Научная статья на тему 'ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА'

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИБЕРЭТНИЧНОСТЬ / ВЕБ-ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА / РЕСПУБЛИКА БАШКОРТОСТАН / ЧУВАШИ / СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Тузбеков Айнур Ильфатович, Петров Игорь Георгиевич

Cтатья посвящена исследованию двух виртуальных чувашских сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: «Чуваши Башкортостана» и «Башкирские ЧУВАШИ и ЧУВАШЕЧКИ». Для удобства они обозначены как «Группа № 1» и «Группа № 2». Выбор сообществ обусловлен сравнительно большим количеством подписчиков, а также тем, что они демонстрируют тенденцию к увеличению численности своих аудиторий. Указанные объединения изучены с помощью методов статистического и контент-анализа. Кроме этого использованы популярные приложения vk.barkov.net и http://popsters.ru. В результате проведенного исследования определены основная аудитория сообществ, половозрастная характеристика, страна и место проживания (город или село), образование, количество и вид публикуемого контента, активность аудитории, вовлеченность подписчиков в обсуждение различных тем. Выявлено, что коммуникативный сегмент указанных виртуальных сообществ в основном зиждется на этнической проблематике, что является свидетельством актуализации у их пользователей этнической идентичности. Подписчиками групп в основном являются мужчины и женщины в возрасте от 18 до 39 лет, проживающие в городах. Виртуальные сообщества также характеризуются тем, что в них представлено очень мало оригинальных публикаций, так как бóльшая их часть является воспроизведением ранее опубликованных постов, взятых из других Интернет-сообществ. Пополнение аудитории данных объединений, равно как их популярность среди подписчиков, возможны только при существенном расширении предлагаемого контента, например, информационными, развлекательными, обучающими, рекламными и другими материалами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Тузбеков Айнур Ильфатович, Петров Игорь Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONLINE COMMUNITIES OF THE CHUVASHS OF BASHKORTOSTAN IN THE VIRTUAL SPACE: EXPERIENCE IN STATISTICAL ANALYSIS

The article is devoted to the study of two virtual Chuvash communities in the social network “VKontakte”: “Chuvashs of Bashkortostan” and “Bashkir Chuvashs and Chuvash girls”. They are designated as “Group № 1” and “Group №2” for convenience. The choice of communities is due to the relatively large number of subscribers, as well as the fact that they show a tendency to increase the number of their audiences. These associations were studied by the authors using the methods of statistical and content analysis. In addition, popular applications are used - vk.barkov.net and http://popsters.ru. As a result of the conducted research, the main audience of communities, gender and age characteristics, country and place of residence (city or village), education, the number and type of published content, audience activity and the involvement of subscribers in the discussion of topics to be discussed were determined. It is revealed that the communicative segment of these virtual communities is mainly based on ethnic issues, which is evidence of the actualization of their users’ ethnic identity. The subscribers of the groups are mainly men and women between the ages of 18 and 39 who live in cities. Virtual communities are also characterized by the fact that they have very few original publications, since most of them are reproductions of previously published posts taken from other online communities. The expansion of the audience of these associations, as well as their popularity among subscribers, is possible only with a significant expansion of the proposed content, for example, informational, entertainment, educational, advertising and other materials.

Текст научной работы на тему «ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»

УДК 316.472.4+394(470.57) DOI: 10.15350/26191490.2021.2.25

А. И. Тузбеков, И. Г. Петров

ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВА ЧУВАШЕЙ БАШКОРТОСТАНА В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ: ОПЫТ СТАТИСТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА*

