УСЛУГИ ИНФОРМАЦИОННОКОНСУЛЬТАЦИОННОЙ СЛУЖБЫ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЕЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
А.П. ЖИВАЕВ,
проректор по экономике, правовым вопросам и имущественным отношениям, Уральская ГСХА, г. Екатеринбург
Ключевые слова: информационно-консультационные службы, консультирование, оценка эффективности деятельности, услуги, сельское хозяйство, информационное обеспечение.
Сегодня особенно трудно переоценить роль служб сельскохозяйственного консультирования. Почему? Это связано с тем, что рыночная модель экономики, какой бы она ни была, даже с "социальным лицом" или добросовестной конкуренцией, требует формирования высокоэффективного, конкурентоспособного, а также социально ориентированного агропромышленного комплекса. Достичь такого состояния возможно только при целенаправленной, кропотливой работе над внедрением инноваций и передового опыта как в производственную, так и социальную сферу многосложного АПК.
Самый быстрый и эффективный путь по доведению до потребителя (сельхозтоваропроизводителя) новых знаний, умений и навыков современного, рационального, конкурентного и, следовательно, рентабельного хозяйствования - это работа хозяйствующих субъектов в тесном контакте со службами сельскохозяйственного консультирования.
Востребованность услуг информационно-консультационной службы (ИКС) АПК обусловлена общим низким уровнем образованности сельского населения, отсутствием надлежащего количества квалифицированных и высококвалифицированных кадров, способных самостоятельно осваивать современные технологии и различного рода инновации, а также крайне ограниченным доступом к информационным ресурсам в глубинных сельских районах.
По данным ФГУ "Российский центр сельскохозяйственного консультирования", информационно-консультационные службы развиваются пока в 52 субъектах Российской Федерации. В силу региональных особенностей и различных организационно-экономических условий в каждом регионе развитие служб и центров складывается по-разному. Они различаются по организационно-правовым формам информационно-консультационных центров, а также системой финансирования, структурой, отдельными направлениями деятельности, наличием районной сети, кадровым составом и дру-
гими параметрами. Несмотря на существующие различия, практически все информационно-консультационные службы (центры) работают в системе, которая имеет федеральный, региональный и районный уровень, тесно взаимодействуют с органами власти, управления АПК и местного самоуправления, решая самые актуальные задачи повышения эффективности агропроизводства и развития сельских территорий.
Стабильно функционируют консультационные службы на базе образовательных учреждений дополнительного профессионального образования (15 единиц); при вузах и НИИ (пока создано только 8 ИКЦ). Наибольшее количество ИКС приходится на Центральный федеральный округ (16), затем на Приволжский (13) и Южный (11), наименьшее количество в Уральском (3) и Дальневосточном (2) федеральных округах.
Какие же основные вопросы решает ИКС? Исходя из сферы интересов сельхозтоваропроизводителей, специалистами ИКС оказываются услуги по следующим направлениям:
- общие вопросы экономики сель-хозорганизаций, предприятий (структура бизнеса, вопросы организации управления и т.д.);
- разработка программ развития предприятия, бизнес-планов и ТЭО отдельных инвестиционных проектов;
- проблемы маркетинга;
- учёт и контроль на предприятии;
- поиск инвесторов и проблемы финансирования предприятия;
- вопросы налогообложения;
- правовые вопросы;
- вопросы земельных отношений;
- оперативное управление технологическими процессами в растениеводстве, животноводстве и переработке и др.
Среди методов работы можно выделить следующие: консультации, проведение выставок и семинаров, тематические полевые дни (демонстрация технологий, техники и др.), применение программных продуктов, доведение информации о новшествах через бюллетени, размещение информации на сайте консультационной
Экономика
службы, оказание сложных услуг и др.
Важным аспектом в деятельности ИКС является эффективность её функционирования. От эффективной работы службы сельского консультирования естественно зависит и результат деятельности её клиента. Другими словами, консультирование и информационное обслуживание должно приносить как экономический, так и социальный эффект взаимодействующим партнёрам в звене "ИКС - хозяйствующий субъект".
В настоящее время отсутствуют комплексные методики оценки эффективности функционирования информационно-консультационных служб, не проработаны и рекомендации по оказанию платных услуг товаропроизводителям и сельскому населению в области инноваций и внедрения передового опыта.
Предложенная нами методика позволяет рассчитать интегральный показатель эффективности функционирования ИКС, дать объективную оценку персонала службы, а также содержит прейскуранты цен на различные услуги.
