Научная статья на тему 'Типология грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся при изучении причастия'

Типология грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся при изучении причастия Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1159
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОНЕНТЫ СТРУКТУРЫ ГРАММАТИЧЕСКОЙ СПОСОБНОСТИ / ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ / ГРАММАТИКО-СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ / ГРАММАТИКО-СИНТАКСИЧЕСКИЕ / ГРАММАТИКО-ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Свечникова О. Н.

Типология грамматических заданий направлена на практическое применение теоретических знаний на основе взаимодействия грамматики и других языковых систем; способствует развитию грамматических умений и навыков, совершенствованию устной и письменной речи учащихся на разных этапах усвоения темы «Причастие» в 7-м классе общеобразовательной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Свечникова О. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE TYPOLOGY OF GRAMMAR TASKS FORMING GRAMMATICAL SKILLS IN STUDIES OF PARTICIPLE

The typology of grammar tasks is directed to the practical usage of the theoretical knowledge on the basis of Grammar interaction with other language systems. It contributes to development of grammatical know-how and improves oral and written language skills in the different stages of learning Participle for comprehensive school 7 th graders

Текст научной работы на тему «Типология грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся при изучении причастия»

О.Н. СВЕЧНИКОВА, соискатель кафедры теории и методики

обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета

Тел. (9) 853 612 41 04

ТИПОЛОГИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ, ФОРМИРУЮЩИХ ГРАММАТИЧЕСКУЮ СПОСОБНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРИЧАСТИЯ

Типология грамматических заданий направлена на практическое применение теоретических знаний на основе взаимодействия грамматики и других языковых систем; способствует развитию грамматических умений и навыков, совершенствованию устной и письменной речи учащихся на разных этапах усвоения темы «Причастие» в 7-м классе общеобразовательной школы.

Ключевые слова: компоненты структуры грамматической способности, лексико-грамматические, грамматико-словообразовательные, грамматико-син-таксические, грамматико-орфографические задания.

Грамматический курс русского языка в общеобразовательной школе имеет самостоятельное, познавательное и практическое значение: служит средством развития абстрактного мышления, основой усвоения орфографических умений и навыков, совершенствования устной и письменной речи учащихся, развития культуры речи на основе овладения нормами литературного языка. Грамматическая способность учащихся формируется на основе развития языковой (лингвистической) компетенции учащихся, которая, в свою очередь, связана с коммуникативной компетенцией (Д.Н. Богоявленский, С.Ф. Жуйков, Н.А. Менчинская).

Изучение литературы по проблеме формирования грамматической способности учащихся позволяет выделить следующие компоненты развития грамматических способностей:

интеллектуальный компонент (развитие логического мышления) направлен на осуществление теоретического анализа языковых явлений на уровне абстрагирования и обобщения, переноса логических операций с одного языкового явления на другой, выделения главного в языковом явлении, установления сходства и различия между языковыми явлениями, классификации языковых явлений по определённому основанию;

языковой компонент (развитие грамматических умений, навыков) связан с осознанием морфологических особенностей языкового явления на основе лексико-грамматических признаков, функции в речи, развитием умений осознавать грамматическую форму, категорию, значение, синтаксическую роль, определять средства выражения грамматической формы, учитывать морфемную семантику при грамматическом анализе, владеть нормами литературного языка в устной и письменной речи;

творческий компонент (развитие образного мышления) развивает умение учащихся работать с текстами (редактировать, создавать).

Формирование грамматической способности учащихся наиболее важно на 2 ступени обучения. В 5-7-х классах происходит расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов

© О.Н. Свечникова

устной и письменной речи. Уже в 5-м классе учащиеся переходят к систематическому изучению наук. А это требует от их деятельности развития более высокого уровня обобщений и доказательств, понимания более сложных абстрактных отношений между объектами, формирования отвлеченных понятий. К тому же в образовательном процессе этот возраст становится переходной ступенью в организации профильного обучения, которое отличается осознанным отношением к учебному процессу.

