С. Р. Чеджемов*
Становление государственности и конституционализма у народов Юга России
(1917—1937 гг., на примере осетинского народа)
Аннотация. В статье анализируется исторический путь становления государственности и конституционализма у народов Юга России после Октябрьской революции 1917 г. на примере осетинского народа. Автор делает вывод о том, что в процессе совершенствования государственно-правовых отношений изучение истории российского государства и права имеет большое научно-практическое значение. Юридическое оформление непосредственно осетинской государственности произошло в 1936 г. В Конституции СССР 1936 г. был поднят политико-правовой статус Северной Осетии. Данное поэтапное преобразование государственности — преобразование автономной области в автономную республику, а автономной республики в союзную республику — было в целом свойственно советской государственности в 20—40-х гг. ХХ столетия.
Ключевые слова: конституционализм, государственно-правовые отношения, Осетия, Северный Кавказ, советская власть, автономия.
001: 10.17803/1994-1471.2017.82.9.018-024
В процессе совершенствования государственно-правовых отношений изучение истории Российского государства и права имеет большое научно-практическое значение. Настоящее исследование продолжает ранее предпринятую попытку проанализировать становление государственности и конституционализма у народов Юга России после Октябрьской революции 1917 г. Реальный опыт конституционного развития нашей страны восходит к Манифесту императора Николая II от 17 октября 1905 г. и Основным законам от 23 апреля 1906 г., но непосредственно писа-
ная Конституция РСФСР была принята в июле 1918 г.
После распада Российской империи в результате Февральской революции и деятельности Временного правительства А. Ф. Керенского, объявившего Россию республикой 1 сентября 1917 г., был разработан проект Конституции Юго-Осетинского кантона, состоящий из 5 глав и 47 статей1. Согласно точке зрения профессора Р. С. Мулукаева, впервые фундаментально исследовавшего некоторые вопросы развития советского государства и права в Осетии, именно благодаря советской власти народы России
Маргиев В. И. История государства и права Осетии. Майкоп, 1997. С. 20.
© Чеджемов С. Р., 2017
* Чеджемов Сергей Русланович, доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Северо-Кавказского горно-металлургического института (государственного технологического университета), профессор кафедры теории и истории государства и права, кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинского государственного университета имени К. Л. Хетагурова [email protected]
362035, Россия, Республика Северная Осетия — Алания, г. Владикавказ, ул. Тургеневская, д. 334
получили право на создание своих автономных государственных образований. Он правомерно выделяет такие формы советских автономий, как автономная республика, автономная область, национальный округ2.
Роль советского Основного Закона — писаной Конституции сыграл один из первых политико-правовых актов молодой советской власти. Им стала принятая в ноябре 1917 г. Декларация прав народов России. Ее положения впоследствии стали основной частью первой советской Конституции России 1918 г. Среди основополагающих принципов построения нового государства провозглашались равенство и суверенитет народов страны. Согласно принципам советских конституций несоюзные республики на протяжении всей истории их существования в рамках СССР были автономными.
Началом оформления национальной государственности народов Юга России следует считать 29 октября 1918 г., когда во Владикавказе «состоялась беседа горских коммунистов со Сталиным. Присутствовали Киров, Орджоникидзе, Стасова, Квиркелия, Такоев, Мамсуров, Гикало, Эльдарханов, Зязиков, Калмыков, партийный комитет Осетии, члены исполкома. Всего 50 человек. Сталин рассказал о статусе Горской республики. После широкого обмена мнениями была избрана комиссия, которой поручили детально разобраться в вопросах образования Горской республики. В комиссию вошли: Киров, Такоев, Зязиков, Борукаев и Квиркелия», — сообщала читателям местная газета3.
Судя по всему, после этой встречи Сталин отбыл в Москву, ибо в местной прессе сообщалось о том, что «17 ноября 1920 года прибыл нарком по делам национальностей РСФСР И. В. Сталин и обнародовал декрет Советского правительства о создании Горской республики народов Северного Кавказа. На состоявшемся съезде он выступил со специальным докладом, в котором, в частности, сказал: "Товарищи! Сегодняшний
съезд созван для того, чтобы объявить волю Советского правительства об устроении жизни терских народов. Давая вам автономию, Россия тем самым возвращает вам те вольности, которые украли у вас кровопийцы — цари и угнетатели, царские генералы. Это значит, что ваша внутренняя жизнь должна быть построена на основе вашего быта, нравов и обычаев, конечно, в рамках общей Конституции России.
