Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ'

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
167
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / МОРАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ / ДУХОВНАЯ СРЕДА / ИНДИВИД / МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ОБЩЕСТВО / ЭТНОС / ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Сабирова Нагима Садыковна

В статье рассматриваются морально-этические факторы, которые, несомненно, регулируют баланс межнациональных отношений этнополитического государства, каким является Российская Федерация. Поставленная проблема актуальна и сегодня. Очевидно, что от настроенческого поведения общества зависят и другие жизненные системы страны, успешность которых, в свою очередь, зависит от отношения к ним индивидов. Автор подчеркивает, что советский народ в годы потрясений и Великой Отечественной войны не терял свои моральные ценности. Невзирая на имеющиеся проблемы, современная Россия совершила рывок в своем новом либеральном направлении, и дальнейшее продуктивное развитие России зависит от конкретной реализации поставленных властью задач в интересах многонациональной страны, в целесообразности которых, как доказывает автор, большую роль играет человеческий фактор, моральные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL-ETHICAL PARADIGMS OF POLITICS IN MODERN RUSSIA

The article examines the moral and ethical factors that undoubtedly regulate the balance of interethnic relations of such an ethno-political state, as the Russian Federation. This problem is relevant nowadays. It is clear that other life systems of the country depend on the mood behaviors of society, the success of which, in turn, depends on the attitude of individuals towards them. The author emphasizes that the Soviet people did not lose their moral values even during the Great Patriotic War. Despite the existing problems, modern Russia has made a breakthrough in its new liberal direction, and the further productive development of Russia depends on the concrete implementation of the tasks set by the authorities in the interests of the multinational country, in the expediency of which, as the author sees, the human factor, its morality play a meaningful role.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

2 0 2 2'02

ВЛАСТЬ

67

САБИРОВА Нагима Садыковна — кандидат политических наук, Московский государственный областной университет (141014, Россия, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, 24; snagima95@gmail.com)

НАЦИОНАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИКИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Аннотация. В статье рассматриваются морально-этические факторы, которые, несомненно, регулируют баланс межнациональных отношений этнополитического государства, каким является Российская Федерация. Поставленная проблема актуальна и сегодня. Очевидно, что от настроенческого поведения общества зависят и другие жизненные системы страны, успешность которых, в свою очередь, зависит от отношения к ним индивидов. Автор подчеркивает, что советский народ в годы потрясений и Великой Отечественной войны не терял свои моральные ценности. Невзирая на имеющиеся проблемы, современная Россия совершила рывок в своем новом либеральном направлении, и дальнейшее продуктивное развитие России зависит от конкретной реализации поставленных властью задач в интересах многонациональной страны, в целесообразности которых, как доказывает автор, большую роль играет человеческий фактор, моральные ценности.

Ключевые слова: многонациональное государство, моральные ценности, этические нормы, духовная среда, индивид, межнациональные отношения, общество, этнос, политика

Человеческая природа довольно сложна и многогранна, как многоступенчата и противоречива история ее жизненного обустройства, которая и сегодня содержит в себе много загадок и вызывает споры. Но все же наивысшим проявлением достигнутого человеческим сообществом своего «общежития» стало изобретение такого институционального организма, как государство, эволюционная парадигма которого со временем приобретала качественные изменения и более конструктивные формы. В этой исторической государствообразующей хронологии Российское государство занимает особое место. Оно имеет глубокие корни, и в результате эпохальных событий сформировалась многонациональная держава, в состав которой, наряду с основным этносом, входят и другие народы, чьи судьбы сплетаются воедино. Механизмы проживания в одной стране, естественно, имеют мотивы сплачивания. Однако ментальность, природные черты, традиции того или иного народа всегда живы и закономерны, и они являются главным богатством каждого этноса в отдельности.

Несмотря на то что власть учитывала эти особенные национальные характеристики, все же правдивее сказать, что в разные времена было по-всякому в зависимости от политических режимов и интересов. Но время и опыт подтвердили: для того чтобы построить крепкий мир внутри государства и сохранить его территориальные просторы, необходимо учитывать национальный характер, духовную настроенность каждого народа. Следовательно, чтобы построить и уберечь мощное централизованное многоэтническое государство, нужно сформировать продуктивный системный подход, что исторически наращивалось и цементировалось политикой России.

