Научная статья на тему 'Основы создания и эффективного функционирования информационно-консультационных служб в Китае'

Основы создания и эффективного функционирования информационно-консультационных служб в Китае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
215
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Агроинженерия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ СЛУЖБЫ (ИКС) / КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ЛЕСНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ADVISORY (EXTENSION) SERVICES / EXTENSION ACTIVITY / CONSULTING / AGRICULTURE / FORESTRY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Люй Гоцзе

Отражен поиск основных направлений развития информационно-консультационного обслуживания в лесном хозяйстве провинции Хэйлунцзян КНР — основной фактор дальнейшего развития российско-китайских экономических связей в лесном секторе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basis for the creation and effective functioning of information and consultancy services in China

The search for the essential directions of development of advisory services in the forestry sector of the Province of Heilongjiang Province, China is the main factor of further development of Russian-Chinese economic relations in the forest sector. Extension activity is a large — scale, led and controlled by the government and various international organizations activities. The main task of advisory services is transfer the information to people and assistance in choosing from the huge amount of available information is that, which will help them find the right solution.

Текст научной работы на тему «Основы создания и эффективного функционирования информационно-консультационных служб в Китае»

значительные потери воды происходят из-за ветряного дождя, в то время как остальные два предприятия находятся на открытых территориях и подвержены выветриванию;

• почва южных регионов песчаная и плохо сохраняет влагу, в то время как «Абу-Шэба» обладает плодородными почвами;

• экономические факторы и факторы среды взаимосвязаны, но климат является основным;

• эффективность оросительной техники, используемой на всех сельскохозяйственных предприятиях, даже на «Абу-Шэба», низка и сопровождается потерями;

• непрерывная ирригация без определения потребности сельскохозяйственных культур;

• пренебрежение водоотдачей — источник увеличения затрат на производство;

• ошибки в планировании системы управления, несмотря на то что примененная система развивается, так как данная система была одним из планов, которые были применены, когда предприятие было запущено в 70-е годы прошлого века;

• семенной материал имеет долгий период роста (период роста пшеницы удлиняется до 6 мес) часто начинается в ноябре и кончается 30 апреля, увеличивая потребление воды. Экономический аспект прочно связан в аспектом окружающей среды. Расположение предприя-

тий зависит в первую очередь от места и обеспеченности водой, понимая это взаимодействие, возможно подобрать сельскохозяйственное предприятие и тип культуры.

Неэффективность использования воды на предприятиях «Эль-Срейр» и «Бржуж» в основном связана с расположением. Данные предприятия располагаются в южных пустынных регионах, где высокая температура и относительно низкая влажность ведет к увеличению испарения и транспирации, в то время как «Абу-Шэба» располагается в западном регионе в 80 км от побережья.

Эффективность использования воды на орошение пшеницы обеспечивается числом важных факторов, таких как уменьшение расходов на энергию для ирригационных систем. Это также один из путей, используемых для поддержания водных ресурсов и возможности регенерации источников. Обеспеченность показателями коэффициентов неэффективности и возможности развития ирригационных систем дает возможность для улучшения продуктивности, используя более развитые методы.

Список литературы

1. General authority for information: statistics book of 2008. — Tripoli, Libya. — 2009. — № 14.

2. Annual report of General People’s Committee for Agriculture, Livestock and Marine, public agricultural projects. — Tripoli, Libya, 2009.

УДК 061.6.003.13 Люй Гоцзе

Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина

ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ В КИТАЕ

Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы (ИКС) в сельском и лесном хозяйстве КНР является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами. Причем зачастую модель организации ИКС и понятие «поставщики» информационно-консультационных услуг довольно тесно связаны. Выделяют следующие основные модели организации информационно-консультационных служб [1]:

• ИКС в рамках министерства и департаментов сельского и лесного хозяйства;

• университетская модель ИКС;

• ИКС на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций;

• консультационные службы в составе коммерческих фирм;

• частные консультационные службы.

В каждой из представленных моделей можно найти интересные моменты. Например, служба, созданная в рамках министерства, имеет возможность оказывать влияние на формирование социальноэкономической политики государства в аграрном и лесном секторе. Примером данной модели организации службы может служить государственная консультационная служба при Министерстве сельского хозяйства земли Baden-Wurttemberg. В Министерстве имеется специальное подразделение, которое координирует работу окружных консультационных бюро по вопросам консультирования, обучения и повышения квалификации [2, 3].

