Научная статья на тему 'Оценка экономической эффективности информационно-консультационной службы'

Оценка экономической эффективности информационно-консультационной службы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1144
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / МЕТОДЫ ОЦЕНКИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лутфуллин Юнир Рифович, Сиразетдинов Ильдар Сабитович

Предлагается методика оценки эффективности информационно-консультационного обслуживания в агропромышленном комплексе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оценка экономической эффективности информационно-консультационной службы»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 16 (231). Экономика. Вып. 32. С. 109-115.

Ю. Р. Лутфуллин, И. С. Сиразетдинов

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНФОРМАЦИОННО-КОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ

Предлагается методика оценки эффективности информационно-консультационного обслуживания в агропромышленном комплексе.

Ключевые слова: информационно-консультационное обслуживание, методы оценки, экономическая эффективность.

Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики, особенно в современных условиях его развития, неразрывно связано с совершенствованием информатизации на всех уровнях управления АПК, возможностью получения сельскохозяйственными товаропроизводителями своевременной качественной и достоверной информации по интересующим их вопросам. Создание информационных механизмов в агросекторе становится особенно актуально, когда информация и знания трактуются как важнейший и довольно редкий ресурс, как элемент экономического потенциала хозяйственной системы АПК, который должен эффективно использоваться для достижения ее конкретных целей. Как свидетельствует опыт передовых зарубежных стран, информационно-консультационное обслуживание аграрной сферы является действенным фактором интенсивного развития и повышения эффективности сельского хозяйства и сопряженных с ним отраслей. Прямым следствием недостаточного учета этого важнейшего фактора является отставание в проведении реформ и в развитии аграрного сектора.

В связи с этим дальнейшее функционирование АПК в условиях рыночных отношений предполагает уточнение и развитие теоретических основ и разработок практических рекомендаций по формированию и развитию информационно-консультационного обеспечения АПК. В качестве наиболее актуальной задачи выступает совершенствование информационно-консультационного обслуживания непосредственно сельских товаропроизводителей. Важная роль при этом отводится информационно-консультационным службам, которые позволяют компенсировать дефицит кадров, обеспечивать оперативное доведение до сельхозтоваропроизводителей необходимой научной, рыночной и технологической информа-

ции, оказывать им содействие в освоении инновационных разработок и передового опыта.

В современных условиях развития рыночных отношений у работников агропромышленного комплекса возникает потребность в получении новой информации, в том числе об инновационных разработках и передовом производственном опыте, эффективное использование которых позволяет перевести производство на более высокий организационный и технологический уровень. Однако сельхозтоваропроизводители сталкиваются с проблемой поиска, отбора и практического использования действительно необходимой им информации. В связи с этим информационно-консультационное обеспечение имеет важное значение в развитии агропромышленного производства, поскольку служит основным каналом распространения и доведения знаний непосредственно до сельхозтоваропроизводителей.

Отметим, что информатизация сельского хозяйства становится неотъемлемой частью систем ведения сельскохозяйственного производства и должна иметь свое научное обеспечение, техническую базу, организационную инфраструктуру и кадры. По оценкам специалистов, в аграрной сфере наиболее распространенной организационной формой передачи знаний во многих странах мира являются информационно-консультационные службы (ИКС), задачей которых является обеспечение потребностей пользователей в информации, необходимой для осуществления эффективного ведения хозяйственной деятельности. Поэтому представление об организационно-экономической сущности ИКС позволяет более точно обозначить ее место в рыночной экономике и векторы последующего развития.

Организационно-экономическая сущность ИКС — специализированная иерархическая трехуровневая структура, включающая в себя

федеральный, региональный и районный уровни, активно взаимодействующая с научными, вузовскими, рыночными и другими организациями АПК в целях доведения информации и обучения хозяйствующих субъектов практическим навыкам, реализация которых повышает эффективность сельскохозяйственного производства. Поставленные задачи перед ИКС в АПК можно успешно обеспечивать через следующие основные направления, представленные на рис.1 [1].

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа региональных центров в виде государственных учреждений и предприятий. Это связано с осознанием органами управления АПК регионов значимости информационно -консультационного обеспечения сельскохозяйственного производства как комплекса условий роста эффективности сельскохозяйственного производства. В настоящее время такая организационная форма является наиболее действенной с точки зрения развития и результативности деятельности.