Наибольшую трудность в усвоении грамматических норм у учащихся подросткового возраста вызывает причастие - синкретичная часть речи, обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием, и употребляемая атрибутивно. В лингвистике причастие рассматривается как «смешанная часть речи» (А.М. Пешковский), как категория «гибридных глагольно-прилагательных форм» (В.В. Виноградов), как одна из форм словоизменительной транспозиции глагола, как самостоятельная часть речи (В.В. Бабайцева). В науке существуют разные подходы к изучению грамматического объекта: формальный (от формы к значению), структурно-семантический (углубление в семантику грамматических явлений), функциональный (от значения к выражающим его формам). Наиболее конструктивными оказываются те подходы, которые не ограничивают изучение грамматических законов и правил от их постоянного и сложного взаимодействия с законами и правилами других языковых систем. В таком понимании особого внимания заслуживает системный подход к анализу категориальных ситуаций и функционально-семантическому исследованию причастия в тексте. Необходимость изучения причастия на основе системно-функционального подхода связана с решением проблемы межкатего-риальных связей и грамматико-лексического взаимодействия причастия с другими частями речи (глаголом, прилагательным), взаимодействия значения и грамматической формы причастия, системы и среды при реализации значений и функций языковых единиц.

Структура грамматической способности учащихся определяет типы грамматических заданий в условиях системно-функционального подхода при изучении причастия: лексико-грамматические, грамматико-словообразовательные, грамма-тико-синтаксические, грамматико-орфографи-ческие.

Предлагаемые задания встраиваются в традиционную типологию урока: уроки изучения нового материала; уроки совершенствования знаний, умений и навыков; уроки комбинированного характера (повторение изученного); уроки контроля усвоенного.

Уже на первых уроках знакомства с причастием можно усилить аспект системности в исследовании языкового явления, сформировать осознанное развитие речевых грамматических умений на основе лексико-семантической и синтаксической сочетаемости причастия с другими словами, его функциональной значимости в тексте.

Учитывая сложность освоения книжной части речи, не часто употребляемой школьниками, следует добиваться осмысленного усвоения понятий учащимися. Для решения этой проблемы необходимо использовать на каждом уроке образцы рассуждения при выполнении грамматических заданий, опорные схемы, включающие поэтапное усвоение грамматического явления. При изучении теоретического материала учебника важно использовать развивающие возможности УМК, при планировании усвоения материала учащимися учитывать разные способы усвоения информации. Для этого целесообразно применять такие средства подачи нового материала, которые наиболее подходят к развитым способностям учащихся: схемы, аналогические цепочки, составление плана на основе тезисов, воображаемое рисование ситуативных фрагментов, творческое смысловое объяснение нового термина с учетом данных этимологии, проблемно-поисковые задания, направленные на самостоятельный поиск восприятия нового понятия. Это необходимо для определения частеречной принадлежности причастия, образования его форм, применения знаний в новой ситуации. Таким образом, разработанные нами типы аспектно-ком -плексных заданий обеспечивают достижение учащимися программного уровня владения языком на конкретном грамматическом материале и не нарушают структуру урока.

Рассмотрим использование типов грамматических заданий, формирующих грамматическую способность учащихся, на разных этапах изучения темы «Причастие». На этапе усвоения новых знаний необходимо научить учащихся осознавать новые термины, выявлять сходство и различие причастия от других частей речи на основе лексико-грамматических признаков, осознавать его мор-

фологические и синтаксические особенности, оп- вать выбор использования данной формы в тек-

ределять грамматическую форму, аргументиро- сте, понимать функциональную роль в тексте.

