значительные потери воды происходят из-за ветряного дождя, в то время как остальные два предприятия находятся на открытых территориях и подвержены выветриванию;
• почва южных регионов песчаная и плохо сохраняет влагу, в то время как «Абу-Шэба» обладает плодородными почвами;
• экономические факторы и факторы среды взаимосвязаны, но климат является основным;
• эффективность оросительной техники, используемой на всех сельскохозяйственных предприятиях, даже на «Абу-Шэба», низка и сопровождается потерями;
• непрерывная ирригация без определения потребности сельскохозяйственных культур;
• пренебрежение водоотдачей — источник увеличения затрат на производство;
• ошибки в планировании системы управления, несмотря на то что примененная система развивается, так как данная система была одним из планов, которые были применены, когда предприятие было запущено в 70-е годы прошлого века;
• семенной материал имеет долгий период роста (период роста пшеницы удлиняется до 6 мес) часто начинается в ноябре и кончается 30 апреля, увеличивая потребление воды. Экономический аспект прочно связан в аспектом окружающей среды. Расположение предприя-
тий зависит в первую очередь от места и обеспеченности водой, понимая это взаимодействие, возможно подобрать сельскохозяйственное предприятие и тип культуры.
Неэффективность использования воды на предприятиях «Эль-Срейр» и «Бржуж» в основном связана с расположением. Данные предприятия располагаются в южных пустынных регионах, где высокая температура и относительно низкая влажность ведет к увеличению испарения и транспирации, в то время как «Абу-Шэба» располагается в западном регионе в 80 км от побережья.
Эффективность использования воды на орошение пшеницы обеспечивается числом важных факторов, таких как уменьшение расходов на энергию для ирригационных систем. Это также один из путей, используемых для поддержания водных ресурсов и возможности регенерации источников. Обеспеченность показателями коэффициентов неэффективности и возможности развития ирригационных систем дает возможность для улучшения продуктивности, используя более развитые методы.
Список литературы
1. General authority for information: statistics book of 2008. — Tripoli, Libya. — 2009. — № 14.
2. Annual report of General People’s Committee for Agriculture, Livestock and Marine, public agricultural projects. — Tripoli, Libya, 2009.
УДК 061.6.003.13 Люй Гоцзе
Московский государственный агроинженерный университет имени В.П. Горячкина
ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ СЛУЖБ В КИТАЕ
Одним из важных вопросов организации информационно-консультационной службы (ИКС) в сельском и лесном хозяйстве КНР является выбор модели (или нескольких моделей), позволяющей обеспечить максимальный и быстрый эффект с наименьшими затратами. Причем зачастую модель организации ИКС и понятие «поставщики» информационно-консультационных услуг довольно тесно связаны. Выделяют следующие основные модели организации информационно-консультационных служб [1]:
• ИКС в рамках министерства и департаментов сельского и лесного хозяйства;
• университетская модель ИКС;
• ИКС на базе объединений товаропроизводителей и фермерских организаций;
• консультационные службы в составе коммерческих фирм;
• частные консультационные службы.
В каждой из представленных моделей можно найти интересные моменты. Например, служба, созданная в рамках министерства, имеет возможность оказывать влияние на формирование социальноэкономической политики государства в аграрном и лесном секторе. Примером данной модели организации службы может служить государственная консультационная служба при Министерстве сельского хозяйства земли Baden-Wurttemberg. В Министерстве имеется специальное подразделение, которое координирует работу окружных консультационных бюро по вопросам консультирования, обучения и повышения квалификации [2, 3].
