Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ'

НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
4
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конкурентная политика / инструменты экономического блока / правовой блок / экономическое развитие / Competition policy / economic block tools / legal block / economic development

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Айнур Эхтибаровна Мамедова

В данной статье рассматриваются особенности исследования национально-исторических аспектов конкурентной политики. Акцентируется внимание на механизмах и инструментах конкурентной политики, раскрываются подходы к изучению конкурентной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Айнур Эхтибаровна Мамедова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-HISTORICAL ASPECT OF COMPETITION POLICY

This article discusses the features of the study of national-historical features of competition policy. Attention is focused on the mechanisms and tools of competition policy.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ»

ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ

Мамедова А.Э.

НАЦИОНАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ КОНКУРЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности исследования национально-исторических аспектов конкурентной политики. Акцентируется внимание на механизмах и инструментах конкурентной политики, раскрываются подходы к изучению конкурентной политики.

Ключевые слова. Конкурентная политика, инструменты экономического блока, правовой блок, экономическое развитие.

Mamedova A.E.

NATIONAL-HISTORICAL ASPECT OF COMPETITION POLICY

Abstract. This article discusses the features of the study of national-historical features of competition policy. Attention is focused on the mechanisms and tools of competition policy.

Keywords. Competition policy, economic block tools, legal block, economic development. Введение

Конкурентная политика в каждый период времени меняет своё содержание под влиянием внутренних и внешних сил, источники которых скрыты в социально-экономических процессах, происходящих в стране и окружающем её мире. В некоторых случаях политические и идеологические интересы диктуют применение определённых форм, методов, инструментов. Существенную роль играет культура элиты страны, её ориентация на некоторые образцы и нормы хозяйственного поведения. Однако, в конечном счёте, экономические интересы основных субъектов хозяйственной жизни общества обусловливают соотношение элементов структуры конкурентной политики и способы применения её инструментов.

Инструменты экономического блока конкурентной политики

Инструменты экономического блока конкурентной политики можно подразделить на внутренние (бюджетно-налоговые, денежно-кредитные, регулирование доходов и расходов) и внешние (изменение условий торговли, экспортно-импортных операций, мировых цен, валютного курса). На разных этапах развития общества и государства в конкретно взятой стране эффективность правового блока конкурентной политики меняется. Не происходит «параллельного» усиления или ослабления эффективности применения правовых инструментов конкурентной политики и активности хозяйственной жизни общества в целом и деловой активности в частности. По мере экономического развития правовая эффективность может увеличиваться или сокращаться.

ГРНТИ 06.03.07 EDN TRAKWH © Мамедова А.Э., 2023

Айнур Эхтибаровна Мамедова - стажер кафедры экономической теории Санкт-Петербургского государственного экономического университета.

Контактные данные для связи с автором: 191023, Санкт-Петербург, Садовая ул., 21 (Russia, St. Petersburg, Sadovaya str., 21). Тел.: +7 (921) 426 63 10. Е-mail: anna-ag@mail.ru. Статья поступила в редакцию 12.09.2023.

Правовой блок российской конкурентной политики испытал сильное влияние такого экзогенного фактора как вступление России в ВТО и принятие на себя соответствующих обязательств. Недооценёнными оказались две угрозы, к сожалению, проявившие себя в период 2010-2020 гг.: существенное различие конкуренции и ценообразования на рынках торгуемых и неторгуемых товаров; быстрые и скоординированные инициаторами изменения ранее действовавших правил мировой торговли, выразившиеся в разнообразных (в том числе, секторальных) экономических санкциях для России. Неуравновешенное перемещение финансовых потоков приводит к тому, что секторы экономики, нуждающиеся в большом объёме ресурсов, но испытывающие отток финансов, в итоге не получают этих ресурсов. В результате эти отрасли сокращают деятельность. Другие же секторы получают финансы, которые для их развития являются избыточными. Тогда эти ресурсы служат целям спекуляции.

Поэтому инструменты экономического блока конкурентной политики оказали противоречивое воздействие на отрасли экономики России: перемещение активности банковского сектора страны на внешние финансовые рынки в ущерб внутреннему финансовому рынку и поддержка путём финансирования национальных проектов достаточно узкого круга отраслей при общем медленном росте (в отдельные годы - стагнации) обрабатывающей промышленности.