Таблица 1 - Усвоение новых знаний

Виды заданий Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические: - сопоставление и обобщение лексикограмматических признаков (причастия, прилагательного, глагола) Сопоставьте слова, характеризующие предмет (телефон): новый, красивый, черный, металлический, удобный, маленький и купленный, проданный, подаренный Какой признак предмета обозначают данные слова? Относятся ли они к одной части речи? Можно ли выделить в данных словах общую морфему? Сделайте вывод о лексико-грамматических признаках причастия

- сравнение и дифференциация сходных языковых явлений (омонимичные формы) Сравните слова: блестящие (способности), блестящие (на солнце очки). Можно ли утверждать, что данные слова принадлежат одной части речи?

Грамматико-словообразовательные: - составление алгоритмов (определение части речи, способа образования разных форм причастия) Составьте алгоритм определения частеречной принадлежности слова раскрытая (книга) на основе общих морфологических признаков, способа образования формы слова

- составление опорной схемы по выявлению грамматических признаков прилагательного и причастия, глагола и причастия Установите графически сходство и различие прилагательного, причастия и глагола: резаный, резной, резать. Сравните словообразовательные модели слов резаный и резной, докажите, что страдательное причастие прошедшего времени сохраняет грамматические признаки исходного глагола

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические: - осмысление в причастии грамматического значения, выделение соответствующих этому значению средств выражения формы Определите часть речи следующих слов: синеть, синеющий, синенький, синий, синька, синева, подсинить. Какие лексические и грамматические признаки характерны для определения части речи?

- выявление функциональной связи лексического значения слова и формы причастия Определите часть речи на основе лексико-грамматических признаков: дремучий (лес), летучая (мышь), сыпучие (материалы), ползучие (растения), ползущий (жук), пахучий (цветок), пахнущий (раствор), горючие (вещества, горящие (огни). Все ли слова можно отнести к одной части речи только по морфемному признаку, только по вопросу?

Грамматико-словообразовательные: - образование соответствующих форм причастия по аналогии, по заданному типу, Восстановите пропущенные слова: Берем глагол... спряжения... числа... времени... лица..., отбрасываем его..., присоединяем..., а затем прибавляем окончание...и получаем причастие смотрящий

- составление и замена словообразовательной цепочки по образцу, Образуйте страдательные причастия прошедшего времени по образцу: прочитата-ть - прочита— прочита-нн-ый; бить - би-т-ый. Передать, нарисовать, услышать, шить, расчертить. Укажите формообразующие суффиксы страдательного причастия

- определение связи морфемного состава причастия с грамматическим значением Распределите суффиксы причастий по одному признаку. Сколько групп получилось? -т-, -ащ-, -ем-, вш-, -нн ,-ущ-, им-, -ш-, -ем-, -енн-, -ом-, -ящ-, -ющ-

Грамматико-синтаксические: -определение синтаксической роли причастия и причастного оборота в предложении В данных предложениях определите лексико-грамматическую зависимость причастия от главного слова: На столе, недавно купленном в магазине, лежали подарки. В открытых коробках были мягкие игрушки, спортивные мячи. Укажите синтаксическую роль причастия в предложении. Определите различие в синтаксической роли причастий. Хлюпающий нос предвещает начинающееся заболевание. Опоздавшие напишут диктант после уроков

Окончание табл. 1.

Виды заданий Примеры заданий

Грамматико-орфографические: - усвоение грамматических категорий причастия (род, число, падеж), способствую -щих повышению орфографической грамотности Найдите главное слово, задайте вопрос к причастию, выделите окончание причастия: опоздавшего мальчика, к сидящей дочке, отвечающим учеником и др. Сравните написание окончания прилагательного и причастия в данных словосочетаниях: светлым небом, светлеющим небом, поздним вечером, заходящим солнцем, о веселом воробье, о скачущем воробье и т.д. Сформулируйте правило о написании безударной гласной в окончании причастия

