Научная статья на тему 'Национальная воскресная школа как образовательная организация в системе дополнительного образования'

Национальная воскресная школа как образовательная организация в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
866
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / АЛГОРИТМЫ И ПРОЦЕДУРЫ ОТКРЫТИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЫ / СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМАНДЫ СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЁРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Асатрян Альберт Артушович

В статье раскрывается как значимость наличия национальной воскресной школы, так и все процедуры её открытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальная воскресная школа как образовательная организация в системе дополнительного образования»

Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №4 • 2015

Инновации в образовательных учреждениях

УДК 37.013

А.А. Асатрян

Национальная воскресная школа как образовательная организация в системе дополнительного образования

Аннотация. В статье раскрывается как значимость наличия национальной воскресной школы, так и все процедуры её открытия.

Ключевые слова:

национальная воскресная школа, нормативно-правовая база, алгоритмы и процедуры открытия национальной воскресной школы, содержание деятельности команды социально-партнёрского взаимодействия.

Keywords:

national Sunday school, the regulatory framework, algorithms and procedures for the opening of the national Sunday school, content and social activities of social - partnership team.

Abstract. The article reveals the significance of having a national Sunday school, including all procedures of opening of this kind of school.

Модернизация системы образования России и субъектов Российской Федерации ориентирована на учёт реалий и трансформаций процессов мирового масштаба (информационных, экономических, социальных и др.) как в выборе направлений научных исследований, так и в реализации педпрактик. Интеграция России в мировое образовательное поле обусловлена как противоречиями, имеющие место в странах с развитой системой образования, так и в российском многонациональном обществе, включая активные миграционные процессы и внутри страны и межнациональные (мировое сообщество). Отражение содержание этих процессов много-аспектное и ориентировано на разрешение проблемных зон. Наиболее острая в российской педагогике часть из них:

«Поликультурное» воспитание» — Козина Л.М. (основой считает межкультурный диалог), Каржевская Т.А. и Солнцева Н.А. (изучают поликультурную компетенцию педагога как условие успещной психолого - педагогической и социокультурной языковой адаптации), Мубинова З.Ф.. раскрывающая теоретические подходы к понятию «поликультурного воспитания» [9,10,16].

Аантропология» — Гончаров З.С. (обосновывает в работе креативную культурную антропологию как методологический принцип), Щупленкова Е.Ж., в соавторстве с Гончаровым З.С., раскрывают феномен сокровенного в художественном образовании. Каршинова Л.В. обосновывает подходы к проблеме развития личности на основе философских и мировоззренческих пози-

ций. Вельская Е.В. рассматривает потенциал системы дополнительного образования в развитии интеллекта на основе творческой деятельности [4,22,11,3].

«Процессы самоорганизации» — Давыдова Н.Н. раскрывает аспект управления процессами как основу успеха. Сиденко А.С. предлагает модели подготовки образовательных организаций к реализации Федеральных Государственных образовательных стандартов. Петрова Г.И.обосновывает аспект организационной культуры как основу управления развитием. Комаров К.Ю. излагает методологические основы разработки модетей территориального образовательного пространства [7, 19,18,12].

«Воспитание» как основа социальной идентификации раскрывается в разных аспектах - Никандров Н.Я (гражданское воспитание в России). Матюшина В.В. и Лушай О.И. (духовное и нравственное - как основу социализации). Маслобойщикова А.Е. и Маслобойщиков А.Е. развивают экологическое сознание взрослеющего поколения, обуславливающее сопричастность к историческим процессам мировой значимости, активность позицию в выборе на проявление сопереживания, милосердия, человеколюбия [17,14,15].

«Технологические подходы к образованию» — Сиденко Е.А. обосновывает командный принцип управления образовательным процессом. Глазырина позиционирует интерактивные технологии музыкально художественной направленности. Клепиков В.Н. основой этического сознания считает аксиологическую интеграцию в образо-

68 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 4 • 2015

вании. Е.М. Свиридова раскрывает варианты реализации обучения в условиях учёта индивидуально-типологический особенностей мышления обучающегося [19,13,21].