Основное количество районных центров создано в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» (в 29 субъектах РФ создано 234, в т. ч. в 2008 г. — 98 информационно-консультационных центра). Кадровый состав насчитывает 2 888 работников, из них штатных 1 825 чел. Оказано более 346 тыс. консультаци-

онных услуг. Объем финансирования составил в 2008 г. 450,5 млн р., что на 232, 7 млн р. больше предыдущего года.

Повышение эффективности и конкурентоспособности аграрного сектора экономики неразрывно связано с совершенствованием информатизации на всех уровнях управления АПК, возможностью получения сельскохозяйственными товаропроизводителями своевременной качественной и достоверной информации по интересующим их вопросам. В качестве наиболее актуальной задачи выступает совершенствование информационно-консультационного обслуживания непосредственно сельских товаропроизводителей. Повышение эффективности сельскохозяйственного производства на основе развития информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей требует научного обоснования теоретических и методических подходов к развитию ИКС в сельском хозяйстве на региональном уровне. При этом важная роль отводится оценке эффективности консультационных услуг в АПК.

Предлагаемые методы оценки эффективности информационно -консультационного обслуживания сельскохозяйственного производства представлены на рис. 2 [2].

Экономическая эффективность консультационных услуг должна рассчитываться путем сопоставления дохода (прибыли) с затратами на

Рис. 1. Основные направления деятельности ИКС в АПК

Рис. 2. Методы оценки эффективности информационно-консультационного обслуживания

сельскохозяйственного производства

его получение или вычета из дохода (прибыли) затрат на его получение:

Э = Д : П = Д : (З + З ) • 100 %, (1)

э ^ с ^ 4 кс сп7 ' 4 '

Э = Д - П = Д - (З + З ), (2)

э с кс сп

где Ээ — экономическая эффективность консультационных услуг, % (р.); Д — доход (прибыль), р.; Пс — полная себестоимость, р.; Зкс — затраты трудовые и материальные консультационных служб, р.; Зсп — затраты трудовые и материальные сельскохозяйственных производителей, р. [3]

Данный подход впервые предусматривает проведение оценки эффективности консультационных услуг по конечному результату, что потребует совершенствования организационной структуры управления, определения роли и места ИКС в системе сельскохозяйственного производства, инновационного развития и увеличения объемов производства продукции.

Сегодня существует много исследований по вопросам информационно-консультационного обслуживания. Так, оценку эффективности рекомендуется проводить по следующим показателям: стаж профессионально-практической деятельности консультантов; средний возраст персонала; работоспособность и личные качества консультантов; средний уровень специального образования персонала ИКС; средний уровень годового дохода персонала; характер организационной структуры; доля бюджета, потраченная на информационно-консультационную деятельность; доля рынка информационно-консультационных услуг, оказываемых ИКС АПК; средний коэффициент креативности;

среднегодовая внутренняя эффективность ИКС; среднегодовая внешняя эффективность ИКС; характер методов работы ИКС [4].

С учетом многоуровневого характера системы агроконсультирования разработаны варианты определения эффективности информационно-консультационных служб. Рассмотрим их.

Вариант первый. Интегрированным показателем экономической эффективности ИКС может выступать отношение экономического эффекта, полученного в результате реализации концепции информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК к капиталу, инвестированному в эту систему. Методика приемлема для оценки эффективности на федеральном и региональном уровнях.

Интегрированный показатель экономической эффективности можно рассчитать по формуле

п

X Я1

Е = -, (3)

п

X

I=1

где Я — экономический эффект, полученный от внедрения (применения, использования) 7-х консультационных услуг (например, в отрасли растениеводства или животноводства), р.; п — число оказанных информационно-консультационных услуг; КБг — средняя за период величина капитала, инвестированного в систему информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей для оказания 7-х консультационных услуг.

