Муниципальное образование: инновации и эксперимент. №3 • 2015
Инновации в образовательных учреждениях
Е.Л. Абрамян
Мотивирование учащихся восьмых классов к изучению синтаксиса по теме «Словосочетание»
Аннотация. В этой статье представляем вашему вниманию сведения о синтаксических единицах, содержащих систему признаков синтаксических явлений, которые помогают сформировать синтаксические понятия, осознать и освоить языковые факты, а также мотивирующие учебную деятельность упражнения, формирующие разные виды учебно-языковых действий
Ключевые слова:
содержание, мотивация, УМК В.В. Бабайцевой, синтаксис, упражнения, прагматический аспект, словосочетание, лексическая и грамматическая, семантика, синонимы.
Keywords:
content, motivation, teacher's book by Babaitseva, syntax, exercises, pragmatic aspect, the phrase, lexical and grammatical semantics, synonyms.
Abstract. This article presents the information about the syntactic units containing a system of signs of syntactic phenomena, which help to form the syntactic concepts, to understand and master the linguistic facts. In the article the author presents exercises which motivate learning activity of pupils as well as form different kinds of educational and linguistic action.
Изучение синтаксиса, как и любого другого раздела программы по русскому языку, может стать стимулом для формирования познавательного интереса у учеников. Но «полезность» и «нужность» изучения многих языковых фактов самому школьнику осознать непросто. Это задача учителя, и состоит она не только в том, чтобы наполнить урок прагматичным содержанием. Надо еще сказать, зачем изучается та или иная теория, для чего выполняются разнообразные упражнения, чем они полезны. Содержание стабильного учебного комплекса под редакцией В.В. Бабайцевой обладает значительным прагматическим потенциалом. В нем (главным образом в его практической части) наряду со сведениями о синтаксических единицах содержится система признаков синтаксических явлений, которая помогает сформировать синтаксические понятия, осознать и освоить языковые факты. Упражнения учебника формируют разные виды учебно-языковых действий учащихся и нацелены на совершенствование речевых и коммуникативных умений. Ценно также то, что во многих упражнениях обращается внимание не только на форму и строение, но прежде всего на семантику самого синтаксического явления [2,3].
Однако, как показывает практика преподавания, работая над грамматической теорией, учитель особенно внимателен к сведениям о структуре и часто оставляет без комментария ту информацию, которая связана с семантикой и функционированием синтаксической еди-
ницы. А если и «обрабатывает» ее, то не подчеркивает в своей дидактической речи важности и нужности освоенного [1,5,7,10,11]. При выполнении упражнений прагматического характера, направленных на определение лексического или грамматического значения, подбор синтаксических синонимов, сравнение и сопоставление синтаксических явлений, корректировку и конструирование словосочетаний, предложений, текстов, комментарии сводятся к утверждению, что это важно для речи. Но все «важно» и «полезно» по-разному для разных аспектов речи! Избранная прагматическая ремарка оказывается недостаточно действенной и конкретной как с точки зрения дидактики (каждый раз об одной и той же пользе одними и теми же словами!), так и с точки зрения лингвистики и методики: не учитывает разных сторон «хорошей речи». Все это снижает мотивационный стимул обучения.
Таким образом, мотивационный стимул изучения синтаксиса может уменьшаться как за счет неполноценного отбора многоаспектного содержания материала, так и за счет неточно ориентированной дидактической речи учителя, в которой вовсе не подчеркнута или подчеркнута неточно прагматическая суть содержания материала, действий, производимых с ним.
Еще раз обратим внимание на прагматические аспекты содержания, которые должны быть отражены при изучении любой синтаксической темы. А также одновременно обозначим словесно их прагматическую
суть, которая должна быть акцентирована в дидактической речи учителя или учащихся при мотивации учебной деятельности [8,9,13,14,15,21].
Работа над лексической и грамматической семантикой синтаксических единиц и категорий значима для всех сторон речи: ее правильности, точности, богатства, коммуникативной целесообразности, связности. Обработка формальных, строевых качеств способствует как формированию правильности, так и точности, выразительности речи. Подбор синтаксических синонимов, конструирование их по семантической или структурной модели, замена одних синонимов другими с учетом речевой ситуации бывают важны для разных сторон речи в каждом конкретном случае: для формирования правильного синтаксического строя, его обогащения, коммуникативной целесообразности. Анализ функционирования синтаксических единиц в тексте с учетом типа речи полезен для совершенствования такого качества речи, как связность; тому же способствует корректировка текстов, где грамматически неточное употребление синтаксических единиц деформирует тип текста или лишает его конкретной ситуативной принадлежности. Письменное построение текстов с учетом речевой ситуации и функционально-смысловых ориентировок способствует совершенствованию всех сторон речи, в том числе орфографической и пунктуационной грамотности [17,19,20].
