Научная статья на тему 'Система независимой оценки квалификации на рынке труда: правовое регулирование в России на современном этапе'

Система независимой оценки квалификации на рынке труда: правовое регулирование в России на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
157
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ СИСТЕМА ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИЙ / INDEPENDENT QUALIFICATION ASSESSMENT SYSTEM / РЫНОК ТРУДА / LABOR MARKET / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / LABOR RESOURCES / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / PROFESSIONAL STANDARD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андреянова И.В., Шубников Ю.Б.

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования системы независимой оценки квалификаций на рынке труда в РФ. Анализируется уже сформированная правовая база данной процедуры. Отдельное внимание уделяется изучению Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article examines some aspects of the legal regulation of the system of independent assessment of qualifications in the labor market in the Russian Federation. The already formed legal basis of this procedure is analyzed. Particular attention is paid to the study of the Federal Law of 03.07.2016 No. 238-FZ "On Independent Qualification Assessment".

Текст научной работы на тему «Система независимой оценки квалификации на рынке труда: правовое регулирование в России на современном этапе»

ТРУДОВОЕ ПРАВО

УДК 349.2:331.5(470)

И. В. Андреянова, Ю. Б. Шубников

Система независимой оценки квалификации на рынке труда: правовое регулирование в России на современном этапе

В данной статье рассматриваются отдельные аспекты правового регулирования системы независимой оценки квалификаций на рынке труда в РФ. Анализируется уже сформированная правовая база данной процедуры. Отдельное внимание уделяется изучению Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации».

This article examines some aspects of the legal regulation of the system of independent assessment of qualifications in the labor market in the Russian Federation. The already formed legal basis of this procedure is analyzed. Particular attention is paid to the study of the Federal Law of 03.07.2016 No. 238-FZ "On Independent Qualification Assessment".

Ключевые слова: независимая система оценки квалификаций, рынок труда, трудовые ресурсы, профессиональный стандарт.

Key words: independent qualification assessment system, labor market, labor resources, professional standard.

Система независимой оценки квалификации на рынке труда (далее -СНОК) начала свое развитие с 2013 г. Создан правовой массив нормативно-правовых актов (далее - НПА), регламентирующих развитие социальной инфраструктуры на рынке труда субъектов, процедуры проведения, оценки профессионального качества, финансирования и налогообложения на федеральном и региональном уровне. Инициаторы уверены, что «прохождение оценки квалификации упростит процесс трудоустройства, и что сами работники будут заинтересованы поддерживать высокий уровень своих знаний,

© Андреянова И. В., Шубников Ю. Б., 2018

167

умений на протяжении всей трудовой деятельности» [17]. Заинтересованность работника, в том числе выпускника, находится в его обеспечении конкурентоспособности при соответствии уровня профессионализма, производительности труда заработной плате. Независимая оценка поможет работодателю принять эффективное решение привлечения и распределения трудовых ресурсов, установления стоимости труда.

Независимая оценка квалификации (далее - НОК) предполагает императивность соблюдения прав на образование (ч. 1 ст. 43 Конституции РФ), на прохождение независимой оценки квалификации (ст. 197 ТК РФ), а также применение профессиональных стандартов и требований рынка труда на основе системы правоприменения [14] на федеральном и региональном уровне.

Правовые основы независимой оценки квалификации:

1. Федеральные законы № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» и № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» от 03.07.2016 г.

2. Указ Президента РФ от 16.04.2014 № 249 (ред. от 18.12.2016) «О Национальном совете при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям».

3. Постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

4. Распоряжение Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р «О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров».

5. Приказы Минтруда РФ (№ 649н, 701н, 706н, 725н, 726н, 729н, 759н, 758н), регламентирующие развитие инфраструктуры СНОК.