И сегодня современная Россия сохранила свой многовековой статус многонационального государства с масштабным этнокультурным многообразием. В ее Конституции сказано, что «носителем суверенитета и единственным

источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ»1.

Исходя из этого вступления вырисовывается поставленная автором задача статьи, где рассматривается не только сам национальный вопрос, который всегда в силу своей важности является актуальным, и даже при своей налаженности ему необходима подпитка для укрепления и сохранения системности. Проблема не только состоит во внешних проявлениях традиций, языка, культуры, но и таит внутренние моральные аспекты. Этические нормы в межнациональных отношениях играют важную роль в скреплении и построении гражданской нации для общего блага страны.

В целом, этика национальных отношений - это система моральных обязанностей и требований к поведению. Основными принципами современной этики национальных отношений являются моральное равенство людей всех народов и свобода, признание самоценности каждого этноса, справедливость в национальных отношениях, что выражается в сотрудничестве и солидарности народов ради общих интересов и блага2.

Построить идеальное многонациональное государство в достаточной степени сложно, даже если оно обрамлено четкой эффективной системной конструкцией. Изначально существует точка зрения, что многонациональное общество менее стабильно, чем этнически однородные общества, т.к. в первом случае неизбежен центр доминирования большей нации, что может вызвать разногласия и недовольство. Разумеется (и в этой ситуации корректировка системности очевидна), это, вероятно, связано с тем, что в человеческом сообществе не исключаются конфликты бытового характера, примеров которым немало. Они способны, как показывает история, «из искры разжечь пламя», привести к массовым волнениям. Одним из недавних примеров является инцидент в московском метрополитене, когда мужчина чеченской национальности бросил банку из-под напитка в молодых людей со словами: «Ахмат - сила!» и снял это на камеру, что вызвало большой резонанс среди общественности. Глава Чеченской республики Рамзан Кадыров резко осудил мужчину, который, по его мнению, подорвал традиции своего народа3. Бесспорно, поведение мужчины с правовой и человеческой точек зрения подлежит наказанию. Здесь возникает более важный вопрос: а вызвал бы подобный случай такой ажиотаж среди населения, если бы этот человек был не чеченской национальности? Правда заключается в том, что национальные трения существовали и будут существовать до тех пор, пока сохраняются национальные различия [Исаев, Баранов 2013]. Не потому ли Рамзан Ахматович предложил указывать национальность всех преступников? Изначально чеченский парламент предложил законопроект, в котором предлагалось запретить СМИ называть национальность преступников, но многие общественные деятели и политики выступили против этой идеи. В качестве альтернативы президент Чечни предложил озвучивать национальность правонарушителей в каждом преступлении4.

Чеченская республика является субъектом Российской Федерации, и, стало

1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изм., одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020. Доступ: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (проверено 07.03.2022).

2 Этика национальных отношений. Доступ: https://helpiks.org/9-53666.htmI (проверено 09.02.2022).

3 «Будешь горько жалеть»: хам в метро разозлил Кадырова. Доступ: https://www.gazeta.ru/ sport/2018/10/11/a_12016771.shtmI (проверено 09.02.2022).

4 Кадыров предложил указывать национальность всех преступников. Доступ: https://www. rbc.ru/poIitics/22/11/2021/619be78a9a7947d5580169í9?cIid=2296754 (проверено 09.02.2022).

2022'02

ВЛАСТЬ

69

быть, чеченцы, как и другие представители страны, являются ее гражданами. Такие весомые слова, как «россиянин» или «россиянка», по своим характеристикам должны послужить формальности, определяющей гражданина России. С точки зрения этики, как полагает автор, при любых ситуациях, в особенности негативных, недопустимо делать акцент на национальности человека, причастного к действию, совершенному на территории государства, гражданином которого он является. Не исключено, что подобные случаи могут повлиять на межэтнический баланс внутри страны, спровоцировать его нестабильность.

