Научная статья на тему 'Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения'

Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
203
83
Поделиться
Ключевые слова
ДИСЛЕКСИЯ / ДИЗГРАФИЯ / ПОШАГОВАЯ МЕТОДИКА / РАЗНОУРОВНЕВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Барабанова Светлана Юрьевна

В статье представлена система работы, направленная на повышение навыка чтения, а также пошаговая методика по формированию правильного чтения. Приводятся примеры разработки разноуровневых упражнений.

Текст научной работы на тему «Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения»

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Барабанова Светлана Юрьевна

учитель начальных классов МБОУ-СОШ № 175 Екатеринбург

J ^

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

ПО ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ ДЕТЯМ

В ФОРМИРОВАНИИ НАВЫКА БЕГЛОГО ЧТЕНИЯ

Л__________________________________________с

Аннотация. В статье представлена система работы, направленная на повышение навыка чтения, а также пошаговая методика по формированию правильного чтения. Приводятся примеры разработки разноуровневых упражнений.

Ключевые слова: дислексия, дизграфия, пошаговая методика, разноуровневые упражнения.

По данным Министерства Образования Свердловской области (2012 г.) число учащихся начальной школы, не справляющихся с требованиями Государственного Образовательного Стандарта за последние 20 лет возросло в 2-2,5 раза и составило более 30%. Во многом это связано с недостаточной сформирован-ностью навыка чтения [5,12].

Исследования в области педагогики указывают, что на первой ступени общего образования приоритет должен быть отдан приобщению детей к чтению литературы как одному из наиболее действенных средств в формировании социализированной личности. Современное образование предъявляет повышенные требования к уровню развития учебных навыков детей, поступающих в общеобразовательные школы [12,13]. Многие школьные дисциплины основываются на умении детей читать, т.к. чтение является одним из основных способов воспроизведения информации, базовым навыком, развитость которого во многом определяет успешность обучения в школе [1,2,6,7,10,11].

У учащихся недостатки формирования навыка чтения изучаются давно, но и поныне эта одна из самых актуальных проблем. Требования стандартов (в образовательной области Филология) 2 поколения предполагают понимание роли чтения, умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов.

Известно, что навык чтения, прежде чем станет автоматизированным, проходит в своём развитии несколько этапов. Возможность перехода от низшей ступени овладения навыком чтения к более высокой заложена в основании каждой предыдущей ступени. Переход этот происходит в разные сроки, индивидуально, а у детей, испытывающих трудности в обучении особенно замедленно. С целью выявления актуальности проблемы формирования навыка чтения проводилась входная диагностика в 2011 году, которая

показала, что только 16% учащихся владели навыком послогового чтения, 23% учащихся знали только буквы. К концу 1 класса (2012 г.) 66% детей овладели полноценным навыком чтения, а с 34% детей с дислексией проводится индивидуальная коррекционная работа, которая имела положительную динамику.

В процессе педагогической деятельности по коррекции нарушений чтения наиболее значимыми являлись следующие принципы:

1. Принцип комплексности. Механизмы, вызывающие недостатки формирования навыка чтения (дислексия), одновременно обуславливают нарушения устной речи и нарушения письма (дисграфия). Дислексия обычно не является изолированным нарушением. В связи с этим при устранении дислексии воздействие осуществляется на весь комплекс речевых нарушений (устная речь, чтение, письмо).

2. Принцип опоры на сохраненные звенья нарушенной функции. Осуществляется опора на произношение, на зрительное различие артикуляции звуков.

3. Принцип поэтапного формирования умственных действий. В психологических исследованиях (А. Н. Леонтьев, П. А. Гальперин) отмечается, что становление умственных действий - сложный и длительный процесс, который начинается с установления развернутых внешних операций, а затем сокращается, свертывается, автоматизируется, постепенно становится умственным действием и осуществляется во внутреннем плане.