Так, профессиональный стандарт «бухгалтер» (рис. 1) обязателен для главных бухгалтеров публичного акционерного общества (ПАО). В случае нарушения норм трудового права, ст. 196 ТРК РФ, организацию могут оштрафовать на сумму от 30 до 50 тыс. р. (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

а «

£

о -а

н о о

а «

о н О

40000 35000 30000 25000 20000 15000 10000 5000

и ЖКХ Финансы Индустрия красоты Лифтовая отрасль

■ 1 9438

■ 2 8240 8240

3 8386 8500 8386

■ 4 8890 8500 8890

5 9544 13750 8500 9544

6 8790 13750 8790

7 22000

8 40000

Рис. 1. Стоимость услуг СНОК профессиональных сфер деятельности

Указанные основы разработаны региональными правовыми положениями по внедрению и развитию СНОК, в том числе разработке организационно-методических материалов по функционированию СНОК, проведения профессиональных экзаменов, формированию контрольно-измерительных материалов.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее - Закон № 238-ФЗ) независимая оценка - это процедура подтверждения соответствия квалификации работника или потенциального работника (в том числе выпускника) (далее -соискатели) профессиональному стандарту или квалификационным требованиям. Пункт 7 ч. 1 ст. 2 рассматриваемого закона гласит, что соискатель имеет право добровольно обратиться, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций (далее - ЦОК) для подтверждения своей квалификации в порядке, установленном ст. 4 Закона № 238-ФЗ, что соответствует нормам ТК РФ [18].

Оценка квалификации осуществляется на принципе диспозиции для обеих сторон трудовых правоотношений. При этом нормы определяют императивность соблюдения порядка проведения независимой оценки. Например, если работник направлен по инициативе работодателя, то у работника необходимо запросить письменное согласие. Диспозиция выражается в выборе источников финансирования для проведения данной процедуры. Так, в соответствии со ст. 187 ТК РФ: оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя, или согласно ч.2 ст.4 Закона № 238-ФЗ: по инициативе соискателя за счет средств соискателя, или иных физических (юридических) лиц. Другими словами, источник финансирования на независимую оценку выбирается по стороне инициатора.

Императивность соблюдения норм трудового права (ст. 187 ТК РФ) выражена в обеспечении гарантий прав на сохранение места работы (должности) среднего заработка по основному месту работы, оплата командировочных для прохождения квалификационной оценки. При этом по ст.196 ТК РФ гарантии при направлении работодателем работника на прохождение независимой оценки квалификации могут устанавливаться коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Для юридических лиц, участвующих в СНОК на основании заключенного договора с ЦОК, в том числе в отношении работников по трудовому договору не менее 1 года согласно Федеральному закону № 251-ФЗ [6] величина затрат работодателя учитывается при расчете налога на прибыль, единого налога при УСН, ЕСХН (гл.25 НК РФ). В случае оплаты услуг за счет работника (пп. 6 п. 1 ст. 219 НК РФ) предусмотрен социальный налоговый вычет по НДФЛ не превышающий сумму 120 тыс. руб. с учетом вычетов на лечение, обучение и др. [16].

В целом правовые основы СНОК обеспечивают условия соответствия требованиям в повышении конкурентоспособности работников на рынке труда.

Однако при анализе ст. 3 Закона № 238-ФЗ обнаружено исключение и необходимость ввести образовательные организации как одного из участников, в том числе разработчиков методических материалов и контрольно-измерительных материалов. Необходимо привести данное дополнение в соответствие со ст. 5-1 и 5-2 Закона № 238-ФЗ «Национальный совет», который координирует действия участников, в том числе «образовательных, научных ...организаций» в целях научной объективности оценки квалификации.

Современные трудовые правоотношения формируются по принципу социального партнерства и регламентируются разд. 2 ТК РФ, суть которого сводится к системе взаимоотношений между работниками и работодателями посредством привлечения представителей, государственных органов, органов местного самоуправления на договорной основе равенства и компромисса всех сторон. Данный принцип не отражен в Законе № 238-ФЗ. Поэтому следует внести уточнение в ч. 2 ст. 4 рассматриваемого закона в определении условий проведения НОК с учетом соблюдения социального партнерства, и получим: «Профессиональный экзамен проводится на принципе социального партнерства по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц ... .». В том числе привести в соответствие норму правил постановления Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее - Правила) проведения профессионального экзамена, именно п. 5 уточнить с учетом социального партнерства [11].

