НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ (1917-1941 ГГ.)
А.И. ТЕГУЕВ
Институт гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского НЦ РАН Кабардино-Балкарская Республика, 360000, Нальчик, ул. Пушкина, 18
Победа Февральской революции сопровождалась демократическими преобразованиями и активизацией политической жизни во всех частях бывшей царской России. Северный Кавказ также не остался в стороне от революционных процессов. В условиях развала царского самодержавия на первый план выдвигается задача национально-государственного устройства. На I съезде горских народов Северного Кавказа и Дагестана, открывшемся 1 мая 1917 г. во Владикавказе, был провозглашен «Союз объединенных горцев Кавказа» как национально-политическая единица, принята Политическая программа и Конституция «Союза», избран Центральный комитет как руководящий исполнительный орган. Лояльный к Временному правительству «Союз» являлся законодательным и исполнительным органом на территории Терской, Кубанской и Дагестанской областей. Принцип федерализма реализовывался на Северном Кавказе во взаимоотношениях народов, округов и областей1. В начале ноября 1917 г. Союз провозгласил создание Горской республики и сформировал Горское правительство.
После прихода к власти большевиков национальная буржуазия на Северном Кавказе, в подавляющем большинстве, потеряв надежду укрепиться в составе России, возглавила движение за выход из нее на основе лозунга о праве наций на самоопределение. В это время Россию (как и на рубеже 90-х гг. XX в.) охватил «бум суверенизации - империя начала распадаться, как карточный домик»". Лидеры Горской республики также все более склонялись к идее государственной независимости и в мае 1918 г. объявили о решении отделиться от России.
Образование Союза и Терской Республики исследователи совершенно справедливо рассматривают как первую форму политического самоопределения народов Северного Кавказа, попытку создания в 1917-1919 гг. объединенной государственности горских народов региона. Однако по ряду причин она не удалась. Главная из них - захват Деникиным в феврале-марте 1919 г. Северного Кавказа и выдвинутый генералом лозунг «Единой и неделимой России».
Среди общероссийских политических организаций в национальном вопросе самые радикальные позиции занимали большевики. Принятая 2 ноября 1917 г. «Декларация прав народов России» объявила, что «национальная политика Советской власти - это политика добровольного и честного союза народов России, основанного на взаимном доверии». В Декларации далее провозглашались отмена всех национальных и национальнорелигиозных привилегий, равенство «суверенных народов России, их право на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств». Подобные положения присутствовали и в опубликованном 22 ноября 1917 г. обращении Советского правительства «ко всем трудящимся России и Востока», где содержался призыв к народам устраивать свою национальную жизнь свободно и беспрепятственно3. В этих документах декларировалась политическая субъектность этноса и признавалась правовая субъектность этнических групп.
В январе 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой было объявлено, что «Советская Российская Республика утверждается на осно-
ве союза свободных наций как Федерация Советских национальных республик»4. При этом ни
0 каких конкретных нациях не упоминалось, не оговаривался и порядок достижения такого союза. Республика учреждалась сверху, а то состояние, в котором исторически народы находились, объявлялось «свободным союзом свободных наций»5, т.е. принципом государственного строительства выступал этнический федерализм.
В развитие этого документа на III Всероссийском съезде Советов был принят еще один важный документ - «О федеральных учреждениях Российских республик». В резолюцию был внесен специальный пункт: «Способ участия советских республик, отдельных областей в федеральном правительстве, областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, равно как разграничение сферы деятельности федеральных и областных учреждений Российской Республики, определяется немедленно по образовании областных советских республик Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом и Центральными Исполнительными Комитетами этих республик»6. Это был весьма демократичный подход к формированию федерации.
Основные положения «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и резолюции «О федеральных учреждениях Российской Республики» вошли затем в Конституцию РСФСР 1918 г. В ней было закреплено право советов тех областей, которые отличаются особым бытом и национальным составом, объединятся в автономные областные союзы и т.д., указывалось, что эти автономные областные союзы входят на началах федерации в РСФСР7.
Следовательно, по Декларации Россия признавалась Федерацией советских национальных республик, а по Конституции - автономных национальных союзов, т.е. «автономия» уже в законодательном порядке признается элементом федерации. После имплементации Декларации в Конституцию РСФСР 1918 г. понятия федерация и автономия фактически объединились в одно целое, что и определило развитие государственно-территориальной организации России на последующие годы.
Учитывая сложность обстановки в крае и необходимость сохранения «социалистического блока», большевики не ставили вопрос о провозглашении Советской власти на I съезде народов Терской области, проходившем в Моздоке 25-31 января 1918 г. Власть Совета Народных Комиссаров в Терской области была признана 4 марта 1918 г. на II съезде народов Терека в Пятигорске. Бывшую Терскую область съезд торжественно провозгласил Терской автономной советской республикой и объявил ее частью РСФСР8. Процессы возникновения и утверждения Советской власти на Тереке имели свои специфические черты и особенности. Несколько отличалась от остальной части РСФСР и структура органов власти. Терская республика просуществовала чуть менее года (март 1918 - февраль 1919 г.).