Подходы к оценке эффективности
икс
Анализ показывает, что на сегменте рынка информационно-консультационных услуг для АПК функционируют шесть основных субъектов, специализирующихся на агроконсультировании (частные консультационные структуры АПК, ИКС в форме НКО, ИКС на базе учреждений ДПО, на базе агровузов и учхозов, ИКС при НИИ Россельхозакаде-мии, при органах государственного управления АПК). Наша задача состоит в том, чтобы провести оценку эффективности каждого из них, а также дать их сравнительную оценку.
Оценку эффективности рекомендуем проводить по следующим показателям:
- стаж профессионально-практической деятельности консультантов;
- средний возраст персонала;
- работоспособность и личные качества консультантов;
Information-consulting services, consultation, estimation of efficiency of activity, service, agriculture, supply with information.
Экономика
Таблица 1
Экономические результаты работы ИКС по оказанию платных консультационных услуг (фрагмент за 2006 год)*
Субъект Вид деятельности Всего затрат, Г^ивлечено Экономическая
© 0) тыс. руб. средств, тыс. руб. эффективность, (4-3}ЗхЮ0-Ъ(Эук)
1 2 3 4 5
Подготовка аналитического
Отдел обзорного материала о
экономического закупочнах и розничных цена- 30 45 50
консул ьтиро Е: эн и я на молоко и молокогродукты в муніципальною образо еэнии -г. ЬатериНбург
Отдел Разработка эф фективной
логистической системы для
экономического молочнопродуктового 120 210 75
Ї. о н сул ЬТ И р 0 Е: ЭН И Я П 0 Д ¥. 0 М П Л Н ВС а С Е: Н р Д Л 0 БОСОЙ
области
Подготовка информации об
Отдел экспансии пермских
экономического прсиз водителей 15 30 100
консул ьтиро Е:ЭННЯ молокопродуктов на местной рынок
Разработка рекомендаций по
Отдел технического паспортизации и аттестации
рабо^х мест на молочно- а) 35 75
консул ьтиро Е:ЭННЯ товарных фермах ГЬш минского и Талиі^ого районов Сверл ло веком области
Таблица подготовлена по данным Свердловского консультационного центра "Агроконсультант"
- средний уровень специального образования персонала ИКС;
- средний уровень годового дохода персонала;
- характер организационной структуры;
- доля средств от общего объема бюджета, потраченных на информационно-консультационную деятельность;
- доля рынка информационно-консультационных услуг, оказываемых ИКС АПК;
- средний коэффициент креативности;
- среднегодовая внутренняя эффективность ИКС;
- среднегодовая внешняя эффективность ИКС;
- характер методов работы ИКС.
Существуют несколько подходов
в определении эффективности функционирования ИКС. Учитывая многоуровневый характер системы агроконсультирования, предложим ряд вариантов определения эффективности функционирования информационно-консультационных служб (центров).
Вариант первый.
Интегрированным показателем экономической эффективности ИКС и ИКЦ (как системы агроконсультирования) может выступать показатель, представляющий отношение экономического эффекта, полученного в результате реализации концепции информационно-консультационного обслуживания сельскохозяйственных товаропроизводителей АПК, и капитала, инвестированного в эту систему. Такая методика приемлема для оценки эффективности на федеральном и региональном уровнях. Эффективность можно определить по нижеприведенной формуле.
(1)
где Е - интегрированный показатель экономической эффективности;
Р1 - экономический эффект, полученный от внедрения (применения, использования) 1-х консультационных услуг (например, в отрасли растениеводства или животноводства), руб.;
п - количество оказанных информационного нсультационн ых услуг, ед.;
КБ1 - средняя за период величина капитала, инвестированного в систему информационно-консультационного обслуживания сельхозтоваропроизводителей для оказания 1-х консультационных услуг.
Экономический эффект можно определить по формуле:
8.1 - + АС 1 (2)
где А Р1 - прирост прибыли за счёт использования 1-х консультационных услуг, выработанных по ним управленческих решений и реализованных конкретных мероприятий, руб.
А С1 - сокращение издержек за счет использования 1-х услуг оказанных информационно-консультационной службой, руб.
Тогда Е примет вид:
(3)
При таком подходе имеют место трудности, которые вызваны тем, что довольно таки сложно рассчитать прирост прибыли, который произошёл именно за счёт использования 1-х
консультационных услуг.