Министерство труда и социальной защиты РФ отмечает, что срок действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки, определяется советами по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности на основе мониторинга и прогнозирования профессий. Однако во избежание противоречий в трудовых правоотношениях необходимо установить норматив срока действия свидетельства о квалификации и ввести дополнительный п. 1 ч. 4 ст. 2 Законе № 238-ФЗ об установлении срока действия документа на 3 или 5 лет с учетом ст. 196, 197 ТК РФ и развития регионального рынка труда.

В ст. 4 п. 4 закона ФЗ № 238 возникает противоречие и требует уточнения юридической силы документов - «Свидетельства о квалификации» и «Заключения о прохождении профессионального экзамена». Следует уточнить в данной норме следующее: «Заключение о повторном прохождении профессионального экзамена», с рекомендацией прохождения курсов дополнительного образования.

В ст. 2 Закона № 238-ФЗ целесообразно внести понятие «Свидетельство о квалификации» с раскрытием его следующего содержания: «Свидетельство о квалификации - документ о соответствии профессиональному стандарту или квалификационным требованиям для осуществления определенного вида трудовой деятельности».

В отличие от аттестации, предусмотренной ст. 81 ТК РФ, уволить работника на основании неудовлетворительных результатов при сдаче профессионального экзамена НОК работодатель не сможет. Расторжение

171

трудового договора происходит согласно п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ в случае «несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации».

Однако свидетельство о квалификации полезно будет, например, при случае сокращения штата, и право остаться на работе получат те, кто наиболее квалифицирован на основании ст. 179 ТК РФ. При этом в соответствие с Определением КС РФ критериями квалификации работника остаются уровень образования и опыт практической работы [13].

Особенности правового регулирования НОК педагогических, научных работников выражены в отличительных признаках традиционной аттестации и независимой оценки качества квалификации (см. табл. 1), где очевидны преимущества внедрения СНОК (рис. 2).

Таблица 1

Отличительные признаки традиционной аттестации и НОК

Параметр Независимая оценка и сертификация квалификаций Аттестация

Принцип Добровольность Обязательность

Область примене- Нет ограничений, в том числе по Только в рамках

ния отношению к незанятым лицам, трудовых

обучающимся (студентам), ино- отношений

странным гражданам и лицам без

гражданства

Требования к квали- Профессиональные стандарты Требования

фикации работодателя

Использование ре- Нет ограничений по принципу Возможны

зультатов СНОК единства методического подхода ограничения

при переходе от од- оценки квалификации в соответ-

ного работодателя к ствие с требованиями рынка труда

другому

Для педагогических, научных работников согласно Закону № 122-ФЗ [18] и Постановлению Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 в целях подтверждения квалификации и соответствия занимаемым должностям предусмотрены профессиональные стандарты (ст. 195.3 ТК РФ).

Д ля педагогических работников Для работодателей Для других субъектов обра зовательных услуг

• Повышение своего престижа. признание профессионально!) компетентности. •Получение конкурентных преимуществ на рынке труда, более широкие возможности трудоустройства с учетом мобильности. •Рост благосостояния. •Унификация профессиональных стандартов. •При нятне об основанных решений по найму наиболее квалпфпинров анных сотрудников. •Уверенность родителей в профессиональной компетентности педагога. • Заппгга от действий педагогов «необученных».

Рис. 2. Преимущества внедрения СНОК для всех участников

Особенность проведения НОК среди педагогических, научных работников выражена в комплексном подходе механизма системы подготовки, системы оценки и управления персоналом на принципе социального партнерства (рис. 3).