Как отмечено в литературе, она не сыграла той роли в истории Северного Кавказа, которая ей предназначалась, а именно - создание и развитие национальной государственности народов региона. Терская республика была не национально-территориальной, а территориальной, областной автономией, что не соответствовало национально-территориальному принципу построения советской федерации. С точки зрения теории федерализма, значимо то, что Терская Советская автономная республика была важным этапом становления национальной государственности, выступавшей и как форма политического самоопределения горских народов, и как административно-политический институт управления этими народами со стороны центральной государственной власти.
Следующим этапом в истории образования национальной государственности народов Северного Кавказа явилось образование Горской АССР. Поскольку обретение начал государственности каждым из малочисленных народов Северного Кавказа на деле означало дробление его на множество автономных территориальных единиц, - что могло затруднить экономическое развитие, был взят курс на создание многонациональных государственных образований.
17-18 ноября 1920 г. на съезде народов Терской области было провозглашено образование
1 орской АССР. 20 января 1921 г. ВЦИК РСФСР принял постановление «Об Автономной Горской Социалистической Республике», состоявшей из шести административных округов: Чеченского, Ингушского, Осетинского, Кабардинского, Балкарского и Карачаевского9.
Как административные округа, они не могли играть значительной роли в строительстве федеративных отношений, субъектом которых выступала ГАССР. Полномочия последней также не были широки. Решения ЦИК и С НК Горской республики могли быть обжалованы исполнительными комитетами округов перед В ЦИК и СНК РСФСР в случаях, если эти акты противоречили Конституции РСФСР или постановлению ВЦИК «Об автономии Горской Социалистической Советской республики». На практике поводов для этого было немало. Проведение некоторых мероприятий в масштабах всей республики нередко воспринималось отдельной частью населения как ущемление их национальных интересов. Органы власти Горской АССР, подобно руководству Терской республики в 1918 г., стали решать наиболее острый земельный вопрос за счет перекраивания границ между горскими народами. Механизм, предложенный органами власти Горской республики для решения аграрной проблемы, способствовал размежеванию народов на два полюса по признаку обеспечения землей - с одной стороны - относительно благополучная в этом отношении Кабарда, и практически, все остальные - с другой. При таких обстоятельствах начался распад Горской АССР10.
1 сентября 1921 г. ВЦИК РСФСР постановил выделить из территории ГАССР автономную Кабардинскую область, непосредственно связанную с РСФСР. Нормативной базой для этого являлось статья 8 Конституции РСФСР 1918 г., согласно которой сами народы через свои съезды Советов определяют свой политический статус. Организационное образование было завершено на учредительном съезде Советов Кабардинской области в конце ноября 1921 г. Так Кабарда впервые была провозглашена полноправным субъектом Российской Федерации со статусом автономной области, кабардинцы обрели национальную государственность.
Вскоре назрел вопрос о выделении Балкарии из Горской АССР. Прошлое убедительно говорило о единстве всех сторон общественно-политической жизни кабардинцев и балкарцев. Территориальная и экономическая общность двух разных народов - вот тот объективный фактор, способствовавший их объединению и отодвинувший этнический признак на второй план. Кроме того, Нальчик являлся единым политическим, экономическим и культурным центром Кабарды и Балкарии.
Постановлением ВЦИК от 16 января 1922 г. Балкарский округ выделился из состава Г АССР и была образована Кабардино-Балкарская автономная область11. В том же году образовалась Карачаево-Черкесская и Чеченская, а в 1924 г. - Северо-Осетинская и Ингушская автономные области. Определение территориальных границ при их выделении велось в сложных экономических и политических условиях. К тому же реорганизация народов в автономные национальные республики и автономные области осложнялась чрезвычайной национальной дробностью. В силу этого приходилось объединять в одну автономную единицу несколько национальностей, ибо они были малочисленны, чтобы образовать свое административное целое, и слишком отсталые в культурно-хозяйственном отношении, чтобы иметь свой аппарат власти.
Ввиду того, что в ряде мест за основу брались не национальная, а социально-экономическая бытовая общность, принцип национального самоопределения не получил достаточной полноты, что в дальнейшем стимулировало стремление этих народов к образованию своих национальных единиц, особенно с изменением условий и подготовкой национальных кадров.
Провозглашение автономии народов Северного Кавказа давало возможность горским народам создавать свое национально-государственное образование, реализовать свое право на национальное самоопределение, способствовало усилению экономических и политических связей с более экономически развитыми областями страны, развивало хозяйственную и культурную жизнь народов. Получение своей государственности народами Северного Кавказа явилось политической основой ликвидации фактического национального неравенства народов. В процессе развития национальных отношений предполагалось и совершенствование государственного устройства в СССР.