У каждого народа, у чеченцев, у ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев, а также у оставшихся на автономной горской территории казаков должен быть свой национальный Совет, управляющий делами соответствующих народов применительно к быту и особенностям последних... Если будет доказано, что будет нужен шариат, пусть будет шариат. Советская власть не думает объявлять войну шариату. Если будет доказано, что органы Чека и Особого отдела не умеют применяться к быту и особенностям населения, то ясно, что соответствующие изменения должны быть внесены и в эту область", громогласно заявлял советский нарком по делам национальностей»4.
Весьма примечательным фактом мы считаем то положение дел, что на Северном Кавказе в 20-е гг. ХХ столетия складывается иная форма советской государственности — двухзвенная, в то время как в федеративном государстве до 1936 г. существовала так называемая трехзвен-ная система деятельности высшего органа государственной власти: Съезд Советов — ВЦИК — Президиум ВЦИК. Именно на Северном Кавказе воплощалась разработанная в те годы И. В. Сталиным так называемая двухзвенная система организации советской власти в противовес трехзвенной, разработанной А. В. Луначарским, поддержанной В. И. Лениным и нашедшей свое воплощение в Конституции России 1918 г. и Конституции Советского Союза 1924 г.
Эта идея была впервые обнародована Сталиным во время выступления с докладом и за-
Мулукаев Р. С. Избранные труды. М., 2009. С. 31. Кермен. 1920. 2 нояб. № 40. С. 1.
Сталин И. В. Доклад и заключительное слово на съезде народов Терской области о принципах организации Горской Советской Автономной Республики 17 ноября 1920 г. // Сталин И. В. Собр. соч. : в 13 т. М., 1953. Т. 4. С. 405.
2
3
4
ключительным словом на съезде народов Терской области о принципах организации Горской советской автономной Республики 17 ноября 1920 г. Говоря это, мы призываем не к написанию политического панегирика советскому прошлому, равно как и к его уничижительной критике, а к взвешенному, сугубо правовому анализу этого явления в истории государства и права нашего Отечества.
Из анализа текста выступления можно сделать вывод о наличии определенной концепции решения вопросов оформления государственности и конституционализма у народов Юга России, инициатором и проводником которой выступал И. В. Сталин, в те годы занимавший пост народного комиссара по делам национальностей в Правительстве советского государства — РСФСР. Согласно этой концепции «во главе национальных Советов должен быть Совнарком Горской Республики, избираемый съездом Советов последней и непосредственно связанный с Москвой... Автономия означает не отделение, а союз самоуправляющихся горских народов с народами России. Этот союз есть основа горской советской автономии. Меня спрашивают: какого типа автономия дается Горской Республике?
Автономии бывают разные: административная, как у карелов, черемисов, чувашей, немцев Поволжья; политическая, как у башкир, киргизов, татар Поволжья. Автономия Горской Республики является политической, и конечно, советской. Это автономия типа Башкирии, Киргизии, Татарии. Это значит, что во главе Горской Советской Республики будет Центральный исполнительный комитет Советов, избранный на съезде Советов. Центральный исполнительный комитет выделит Совет народных комиссаров с непосредственной связью с Москвой. Финансироваться будет республика из общих средств Федеративной республики. Народные комиссариаты, ведающие делами хозяйства и военными, будут непосредственно связаны с соответствующими комиссариатами центра. Остальные комиссариаты: юстиции, земледелия, внутренних
5 Сталин И. В. Собр. соч. : в 13 т. Т. 4. С. 399—407.
дел, просвещения и пр., будут подчинены ЦИК Горской Советской Республики, связанному с Всероссийским ЦИК. Внешняя торговля и иностранные дела будут целиком в руках центральной власти.