Служба, созданная по «Университетской» модели ИКС, может использовать мощную материально-техническую и учебно-методическую базу университетов; опыт и квалификацию профессорско-преподавательского и научного персонала факультетов, кафедр и лабораторий различного профиля, гарантирующие высокое качество консультационных услуг товаропроизводителям практически во всех областях аграрной и лесной науки и практики и др. Кроме того, следует отметить, что во всех странах, где используется данная модель, финансирование службы осуществляется в основном за счет бюджетных источников. Хотя отдельные службы успешно переходят на принципы самоокупаемости или частичного возмещения затрат. В рамках «университетской» модели функционирует Шотландская ИКС (extension service), образованная в начале века как государственная служба на базе Шотландского сельскохозяйственного колледжа (Scottish Agricultural College).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в мировой практике существует целый ряд моделей организации информационно-консультационной службы для сельских товаропроизводителей. Но независимо от модели организации службы ИКС должна придерживаться определенных принципов и выполнять специфические функции. К основным принципам относится и учет специфики ситуации, и ориентированный на клиента подход, и создание доверительной атмосферы, и профессионализм и ответственность консультанта и др. Что касается функций ИКС, то, основываясь на мировом опыте, роль и функции ИКС могут быть разделены на три группы (таблица): основные функции, возможные функции* и функции, не относящиеся к сфере деятельности ИКС**.
Если считать, что консультирование «держится на трех китах» — информирование, обучение и консультирование, то и методы деятельности ИКС также можно разделить на три большие группы: массовые методы (т. е. осуществление, в основном информирование товаропроизводителей), групповые методы (обучение) и индивидуальные методы (консультирование).
Целесообразно изучить информационно-консультационную деятельность в провинции Хейлун-цзян с точки зрения соответствия ее концептуальным основам.
С 2008 года в провинции Хэйлунцзян реализуются различные аспекты системы инновационной деятельности. Так, в октябре 2008 года вступил
* Функции, которые ИКС может выполнять, если это необходимо для повышения эффективности или поддержки основных функций.
** Относится к тем видам деятельности, которые могут
создать у клиентов впечатление, что ИКС выступает в качестве контролирующего органа.
в силу документ «Некоторые предложения народного правительства провинции Хэйлунцзян по содействию внедрению научно-технических разработок путем ускорения строительства системы научно-технических инноваций». Его главная цель — определить приоритеты повседневной работы различных предприятий и организаций провинции по созданию инфраструктуры инновационной деятельности.
Для достижения поставленной цели народное правительство провинции Хэйлунцзян сделало ставку на так называемые «научно-технические предприятия***», существование которых без поддержки ИКС было бы затруднительно. В первую очередь из-за большого количества разъяснительной работы (проводимой ИКС), необходимой для эффективного внедрения мер государственной политики. Ниже представлены только некоторые примеры направлений информационно-консультационной деятельности. Правительством провинции Хэйлунцзян разработана система льгот, налоговые и финансовые инструменты, которые применяются для стимулирования инновационной активности предприятий и организаций, например, уменьшение подоходного налога на половину суммы, затраченной на разработку новых товаров, разработку новых технологий, замену оборудования, опытное производство новых материалов и полуфабрикатов, проведение не финансируемых государством экспериментов, зарплату сотрудникам научно-исследовательского подразделения, амортизации оборудования и приборов, используемых в НИОКР, расходы на услуги других организаций, проводивших научно-исследовательские работы или эксперименты, ускоренная амортизация исследовательских приборов и оборудования стоимостью от 300 тыс. юаней и выше, приобретенных после 1 января 2006 года и др. Все эти направления требуют «доведения» до простых товаропроизводителей, разъяснения и объяснения ключевых моментов и т. п. [4].
Одним из главных условий эффективно работающей информационно-консультационной службы является сочетание в ней функций образования, распространения знаний, науки и консультирования, то логичными являются действия правительства провинции Хэйлунцзян по поддержке создания крупными и средними предприятиями провинции собственных научно-исследовательских подразделений в тесном сотрудничестве с провинциальными вузами и НИИ, а также формирования корпуса малых и средних предприятий, сотрудничающих с научными организациями и учебными заведениями. Цель этого решения — стимулировать научно-
*** К этой категории относятся предприятия, использующие новые и высокие технологии производства, а также частные предприятия, отвечающие государственному стандарту и получившие статус «научно-техническое предприятие».