Экономический эффект (Я) определяется

Я = др + ДС, , (4)

где ДР. — прирост прибыли за счет использования консультационных услуг, выработанных по ним управленческих решений и реализованных конкретных мероприятий, р.; ДС, — сокращение издержек за счет использования услуг, оказанных информационно-консультационной службой, р. Тогда

£ (АР1 + АС)

Е = —п-• (5)

£ ^

I=1

Трудность заключается в том, что сложно рассчитать прирост прибыли, который произошел именно за счет использования консультационных услуг.

Вариант второй. Интегрированный показатель эффективности функционирования ИКС рассчитывают по следующей формуле:

п

£ Рт

Эук = --100 %, (6)

£

I=1

где Э — экономическая эффективность деятельности (оказания платных услуг) субъекта] (ИКС и ее отделы) по привлечению денежных средств за счет удовлетворения потребностей (например, проведение семинаров, консультаций, разработка бизнес-планов) заказчиков к (сельхозтоваропроизводителей, частных лиц и др.); Р — экономическая выгода, получаемая в результате /-й деятельности субъекта по привлечению денежных средств за счет удовлетворения потребностей заказчиков к; Е — затраты по Э-й информационно-консультационной деятельности субъекта ], направленные на удовлетворение потребностей заказчиков к.

Формулу рекомендуется использовать при оценке эффективности работы руководящего состава ИКС, не исключая, конечно, общей оценки деятельности службы агроконсультирования.

Вариант третий. Эффективность ИКС выражается в степени удовлетворенности заказчика результатами агроконсультирования. Это, по сути, внешняя эффективность ИКС. Ее можно определить, как отношение качественно и своевременно выполненных услуг, заявленных заказчиками (претензий нет, клиент удовлетворен в соответствии с заключенным договором), к об-

щему числу выполненных услуг. Степень удовлетворенности заказчика, или внешняя эффективность функционирования ИКС, выражается в процентах:

Е = А. 100 %, (7)

£п

где п— число услуг, оказанных качественно и своевременно, удовлетворивших заказчика полностью (он в соответствии с заключенным договором претензий не имеет, что подтверждено актом выполненных работ); £ п — общее число услуг, оказанных ИКС за анализируемый период.

Например, информационно-консультационная служба в течение года оказала 167 различного рода услуг, но по 33 из них были высказаны претензии со стороны заказчиков о несоблюдении ряда договорных обязательств, т. е. фактически выполненными считаются 134 (167 - 33). Тогда внешняя эффективность функционирования ИКС определяется 134

Ег = —■ 100 % = 80,2 %• 1 167

Из этого следует, что информационно-консультационная служба функционирует довольно эффективно, хотя есть резервы для повышения качества услуг путем привлечения высококлассных профессионалов.

Экономическая эффективность службы, рассчитанная по формуле (7), — это своеобразный показатель внутренней эффективности, выраженный в процентах. Он характеризует величину удельной прибыли на единицу затрат при информационно-консультационной деятельности.

Отметим, что оценку деятельности консультационной службы предполагается осуществлять на региональном уровне как самостоятельного юридического лица или обособленного подразделения. Предусматривается ежегодная оценка деятельности службы, чтобы избежать влияния сезонных колебаний, хотя предварительная оценка может проводиться и ежеквартально.

На современном этапе, когда метод расчета эффективности услуг ИКС по результатам хозяйственной деятельности клиентов не сформирован, целесообразно оценивать деятельность региональных ИКС с точки зрения показателей их собственного функционирования, и в первую очередь, по оказываемым платным услугам.

В связи с этим необходимо уточнить перечень обязательных услуг, которые оптималь-

но на текущий период должны оказывать товаропроизводителям АПК информационно-консультационные центры:

- консультирование по технологиям производства (растениеводство, животноводство, переработка и др.);

- участие в реализации инновационных программ и проектов;

- реформирование, реорганизация и оздоровление экономики неплатежеспособных предприятий АПК;

- анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятий АПК;

- оказание консультаций по экономике, финансам и бухгалтерскому учету, бизнес-планированию;

- организация опытно-демонстрационных объектов и проведение опытно-демонстрационных мероприятий;

- доведение до товаропроизводителей данных ценового мониторинга, оказание маркетинговых услуг;

- разъяснение основ земельного законодательства и нормативно-правовых актов;

- проведение обучающих семинаров, выставок, аукционов и т. п. мероприятий;

- распространение новых методов хозяйствования и технологий через СМИ.

