Научная статья на тему 'Национальная традиция как аксиологический вектор этнокультурного образования молодежи'

Национальная традиция как аксиологический вектор этнокультурного образования молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
88
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ ТРАДИЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ИДЕАЛ / ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКСИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЕКТОР / NATIONAL TRADITION / NATIONAL IDENTITY / NATIONAL EDUCATIONAL IDEAL / ETHNO-CULTURAL EDUCATION / AXIOLOGICAL VECTOR

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куликова Светлана Вячеславовна

Национальная традиция рассматривается как смыслообразующее ядро этнокультурного образования молодежи, построенного на аксиологических основаниях. Выявленные в историко-педагогическом наследии Е.Н. Водовозовой, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского ценностные установки на семью, родной язык, традиции, фольклор и народную педагогику могут выступать как аксиологический вектор для создания современных образовательных систем, ориентированных на применение национальных традиций в этнокультурном образовании молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Куликова Светлана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national tradition is considered as the sense forming core of ethnocultural education of youth based on axiological grounds. The identified value system directed to family, native language, traditions, folklore and folk pedagogy in the historical and pedagogical heritage of E.N. Vodovozova, V.Ya. Stoyunin, S.A. Rachinsky, D.I. Tikhomirov, K.D. Ushinsky can serve as the axiological vector to create modern educational systems focused on the use of national traditions in the ethnocultural education of youth.

Текст научной работы на тему «Национальная традиция как аксиологический вектор этнокультурного образования молодежи»

известия вгпу

4. Nacional'nyj uchebnyj plan v Velikobritanii // Vopr. obrazovaniya. 2006. № 3. S. 196-204.

5. O provedenii Federal'noj sluzhboj po nadzo-ru v sfere obrazovaniya i nauki monitoringa kache-stva podgotovki obuchayushchihsya obshcheobrazo-vatel'nyh organizacij v 2019 godu: prikaz Rosobrnad-zora ot 29 yanv. 2019 g. № 84 [Elektronnyj resurs]. URL: http://obrnadzor.gov.ru/common/upload/doc_li st/Prikaz_N84_ot_2 9.01.2018.pdf (data obrashche-niya: 16.08.2019).

6. Pinskaya M. Testirovanie podryvaet uchebnyj process [Elektronnyj resurs] // Upravlenie shkoloj. 2009. № 5. URL: https://upr.1sept.ru/view_article.php?ID =200900515 (data obrashcheniya: 14.08.2019).

7. Sistemy ocenki v Anglii i Uel'se [Elektronnyj resurs]. URL: https://pandia.ru/text/78/242/14058.php/ (data obrashcheniya: 16.08.2019).

8. Sovremennye mezhdunarodnye sistemy ocen-ki kachestva obrazovaniya [Elektronnyj resurs]: me-dianar. URL: https://znanio.ru/medianar/78/ (data ob-rashcheniya: 10.08.2019).

9. Hoker D. Obrazovatel'naya politika: chemu Uel's mozhet nauchit' Angliyu? [Elektronnyj resurs] // CICED. 2010. URL: https://docplayer.ru/37619391-Obrazovatelnaya-politika-chemu-uels-mozhet-nauchit-angliyu-1.html (data obrashcheniya: 13.08.2019).

10. Hoker D. Sistemy ocenki v Anglii i Uel'se -chetyre voprosa i pyat' urokov // Zhurnal rukovoditelya upravleniya obrazovaniem. 2011. № 6. S. 47-54.

11. Centr ocenki kachestva obrazovaniya ISRO RAO [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.centeroko. ru (data obrashcheniya: 16.08.2019).

Experience of national testing in primary school of Great Britain

The article deals with the establishment and the development of national testing system in primary school of Great Britain. There is presented the characteristics of organizational forms and the content of testing tasks (at the example of mathematics) for the first (the age of 7) and second (the age of 11) key stages. There are revealed the social and professional issues of the implementation of national testing in Great Britain. The experience can be usefulfor the development of the system of testing tasks of the all-Russian testing works in primary school of Russia.

Key words: test, testinginprimaryschool, all-Russian testing woks, national testing in Great Britain.

(Статья поступила в редакцию 09.10.2019)

с.в. кулшова

(волгоград)

национальная традиция как аксиологический вектор этнокультурного образования молодежи*

Национальная традиция рассматривается как смыслообразующее ядро этнокультурного образования молодежи, построенного на аксиологических основаниях. Выявленные в историко-педагогическом наследии Е.Н. Во-довозовой, В.Я. Стоюнина, С.А. Рачинского, Д.И. Тихомирова, К.Д. Ушинского ценностные установки на семью, родной язык, традиции, фольклор и народную педагогику могут выступать как аксиологический вектор для создания современных образовательных систем, ориентированных на применение национальных традиций в этнокультурном образовании молодежи.