Функции ИКС
Основные функции (++) Функции, вне компетенции ИКС ( ) Возможные функции (+/—)
Ключевые для ИКС: Обучение взрослых Передача информации Помощь в принятии решений Осуществление контроля для других структур Приобретение производственных ресурсов (семена, химикаты, оборудование)
Поддержка частных инициатив, развитие и поддержка новых форм кооперации клиентов Навязывание создания групп Помощь в адаптации участникам целевой группы
Развитие задач и методов работы ИКС Предоставление кредитов и инкассирование долгов Оказание помощи в хранении и реализации продукции
Планирование работы службы Контроль и оценка деятельности ИКС Сбор статистических данных для органов управления АПК Наблюдение за полевыми испытаниями, исследованиями и демонстрациями
Управление службой Повышение квалификации сотрудников ИКС Регулярный обмен опытом между сотрудниками Обеспечение инфраструктуры
исследовательскую активность предприятий, разработку и внедрение ими новых продуктов, подтолкнуть бизнес к сотрудничеству с наукой. Кроме того, правительство провинции Хэйлунцзян объявило о своей поддержке привлечения передовых технологий производства из других районов КНР и из-за рубежа, усвоение этих технологий и создание на их основе новых, более совершенных. Таким образом, руководство провинции Хэйлунцзян стремится стимулировать самостоятельную активность предприятий по привлечению инновационных ресурсов извне; ориентировать предприятия не только на покупку технологий, но и на участие в создании новых технологий. Для активизации сотрудничества науки, образования и бизнеса народное правительство провинции Хэйлунцзян приступило к реформе управления наукой на провинциальном уровне. Традиционные схемы финансирования науки в КНР предполагают, что доходы научно-исследовательских организаций от внедрения научных разработок и оказания услуг зачисляются в бюджет. Вне зависимости от объемов выручки, принесенной в казну, на следующий год финансирование организации осуществляется строго в пределах утвержденного бюджета. В провинции Хэйлунцзян решили, что такой подход не стимулируют научно-исследовательские организации к оказанию общественно полезных услуг и участию во внедрении своих разработок. Новый подход руководства провинции к финансированию научно-исследовательских организаций провинциального уровня предполагает, что научной организации будет возвращена в полном объеме вся сумма средств, вырученных ею от внедренческой деятельности и оказания услуг в инновационной сфере. Таким образом, директоров институтов планируют заинтересовать в совершенствовании внедренческой базы НИИ и стать не только разработчиками, но и менеджерами по внедрению разработок в производство. В целях совершенство-
вания инновационной среды народное правительство провинции Хэйлунцзян возложило на себя задачу создания на подведомственной территории сети внебюджетных организаций, координирующих и финансирующих инновационную деятельность в отдельных ее аспектах. В этих целях в Хэйлунцзян поощряется создание стратегических альянсов предприятий, НИИ и вузов.
Руководство провинции Хэйлунцзян считает очень важной задачу формирования на территории провинции рынка научно-технических разработок, готовых для внедрения в производство и рынка квалифицированных специалистов и исследователей. Для формирования высокопрофессионального корпуса научно-технических специалистов предпринимаются усилия по повышению статуса научных работников, инженерных и квалифицированных кадров.
Таким образом, «Некоторые предложения народного правительства провинции Хэйлунцзян по содействию внедрению научно-технических разработок путем ускорения строительства системы научно-технических инноваций» — это серьезно проработанный и ориентированный в будущее документ. И информационно-консультационная служба — один из действенных инструментов реализации положений этого документа.
Список литературы
1. Организация консультационной службы в АПК: учебник для вузов / Под ред. В.М. Кошелева. — М.: Изд-во «КолосС», 2007. — 272 с.
2. Информационно-консультационная служба в АПК: учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. — М.: Агроконсалт, 2001. — 348 с.
3. Организация консультационной службы в АПК: учеб. пособие / Под ред. В.М. Кошелева. — М.: Агроконсалт, 2004. — 498 с.
4. Организация информационно-консультационной службы в АПК: учеб. пособие / Под ред. Ю.А. Клименко. — М.: РГАЗУ, 2004. — 126 с.