Научная статья на тему 'Механизм реализации инновационного процесса в сельскохозяйственном производстве'

Механизм реализации инновационного процесса в сельскохозяйственном производстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юдина В. И.

В статье обоснована необходимость создания информационно-консультационной службы для агропромышленного комплекса Оренбургской области, как интегрирующего начала всех участников инновационного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of innovation process realization on farm enterprises

The article is focused on the necessity to create an information-advisory service for the agroindustrial complex of the Orenburg region as an integrated body for all the participants of the innovative process.

Текст научной работы на тему «Механизм реализации инновационного процесса в сельскохозяйственном производстве»

Механизм реализации инновационного процесса в сельскохозяйственном производстве

В.И. Юдина, соискатель, ГНУВНИИЭСХ

Экономический прогресс любого государства в современных условиях невозможен без соединения трех основных факторов: отечественной научно-технической мысли, национального капитала и национального предпринимательства. Интеграция этих факторов однозначно определяет формирование инновационного механизма, или, иными словами, инновационной среды. Без участия государства вряд ли такую инновационную среду можно сформировать. Именно государство должно создать для этого необходимые условия: законы, правила, структуры, порядок и т.д. Работа такая в России начата, и основная ее цель состоит в формировании национальной инновационной системы. Неотъемлемой частью решения этой глобальной проблемы должно стать создание стройной системы механизмов использования инновационных технологий в АПК Оренбургской области.

Зарубежный опыт, прежде всего таких стран, как Япония, Китай, Южная Корея, США, Германия, свидетельствует о том, что ключевым звеном успешного продвижения разработок на рынок является не столько эффективное технологическое решение или производственные возможности, сколько уровень организации менеджмента всего цикла проекта: от научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ до выхода нового продукта, изделия на рынок. По статистике, за рубежом на одного разработчика

в науке приходится десять менеджеров, которые доводят научную идею до уровня рыночного продукта. В России, и Оренбургская область не является исключением, на сегодняшний момент пропорция обратная. Это весьма существенный момент, тормозящий создание инновационного механизма для освоения научно-технических достижений на практике.

Социально-экономические преобразования, формирование рыночных отношений изменили условия развития аграрного сектора в вопросах организации, использования средств производства и труда. Появляется все больше хозяйствующих субъектов, в том числе с частными инвестициями, испытывающих острую потребность в информации и помощи в освоении инновационных разработок с целью получения востребованной, конкурентоспособной продукции.

К сожалению, Оренбургская область из 9 субъектов Приволжского федерального округа по большинству показателей инновационной деятельности предприятий делит последние места с Республикой Марий-Эл и Ульяновской областью. Это позволяет констатировать, что огромный научный, финансовый и производственный потенциал региона не используется в полной мере. Анализ влияния факторов, препятствующих инновациям [1], позволяет назвать определяющие из них:

— недостаток финансовых средств;

— недостаток информации о новых технологиях.

Если проблема финансирования АПК находится в компетенции не столько региональной,

сколько федеральной власти, то вопрос информации об инновациях, несомненно, может и должен быть решен на уровне области.

Основными поставщиками инноваций, разработчиками инновационных технологий являются научно-исследовательские организации области и передовые предприятия. В последние несколько лет благодаря поддержке сельских товаропроизводителей со стороны правительства области (льготные кредиты, лизинговый фонд) появился и платежеспособный спрос на инновационные разработки. Таким образом, созданы условия для формирования в АПК региона рынка инновационных технологий. Однако в силу специфики продукта этого рынка последний нуждается в посреднике, обеспечивающем обработку и передачу информации о продукте от поставщика к потребителю. Думается, самым подходящим посредником должна стать информационно-консультационная служба (ИКС) АПК.

ИКС функционируют в течение ряда последних лет в большинстве регионов страны и доказали свою эффективность.

Назрела необходимость того, чтобы правительство области приняло решение о создании и финансировании (из средств областного бюджета на начальном этапе) такой службы для АПК в нашем регионе. В условиях ослабленного административного влияния на управление агропромышленным комплексом государство в лице областных органов власти может управлять инновационным процессом через ИКС, начиная с первой стадии — формирования планов инновационных разработок до окончательной — освоения инноваций непосредственно в производстве. ИКС сыграет роль концентратора знаний и органа доведения их до сельских товаропроизводителей, органов управления, инвесторов и потребителей.