После упразднения Горской АССР в 1924 г. был образован Юго-Восток России - край в составе РСФСР, который в конце 1924 г. был переименован в Северо-Кавказский край. На-
циональные автономные области вошли в Северо-Кавказский край в качестве самостоятельных единиц с сохранением всех прав, представленных им соответствующими законодательными актами.
Обшие основы правового положения автономной области были определены Конституциями РСФСР 1918 и 1925 гг., а также Конституцией СССР 1924 г. Более подробно основы правового положения автономной области устанавливались в «Положении о Северо-Кавказском крае», утвержденном постановлением ВЦИК 25 января 1925 г.'‘
Важную роль в установлении межнациональных связей играли специальные представительства национальных областных органов Советской власти при ВЦИК. Для поддержания постоянных связей между центром и автономной областью при Наркомнаце РСФСР были созданы представительства национально-государственных образований. После упразднения в 1924 г. Наркомнаца институт постоянного представительства национальных республик и областей стал функционировать при ВЦИК13.
С провозглашением автономии народы Северного Кавказа получили более широкую возможность самостоятельно создавать различные управленческие структуры, образовательные учреждения, готовить руководящих работников из числа коренных национальностей, что отвечало задачам социалистического преобразования края. Таким образом, автономная область как форма национальной государственности в полиэтнической федерации, успешно борясь с «дореволюционными пережитками», в то же время не справлялась с функцией сохранения и развития этнической культуры. Утрата некоторых самобытных черт происходила на фоне значительных положительных перемен: была ликвидирована неграмотность, успешно развивалась система образования и национапьная печать, экономика стабилизировалась, формировалась новая интеллигенция, национальные кадры. Несомненно, успехи в строительстве новой жизни были бы еще более значительными, если бы край развивался в условиях демократии, а не административно-командной системы.
С конца 20-х до середины 30-х гг. произошли существенные изменения в области взаимоотношений между союзными органами власти и республиканскими. Были значительно расширены права союзных органов власти, усилилась централизация союзного государства14. Москва отбирала у республик все права: «хозяйственная самостоятельность республик все более сужалась», «в ряде случаев централизация стала осуществляться с нарушением Ленинских принципов, что находило свое выражение в умалении суверенных прав союзных республик»15. Соответствующим образом развивались отношения между государственными органами союзных республик и автономных образований в их составе. Стремление центральных властей к централизации превратило по форме автономизированное, а по сути, унитарное Российское государство в суперцентрализованное тоталитарное государство.
Прошедшие в целом по стране перемены в сфере национально-государственного устройства, как политического, так и социально-экономического характера, позволили приступить к разработке новой Конституции СССР. Она была принята 5 декабря 1936 г. Вопросы федеративных отношений, национально-государственного строительства в ней решались «на прежних принципах, на качественно ином уровне»16.
В статье 22 Конституции СССР 1936 г., устанавливающей административно-территориальное деление РСФСР, наряду с Дагестаном статус автономных республик получили Северная Осетия, Чечено-Ингушетия, Кабардино-Балкария. Преобразование автономной области в автономную республику означало переход к более высокой форме национальной государственности - от административно-политической к государственно-политической. Особенность автономной республики состояла в том, что она являлась составной частью союзной республики и осуществляла свою государственную власть на автономных началах лишь в области внутреннего самоуправления. Пределы компетенции автономной республики - в области законодательной, исполнительно-распорядительной и судебной власти, устанавливались при ее участии высшими органами союзной республики и Союза ССР.
Присущие автономной республике элементы государственного суверенитета выражаются в территориальном верховенстве и в учредительной власти, которая заключается в праве при-
нятия Конституции, учитывающий ее особенности17. Эти положения были отражены и в Конституции РСФСР 1937 г. Конституция автономной республики подлежала утверждению на уровне РСФСР. За органами власти РСФСР закреплялись такие полномочия, которые вполне могла осуществлять автономная республика. Более того, Конституция РСФСР регулировала и вопросы организации государственной власти автономных республик. Таким образом, с одной стороны автономные республики можно рассматривать как форму государственного самоопределения наций, с другой - нельзя не отметить их неравноправие по отношению к союзным республикам, хотя и те и другие являются частью единого союзного государства. Этот факт всегда сохранял в себе дестабилизирующий элемент18.
В 1937 г. были утверждены проекты Конституции вновь образованных автономных республик. Они были составлены в полном соответствии с Конституциями СССР и РСФСР. Представительство автономной республики в высшем органе государственной власти страны - Верховном совете СССР - с пяти депутатов по Конституции 1924 г. возросло до одиннадцати по Конституции 1936 г., независимо от численности населения автономной республики.