«Дополнительное образование» с разных позиций рассматривают Е.В. Вельская, Е.В. Ислентьева и др. [3,8].

В условиях поликультурного пространства современности растёт потребность «национальных диаспор», проживающих на территориях субъектов РФ (армян, корейцев) в сохранении национальных культур: в изучении родного языка, исторического прошлого народа, в создании этнической среды общения, развития и интеграции самобытных национальных традиций в общекультурное пространство России.

Инициатива национальной армянской диаспоры и родительской общественности в республике Башкортостан нашла практическое воплощение в форме «Национальной воскресной школы» (НВШ), как одной из составляющих системы дополнительного образования детей (Уфа) [1,2]. В Башкортостане сегодня функционируют 17 национальных воскресных школ, которые имеют статус муниципальной бюджетной образовательной организации. Возникли они не в одночасье. Первые НВШ появились после распада СССР в 90-ых годах прошлого столетия. Они создавались при определённых условиях в местах компактного проживания национальных меньшинств в системе внешкольного образования детей. Задачей управления администрации такой образовательной организации являлось именно создание условий сохранения в сознании взрослеющего поколения этнической группы по национальному признаку культуры своего народа.

Значимость существования НВШ в системе дополнительного образования подтверждена самой жизнью, и автор данной статьи предлагает к осмыслению процесс создания таких образовательных организаций как «Национальная воскресная школа» с целью их открытия в других территориальных регионах РФ. Это трудоёмкий процесс, но цель оправдывает затраты сил и времени, если оценивать вложения человеческого ресурса, исходя из позиции, что «нет будущего без осознания своего прошлого». Острота политической напряженности современной ситуации подтверждает правоту защитников существования НВШ, их деятельности.

Любое начинание в деятельности определяется созданием группы инициаторов и единомышленников, которые готовы учиться, сотрудничать, понимать значимость поставленной цели, уметь преодолевать возникающие трудности, принимать решения, активно действовать, тратить своё время, понимая его ценность и беречь время других людей, которые прямым или косвенным образом вовлечены в эту деятельность. Эта деятельность как поэтапная, так и многоуровневая. Практически - это корпоративная команда, которая в совокупности будет являться юридически грамотным и функционально действующим «образованием социального партнёрства», осознающего как цель замысла, так и средства его достижения. Составляющие алгоритма деятельности такого партнёрства по содержанию:

1. Создание «социальной сети партнёров» (союзников открытия НВШ), понимающих, что работа пред-

стоит огромная, требующая концентрации физических и интеллектуальных сил, не исключено, что и финансовых вложений на этапах предварительных организационных действий.

2. Разработка алгоритма действий с определением временных затрат на каждом шаге, с целью своевременности и ориентацией на успех.

3. Прогноз расхода времени на всех этапах деятельности, начиная с замысла, с осознания сроков формирования бюджетного финансирования (процедуры как трудоёмкой, так и долговременной), влияющей на успех задуманного дела.

4. Изучение юридических аспектов в рамках подготовки нормативно - правовой документации, наличие которой предоставляет право лицензирования образовательной деятельности в национальной воскресной школе.

5. Осознание статуса открываемой национальной воскресной школы, предоставления определённому лицу права собственности и Учредителя «новорожденной школы», в случае успешного её открытия.

6. Понимание вопроса принадлежности функций и полномочий «структуре» исполнительской власти,

7. Представление каналов финансирования, процедуры движения финансовых потоков денежных средств, юридическую правомочность и взаимосвязь с налоговой структурой, включая формы налогообложения и сроки предоставления деклараций на их включение в определённые периоды времени года. Учёт доходов и расходов, своевременность отчётности и её функционирования, наличие грамотных исполнителей.

8. Знание и понимание важности создания юридически грамотного пакета нормативных документов, сопровождающих и регулирующих реализацию образовательной деятельности в создаваемой образовательной организации.

9. Представления о нормативах наличия количества обучающихся, предоставляющих право на открытие групп, которые будут осваивать образовательные программы в будущей НВШ.

