12. Money J. Linguistic resources andpsycho-dynamic theory // British Journal of Medical Sexology. 1955. V. 20. P. 264-266.
Methodological issues of gender approach in education
There are considered the methodological guidelines of gender approach in education: interdisciplinary, trans-disciplinary and transgender. There are specified such basic notions of the gender approach as "gender", "gender identity", "masculinity", "femininity".
Key words: gender, gender identity, masculinity, femininity.
(Статья поступила в редакцию 14.01.2014)
С.В. КУЛИКОВА (Волгоград)
аксиологический подход к изучению феномена «национальное самосознание» в отечественной истории педагогики
Аксиологический подход рассматривается как один из основных методологических инструментов, применяемых отечественными историками педагогики для изучения феномена «национальное самосознание». Семья, традиции народной педагогики, духовность, природа и фольклор выдвигаются в качестве основных ценностей, на которые необходимо опираться, если образование ориентировано на формирование у молодежи национального самосознания.
Ключевые слова: аксиологический подход, национальное самосознание, семья, традиции народной педагогики, духовность, природа, фольклор.
Преобладание в современной педагогике гуманистической доминанты ориентирует историков педагогики на применение в исследованиях аксиологического подхода, который сформировался исторически, зафиксировав в педагогической науке и практике уникальные образы и представления, отражающие общественное сознание. Одно из положений аксиологического подхода, указывая на равнознач-
ность традиций и творчества, актуальность классических теорий и концепций, «возможность духовного открытия в настоящем и будущем», обеспечивает конструктивный диалог историка педагогики с образовательными феноменами прошлого.
Применительно к историко-педагогическим исследованиям национально-региональной проблематики аксиологический подход является эффективным методологическим инструментом изучения национального самосознания, проявляющегося сегодня в сбережении самобытности народа, культивировании уникальности его неповторимого характера и особой культуры. Национальное самосознание определяется, исходя из социокультурных систем (наука, философия, религия, право, искусство), несущих в себе отпечаток не только мировой, но и национальной культуры.
Национальное самосознание - это сущностная системная характеристика нации, определяющая ее целостность как субъекта историко-цивилизационного процесса. Оно представлено совокупностью идей и концепций, которые выражают:
- содержание, уровень и особенности понимания и чувственно-эмоционального переживания нацией самой себя;
- осознание нацией смысла своего существования и своих национальногосударственных, социально-экономических, идеологических и религиозных идеалов, ценностей, целей и интересов;
- представления о своей истории, современном состоянии, перспективах своего развития, месте среди других народов и характере взаимоотношений с ними [1].
Полем национальной самоидентификации русского человека является русская национальная культура, благодаря которой в отечественной педагогике к началу XX в. и были сформулированы ценностные основы воспитания национального самосознания (семья, традиции народной педагогики, религия, природа и фольклор), выступающие в качестве аксиологических доминант педагогической теории и воспитательно-образовательной практики. Педагогика, образование и школа России складывались параллельно со становлением русского народа, его традиций, культуры и национального самосознания. В итоге сформировался набор тех непреходящих качеств, которые проверены временем и представля-
© Куликова С.В., 2014
ют собой идеал русского человека: патриотизм, терпимость, духовность, великодушие, взаимная любовь, высокая нравственность, совестливость, правота, честность, трудолюбие, стремление к добру, подвижничество, мудрость, умеренность, храбрость, решимость, мужество, устойчивость в несчастьях и опасностях. Поддерживаемые народными традициями, эти идеальные качества не просто стали стержневыми компонентами личности русского человека, но и целью народной педагогики.
Истоки национального самосознания россиян восходят к истории и культуре Киевской Руси IX - XII вв., когда была сформулирована парадигма русской историософской мысли, обусловившая сущность экзистенциальных вопросов, ответы на которые определили содержание и направленность отечественной философской и педагогической мысли. Основные проблемы русского национального самосознания нашли отражение в первых историко-теоретических источниках, которыми явились летописи, написанные Никоном, Иваном, Нестором, Сильвестром и др. в стиле своей эпохи, в соответствии с государственным и богословско-философским мышлением того времени. Абсолютно уникальный памятник русского летописания «Повесть временных лет» вобрал в себя основные сюжеты, раскрывавшие ценностные ориентиры в решении проблем русского национального самосознания:
1) обоснование достойного места славян среди народов мира;
2) крещение Руси;
3) обоснование прав княжеской династии Рюриковичей;
4) определение достойного места Руси среди христианских стран Европы наравне и в единстве с самой Византией;
5) осуждение феодальных усобиц, наносящих вред государству.
Благодаря «Повести временных лет» русские люди научились любить свою историю, воспринимать государственные интересы России, не отделяя их от личных проблем, воспитывать в себе национальное чувство. Русская литература, существующая почти тысячу лет, по словам Д.С. Лихачева, всегда была совестью народа, воспитывала людей и стремилась к справедливому переустройству жизни [5].
