Научная статья на тему 'Национально-культурная автономия казахов Татарстана'

Национально-культурная автономия казахов Татарстана Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
180
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оморова Н. И.

В данной статье оценивается прикладной ресурс современных культурологических исследований на примере анализа деятельности национально-культурной автономии казахов Татарстана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национально-культурная автономия казахов Татарстана»

Более того, синергетика утверждает и основание становления культуры: настоящее содержит в себе будущее, согласно утверждению К. Маркса «Анатомия человека - ключ к анатомии обезьяны», то есть знание высшей стадии процесса развития помогает понять низшие его ступени, и зародыш высшей заключен в низшей, иначе откуда бы высшей появиться? Однако низшая ступень развития содержит в себе множество потенций, и в зависимости от обстоятельств - та или иная получает свое дальнейшее развитие.

Таким образом, типологизация, основанная на теории систем, и принципы синергетики позволяют осмыслить и описать культуру в ее целостности, развитие и движение которой происходит от меньшего значения к большему, от типа к культуре. Важным является определение типа и характерных типологических характеристик, составивших в итоге ту или иную культуру. Так, типологизация уже состоявшегося цельного явления, например, религии или искусства, позволяет выделить те типологические черты, которые сыграли в этом процессе наиважнейшую роль, сформировать типологические ряды, включающие характеристики типа.

Типологический подход позволяет осмыслить культуру во всем ее многообразии смыслов и выявить именно те особенные признаки, которые, благодаря своему развитию, составили культуру современности.

Список литературы:

1. Блауберг И.В. Проблема целостности и системный подход. - М.: ЭдиториалУРСС, 1997.

2. Данилов Ю.А., Кадомцев Б.Б. Что такое синергетика? // Нелинейные волны. Самоорганизация. - М., Наука, 1983.

3. Каган М.С. Философия культуры. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис»,

1996.

4. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга,

1997. - 640 с.

5. White L. The Science of Culture. - N.Y., 1949.

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ КАЗАХОВ ТАТАРСТАНА

© Оморова Н.И.*

Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

В данной статье оценивается прикладной ресурс современных культурологических исследований на примере анализа деятельности национально-культурной автономии казахов Татарстана.

* Ассистент кафедры Истории, культурологии и архивоведения.

Задачами культурологической науки сегодня все чаще становятся те, что имеют непосредственную практическую направленность. Это является ответом на вызов всем гуманитарным наукам. Более того, современная культурология, в особенности прикладная, активно занимается исследованиями в области межкультурных коммуникаций. Примененный метод анализа документов, входящий в инструментарий прикладной культурологии, позволил выявить ряд фактов, установить некоторые связи и сделать определенные выводы. Рассмотрим их в данной статье.

Следует отметить, что исследования межкультурных коммуникаций особенно актуальны в таком многонациональном государстве как Россия. Современный российский ученый Л.И. Семеникова рассматривает Россию как конгломерат народов, относящихся к разным типам развития, как «дрейфующее общество» между Западом и Востоком. Ответом на вопрос, что объединило данный конгломерат народов в ходе исторического развития в единую цивилизацию, в единое государство, является, по нашему мнению, наличие развитых межкультурных коммуникаций между ними. Данные межкультурные коммуникации выросли исторически из форм обмена и общения и, существуют в настоящее время, как внутри российского территориального пространства, так и вне его, прежде всего, на постсоветском пространстве. По нашему мнению, они особенно ярко выражены внутри такого субъекта Российской Федерации, как Татарстан. Так, доказательством этому служит создание в 1992 году органа многонационального этнокультурного движения Ассамблея Национально-Культурных Организаций Республики Татарстан (АНКО РТ) [1], ныне преобразованного в Ассамблею народов Татарстана, имеющего тесные связи с Ассамблеей народов России, субъектами РФ и странами СНГ, а также открытие 6 мая 1999 года Дома Дружбы Народов Татарстана (ДДНТ) [2].

На данный момент среди национально-культурных автономий (НКА) в Доме Дружбы Народов Татарстана существуют такие, как арабская, армянская, кыргызская, казахская, татарская и многие другие. Все эти НКА были созданы для более результативного взаимодействия и развития эффективности культурных коммуникаций ме^ду народами, родственными как по цивизационно-культурному типу, так и по общей исторической судьбе в эпоху существования Союза Советских Социалистических республик (по H.A. Бердяеву). Сам факт создания ДДНТ в республике говорит о важности и необходимости исследования межкультурных коммуникаций, поднятия их на более высокий уровень.