10. Обеспечение комплектования адекватного кадрового состава, способного реализовывать образовательные программы, адекватно социальному заказу общественности национальной диаспоры и отвечающему Федеральным Государственным требованиям к наличию соответствующего уровня образования

11. Наличие «спонсора», способного предоставить часть здания своей образовательной организации в качестве аренды на выходные дни, соответствующего сани-тарно - эпидемиологическим требованиям, и оптимальным возможностям расходов за эксплуатацию.

12. Понимание существующей недостаточности разработки нормативно - правовой регуляции, сопровождения деятельности таких школ и осознание трудности решения вопросов в рамках действующей образовательной организации.

13. Разработки точной временной циклограммы действий в ходе решения вопроса организации и открытия НВШ в рамках замысла, с целью успешного завершения труда социальной сети партнёров.

Национальная воскресная школа как образовательная организация в системе дополнительного образования 69

Подготовительный этап работы команды социальных партнёров оптимально начинать ранней весной (завершить к августу), т.к. бюджетное финансирование начинается с 1го января следующего года, а сметы расходов и доходов образовательных организаций формируются с июня по декабрь. Если администрация города является социальным партнёром в открытии НВШ, то регистрация в налоговой инспекции осуществляется на основе её постановление (совокупности документов). В регионах специфика этой процедуры определяется самостоятельно. Если образовательная организация бюджетная, то финансовое обеспечение деятельности НВШ осуществляется за счет средств бюджета города на основе утвержденной сметы доходов и расходов. Собственник и учредитель НВШ в этом случае — Администрация города. Полномочия осуществляет «Комитет по управлению муниципальной собственностью» (КУМС). В качестве примера: в Башкортостане содержание каждой воскресной школы обходится в среднем около 2,5 млн. рублей в год.

Необходимые условия открытия НВШ: 1) количество детей — 60 и более от 6 до 18 лет на основании заявлений родителей (законных представителей), желающих приобщить их к национальному языку своего народа, историческому прошлому, национальной культуре; 2) укомплектованный кадровый состав с высшим педагогическим образованием; 3)договор с директором любой образовательной организации «О предоставлении части здания НВШ в аренду».

Обновление содержания нормативно-правовых документов в системе образования РФ обуславливает и деятельность системы дополнительного образования, но этот аспект ещё не разработан, сопутствуют деятельности:

1. ФЗ от 08.05.2010 № 83-Ф3 (в ред. ФЗ от 27.07. 2010 № 240-ФЗ), о трех типах учреждений: автономных, бюджетных, казенных, форма собственности: государственная - федеральная, региональная или муниципальная.

2. ФЗ от 06.10. 2003 г. № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

3. ФЗ от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст. 52, 125, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридического лица и индивидуальных предпринимателей» ( см. в интернете).

4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей» от 07.03. 1995 г. и др.

Эти ФЗ сопутствуют открытию муниципальных бюджетных образовательных учреждений НВШ в системе дополнительного образования.

В качестве примера: основанием порядка создания, реорганизации и ликвидации муниципальных образовательных организаций (общего для всех типов) является постановление главы Администрации городского округа (Уфа, Башкортостан) № 4482 от 29.07.2011 г. и Положение « О национальных воскресных школах», разработанное

органами местного самоуправления. Дополнительное же образование в России сегодня — один из приоритетов Государственной политики.

Возвращаясь к социальной сети партнёров, работающих в русле открытия «Национальной воскресной школы, важна на подготовительном этапе (апрель — май) организация своевременного информирования руководителей управления образованием, включая муниципалитет города (Администрацию и КУМС), министерство (если это субъект РФ), о важности создания НВШ, как составляющей в сфере образования. Это этап создания позитивной мотивации на всех уровнях управления о значимости такого рода образовательных организаций, включающий расширение связей и сотрудничества в решении проблемы. Инициаторам открытия таких школ в «качестве помощника» предлагается иллюстрированный журнал Муниципальное Бюджетное образовательное учреждение Дополнительного Образования» диаспоры «Армянская воскресная школа» (Уфа) и запись юбилейного концерта на DVD диске, посвященного 10-летию школы, с участием заместителя министра образования Республики Башкортостан Сурина А. Ш. Практическая реализация процесса открытия Национальной Воскресной Школы армянской диаспоры в системе дополнительного образования в республике Башкортостан (предлагаем содействие и помощь) и включает компоненты:

1. Создание организационного комитета в количестве 5 человек, распределение функций: председателя, исполнителей - подчинённых, избрание директора будущей воскресной школы, (март — апрель).