Первыми попытками теоретического осмысления проблем воспитания национального самосознания можно считать рекомендации родителям, содержащиеся в памятни-
ках отечественной педагогической культуры: «Слово о Законе и Благодати», «Поучение детям» В. Мономаха, «Изборник Святослава», «Юности честное зерцало». Наиболее целостно идея о воспитании русского человека нашла отражение в теории послушания, которая в российском педагогическом менталитете занимала основное место. К первоисточникам также следует отнести «Ветхий завет» и «Домострой», в которых послушание, терпимость и любовь к Отцу Небесному достигались авторитарными методами, компенсируясь гуманистическими традициями народной педагогики. В главе «Послание и наказание от отца к сыну» сконцентрирована вся общечеловеческая сущность воспитания в русской семье: «Не по лицам судите сынов человеческих, но праведный суд судите, каким судите судом, таким и судится вам, и какою мерою мерится, такой и воздастся» [3, с. 115, 134-137].
Очевидно, что осознание человеком своей принадлежности к определенной нации происходит в первые годы жизни, когда формирование личности происходит на основе традиций, заложенных в семье, под влиянием обстановки, цвета, запаха, звуков, речи, прикосновений, внешнего облика близких - всего того, что направлено на ребенка. Именно в семье ребенок слышит и произносит свои первые слова на родном языке. М.В. Ломоносов писал о ценностном отношении к родному языку, отмечая, что национальный идеал человека может быть выработан лишь при основательном, пристрастном переживании и изучении российским юношеством истории и культуры, в первую очередь — родного языка. Найдя себя в этом «великом сокровище», юноша почувствует в душе своей силы, познавательные возможности и даст им развитие.
Безусловно, семья (а точнее - крестьянская семья и община) была неисчерпаемым источником национального самосознания русского человека. Ценности и традиции воспитания, функционировавшие в других российских сословиях (дворянство, духовенство, купечество, мещанство, цеховые, казачество), можно рассматривать как производные от крестьянской педагогической культуры. Русская семья сильна своими традициями, в качестве которых выступают прочно установившиеся, унаследованные от предшествующих поколений определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды. Главной и, к сожалению, утраченной традицией является то, что дети со-
ставляют заботу не только семьи, но и всей общины. Решения о трудовой деятельности, помощи вдовам, старикам, немощным принимались «всем миром».
Общинный, соборный, несвойственный западной цивилизации менталитет россиянина определяет семейные ценности и сегодня. Даже в советский период эта традиция сохранилась, приняв формы коллективизма. Труд являлся вторым по важности фактором семейного воспитания. Он объединяет семью психологически, сплачивая ее членов в повседневной практической жизни и придавая единство их интересам.
Первым, что скрепляет духовно человека, семью и общину в одно целое, регулируя и направляя жизнь от самых маленьких детей до стариков, является религия. В «Завещании отеческом к сыну» И. Посошков наставляет сына во всех делах и помыслах придерживаться святой восточной церкви. Данное завещание носит высокий нравственный характер, оно глубоко гуманистично, т.к. пронизано верой в добрые силы человеческой души и верой в Бога. Обращаясь к сыну, И. Посошков пишет, что если «даст тебе Бог ребенка, воспитывай его так, чтобы прежде, чем он назовет тебя тятею, а мать мамою, научи его, что на небе есть Бог, и, руку его, взяв, показывай ею на небо, когда об этом говоришь» [6, с. 49]. Сегодня, учитывая толерантное отношение к верованиям и конфессиям, корректно обращаться к более общему понятию - «духовность», которая может рассматриваться и вне религии.
Для народной педагогики России характерны уважение к старшим как носителям мудрости народа, его традиций, нравственных идеалов, дифференцированный подход к воспитанию мальчиков и девочек, учет их возрастных особенностей, трепетное отношение к памяти предков, отзывчивость на чужую беду. Все это, в первую очередь, закладывалось в семье, определяя высшую степень духовности взаимоотношений, которые можно охарактеризовать как гуманистические. В произведениях народного творчества особое внимание уделялось воспитанию любви к малой родине и России. Патриотизм, в народной педагогике связанный с храбростью, отвагой, доблестью, честью и достоинством, жертвенным отношением к долгу, готовностью верно служить делу процветания Отечества, прививался детям с раннего возраста на примере героев сказок, в которых богатыри побеждали в основном благодаря своей доброте и богатырской силе.
Одним из самых распространенных средств воспитания национального самосознания был фольклор: колыбельные песни, праздники и обряды. Он связан с жизнью, бытом, с трудовыми процессами. Плясками и песнями сопровождаются семейные праздники, различные торжества, совместная работа. Народные празднества, семейные события - показ гостя, рождение ребенка, проводы и встречи невесты и жениха - все это является эффективным средством формирования национальной культуры, воспитания. Сказки и народные песни выводят ребенка за узкие пределы его семьи и знакомят в поэтической форме с окружающим миром, воздействуют на его чувства и фантазию. Все эти проявления народного творчества, идущие из глубины веков, воспитывают у человека национальное чувство, формируют его национальную индивидуальность и поэтому представляют собой национальные ценности образования. Русские былины и сказки рассказывают о богатырях, живших в глубокой древности, и имеют большое воспитательное значение, т. к. ребенок с детства проникается духом уважения к своим предкам, стремится быть сильным и мужественным [4, с. 7]. Именно поэтому фольклор также выступает как средство и семейного воспитания, и народной педагогики.