Статья посвящена исследованию двух виртуальных чувашских сообществ в социальной сети «ВКонтакте»: «Чуваши Башкортостана» и «Башкирские чуваши и чувашки». Для удобства они обозначены как «Группа № 1» и «Группа № 2». Выбор сообществ обусловлен сравнительно большим количеством подписчиков, а также тем, что они демонстрируют тенденцию к увеличению численности своих аудиторий. Указанные объединения изучены с помощью методов статистического и контент-анализа. Кроме этого использованы популярные приложения vk.barkov.net и http://popsters.ru. В результате проведенного исследования определены основная аудитория сообществ, половозрастная характеристика, страна и место проживания (город или село), образование, количество и вид публикуемого контента, активность аудитории, вовлеченность подписчиков в обсуждение различных тем. Выявлено, что коммуникативный сегмент указанных виртуальных сообществ в основном зиждется на этнической проблематике, что является свидетельством актуализации у их пользователей этнической идентичности. Подписчиками групп в основном являются мужчины и женщины в возрасте от 18 до 39 лет, проживающие в городах. Виртуальные сообщества также характеризуются тем, что в них представлено очень мало оригинальных публикаций, так как большая их часть является воспроизведением ранее опубликованных постов, взятых из других Интернет-сообществ. Пополнение аудитории данных объединений, равно как их популярность среди подписчиков, возможны только при существенном расширении предлагаемого контента, например, информационными, развлекательными, обучающими, рекламными и другими материалами.

Ключевые слова: киберэтничность, веб-этнография, этническая идентичность, Интернет-сообщества, Республика Башкортостан, чуваши, статистический анализ.

Современная реальность все больше и больше подводит нас к выводу, что Интернет последовательно и целенаправленно проникает в этническую среду. В последние десятилетия представителями различных этносов и этнических групп создаются

* Работа осуществлена в рамках Государственного задания ИЭИ УФИЦ РАН на 2021 г. по темам: «Этнические культуры Южного Урала и Приуралья: диалог традиций и новаций», № АААА-А21-121012290086-0; «Культурные интеграции населения Южного Урала в древности, средневековье и Новое время: факторы, динамика, модели», № АААА-А21-121012290083-9.

интернет-сообщества или виртуальные объединения, которые в самых разных проявлениях позиционируют свою этничность: язык, культуру, историческое прошлое и современность, литературу, искусство, музыку, религию и т.д. Благодаря этим виртуальным сообществам Интернет, с одной стороны, становится мощным каналом внутриэтни-ческой коммуникации и консолидации, с другой -важным и весьма востребованным средством или механизмом культивирования этнической идентичности. Исследования также показывают, что «наибольшую киберактивность проявляют

сообщества, прежде всего диаспоры и этнические меньшинства, компенсирующие посредством Сети дефицит реальной территориальной близости и коммуникации» [Головнев и др., 2018, с. 100].

Наука, в том числе отечественная этнология, находится только на подходе глубокого осмысления данного феномена. Это относится также к вопросу выработки понятийного аппарата и терминологии. Одни исследователи этнически маркированный сегмент Интернета предлагают рассматривать как «национальный Интернет». Под последним понимается «совокупность сетевых ресурсов, ориентированных в той или иной степени на аудиторию, абсолютную или значительную долю в которой составляют представители одной этнической группы» [Махмутов, 2015, с. 4]. Другая группа ученых этнически окрашенный компонент в виртуальном пространстве предлагают обозначить более емким термином - «киберэтничность», «киберэтнография», «веб-этнография» [Головнев и др., 2018].

Широкое исследовательское поле для анализа этнических интернет-сообществ предоставляет социальная сеть «ВКонтакте». Это связано с тем, что именно здесь сосредоточено наибольшее число подобного рода виртуальных групп.

В данном исследовании ставится задача проанализировать два виртуальных чувашских сообщества, которые в настоящее время функционируют в Республике Башкортостан: «Чуваши Башкортостана» и «Башкирские чуваши и чувашки». Выбор указанных виртуальных объединений обусловлен сравнительно большой численностью подписчиков, а также тем, что они демонстрируют количественное увеличение своих аудиторий.