2. Составление обращения к директору армянской воскресной школы (АВШ — г. Уфа) с просьбой: выслать 10 журналов и 10 компакт-дисков, посвященных 10-летию АВШ г. Уфы (бесплатно). Возможен запрос на другие образцы документов (по электронной почте) [24, 25].

3. Выявление района, где компактно проживает данная национальность (март - апрель), заключение договора с администрацией одной из общеобразовательных школ о создании НВШ на основе безвозмездной аренды (если возможно), подключив сотрудников КУМС. В случае неудачи, обращение к представителям своей общины (если таковая имеется). Все действия по алгоритму, изложенному выше, осуществляются в последовательности, используя имеющиеся ресурсы и доступ к базам данных. Юридическая консультация о правомочности действий нужна как составляющая безопасности деятельности в правовом поле, согласно законности РФ.

В официальных письмах обосновывается потребность необходимости открытия НВШ с цифровыми данными (о тысячах человек данной национальности, проживающих на этой территории, включая количество детей, условия, наличие учителей, заявления родителей и т. д.). Необходимость получения постановления главы Администрации города «О создании муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Армянская воскресная школа». Практика убеждает, что такие школы посещают дети из малоимущих семей, они неплатежеспособны. Необходима именно Государственная финансовая поддержка.

70 Муниципальное образование: инновации и эксперимент. № 4 • 2015

Возможно решение проблемы и на уровне Губернатора региона. Если в этом случае решение вопроса положительное, и постановление получено, то необходимо

Иметь:

■ распоряжение главы Администрации города;

■ списки обучающихся детей;

■ разработанный проект устава, утвержденный в Администрации города;

■ регистрацию НВШ в Администрации района и «Постановление»;

■ свидетельство для регистрации в налоговой инспекции.

Следует:

■ встать на учет в налоговой инспекции;

■ получить из налоговой инспекции два Свидетельства и выписку;

■ заказать штамп, печать, бланк ОО;

■ открыть счет в банке или Централизованной бухгалтерия (ЦБ) района;

■ заключить договор с ЦБ района;

■ зарегистрироваться в государственном статистическом управлении и получить соответствующие коды;

■ зарегистрироваться в территориальном органе ПФ (пенсионном фонде); в территориальном органе ФСС (фондах социального страхования и обязательного медицинского страхования);

получить муниципальное задание по оказанию услуг дополнительного образования детям (в начале января).

На втором этапе работы — получить распоряжение главы Администрации муниципалитета об утверждении доверительного лица, которое будет заявителем при государственной регистрации созданной образовательной организации в инспекции Федеральной налоговой службы (это будущий директор). Цикл деятельности на следующем повторяется, нужна: база данных по «заданному формату» по всем параметрам; «Устав НВШ», его утверждение согласно юридической процедуре (протоколы на бумажном и электронном носителе). Процедура завершена, напечатать устав в десяти экземплярах — прошить, пронумеровать и сдать в Администрацию муниципалитета для утверждения. Следующий этап -получение постановления района. Стать на учет в налоговой инспекции района и зарегистрироваться как юридическое лицо — значит заполнить Форму Р 11001. Эту форму скачать с интернета nalog.ru (до заполнения еще раз эту форму уточнить в налоговой инспекции или в ЦБ района). Список необходимых документов перечень, которые следует получить уточнить в инспекции:

1. Свидетельство о регистрации. 2. Свидетельство «О постановке на учет юридического лица в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации». 3. Выписку из единого государственного реестра юридического лица.4. В течение 2х дней заказать штамп, печать (заодно и бланк). 5. Открыть счет в банке (ЦБ района вам поможет). 6. Заключить договор с ЦБ района об оказании услуг по бухгалтерскому обслужива-нию.7. Обратиться в территориальный орган Федеральной службы государственной статистики для получения кодов 8. Прочитать разделы устава: цели, задачи, предмет и виды деятельности образовательной организации до вхождения в государственную статистику (на основании

видов деятельности вам будут выданы коды). 9. Заполнив стандартную форму на получение муниципального задания по оказанию услуг дополнительного образования, получить его в начале января. 10. Процедура назначения директора стандартна - ходатайство лиц о его назначении, наличие гражданства РФ, высшее педагогическое образование, наличие стажа работы, владение русским языком и национальным (родным), прохождение процедуры аттестации, заключение трудового договора.

Районная Администрация утвердит должностную инструкцию директора на основе нормативных документов:

1. ФЗ РФ от 29.12.2012 г. № 273 — «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Типового положения «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей», утвержденного приказом Минобр. России от 26.06.2012 г. № 504;

3. Тарифно-квалификационной характеристики руководителя, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»;

4. Постановления Правительства Российской Федерации от 8 августа 2013г. № 678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность должностей руководителей образовательных организаций» (образец можно получить от автора статьи по электронной почте).

Директор утверждён и приступил к работе, выверка нормативной документации, согласно штатному расписанию, комплектование кадрового состава на конкурсной основе согласно бессрочному трудовому договору и приказов по ОО. Распределение нагрузки согласно перечню документов, прилагаемых к тарификационному списку на начало учебного года.

Утверждение учебного плана и комплектация классов на учебный год Дети, знающие алфавит, могут быть сразу зачислены во второй класс на основании решения педагогического совета ОО и приказа по школе. Разработка плана работы О О на учебный год и утверждение его на педагогическом совете и директором. Договор о совместной деятельности с общеобразовательной школой, на базе которой функционирует НВШ, заключается на 5 лет Экспертное заключение, составляется (по условиям оформления договора аренды в образовательном учреждении). Форма договора и форма Экспертного заключения должны быть в КУМС. Регистрация ОО в сети интернет на государственном сайте обязательна. Оптимально — расписание занятий учитывает время пребывания детей младшего возраста (6—10 лет) не более 3 часов. Рекомендуемая продолжительность одного урока детям этого возраста не более 20—30 мин. Ученикам от 11 лет и старше: 20— 40 мин. Необходимо решение по этому вопросу педагогического совета (приказ по ОО).

Директор осуществляет приём детей в школу согласно законодательству РФ. Процедура для всех типов ОО одинакова. Наличие программы развития

Национальная воскресная школа как образовательная организация в системе дополнительного образования 71

НВШ также является составляющей общей образовательной программы, содержание и срок её действия определяет педагогический коллектив.

Бюро технической инвентаризации: готовит кадастровый паспорт помещения на основе договора. Эта услуга платная. Поэтому в договоре об аренде указывайте только те помещения, которыми пользуется НВШ. В договоре необходимо учесть все сферы деятельности детей и взрослых.

Технические паспорта помещений и кадастровые номера из БТИ должны быть в полном комплекте. Это область контроля Российского потребительского надзора. Чтобы заключить договор безвозмездного пользования (ссуды) объектом муниципального нежилого фонда, а также составить АКТ передачи имущества с общеобразовательной школой, которая предоставляет вам помещение (через КУМС), надо с официальным письмом обратиться в КУМС и представить им определенные документы.

Процедура открытия НВШ будет завершена, если:

■ написать заявление (по форме) о выдаче лицензии на «Право ведения образовательной деятельности» на имя начальника «Управления по контролю и надзору в сфере образования»;

■ сделать приложения — заключения санитарно - эпидемиологического занимаемых помещений; договор безвозмездной аренды и приложение к договору: акт передачи имущества, технические паспорта занимаемых помещений БТИ и т. д. (эта услуга платная) на основе Постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 174 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности» и приложение № 18, стр. 80—90.

