhnatsional'nye otnosheniya v Udmurtii [Modern ethnopoliticalprocesses andinterethnic relations in Udmurtia]. Izhevsk: UdmFITs UrO RAN, 2020. 364 p. (in Russian)

Gabdrakhmanova G. F., Makhmutov Z. A. Natsional'nyi internet Rossii: k postanovke problemy [National Internet of Russia: to the problem statement] // Oriental Studies. 2018. Vol. 37. Issue 3. Pp. 142-151. (in Russian)

Gladkova A. A. Regional'nye veb-saity etnicheskikh grupp Rossii kak otrazhenie yazykovogo i kul'turnogo plyuralizma v seti internet [Regional websites of ethnic groups in Russia as a reflection of linguistic and cultural pluralism in Internet] // Vestn. Mosk. un-ta. Ser. 10. Zhurnalistika [Vestnik of Moscow State University. Ser. 10. Journalism]. 2015. № 2. Pp. 17-39. (in Russian)

Erokhin A. V., Erokhina L. N. Etnicheskaya kul'tura sel'skoi Udmurtii i setevoe prostranstvo Interneta [Ethnic culture of rural Udmurtia and network space of the Internet] // Aktual'nye tendentsii sotsial'nykh kommunikatsii: istoriya i sovremennost'. Sb. nauch. st. [Actual trends of social communications: history and modernity. Collection of scientific articles] / Ed. by Merzlyakova G. V. Izhevsk: Izd-vo «Udmurtskii universitet», 2015. Pp. 14-21. (in Russian) Zaitseva L. A., Kazakova M. N., Mal'chenkov S. A. Osobennosti proyavleniya natsional'nogo samosoznaniya v sotsial'nykh setyakh (na primere «Facebook» i «VKontakte») [Peculiarities of the manifestation of national identity in social networks (on the example of «Facebook» and «VKontakte»)] // Gumanitarnye i politiko-pravovye issledovaniya [Humanitarian, Political and Legal Studies]. 2020. № 3 (10). Pp. 79-91. (in Russian)

Kardinskaya S. V. Konstruirovanie «voobrazhaemykh soobshchestv»: natsional'no-kul'turnye ob"edineniya Udmurtii [The construction of «imaginary communities»: national and cultural associations of Udmurtia] // Vestnik udmurtskogo universiteta. Sotsiologiya i filosofiya [Bulletin of Udmurt University. Sociology and Philosophy]. 2006. № 3. Pp. 104-113. (in Russian)

Kardinskaya S. V. Etnichnost' v ideologicheskikh konstruktakh udmurtskikh SMI [Ethnicity in Ideological Constructs of Udmurt Mass Media] // Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. 2006. № 6. Pp. 54-60. (in Russian)

Kasimov R. N. Obshchee sostoyanie i nekotorye problemy etnicheski okrashennykh SMI v Udmurtskoi Respub-like [General state and some problems of ethnically coloured mass media in Udmurt Republic] // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya [Trends of science and education development]. 2021. № 72. Part 7. Pp. 171-174. (in Russian) Koryuchkina P. S. Etnicheskii obraz v prostranstve sovremennoi media-kul'tury [Ethnic image in the space of modern media-culture] // Kul'tura i tsivilizatsiya [Culture and civilization]. 2018. № 4. Vol. 8. Pp. 57-63. (in Russian) Lapkina N. A. Sotsial'nyi potentsial internet-resursov v diskurse etnichnosti [Social Potential of Internet Resources in the Discourse of Ethnicity] / Abstract for the degree of Candidate of Historical Sciences: 07.00.07. Moscow, 2011. 29 p. (in Russian)

Mardanshin A. R. Problemy proektirovaniya setevykh mul'timediino-informatsionnykh resursov (na primere natsional'nykh resursov) [Problems of designing network multimedia and information resources (on the example of national resources)] // Vestnik MGUKI [The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts]. 2020. № 1 (93). Pp. 85-98. (in Russian)

Makhmutov Z. A. Teoreticheskie podkhody k izucheniyu etnicheskoi identichnosti v onlain-prostranstve [Theoretical approaches to the study of ethnic identity in the online space] // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal [Kazan pedagogical journal]. 2020. № 6. Pp. 292-297. (in Russian)