Страны раннего развития, такие как Канада, Австралия, США, создавали условия для обеспечения конкурентоспособных фирм в течение длительного времени. В XVII в. в Великобритании правительство полностью запрещало экспорт необработанной шерсти только до тех пор, пока не удостоверилось, что промышленность была способна переработать всю имеющуюся в стране шерсть и что она стала достаточно конкурентоспособной на международном рынке, чтобы экспортировать больше продукции. Эта управляемая конкуренция в итоге довела ранее процветавших нидерландских производителей шерстяных тканей до разорения.

Вместе с тем, правительства стран раннего развития не имели достаточных возможностей, чтобы создавать для растущих частных компаний благоприятную институциональную среду. Слишком малы были бюджетные расходы на эти цели. В конкурентной политике для выполнения ею активной (развивающей) функции правительства продолжали применять в годы, предшествующие Второй Мировой войне, стратегическое использование торговых барьеров и таможенных пошлин. Ярким примером такого рода конкурентной политики служит подписание Великобританией соглашения с США осенью 1941 г., по которому Великобритания обязывалась снизить таможенные пошлины для американских товаров на всей территории империи. Этим соглашением американские товаропроизводители получали неоспоримое конкурентное преимущество перед британскими компаниями, что проявилось в послевоенный период и послужило мощным экономическим фактором развала Британской империи.

Страны, позже вступившие на путь становления современной экономической системы (их в настоящее время именуют странами с развивающимися рынками), в конкурентной политике чаще всего следуют правилу сочетания протекционизма во внешней торговле и создания привилегированных условий для небольшого количества фирм на внутреннем рынке. Внутренние рынки правительства защищают высокими таможенными пошлинами и ограничениями на ввоз некоторых товаров, что соответствует политике раннего меркантилизма, а для небольшого количества фирм правительства предоставляют дешёвые ресурсы через подчинённую государству финансовую систему, чтобы они могли не тратить силы на конкуренцию внутри страны и беспрепятственно развиваться. Однако далеко не всегда привыкшие к «тепличным» условиям компании, даже достигшие внушительных объёмов выпуска продукции, оказывались конкурентоспособными на мировых рынках. Подходы к изучению конкурентной политики

Подход государства к реализации функций конкурентной политики в странах раннего и позднего развития оказался различным. Причин этому несколько. Во-первых, был разным характер рыночных структур на тех этапах развития рынков, когда на них выходили компании этих стран. Компании развитых стран имели дело с более однородной и простой рыночной средой, чем компании стран позднего развития. Во-вторых, сказывалось влияние общества на деятельность государственных органов управления в обеих группах стран. Так, уже в XVIII в. граждане Англии рассматривали привилегии опекаемым государством компаниям (например, Ост-Индской) как косвенные формы налогообложения и бо-

ролись за их ограничения. В-третьих, разной была степень влияния государства на рыночные отношения в национальном хозяйстве. Именно степень вмешательства правительства в рынок определяет радикальное различие между странами раннего и позднего развития [1].

Государственные компании, которые обладают реальным конкурентным потенциалом, способны самостоятельно добиваться успеха как на внутреннем, так и внешнем рынке. Зависимость от прямой государственной поддержки не всегда конвертируется в конкурентоспособность продукции и создающей её деятельности. Лучшие государственные компании обычно дистанцируются от правительственных норм, процедур и вмешательства и часто являются частными во всём, кроме права собственности.

Взаимодействие блоков конкурентной политики может привести к потере её цельности, т.е. единства в достижении результата. Эта опасность кроется в особенностях конкуренции не только на внутреннем и внешнем рыках, но и в торгуемом и неторгуемом секторах экономики. Конкуренция на внутреннем рынке и в неторгуемом секторе (особенно в сфере услуг и строительстве) более чувствительна к конкурентной политике государства, чем на внешнем рынке и в торгуемых секторах. Можно сказать, что эластичность конкуренции к политике государства выше в первом случае, чем во втором.

Это означает, что принятие нормативных актов или предоставление дотаций, влияющих на деятельность компаний, не испытывающих конкуренции со стороны «внешних» товаропроизводителей, способно создать диспропорции в экономике страны. Эти диспропорции не только затормозят продвижение к цели конкурентной политики - конкурентоспособности отечественных субъектов хозяйственной деятельности - но и станут препятствием для экономического роста страны в целом, выступят фактором стагнации её хозяйственной системы. Так, пример Японии показывает последствия лоббирования интересов части частных компаний в сфере услуг, которые добились принятия правительственных постановлений, ставших барьером для развития фирм, изменивших методы работы и предоставлявших более дешёвые услуги потребителям [2]. Стагнация японской экономики продолжалась около 25 лет.