Вариант второй.
Возможен и такой вариант расчёта интегрированного показателя эффективности функционирования ИКС, который можно получить, воспользовавшись следующей формулой:
(4)
где Э1]к - экономическая эффективность I-ой деятельности (оказание различных платных услуг) субъекта ] (ИКС и ее отделы) по привлечению денежных средств за счёт удовлетворения потребностей (например, проведение семинаров, консультаций, разработка бизнес-планов) заказчиков к (сельхозтоваропроизводителей, частных лиц и др.);
Р1]к - экономическая выгода, получаемая в результате 1-ой деятельности субъекта ] по привлечению денежных средств за счет удовлетворения потребностей заказчиков к;
Е1]к - затраты по 1-ой информационно-консультационной деятельности субъекта ], направленные на удовлетворение потребностей заказчиков к.
Вышеприведенную формулу рекомендуем использовать при оценке эффективности работы руководящего состава ИКС, не исключая, конечно же, и общей оценки деятельности службы агроконсультирования.
Экономические результаты, полученные от различных видов деятельности ИКС, обобщают в специальной таблице, см. таблицу 1.
В приведённую здесь таблицу, в раздел "Субъект" вносят те структурные подразделения ИКС (отдел экономического консультирования, отдел технологического консультирования и др.), которые выполняют конкретные заказы, поступающие от сельхозтоваропроизводителей или других субъектов АПК, а также и от сельского населения.
Экономическая эффективность службы, рассчитанная по формуле (4), - это своеобразный показатель внутренней эффективности, выраженный в процентах. Он характеризует величину удельной прибыли на единицу затрат при осуществлении информационно-консультационной деятельности.
Возможен и третий вариант расчёта интегрированного показателя эффективности. Эффективность ИКС в данном случае характеризует степень удовлетворенности заказчика результатами агроконсультирования. Это, по сути, внешняя эффективность ИКС. И её можно определить как соотношение качественно и своевременно выполненных услуг, заявленных заказчиками (претензий нет, клиент удовлетворен в соответ-
Экономика
Таблица 2
Оценка весомости параметров и их порядковые номера в ранжированном ряду по убыванию, в зависимости от весомости каждого
из 12 параметров
Параметры Оценочные баллы, вставленные девятью экспертами по каждому из Оценка весомости Ранговое
Сот 1 до п) 1 2 двен 3 адцатм гн 4 5 раметров 6 7 8 9 по каждому параметру параметра
1 10 10 10 9 9 9 10 9 9 0,08980 і
2 9 8 9 10 8 8 9 8 7 0,071 20 XII
3 10 10 10 10 9 8 9 9 9 0,08858 II
4 10 9 10 9 9 8 10 9 9 0,08739 \U-\V
5 8 7 8 7 8 8 9 9 8 0,07589 XI
6 8 9 8 9 8 7 8 7 8 0,08739 lll.iv
7 8 10 8 7 10 1 0 9 8 10 0,08459 VI
8 10 7 10 8 8 9 10 8 10 0,08410 ■уІІІ-ІХ
9 10 7 10 8 8 9 10 8 10 0,08410 ■уІІІ-ІХ
10 10 8 9 8 9 8 8 10 10 0,08432 VII
11 10 8 10 8 9 8 10 10 8 0,08523 V
12 9 8 9 9 8 8 9 8 8 0,08009 X
Таблица 3
Расчет интегрального показателя коммерческой эффективности частных консультационных структур
Наименование Средня я экспертная Среднее значение Среднее значение с
показателя оценка весомости показателя, балл учетом весомости
показателя параметра, балл (Зі)
Средний уровень
годового дохода частых 0,07589 3,5 0,289615
консультантов
Среднегодовая
внутренняя 0,08432 2,8 0,219232
эффективность ИКС
Доля рынка ИКС 0,08410 2,8 0,23548
Работоспособность и
личностные качества 0,08853 3,5 0,31003
консультантов
Интегральный показатель 2 =У £ N
где N - отношение заданного количества показателей к фаетическому
* - значения весомостей показателей в долях единицы
ствии с заключенным договором;, к общему числу услуг, выполненных для них. Степень удовлетворенности заказчика, или внешняя эффективность функционирования ИКС, выражается в процентах. В формализованном виде это выглядит так:
где Б, - внешняя эффективность ИКС, характеризующая степень удовлетворенности заказчика результатами агроконсультирования;
Бч - количество услуг, оказанных качественно и своевременно, которые удовлетворили заказчика полностью (он, в соответствии с заключенным договором, претензий не имеет, что подтверждено актом выполненных работ);
Б - общее количество услуг, оказанных ИКС за анализируемый период.