В качестве меры по усилению эффективности межкультурных коммуникаций в республике М.Ш. Шаймиевым была принята Концепция национальной политики РТ. В соответствии с Концепцией, целью которой является создание и поддержание культурно-бытовых, духовно-нравственных и иных условий для цивилизованного развития и жизнедеятельности

представителям всех народов, в совокупности составляющих многонациональный народ республики, на территории республики предоставлены равные права и возможности по реализации собственной автономии. Однако доля восточных диаспор в ДДНТ превышает количество диаспор западной культуры. Поэтому для исследования межкультурных коммуникаций были выбраны, во-первых, восточные диаспоры, а во-вторых, национально-культурная автономия казахов РТ «Казахстан», принадлежащая к центрально-азиатским диаспорам, издревле имеющих общие основания в рамках Тюркского Каганата с основным народом республики - татарами.

Сегодня в Татарстане проживает более полутора тысячи казахов. С 1991 года в Казани существует казахская община, которая объединяет земляков, проживающих в столице Татарстана [3]. На современном этапе большую роль в сохранении традиций культурного, научно-технического и экономического сотрудничества между республиками Татарстан и Казахстан более 10 лет играет именно казахская НКА, лидер которой, С.К. Джаксы-баев, возглавил татарстанскую представительскую группу на Всемирном курултае казахов в Туркестан как президент АНКО. За время своего существования национально-культурная автономия накопила ценный опыт многогранной деятельности, который активно используется в целях поддержании благоприятной социокультурной обстановки жизни для казахов, проживающих в Республике Татарстан, и гармонизации их отношений с другими национальными общинами.

Успешная деятельность этнокультурных организаций Татарстана, в том числе национально-культурной автономии «Казахстан», в значительной степени определяется установленными ими конструктивными взаимоотношениями с исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления. Результатом деятельности АНКО является уровень достигнутого конструктивного сотрудничества с государственными структурами различных уровней [4]. К числу мероприятий Ассоциации, направленных на развитие межкультурных коммуникаций в РТ относятся такие как: проведение семинаров, первого в Татарстане межнационального турнира по мини-футболу, первого в Татарстане многонационального летнего лагеря. НКА казахов РТ освещает свою деятельность в журнале «Актуальное национально-культурное обозрение», в альбоме Ассамблеи Народов РТ «Многоликое соцветие», а также в СМИ Татарстана. Деятельность Ассамблеи и структур, учредителем которых она выступает, НКА казахов в том числе, неоднократно получала высокую оценку и в республике, и в России, и в международных организациях. Комиссар Совета Европы по правам человека Альваро Хиль-Роблес в интервью радио «Эхо Москвы» в июле 2004 года подчеркнул: «Здесь есть такой момент, как культура диалога, которая вырабатывается в многообразии. Для меня это была реальность, которую в России я до этого не видел» [5].

Однако на сегодняшний день можно выявить и некоторые сложности и проблемы в сфере развития в республике межкультурных форм общения. С одной стороны, в республике Татарстан возрастает понимание необходимости дальнейшего усиления политики многокультурности, с другой стороны, происходит трансформация и усложнение этнической структуры населения, создает ряд актуальных проблем. Трудности, касающихся деятельности национально-культурных автономий, в том числе НКА казахов РТ «Казахстан и других тюркских этнокультурных организаций, можно отнести либо к проблемам экономического (недостаток финансирования), либо юридиче-ско-правового характера (несоответствие существующей законодательной и нормативно-правовой базы и их действительным неисполнением или частичным исполнением). Однако в данном случае проблемы носят скорее внешний характер и не являются глобальными. Большее количество трудностей испытывают национально-культурные автономии и организации, образованные теми народами, которые не имеют общих корней с культурой татарского народа. Казахи и татары же, типологически относящиеся к восточным культурам, имеют общие тюркские корни в культуре и языке, что существенно облегчает общение между этими народами, в результате чего межкультурными коммуникации между ними происходят более успешно.

Проблемы в области межкультурных коммуникаций, в том числе связанные с деятельностью национально-культурных автономий, рекомендуется решать путем проведения конструктивной этнокультурной политики в Татарстане. В качестве примера работы правительства Республика Татарстан при непосредственном участии НКА казахов, а также Ассамблее в целом, можно привести прошедший в 2004 году в Казани круглый стол «Сохранение культурного многообразия тюркских народов». Итоги круглого стола прекрасно были отражены в словах одного из его активных участников, генерального консула Республики Турции Исмаила Хаккы Муссы: «В мире все временно, вечна лишь культура. У Татарстана особая роль в сохранении культуры тюркских народов. Здесь проходило заседание городов всемирного наследия, в резолюции которого было два важных момента. Первый - необходимость интеграции народов, второй - необходимость сохранения культуры и цивилизаций, которые были до нас» [6]. Кроме того, по словам президента АН РТ, председателя НКА казахов РТ С. Джаксыбаева, в республике созданы условия для сохранения обычаев, традиций и самобытности всех проживающих здесь народов.