Глубокий и всесторонний анализ указанных сообществ предстоит еще осуществить, поскольку это тема отдельного самостоятельного исследования. Поэтому, как первый шаг в этом направлении, мы предлагаем ограничиться только количественным и качественным анализом данных сообществ. Это касается таких параметров, как половозрастная характеристика подписчиков, страна и место проживания (город или село), образование, количество и вид публикуемого контента, активность аудитории, вовлеченность подписчиков в обсуждение тех или иных новостей или информационных материалов. Данные показатели нами были получены с помощью двух общедоступных ресурсов: vk.barkov. net и http://popsters.ru. На наш взгляд, эти ресурсы

позволяют получить обобщенное представление об Интернет-сообществах и могут быть полезны другим исследователям.

По данным ежегодного изучения аудитории социальных сетей в России, проводимого системой мониторинга и анализа социальных медиа и СМИ «Brand Analytics» (лидирующая на рынке СНГ) самой большой по объему контента социальной сетью в России с 2018 по 2020 гг. является сеть «ВКонтакте» [Черный, 2020]. В этой связи мы решили провести анализ групп именно на данной платформе. Было обнаружено, что в Республике Башкортостан существуют два наиболее многочисленных виртуальных чувашских сообщества: 1) Чуваши Башкортостана (https://vk.com/club4577300) (далее - группа № 1); 2) Башкирские чуваши и чувашки (https://vk.com/public36323488) (далее -группа № 2). Цели, обозначенные в информации об этих группах, соответствуют четырем основным целям большинства онлайн-сообществ, охарактеризованных Дж. Присом: «обменяться информацией, с помощью которой можно получить ответы на вопросы или отправить информацию; оказать поддержку, которая передает сочувствие, выражает эмоции вербально или не вербально; пообщаться в неформальной обстановке с помощью синхронной связи; обсудить идеи, выдвижение которых, как правило, требует помощи модератора» [Рождественская, Семенова, 2014, c. 27].

Анализ публикаций в группах позволяет нам классифицировать рассматриваемые группы как сообщества «мультимодальных социальных миров» по классификации А. Ц. Гарсиа, А. И. Стандла, Й. Бечкоффа, Ы. Цуи [Полухина, 2014, c. 97]. По мнению исследователей, эти сообщества необходимо рассматривать, используя как онлайн, так и оффлайн методы, так как взаимодействие происходит в двух пространствах. Ввиду существующих ограничений, связанных с пандемией, на данном этапе исследования мы ограничиваемся онлайн анализом интернет-сообществ, но в последующем планируется проведение опроса администраторов и подписчиков этих групп. Для этого нами были использованы методы нетнографии [Kozinetz, 2010]. Суть современной нетнографии можно охарактеризовать следующим образом: это специфический набор связанных между собой экспериментальных практик по сбору данных, их анализу и представлению, а также этических норм проведения подобного рода исследования [Гюль, 2015, c. 7-8].

На момент сбора данных на группу № 1 было подписано 3110 человек (2248 после исключения заблокированных и удаленных подписчиков). Первая публикация в сообществе сделана 14 сентября 2008 г. Всего значится 5500 публикаций и 394 комментария. Сообщество определено как открытое. В разделе «Информация» указано: «Чуваши Башкортостана - что нового сегодня (культурные мероприятия, концерты, конкурсы, выставки, праздники). Пишите все, кто родился и вырос или живет и работает в Башкортостане, у кого здесь живут родственники и он бывает в гостях».

Далее была изучена группа № 2, в которой числится 889 человек (787 после исключения заблокированных и удаленных подписчиков). Первая публикация в сообществе сделана 11 октября 2012 г. Всего значится 746 публикаций и 142 комментария. Сообщество открытого типа. В разделе «Информация» указано: «МЫ ОБЪЕДИНЯЕМСЯ ЧТОБЫ ДРУЖИТЬ И БЫТЬ В КУРСЕ ВСЕХ НОВОСТЕЙ В ЧУВАШСКОЙ КУЛЬТУРЕ!».

Используя автоматизированные методы изучения виртуальных сообществ, с помощью ресурса vk.barkov.net 29 декабря 2020 г. был произведен сбор данных о группах и их подписчиках. В итоге получены сводные таблицы, содержащие открытые, структурные и атрибутивные переменные данные, позволившие произвести половозрастную характеристику и узнать место проживания подписчиков.