Ключевые слова: национальная традиция, национальная идентичность, национальный образовательный идеал, этнокультурное образование, аксиологический вектор.

Усиливающееся внимание к сохранению и развитию культуры и языка этносов, населяющих Россию, в том числе русского языка как родного, свидетельствует, с одной стороны, о росте национального самосознания населения страны, а с другой - о необходимости этнокультурного образования молодежи на аксио-огических основаниях, смыслообразующим ядром которых должна оставаться национальная традиция.

Цель воспитания молодежи, обозначенная на ближайшие годы государством, направлена на сохранение национальной традиции -формирование российской гражданской идентичности на основе российских традиционных ценностей, воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, к культуре, языкам, традициям и обычаям народов России. Вместе с тем в условиях реализации национального проекта «Образование», когда государство и общество ставят перед сферой образования амбициозные задачи, ар-

* Статья публикуется в рамках 1-го Международного психолого-педагогического форума Юга России «Воспитание личности на основе духовно-нравственных ценностей, исторических и национально-культурных традиций народов Юга России».

О Куликова С.в., 2019

хиактуальным представляется поиск аксиологического вектора как основы для целеполага-ния сложно реализуемого процесса этнокультурного образования молодежи. Эти сложности вызваны следующими противоречиями:

- на глобальном уровне - между доминирующим влиянием информации и знаний на прогресс цивилизации и увеличением социально-экономических рисков растущего человека;

- на национальном уровне - между установками на достижение мирового уровня по качеству общего образования и сокращением в работе с молодежью традиционных образовательных практик, направленных на сохранение этнокультурной специфики и самобытности народов России;

- на региональном уровне - между ориентацией на подготовку кадров будущего для регионов и отсутствием у молодежи духовной связи со своей малой родиной, отрицанием принадлежности к своему этносу и родному языку, незнанием национальных и народных традиций.

Понимая под модернизацией всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы и всех сфер образовательной деятельности в соответствии с требованиями современной жизни при сохранении и умножении лучших традиций отечественного образования, мы обращаемся к категории «национальная традиция». Она уже достаточно проработана педагогами-классиками и современными учеными и широко применяется в образовательной практике наряду с понятиями «национальное образование», «национальное самосознание» и «национальная идентичность».

Нами национальная традиция рассматривается как «наиболее устойчивый феномен, основной характеристикой которого является народная, национальная специфика, нашедшая отражение в народной педагогике и эт-нопедагогике» [3, с. 139]. Основу национальной традиции составляют история, традиции и культура народа, фольклор, т. е. то, что сегодня называют этнокультурным компонентом содержания образования, наличие которого является обязательным условием формирования российской гражданской идентичности - цели воспитания молодежи на ближайшие годы. Вместе с тем необходимо учесть, что современные подходы к содержанию категории «традиция» формировались под идеологическим воздействием советской субкультуры, затем под очарованием возрождающихся ценностей дореволюционной россии, а теперь

жие науки -

к этому добавились задачи цифровизации общества и создания цифровой школы.

Определяя аксиологический вектор, мы хотели создать некий инвариант для отечественной системы образования, который позволил бы учесть и далекое прошлое, и близкое, и настоящее. В наших исследованиях данный вектор раскладывается на базовые основания («общечеловеческие - традиционные российские - семейные ценности - национальный образовательный идеал - воспитание национального самосознания» [2, с. 30]) и является ориентиром для определения эффективных практик воспитания, построенных как на народных традициях и достижениях отечественной педагогики прошлого, так и на основе современных технологий. Инвариантные компоненты этой формулы необходимо наполнить, сделав их аксиологическим вектором для современных образовательных программ и планов воспитательной работы. Его применение, в свою очередь, позволит актуализировать классические педагогические теории и концепции, интегрировать национальные традиции с образовательными инновациями, установить конструктивный диалог с образовательными феноменами прошлого.

Национальные традиции российского образования складывались в процессе поиска национального образовательного идеала на основе приоритета воспитания над обучением, на основе сочетания общекультурного и этнокультурного компонентов в содержании образования с опорой на традиционные формы образования и народную педагогику.