4. Принцип учета зоны «ближайшего развития» (по Л. С. Выготскому). Процесс развития той или иной психической функции при коррекции дислексии должен осуществляться постепенно с учетом ближайшего уровня развития этой функции, т.е. того уровня, на котором выполнение задания возможно с незначительной помощью со стороны педагога.

24

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

5. Принцип постепенного усложнения речевого материала. Формирование того или иного умственного действия проводится на простом речевом материале. И только когда умственное действие будет закреплено, можно перейти к его выполнению на сложном речевом материале.

6. Принцип деятельностного подхода. Процесс чтения представляет собой сложную многоуровневую деятельность. В коррекционно-педагогической работе необходимо воздействовать на все этапы сложной деятельности, основное внимание, уделяя операциональному компоненту. Первоначальная задача - формирование нарушенных операций речевой деятельности, а по мере автоматизации отдельных операций формируется целостная структура речевой деятельности.

7. Онтогенетический принцип. В процессе формирования навыка чтения необходимо учитывать этапы и последовательность их формирования в онтогенезе.

Вначале проводится работа по определению наличия или отсутствия звука в слове, затем осуществляется закрепление этого умения, далее формируется умение определять количество, последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам.

8. Принцип учета психологической структуры процесса чтения и характера нарушения речевой деятельности.

У детей, имеющих нарушения чтения, обнаруживается различный механизм дезорганизации этой сложной речевой деятельности:

а) несформированность одной из операций;

б) нескольких операций процесса чтения;

в) недостаточная автоматизация операций;

г) нарушения в организации целостной программы деятельности при относительной сформированности отдельных операций.

В начальной школе МБОУ СОШ № 175 г.Екатеринбурга в рамках работы ФЭП АПК и ППРО (г. Москва)

[3,4,8,9] на протяжении ряда лет в числе других направлений ведется системная деятельность по преодолению трудностей овладения навыком чтения. Для этого было необходимо апробировать систему работы, направленной на повышение эффективности их обучения, а также разработать свои методы работы по обучению полноценного навыка чтения.

В процессе работы была апробирована авторская пошаговая методика по формированию навыка чтения.

1 шаг. Формирование умения плавного чтения слов.

2 шаг. Закрепление умения читать. Развитие зрительного анализатора.

3 шаг. Совершенствование умения читать шепотом с педагогом.

4 шаг. Развитие навыка громкого чтения.

5 шаг. Коррекция навыка выразительного чтения.

6 шаг. Многократное чтение, чтение в темпе скороговорки.

На основании данной методики мною была разработана система разноуровневых упражнений:

1. Тексты с «хвостами». В текстах и предложениях тоже есть хвосты, т.е. концовки. А в нашем упражнении эти хвосты потерялись или перепутались. Поэтому надо соединить начало и конец предложения. Данное упражнение нацелено на формирование навыка осознанного чтения.

2. Тексты с ««дырками». Сначала ребёнок читает целый текст, а затем такой же текст, но с дырками, т.е. с пропущенными словами или частями рассказа, припоминая их и вставляя по смыслу в нужном месте. Важно создать мотив обучения, чтобы ребёнок понимал, что от успешности выполнения задания зависит содержание рассказа. Это делает чтение осмысленным. Выполнение заданий желательно сопровождать практическими действиями (поиск слов или частей текста, проведение линий), что помогает удерживать внимание ученика. Данное упражнение нацелено на формирование навыка правильного чтения.

3. Тексты с «прятками». В тексте прячутся не слова, а слоги. Искать пропавшие слоги немножко легче, чем слова или фразы, но от этого ещё интереснее. Сначала ребёнок читает обычный текст, а затем такой же текст, но с пропущенными в некоторых местах слогами. Такие упражнения также формируют правильность чтения.

4. Тексты со ««знаками». Ученикам предлагается текст с пропущенными знаками препинания. Знаки (.!?) пропущены в конце предложения. Эти упражнения формируют навык выразительного чтения.