Любовь к родине, как малой, где ты родился, так и к стране в целом, красной нитью проходит практически через все формы устного народного творчества - сказки, героический эпос, песни, пословицы и поговорки. Патриотизм неразрывно связан с храбростью, отвагой, доблестью, с честью и достоинством даже в отношениях с противником. Об этом напоминают нам герои народных волшебных сказок, борющиеся с различными чудищами за свободу и счастье народа, за независимость Родины, былинные герои Илья Муромец, До-брыня Никитич, Алеша Попович и другие защитники Отечества. Герои волшебных и богатырских сказок побеждают врагов в основном благодаря своей доброте, богатырской силе. К.Д. Ушинский писал, что народные сказки -это первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе, наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что, по мысли К.Д. Ушинского, никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа [7].
В.Г. Белинский в русских народных сказках видел «ум и фантазию народа, его идеа-
лы и нравственные понятия», а песню Садко называл «одним из перлов народной поэзии».
Н.Г. Чернышевский писал, что памятники народного творчества выражают чувства, обычаи, традиции, думы и чаяния народа, причем выражают все это удивительно целомудренно, возвышенно, в силу чего народная мечта «чиста, проникнута всеми началами прекрасного». Н.А. Добролюбов отмечал, что изучение народного творчества важно и нужно для «характеристики народа, в силу своей прелести, тонкости, нежности, оригинальности народная мудрость неповторимо производит на человека сильное впечатление».
В педагогике всех народов России одним из важнейших факторов воспитания национального самосознания являлась природа. В крестьянской семье с детства воспитывалось бережное отношение к земле, животным, растениям, созданиям единой природы, которые постоянно взаимодействуют. С детства внушалась мысль о том, что, когда нарушаются нормы и правила общения с живой природой, рано или поздно накажет она засухой, неурожаем, массовой гибелью скота. Постоянное общение с природой, участие в обрядах и играх, связанных с восхвалением сил природы, развивали художественный вкус, обеспечивали связь нравственного с прекрасным. Через познание народной философии, народного календаря, народного искусства средствами народной педагогики происходило знакомство и приобщение детей к народной культуре, что способствовало духовному, нравственному, эстетическому и экологическому воспитанию, а значит, и становлению национального самосознания. В заключение хочется вспомнить слова С.Н. Булгакова: «Абстрактных, космополитических всечеловеков, из которых состоит абстрактное же всечеловечестно, вообще не существует; в действительности оно слагается из наций, а нация составляется из племен и из семей» [2, с. 439-440].
Таким образом, аксиологический подход, обеспечивая связь между историей и современностью, позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения образовательных потребностей людей, а с другой - решать современные задачи гуманизации общества в целом. В этой связи воспитание национального самосознания решает гуманистическую задачу формирования у ребенка духовного опыта в соответствии с социокультурной средой и ценностями, сложив-
шимися в процессе становления государства и нации. Для этого в школе и семье необходимо создать условия для сохранения и развития семейных ценностей, традиций народной педагогики, духовности (религия), природы и фольклора.
Литература
1. Баринов К.В. Русское национальное самосознание и выбор исторической судьбы России [Электронный ресурс]. URL: http://constitutions.ru/ archives/7565.
2. Булгаков С.Н. Сочинения. М., 1993.
3. Домострой /сост. В.В. Колесова. М., 1990.
4. История казачества России : учеб. пособие. Ростов н/Д., 2001.
5. Лихачев Д.С. Избранные работы : в 3 т. М., 1987. Т. 2.
6. Посошков И. Завещание отеческое к сыну. М., 1873.
7. Ушинский К.Д. Общий взгляд на возникновение наших народных школ // Народная школа. 1870. №5.
* * *
1. Barinov K.V. Russkoe natsionalnoe samo-soznanie i vyibor istoricheskoy sudbyi Rossii [Elektronnyiy resurs]. URL: http://constitutions.ru/ archives/7565.
2. Bulgakov S.N. Sochineniya. M., 1993.
3. Domostroy /sost. V.V. Kolesova. M., 1990.
4. Istoriya kazachestva Rossii : ucheb. posobie. Rostov n/D., 2001.
5. Lihachev D.S. Izbrannyie rabotyi : v 3 t. M., 1987. T. 2.
6. Pososhkov I. Zaveschanie otecheskoe k syinu. M., 1873.
7. Ushinskiy K.D. Obschiy vzglyad na voznik-novenie nashih narodnyih shkol // Narodnaya shkola. 1870. № 5.
Axiology approach to studying the phenomenon “national self-consciousness” in the domestic history of pedagogy
The axiology approach is regarded as one of the basic methodological instruments used by domestic pedagogy historians for studying the phenomenon "national selfconsciousness". Family, traditions of national pedagogy, spirituality, nature and folklore are proposed as the basic values if education I oriented at formation of national self-consciousness of young people.
Key words: axiology approach, national self-consciousness, family, traditions of national pedagogy, spirituality, nature, folklore.
(Статья поступила в редакцию 19.05.2014)