В соответствии с правилами ВКонтакте подписчики при регистрации обязаны указывать свою половую принадлежность. В результате установлено, что половой состав в рассматриваемых группах несколько отличается. В группе № 1 51 % составляют женщины, 48 % мужчины, а в группе № 2 количество женщин больше (63 %).

Изучение возрастного состава участников показало, что чуть меньше половины участников указали свой возраст, в группе № 1 39 % в группе № 2 42 % подписчиков. Как видим из таблицы, большинство составляет молодежь и люди среднего возраста. Хочется также отметить, что во второй группе высокий процент подписчиков в возрасте старше 50 лет (табл. 1).

Полученные в результате анализа групп социально-демографические показатели практически полностью соответствуют общим показателям аудитории социальной сети «Вконтакте» [Черный, 2020].

Большинство подписчиков в исследуемых группах (90 % и 86 % соответственно) указали страну проживания. Среди них около 98 % участ-

ников проживают в России. Около 75 % участников групп указали в своих профилях место проживания. Проведенный анализ показал, что подавляющее большинство подписчиков проживает в Республике Башкортостан. Из них среди участников группы № 1 54 % проживают в городах, а 17 % в селах и деревнях региона. Причем большинство из них сосредоточено в Уфе (26 %) и Стерлитамаке (16 %). В группе № 2 распределение подписчиков по городам и селам схоже с группой № 1 (50 % и 14 %), но большинство акторов проживает в г. Стерлитамаке (28 %) и чуть меньше в г. Уфе (16 %).

На наш взгляд, интересным является и то, что в первой группе 33 % участников указали, что окончили вуз, а во второй 24 %. Косвенно высокий процент имеющих высшее образование в группе № 1 подтверждается тем, что в этом сообществе на 10 % больше подписчиков используют компьютер для входа в социальную сеть в рабочее время.

Наличие в названиях групп наименования региона в целом свидетельствует об объединении в сообщества по территориальному признаку, что нашло подтверждение в ходе изучения профилей подписчиков. В то же время существенный процент подписчиков, указавших иной регион проживания, соответствует утверждению М. Кастельса о том, что интернет-сообщества формируются на основе общего интереса, а не какого-либо географического места [Кастельс, 2004, с. 153].

Изучение половозрастного состава и мест проживания подписчиков показало практическую идентичность исследуемых сообществ, что, скорее всего, связано с большой долей пересекаемости сообществ. Для подтверждения данной теории проведено сопоставления списков подписчиков всех изучаемых групп. В результате выявлено, что 207 участников одновременно состоят в обеих группах.

Учитывая, что часть участников интернет-сообществ хотят остаться анонимными и могут публиковать о себе ложные сведения при проведении анализа интернет-сообществ, важным является изучение интересов и информационного взаимодействия между акторами.

В этой связи для определения других интересов подписчиков рассматриваемых групп был использован один из инструментов ресурса vk.barkov.net, позволяющий учесть в каких еще сообществах участвует аудитория групп (табл. 2-3).

В результате было установлено, что наряду с региональными агрегаторами новостей наиболее популярными среди подписчиков изучаемых групп

