Научная статья на тему 'Современные тенденции в образовании и профессиональной деятельности'

Современные тенденции в образовании и профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
110
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / EDUCATIONAL STANDARDS / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / PROFESSIONAL STANDARDS / НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА КВАЛИФИКАЦИИ / NATIONAL QUALIFICATION SYSTEM / НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА КВАЛИФИКАЦИИ / INDEPENDENT QUALIFICATION ASSESSMENT / ЦЕНТРЫ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ / QUALIFICATION EVALUATION CENTERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Меделяева Зинаида Петровна, Жарковская Ирина Григорьевна, Шилова Наталья Петровна

В статье исследованы современные тенденции, имеющие место в образовании, оценке подготовленных кадров, приеме их на работу в соответствии с определенным уровнем, прогнозе потребностей рынка труда. Национальная система квалификации, появившаяся в стране в последние годы, должна стать инструментом, позволяющим привести в соответствие места в образовательных учреждениях, спрос на квалификации работников, их предложения со стороны образовательных учреждений, оценку квалификации, трудоустройство, переподготовку кадров с целью повышения производительности их использования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Up-to-date tendencies in education and professional activity

In this article we investigate up-to-date tendencies taking place in education, assessment of the trained professional personnel, their employment in accordance with the skills, and labour-market demand forecast. National qualification system, which has emerged in the country recently, is supposed to become a tool, which is to organize places in educational institutions, demand in qualified employees, their supply from educational institutions, qualification assessment, employment, retraining of employees in order to increase their efficiency.

Текст научной работы на тему «Современные тенденции в образовании и профессиональной деятельности»

13. Журнал «Жизнь национальностей». 3. 2012. М., с. 5—39. М.

14. Н.Хубулава. Патриотизм (2-е издание) М., «Восход-А». 2016 г.

15. П.Джишкариани. Трудящиеся Зугдидского района в период победы социалистической революции и борьбы за строительство социализма. Тб. 1968. с. 225.

16. Интернет ресурсы:

а) цари Грузии;

б) фотопортреты.

17. Н.Хубулава. В российско-грузинских отношениях победит разум. Жизнь национальностей. 1. 2011. с. 39—41.

18. Н.Хубулава. Некоторые региональные аспекты развития Западной Грузии и их воздействие на взаимоотношения с Россией. Жизнь национальностей. 2. 2015. с. 53—57.

19. Н.Хубулава. Прочность, вечность российско-грузинских отношений. Жизнь национальностей. 1. 2016.

20. Н.Читанава. Социально-экономические проблемы переходного периода Грузии. Тб. 2001. с. 420.

21. Ш.Руставели. Витязь в тигровой шкуре. М., Дирей-Медиа, 2015, с. 2017.

Меделяева З.П., Жарковская И.Г., Шилова Н.П.

современные тенденции в образовании и профессиональной деятельности

В последние годы идут процессы обновления, как в российском образовании, так и в сфере трудоустройства. Это плановая работа, начало которой было положено майскими Указами президента в 2012 г.

В последующем были приняты «Закон об образовании» (конец 2012 г.), изменения в Трудовой кодекс (2016 г.), велась работа по разработке образовательных и профессиональных стандартов, которая в основном закончена к 31.12.2016 г. (разработка отдельных профессиональных стандартов будет продолжена в 2017 г.). Значимые документы были приняты в 2016 г. - ФЗ № 238 от 03.07.2016 г. «О независимой оценке квалификации» (вступил в действие с 01.01.2017 г.) и ФЗ 1204 от 16.11.2016 г. «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена». С 01.09.2018 г. в очередной раз меняются образовательные стандарты, которые будут сформулированы на основе принятых профессиональных стандартов.

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» устанавливает

правовые и организационные основы, а также порядок проведения независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности. Им же регулируются правовое положение, права и обязанности участников независимой оценки квалификации. Второй закон определяет порядок прохождения профессионального экзамена.