Наследие протекционизма и чрезмерного регулирования (превысившего рамки достаточной поддержки частного сектора) трудно преодолеть. Местные товаропроизводители, чьи интересы поставлены под угрозу, будут бороться против конкуренции и прихода на рынок новых компаний. Возможно, что защиту своих частных интересов фирмы будут маскировать под защиту интересов национальных и призывать на помощь правительство. Найти грань между поддержкой производителей с низкой эффективностью и, как следствие, низкой конкурентоспособностью, и помощью приходящим на рынок новым компаниям, даже зарубежным, весьма трудно. В сфере обслуживания, в строительстве занято много работников, это трудоёмкие отрасли, поэтому разорение фирм вследствие обострения конкуренции порождает острые социальные проблемы. Решать эти проблемы придётся государству.

Противоречие между государственной поддержкой фирм и домохозяйств демонстрирует опыт ликвидации судостроения и добычи угля в Великобритании в 70-80-х гг. ХХ в. В данном случае конкурентная политика правительства консерваторов практически «слилась» с проводившейся ими промышленной политикой, направленной на переориентацию экономики страны с индустриальной доминанты на доминирование сферы услуг.

Важно обратить внимание на проблему поддержания пропорциональности между внутренним и внешним рынками. Показателем изменения этой пропорции может стать доля внешнеторгового оборота в ВВП страны. Общая стратегия стран позднего развития состоит в форсировании экспортных отраслей на первом этапе продвижения к более высокоразвитой хозяйственной системе (обычно этот этап совпадает со стадией догоняющего развития); «подтягивании» отраслей, связанных с внутренним рынком, к уровню экспортоориентированных отраслей на втором этапе; достижении баланса в экономике страны - на третьем этапе. Однако на практике этот теоретически ясный путь наталкивается на ряд препятствий.

Первое из них - это поиск источников ресурсов для такого развития. Трудовые ресурсы исчерпываются после перетока рабочей силы из сельского хозяйства в промышленность и сферу услуг (пример Японии) и вследствие демографических причин (пример России). Финансовые ресурсы ограничивает политика коммерческих банков и неинвестиционная модель поведения домохозяйств. Ограниченность внешних заимствований присуща как сфере кредита, так и сфере новых технологий.

Второе препятствие - политические факторы, связанные либо с членством в международных союзах, диктующее свои правила политики для входящих в них государств, либо с санкционными ограничениями, либо с заключёнными ранее долгосрочными договорами, утратившими свою реальную выгоду.

Третье препятствие - ловушка «голландской болезни», делающая хронической диспропорцию в экономике страны, получившей доступ к источнику дешёвых ресурсов. Преодоление этого препятствия невозможно без первоочередного применения инструментов правового блока механизма конкурентной политики.

Четвёртое препятствие - инвестиции с фиксированным доходом, которые осуществляются из государственного бюджета. Такие инвестиции стимулируют экономический рост и компенсируют недостаток частных инвестиций, но их негативным последствием выступает эффект вытеснения. В экономике, функционирующей на уровне ниже своего потенциального ВВП, эффект вытеснения проявится в повышении процентной ставки, что станет в дальнейшем препятствием для роста частных инвестиций, а также потребует изменения монетарной политики правительства.

Поэтому страна, избравшая вышеуказанную стратегию, часто оказывается в плену траектории предшествующего развития и не может перейти на следующий этап в прогнозировавшийся правительством срок. Более того, третий этап - сбалансированное по отраслям развитие - становится лишь целью, достижение которой постоянно откладывается на будущее. Можно признать успешным опыт КНР в продвижении на протяжении 40 лет по всем трём этапам. Правительство Китая уже в 1979 году, для того, чтобы привлечь иностранный капитал, создало указание для создания общих организаций с иностранным капиталом. Данные организации начали конкурировать с отечественными организациями, что касается отраслевой сегментации и монополии, то они начали исчезать. Таким образом, развивающая функция стала дополнять защитную, хотя и имела значимость на данной этапе.