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические: - морфолого-синтаксические преобразования и синонимическая замена грамматических форм в предложении (замена глагола на причастие, придаточного определительного на причастный оборот), В данных предложениях замените глагол на соответствующее по грамматическим признакам причастие. Продолжите предложение, чтобы получился текст. Радостные дети прибежали домой. Их развеселил маленький котенок. Он умывался лапками и чихал. Изменился ли смысл высказывания? Замените придаточные предложения причастными оборотами. Укажите грамматические признаки причастия: Туман, который стелется по земле; тростник, который колышется на ветру; птица, которая чистит клювом перышки; о собаке, которая лает на белку

- определение функциональной значимости и стилистических возможностей причастия в тексте (наблюдение над текстами) Охарактеризуйте точность и выразительность используемых в данном предложении причастий для передачи характеристики животных, значимости природы для человека. «У человека столько же мнения о влиянии природы на человека, сколько его у жеребенка, скачущего по зеленому лугу, у журавля, пляшущего и поющего на полянке, у годовалой лисицы, трепетно и осторожно нюхающей впервые из своей норы весенний волнующий воздух»

Методическая проблема постижения уровней языковых фактов в их новых связях решается последовательно: учитывается языковой исторический факт, затем языковая традиция, и выявляется тенденция к новому. Поэтому необходимо постепенно переходить от грамматического разбора слов, текстов в классе с помощью учителя к самостоятель-

ным грамматическим разборам дома, развивая навыки использования справочной литературы (словари, грамматики), что особенно важно на следующем этапе усвоения знаний. На этапе совершенствования знаний, умений и навыков грамматическое явление употребляется без языковой подсказки в соответствии с речевыми обстоятельствами.

Таблица 2 - Совершенствование знаний, умений и навыков

Виды заданий Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические: - сравнение и дифференциация сходных языковых явлений (адъективация причастий), - трансформация (замена, сокращение или расширение заданных грамматических структур в речи) Запишите словосочетания в две колонки, опираясь на один из признаков причастия. Сколько способов решения имеет это задание? Выделенное слово, расколотый орех, хохочущий ученик, сомневающийся читатель, забиваемый гвоздь, выросший цветок, размешанный раствор, залаявшая собака. Преобразуйте отпричастные прилагательные в причастия: жареная рыба, мороженые овощи, ломаный грош, стреляный воробей, путаные объяснения, пареная репа

Продолжение табл. 2.

Виды заданий Примеры заданий

Грамматико-словообразовательные: - образование соответствующих форм причастия путём решения проблемной ситуации Бесприставочные глаголы с суффиксом -ну- сохраняют его в причастиях: глохнувший, лопнувший, мокнувший. Проверьте по словарю, сохраняется ли данный суффикс в приставочных причастиях. Проверьте по словарям, употребляются ли в настоящее время данные формы причастий: Большая щука была совершенно здорова и даже не оцараплена. Тихо мигая, как бережно несомая свечка, затеплится на небе вечерняя звезда. Внес вчера наколонные дрова в дом. Мы побежали по дорожкам, покрытым упадшими листьями

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические: - осознание синкретизма в изучении причастия (исторические изменения в фонетике, лексике, грамматике), Найдите в отрывке из произведения К. Паустовского однокоренные слова. Определите, какой частью речи являются однокоренные слова (дремучий, дремлющий)? «Мы заводили разговор о старом народном выражении «дремучие леса». Мы восхищались точностью русского слова. Действительно, дебри как бы цепенели в дремоте. Дремали не только леса, но и целые ленивые лесные реки с красноватой водой. По берегам этих рек росли цветы - кукушкины слезы. В народе их называют «дремой». Приведите примеры подобных омонимичных форм с суффиксами -уч-, -ющ. Почему слова с суффиксом -уч- являются прилагательными?