Таблица 1

Возраст подписчиков виртуальных сообществ

Группы до 17 лет 18-29 лет 30-39 лет 40-49 лет старше 50 лет

№ 1 1 % 28 % 40 % 13 % 17 %

№ 2 2 % 26 % 29 % 18 % 25 %

Таблица 2

Популярные сообщества, на которые подписаны участники группы № 1

№ Название групп Совпадений Всего участников

1 Чавашсем - хитре халах (Чуваши - красивый народ) | Чувашия 398 30245

2 Новости Уфы и Республики Башкортостан 285 427035

3 Эсе - ман хевелем, эсе - ман тенче (Ты - мое солнце, ты - мой мир) 268 22781

4 БашДТП | Уфа и Башкортостан 245 433709

5 Башкирские чуваши и чувашки 207 889

Таблица 3

Популярные сообщества, на которые подписаны участники группы № 2

№ Название групп Совпадений Всего участников

1 Чавашсем - хитре халах | Чувашия 251 30245

2 Эсе - ман хевелем, эсе - ман тенче 241 427035

3 Чуваши Башкортостана 207 3110

4 ЯНРА! (Звени!). Интернет-журнал 165 10488

5 Типичный Стерлитамаковец 124 137470

Таблица 4

Подписчики сообществ, опубликовавшие посты и комментарии

Группы Опубликовавшие пост и комментарий Опубликовавшие пост

№ 1 630 503

№ 2 12 7

являются два сообщества, объединяющие чувашей России: 1) Чавашсем - хитре халах | Чувашия (https://vk.com/ch_hh); 2) Эсе - ман хевелем, эсе -ман тенче (https://vk.com/uratmana).

Далее, следуя утверждению Г. Рейнгольда, согласно которому «социальное образование появляется на основе практики компьютерно-опосредованной коммуникации в Интернете, когда достаточное количество людей принимает участие в публичной дискуссии достаточно долгое время и с присущими человеческими чувствами, чтобы сформировать ткань личных отношений в виртуальном пространстве» [Мейлахс, Рыков, 2015, с. 139], нами было при-

нято решение изучить профили подписчиков, хотя бы раз опубликовавших новость или написавших комментарий за весь период существования групп.

Изучение настроек интернет-сообществ показало, что они существенно отличаются между собой. Например, в группе № 1 администратор предоставил подписчикам возможность публикации материалов, в группе № 2 участники не имеют такой возможности, а все материалы выкладываются лишь ограниченным кругом лиц. В этой связи мы наблюдаем достаточно большую разницу в количестве акторов, участвующих в создании контента (табл. 4).

Таблица 5

Сравнение двух сообществ по контенту активности и вовлеченности

Сравнение групп по: № 1 в 2020 г. № 2 в 2020 г.

Контент

Постов 5500 294 746 130

Фото 3536 - 390 -

Текст 2704 - 542 -

Видео 330 - 206 -

Ссылка 1144 - 227 -

Активность

Лайков 16976 1615 2850 374

Репостов 719 68 387 38

Комментариев 394 49 142 40

Просмотров 492230 56811 116933 19616

Активность по типу контента

Фото 35,3375 - 28,5338 -

Текст 21,6363 - 24,4 -

Видео 22,2659 - 24,135 -

Ссылка 20,7603 - 22,9312 -

Вовлеченность по типу контента

Фото 0,1352 - 0,5771 -

Текст 0,0828 - 0,4935 -

Видео 0,0852 - 0,4882 -

Ссылка 0,0794 - 0,4638 -

Вовлеченность

Средняя вовлеченность на пост 0,106 % 0,367898 % 0,510 % 0,794434 %

В общей сложности в двух группах нами было выделено 642 актора, которые писали комментарии и публикации. В результате сопоставления строк полученных таблиц и проверки на пересекаемость выделено 640 человек, из которых лишь 2 состоят в обоих сообществах, а остальные только в одном.

Далее подробно остановимся на изучении профилей этих акторов. Из 630 человек в группе № 1 чуть больше половины (54 %) составляют женщины. Свой возраст указали около 40 % участников, среди которых преобладают люди в возрасте от 30 до 49 лет (50 %). Из 80 % идентифицировавших свое место пребывания 56 % проживает в городах республики, в основном г. Уфе (33 %) и г. Стер-литамаке (13 %). Во второй группе из 12 человек 5 женщин и 7 мужчин. Указали свой возраст 5 человек, среди которых 4 человека в возрасте от 28 до 36 лет, одному 55 лет. Из 10 человек, указавших место проживания, трое проживают в г. Уфе, трое в г. Чебоксары, двое в г. Стерлита-маке, по одному в г. Мелеуз и с. Красноармейское (Чувашская Республика).

