Научная статья на тему 'Национальная стратегия по развитию рынка зерна в Ливии'

Национальная стратегия по развитию рынка зерна в Ливии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
91
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВОДСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР / СОГЛАШЕНИЕ О СОЗДАНИИ ПРОЕКТА / WHEAT / GRAIN MARKET / LIBYA / INVESTMENT ABROAD / DEVELOPMENT AND STRATEGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Азаби Ахмед Омар Юсеф

Раскрыты состояние рынка зерна в Ливии и планы по его развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NATIONAL STRATEGY TO DEVELOP THE GRAIN MARKET IN LIBYA

This paper presents the current situation of wheat production in Libya, as well as describes the strategies and the future plans which are taken by the government for the development of the wheat production within the country in different public agricultural projects, and in the private sector. Furthermore, it also explains the role of investments abroad in agriculture for the production of the grain crops.

Текст научной работы на тему «Национальная стратегия по развитию рынка зерна в Ливии»

Таблица 2

Взаимозависимость обеспеченности техникой и объемами производства сельскохозяйственной продукции в России

Показатель Год

1990 1995 1997 1999 2001 2005 2008

Наличие тракторов, тыс. шт. 1 366 1 035 910 800 764 523 460,7

Пашня, млн га 131,8 128,0 126,0 121,6 120,9 116,8 115,3

Посевная площадь, млн га Производство, млн т: 117,7 101,0 96,6 88,3 84,6 75,8 76,9

зерна 116,7 63,4 88,6 54,7 65,5 78,0 108,2

сахарной свеклы 32,3 19,1 13,9 15,2 18,1 21,4 29,0

молока 55,7 39,2 34,1 32,3 32,3 31,1 32,4

мяса 10,1 5,6 4,9 4,3 4,4 4,8 6,26

В последние годы активно ведется работа по созданию на территории Российской Федерации сборочных производств современной зарубежной техники, однако возможность этих предприятий быстро насытить внутренний рынок машинами, обеспечивающими весь комплекс работ для реализации современных агротехнологий, представляется проблематичной.

Для выхода из сложившейся ситуации необходимо рассмотреть возможность бюджетного субсидирования товаропроизводителей АПК при приобретении ими новой техники отечественного производства, увеличение долгосрочной финансовой аренды (лизинга) машин и оборудования для АПК с возмещением части затрат за счет бюджета.

Недостаточное материально-техническое обеспечение АПК негативно отражается на его развитии и конкурентоспособности. Чтобы переломить эти тенденции, необходимо поднять материально-техническую обеспеченность АПК, принять комплекс взаимосвязанных мер, направленных на повышение доходности и покупательской способности товаропроизводителей АПК, совершенствовать механизм адресной государственной поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя, используя финансовые возможности интервенционного фонда.

Одно из направлений увеличения поставок ресурсов — это неотложное восстановление массового производства тракторов и другой сельскохозяйственной техники, ранее выпускавшейся нашей промышленностью. Их выпуск в прежнем конструктивном исполнении и модернизированными позволит получить сельскохозяйственную продукцию в объемах, которые были достигнуты в предшествующие реформам годы. Такое направление в кризисной ситуации реально, оно менее капиталоемко и, как показывает практика, достаточно эффективно. Ведь в России при использовании машинно-тракторного парка, со-

стоящего из машин конструкции 1980-х гг., среднегодовой сбор зерновых за 20 лет до 2000 г. был выше, чем среднегодовой сбор с 2001 по 2009 г. при использовании аналогичной, но более старой по продолжительности эксплуатации техники. В условиях выхода из кризиса производство машин прежней конструкции необходимо рассматривать как некоторую временную возможность оживления сельхозмашиностроения и стабилизацию производства сельскохозяйственной продукции. Такой период материально-технического обеспечения необходимо рассматривать как переходный к производству и массовым поставкам машин нового поколения, обладающих высокими технико-экономическими параметрами. Это позволит не только возродить отечественное машиностроение для АПК, но и обеспечить продовольственную безопасность страны.

Список литературы

1. Калабеков, И.Г. Российские реформы в цифрах и фактах / И.Г. Калабеков. — М.: РУСАКИ, 2010. — С. 137-179.

2. Российский статистический ежегодник 2009 г. — М.: Росстат, 2009. — С. 412, 414.

3. Российский статистический ежегодник 2008 г. — М.: Росстат, 2008. — С. 445, 447.

