Научная статья на тему 'Национальная система квалификаций: новая философия в системе образования России'

Национальная система квалификаций: новая философия в системе образования России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
73
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИЙ / КВАЛИФИКАЦИЯ / РАМКА КВАЛИФИКАЦИЙ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / КОНТЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА / ИНСТРУМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Петрова Светлана Олеговна

Роль знаний как главного источника социально-экономического развития является основополагающей причиной формирования системы непрерывного образования. Формируется совершенно новая роль знаний как одного из главных факторов социально-экономического развития, что служит причиной возникновения «образования без границ» и появления новых образовательных технологий, внедрения инновационных методов предоставления услуг в сфере обучения; увеличивается степень значимости рыночных механизмов в образовании и глобального рынка человеческого капитала. В данной работе подробно рассматривается механизм функционирования национальной системы квалификаций (НСК) Российской Федерации, ее нормативно-правовая база. Составлена подробная схема НСК России, включающей в себя три основные структуры: контент, организационная структура и инструменты, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Чоросова Ольга Марковна, Петрова Светлана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The national qualification system: New philosophy in the Russian educational system

The role of knowledge, as the main source of social and economic development, is a fundamental reason for the formation of the continuing education system. Acompletely new role of knowledge is being formed as one of the main factors of social and economic development, which causes «education without borders» and the emergence of new educational technologies, the introduction of innovative methods of providing services in the field of education; the importance of market mechanism in education and the global human capital market are increasing. In this article, we consider in detail the mechanism of functioning of the national qualifications system (NQS) of the Russian Federation, its regulatory framework. A detailed diagram of the NQS of Russia has been compiled, which includes three main structures: content, organizational structure and tools that are interconnected and complement with each other.

Текст научной работы на тему «Национальная система квалификаций: новая философия в системе образования России»

УДК 37.013.73

О. М. Чоросова, С. О. Петрова

Национальная система квалификаций: новая философия в системе образования России

СВФУ им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Россия

Аннотация. Роль знаний как главного источника социально-экономического развития является основополагающей причиной формирования системы непрерывного образования. Формируется совершенно новая роль знаний как одного из главных факторов социально-экономического развития, что служит причиной возникновения «образования без границ» и появления новых образовательных технологий, внедрения инновационных методов предоставления услуг в сфере обучения; увеличивается степень значимости рыночных механизмов в образовании и глобального рынка человеческого капитала. В данной работе подробно рассматривается механизм функционирования национальной системы квалификаций (НСК) Российской Федерации, ее нормативно-правовая база. Составлена подробная схема НСК России, включающей в себя три основные структуры: контент, организационная структура и инструменты, которые взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Ключевые слова: национальная система квалификаций, квалификация, рамка квалификаций, профессиональный стандарт, контент, организационная структура, инструменты.

O. M. Chorosova, S. O. Petrova

The national qualification system: New philosophy in the Russian educational system

M.K. Ammosov North -Eastern Federal University, Yakutsk, Russia

Abstract. The role of knowledge, as the main source of social and economic development, is a fundamental reason for the formation of the continuing education system. A completely new role of knowledge is being formed as one of the main factors of social and economic development, which causes «education without borders» and the emergence of new educational technologies, the introduction of innovative methods of providing services in the field of education; the importance of market mechanism in education and the global human capital market are increasing. In this article, we consider in detail the mechanism of functioning of the national qualifications system (NQS) of the Russian Federation, its regulatory framework. A detailed diagram of the NQS of Russia has been compiled, which includes three main structures: content, organizational structure and tools that are interconnected and complement with each other.

Keywords: national qualifications system, qualifications, qualifications framework, professional standard, content, organizational structure, instruments.

ЧОРОСОВА Ольга Марковна - доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, доцент, директор Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова.

E-mail: chorosovaom@mail.ru

CHOROSOVA Olga Markovna - Doctor of Pedagogical Science, Candidate of Psychological Science, Associate Professor, Director of the Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov NorthEastern Federal University.

ПЕТРОВА Светлана Олеговна - аспирант 3 года обучения, кафедры андрагогики Института непрерывного профессионального образования, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, учитель английского языка БСОШ имени С.П. Данилова.

E-mail: petrovasvetlana25@mail.ru

PETROVA Svetlana Olegovna - 3ndyear postgraduate student, Department of Andragogy, Institute of Continuing Professional Education, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, English language teacher at S.P. Danilov BSSS.