Sakharnykh D. M. Udmurtskii natsional'nyi internet: problemy razvitiya kommunikativnoi sredy [Udmurt national internet: problems of development of communicative environment] // Kommunikativnaya priroda cheloveka (Pervye petrakovskie chteniya). Materialy Rossiiskoi nauchno-teoreticheskoi konferentsii 31 yanvarya 2006 g., UdGU [The

communicative nature of man (First Petrakov's readings readings). Materials of the Russian scientific-theoretical conference on January 31, 2006, UdSU]. Izhevsk: Izdatel'stvo Udmurtskogo universiteta, 2006. Pp. 62-64. (in Russian) Chernienko D. A. Etnicheskaya kul'tura Udmurtii v regional'nom mediinom i internet-prostranstve (na primere slavyanskikh narodov) [Ethnic culture of Udmurtia in regional media and internet space (on the example of Slavic peoples)] // Istoriko-kul'turnoe nasledie narodov Uralo-Povolzh'ya [Historical and Cultural Heritage of the Ural-Volga Region Peoples]. 2019. № 2 (7). Pp. 80-87. (in Russian)

Sharacheva R. M. Natsional'no-kul'turnoe ob"edinenie kak pole «voobrazheniya» etnosa [National and cultural association as a field of «imagination» of ethnos] // Vestnik udmurtskogo universiteta. Chelovek i obshchestvo [Bulletin of Udmurt University. Man and society]. 2008. Issue 1. Pp. 71-82. (in Russian)

Sharacheva R. M. Rol' obshchestvennykh organizatsii v formirovanii etnichnosti udmurtov [The role of public organizations in the formation of ethnicity of Udmurts] // Vestnik RUDN. Seriya Sotsiologiya [RUDN Journal of Sociology]. 2012. № 4. Pp. 64-70. (in Russian)

Sharacheva R. M. O spetsifike deyatel'nosti natsional'no-kul'turnykh organizatsii Udmurtii [On the specificity of national and cultural organizations' activities in Udmurtia] // Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnye i sotsial'nye nauki [Bulletin of the Northern (Arctic) Federal University. Series: Humanities and Social Sciences]. 2013. № 2. Pp. 63-67. (in Russian)

Shanturova G. Yu. Prodvizhenie natsional'nogo kul'turnogo naslediya narodov Udmurtii v internet-srede [Promotion of National Cultural Heritage of the Peoples of Udmurtia in the Internet environment] // 25 let v statuse «Natsional'naya»: Materialy mezhregional'noi nauchno-prakticheskoi konferentsii, 16 dekabrya 2014 g. [25 years in the National status: Proceedings of the Interregional Scientific and Practical Conference, December 16, 2014]. Izhevsk, 2014. Pp. 44-49. (in Russian)

D. A. Chernienko

ETHNIC AND CULTURAL ASSOCIATIONS OF UDMURTIA ON THE INTERNET: EXPERIENCE OF SOCIAL REPRESENTATION OF ETHNICITY

The article provides an overview of information resources on the Internet - websites and social networks, available to the ethnic and cultural associations (ECA) of Udmurtia. It is noted that in the regional historiography, the network activity of public organizations of ethnic and cultural orientation has not yet become an object of special research. The content, implemented tools and functions of such resources and the general nature of social communication of ECA are being interested. There were the methods of systematization, classification and content analysis. As a result, it was revealed that the informational activity of ECA is presented unevenly and insufficiently; the Udmurts and some other ethnic communities demonstrate the greatest activity; the most systematic and diverse work in the media sphere is carried out by youth organizations. The existence of Internet resources itself is not an indicator of the effectiveness of social representation of ECA, since the quality of the resources is generally low and uninformative. Among the social networks the most popular is VKontakte, while the other ones (Instagram, Facebook, Odnoklassniki) are used to a significantly lesser extent, which corresponds to the rating of the popularity of these social networks among Russian Internet users.

Keywords: Internet, informative resources, ethnic and cultural associations, national Internet, website, social representation, social network, Udmurt Republic, ethnicity.

Черниенко Денис Аркадьевич,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник,

Удмуртский институт истории, языка и литературы УдмФИЦ УрО РАН (Ижевск, Россия) denis_chernienko@mail.ru

Статья поступила в редакцию 10.10.2021

Denis A. Chernienko,

Candidate of Sciences (History), Senior Researcher,

Udmurt Institute of History, Language and Literature UdmFRC UB RAS (Izhevsk, Russia) denis_chernienko@mail.ru

Received 10.10.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.