4. Российский статистический ежегодник 1997 г. — М.: Госкомстат России, 1997. — С. 394, 396.

УДК 633.1:339.13 (612)

Ахмед Омар Юсеф Азаби

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

НАЦИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЫНКА ЗЕРНА В ЛИВИИ

Существует заметный дефицит в пшенице, производимой внутри Ливии. Этот дефицит увеличился по двум причинам: улучшение уровня жизни за последние 40 лет, рост численности на-

селения. В то время как объем внутреннего производства пшеницы обеспечивает не более 5 % потребности населения, следовательно, остальное потребление пшеницы — за счет импорта из дру-

Таблица 1

Объем производства импорта и потребления пшеницы за последние 30 лет

Показатель Единица Период времени, гг.

измерения 1980-1989 1990-1999 2000-2008

Производство тыс. т 190,54 67,33 54,6

% 22,83 4,94 3,3

Импорт тыс. т 643,87 1294,58 1616,05

% 77,17 95,06 96,65

Бытовое потребление тыс. т 834,41 1361,91 1670,4

Потребление на душу населения кг/чел. 246,68 318,23 335,67

Импортная стоимость единицы продукта л.д.*/т 49 59,3 211

* Ливийский динар: 1 л.д. = 20 р. в 2007 г. Источник: данные Высшего народного комитета по вопросам сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, Национальной корпорации снабжения (НАСКО) и расчеты автора.

гих стран (1,5 млн т/год) (табл. 1), например, страны Европейского союза являются основными импортерами [1].

Из этой таблицы видно, что объем внутреннего производства уменьшается во втором и третьем периодах. Объем импорта пшеницы постепенно увеличивается по сравнению с внутренним производством. Во втором периоде ливийский импорт достигает более 1 млн т в год. А в течение последних нескольких лет объем импорта достигает более 1,5 млн т в год, а это 96,75 % от общего объема потребления, который увеличился в 2,5 раза по сравнению с первым периодом импорта.

По данным Высшего народного комитета по вопросам сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, потребление пшеницы на душу населения не падает ниже прожиточного минимума (178,5 кг/год).

Цены на пшеницу не превышали уровень в 60 л.д. в первом и втором периодах, а затем — более 200 л.д.

Ливийское правительство никогда не переставало стремиться к стратегии, через которую страна может перейти на самообеспеченность и решить проблему продовольственной безопасности, но ограничение природных ресурсов и сельскохозяйственных угодий вынуждает в стратегическом плане новую аграрную политику на формирование разных видов согласованности между внутренними и зарубежными инвестициями.

Итоги встреч между Высшим народным комитетом по вопросам сельского хозяйства, животноводства и рыбоводства, Национальным советом по планированию

и иностранным фондом по инвестициям в попытке улучшить производство пшеницы привели к тому, что решили разработать план, состоящий из трех ступеней (отечественное производство, производство за рубежом и снижение объема прямого импорта), а при изучении рынка зерна в России автор предлагает внедрить новый пункт в этот план (рисунок).

Отсюда очевидна роль политики, принятой правительством в целях развития зернового сектора, однако сельскохозяйственная политика Ливии похожа на деятельность руководителей Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов и Бахрейна в тенденции к инвестициям за рубежом. Но в Ливии еще поддерживают и думают о развитии внутренней зерновой отрасли.

Первый план внутреннего (отечественного) производства направлен для развития сельского хозяйства внутри страны, улучшения местного производства пшеницы за счет совершенствования государственного сектора и расширения частного сектора.

Общественный (государственный) сектор существует для реализации плана «Национальный проект для культивирования ста тысяч орошаемых гектаров пшеницы», этот проект нацелен на производство 0,5 т, т. е. около 30 % годового потребления пшеницы, чтобы выполнить эту программу, необходимо осуществить следующее [2, 3]:

• использование сельскохозяйственных производственных предприятий (Эль-Куфра, Эль-Срир, Мкнуса, Бржуж, Аироан, Эль-Дбуат и Абу-Шэба), увеличение их производственного потенциала, восстановление, обновление и возвращение их на первоначальные площади, которые будут занимать около 40 тыс. га к концу реабилитации;

Стратегия по развитию

Импорт

I

Отечественное производство

Сокращение объема прямого импорта зерна

Частный

сектор

+

Проект развития частного сектора

Государственный сектор

І ~

Проект 100 тыс. га в Ливии

Непрямые

Прямые

Государственная поддержка

Производство за рубежом

Инвестиционные проекты

Проект 100 тыс. га в Украине

Инвестиции в России

Общая схема стратегического плана развития внешнего и внутреннего рынка зерна Ливии