Важными критериями в характеристике онлайн-сообществ является определение вида контента, уровня восприятия и интереса подписчиков к публикуемой информации. Для их изучения был использован социометрический метод. В промежутке с момента создания и по 2020 г. с помощью ресурса http://popsters.ru было определено количество и вид публикуемого контента, активность аудитории и вовлеченность подписчиков. В результате мы выявили, что в группе № 1 в год публикуется информации в несколько раз больше, чем в группе № 2. Основное количество публикаций представлено фотоматериалами, сопровождаемыми небольшим текстом, которые в свою очередь и вызывают наибольший интерес со стороны подписчиков, о чем свидетельствует изучение активности по типу контента.

Важным показателем интереса подписчиков к политике сообщества является коэффициент вовлеченности (Engagement Rate). В задачи исследования входило сравнение популярности публикуемой в сообществах информации. Для ее оценки был рассчитан коэффициент вовлеченности на

пост - это удельный вес действий пользователей в пересчете на один пост, рассчитываемый по формуле (количество действий/число подписчиков) *100 % (Engagement rate). В результате, был установлен высокий уровень средней вовлеченности подписчиков на пост в сообществе № 2, а, следовательно, и больший интерес к контенту, чем в группе № 1 (табл. 5).

Для выявления наиболее интересных для подписчиков публикации, в каждой группе были определены 10 сообщений, имеющих наибольший коэффициент вовлеченности. В группе № 1 первое место у публикации, посвященной Поздравлению с наступающим Новым годом (https://vk.com/wall-4577300_5383), датируемой 30.12.2018 г. Далее следуют публикации, содержащие фотографии девушек в национальной одежде, участвующих в конкурсах красоты, фольклорных коллективов, конкурса детского рисунка с изображением с. Кош-Елга Бижбу-лякского района РБ, презентации Канаша чувашей РБ.

Наиболее высокий коэффициент вовлеченности в группе № 2 у публикации с афишей фольк-группы «Дуняша style» (https://vk.com/wall-36323488_490), датируемой 10.04.2017 г. Далее следуют новости, посвященные изделиям с чувашским национальным орнаментом, афишам концертов, проводимых в южных районах Республики Башкортостан, а также подборкам песен и видеоклипов чувашских исполнителей.

Для характеристики публикуемых в сообществах новостей мы применили также метод контент-анализа. В данном случае под контент-анализом понимается процедура выявления частоты появления в тексте определенных интересующих исследователя параметров, которые позволяют ему сделать некоторые выводы относительно характера публикаций [Федотова, 2001, c. 25]. Для этого были изучены сообщения, опубликованные участниками обеих групп за 2020 г. В течении рассматриваемого периода в группе № 1 было опубликовано 294 новости, из них: 274 являются повторными публикациями, сделанными со страниц различных сообществ о чувашах и чувашской культуре, в 7 содержится просьба принять участие в голосовании в различных конкурсах, 7 объявлений, 2 связаны с предстоящей Всероссийской переписью, 2 с поздравлениями, 2 с призывом сохранить шихан Куштау.

В группе № 2 в 2020 г. было опубликовано 130 сообщений из них 114 являются повторными публикациями, сделанными со страниц различных сообществ о чувашах и чувашской культуре, в 4-х представлена афиша концертов, 3 - поздравления, 2 - объявления, в 2-х содержится просьба принять участие в голосовании в различных конкурсах, 2 связаны с предстоящей Всероссийской переписью, в 2-х презентуются изделия ручной работы с национальным орнаментом, 1 соболезнование.

Таким образом, изученные виртуальные сообщества представляют собой людей, объединенных интересом к чувашам и чувашской культуре в Республике Башкортостан и за ее пределами. В рамках интернет-сообществ происходит обмен информацией и мнениями о развитии чувашского этноса.

Подписчиками групп являются равное количество мужчин и женщин преимущественно в возрасте от 18 до 39 лет, проживающих в городах республики.

В группе № 1 хотя и фиксируется большая активность акторов, но интерес аудитории к публикуемой информации значительно ниже, чем в группе № 2. На наш взгляд это связано с большей сплоченностью активных участников в группе № 2, проживающих в более маленьком городе и с характером публикуемой информации.