- изучение языковых явлений на основе взаимосвязи грамматики с языковыми подсистемами На основе данных примеров определите взаимосвязь грамматики и фонетики. Как влияет ударение на лексическое значение и грамматическую форму слова? Истекший - окончившийся, прошедший (прилаг): истекший период. Исте’кший - потерявший много чего-либо (прич.): исте'кший кровью

Г рамматико-словообразовательные: - образование разных форм причастия по заданной модели, по образцу, по аналогии на основе грамматических категорий глагола (вид глагола, спряжение, переходность, настоящее, прошедшее время), Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с учётом неопределенной формы производящего глагола: пристрел-нный (пристрелять), (пристрелить), недовеш-нный (не довешать), (недовесить), перекач-нный (перекачать), (перекатить)

- выявление структурно -семантических связей в словообразовании причастия Восстановите пропущенное звено в образовании грамматической формы причастия: Простаивать - простаивающий. Клеить - отклеить - отклеивающий. Убирают - убранный

Г рамматико-синтаксические: - построение (конструирование) словосочетаний, предложений с причастием и причастным оборотом (по схеме, по образцу, по заданному началу) Найдите подчинительную связь причастие (главное слово) + существительное: а) замерзающее озеро; б) замерзающее навеки; в) замерзающий от холода; г) замерзающее весной; д) замерзающее и холодное. Вставьте подходящие по смыслу причастия или причастный оборот в предложение. Какова синтаксическая роль причастного оборота в предложении? Хорош осенний лес, . На ... веточках последние дары уходящей... красоты. Приятно пройти по ... дорожкам, подышать ... воздухом

Г рамматико-орфографические: - усвоение грамматических категорий причастия (вид, время, залог), способствующих повышению орфографической грамотности Различные виды диктантов (тренировочных, выборочных, графических, словарных, объяснительных, предупредительных), насыщенных орфограммами: не с причастием, суффиксы в разных формах причастий и др. Образуйте от глаголов все возможные формы причастий: замечать -заметить, строить - построить, переживать - пережить

Окончание табл. 2.

Виды заданий Примеры заданий

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические: - самостоятельное конструирование высказывания или текста, стилистически оправданное употребление в нём причастия, Составьте из разрозненных словосочетаний текст, отражающий впечатление от репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»: завороженные золотым дождем, стога сена, почерневшие, скучающие, знакомые с детства вещи, помутневшие, посветлевшие от сырости реки, радость бытия, печаль расставания, березки, обласканные ветром, убаюканные ветром, пейзаж средней полосы России

- составление лингвистического текста на основе грамматических признаков причастия Сочините лингвистическую сказку о причастии на тему «Почему у Причастия больше всех «родственников»?»

Работа по систематизации и повторению грамматического материала позволяет обобщить грамматические знания, восстановить грамматические парадигмы, что способствует лучшему запоминанию, более глубокому пониманию грамматических явлений, обогащению речевого опыта учащегося . При повторении причастия необходимо об-

ратить внимание на типичные ошибки учащихся в употреблении причастия в разных видах речи, на фонетические, лексические, морфологические, грамматические, синтаксические нормы употребления в речи причастных форм и конструкций, на обогащение синтаксического строя речи учащихся этими языковыми средствами.

Таблица 3 - Повторение изученного

Виды заданий Примеры заданий

Интеллектуальный компонент (развитие логического мышления)

Лексико-грамматические: - перенос логических операций с одного языкового явления на другое С какой формой глагола вдохновлять совпадает образованное от него краткое страдательное причастие настоящего времени?

Г рамматико-словообразовательные: - образование причастия по усложненной модели Назовите одну из форм причастия, если известно, что а) подобную модель можно образовать от качественного прилагательного, б) её имеют только страдательные причастия

Языковой компонент (развитие грамматических умений и навыков)

Лексико-грамматические: - осознание явлений лексической и грамматической омонимии Укажите общие признаки слов, объединенных в группы: 1 группа - выдвинут, обманут, покинут, проникнут, тронут; 2 группа - выловят, обойдут, переделают, приготовят, помогут. Какое языковое явление представлено в примерах?