Что касается темы «Словосочетание», то ее изучение по учебному комплексу под ред. В.В. Бабайце-вой, как показывает практика, отличается заметным ослаблением внимания учителя как к прагматическим аспектам языкового содержания, так и к прагматическим акцентам в его дидактической речи. Снижение прагматического стимула обучения обусловлено прежде всего нетрадиционной синтаксической теорией. Как известно, словосочетание представлено в комплексе как непредикативное соединение слов, а также их форм, на основе синтаксической связи. В соответствии с этим пониманием словосочетаниями называются все сочетания синтаксически связанных форм слов, не обладающих предикативностью. Учитель испытывает замешательство перед новой интерпретацией известной синтаксической единицы. Новая для учителя интерпретация давно представлена в лингвистике (см. обзор подходов к классификации словосочетаний в книге В.А. Белошапковой) [5]. Какая сложная теория! Зачем делить словосочетания на сочинительные, подчинительные, цельные? Как корректно и в то же время доступно делить словоформы, находящиеся в бессоюзной связи? Перед учителем встает и другой вопрос: как «выкроить» время на формирование умений?
Прагматизм теории, в том числе ее речевую направленность, легко осознать, если обратиться к авторской концепции отбора синтаксических сведений, как в теоретическую, так и особенно в практическую часть учебника. Предложенная авторами интерпретация словосочетаний усиливает системность в описании языковых единиц, подчеркивает их соотнесенность и
иерархическую взаимосвязанность, что облегчает восприятие и осознание синтаксической теории в целом (сочинительная и подчинительная связи — сочинительные и подчинительные словосочетания — сложносочиненные и сложноподчиненные предложения и т.д.); позволяет наблюдать за спецификой построения и особенностями лексической и грамматической сочетаемости компонентов всех типов словосочетаний, что важно для формирования правильности речи; привлекает внимание учителя к работе над синонимией словосочетаний, обеспечивая совершенствование таких сторон речи, как точность, богатство, коммуникативная целесообразность и т.д. Таким образом, как в ходе освоения теории, так и в процессе формирования умений учитель имеет возможность пользоваться материалом, нацеленным на совершенствование речи учащихся, и это же позволяет ему точно сформулировать, в чем польза изучения того или иного компонента синтаксических сведений или выполнения упражнений по учебнику [4,6,12,16,18].
Прагматические акценты изучения темы «Словосочетание» можно усилить, если дополнить практическую часть учебника упражнениями, демонстрирующими образцы типичного и нетипичного способов выражения значений в структуре словосочетания; заданиями, позволяющими наблюдать индивидуально авторское употребление словосочетаний в речи; материалами, подчеркивающими особенности функционирования словосочетаний в разных видах, типах, жанрах, ситуациях речи и др.
Для чего мы изучаем словосочетания? Какую роль они играют в нашей речи? Ответить на эти вопросы поможет решение предложенных ниже задач.
Упражнение 1. Представьте себе, что у вас потерялся котенок. Вам надо написать объявление, благодаря которому, возможно, вы найдете его. Какой из двух вариантов вы выберете?
1-й вариант. Потерялся котенок. Просим вернуть по указанному адресу.
1-й вариант. Сегодня в нашем дворе рано утром потерялся двухмесячный персидский котенок. Он прихрамывает на левую переднюю лапку. Очень просим вернуть по точно указанному нами ниже адресу.
Какое объявление свидетельствует о недостаточной информативности речи? Какое — об избыточной? Составьте свой вариант объявления. Какое качество хорошей речи реализуется в умении пользоваться словосочетаниями?
Упражнение 2. Предположим, что в споре вы услышали утверждение, что предложение состоит из словосочетаний. Верно ли оно? Докажите свой ответ, пользуясь материалами упражнения № 45. Бывают ли предложения, в которых нет словосочетаний? Докажите. Благодаря чему сочетание одних и тех же слов в одном случае образует словосочетание, а в другом — предложение?