Введение

В современных условиях российская экономика переживает не лучшие времена: экономико-социальный кризис, санкции, переход на новейшую ступень развития цифровой экономики. Следует заметить, что все эти замедляющие экономическое развитие факторы служат причиной малого финансирования образования, только до 3% от ВВП. Однако во многих зарубежных странах данная доля составляет минимум 7% от ВВП. Потому надлежит поставить корректную цель успешного развития навстречу будущему, что находится в руках современных школьников и студентов. Качество полученного ими образования, соответствия постоянному изменению требований работодателей, теоретическая и практическая готовность к конкуренции на рынке труда при помощи непрерывного образования на протяжении жизни - эти факторы имеют значительное влияние[1].

Приоритет образования по ментальности народа саха является наиболее важным в аксиологическом понимании на социальных уровнях, образованность индивида представляется как важное условие улучшения духовной составляющей жизни человека с точки зрения профессиональной карьеры (социальный статус), также улучшения материального статуса и собственной самооценки [2].

О профессиональном стандарте

Тщательный анализ международных практик, которые направлены на повышение качества национальной системы образования, началось в России с середины 2000-х гг. Понятие «профессиональный стандарт» впервые было использовано в 1997 г. в рамках Программы социальных реформ Правительства РФ [4]. Однако в этой сфере работа активно началась только в 2006 г., когда было создано НАРК (Национальное агентство развития квалификаций) Российским союзом промышленников и предприятий [3]. Национальная рамка квалификаций, положение о профстандарте были разработаны согласно указу Президента РФ № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» от 7 мая 2012 г. В ТК РФ было опубликован термин «профессиональный стандарт» [4]. 22 января 2013 г. было принято постановление Правительства РФ № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов». Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 12 апреля 2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» определяет главные показатели уровней квалификации работников. В 2019 г. для большинства работников и работодателей профессиональная квалификация является на добровольной основе. Но нужно учитывать, что 27 июня 2016 г. Д.А. Медведев подписал постановление Правительства РФ № 584, где излагаются особенности профессиональных стандартов, являющихся необходимыми для внебюджетных фондов, компаний и хозяйственных обществ, государственных, также муниципальных учреждений и унитарных предприятий, более 50 процентов акций в уставном капитале которых принадлежат государственной (муниципальной) собственности, которое обязывает их полностью перейти на систему профессиональных стандартов до 1 января 2020 г. [5]. 1 июля 2016 г. приняли изменения в Федеральном законе № 273 ФЗ (статьи 11 и 73) о приведении федеральных государственных стандартов (ФГОС) в соответствие с требованиями профстандартов [6].

Структура НСК РФ

Подробнее рассмотрим структуру российской НСК. В современных условиях в России проводится большая работа над улучшением нормативно-правовой базы НСК. Структуру НСК РФ можно представить следующим образом: НСК Российской Федерации включает в себя три основных компонента: контент, организационная структура и инструменты. Применим сокращения: К, ОС и И. Эти компоненты взаимосвязаны и являются взаимодополняющимим.

Рамки квалификаций (К) создаются Национальным Советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (ОС), который является консультативным органом, созданным 16 апреля 2014 г. Национальный Совет включает в себя Администрацию Президента, Министерство образования и науки РФ, Российский союз промышленников и

предпринимателей, Министерство труда и социальной защиты РФ, известные государственные корпорации, российские союзы работодателей, ведущие университеты, Федерацию независимых профсоюзов России, ассоциацию учреждений среднего профессионального образования [3]. К основным направлениям деятельности Национального Совета можно отнести разработку ведущих направлений государственной политики, координацию деятельности органов государственной власти, международное сотрудничество, экспертизу законопроектов в области НСК, проектов профессиональных стандартов, также изменений в ФГОС. Рамки квалификаций определяют содержание ФГОС, образовательных программ (И).