Оценку показателей эффективности ИКС следует проводить по итогам года, для оценки динамики развития службы используются показатели за последние три года.

Комплексная оценка деятельности ИКС осуществляется на основе системы коэффициентов, рассчитанных с использованием производственных показателей информационно-консультационной деятельности.

Абсолютные показатели оценки деятельности ИКС:

А1 — количество позиций в перечне обязательных услуг;

А2 — количество позиций услуг из перечня, реально оказываемых ИКС;

М1 — общая сумма полученного финансирования;

М2 — самостоятельно привлеченное финансирование;

МЗ — поступления от платных услуг;

М4 — списочная численность сотрудников ИКС;

М5 — количество профессиональных консультантов ИКС;

М6 — общее количество клиентов за год;

М7 — общее количество постоянных клиентов за год.

Для проведения комплексного анализа необходимы исходные данные за истекший год. Анализ рекомендуется проводить в первом квартале года, следующего за анализируемым.

Показатели оценки эффективности и устойчивости деятельности ИКС определяются посредством относительных коэффициентов:

Кэ1 — коэффициент доли самостоятельно привлеченного финансирования, отношение самостоятельно привлекаемого финансирования к общей сумме полученного финансирования Кэ1 = М2 / М1;

Кэ2 — коэффициент доли платных услуг, отношение суммы поступлений от платных услуг к общей сумме полученного финансирования Кэ2 = МЗ / М1:

КэЗ — коэффициент специализации — отношение количества позиций оказанных услуг к общему числу обязательных услуг согласно перечню КэЗ = А2 / А1;

Кэ4 — коэффициент подготовки кадров, отношение количества профессиональных консультантов к списочной численности сотрудников ИКС Кэ4 = М5 / М1.

В целом оценка деятельности ИКС определяется на основе суммарного показателя относительных коэффициентов, отражающего ее эффективность и устойчивость:

Ко = Кэ1 + Кэ2 + КзЗ + Кэ4.

Для оценки динамичности развития ИКС необходимо рассмотреть изменение двух наиболее важных по значимости показателей:

Км2 — выработка на одного консультанта за анализируемый период, отношение общей суммы полученного финансирования к количеству консультантов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Кэ1 — коэффициент доли самостоятельно привлеченного финансирования.

Комплексный показатель оценки деятельности ИКС рассчитывается как произведение относительного показателя эффективности (Ко) на коэффициент динамичности

(Кд) : Кк = Ко • Кд .

На основе комплексного показателя оценивается результат работы ИКС, что позволяет сравнивать показатели деятельности информационно -консультационных служб отдельных регионов,

создается реальная возможность координировать и совершенствовать развитие всей системы ИКС АПК страны.

Кроме периодической оценки деятельности самой информационно-консультационной службы, не менее важным направлением оценки, на наш взгляд, должно быть определение степени ее воздействия на обслуживаемых сельскохозяйственных товаропроизводителей и результативность производства. Такая оценка должна основываться на анализе конкретных производственных показателей деятельности предприятий, районов или региона в целом по периодам: в среднем за три года до создания региональной ИКС и период с учетом деятельности районных ИКЦ.

Показатели эффективности производства могут быть представлены в виде двух взаимосвязанных категорий: частных показателей эффективности, которые характеризуют определенные стороны процесса производств, использование отдельных видов ресурсов (затрат) и обобщенного показателя эффективности производства, на формирование которого оказывают влияние частные показатели системы.

Обобщающим, итоговым документом оценки деятельности как самой ИКС, так и ее влияния на результаты деятельности отдельного региона должен являться сводный отчет по результатам оценки эффективности сельскохозяйственного производства за определенный период. Структура итогового документа об эффективности сельскохозяйственного производства региона должна отражать не только конечные показатели эффективности, но и результаты ее факторного анализа, ресурсного обеспечения производства, каналов реализации, удельного веса переработки сельскохозяйственной продукции непосредственно на сельскохозяйственных предприятиях, качества продукции, складывающихся реализационных цен и других факторов, определяющих совокупный уровень эффективности сельскохозяйственного производства.