• расширение существующих сельскохозяйственных производственных предприятий (Эль-Куфра, Мкнуса, Бржуж, Аироан и Эль-Дбуат) на 19,5 тыс. га;

• развитие новых районов площадью около 45 тыс. га в зонах богатых водой (Вади Эль-Ншуа у Эль-Эрейс, Срир Эль-Ктуса, к югу от бассейна реки Морзук и к западу от реки Эль-Эуенат) таким образом, чтобы общий объем производственной площади достиг 100 тыс. га, которые ежегодно будут производить 500 тыс. т пшеницы [2, 4, 5] (табл. 2). Частный сектор — организация национального проекта по выращиванию пшеницы для выполнения плана, соизмеримого с государственным. В этом плане обсуждается культивирование других богатых 100 тыс. га в восточной зоне. Этот план можно реализовать за счет поддержки и обучения фермеров, обеспечения кормами их животных и покупки их урожая государством за приемлемую цену [6].

В этой зоне имеется 140 тыс. га с количеством осадков свыше 300 мм в год, пригодных для выращивания зерновых культур, на 70 % этих земель можно выращивать пшеницу (98 тыс. га). Иногда в некоторых местах в засушливые годы не хватает влаги, поэтому нужно проводить дополнительное орошение. Эта зона охватывает 10...15 % годового потребления пшеницы, но ставка может быть увеличена до 30 %, если оба сектора начнут сотрудничать друг с другом [6].

Этот план будет в ближайшем будущем выполняться в ограниченном диапазоне в связи со страхом фермеров; когда позднее доверие фермеров будет завоевано, проект будет выполнен в полном масштабе.

Второй план «внешнее производство (производство за рубежом)» — это один из ливийских финансовых инвестиционных проектов за пределами страны в области сельского хозяйства с Суданом, Украиной и Италией, также существуют другие переговоры со многими африканскими странами. Эти проекты направлены на сокращение прямого импорта, они обеспечиваются частными ливийскими проектами в этих странах или участием принимающей страны в производстве сельскохозяйственных продуктов питания для ливийского потребления.

Соглашение о создании проекта для выращивания пшеницы на украинской земле. В 2005 г. состоялись

переговоры между ливийской и украинской сторонами о создании сельскохозяйственного проекта совместного производства зерновых культур. В процессе переговоров Украина предложила свои земли для ливийского инвестора. Она также объявила о том, что готова предоставить 250 тыс. га (в Ливии не говорят о размере инвестиционного кредита для данного проекта).

8 апреля 2008 г. Президент Украины посетил Триполи и протокол о сотрудничестве между двумя странами был подписан. Одним из проектов в рамках этого протокола является выращивание пшеницы на украинской земле. 5 ноября 2008 г. Каддафи посетил Украину для подтверждения согласия.

После изучения данных Ливия решила реализовать проект на площади 100 тыс. га, который позволит производить около 500 тыс. т пшеницы, что может удовлетворить 30 % ливийского потребления.

Третий план «импорт». Из-за трудных климатических условий, а также засухи, которая приводит к снижению плодородия почв, невозможно решить вопрос повышения производства пшеницы, удовлетворяющее 100%-е потребление, но этот план направлен на сокращение объема импорта и получения своего рода самодостаточности. Импорт в данном случае покрывает недостатки объема производства.

Осуществление плана. Сельскохозяйственные предприятия в последнее время модернизируются, приспосабливаясь к разработанным планам внутренних и внешних 100 тыс. га. Эти проекты будут осуществляться в периоды между 2010 и 2012 гг., в первую очередь это зависит от готовности наличия местоположения (табл. 3) [7].

Таблица 2

Области расширения и развития национального проекта для культивирования ста тысяч орошаемых гектаров пшеницы

Наименование или местоположение предприятия Площади, га

Имеющиеся Расширенные Новые

Эль-Куфра 7 610 10 000 -

Эль-Срир 18 640 - -

Мкнуса 4 190 5 000 -

Бржуж 3 650 1 350 -

Аироан 1 350 650 -

Эль-Дбуат 5 000 2 500 -

Абу-Шэба 2 100 - -

Вади Эль-Ншуа у Эль-Эрейс - - 2 500

Срир Эль-Ктуса - - 2 500

К югу от бассейна Морзук - - 5 000

К западу от Эль-Эуенат - - 35 000

Итого 42 090 19 500 45 000

106 590

Источник: данные Национального проекта по культивированию 100 тыс. га пшеницы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планы и прогнозы развития и увеличения производства пшеницы, %

Таблица 3

Показатель Нынешняя ситуация Период времени, гг.