Служба, созданная по «Университетской» модели ИКС, может использовать мощную материально-техническую и учебно-методическую базу университетов; опыт и квалификацию профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля, гарантирующие высокое качество консультационных услуг товаропроизводителям практически во всех областях аграрной и лесной науки и практики и др. Кроме того, следует отметить, что во всех странах, где используется данная модель, финансирование службы осуществляется в основном за счет бюджетных источников. Хотя отдельные службы успешно переходят на принципы самоокупаемости или частичного возмещения затрат. В рамках «университетской» модели функционирует Шотландская ИКС (extension service), образованная в начале века как государственная служба на базе Шотландского сельскохозяйственного колледжа (Scottish Agricultural College).

Таким образом, можно сделать вывод о том, что в мировой практике существует целый ряд моделей организации информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей. Но независимо от модели организации службы ИКС должна придерживаться определенных принципов и выполнять специфические функции. К основным принципам относится и учет специфики ситуации, и ориентированный на клиента подход, и создание доверительной атмосферы, и профессионализм и ответственность консультанта и др. Что касается функций ИКС, то, основываясь на мировом опыте, роль и функции ИКС могут быть разделены на три группы (таблица): основные функции, возможные функции* и функции, не относящиеся к сфере деятельности ИКС**.

Если считать, что консультирование «держится на трех китах» — информирование, обучение и консультирование, то и методы деятельности ИКС также можно разделить на три большие группы: массовые методы (т. е. осуществление, в основном информирование товаропроизводителей), групповые методы (обучение) и индивидуальные методы (консультирование).

Целесообразно изучить информационно-консультационную деятельность в провинции Хейлун-цзян с точки зрения соответствия ее концептуальным основам.

С 2008 года в провинции Хэйлунцзян реализуются различные аспекты системы инновационной деятельности. Так, в октябре 2008 года вступил

* Функции, которые ИКС может выполнять, если это необходимо для повышения эффективности или поддержки основных функций.

** Относится к тем видам деятельности, которые могут

создать у клиентов впечатление, что ИКС выступает в качестве контролирующего органа.

в силу документ «Некоторые предложения народного правительства провинции Хэйлунцзян по содействию внедрению научно-технических разработок путем ускорения строительства системы научно-технических инноваций». Его главная цель — определить приоритеты повседневной работы различных предприятий и организаций провинции по созданию инфраструктуры инновационной деятельности.

Для достижения поставленной цели народное правительство провинции Хэйлунцзян сделало ставку на так называемые «научно-технические предприятия***», существование которых без поддержки ИКС было бы затруднительно. В первую очередь из-за большого количества разъяснительной работы (проводимой ИКС), необходимой для эффективного внедрения мер государственной политики. Ниже представлены только некоторые примеры направлений информационно-консультационной деятельности. Правительством провинции Хэйлунцзян разработана система льгот, налоговые и финансовые инструменты, которые применяются для стимулирования инновационной активности предприятий и организаций, например, уменьшение подоходного налога на половину суммы, затраченной на разработку новых товаров, разработку новых технологий, замену оборудования, опытное производство новых материалов и полуфабрикатов, проведение не финансируемых государством экспериментов, зарплату сотрудникам научно-исследовательского подразделения, амортизации оборудования и приборов, используемых в НИОКР, расходы на услуги других организаций, проводивших научно-исследовательские работы или эксперименты, ускоренная амортизация исследовательских приборов и оборудования стоимостью от 300 тыс. юаней и выше, приобретенных после 1 января 2006 года и др. Все эти направления требуют «доведения» до простых товаропроизводителей, разъяснения и объяснения ключевых моментов и т. п. [4].

Одним из главных условий эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования, то логичными являются действия правительства провинции Хэйлунцзян по поддержке создания крупными и средними предприятиями провинции собственных научно-исследовательских подразделений в тесном сотрудничестве с провинциальными вузами и НИИ, а также формирования корпуса малых и средних предприятий, сотрудничающих с научными организациями и учебными заведениями. Цель этого решения — стимулировать научно-

*** К этой категории относятся предприятия, использующие новые и высокие технологии производства, а также частные предприятия, отвечающие государственному стандарту и получившие статус «научно-техническое предприятие».