В обеих группах практически отсутствуют оригинальные публикации, а подавляющее большинство составляют репосты (повторные публикации) из других интернет-сообществ, иногда сопровождаемые короткими заголовками и комментариями. Единственное отличие в публикациях заключается в том, что в группе № 2 присутствуют афиши концертов, организуемых в южных районах республики, которые и вызывают наибольшую активность со стороны участников.

При сохранении существующей политики, проводимой администраторами сообществ, сохранится тенденция небольшого роста количества участников, однако их вовлеченность в контент будет снижаться. Дополнение контента интернет-сообществ разнообразными видами информации, например, развлекательными, обучающими, рекламными и др., возможно, будет способствовать привлечению новых подписчиков. Это в свою очередь повысит интерес к указанным сообществам более широкого круга подписчиков и интересантов.

ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Головнев, Белоруссова, Киссер, 2018 - Головнев А. В., Белоруссова С. Ю., Киссер Т. С. Веб-этнография и киберэтничность // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 100-108.

Гюль, 2015 - Гюль Д. В. Нетнография как стратегия социологического исследования: особенности применения в маркетинге // Экономика и социология. 2015. № 1. С. 7-8.

Кастельс, 2004 - Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2004. 328 с.

Махмутов, 2015 - Махмутов З. А. Языковой ландшафт татарского Интернета. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ; Артифакт, 2015. 36 с.

Мейлахс, Рыков, 2015 - Мейлахс П. А., Рыков Ю. Г. Онлайновое сообщество СПИД-диссидентов в социальной сети «Вконтакте»: структура и риторические стратегии // XV апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. Кн. 3. М.: Высшая школа экономики, 2015. С. 137-146.

Полухина, 2014 - Полухина Е. Онлайн-наблюдение как метод сбора данных // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 7. С. 95-106.

Рождественская, Семенова, 2014 - Рождественская Е., Семенова В. Киберэтнография виртуального сообщества: анализ туристского форума // Интеракция. Интервью. Интерпретация. 2014. № 7. С. 22-43.

Федотова, 2001 - Федотова Л. Н. Анализ содержания - социологический метод изучения средств массовой коммуникации. М.: Институт социологии РАН, 2001. 202 c.

Черный, 2020 - Черный В. Социальные сети в России: цифры и тренды, осень 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (дата обращения: 29.12.2020).

Engagement rate, 2020 - Engagement rate: как правильно считать коэффициент вовлеченности в социальных сетях [Электронный ресурс]. URL: https://popsters.ru/blog/post/55/ (дата обращения: 24.12.2020).

Kozinetz, 2010 - Kozinetz R. V. Netnography: Doing Ethnographic Research Online. London: SAGE Publications, 2010. 221 p.

REFERENCES

Golovnev A. V., Belorussova S. Yu., Kisser T. S. Veb-etnografiya i kiberetnichnost' [ Web ethnography and cyberethnicity] // Ural Historical Journal. 2018. № 1 (58). Pp. 100-108. (in Russian)

Gyul' D. V. Netnografiya kak strategiya sotsiologicheskogo issledovaniya: osobennosti primeneniya v marketinge [Netnography as a sociological research strategy: peculiarities of application in marketing] // Economics and Sociology. 2015. № 1. Pp. 7-8. (in Russian)

Kastel's M. Galaktika Internet: razmyshleniya ob internete, biznese i obshchestve [The Internet Galaxy: Reflections on the Internet, Business and Society]. Ekaterinburg: U-Faktoriya, 2004. 328 p. (in Russian)

Makhmutov Z. A. Yazykovoi landshaft tatarskogo Interneta [Linguistic Landscape of the Tatar Internet]. Kazan': Institut istorii im. Sh. Mardzhani AN RT; Artifakt, 2015. 36 p. (in Russian)