Второй этап реализации стратегии экономического развития означал для КНР сосредоточение усилий общества и государства на постепенном повышении реальных доходов домохозяйств вследствие опережения роста номинальной заработной платы над потребительскими ценами. Инструментом этого выступило стремление частных и государственных компаний привлечь дополнительную рабочую силу и конкуренция за квалифицированные кадры. Потребительский рынок Китая стал увеличивать свою долю в общем объёме продаж компаний страны. Этот тренд соответствовал политике властей КНР, провозгласивших плавное снижение зависимости экономики страны от экспорта.

Для регулирования национальной хозяйственной системы на третьем этапе создания современной высокоразвитой экономики руководство Китая осуществило реформу управления, включающую фискальную децентрализацию. Эта реформа способствовала активизации организационного и экономического блоков конкурентной политики КНР. Местные власти предоставляют инвесторам налоговые льготы, снижают (часто до нуля) ставку арендной платы за землю, устанавливают протекционистские барьеры, побуждают местные структуры государственных банков кредитовать предприятия по льготным процентным ставкам [3].

Стимулирование активности органов управления в хозяйственной жизни общества имеет и негативные последствия. Периодически возникает гипертрофированный инвестиционный бум. Характеризуя процессуальный блок механизма конкурентной политики КНР, следует обратить внимание на сложившуюся традицию в китайских акционерных обществах (даже прошедших биржевой листинг) не начислять дивиденды из прибыли, а всю её направлять на цели инвестирования и развития компаний. Эта традиция соответствует поведению китайских домохозяйств, отдающих предпочтение сбережению, а не потреблению.

Обобщённая характеристика инвестиционной модели экономического роста КНР заключается в следующем. Центральный банк поддерживает ставку процента на более высоком уровне, чем в ЕС, США, Японии. Надо также учесть, что конкурентная политика КНР включает приобретение иностранных компаний, которые либо уже обладают высокой конкурентоспособностью, либо имеют хорошие перспективы в этом направлении. Механизм конкурентной политики КНР позволяет успешно адаптировать китайских товаропроизводителей к внешним шокам и диспропорциям мировой экономики. Совершенствуется организационный блок механизма конкурентной политики КНР. Постепенно объектом

его регулирующего воздействия становятся субъекты малого и среднего предпринимательства. Примером координированного использования всех блоков механизма конкурентной политики служит опыт специальных экономических зон в КНР.

Обратимся к особенностям конкурентной политики европейского государства, которое имеет давнюю традицию конкурентоспособного малого предпринимательства - Италии. В Италии 80% национального производства находится в руках семейного, в подавляющем большинстве малого, предпринимательства. Итальянский малый бизнес ориентирован на экспорт, открыт для внешней конкуренции, но не обладает необходимыми ресурсами для НИОКР и технологической перестройки производства. Тормозом укрепления конкурентных позиций ориентированного на потребительский спрос малого и среднего предпринимательства Италии являются небольшие размеры предприятий, затрудняющие использование положительного эффекта масштаба производства, и недостаток финансовых средств. С другой стороны, крупный бизнес ориентирован на внутренний спрос и привык действовать в условиях государственного протекционизма.

Поэтому у крупных компаний Италии снижен интерес к быстрому внедрению новых технологий. В Италии сохраняется высокая монополизация вследствие меньшей, чем в других странах, степени разделения функций собственности на капитал и управления предприятием, а также развитости неформальных соглашений. Также в сфере услуг существуют давние корпоративные традиции, монополизировано оказание коммунальных услуг. Всё это увеличивает трансакционные издержки и снижает конкурентоспособность итальянской продукции.

Правовой блок механизма конкурентной политики итальянского государства пока недостаточно эффективно выполняет свои функции. Антимонопольное законодательство и модернизированный закон о банкротстве были введены лишь в 1990 г. (под влиянием рекомендаций ЕС). Перестройка применения правовых инструментов конкурентной политики не завершена. Организационный блок механизма конкурентной политики Италии также нуждается в обновлении. Административная реформа 1990-х гг. лишь частично модернизировала работу государственного аппарата, который остаётся весьма затратным по сравнению с аппаратами других европейских государств. Конкурентным преимуществом Италии, относящимся к экономическому блоку механизма государственной политики, является высокая норма сбережений частного сектора. Банки страны аккумулируют эти сбережения и кредитуют производственные отрасли экономики Италии. Это придаёт устойчивость производственной системе страны и удерживает на высоком уровне её кредитный рейтинг.