Например, информационно-консультационной службой в течение года оказано 157 различного рода услуг, но по 23 услугам были высказаны претензии со стороны заказчиков
о несоолюдении ряда договорных ооя-зательств, которые вызвали у клиентов некоторую неудовлетворенность работой службы. Исходя из данных параметров, рассчитаем внешнюю эффективность функционирования ИКС по формуле (5):
Из приведённого расчёта следует, что информационно-консультационная служба функционирует довольно эффективно. Её внешняя эффективность составляет 85,4%, хотя есть и резервы для повышения качества услуг и привлечения высококлассных профессионалов.
Вариант четвёртый основан на балльной, сравнительной оценке функционирования основных шести типов организаций (различной организационно-правовой формы), оказывающих услуги в системе сельскохозяйственного консультирования.
Оценка осуществляется по 12 параметрам. Среди них: стаж профессионал ьно-практическо й деятельности консультантов; средний возраст
персонала; работоспособность и личностные качества консультантов; средний уровень специального образования персонала ИКС; средний уровень годового дохода персонала; характер организационной структуры; доля средств от общего объема бюджета, потраченных на консультационную деятельность; доля рынка информационно-консультационных услуг для АПК; средний коэффициент креативности; среднегодовая внутренняя эффективность ИКС; среднегодовая внешняя эффективность ИКС; характер методов работы ИКС.
Каждый из вышеприведённых показателей определяется по пятибалльной шкале. Например, среднегодовая внешняя эффективность характеризует степень довлетворенности заказчика результатами ИКС и определяется в баллах: 5 баллов характеризуют высокую степень удовлетворенности, 4 - хорошую, 3 - неплохую, 2 - удовлетворительную, 1 -неудовлетворительную.
Среднегодовая внутренняя эффективность ИКС может быть определена как доля средств, привлеченных за счет платных услуг на каждый рубль выделенных бюджетных ассигнований на ее содержание. Если на каждый рубль бюджетных ассигнований привлекается 10 копеек, то работа оценивается как неудовлетворительная - 1 балл; 20-30 копеек - удовлетворительная (2 балла); 40-50 копеек - неплохая (3 балла); свыше 50 копеек и до 1 рубля - хорошая (4 балла); свыше 1 рубля - отличная (5 баллов). Этот показатель также может оцениваться и по уровню рентабельности оказываемых услуг. Его также можно определять в процентах, как величину удельной прибыли на единицу затрат при осуществлении агроконсультационных услуг.
Что касается показателя "средний коэффициент креативности", то он характеризует соотношение показателей частоты использования авторских методик и (или) годовых базовых разработок.
Средний уровень годового дохода персонала оценивается соотношением к среднегодовому уровню дохода по отрасли, а также сравнивается с аналогичными консультационными службами.
Средний уровень специального образования персонала ИКС оценивается по наличию соответствующих свидетельств и сертификатов о специальной подготовке (или переподготовке) для работы в информационно-консультационных службах.
По каждому из двенадцати параметров эксперты выставляют оценочный балл по десятибалльной шкале, затем полученные результаты заносятся в специальную таблицу 2 и по формуле (6) проводится оценка весомости каждого параметра:
Таблица 4
Структура интегральных показателей субъектов рынка агроконсультационных услуг, баллов
Субъект рынка Интегральный показатель эффективности коммерческой деятельности субъекта рынка сельхозконсультирования и информационного обслуживания* Интегральный показатель эффективности внедренческой и научнометодической деятельности субъекта рынка сельхозконсультирования и информационного обслуживания Интегральный социально-экономический показатель деятельности субъекта рынка сельхозконсультирования и информационного обслуживания
4астные структуры агроконсультирования 3,091071 3,9081225 3,50729
ИКС в форме НКО 3,217698 3,939444 3,56081
ИКСы на базе учреждений ДПО 2,341916 3,783345 3,18975
ИКС на базе агровузов и учхозов 1,95448 3,386082 2,83458
ИКС при НИИ Россельхозака- демии 1,752552 3,278901 2,74161
ИКС при органах государственного управления АПК 1,567044 3,401844 2,86932
*
коммерческая деятельность в данном случае означает оказание различного рода платных услуг, независимо от организационно-правовой формы ИКС.