Рис. 3. Механизм обеспечения уровня квалификации по профессиональным стандартам

Применение профессиональных стандартов предусмотрено для таких организационно-правовых форм, как государственные и муниципальные унитарные предприятия, государственные корпорации, хозяйственные общества - в уставном капитале которых более 50 % акций или долей принадлежит государству [20]. При несоблюдении ст. 195.3 ТК РФ наступает административная ответственность работодателей по ст. 5.27 КоАП РФ в виде штрафа. При этом согласно разъяснению Министерства труда и социальной защиты «в остальных случаях все требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны».

Таким образом, значимость СНОК на рынке труда состоит в обеспечении трудоустройства потенциальных работников, в том числе работников свободных профессий и снижении безработицы, включении в кадровый резерв, повышении работника в должности. Система независимой оценки полноценно действует совместно с традиционной аттестацией сотрудников. При этом внедрение СНОК в регионы РФ предусматривает особенности развития региональной системы независимой оценки качества профессионального образования, раскрывающие потребности рынка труда, спроса на новые профессии.

В соответствии с п. 8 Правил [11] процедура проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, на наш взгляд, является неэффективной для работодателей и работников, в том числе в получении результатов. Поэтому следует снизить сроки и упростить процедуру оформления, а именно в п.8 указанных правил объединить подпункты а, б, в, и указать одним пунктом следующее содержание: «а) рассмотрение и регистрация пакета документов при подаче заявления участника в центр независимой квалификации с указанием даты, места и времени проведения профессионального экзамена». Предусмотреть упрощенный срок выдачи «Свидетельства о квалификации», именно установить временной интервал в ч. 4 ст. 4 Закона № 238-ФЗ: «По итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в срок от 15 (пятнадцати) до 30 (тридцати) дней центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации сроком действия ... лет».

Характер проведения профессионального экзамена предполагает систематически обновляемую материально-техническую базу и автоматизацию обработки полученных результатов, что требует затрат и привлечения инвестиций со стороны участников социального партнерства рынка труда, в том числе организации Союза «Ворлдскиллс Россия».

В Правилах отсутствует норма необходимости обеспечения материально-технической базы в целях использования программного оборудования и обработки результатов при проведении профессионального экзамена - что требует внесение дополнительного пп. 5.1: «Профессиональный экзамен проводится с применением современных технологий на базе организации работодателя, или иного юридического лица». Привести в соответствие ч. 1 ст. 8 Закона ФЗ № 238, п. 1, а именно: «1. Центр оценки квалификаций проводит независимую оценку квалификации в соответствие с материально-техническим обеспечением, в том числе иного юридического лица».

Привлечение Союза «Ворлдскиллс Россия» к проведению профессиональных экзаменов возможно в соответствии с ч. 2 ст. 4 Закона ФЗ № 238 в виде демонстрационного экзамена на конкурсной основе. Пункт 3 данных Правил можно уточнить в следующем виде: «Профессиональный экзамен проводится центром оценки квалификаций для подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или, конкурсного отбора по квалификационным (международным - Союза «Ворл-дскиллс Россия») требованиям ... .». Данная норма дает право участникам Ворлдскиллс получить свидетельство о квалификации.

По принципу социального партнерства для проведения НОК можно предусмотреть порядок отбора организаций, в том числе некоммерческих, на конкурсной основе, в том числе в целях материально-технического обеспечения. Для таких организаций определить правовой статус - «оператор НОК», в соответствии с которым предусмотреть в нормах НК РФ налоговые льготы, или получение субсидий. Соответственно внести поправки в ст.381 НК РФ, в соответствие статье 31.1_9 Закона ФЗ № 7 [7].

Согласно ст. 3 Закона ФЗ № 238 определена структура участников СНОК. Данная структура имеет неэффективную систему управления для оказания услуг НОК. В частности, целесообразно объединить полномочия национального агентства и совета по профессиональным квалификациям с учетом их распределения по регионам, тем самым упростить систему НОК с объединением п. 2 и 3 в следующем виде: «3) агентство по профессиональным квалификациям». Соответственно и региональная структура тоже упростится, повышая эффективность СНОК по России (рис. 4).