2010-2012 2012-2015 2015-2020

Отечественное Государственный сектор <5 30 30 30

производство Частный сектор - - 10...15* 30**

Производство за рубежом - 30 30 t 30 t

Импорт >95 40 25.30 I 10 I

Ежегодный рост спроса 1,8 It

* Непрямые поддержки.

** Прямые поддержки.

Источник: данные Высшего народного комитета по вопросам сельского хозяйства, животноводства и рыболовства, Национального совета по планированию и расчеты автора.

Из этой таблицы видны планы на ближайшие 10 лет.

Отсутствие соответствующих сельскохозяйственных районов позволяют, с одной стороны, расширить государственные и частные секторы, нежелание заменять одни культуры на другие, а с другой — расширять внешние проекты. Сокращение импорта с 95 до 40 % от потребления в ходе первого периода времени считается большим достижением и при сохранении этой тенденции он будет уменьшаться, пока не сократится до 10 % от потребления. Принимая во внимание тот факт, что ежегодный рост спроса не стабилен, что в первую очередь зависит от роста численности населения, коэффициент спроса ежегодно растет, составляя около 1,8 %.

Ежегодный рост спроса равен ежегодному приросту численности населения (чел.), умноженному на норму потребления на душу населения в год (т). Обе ставки рассчитываются на основе результатов в среднем за последние 10 лет, имея в виду, что это не фиксированный коэффициент, он может измениться в зависимости от среднего потребления на душу населения.

Выводы. Ливийский договор с программой по борьбе с опустыниванием Организации Объединенных Наций был подписан 15.10.1994 г., а начал действовать 22.07.1996 г. Главный народный комитет по согласованию с Высшим народным комитетом по вопросам сельского хозяйства, животноводства и рыбоводства обнародовали закон о запрещении вспахивания маргинальных земель в контексте сохранения поверхности почвы и борьбы с эрозией.

Договор заключается в том, чтобы уменьшить площади, не выгодные для выращивания пшеницы, и выбрать стратегические районы с урожайностью более 2,5 т/га. Выращивание пшеницы в Ливии является возможным с экономической точки зрения, так как это эффективно и рентабельно.

Общая стоимость потребления пшеницы достигает около 346,05 млн л.д./год, при этом местное производство занимает 3,25 % от стоимости по-

требления (11,26 млн л.д.). После принятия плана по достижении высокой доли отечественной продукции, т. е. развитие государственного и частного секторов, местное производство пшеницы будет удовлетворять до 60 % потребления. Тем самым увеличивается объем внутреннего валового продукта. Это позволит открыть новые рабочие места и создает дополнительные перспективы развития сельскохозяйственного сектора, а также достичь некую самодостаточность и сокращение импорта пшеницы.

Ограничения на сельскохозяйственные угодья и невозможность их расширения в новых районах для возделывания пшеницы поставили Ливию перед выбором импорта или внешних инвестиций в сельское хозяйство и позволили прийти к выводу, что лучше создавать внешние сельскохозяйственные проекты, чем импорт, так как они обеспечивают хорошие валютные поступления, увеличивая национальный доход. Кроме того, в этом случае появляется косвенная самодостаточность.

Список литературы

1. New reports: Global and local situations of cereals production // General People's Committee for Agriculture, Livestock and Marine. — 2007.

2. Reports series: a report on the national project to cultivate one hundred hectares of irrigated wheat // General People's Committee for Agriculture, Livestock and Marine. — 2008.

3. Studies of economic feasibility of the national project to cultivate one thousand hectares of irrigated wheat // Economic Research Center. — 2008.

4. The annual cultivation report in Libya // General People's Committee for Agriculture, Livestock and Marine. — 2007.

5. The annual cultivation report in Libya // General People's Committee for Agriculture, Livestock and Marine. — 2008.

6. A program encouraging the public sector to cultivation rainfed wheat: final report (2007) // General People's Committee for Agriculture, Livestock and Marine with the national program of cultivating 100 thousand hectares of irrigated wheat. — 2007.

7. Conclusion of the agricultural sector report in 2008 — Facts and Figures // General People's Committee for Agriculture, Livestock and Marine. — 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.