На страницах официального сайта Государственного Совета РТ отмечено, что «в деле укрепления дружбы между многонациональными народами Казахстана и Татарстана сделан еще один важный шаг» [7]: на территории Национальной академической библиотеки Казахстана было подписано Соглашение о сотрудничестве между Ассамблеей народов Татарстана и Ассамблеей народа Казахстана. Оно предусматривает сотрудниче-

ство по широкому спектру вопросов: дальнейшее развитие этнокультурных связей, расширение контактов между общественными объединениями граждан, гуманитарное сотрудничество в области науки и совместных научных исследований, содействие удовлетворению языковых и образовательных потребностей граждан. Стороны считают, что подписанное Соглашение внесет значительный вклад в развитие сотрудничества между Татарстаном и Казахстаном в сфере обеспечения межэтнического и межконфессионального согласия, продвижения общегражданских ценностей и налаживания межкультурного диалога.

Таким образом, современный Татарстан является благоприятной зоной развития межкультурных коммуникаций, которые особенно ярко выражены во взаимодействии с тюркскими по происхождению народами, в число которых входят казахи. Деятельность созданной ими национально-культурной автономии можно охарактеризовать как активную, уже имеющую на сегодня некоторый позитивный опыт. Эффективность НКА казахов Татарстана во многом обусловлена тем, что казахи и татары являются родственными как по цивизационно-культурному типу, так и по общей исторической судьбе в эпоху существования СССР. Многолетний ценный опыт НКА казахов способствует поддержанию благоприятной социокультурной обстановки жизни для татарстанских казахов, гармонизации их отношений с другими национальными общинами, а также, несомненно, содействует развитию межкультурных коммуникаций современного Татарстана. Данный опыт используется как позитивный другими национально-культурными автономии республики.

Проведенный анализ деятельности национально-культурной автономии казахов в межкультурных коммуникациях РТ позволяет сделать вывод о том, что методы современной культурологической науки становятся практически прилагаемыми к исследованию и анализу общественно значимых проблем и тенденций развития, в число которых входит общемировое развитие диалога культур и межкультурных коммуникаций. Это весомый вклад в развитие всей современной гуманитарной науки.

Другими словами, современной культурологии оказывается доступна возможность достижения реальных результатов в сложнейшей области межнациональных и межкультурных отношений, исследование которых не только не теряют своей актуальности, но все более возрастают. Более того, культурологии, как видится, принадлежит особая, решающая роль в изучении и разрешении как межнациональных конфликтов, на частном уровне, так и прочих проблем, возникающих в мире культуры в целом.

Список литературы:

1. Межнациональные отношения в Татарстане [Электронный ресурс] / Ассамблея Народов Республики Татарстан. - URL: www.an-tat.ru (дата обращения: 10.05.2009).

2. Новости Дома Дружбы народов Татарстана [Электронный ресурс] / Дом Дружбы народов Татарстана. - URL: www.anco-rt.ru (дата обращения: 10.05.2009).

3. Татарстан - вторая родина [Электронный ресурс] / Новости Телерадиокомпании «Новый век». - URL: www.tnv.ru/news/show/153# (дата обращения: 25.02.2010).

4. Национально-культурная автономия казахов Республики Татарстан. [Электронный ресурс] / Ассамблея Народов Республики Татарстан. -URL: www.an-tat.ru/?id=716 (дата обращения: 10.05.2009).

5. Доклад председателя Правления Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан С.К. Джаксыбаева [Электронный ресурс]. - URL: www.tatar.ru/?DNSID=3caed482bfbbd617586c225b69b 4e6d9&node_id=3493 (датаобращения: 25.02.2010).

6. Давлетшин. 3. Все проходит, культура остается [Электронный ресурс] // Казанские Ведомости. - Казань, 2004. - № 198. - URL: www.kazved.ru/ article/6066.aspx (датаобращения: 25.02.2010).

7. Новости [Электронный ресурс] / Государственный Совет Республики Татарстан. - URL: www.gossov.tatarstan.ru/news/show/834 (дата обращения: 25.02.2010).

8. Указ Президента РТ от 03.07.2008 N УП-312 «Об утверждении Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан».

9. Закон РТ «О национально-культурных автономиях Республики Татарстан» от 12 мая 2003 г. № 15-ЗРТ (вред. ЗаконаРТ от 16.12.2005 № 127-ЗРТ).

10. Единство народов - основа стабильности и процветания Татарстана / Н.Вяткина // Наш дом - Татарстан. - Казань, 2008. - № 2. - 230 с.

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОСВОЕНИЕ КОЛЬСКОГО ЗАПОЛЯРЬЯ

© Федотова A.B.*

Мурманский государственный гуманитарный университет, г. Мурманск

В настоящей статье рассмотрен один из этапов становления и развития изобразительного искусства Кольского Заполярья. Проанализирована роль исследователей, картографов, экспедиционных художников в художественном освоении края.

Изобразительное творчество на территории Кольского полуострова развивалось с древнейших времен и первыми его попытками считается

* Аспирант кафедры Культурологии и межкультурных коммуникаций, теории языка и журналистики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.