Функции ИКС

Основные функции (++) Функции, вне компетенции ИКС ( ) Возможные функции (+/—)

Ключевые для ИКС: Обучение взрослых Передача информации Помощь в принятии решений Осуществление контроля для других структур Приобретение производственных ресурсов (семена, химикаты, оборудование)

Поддержка частных инициатив, развитие и поддержка новых форм кооперации клиентов Навязывание создания групп Помощь в адаптации участникам целевой группы

Развитие задач и методов работы ИКС Предоставление кредитов и инкассирование долгов Оказание помощи в хранении и реализации продукции

Планирование работы службы Контроль и оценка деятельности ИКС Сбор статистических данных для органов управления АПК Наблюдение за полевыми испытаниями, исследованиями и демонстрациями

Управление службой Повышение квалификации сотрудников ИКС Регулярный обмен опытом между сотрудниками Обеспечение инфраструктуры

исследовательскую активность предприятий, разработку и внедрение ими новых продуктов, подтолкнуть бизнес к сотрудничеству с наукой. Кроме того, правительство провинции Хэйлунцзян объявило о своей поддержке привлечения передовых технологий производства из других районов КНР и из-за рубежа, усвоение этих технологий и создание на их основе новых, более совершенных. Таким образом, руководство провинции Хэйлунцзян стремится стимулировать самостоятельную активность предприятий по привлечению инновационных ресурсов извне; ориентировать предприятия не только на покупку технологий, но и на участие в создании новых технологий. Для активизации сотрудничества науки, образования и бизнеса народное правительство провинции Хэйлунцзян приступило к реформе управления наукой на провинциальном уровне. Традиционные схемы финансирования науки в КНР предполагают, что доходы научно-исследовательских организаций от внедрения научных разработок и оказания услуг зачисляются в бюджет. Вне зависимости от объемов выручки, принесенной в казну, на следующий год финансирование организации осуществляется строго в пределах утвержденного бюджета. В провинции Хэйлунцзян решили, что такой подход не стимулируют научно-исследовательские организации к оказанию общественно полезных услуг и участию во внедрении своих разработок. Новый подход руководства провинции к финансированию научно-исследовательских организаций провинциального уровня предполагает, что научной организации будет возвращена в полном объеме вся сумма средств, вырученных ею от внедренческой деятельности и оказания услуг в инновационной сфере. Таким образом, директоров институтов планируют заинтересовать в совершенствовании внедренческой базы НИИ и стать не только разработчиками, но и менеджерами по внедрению разработок в производство. В целях совершенство-

вания инновационной среды народное правительство провинции Хэйлунцзян возложило на себя задачу создания на подведомственной территории сети внебюджетных организаций, координирующих и финансирующих инновационную деятельность в отдельных ее аспектах. В этих целях в Хэйлунцзян поощряется создание стратегических альянсов предприятий, НИИ и вузов.

Руководство провинции Хэйлунцзян считает очень важной задачу формирования на территории провинции рынка научно-технических разработок, готовых для внедрения в производство и рынка квалифицированных специалистов и исследователей. Для формирования высокопрофессионального корпуса научно-технических специалистов предпринимаются усилия по повышению статуса научных работников, инженерных и квалифицированных кадров.

Таким образом, «Некоторые предложения народного правительства провинции Хэйлунцзян по содействию внедрению научно-технических разработок путем ускорения строительства системы научно-технических инноваций» — это серьезно проработанный и ориентированный в будущее документ. И информационно-консультационная служба — один из действенных инструментов реализации положений этого документа.

Список литературы

1. Организация консультационной службы в АПК: учебник для вузов / Под ред. В.М. Кошелева. — М.: Изд-во «КолосС», 2007. — 272 с.

2. Информационно-консультационная служба в АПК: учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. — М.: Агроконсалт, 2001. — 348 с.

3. Организация консультационной службы в АПК: учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. — М.: Агроконсалт, 2004. — 498 с.

4. Организация информационно-консультационной службы в АПК: учеб. пособие / Под ред. Ю.А. Клименко. — М.: РГАЗУ, 2004. — 126 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.