Упражнение 3. Проверьте, любые ли слова можно соединять друг с другом, чтобы получилось словосочетание? Установите причины лексической несочетаемости компонентов словосочетания.
Ужасно красивая — очень красивая; произвели обыск — произвели ремонт; отъявленный хулиган — отъявленный товарищ; прорастить семена — прорастить ребенка; памятный подарок — памятный сувенир.
Красивое лицо — лицо кавказской национальности; благодарю за внимание — благодарю за беспокойство; порода овец — порода цветов.
Высокий и бледный юноша; молодой, но седой воин; пирамидальные и зеленые тополя; ждали очень и с нетерпением; мечтали и строили планы на будущее.
Упражнение 4. При употреблении словосочетаний в речи часто встречается грамматическая несочетаемость компонентов. Исправьте ошибки грамматического характера в предложенных ниже примерах.
Памятник писателя. 2. Письмо в деревню. 3. По окончанию спектакля. 4. Скучаем по вас.
Упражнение 5. Синтаксический диктант. Определите грамматическое значение словосочетаний, способы морфологического выражения, разновидность синтаксической связи компонентов.
Кружева из Вологды — вологодские кружева; седые волосы — волосы с сединой; идет вперед — идет впереди; вишневый сок — сок из вишни; маковая росинка — роса на маке.
Найдите в предложенных примерах синтаксические синонимы. Что в них общего и чем они различаются? Укажите пример, который не соответствует понятию «словосочетание».
Упражнение 6. Прочитайте предложения и установите, в каких сочинительных словосочетаниях с соединительной связью перечисление исчерпывающее, в каких — нет. Какие грамматические и лексические средства обеспечивают передачу этих смыслов? Запишите предложения, расставляя знаки препинания.
1. В этом ящике у меня лежали кусочки обгорелого сургуча приглашение на свадьбу и пуговица от давно уже погибших брюк. (А. Аверченко)
Жажда жизни рождает неслыханную стойкость. Благодаря ей человек может перебороть и неволю и голод и увечье и смерть поднять тяжесть выше своих сил.
(В.Астафьев)
Утром она не желала идти гулять возвращаться с прогулки не желала завтракать пить молоко обедать идти в ванну вылезать из ванны спать причесываться... Все не желала.
(Тэффи)
Мы скакали на одной ножке и лечили царапины слюной зарывали клады и резали ножичком дождевых червей а также обязательно подглядывали за старухой. (Т. Толстая)
Упражнение 7. В предложенных ниже сочинительных словосочетаниях с противительной связью установите значения: 1) одно понятие отрицается, а другое утверждается; 2) предмету приписываются оба признака.
Идти (не) медленно, а быстро. 2. Лететь (не) высоко, а низко. 3. (Не) веселая, а грустная мелодия. 4. Книга (не) интересная, но полезная. 5. Летел (не) высоко, но бесшумно. 6. Дом (не) высокий, но большой по площади. 7 (Не) приятель, а враг.
В каком случае не с существительными, прилагательными, наречиями пишется слитно, в каком — раздельно?
Упражнение 8. В данных ниже предложениях исправьте ошибки, связанные с неверным употреблением сочинительных словосочетаний. Запишите правильный вариант.
Он любил ловить не только рыбу, но и отдыхать. 2. Кто (то) не (то) кричит или говорит громко. 3. Поступать ра_четливо и пр_гматично. 4. Пас_ажиры не рас_ тупились, но ост_новились. 5. Она зашла к нам с подругой и радостью. 6. Ему удавалось одинаково успешно преодолевать трудности обучения и зависть к отличникам. 7. Люди и дети заполнили автобус.
Какие ошибки в построении сочинительных словосочетаний связаны со строением, какие — со значением?
Упражнение 9. С предложенными в таблице словами составьте сочинительные словосочетания, употребляя их в именительном и родительном падежах единственного и множественного числа. Избегайте лексических и грамматических ошибок. Пользуйтесь школьным толковым словарем.
Женский род Мужской род Общий род Имеют только формы множественного числа
Туфля Апельсин Скареда Джинсы
Пеня Брокер Привереда Очки
Менеджер Ханжа
Миссионер
Упражнение 10. Подберите к данным словам лексически совместимые компоненты и запишите подчинительные словосочетания со всеми видами связи.