і (
і =і
Б Ч/
/Б с)
(6)
где
а| - весомость 1-го параметра объекта;
I - номер параметра объекта; п - количество параметров объекта; ] - номер эксперта; т - количество экспертов в группе; Б1] - балл, присвоенный 1-му параметру ]-м экспертом;
Бс] - сумма баллов, присвоенных ]-м экспертом всем параметрам (п) объекта.
Затем проводятся специальные расчеты, характеризующие интегральные показатели коммерческой эффективности внедренческой и научно-методической работы, а также социально-экономической деятельности. Причем они осуществляются по каждому типу информационно-консультационных служб (для частных консультационных структур; для информационно-консультационных служб в форме НКО; для служб, созданных на базе учреждений ДПО, на базе агровузов и учхозов, при НИИ Россельхозакадемии; для служб, организованных при государственных
структурах управления АПК). Так, например, полученный интегральный показатель коммерческой эффективности частных консультационных структур приведен в таблице 3.
В частных консультационных структурах довольно высок уровень годового дохода консультантов-про-фессионалов, хотя среднегодовая внутренняя эффективность ИКС не дотягивает до трёх баллов. Особое внимание уделяется подбору кадров, здесь серьезно относятся к уровню квалификации персонала, способности вести переговоры, работоспособности и личностным качествам консультантов. Интегральный показатель коммерческой эффективности составляет 3,09 балла.
Аналогичные расчеты проводятся по каждому типу организаций сельскохозяйственного консультирования.
После завершения расчетов, результаты объединяют в специальную таблицу для сравнительной оценки в разрезе субъектов рынка, см. таблицу 4.
Анализируя таблицу, необходимо отметить, что наиболее эффективно как в коммерческом, так и в научно-
а
Экономика
методическом плане работают некоммерческие организации и частные консультационные структуры. Только у этих двух видов субъектов рынка значение показателя коммерческой эффективности равно значению, превышающему три балла. НКО и частные консультационные структуры достаточно хорошо оплачивают труд своих сотрудников, получают неплохие прибыли. Кроме того, у них наиболее развита внедренческая и научно-методическая работа, они используют разнообразные методы работы с клиентами (договоры на комплексное обслуживание, абонементы, скидки, демонстрация конкретных технологических приёмов и др.), они демонстрируют и наивысшие показатели по среднему коэффициенту креативности. Лидируют они и по показателю эффективности социально-экономической деятельности.
На третьем месте информационно-консультационные службы, созданные на базе учреждений дополнительного профессионального образования. В этих структурах налажена хорошая связь с сельскохозяйственными организациями, созданы демонстрационные площадки, активно проводятся дни поля, ведётся работа по переподготовке кадров для работы в условиях инновационного развития АПК.
На четвёртом месте ИКС, созданные при органах государственного управления АПК. Они активно проводят научно-практические конференции, своевременно доводят информацию о ценах на сельхозпродукцию и материально-технические ресурсы для села, участвуют в разработке бизнес-планов и оценке инвестиционных проектов на районном и областном уровнях, регулярно проводят массовые мероприятия.
Вместе с тем, ослаблена связь с научно-исследовательскими учреждениями, патентными бюро, не анализируются возможности вузовской аграрной науки. Последние позиции, к сожалению, занимают аграрные вузы с учебно-опытными хозяйствами и отраслевые НИИ Россельхозакадемии. Среди причин такого положения называются отсутствие бюджетного финансирования и подготовленных кадров.
Литература
1. Сёмин А.Н., Бражник М.В. Формы и системы управления агропромышленным комплексом: вопросы теории и практики. 4.4. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2004. - 515 с.
2. Сёмин А.Н., Контеев В.В. Сфера услуг муниципального образования: вопросы теории и практики. - Екатеринбург: Изд-во Урал.ГСХА, 2005. - 348 с.
3. Шапошников В.А., Астратова Г.В., Абрамова Е.А. Теория и практика формирования рынка услуг маркетинговых исследований. - Екатеринбург: Изд-во Рос.гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 220 с.
4. Демишкевич Г.М. Опыт сельскохозяйственного консультирования в Германии и возможности его применения в России // Аграрный вестник Урала. - 2008. - №5. - С. 102-104.
5. Демишкевич Г.М. О развитии и результатах деятельности системы сельскохозяйственного консультирования АПК России в 2007 году // Ваш сельский консультант. - 2008. - №1. - С. 7-8.