РОССИЙСКАЯ СИСТЕМА НЕЗАВИСИМОЙ ОЦЕНКИ КВАЛИФИКАЦИИ

строительства железнодорожного транспорте ШШ и ИСК троений 9лектро)нергети ин судостроения

наноимдустрнм

У

Центр оценки ШЛИфм иации

квалификации

Рис. 4. Российская система независимой оценки квалификации

Наряду со СНОК в России внедрена система международ-

ных профстандартов рабочих профессий с целью развития формирования конкурентоспособной профессиональной подготовки молодых людей посредством организации конкурсов профессионального мастерства.

В соответствии с п. 3.1. распоряжения Правительства РФ от 08.10.2014 № 1987-р [12] учредителями Минтруда и Минобрнауки определена компетенция Союза «Ворлдскиллс Россия» как базового центра «профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров». В том числе определены направления в отношении организации, формирования учебно-методических комплексов, предложений по актуализации квалификационных требований к работникам по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям в системе среднего профессионального образования.

Согласно п. 8.1 и 8.2 постановления Правительства РФ от 09.02.2018 № 136 [8] предусмотрено участие Союза «Ворлдскиллс Россия» в «разработке и актуализации профессиональных стандартов по высшим уровням

1 WorldSkills International (WSI) - это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и развитию стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

176

квалификации работников. Перечень профессий утверждается Министерством труда и социальной защиты РФ по предложениям данного союза и советов по профессиональным квалификациям» [19].

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2015 г. № 1478 финансирование построено по принципу выделения субсидий из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации [10] и принципу социального международного партнерства (рис. 5).

Организационно-правовые формы WorldSkills в странах

5% Государственные организации

world skills

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Russia

Финансирование

30%

Колледжи

95% Некоммерческие организации с государственным участием

30%

Государство

40%

Бизнес

Страна Организационно-правовая форма организации Годовой бюджет организации

Великобритания WorldSkills UK Некоммерческая организация учрежденная гос-вом 14 млн ф.-сгерл.

Финляндия Skills Finland Некоммерческая организация 4 млн ЕВРО учрежденная гос-еом

Франция WorldSkills France Некоммерческая ассоциация учрежденная гос-еом 3,5 млн ЕВРО

Швейцария WorldSkills Switzerland Фонд учрежденный 3 5шнЕВРО государством

Корея WorldSkills Korea Департамент Службы Развития Трудовых (Людских) Резервов Кореи 9 млн долл. США

Рис. 5. Международная система WorldSkills на основе социального партнерства

Согласно п. 3 вышеназванного постановления указана целевая направленность ассигнований из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации [3], при согласовании с Министерством труда и социальной защиты РФ, а именно:

«а) организация подготовки, повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей (мастеров производственного обучения) по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям» для уровня среднего профессионального образования (далее СПО);

б) формирование учебно-методических комплексов, подготовка предложений по актуализации квалификационных требований к работникам, федеральных государственных образовательных стандартов, примерных

177

основных образовательных программ, а также разработка и актуализация оценочных материалов по наиболее перспективным и востребованным профессиям и специальностям» для СПО.

В отличие от субъектов СНОК организационная структура Союз «Ворлдскиллс Россия» представляет собой совокупность советов и комитетов (рис. 6). Особенность масштабной структуры обусловлена международным свойством ее реализации.

Рис. 6. Организационная структура Союза «Ворлдскиллс Россия»

Инфографика комплексного механизма сотрудничества показывает союз образовательных организаций всех ступеней образования по (рис. 7), который предусматривает сотрудничество представителей организаций рынка труда как экспертов и заказчиков в формировании новых профессий.

Рис. 7. Инфографика комплексного механизма сотрудничества WSR

В целом СНОК имеет определенные преимущества при социальном партнерстве участников в согласованном развитии рынка труда и рынка образовательных услуг (рис. 8).