1. Пустырь — пустошь. 2. Экскурс — экскурсия. 3. Желанный — желательный. 4. Длинный — длительный. 5. Примитивный — превентивный.
Упражнение 11. Составьте подчинительные словосочетания со словами, данными в скобках. Укажите вид связи, падеж зависимого слова.
1. Рассказывать (подвиги, сказки). 2. Говорил, отзывался (брат). 3. Сосредоточить внимание, обратить внимание (книга).
Упражнение 12. Прочитайте предложения. Установите в них ошибочно употребленные словосочетания. Запишите в исправленном виде, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания.
1. Я проблудил два часа по городу но так нечего и не купил на подарок другу.
Актриса которую только вчера пригласили на пробы будет исполнять заглавную роль в фильме. 3. Застроенная домами окраина превратилась в праздный великолепный город.
Какие ошибки связаны с формой словосочетаний, какие — со значением?
Выпишите два словосочетания с согласованием, разберите, подберите к ним синонимы.
Упражнение 13. Поставьте слова, приводимые в скобках, в родительном и винительном падежах. Если
возможны оба падежа, установите, какой наиболее употребителен в разговорной речи?
1. Я еще не написала (сочинение).
2. (Не) льзя (ни) кому навязывать (свое мнение).
3. Мы (не) питали (надежда) получить премию.
4. (Ни) кто (не) проявлял (доверие) к его рассказам.
Упражнение 14. В одной из общедоступных городских
газет было приведено следующее объявление:
«Научная лаборатория занимается проведением исследований и практической апробацией методов нейтрализации негативных воздействий аномальных явлений на человека и зоны его обитания».
После его публикации в редакцию стали звонить читатели и просить растолковать опубликованное.
По каким причинам, на ваш взгляд, объявление было не понято многими читателями? «Переведите» текст объявления на «понятный» язык, избегая многократного использования подчинительных словосочетаний, где употребляется родительный падеж.
Упражнение 15. Понаблюдайте над языковым материалом, опираясь на следующую информацию: лексическая несочетаемость компонентов подчинительных и сочинительных словосочетаний часто умышленно используется в художественной литературе как средство воздействия на читателя. Укажите, где лексическая несочетаемость является средством создания комического, а где — приемом психологической характеристики?
1. Не спали только Маша, отопление и зима. (К.Паустовский) 2. В семье родилась тройня. Горе молодого счастливого отца не поддается описанию. (М.Зощенко) 3. «Я плавал, очень плавал», — произнес Врунгель. (В.Некрасов) 4. Он прекрасно делает из конины куриные котлеты. (Е.Шварц)
Назовите известные вам художественные произведения упомянутых авторов.
Упражнение 16. Проведите лингвистический эксперимент. Запишите предложения, вставляя пропущенные второстепенные члены на месте многоточий. Попробуйте угадать оригинальный авторский вариант с лексической несочетаемостъю компонентов словосочетания.
1. Маргарита шла по ... саду. 2. А его голубь ... облетает к_рнизы и б_лконы,... кушает п_л_жен_ое зерно. 3. Зоя сидела одна на необитаемой скале, поросшей сосной и брусникой. Одна среди чужих,... бодрых людей, среди их радостных криков за обедом, сваренным из горохового концентрата. 4. Днем он много думал и .... 5. Я снова будто впервые увидел ее, удивительную, с громадными черными косами, с ... в глазах.
Сравните ваш вариант с авторским.
М.Булгаков: «...по простуженному сквозному саду...».
Т.Толстая: «...научно облетает, грамотно кушает...».
Т.Толстая: «...оскорбительно бодрых...».
А.Аверченко: «...и гремел посудой...».
К.Воробъев: «...со свадьбой в глазах...».
Укажите, какие дополнительные детали художественного образа вырисовываются благодаря использованному автором приему?
Какие черты хорошей речи проявляются в этом?
Упражнение 17. «Муля, не нервируй меня!» — эта фраза выдающейся советской актрисы Фаины Георгиевны Раневской, произнесенная ее героиней в фильме «Подкидыш», стала крылатой. Современники Фаины Георгиевны рассказывают о том, что актриса так чувствовала слово, что режиссеры и сценаристы часто корректировали текст ролей, которые она исполняла, по ее замечаниям. Прочитайте ответы Фаины Георгиевны Раневской на вопросы журналиста и скажите, действительно ли ее можно назвать мастером слова? Почему?