Данные упражнения носят интегрированный характер и могут быть применены на уроках русского языка. С соответствующим речевым наполнением они также могут применяться не только в начальной школе.

В данной системе упражнений выделяют контрольные задания, которые помогаю отделить сформиро-ванность навыка полноценного чтения. Для контрольных заданий разработана система оценивания.

Оценивание может происходить по следующей системе:

Задание выполнено на:

100-85% - оптимальный

85-70% - достаточный

70%-50% - предельный

Ниже 50% - низкий

Наряду с выше описанными заданиями на каждом этапе вводились упражнения по коррекции психической базы речи (мышление, внимание, память). Овладение полноценным навыком чтения отслеживалось по следующим параметрам:

• Беглость

• Правильность чтения

• Выразительность

Для постоянного текущего мониторинга чтение каждого ученика мною разработан индивидуальный график чтения.

Он ведется на протяжении всего обучения во всей начальной школе. В нём указывается количество ошибок при чтении контрольного текста, выразительность

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

25

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Индивидуальный график техники чтения

Ф. И. ребенка___________________________

1 класс 2 класс 3 класс 4 класс

Дата Дата Дата Дата

110

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

« + «

Обозначение:

1. Кол-во ошибок - *

2. Чтение выразительное, осмысленное, правильное -

3. Монотонное чтение - М

4. Не может ответить на вопросы без помощи - « - «

и правильность чтения, понимание читаемого текста. Также красным цветом на графике выделяется скоростной норматив для данного класса.

Скорость чтения не является главенствующей в формировании навыка чтения, но полноценное овладение учебным материалом будет сложным при низкой скорости чтения.

Навык чтения сформированный на достаточно высоком уровне, является существенной предпосылкой, гарантией развитой культуры чтения. Наличие полноценной деятельности чтения является свидетельством высокого уровня учебно-познавательных способностей детей, характеризует возможность продуктивных, плодотворных путей их развития в учебных и внеучебных ситуациях школьной и повседневной жизни.

Примеры упражнений

для формирования полноценного навыка чтения Текст со «знаками»

Вставить пропущенные знаки препинания. Прочитай с нужной интонацией.

Ящерица

Особенно красива ящерица весной В это время года у нее праздничный наряд Кто сказал, что ящерица противная Как горят на солнышке щитки и чешуйки Настоящая малахитовая красавица

А также, дети могут выбрать текст повышенного уровня сложности.

Этот же текст предъявляется в виде непунктированного.

Задание: Раздели текст на предложения и вставь пропущенные знаки препинания. Прочитай с нужной интонацией.

Ящерица

Особенно красива ящерица весной в это время года у нее праздничный наряд кто сказал, что ящерица противная как горят на солнышке щитки и чешуйки настоящая малахитовая красавица

Текст с «хвостами»

Умная галка

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой. Но воды было мало. Галка не могла достать. Она стала кидать в кувшин камешки. Умная птица столько накидала, что вода стала выше. Вот такая галка!

Хотела галка мало

На дворе стоял кувшин пить

Но воды было камешки

Галка не могла с водой

Она стала кидать в кувшин достать

Текст с «дырками»

Волчишка

Жил в лесу волчишка с матерью. Ушла мать на охоту. Поймал волчишку человек. Сунул в мешок и принёс домой.

Ночью волчишка подполз к двери. А дверь была открыта. Волчишка вылез на улицу и убежал в лес. А там была волчиха-мать.Обрадовались звери и убежали в глубину леса.

❖ Где и с кем жил волчишка? Почему человеку удалось его поймать? Куда он его принёс? Сумел ли волчишка убежать? Почему? Кто его ждал в лесу?

Жил в лесу....Ушла мать на....

Поймал волчишку....Он сунул его в...

Ночью волчишка.....к двери. А дверь ....

Волчишка вылез на ... и .... в лес. А там была.