■ написать завершающее письмо Начальнику Управления надзорной деятельности Главного Управления МЧС России «О соответствии ваших помещений защиты обязательным требованиям пожарной безопасности»; в заключение - получить лицензию.

Дорогу осилит «идущий».

Литература

1. Асатрян А.А. Диалог культур в процессе воспитания молодежи. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.№ 3, С. 74-76.

2. Асатрян А.А. Национальная воскресная школа нового поколения в системе дополнительного образования детей.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент, 2013.№ 1. С. 35-36

3. Вельская Е.В. Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся через систему дополнительного образования //Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012.№ 1.С 63-66.

4. Гончаров С.З. Креативная культурная антропология как методологический принцип. // Образование и наука. 2011.№ 7.С.5-16.

5. Глазырина Е.Ю.К вопросу использования интерактивных технологий в современном музыкально — художественном образовании.// Инновационные проекты и программы в образовании.2015.№ 2.С.60-66.

6. Грищенко В.Н. Креативность как принцип проектирования образования.// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015.№ 2.С.6-8.

7. Давыдова Н.Н. Управление процессами самоорганизации ОУ.// Образование и наука.2010.№ 11.С.23-32.

8. Ислентьева Е.В. Информационное обеспечение управления учреждением дополнительного образования детей. //инновационные проекты и программы в образова-нии.2015.№ 2.С.77-81.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Козина Л.М. Педагогические средства воспитания поликультурности: межкультурный диалог.//Инновационные проекты и программы в образовании.2015.№ 3.с.36-41.

10. Коржевская Т.А., Сольцева Н.А. Формирование поликультурной компетентности педагога как условие успешной психолого — педагогической, социокультурной языковой адаптации.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015.№ 2. С. 50-53.

11. Каршинова Л.В. Современная система образования: философские и мировоззренческие проблемы развития личности в современных условиях.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2015.№ 2.С.71-75.

12. Комаров К.Ю. Методологические основы разработки инновационной модели территориального пространства. //Инновационные проекты и программы в образова-нии.2013.№ 3.С.3-9.

13. Клепиков В.Н. Аксиологическая интеграция как современная образовательная технология по этическому воспитанию школьников.//Инновационные программы и проекты в образовании.2011.№ 6.С.44-49.

14. Матюшина В.В., Лушай О.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся как основа социализации в современном обществе. // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2.С.2-11.

15. Маслобойщикова А.Е., Маслобойщиков В. С. Боль памяти бессрочна. //Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 41-44.

16. Мубинова З.Ф. Определение понятия поликультурное воспитание в российской педагогике: основные теоретические подходы// Образование и наука.2011.№ 1.С.13-22.

17. Никандров Н.Д. Гражданское воспитание в современной России. //Образование и наука.2011.№ 2.С3-15.

18. Петрова Г.И. Управление развитием организационной культуры школы.//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2015.№ 2.С.9-13.

19. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения. //Образование и нау-ка.2012.№ 1.С.3-14.

20. Сиденко Е.А. К вопросу о реализации федерального государственного образовательного стандарта на основе подготовки школьных команд администраторов и педаго-гов.//Инновационные проекты и программы в образова-нии.2015.№ 2.С.17-29.

21. Свиридова Е.М. Индивидуализация обучения: теоретические основы и варианты реализации.//Монография. —М.: АПК и ППРО.2012.117с.

22. ЩупленковаЕ.Ж.,Гончаров С.З. Современное художественное образование: феномен сокровенного. //Инновационные проекты и программы в образовании.2015.№ 2.С.66-72.

23. Дополнительное образование детей в условиях нового законодательства. / Сост. А.Б. Фомина — М.: УЦ «Перспектива, 2012.

24. Журнал «10 лет Армянской воскресной школе. /Сост. А.А Асатрян. Уфа, 2011

25. Материалы сайта Армянской воскресной школы: www. armschoolufa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.