Meilakhs P. A., Rykov Yu. G. Onlainovoe soobshchestvo SPID-dissidentov v sotsial'noi seti «Vkontakte»: struktura i ritoricheskie strategii [Online community of AIDS dissidents in the social network "Vkontakte ": structure and rhetorical strategies] // XV aprel'skaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya po problemam razvitiya ekonomiki i obshchestva [XV April International Scientific Conference on Economic and Social Development]. Book 3. Moscow: Higher School of Economics, 2015. Pp. 137-146. (in Russian)

Polukhina E. Onlain-nablyudenie kak metod sbora dannykh [Online-Observation as a Data Collection Method] // Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya [Interaction. Interview. Interpretation]. 2014. № 7. Pp. 95-106. (in Russian) Rozhdestvenskaya E., Semenova V. Kiberetnografiya virtual'nogo soobshchestva: analiz turistskogo foruma [Cyberethnography of virtual community: analysis of tourist forum] // Interaktsiya. Interv'yu. Interpretatsiya [Interaction. Interview. Interpretation]. 2014. № 7. Pp. 22-43. (in Russian)

Fedotova L. N. Analiz soderzhaniya - sotsiologicheskii metod izucheniya sredstv massovoi kommunikatsii [Content Analysis - A Sociological Method of Studying Mass Communication Media]. Moscow: Institute of Sociology, Russian Academy of Sciences, 2001. 202 p. (in Russian)

Chernyi V. Sotsial'nye seti v Rossii: tsifry i trendy, osen' 2020 [Social Networks in Russia: Figures and Trends, Autumn 2020]. URL: https://br-analytics.ru/blog/social-media-russia-2020/ (29.12.2020). (in Russian)

A. I. Tuzbekov, I. G. Petrov

ONLINE COMMUNITIES OF THE CHUVASHS OF BASHKORTOSTAN IN THE VIRTUAL SPACE: EXPERIENCE IN STATISTICAL ANALYSIS

The article is devoted to the study of two virtual Chuvash communities in the social network "VKontakte": "Chuvashs of Bashkortostan" and "Bashkir Chuvashs and Chuvash girls". They are designated as "Group № 1" and "Group №2" for convenience. The choice of communities is due to the relatively large number of subscribers, as well as the fact that they show a tendency to increase the number of their audiences. These associations were studied by the authors using the methods of statistical and content analysis. In addition, popular applications are used - vk.barkov. net and http://popsters.ru. As a result of the conducted research, the main audience of communities, gender and age characteristics, country and place of residence (city or village), education, the number and type of published content, audience activity and the involvement of subscribers in the discussion of topics to be discussed were determined. It is revealed that the communicative segment of these virtual communities is mainly based on ethnic issues, which is evidence of the actualization of their users' ethnic identity. The subscribers of the groups are mainly men and women between the ages of 18 and 39 who live in cities. Virtual communities are also characterized by the fact that they have very few original publications, since most of them are reproductions of previously published posts taken from other online communities. The expansion of the audience of these associations, as well as their popularity among subscribers, is possible only with a significant expansion of the proposed content, for example, informational, entertainment, educational, advertising and other materials.

Keywords: cyberethnicity, web-ethnography, ethnic identity, Internet communities, Republic of Bashkortostan, Chuvashs, statistical analysis.

Тузбеков Айнур Ильфатович,

кандидат исторических наук, научный сотрудник,

Институт этнологических исследований

им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН

(Уфа, Россия)

aituzbekov@gmail.com

Петров Игорь Георгиевич,

кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, Институт этнологических исследований им. Р. Г. Кузеева УФИЦ РАН (Уфа, Россия) ipetrov62@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2021

Aynur I. Tuzbekov,

Candidate of Sciences (History), Researcher, Institute of Ethnological Studies of R. G. Kuzeev, Ufa Federal Research Center of the RAS (Ufa, Russia) aituzbekov@gmail. com

Igor G. Petrov,

Candidate of Sciences (History), Leading Researcher, Institute of Ethnological Studies of R. G. Kuzeev, Ufa Federal Research Center of the RAS (Ufa, Russia) ipetrov62@yandex.ru

Reсeived 16.06.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.