Г рамматико-словообразовательные: - образование причастий от глаголов (разных видов, разноспрягаемых, типа обессилеть и обессилить) Определите влияние лексического значения глагола на образование действительного причастия прошедшего времени: человек, обессилевший от ходьбы, солдат, обессиливший противника. С каким грамматическим явлением связаны ошибки в образовании форм причастий: небьющее стекло, трудящие массы, млекопитающееся?

Г рамматико-синтаксические: - определение синтаксической роли причастия в предложениях с учётом его грамматической формы Определите синтаксическую роль страдательного причастия в данных предложениях: Комната уютна, вымыта. Уютная, вымытая комната всем понравилась

Г рамматико-орфографические: - овладение грамматическими категориями, способствующими повышению орфографической грамотности Найдите «третий лишний»: а) жаре-ая картошка, реше-ая задача, кваше-ая капуста, б) неслых--ая дерзость, невид--ая красота, неизуч--ый текст. Найдите в приведенных ниже предложениях ошибку, определите ее тип: 1) орфографическая, 2) пунктуационная, 3) речевая, 4) грамматическая. Мальчишки, борющиеся на затененной поляне, расцепили объятия, схватили спрятавшиеся в тени корзины с еще не высохшими от росы груздями и бросились бежать к деревне

Окончание табл. 3.

Виды заданий Примеры заданий

Творческий компонент (развитие образного мышления)

Грамматико-синтаксические: - морфолого-синтаксические преобразования и синонимическая замена грамматических форм в предложении; Замените, где возможно, глаголы на причастные обороты. Как изменился получившийся текст? Какова функция причастий в описании природы? Нет ничего краше осеннего леса. Он освещается лучами солнца и поражает невиданной красотой. Лиственные деревья ещё не сбросили своих уборов, радуют глаз темно-багровыми, ярко-зелёными, багряными, необыкновенными красками. Всё будто выстлали пестрым ситцем

- редактирование текста (работа с ре -чевыми, грамматическими ошибками, связанными с употреблением причастия и причастного оборота в письменной речи) Исправьте речевые ошибки в этих предложениях. Почему они возникли? Ученик, сумеющий одержать победу на олимпиаде, на каникулах поедет в Москву. Каждый, пожелавший бы дежурить в классе, получил бы освобождение от урока физкультуры

Для контроля по теме «Причастие» кроме традиционных его видов (словарный диктант, диктант с грамматическим заданием, грамматический разбор, речевой практикум, выборочный диктант, грамматический анализ омонимичных форм, компьютерная программа по русскому языку «Фраза») можно использовать готовые тестовые задания (Универсальное учебное пособие «Русский язык: Полный школьный курс» под ред. О. Л. Соболевой содержит разноуровневые тестовые задания по морфологии для 511 -х классов) или составленные учителем.

Таким образом, применение разных типов грамматических заданий развивает способность учащихся совершать мыслительную операцию абстрагирования для осмысления грамматических единиц, а также средств выражения грамматических категорий; применять грамматические явления в речевой практике для решения новых коммуникативных задач в устной и письменной речи; использовать грамматические знания для формирования орфографических, пунктуационных, речевых навыков и культуры речи.

Библиографический список

1. Жуйков С.Ф. Психологические основы повышения эффективности обучения младших школьников родному языку [Текст] / С.Ф. Жуйков. - М., 1979. - 212 с.

2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. ред. В.Н. Ярцева. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 399-400.

O.N. SVECHNIKOVA

THE TYPOLOGY OF GRAMMAR TASKS FORMING GRAMMATICAL SKILLS IN STUDIES

OF “PARTICIPLE”

The typology of grammar tasks is directed to the practical usage of the theoretical knowledge on the basis of Grammar interaction with other language systems. It contributes to development of grammatical know-how and improves oral and written language skills in the different stages of learning “Participle” for comprehensive school 7 th graders.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.