Известные педагоги прошлого в деле образования молодежи, опираясь на идеи народности, этнической культуры, единства национального и общечеловеческого, с регулярной настойчивостью указывали на опасность отказа от национальной традиции. К.Д. Ушин-ский называл это «печальным явлением», в результате которого «цивилизация действует разрушительно на патриархальную нравственность каждого народа, если сама цивилизация не вносит с собою новой, уже не патриархальной, а гражданственной и общечеловечествен-ной нравственности» [8, с. 123].

Выступая за сохранение патриархальных традиций, идеологи отечественной педагогики второй половины XIX - начала XX в. (К.П. Победоносцев, С.Д. Смирнов, С.С. Уваров, П.Д. Юркевич) в качестве базовых ценностей воспитания и образования русской педагогики определили традиционные ценности народа духовного и нравственного порядка:

православие, самодержавие, народность, отечество, всеединство, совесть, нравственность.

Российские педагоги начала XX в. идеи об обучении и воспитании молодежи на основе национальных традиций и народной педагогики воплотили в авторских моделях этнокультурного образования. В условиях введения в учебный план начального и основного общего образования родного русского языка и родной литературы и реализации историко-культурного стандарта (основа нового курса отечественной истории) целесообразно обратиться к наследию Е.Н. Водовозовой, С.А. Ра-чинского, В.Я. Стоюнина, Д.И. Тихомирова. Они разрабатывали конкретные методики преподавания отдельных предметов (русский язык, словесность, отечественная история и др.), опираясь на национальные традиции русского народа.

Е.Н. Водовозова для дошкольных организаций разработала методику «воспитания ума» и развития речи средствами русского фольклора и детского продуктивного творчества на основе приобщения детей к традиционной культуре. Задания были ориентированы на присвоение знаний об исторических и географических особенностях малой родины, на трудовое воспитание и формирование практических умений и навыков у детей. Ее книги «Русская азбука для детей» и «Руководство к русской азбуке. Практические уроки», «Русские сказки в стихах с картинками», «Книга для первоначального чтения» и «Книга для учителей», циклы «Рассказы из русской истории», «Как люди на белом свете живут» были признаны и педагогами, и Министерством народного просвещения, которое их рекомендовало для работы в детских библиотеках и образовательных учреждениях.

С.А. Рачинский - первый педагог, сумевший найти для национальной сельской школы то основание, которое позволило включить ее в формируемую образовательную систему России и соединить с мировой культурой. Авторы книги «Рачинский С.А. Народная педагогика» пишут: «Для огромной - основной! - части русского общества - крестьянства он создал уникальный механизм - сельскую школу нового образца, позволяющую сохранять духовные приоритеты народной веры и в то же время открывающую ломоносовский путь в высокие сферы образования, искусства и науки» [6].

Татевская школа С.А. Рачинского как «экспериментальная модель» явила отечественной педагогике принципы устроения сель-

ской школы с игровыми методами, сочинениями, экскурсиями, церковным пением, цветоводством и пчеловодством - все это описано в книге «Сельская школа», сборниках «Геометрические забавы», «Арифметические забавы» и «1001 задача для умственного счета. Пособие для учителей сельских школ». Конечно, С.А. рачинский был сторонником и продолжателем идеи народности, а потому первыми книгами для детей в Татевской школе были «Родное слово» К.Д. Ушинского и «Азбука» Л.Н. Толстого, с которым он советовался и делился своими педагогическими находками, ведя дружескую переписку. В обязательную программу входили следующие произведения: «Капитанская дочка», «Дубровский», «Борис Годунов», «Русалка», «Полтава», «Песнь про купца Калашникова», «Тарас Бульба», «Ночь перед Рождеством», «Ундина», «Князь Серебряный», «Семейная хроника» и некоторые произведения современников. С.А. Ра-чинский, как и Л.Н. Толстой, поощрял сочинительство, учил школьников писать стихи и рассказы. В настоящее время в итоговую государственную аттестацию школьников включен устный зачет в форме собеседования по русскому языку, восстановлено сочинение по русскому языку и литературе, выпускники пишут историческое сочинение и эссе по обще-ствознанию. Это свидетельствует о возвращении российской школы к национальным традициям и позитивному социокультурному опыту в области воспитания и образования детей и молодежи.