На протяжении всего периода после Второй Мировой войны в Италии действует система согласования государственной помощи компаниям с организациями, объединяющими их работников. Тем самым, государство берёт на себя часть издержек частного бизнеса на снижение социальных конфликтов, что способствует конкурентоспособности фирм. Налицо координация экономического и процессуального блоков механизма конкурентной политики. Пример Италии показывает, что некоторую слабость функционирования правового и организационного блоков конкурентной политики может компенсировать воздействие экономического и процессуального блоков на отношения рыночных субъектов.

Для стран позднего развития оптимальным вариантом конкурентной политики представляется побуждение своих окрепших компаний вести конкуренцию на экспортном рынке, используя угрозу открыть экономику для иностранных инвестиций, чтобы держать отечественных товаропроизводителей в постоянном напряжении [1].

Особенностями процессуальных инструментов конкурентной политики являются развитая трудовая этика и отсутствие бюрократических препятствий в создании бизнеса. Правительство США ориентируется на достижение высокой конкурентоспособности американских домохозяйств, в том числе поощрением повышения уровня образования и поддержанием чёткой зависимости между образованностью работника и уровнем его заработной платы в частном секторе. Государство поддерживает традиционное конкурентное преимущество США в сфере фундаментальной науки. Несмотря на то, что две трети всех НИОКР финансируется частным сектором, в период 2008-2016 гг. правительство США удвоило бюджеты наиболее важных государственных учреждений, способствующих научным исследования и разработкам.

Для организационного блока конкурентной политики США характерно быстрое согласование действий федеральных органов по вопросам поддержки секторов американской экономики в кризисных ситуациях. При необходимости правительство и конгресс опираются на формальные и неформальные

договорённости с крупнейшими банками и промышленными корпорациями. При положительном результате в дальнейшем правовая база дополняется, а некоторые действия становятся привычными процедурами.

По данным Федеральной налоговой службы, на 10 февраля 2022 года в России насчитывалось 5,8 миллиона юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, соответствующих стандартам МСП (малого и среднего предпринимательства). Количество рабочих мест, замененных малыми и средними предприятиями, составило 14,7 млн. В 2010 году насчитывалось 4,6 млн малых и средних предприятий, которые имели 19 млн рабочих мест. Эта динамика может оказать существенное влияние на общий экономический рост.

Малые предприятия способны применять уже готовые инновационные продукты в локальных сегментах рынка. Им необходимо иметь чёткий алгоритм приобретения таких продуктов, которые можно рассматривать как некие образцы. Затраты на внедрение инновационных ресурсов и товаров не могут устойчиво, т.е. в течение длительного периода превосходить доходы от их использования. Для России проблемой является отсутствие сколько-нибудь достаточных источников финансирования инновационного развития малого предпринимательства. Заключение

Подводя итог исследования национально-исторических особенностей конкурентной политики, можно выделить следующее. Из четырёх блоков её механизма обычно какие-то два выступали ведущими в каждый период социально-экономического развития. Применение инструментов правового блока предшествовало использованию инструментов экономического блока в государствах с традиционно высоким уровнем правосознания и устойчивыми общественными институтами. Правовой и экономический блоки более восприимчивы к экзогенным факторам конкурентной политики, особенно тех государств, которые входят в интеграционные союзы или пытаются войти в них. Организационный и процессуальный блоки конкурентной политики больше зависимы от экзогенных факторов, т.е. опираются на присущие данной стране взаимоотношения населения, бизнеса и власти и традиции государственного управления.

В аспекте реакции на соотношение экзогенных и эндогенных факторов выделяются два основных варианта конкурентной политики: проведение политики открытости, начиная с первого этапа развития страны в глобальной экономической системе, и политика замкнутости и сдерживания конкуренции иностранных участников рынка. Обычно государства пытаются сделать некий компромиссный выбор между обоими вариантами.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Раджан Р.Г. Линии разлома: скрытые трещины, всё ещё угрожающие мировой экономике. М.: Изд. Института Гайдара, 2011.

2. Tabuchi H. Japan Strives to Balance Growth and Stability // New York Times. September 15, 2009.

3. Изменение глобального экономического ландшафта: проблемы и поиск решения / под ред. Е.С. Хесина, И.Г. Ковалёва. М.: Изд. Дом Высшей школы экономки, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.