Дальше идет вопрос о времени проведения в жизнь автономии. Для того, чтобы выработать подробные правила или, говоря по-ученому, «конституцию» республики, необходимо, чтобы были избраны представители по одному от каждой народности, которые могли бы вместе с представителями правительства в Москве выработать конституцию Автономной Горской Республики.
Не мешало бы вам на этом съезде избрать для этого по одному представителю от чеченцев, ингушей, осетин, кабардинцев, балкарцев, карачаевцев и тех станиц, которые входят в Автономную Горскую Республику, всего семь представителей.
Меня спрашивают о порядке выборов в национальные Советы. Выборы должны быть произведены в порядке конституции, т.е. право выборов в Советы предоставляется только трудящимся. Советы должны быть трудовыми. У нас в России считают, что кто не трудится, тот не ест. Вы должны заявить, что кто не трудится, тот не выбирает. Это основа советской автономии. В этом разница между буржуазной и советской автономией. Весь смысл автономии в том, чтобы она втянула горцев в управление своей страной», — отмечал И. В. Сталин5.
Выдвинутые Сталиным идеи оформления государственности и конституционализма у народов Северного Кавказа были узаконены в постановлении Всероссийского центрального исполнительного комитета об автономной Горской Социалистической Советской Республике 20 января 1921 г. В нем провозглашалось: «1. Образовать Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР, в состав коей включить территорию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними, а именно:
а) Чеченский округ (бывшие Веденский и Грозненский округа, правотеречная часть Киз-лярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела);
б) Назрановский округ (Ингушетия);
в) Владикавказский округ (Осетия и западная часть бывшего Сунженского отдела);
г) Кабардинский округ (северная часть бывшего Нальчикского округа);
д) Балкарский округ (южная часть бывшего Нальчикского округа);
е) Карачаевский округ (западная часть бывшего Нальчикского, южная часть Пятигорского отдела и южная часть Баталпашинского отдела Кубанской области).
Примечание: Точное разграничение Автономной Горской Социалистической Советской Республики с Автономной Дагестанской Социалистической Советской Республикой и другими заинтересованными областями производится специальными, назначенными Президиумом Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета комиссиями из представителей этих республик и областей РСФСР.
Органами управления Автономной Горской Социалистической Советской Республики являются: Центральный комитет и Совнарком Горской Социалистической Советской Республики и местные Советы, избираемые на основе Конституции РСФСР.
Автономная Горская Социалистическая Советская Республика делится на 6 административных округов, каждый со своим окружным исполкомом: 1) Чеченский, 2) Ингушский, 3) Осетинский, 4) Кабардинский, 5) Балкарский и 6)Карачаевский.
Примечание: Города Владикавказ и Грозный с нефтяными промыслами выделяются в самостоятельные административные единицы, подчиняющиеся непосредственно Центральному Исполнительному Комитету и Совнаркому РСФСР.
В случае нарушения настоящей Конституции (речь идет о Конституции РСФСР 1918 г. — С. Ч.)
Центральным Исполнительным Комитетом или Совнаркомом Горской Социалистической Советской республики исполкомы округов и городов Владикавказа и Грозного имеют право апеллировать с ведома ЦИК и Совнаркома Горской Социалистической Советской Республики во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет и Совнарком РСФСР».6
Данный документ был подписан Председателем ВЦИК РСФСР М. И. Калининым, который, как нам представляется, также отдавал предпочтение двухзвенной системе организации советской власти. Эти государственно-правовые новации органически вписывались в правовое поле первого советского Основного Закона — Конституции РСФСР 1918 г., провозглашавшей: «Российская Республика есть свободное социалистическое общество всех трудящихся России. Вся власть в пределах Российской Социалистической Федеративной Советской Республики принадлежит всему рабочему населению страны, объединенному в городских и сельских Советах. Советы областей, отличающихся особым бытом и национальным составом, могут объединиться в автономные областные союзы, во главе которых, как и во главе всяких могущих быть образованными областных объединений вообще, стоят областные съезды Советов и их исполнительные органы. Эти автономные областные союзы входят на началах федерации в Российскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику. Верховная власть в Российской Социалистической Федеративной Советской Республике принадлежит Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов», — отмечалось в документе7.