Как показали наши исследования, несмотря на осознание необходимости активизации инно-

вационной деятельности, практическая реализация ее затрудняется как объективными причинами (недостаточность финансовых ресурсов), так и причинами субъективного характера (разобщенность науки и производства, низкая информированность потенциальных потребителей и инвесторов инноваций). Особенно тревожная ситуация складывается на этапе реализации инноваций. По данным В.Г. Савенко [2], из 7% освоенных научно-технических разработок 2—3% реализуются в ограниченных объемах на ограниченных площадях; 4—5% — лишь в одном-двух хозяйствах. Их судьба через два-три года становится неизвестной, т.к. провести необходимый анализ невозможно ввиду отсутствия системы управления инновационным процессом. Одним из основных элементов такой системы является механизм реализации инноваций. Задача активизации инновационной деятельности сельскохозяйственных производителей, в том числе весьма многочисленных фермеров, в настоящее время может быть решена на основе предложенной нами модели такого механизма (рис. 1).

Центральная идея представленной модели — интеграция всех участников инновационного процесса через информационно-консультационную службу. Именно ИКС должна стать связующим центром между производителями инноваций и их пользователями, центральным звеном механизма развития инновационной деятельности в АПК области. Задачи ИКС заключаются в выявлении потребности производителей, привлечении внимания инвесторов к рентабельным отраслям, подборе вариантов высокоэффективного производства и соответствующей структуры, способной удовлетворить эту потребность.

Важнейшими, крайне необходимыми и востребованными задачами становятся пропаганда, освоение и внедрение современных инновационных технологий. Необходимыми потому, что

Рис. 1 - Схема механизма реализации инноваций в АПК

должны заменить или помочь восстановить центры научно-технической информации, заменить часть функций районных управлений сельского хозяйства, которые сейчас занимаются иными вопросами, необходимыми по причине уменьшения числа высококвалифицированных специалистов непосредственно в производстве, появления значительного сектора частного, семейного предпринимательства, члены которого не имеют соответствующего образования и подготовки, инвесторов, зачастую не воспринимающих сельскохозяйственное производство как объект получения прибыли и нуждающихся в высококвалифицированном консультировании.

На начальном этапе главная задача региональной службы заключается в создании банка завершенных научных разработок. Основу этого банка должны составить разработки, выполненные в области, и как правило, на местном материале, а значит, предназначенные в первую очередь для нужд именно местного сельскохозяйственного производства. Региональная ИКС обязана поддерживать теснейшую и постоянную связь с федеральным центром сельскохозяйственного консультирования (ФГУ «Российский центр сельскохозяйственного консультирования») в целях пополнения своего банка данных научными разработками, которые можно адаптировать и использовать в местных условиях.

Выполнить данную задачу возможно путем формирования и поддержки ^ЪЪ-сервера областной ИКС и включения его в единую телекоммуникационную среду 1и1ете1. Разумеется, ИКС районного уровня, а также органы управления предприятий АПК должны иметь доступ к сети 1и1ете1. При этом должны быть выполнены следующие основные требования:

— интегрируемость с общегосударственными информационными и технологическими системами в создаваемой на федеральном уровне единой распределенной информационной среде управления Минсельхоза;

— возможность наращивания функциональности за счет взаимодействия с программно-техническим обеспечением независимых поставщиков и с собственными наработками пользователей;

— масштабируемость как ключевое требование с точки зрения экономии вложений, дающее гарантию того, что не придется перестраивать систему при росте объема обрабатываемой информации и количества одновременно работающих пользователей;

—расширяемость, т.е. возможность наращивания функциональных возможностей, не выходя за рамки принятой изначально концепции развития и технологической базы, в соответствии со специфическими требованиями пользователей;

— локализация, т.е. поддержка национальных требований и стандартов в области АПК, его

отраслевых специфических особенностей, организации процесса обучения и других уникальных черт этого сектора экономики;

— объектно-ориентированный подход к сбору, хранению, обработке и передаче информации;

— использование имеющихся каналов связи.

Кроме вышеозначенной задачи создание ^ЪЪ-

сервера позволит реализовать следующие виды деятельности:

— организацию электронного документооборота между министерством сельского хозяйства области и районными сельхозуправлениями, между областной и районными ИКС согласно национальным стандартам, правилам и регламентам;

— представление и широкое рекламирование созданных и освоенных инновационных разработок;

— поддержку образовательных процессов, в том числе внедрение и широкое использование принципов дистанционного обучения;

— использование и эффективное применение геоинформационных систем мониторинга природных ресурсов и сельскохозяйственного производства;

— развитие информационной и телекоммуникационной поддержки рыночной инфраструктуры, включая систему оптовых рынков;

— внедрение электронной коммерции, доступной любому участнику аграрного рынка, в том числе организацию электронных аграрных рынков, электронных магазинов, бирж, торгов, аукционов и др.