Сконцентрировать морально-этические нормы в одном положительном русле практически невозможно. Человеческое мировоззрение - это живой организм, и ему присущи все инстинкты жизни, в т.ч. и отрицательные качества, препятствующие абсолютному миру, взаимопониманию, единству целого.

По воспоминаниям, в СССР в разное время был ограничен прием в высшие учебные заведения по классовым и национальным признакам. Конечно, никакого открытого правительственного документа не было. Советский Союз олицетворял братское государство, поэтому это были подковерные игры, в которых имела место собственная мораль. И сегодня, исходя из того, что каждый индивид - это особый психотип, вполне вероятно существование позиций, не совпадающих с моральными нормами единого человеческого бытия.

Как пишет Д. Колесов, за период «демократизации» нашему обществу довелось познакомиться с немалым числом индивидов, нагло орудующих полностью в духе корпоративной морали: практики изгнания из своей среды подобных индивидов пока что нет. Но действуют они явно безнравственно [Колесов 2008].

Немецкий философ Ф. Ницше считал всякую мораль тиранией по отношению к «природе» и «разуму». Мораль прежде всего учит ненавидеть слишком большую свободу, насаждает в людях потребность в ограниченных горизонтах, ближайших задачах, содействует сужению перспективы, а стало быть, в известном смысле, - глупости как условию жизни и роста [Жук 2011]. Фридрих Ницше жил и творил во второй половине XIX в. во время расцвета либерализма в Европе, поэтому его философские мысли соответствовали духу того времени. Мир тогда еще не познал две мировые войны с их огромными человеческими жертвами. Разумеется, Ф. Ницше и сегодня популярен. Наша мораль кроется в человеческих началах, которые должны стать крепким фундаментом для развития свободы творчества каждой личности. Российский народ, его исторические корни, традиции, нравы, культуры - эти понятия не пустой звук, а основа жизни и богатства каждого этноса, населяющего Россию.

Российская Федерация - одно из крупнейших государств мира с полиэтническим составом населения, обладающая при этом этнической (русской) и религиозной (православной) доминантами. При этом все народы отличаются особенностями материальной и духовной культуры, и все это вместе -сила России. Ощущение единства и равноправия, разумеется, формируется не только внешней общественной средой. Большую роль играют властные структуры и их полномочные публичные механизмы, цель которых, как правило, -укреплять построенное и развивать его в соответствии с современным миром, конечно, выбирая его лучшие традиции и формы, как это делал Петр I, и при всем этом сохранить истоки своего народа.

Одним из основополагающих документов является указ Президента РФ «О национальных целях развития России до 2030 года», в котором не только поставлены экономические, социальные, политические задачи, что, по сути,

является главным, но и поднят вопрос о морально-духовном развитии. Цель данного документа заключается в создании условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций1.

Нельзя не обратить внимание на утверждение А.В. Иващенко, что мораль - одна из самых важных ценностей в современном обществе: не существует ценностей, которые были бы выше моральных, это определено с древних времен и актуально в настоящем времени. Мораль в историческом плане всегда имеет обязывающий характер запретов: не убий, не лги, не укради, не прелюбодействуй. Ее требования имеют безусловный общественный характер, определяют законы жизни человека, ограничивают его выбор. Мораль отражает потребности человека и общества, основанные на обобщении опыта многих поколений, воплощенных в «золотом правиле нравственности»: поступай по отношению к другим так, как ты бы хотел, чтобы они поступали по отношению к тебе [Иващенко 2014].

В последнее время много говорят и пишут о патриотизме, который, следует признать, был позабыт и по-разному трактовался. Поднятая тематика в большей степени, конечно, связана с предложенной программой президента о патриотическом воспитании, и это, безусловно, не могло не вызвать положительные эмоции. Как заверил глава государства, патриотизм имеет одно определение - это любовь к Родине, которая выражается в служении ее развитию. Национальная идея России должна заключаться именно в патриотизме, других вариантов национальной идеи быть не может, и чувство патриотизма - это важнейшая часть общенациональной культуры, стержень нашей генетической памяти2.