Составление профессиональных стандартов (К), улучшение качества профессионального образования по секторам экономики осуществляется отраслевыми Советами по профессиональным квалификациям (ОС), которые создаются Национальным Советом на базе российских отраслевых объединений работодателей. В №2 273-Ф3 от 29.12.2012 года «Об образовании в Российской Федерации» сказано, что управление системой образования должно включать не только государственную аккредитацию и независимую оценку качества (НОК) образования, но также общественно-профессиональную аккредитацию программ (И) [7]. На 2019 г. в реестр советов по профессиональным квалификациям входят 32 совета [8], которые осуществляют свою деятельность под руководством определенной аккредитующей организации, которая наделена конкретными полномочиями. Их деятельность направлена также на мониторинг рынка труда, обеспечение его потребностей в качественном профессиональном образовании, разработку профессиональных стандартов и квалификационных требований, организацию независимой оценки квалификации (НОК), проведение экспертиз ФГОС, профессиональных образовательных программ. Инновационными для развития экономики России являются советы по профессиональным квалификациям в области финансового рынка, наноиндустрии, информационных технологий, здравоохранения, атомной энергии, фармации [1].

Юридическое лицо, которое наделено соответствующими полномочиями через соответствующий совет по профессиональным квалификациям, именуемый Центром оценки квалификации, оценивает квалификации. Оценивание квалификаций работников регулируется Федеральным Законом «О независимой оценке квалификации» от 3 июля 2016 года № 283-Ф3 [9]. Подлежащая контролю независимая оценка квалификации работников или лиц, которые претендуют на конкретный вид трудовой деятельности, - это процесс юридического подтверждения соответствия квалификации основным положениям профстандарта или квалификационным требованиям, которые установлены ФЗ и некоторыми нормативными правовыми актами внутри Российской Федерации, проводимая центром оценки квалификаций [10]. Данный процесс происходит независимо через отдел управления персоналом при помощи должностных инструкций и локальных актов [11].

Заключение

Сейчас перед создателями НСК России стоит важная цель организации определенного количества центров оценки квалификаций, где будет подтверждаться соответствие квалификации положениям профстандарта либо квалификационным требованиям. Будет продолжена работа по составлению и внедрению профстандартов, аккредитации образовательных программ, применению профстандартов в управлении персоналом. Итоговыми результатами до 2024 г. должны стать замена рынка дипломов рынком квалификаций, улучшение связи между рынком труда и системой образования, модернизация и актуализация устаревших квалификационных справочников [1].

Литература

1. Петрова С.О. Организационная структура национальной системы квалификаций: новая философия в системе образования России и зарубежных стран // Педагогика и психология образования. - 2019. - № 2.

2. Чоросова О.М. Непрерывное профессиональное образование и вопросы адаптации педагогов Якутии в современных условиях // Вестник Института социологии. - 2016. - № 2 (17).

3. Архипова Н.И., Назайкинский С.В., Седова О.Л. Современные проблемы управления персоналом. - М., 2018.

4. Профессиональные стандарты / Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. URL: http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr (дата обращения: 08.12.2019).

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13604/8da07abeabfa107dfeb1a06514c5ba771771 9f81 (дата обращения: 10.12.2019).

6. http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr (дата обращения: 09.12.2019).

7. http://минобрнауки.рф/документы/4716 (дата обращения: 09.12.2019).

8. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331038(дата обращения: 02.12.2019).

9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485 (дата обращения: 02.12.2019).

10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200564 (дата обращения: 27.11.2019).

11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (дата обращения: 25.11.2019).

References

1. Petrova S.O. Organizacionnaya struktura nacional'noj sistemy kvalifikacij: novaya filosofiya v sisteme obrazovaniya Rossii i zarubezhnyh stran // Pedagogika i psihologiya obrazovaniya. - 2019. - № 2.

2. Chorosova O.M. Nepreryvnoe professional'noe obrazovanie i voprosy adaptacii pedagogov YAkutii v sovremennyh usloviyah // Vestnik Instituta sociologii. - 2016. - № 2 (17).

3. Arhipova N.I., Nazajkinskij S.V., Sedova O.L. Sovremennye problemy upravleniya personalom. - M., 2018.

4. Professional'nye standarty / Ministerstvo truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii. URL: http:// profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/ reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr (data obrashcheniya: 08.12.2019).

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_13604/8da07abeabfa107dfeb1a06514c5ba771771 9f81 (data obrashcheniya: 10.12.2019).

6. http://profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr (data obrashcheniya: 09.12.2019).

7. http://minobrnauki.rf/dokumenty/4716 (data obrashcheniya: 09.12.2019).

8. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71331038(data obrashcheniya: 02.12.2019).

9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200485 (data obrashcheniya: 02.12.2019).

10. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_200564 (data obrashcheniya: 27.11.2019).

11. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174 (data obrashcheniya: 25.11.2019).

^Virir

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.