Ранее в Трудовом кодексе отсутствовало определение профессионального стандарта, но федеральным законом от 02.05.2015 г. № 122-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», а также ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дано определение профессионального стандарта. Профессиональный стандарт - это обобщенная характеристика квалификации,которая необходима работнику для осуществления определенной трудовой функции [3,4]. Профессиональный стандарт, другими словами, определенный уровень познаний и навыков, которыми должен обладать соискатель при трудоустройстве на определенную должность. Стандарт представляет собой документ, вводимый в действие на федеральном уровне. Кроме перечня характеристик, Профессиональный стандарт содержит наименования должностей в соотнесении с определенными обязанностями, выполняемыми работниками. При введении профстандартов выдерживался принцип - установление тождественности наименований должностей в единых тарифно-квалификационных справочниках (ЕТКС) и в профстандартах.

В статье 2 Закона «Об образовании» дано понятие квалификации - уровень знаний, умений, навыков и компетенций, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. Определены должности, по которым установлены квалификационные требования и включены в профстандарт:

- педагоги (ст. 46 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 № 273-Ф3);

- кадастровые инженеры (ст. 29 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 № 221-ФЗ);

- медики и фармацевтические работники (приказы Минздрава от 10.02.2016 № 83н и от 08.10.2015 № 707н);

- летчики (раздел II приказа Минтранса России от 12.09.2008 № 147);

- адвокаты (ст. 9 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ» от 31.05.2002 № 63-Ф3);

- аудиторы (ст. 4 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-

ФЗ);

- главные бухгалтеры отдельных организаций и учреждений (ч. 4 ст. 7 ФЗ «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ);

- государственные судебные эксперты (ст. 12 и 13 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» от 31.05.2001 № 73-ФЗ);

- муниципальные и государственные служащие (ст. 21 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» от 27.07.2004 № 79-ФЗ);

- судьи (ст. 4 закона РФ «О статусе судей в РФ» от 26.06.1992 № 3132-1).

Национальная система профессиональных квалификаций - это квалифика-

ционная структура, которая включает многие виды деятельности в сфере занятости. Данная система не организует новые обучающиеся тренинги, а подводит к общему стандарту уже готовые курсы. В профессиональную квалификацию входит определенная комбинация уровней и суть профессионального экзамена -определить конкретный уровень для конкретного соискателя. Национальная система компетенций и квалификаций обеспечивает государство и предпринимательскую деятельность необходимыми механизмами для контроля над компетенциями и квалификацией кадрового потенциала. Данная система занимается созданием национальной информационной системы, содержащей сведения о действующих квалификациях и компетенциях в сфере трудовой занятости и последних изменениях в них.

В настоящее время человек с дипломом на руках любой специальности имеет возможность подтвердить свои навыки и образованность в терминах национальной системы профессиональных компетенций. Дополнительная оценка может проводиться для установления конкретного уровня квалификации работника или выпускника.

Следует отметить, так как рассматриваемая система ориентируется на проявление навыков профессионалов, она опирается больше на практическое выполнение работы. Центр оценки квалификаций на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена не позднее 30 календарных дней после завершения выдается свидетельство о квалификации. Если соискателем показаны неудовлетворительные знания, то ему выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, которое включает рекомендации для соискателя.

С 2017 г. вступили в действия изменения в Налоговом кодексе, которые позволяют работодателям принимать расходы на независимую оценку квалификации при расчете налогооблагаемой базы, а физическим лицам, которые самостоятельно оплатили процедуру квалификации, получать социальный налоговый вычет. Необходимо отметить, что если оценке подвергнется кандидат в сотрудники организации, плата за экзамен не уменьшает облагаемый доход.

В проведении независимой оценки заинтересованы работодатели, которые обязаны применять профессиональные стандарты. Это организации и индивидуальные предприниматели, принявшие на работу сотрудников, квалификация которых должна соответствовать установленным требованиям законов и иных нормативных правовых актов. Это требование закреплено в статье 195.3 Трудового кодекса [4].