Также следует отметить, что на 10-м заседании Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, на котором обсуждались вопросы укрепления общероссийской гражданской идентичности, создания и продвижения проектов этнокультурного туризма, роли образования в гармонизации межнациональных отношений, хода реализации Стратегии государственной национальной политики до 2025 г., В.В. Путин подчеркнул, что сегодня более 80% граждан России положительно оценивают состояние межнациональных отношений в стране. Также он отметил, что деление на «чужих» и «своих» -не лучший пример для подрастающих поколений. Гражданское самосознание, как и патриотизм, не даются при рождении, они формируются. Формируются именно поступками взрослых, моделями поведения и образами, которые транслируются средствами массовой информации, всей нашей общественной средой, культурой, наукой, образованием. Все это наравне с традициями семьи вносит вклад в воспитание молодежи3.

Таким образом, не исключаются проблемы социального, экономического, правового характера, которые неизбежно влияют на общий прогноз ситуации

1 Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». Доступ: https://ig.ru/2020/07/22/ukaz-dok.html (проверено 17.02.2022).

2 «Посвятить себя развитию страны»: Путин назвал патриотизм национальной идеей России. Доступ: https://russian.rt.com/russia/article/745442-putin-patiiotizm-nacionalnaya-ideya (проверено 17.02.2022).

3 Владимир Путин: Для огромной многонациональной России принципиальное, решающее, можно сказать, значение имеют солидарность людей, чувство сопричастности к судьбе Отечества, ответственности за его настоящее и за будущее. Доступ: https://www.samddn. ru/novosti/novosti/vladimir-putm-dlya-ogromnoy-mnogonatsionalnoy-rossii-printsipialnoe-reshayushchee-mozhno-skazat-zna/ (проверено 17.02.2022).

2 0 2 2'02

ВЛАСТЬ

71

внутри многоэтнического государства, такого как Российская Федерация. И, тем не менее, справедливо сказать, что современная Россия совершила рывок в своем новом либеральном направлении, возможно, не совсем гладко, однако она не стоит над пропастью упадка, как некоторые хотят представить. Во избежание потрясений необходимо сконцентрировать все усилия и ресурсы на намеченных целях и задачах до полной их реализации. В этом большую роль играет человеческий фактор, что относится как к власти, так и к обществу. Моральные ценности советского народа не были утрачены в годы потрясений и Великой Отечественной войны. Скрепы государственной конструкции каждой страны, в т.ч. и многонациональной России, зависят от духовной среды ее народа.

Список литературы

Жук М.И. 2011. История зарубежной литературы конца XIX — начала XXвека: учебное пособие. М.: Флинта, Наука.

Иващенко А.И. 2014. Морально-нравственная основа личности в современном российском обществе. - Акмеология. № 4(52). С. 108-111.

Исаев Б., Баранов Н. 2013. Современная российская политика: учебное пособие для бакалавров. СПб: Питер. 421 с.

Колесов Д. 2008. Множественность различий нравственности и морали. -Развитие личности. № 1. С. 33-60.

SABIROVA Nagima Sadykovna, Cand.Sci. (Pol.Sci.), Moscow State Regional University (24 Very Voloshinoj St, Mytishchi, Moscow Region, Russia, 141014; snagima95@gmail.com)

NATIONAL-ETHICAL PARADIGMS OF POLITICS IN MODERN RUSSIA

Abstract. The article examines the moral and ethical factors that undoubtedly regulate the balance of interethnic relations of such an ethno-political state, as the Russian Federation. This problem is relevant nowadays. It is clear that other life systems of the country depend on the mood behaviors of society, the success of which, in turn, depends on the attitude of individuals towards them. The author emphasizes that the Soviet people did not lose their moral values even during the Great Patriotic War. Despite the existing problems, modern Russia has made a breakthrough in its new liberal direction, and the further productive development of Russia depends on the concrete implementation of the tasks set by the authorities in the interests of the multinational country, in the expediency of which, as the author sees, the human factor, its morality play a meaningful

Keywords: multinational state, moral values, ethical norms, spiritual environment, individual, interethnic relations, society, ethnicity, politics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.