Однако переход к более высокой форме государственности сопровождался ослаблением ее функций по этническому признаку. Не приходится даже говорить о национальнокультурной автономии в период тоталитаризма. Во второй половине тридцатых годов были ликвидированы национальные сельские советы. Под прикрытием необходимости борьбы против «националуклонизма» и «буржуазного национализма» начались массовые репрессии против партийных государственных деятелей, представителей творческой интеллигенции. Главной особенностью господствующего в те годы политического умонастроения было утверждение о превосходстве классового и второстепенности, подчиненности национального при социализме. Как правило, на практике это приводило к тому, что игнорировались многогранные особенности социально-экономического и культурного развития народов, особенно малочисленных. Взамен навязывались не совсем естественные и малопривлекательные для них принципы и нормы социалистического общежития. В эти годы закладывалась вульгаризированная концепция социалистического интернационализма, ненаучное и некритическое отношение к которой впоследствии, на протяжении нескольких десятилетий, стало основой ложной теории о всестороннем сближении и слиянии советских наций.
Таким образом, анализ национально-государственного строительства на Северном Кавказе приводит к следующим выводам:
- на протяжении всего периода шла борьба с этнической субьектностью на Северном Кавказе, которая проявилась в попытках конструирования новых общностей при помощи механизмов административно-территориальных переделов;
- несмотря на предпринятые меры государство оказалось вынужденным признать субъ-ектность этносов через формальное (юридическое) утверждение их различных статусов. В 20-е гг. была введена сложная иерархия форм национальной государственности в зависимости от степени зрелости этнической группы: союзные, автономные республики, автономные области, национальные районы;
- отсутствие четких критериев при выборе форм национальной государственности. В одной политической ситуации такими критериями явилось право наций на самоопределение, в другой - экономическая целесообразность, а в третьей - политическая конъюнктура и т.д.;
- искусственное создание многосубъектных государственных образований для неродственных этносов и, напротив, разделение этнически близких народов по различным республикам;
- произвольное определение границ без учета исторически установившихся территорий проживающих там народов, частые административно-территориальные изменения.
В целом, несмотря на перечисленные выше перегибы в проведении политики национально-государственного строительства, связанные с деформацией национальной политики и утверждение командно-административной системы управления, позитивные процессы продолжали развиваться: постепенно ликвидировалось отставание национальных ок-
раин, происходило выравнивание уровней экономического, социального и культурного развития народов.
ПРИМЕЧАНИЯ
' Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918), Горская республика (1918-1920). Документы и материалы Махачкала, 1994. С. 52.
2 Боров АХ, Думанов Х.М., Кажаров В X Современная государственность Кабардино-Балкарии, исток, пути становления, проблемы. Нальчик, 1999. С. 39.
’Образование СССР. Сборник документов 1917-1924 гг. М.. 1949.
J Сборник официальных докуметггов по советскому государственному праву. М., 1964. С. 128.
1 Абдулатипов Р.Г.. Болтенкова Л.Ф Опыты федерализма М., 1994. С .6,
" Сборник официальных документов по советскому государственному праву. М., 1964. С. 130.
7 Россия 1917-1941. Документы, материалы, комментарии / Сост Лукьянов М.Н. Пермь, 1993. С. 150. ь Съезды народов Терека. Орджоникидзе, 1977. Т. 1. С. 224.
4 Национально-государственное строительство в РФ: Северный Кавказ, 1917-1941. Майкоп, 1995. С. 208.
Там же. С.65.
" Кучуков М М. Национальное самосознание и межнациональные отношения Нальчик, 1992 С.40.
'"Кониев Ю.И Автономия народов Северного Кавказа. Орджоникидзе, 1973. С. 97-120.
( м ЦГАКБР. Ф 8, Оп.2. Д 59. Л. 1-6. lJ Национально-государственное строительство в СССР в переходный период от капитализма к социализму (1917-1936 гг.) М., 1968. С. 447 ° Там же С 450
" Абдулатипов P.P., Болтенкова Л.Ф., Яров Ю Ф. Федерализм в истории России. Кн. 1. С, 323 ’ Кониев Ю.И. Автономия народов Северного Кавказа С 180.
IS Абдулатипов P.P., Болтенкова Л.Ф. Яров Ю.Ф. Федерализм в истории России С. 103.
THE NATIONAL-STATE BUILDING IN THE NORTH CAUCASUS (1917-1941)
A.I. TETIJEV
Kabardino-Balkarian Humanitarian Research Institute and Kabardino-Balkarian Scientific center of Russian Academy of Science,
18 Pushkina Str., Nalchik, Kabardino-Balkarian Republic, 360028Russia
The evolution of different forms of the state system of the North Caucasian Peoples from 1817 fo 40s is analysed in the given article The positive and negative results of the national state building on regulation of ethno-political processes in the region is studied in it.