Обрадовались звери и...в глубину ...

26

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ, ПРОГРАММЫ, ПОДХОДЫ

Литература

1. Алексеев Н. Г Проектирование и рефлексивное мышление// Развитие личности. 2002. № 2. с.17-23

2. Аюбашева С. И., Давыдова Н. Н., Ивонин А. О. Организация образовательного процесса в начальной школе на основе проектно-исследовательских и индивидуализированных форм учебной деятельности // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. № 3. с. 19-23

3. Давыдова Н. Н. Реализация системно-синергетического подхода в практике управления развитием научно-образовательной сети // Образование и наука. 2013. № 7. с. 66-85

4. Давыдова Н. Н, Федоров В. А. Моделирование развития образовательных учреждений на основе сетевого подхода // Педагогика. 2013. № 6. С. 49-54.

5. Загвязинский В. И. Стратегические ориентиры развития отечественного образования и пути их реализации // Образование и наука. 2012. № 4. с. 3-12

6. Медуница Т. Н. Целостно-интегрированный подход к изучению предметов в начальной школе. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2011. № 2. С. 47-53.

7. Сиденко А. С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. № 1 (90). 2012. С. 56-65

8. Сиденко А. С. Использование сетевого взаимодействия для обеспечения развития инновационного потенциала педагогов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2012. № 4.С. 25-30.

9. Сиденко А. С., Сиденко Е. А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С.40-48.

10. Сиденко Е. А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения. // Образование и наука. 2012. № 8. С.5-14.

11. Сиденко Е. А. О некоторых теоретических аспектах формирования у работников образования мотивации достижения. // Инновационные проекты и программы в образовании 2012. № 4.С.35-48.

12. Строкова Т. А. Оценка личностного развития учащих-ся..2012..№ 9. С. 57-64

13. Штейнберг В. Э. Теория и практика инструментальной дидактики // Образование и наука. 2009. № 7. С. 3-12

J

Л

Асатрян Альберт Артушович

директор МБОУ ДОД «Армянская воскресная школа» почетный работник общего образования РФ

г.Уфа

Albert-asatryan@yandex.ru

НАЦИОНАЛЬНАЯ ВОСКРЕСНАЯ ШКОЛА КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ

V

Г

Аннотация. Автор раскрывает основные цели армянской воскресной школы: сохранение национальной самобытности (языка, истории, культуры); интеграция детей мигрантов в общероссийское культурно - образовательное пространство; укрепление межнационального согласия и дружбы в среде подрастающего поколения в контексте развития диалога культур.

Задачей системы дополнительного образования, с позиции автора, является воспитание. В процессе совместной творческой деятельности взрослого и ребенка происходит развитие нравственных качеств личности. Умение педагога ненавязчиво помогать ребенку в реализации его потенциальных возможностей, эмоционально и психологически поддерживать его, обеспечивает интерес воспитанников к школе, опыт которой описывается.

Ключевые слова: Республика Башкортостан, система дополнительного образования детей, национальные воскресные школы, условия творческой работы педагогов, фестиваль дружбы

Целью моей статьи является распространение передового опыта по созданию и развитию национальных воскресных школ в системе дополнительного образования детей в различных регионах РФ, а также укрепление единства народов России и интегрирования детей мигрантов в общероссийское культурно-образовательное пространство [4,5,6].

Изначально воскресные школы были основаны как учебные заведения для взрослых и детей и являлись наи-

более ранней формой внешкольного образования. При историческом исследовании следует различать 2 основных типа воскресных школ: конфессиональные школы различных вероисповеданий для религиозно-нравственного воспитания (для христиан - это воскресные школы, для мусульман - пятничные, для иудеев - субботние) и общеобразовательные. Название «воскресная» образовано от дня проведения занятий, они обычно проводятся в воскресный день. Есть и такой термин «одно-

Муниципальное образование: инновации и эксперимент №3, 2014

27