Над чем вы сейчас работаете?
Над собой.
А как?
Симулирую здоровье.
Какой вы представляете себе судьбу этого молодого актера?
Он обречен на успех!
О каких чертах характера актрисы поведала нам ее разговорная речь? Какие чувства может вызвать общение с таким человеком?
Таким образом, акцентированию полезности изучения словосочетаний поможет не только обогащение дидактических материалов практической части комплекса, но и их введение нетрадиционными приемами: с помощью речевых предысторий, описания жизненных ситуаций, через ситуативные и игровые задания, которые прокомментирует в своей дидактической речи учитель. Облегчению восприятия, осознания, запоминания и воспроизведения речевых эталонов, т.е. усилению продуктивности учебной деятельности могут способствовать задания и вопросы-подсказки, материалы для справок, образцы, а также такие виды деятельности, как самоконтроль и взаимоконтроль.
Литература
1. АндрееваИ.М. «Основы риторики» в 9 классе: «Академическое красноречие». // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 37-42.
2. Бабайцева В.В., Купалова А.Ю., Никитина Е.И. Новый учебный комплекс по русскому языку и его использование // Русский язык в школе. 1992. № 3-4. С. 16-22.
3. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: учеб. для 5-9-х кл. общеобразоват. учебн. заведений. 2-е изд. М.: Просвещение, 1993. 256 с. 4.
4. Барабанова С.Ю. Психолого-педагогические основы по оказанию помощи детям в формировании навыка беглого чтения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 3. С. 24-26.
5. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., 1974. С. 60-78.
6. Боранбаева З.И. Чтение взрослых — актуальная и социально-значимая проблема для общества. (О монографии Т.Г. Браже «Чтение взрослых как фактор влияния на развитие личности»). // Муниципальное образование: инновации и эксперимент 2013. № 2.С. 69-78.
7. Егорова А. В. Проблемы речевого развития детей с интеллектуальной недостаточностью. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 1. С. 60-63.
8. Капинос В.И. Культура речи // Методика развития речи на уроках русского языка (под ред. профессора Т.А. Ладыженской). М., 1991. С. 20-21.
9. Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на уроках чтения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2014. № 4. С. 43-45.
10. Кузьминых Е.Л. Совершенствование фонетической стороны речи у младших дошкольников на основе овладения сенсорно-моторной умелостью. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 6.С.38-41.
11. Куликовская О.П. Урок русского языка в 4 классе: «Суффикс — л — в глаголах прошедшего времени. Изменение глаголов прошедшего времени по родам». // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 43-47.
12. Лаврухина О.В., Услугина О.Н., Чванова Ю.И. Интегрированное занятие по развитию речи с детьми подготовительной к школе группы на тему «Наша армия родная». // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 2. С. 82-87.
13. Лазарева Н.А. Урок чтения в 1 классе: «Чувство юмора в поэзии». // Эксперимент и инновации в школе. 2015. № 1. С. 62-64.
14. Лурье Л.И. Может ли учебник стать захватывающим чтением? // Инновационные проекты и программы в образовании 2013. № 2.С.42-47.
15. Максимова Т.В. Применение технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках истории. // Инновационные программы и проекты в образовании. 2011. № 2. С. 68-72.
16. Мартьянова О.П., Сиденко Е.А. Готовность воспитателя дошкольного образовательного учреждения к инновационной деятельности. // Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 4. С. 2-5.
17. Русский язык: Практика: Сб. задач и упражнений: Учебн. пособие для 8-9-х кл. общеобразоват. учебн. заведений / Сост. Ю.С. Пичугов. Научн. ред. В.В. Бабайцева. М.: Просвещение, 1996. 224 с. 18.
18. Селюкова М.А., Сиденко Е.А. Тренинг для родителей учащихся 5 классов «Школа родительской компетентности». // Эксперимент и инновации в школе. 2012. № 6.С.52-63.
19. Сиденко А.С., Сиденко Е.А. О начале эксперимента по обучению универсальным учебным действиям при введении ФГОС. // Эксперимент и инновации в школе. 2013. № 1. С. 40-48.
20. Сиденко Е.А. Профессиональное развитие педагога в условиях введения ФГОС нового поколения //Образование и наука. 2012. № 8; с. 5-14
21. Строкова Т.А. Оценка личностного развития учащихся // Образование и наука 2012. № 9. С. 57-68.