Реализация этого в государственно-правовом строительстве означала, по сути, трехзвен-ную систему советской власти. После образования СССР в 1922 г., в 1924 г. была принята новая отечественная Конституция уже Советского Союза, и там по-прежнему она была узаконена.
6 Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета об Автономной Горской Социалистической Советской Республике // Собрание узаконений РСФСР. М., 1921. № 6. С. 34—39.
7 Конституция РСФСР. М., 1918. Ст. 10—12.
Только в Конституции СССР 1936 г. будет установлена двухзвенная система: Верховный Совет — Президиум Верховного Совета. Это положение дел регламентировалось содержанием гл. III. В статье 30 провозглашалось: «Высшим органом государственной власти СССР является Верховный Совет СССР. Верховный Совет СССР осуществляет все права, присвоенные Союзу Советских Социалистических Республик», а в ст. 32 особо подчеркивала его законодательная сущность: «Законодательная власть СССР осуществляется исключительно Верховным Советом СССР»8.
Данная правовая норма Основного Закона страны в годы советской власти носила чисто декларативный характер, поскольку принцип разделения властей признавался пережитком буржуазного эксплуататорского государственно-правового прошлого. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза избирался гражданами СССР по избирательным округам по норме: один депутат на 300 тыс. населения, а Совет Национальностей избирался гражданами СССР по союзным и автономным республикам, автономным областям и национальным округам по норме: по 32 депутата от каждой союзной республики, по 11 депутатов от каждой автономной республики, по 5 депутатов от каждой автономной области и по одному депутату от каждого национального округа9.
Следует признать, что данные юридические нормы гражданского представительства прописывались в Конституции СССР. Согласно ст. 45—46 совместные заседания обеих палат Верховного Совета СССР вели поочередно председатели Совета Союза и Совета Национальностей. Сессии Верховного Совета СССР созывались Президиумом Верховного Совета СССР два раза в год, а внеочередные сессии могли созываться Президиумом Верховного Совета СССР по его усмотрению или по требованию одной из союзных республик10.
Согласно Конституции СССР 1936 г. был поднят статус Северной Осетии с автономной области до автономной республики, что было закреплено в специальной статье Конституции СССР 1936 г. Статья 22 гласила: «В Российской Советской Федеративной Социалистической Республике состоят автономные советские социалистические республики: Башкирская, Бурятская, Дагестанская, Кабардино-Балкарская, Калмыцкая, Карельская, Коми, Марийская, Мордовская, Северо-Осетинская, Татарская, Тувинская, Удмуртская, Чечено-Ингушская, Чувашская, Якутская».
Юридическое оформление непосредственно осетинской государственности произошло в 1936 г., когда в принятой 5 декабря 1936 г. новой Конституции СССР одной из составляющих РСФСР была названа Северо-Осетинская Автономная Советская Социалистическая Республика. Таким образом, новый Основной Закон страны поднял политико-правовой статус Северной Осетии. Данное поэтапное преобразование государственности многих народов — преобразование автономной области в автономную республику — было тенденцией развития советской государственности и конституционализма.
21 января 1937 г. был утвержден проект новой Конституции РСФСР на Чрезвычайном XVII Всероссийском съезде Советов. В своем докладе председатель Конституционной комиссии РСФСР, председатель Совета Народных Комиссаров республики Д. Е. Сулимов подчеркнул преемственность основных положений Конституции СССР и РСФСР. Применительно к Северной Осетии следует признать, что Конституции СССР и РСФСР значительно подняли статус осетинского государственного образования. Об этом сообщалось в республиканской газете «Пролетарий Осетий», где была опубликована информация о заседании Президиума Исполкома съезда Советов СОАССР о проекте Конституции республики. На этом заседании с большой речью выступил председатель Президиума Испол-
8 Конституция СССР. М., 1936. Ст. 30, 32.
9 Конституция СССР. М., 1936. Ст. 33—35.
10 Конституция СССР. М., 1936. Ст. 45—46.