Правительством РФ определены сферы, в которых обязательно нужно соответствие профстандартам. Это:

- государственные или более чем на 50% принадлежащие государству организации, в отношении которых принято соответствующее решение Правительства РФ. При этом учитывается мнение Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

- трудовые функции, выполнение которых позволяет получать льготы и

привилегии или возможно наложение ограничений;

- должности, требования к которым установлены законом.

Если работодатели или индивидуальные предприниматели нарушат установленную статью 195.3 Трудового кодекса, то им будет предъявлена административная ответственность, которая выражается в наложении штрафа размером от 1 тыс. руб. до 20 тыс. руб. для должностных лиц и от 30 тыс. до 70 тыс. руб. для организации.

Министерством труда РФ на 2017 г. опубликован реестр принятых проф-стандартов по 40 кодам, начиная с 01 «Образование» и заканчивая 40 «Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности». Но имеется и Перечень проектов профессиональных стандартов, разработка которых предусмотрена в 2017 г. Это специалисты в области авиастроения, в области атомной промышленности, специалисты в области здравоохранения, культуры и искусства, специалисты в области лесного хозяйства.

Начиная с января 2017 года, когда Закон о независимой оценке квалификации вступил в силу, профессиональные экзамены станут частью целой системы, сформированной объединениями работодателей и профсоюзами, а в роли координатора выступит национальный совет при президенте РФ по профессиональным квалификациям (рис. 1).

Рис.1 - Система прогноза кадров, их подготовки, переподготовки и независимой оценки

Проводить профэкзамены будут центры независимой оценки квалификаций, работа которых будет строго регламентированной. Оценка претендентов будет проходить в соответствии с порядком, который утверждается правительством РФ. Для каждого центра определен перечень квалификаций, по которым он сможет проводить профессиональный экзамен. Деятельность центров будет

подконтрольна надзорному органу, и в случае выявления нарушений или фальсификации данных они лишаются своих полномочий по проведению оценки квалификации.

Уже имеет место реестр советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. В реестре указываются:

- наименование совета по профессиональным квалификациям;

- организация, наделенная полномочиями совета по профессиональным квалификациям;

- документ, подтверждающий полномочия совета (дата протокола заседания Национального совета при президенте Российской федерации по профессиональным квалификациям);

- председатель совета по профессиональным квалификациям [2].

К настоящему времени утверждено 28 советов, в т.ч. совет по профессиональным квалификациям в области сварки, совет по профессиональным квалификациям финансового рынка, совет по профессиональным квалификациям в строительстве, совет по профессиональным квалификациям агропромышленного комплекса (АПК) (рис. 2).

Рис.2 - Схема советов по профессиональной квалификации

Так, например, организацией, наделенной полномочиями совета по про-фессиональным квалификациям АПК является союз работодателей «Общероссийское агропромышленное объединение работодателей «Агропромышленный союз России» (Росагропромсоюз). Полномочия данного совета и руководитель (Киселев С.В.) утверждены 27.09.2016 г. Национальным советом при Президенте Российской Федерации.

В ближайшее время прохождение независимой оценки квалификации для работодателей и для сотрудников в основном остается добровольным, кроме

случаев, когда такая оценка оговаривается в договоре или других документах. Если работник откажется от ее прохождения, заставить его проходить оценку соответствия занимаемой должности нельзя, а для установления уровня его квалификации занимаемой должности нужно будет проводить аттестацию.

Для прохождения процедуры оценки в центр независимой оценки необходимо подать письменное заявление с копией паспорта или другого документа, удостоверяющего личность и представить определенные документы (перечень которых пока окончательно не установлен).

Результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии. Центр оценки квалификаций не позднее 7 календарных дней после завершения профессионального экзамена направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям [1]. Совет на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена: проверяет, обрабатывает и признает результаты независимой оценки квалификации; принимает решение о выдаче соискателю свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена.

Кроме этого, в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» передаются документы для внесения в реестр сведений о проведении независимой оценки квалификации.

Как уже отмечалось, не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена центр оформляет и выдает соискателю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляется и выдается заключение о прохождении профессионального экзамена, которое включает определенные рекомендации для соискателя.