Реализация поставленных задач позволит:

— повысить экономическую эффективность сельскохозяйственного производства и перерабатывающих предприятий за счет быстроты и удобства получения необходимой информации для принятия обоснованных оптимальных или рациональных решений по управлению;

— улучшить взаимодействие между ИКС, органами управления и всеми субъектами АПК;

— обеспечить доступ с каждого рабочего места к любому информационному ресурсу в системе ИКС (при наличии у пользователя соответствующих прав доступа);

— улучшить контроль прохождения финансовых, материально-технических и прочих ресурсов;

— автоматизировать документооборот и отчетность, существенно сократить объем трудоемких рутинных операций, сократить количество ошибок, допускаемых при ручной обработке информации, при необходимости централизовать бухгалтерский учет и отчетность;

— создать условия для интеграции всех специализированных служб АПК, в том числе консультационной, ветеринарной, карантина растений, системы машинно-испытательных станций и т.п., в единое информационно-технологическое про-

странство на принципиально новой программнотехнической и телекоммуникационной основе;

— создать условия для выхода на рынок и коммерциализации различных учреждений и организаций АПК.

Задачи районной службы — выявление потенциальных потребителей инноваций, информирование потребителей и непосредственное участие в процессе освоения технологий, т.к. именно районные службы ближе всех находятся к сельхозпроизводителям и как никто другой осведомлены об их нуждах и заботах. Особенное внимание районные ИКС должны обратить на фермерские хозяйства. Если учесть, что сегодняшний фермер зачастую не имеет не только высшего, но даже среднего специального образования, можно понять, что только районные ИКС должны оказать ему все виды помощи. Прежде всего — это составление бизнес-планов для получения инвестиционного кредита. Создать бизнес-план самостоятельно для большинства владельцев фермерских хозяйств по вышеозначенной причине — непосильная задача, а заказ этого документа в частной консалтинговой фирме большинству не по карману. При сборе документов для банка новые проблемы: здесь и временные затраты, и недостаток правовых знаний.

В сельском хозяйстве часто приходится принимать специфические решения, соответствующие местным условиям и конкретной ситуации. Эти решения могут быть приняты исключительно товаропроизводителем, поскольку только он полностью владеет ситуацией. Его задача — оптимально использовать сложившиеся местные условия, в которых работает хозяйство. Это означает, что задачей служащего ИКС является не изменение рода деятельности сельских товаропроизводителей, а их обучение, в результате чего они смогут решить, изменять или нет свой способ ведения хозяйства, использовать или нет предлагаемую инновацию. Успешный процесс обучения товаропроизводителей требует понимания их положения и способа мышления. Поэтому для сотрудников ИКС недостаточно знаний только о научно-исследовательских достижениях. Необходимо, чтобы они искали новые творческие способы применения этих достижений в каждой конкретной ситуации, используя соб-

ственный профессиональный и жизненный опыт сельских тружеников. Требуется также хорошее знание местных рынков и тенденций их изменения. Таким образом, хороший консультант должен владеть не только технологиями сельскохозяйственного производства, но и обширными знаниями в областях экономики, маркетинга, педагогики, делового общения, наконец.

Результаты инновационных разработок могут быть не востребованы по разным причинам, в том числе и по причине неготовности производителей оценить новшество с позиций его выгоды и возможности применения. Производителя нужно готовить и подталкивать к принятию решения о внедрении инноваций. Методы такой работы могут быть самыми различными.

Во-первых, это непосредственный контакт с товаропроизводителями: совместный анализ их проблем, возможностей, последствий, альтернативных решений. Другой, даже более эффективный, метод состоит в том, чтобы помочь товаропроизводителям самим попробовать различные варианты для решения их проблем. Наконец, возможно, самый лучший способ состоит в том, чтобы товаропроизводители учились на опыте своих коллег или на демонстрации наглядных примеров. Это означает, что одна из важных функций районной ИКС — аккумуляция примеров успешных инновационных проектов и стимулирование обмена опытом между товаропроизводителями.

Распространению научно-технических достижений и ускорению освоения их в производстве будет способствовать формирование сети базовых хозяйств, опыт которых представляет интерес для окружающих сельскохозяйственных предприятий. Их роль могут выполнять предприятия, существенно опережающие хозяйства зоны или района по основным технико-экономическим показателям, уровню использования имеющегося потенциала, организации внедрения в практику достижений науки, техники и передового опыта.

Литература

1. Наука и инновации: статистический сборник / Оренбур-гобл-комстат. Оренбург, 2006. 68 с.

2. Савенко, В.Г. Роль консультационной службы в формировании отраслевой системы освоения инноваций в АПК. // Б-ка «В помощь консультанту». М.: ФГНУ «Росин-форм-агротех», 2004. 316 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.