кома, председатель Конституционной комиссии Осетии Д. Н. Тогоев. Все республиканские газеты опубликовали проект Конституции. Большую роль в пропаганде ее статей играли члены партийно-хозяйственного актива, посланцы республики, принимавшие Конституцию СССР 1936 г., Джаваев Григорий, Даурова Элита (в некоторых случаях имя указывалось как Илита), Дзахов Харитон11.
Автономные республики в составе союзных республик обладали всеми признаками государства. Они имели свои конституции — основные законы, которые разрабатывались и принимались собственными высшими органами власти. Таковым в советской системе государственной власти признавался верховный совет АССР. Автономия имела свой высший исполнительный и распорядительный орган власти — совет министров АССР — правительство республики, до 1946 г. именовавшееся советом народных комиссаров.
Автономная республика, в частности Севе-ро-Осетинская АССР, помимо всего вышеназванного, обладала учредительной властью, т.е. принимала Конституцию и законы автономии, избирала верховный орган правосудия — Верховный суд АССР, обладала территориальным верховенством — без ее согласия границы ее
территории не могли изменяться. Автономная республика имела герб, флаг, столицу. Как правило, своего гимна АССР не имела.
Советские конституции юридически разделили единый осетинский народ в соответствии с принципами административно-территориального деления. Осетины, живущие на южном склоне Большого Кавказского хребта, юридически оказались за пределами России, в состав которой добровольно вступали осетинские общества еще в середине XVIII в. В условиях советской власти, равно как и в условиях Российской империи, это не имело принципиального значения, ибо центральная российская а затем и советская власть не допускали серьезных национальных притеснений, но после распада Российской империи и СССР это приобретало поистине трагическое значение. В целом, оценивая государственно-правовые последствия установления советской власти для народов Северного Кавказа, и в частности осетин, мы можем сделать вывод о том, что их характерной чертой явилось продолжение российской тенденции поднятия культурного уровня всех народов страны, обеспечения им права на создание собственной государственности в рамках единого государства и помощь в кодификации республиканского законодательства.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Маргиев В. И. История государства и права Осетии. — Майкоп, 1997.
2. Мулукаев Р. С. Избранные труды. — М., 2009.
3. Сталин И. В. Собр. соч. : в 13 т. — М., 1953. — Т. 4. — С. 399—407.
Материал поступил в редакцию 13 февраля 2017 г.
11 Пролетарий Осетии. 1937. 22 апр. № 40. № 112. С. 1.
STATEHOOD AND CONSTITUTIONALISM ESTABLISHMENT AMONG THE PEOPLES OF SOUTHERN RUSSIA (1917—1937, BY THE EXAMPLE OF THE OSSETIAN PEOPLE)
CHEDZHEMOV Sergey Ruslanovich — Doctor of Pedagogy, Professor of the Department of the Theory and History of the State and Law at the North Caucasian Mining Institute (State University of Technology); Professor at the Department of the Theory and History of the State and Law and Pedagogy and Psychology of the Khetagurov North Ossetian State University [email protected]
362035, Russia, Vladikavkaz, ul. Turgenevskaya, 334
Review. The article analyses the historical path of statehood and constitutionalism development among the peoples of Southern Russia since the October Revolution of 1917 in the context of the Ossetian People. The author concludes that in the process of improving state and legal relations, a thorough study of the history of the Russian state and law is of great scientific and practical significance. The Ossetic statehood was legally confirmed in 1936. The USSR Constitution of1936 raised the issue of the political and legal status of North Ossetia. This gradual transformation of statehood - the transformation of an autonomous region into an autonomous republic, and that autonomous republic into the Soviet Union Republic - was, in general. characteristic of Soviet statehood in 20-40 years of the 20th century.
Keywords: Constitutionalism, state legal relations, Ossetia, North Caucasus, Soviet power, autonomy.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1. Margiev V. I. Istorija gosudarstva i prava Osetii. — Majkop, 1997.
2. Mulukaev R. S. Izbrannye trudy. — M., 2009.
3. Stalin I. V. Sobr. soch. : v 13 t. — M., 1953. — T. 4. — S. 399—407.