По результатам проведения экзамена устанавливается уровень, на который может претендовать соискатель. Установлены 9 уровней квалификации:

- 1-й уровень предполагает выполнение стандартных заданий (как правило, физический труд) и применение элементарных фактических знаний. Способы получения такой квалификации: инструктаж, опыт работы в рамках данной квалификации.

- 2-й, 3-й уровни требуют способности выполнять соответственно стандартные и типовые задачи. Для данной квалификации необходимо получение начального профессионального образования, а также прохождение переподготовки.

- 4-й, 5-й уровни ориентированы на низшее звено руководства и требуют от работника умения руководить структурным подразделением и нести ответственность за результат работы подразделения. Для этого необходимо среднее профессиональное образование по специальности либо начальное профессиональное

образование по основной госпрограмме в сочетании с переподготовкой.

- 6-й уровень требует высшего образования по программе бакалавриата или среднего специального образования. Предполагается управление группой людей (организацией или крупным подразделением организации), подразумевается самостоятельная работа. Для соискателя важно уметь внедрять (улучшать) определенные технологические или методологические решения.

- 7-й уровень: квалификация высшего руководителя, который способен руководить крупной организаций, для чего работник должен владеть навыками управления и стратегического планирования. Соискатель должен иметь образование по программам специалитета или магистратуры.

- 8-й, 9-й квалификационные уровни определяют квалификацию, необходимую для высших должностей в крупных корпорациях и государстве, масштабной научной деятельности. Для данных уровней необходимо наличие высшего образования по программам магистратуры или специалитета, а также окончание аспирантуры.

Важно, что по многим уровням принимается во внимание дополнительное образование, важен опыт работы.

Национальный совет будет осуществлять координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации [1].

Предполагается, что в состав национального совета будут входить представители органов государственной власти Российской Федерации, общероссийских и иных объединений работодателей, общероссийских профессиональных союзов (их объединений), ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, образовательных, научных и других организаций.

Таким образом, национальная система квалификации выступает центром образовательной, профориентационной, послевузовской, аккредитационной деятельности.

В последние годы изменилась система планирования и распределения бюджетных мест в высших учебных учреждениях. Определяются бюджетные места в высших учебных учреждениях в соответствии с прогнозными потребностями рынка труда (с учетом конкретного региона), занятия будут осуществляться по образовательным стандартам, составленным на основе утвержденных профессиональных стандартов, дополнительная оценка знаний, умений и навыков может проводиться в центрах независимой оценки квалификации, общественных аккредитуемых образовательных организациях. Важной целью новой системы является повышение мотивации специалистов к самосовершенствованию через работу над статусом профессионала в социуме.

литература

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.11.2016 г. № 1204 «Об утверждении правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена» / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //rulaws.ru/goverment/Postanovlenie-Pravitelstva-RF-ot-16.11.2016-N-1204/

2. Реестр советов по профессиональным квалификациям, наделенных полномочиями национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //profstandart.rosmintrud.ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/natsionalnyy-reestr-professionalnykh-standartov/reestr-sovetov-po-professionalnym-kvalifikatsiyam-nadelennykh-polnomochiyami-natsionalnym-sovetom-pr/

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями на 29 июля 2017 года) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902389617

4. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 N 122-ФЗ (последняя редакция) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_ LAW_178864/.

Исаева H.A.

современные стратегии лингвометодической подготовки будущего учителя на 1 ступени высшего образования

Одной из важнейших стратегических задач высшего педагогического образования является подготовка учителя-профессионала нового типа, владеющего компетенциями в рамках его специализации, способного адекватно реагировать на быстро меняющиеся условия деятельности, использовать информационные технологии, быть готовым к реализации Федеральных государственных образовательных стандартов.

Поиск путей реализации новых требований к подготовке будущего учителя русского языка в компетентностной модели привел к мысли, что модернизация отдельных сторон лингвометодической деятельности явно недостаточна, нужна новая концепция подготовки учителя по профилю «Русский язык» в рамках ба-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.