Подчеркнем, что значительную роль в объединении интересов множества сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагается на современном этапе отвести ИКС, которая заключается в построении между сельскохозяйственными предприятиями экономических взаимоотношений, которые должны приобрести в будущем системный характер. Так, исследование экономического состояния сельского хозяйства

республики Башкортостан показывает, что лишь малая часть сельскохозяйственных предприятий являются кредитоспособными с высокой инвестиционной привлекательностью. Сельское хозяйство при этом находится в финансовом тупике: банк не может предоставить кредит ввиду финансовых показателей, не соответствующих нормативам, а предприятие не может улучшить финансовые и производственные показатели без привлечения инвестиций. При этом сельскохозяйственное предприятие может обладать высоким производственным потенциалом.

Для активизации инвестиционных процессов в сельском хозяйстве рекомендуется создать на финансовом рынке особого агента, осуществляющего свою деятельность по поиску потенциальных субъектов и объектов инвестирования.

Обладая мощной информационной базой данных о новых технологиях производства сельскохозяйственной продукции, состоянии сельскохозяйственного рынка, имея в своем штате состав высококвалифицированных специалистов не только в области растениеводства, животноводства, переработки сельскохозяйственной продукции, но и в области решения финансовых и юридических вопросов ИКС способна выступать в качестве посредника между инвестором и сельхозтоваропроизводителем, а в отдельных случаях являться инвестором (рис. 3).

ИКС на основе мониторинга и анализа сельскохозяйственных предприятий в состоянии предложить инвестору, исходя из его целей и задач, наиболее приемлемый объект для инвестирования. Более того, кроме консультирования и информирования сельхозтоваропроизводителя о новых технологиях, позволяющих существенно повысить эффективность производства, ИКС должна контролировать и освоение инвестиций. Финансирование самой информационно -консультационной службы рекомендуется осуществлять из прибыли сельскохозяйственного предприятия.

В таких условиях повышается заинтересованность ИКС в прибыльности сельскохозяйственного товаропроизводителя, для которого она привлекает инвестиции и которому оказывает информационно-консультационные услуги. Также ИКС может получать процент от прибыли, полученной субъектом инвестирования от осуществления инвестиционной деятельности. При такой схеме у субъекта инвестирования снижаются риски потери финансовых средств,

Рис. 3. Роль ИКС в активизации инвестиционного процесса в АПК [5]

так как они находятся в доверительном управлении у ИКС. Таким образом, ИКС, выступая гарантом и партнером как объекта, так и субъекта инвестирования связывает их в одну систему, из которой в перспективе может образоваться агропромышленная корпорация.

Список литературы

1. Лайнер, А. Г. Основные направления развития информатизации и предпосылки создания интегрированной информационной системы мониторинга консультационной службы АПК / А. Г. Лайнер, В. И. Меденников // Информ. бюл. Мин-ва сельского хоз-ва РФ. 2007. № 1-2. С. 77-84.

2. Лутфуллин, Ю. Р. Совершенствование информационного обеспечения регионального агропромышленного комплекса / Ю. Р. Лутфуллин, И. С. Сиразетдинов // Корпоративный и государственный менеджеризм в аграрном секторе на-

циональной экономики : материалы выезд. (меж-дунар.) науч.-практ. семинара, Ландау, 4-7 мая 2009 г. Челябинск : УралГУФК, 2009. С. 219-226.

3. Жилин, В. В. Развитие информационных служб в Республике Башкортостан / В. В. Жилин, В. И. Губайдуллина // Проблемы и перспективы развития сельскохозяйственных консультационных служб : материалы междунар. науч. конф., 10-12 мая 2006 г. Судак, 2006. С. 30-32.

4. Живаев, А. П. Основные методы оценки эф-фективностифункционированияинформационно-консультационной службы / А. П. Живаев // Экономика сельскохозяйств. и перерабатывающих предприятий. 2008. № 10. С. 22-26.

5. Лутфуллин, Ю. Р. Количественная оценка доверия при анализе инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного предприятия / Ю. Р. Лутфуллин, И. Т. Фазлаев // Аграр. вестн. Урала. 2010. № 2 (68). С. 27-30.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.