В.Я. Стоюнин, анализируя причины недостатков школы XIX в., указал на отсутствие национальной основы и самостоятельности. Для преодоления этих недостатков он предложил учесть народную психологию и историю, принять во внимание строй семьи, экономические, климатические и прочие условия народной жизни. В «Заметках о русской школе» он писал, что «.. .наша школа должна быть самобытной. Изучать чужие школы полезно, только подражать им вредно» [7, с. 300]. Современные учителя, преподавая родной (русский) язык и родную литературу, могут опираться на его книгу «О преподавании русской литературы». Здесь В.Я. Стоюнин раскрыл воспитательное значение отечественной литературы и дал важный совет современным учителям начальной и основной школы по преподаванию родного языка и родной литературы: «.. .Мало только уметь пользоваться практическими правилами языка: нужно разуметь законы своего родного языка, видеть его истори-

педагогические науки

ческое развитие и то место, какое он занимает между другими языками, понять тесную связь между языком и мыслью, понять, как под влиянием мысли образуется язык» [7, с. 268].

Д.И. Тихомиров, изучив этнокультурные и природные особенности воспитанников начальной школы, подготовил методические рекомендации и пособия, адресованные детям, родителям и учителям: «Вешние всходы» (для классного чтения и письменных упражнений), журнал «Детское чтение», «Библиотека детского чтения». Данные книги и журналы были составлены из произведений фольклора, литературной классики, ориентированной на народную традицию.

очевидно, что отечественная национальная традиция в деле образования исторически сложилась на основе таких ценностей, как семья, родной язык, малая родина, история народа, религия, природа, фольклор. Можно сказать, что у всех народов эти ценности являются базовыми. Безусловно, это так, но иерархия этих ценностей и их наполнение различны. В русской педагогике на первое место всегда выходила семья с ее ценностями и традициями. Современные нормативные документы и педагогическая наука также рассматривают семью как «основное условие сохранения национальной безопасности России» и основу духовного и нравственного воспитания ребенка. Е.П. Бе-лозерцев в ряду трех основных ценностей российского образования (семья, школа, учитель) на первое место ставит семью. И.А. Соловцо-ва, изучая цели православного воспитания, наряду с абсолютными и этическими ценностями выявила ценности социальные, среди которых наиболее значимыми ею определены Родина и семья.

Национальная идентичность, этническая принадлежность русского человека приобретаются в момент рождения, в семье. Родной язык и социокультурная среда, в которую попадает человек, задают на всю жизнь стандарты поведения и морали, принятые в определенном обществе.

Национальный образовательный идеал как аксиологическая основа целей семейного воспитания сконцентрирован в образах положительных героев устного народного творчества и несет в себе совокупность качеств, присущих русскому народу и сформировавшихся в рамках крестьянской семьи. В нем в целостном единстве сконцентрированы идеальные представления нации о качествах личности, сочетающих «вечные» и исторически обусловленные ценности. Эти качества столети-

ями поддерживаются народными традициями и являются стержневыми компонентами личности человека. Их целостное единство определяет высшую степень духовности и искренней приверженности русского человека таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, социальная справедливость, одержимость поиском правды и смысла жизни.

Следовательно, выстраивая современную систему этнокультурного образования, необходимо учитывать, что этнические стереотипы, как пишет А.П. Садохин, «наполняемые устойчивыми представлениями о моральных, умственных, физических качествах, составляют суть личности того или иного этноса» [5]. Характер этноса, его восприятие окружающего мира отображаются в психотипе, его личностных качествах и поведении.

Архетип этого поведения формируется в исторической памяти народа, его культуре и в фольклоре, закрепляясь в ярких образах героев, обладающих всеми положительными качествами «с запасом». Русский фольклор - тайная кладовая русской души, который не только помогал выжить в трудную минуту, отдохнуть и скоротать время. Он всегда выполнял образовательную, воспитательную и мировоззренческую функции и был средством народной педагогики. Народная педагогика и сегодня ориентирована на воспитание национального самосознания: прививает любовь к малой Родине и России, уважение к старшим как носителям мудрости народа, его традиций, нравственных идеалов; воспитывает в детях трепетное отношение к памяти предков, отзывчивость на чужую беду; строит семейные взаимоотношения на основе духовности.

Народная педагогика, рассматриваемая многими как архаичный инструмент, до сих пор имплицитно присутствует в наших образовательных институтах. В крестьянской семье и сельской школе, конечно, больше, чем в городской субкультуре. Именно поэтому городские дети более инфантильны, менее самостоятельны и адаптивны, а выходцы из российской провинции более устойчивы к сложностям. в.А. Николаев, например, проанализировав умения и навыки, которыми обладали крестьянские дети дореволюционной России, выявил целую образовательную систему. в содержании той самой архаичной народной педагогики присутствовали вполне конкретные и практико-ориентированные (так востребованные сегодня мониторинговыми исследованиями PISA) знания по математике, физике, астрономии, медицине, ветеринарии, хи-

мии, металлургии, конструированию, технологии и др., которыми никак не могли похвастаться дворянские дети, обласканные классическим гимназическим образованием [4]. Поэтому традиция воспитания в крестьянской семье стала выступать определенным аксиологическим базисом научных концепций о семейном воспитании.

Вместе с тем педагогическое наследие упомянутых выше педагогов еще не до конца осмыслено: не выработано общего понимания методологических основ авторских моделей этнокультурного образования, понятного и доступного современной педагогике. А главное: современные учителя и воспитатели либо не знают об их существовании, либо не видят путей применения этого историко-педагогического опыта в своей практике.

Педагоги региональных учебных заведений, обладающих своей национальной спецификой, также ищут модели этнокультурного образования. В кадетских школах и классах Волгоградской области организовано этнокультурное образование на уровне внутри-российской национально-региональной идентичности, которое реализуется через программы казачьего воспитания детей и подростков. Для этих образовательных организаций разработано учебное пособие, построенное на основе базовых ценностей, традиций и истории казачества как неотъемлемой части русского народа. В пособии основные проблемные узлы и составляющие казачьей истории и культуры представляют основное содержание уроков. Это помогает учителю в полной мере раскрыть учащимся сущностные основы казачьего духа [1].

Список литературы

1. История и культура казачества: истоки российской идентичности: учеб.-метод. пособие / С.В. Куликова, Н.В. Львова, Д.В. Полежаев [и др.]; под ред. проф. С.В. Куликовой, проф. Д.В. Полежаева. Волгоград: Изд-во ВГАПО, 2017.

2. Куликова С.В. Формирование национального самосознания россиян: от педагогической аксиологии к воспитательным практикам // Проблемы современного образования. 2018. № 3. С. 27-34.

3. Куликова С.В. О взаимосвязи национальных и западных традиций в российском образовании // Историко-педагогический журнал. 2011. N° 1. С. 138-144.

4. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. М. - Орел, 1996.

5. Рачинский С.А. Народная педагогика / сост. и предисл. И. Ушакова; отв. ред. О.А. Платонов. М.: Рус. цивилизация, 2019.

6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Основы этнологии: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-Дана, 2003.

7. Стоюнин В.Я. Заметки о русской школе // Избранные педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1991. С. 148-199.

8. Ушинский К.Д. Избранные педагогические

произведения. М.: Просвещение, 1968.

* * *

1. Istoriya i kul'tura kazachestva: istoki rossijskoj identichnosti: ucheb.-metod. posobie / S.V. Kuliko-va, N.V. L'vova, D.V. Polezhaev [i dr.]; pod red. prof. S.V. Kulikovoj, prof. D.V. Polezhaeva. Volgograd: Izd-vo VGAPO, 2017.

2. Kulikova S.V. Formirovanie nacional'nogo samosoznaniya rossiyan: ot pedagogicheskoj aksiolo-gii k vospitatel'nym praktikam // Problemy sovremen-nogo obrazovaniya. 2018. № 3. S. 27-34.

3. Kulikova S.V. O vzaimosvyazi nacional'nyh i zapadnyh tradicij v rossijskom obrazovanii // Istoriko-pedagogicheskij zhurnal. 2011. № 1. S. 138-144.

4. Nikolaev V.A. Istoki russkoj narodnoj peda-gogiki. M. - Orel, 1996.

5. Rachinskij S.A. Narodnaya pedagogika / sost. i predisl. I. Ushakova; otv. red. O.A. Platonov. M.: Rus. civilizaciya, 2019.

6. Sadohin A.P., Grushevickaya T.G. Osnovy et-nologii: ucheb. posobie dlya vuzov. M.: YUNITI-Dana, 2003.

7. Stoyunin V.Ya. Zametki o russkoj shkole // Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. M.: Pedago-gika, 1991. S. 148-199.

8. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie pro-izvedeniya. M.: Prosveshchenie, 1968.

National tradition as an axiological vector of ethnocultural education of youth

The national tradition is considered as the sense forming core of ethnocultural education of youth based on axiological grounds. The identified value system directed to family, native language, traditions, folklore and folk pedagogy in the historical and pedagogical heritage of E.N. Vodovozova, V.Ya. Stoyunin, S.A. Rachinsky, D.I. Tikhomirov, K.D. Ushinsky can serve as the axiological vector to create modern educational systems focused on the use of national traditions in the ethnocultural education of youth.

Key word: national tradition, national identity, national educational ideal, ethnocultural education, axiological vector.

(Статья поступила в редакцию 17.09.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.