По мнению эксперта В.В. Кочеткова, Союз «Ворлдскиллс Россия» может выступать подсистемой независимой оценки квалификации в сфере рабочих профессий, в том числе профориентации в форме факультативов, мастер-классов в образовательных организациях всех звеньев по принципу дуального обучения из передового опыта Германии. Предприятия формируют заказ образовательным организациям на конкретное количество специалистов, кроме того, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы и планов [1].

• Организованное целевое

взаимодействие между

предприятиями

отрасли, возможность

коллективного

представления

собственных

интересов в области

развития

человеческих

ресурсов;

• Возможность консолидированного влияния (сферы труда) на политику в области

профобразования

• Получение информации о квалифицированных рабочих и

специалистах

Для отраслевых работодателей

г

Для системы К образования

• Повышение экономической эффективности системы

профобразования;

• Улучшение качества

профессионального образования на основе его интеграции образования с реальным сектором экономики

У

• Появление отраслевых производственно-образовательных кластеров как мощного фактора

экономического развития региона;

• Обеспеченность региональных приоритетов развития отраслей

•(в т. ч. ориентированных на российский и международный рынок);

• Повышение конкурентоспособности региона через развитие человеческого ресурса

Рис. 8. Перспективы внедрения системы независимой оценки квалификации

Расширение направленности деятельности Союза «Ворлдскиллс Россия» возможно путем привлечения его в комплексный механизм системы независимой оценки квалификации на всех уровнях образования. Участие в национальном, региональном и международном чемпионате по профессиональному мастерству на базе Союза «Ворлдскиллс Россия» можно применить в качестве одной из форм профессиональных экзаменов соискателей. Чтобы быть представителями от данного Союза при проведении профессиональных экзаменов, необходимо внести дополнение в п. 12 Правил [11] в следующем виде: «При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, совета по профессиональным квалификациям и Союза "Ворлдскиллс Россия"».

В Псковской области правовое регулирование деятельности осуществляется Региональным координационным центром «Ворлдскиллс Россия» (РКЦ) на базе Псковского агротехнического колледжа в Псковской области следующими нормативными актами [15]:

1. Письмо Губернатора Псковской области «О вступлении в движение "Ворлдскиллс Россия"».

2. Приказ Государственного управления образования Псковской области № 1557 от 15.12.2016 г. «О региональном координационном центре "Ворлдскиллс Россия" в Псковской области».

3. Договор об ассоциированном партнерстве РКЦ в Союзе «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)"».

4. Выписка из Реестра ассоциированных партнеров (членов) РКЦ в Союзе «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» от 20.01.2017 г.

5. Дорожная карта по реализации движения «Ворлдскиллс Россия» на территории Псковской области на период 2016-2020 гг.

Таким образом, указанные положения позволяют представить комплексный механизм системы независимой оценки квалификации (рис. 8) последовательности в обеспечении социального партнерства трудовых правоотношений, равновесии и конкурентоспособности рынка труда и рынка образовательных услуг с учетом комплекса целеполаганий и функций организаций, работодателей, работников и представителей.

Союз «Ворлдскиллс Россия» может служить учебно-методической и производственной основой для образовательной системы подготовки выпускников, реализации НОК работников, что создает комплексный механизм СНОК реализации в достижении равновесия рынка труда и образовательных услуг (рис. 9), что соответствует пункту 3.1. Распоряжения Правительства РФ от 08.10.2014 № 1987-р.

Трудоустройство

Карьерный рост

Легализация фрилансеров

Диплом +

Свидетельство о квалификации

Учебно-методическая и производсвенная база -

WorldSkills Ки$$1а

СНОК

Обеспечение образовательных программ -

Образовательные органмзацммм

Рис. 9. Комплексный механизм СНОК

Результатом данного механизма в материальном виде является получение свидетельства о квалификации наряду с дипломом государственного образца [9] как академический результат «успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, подтверждает получение профессионального образования». Данное свидетельство - документ о соответствии профессиональному стандарту или квалификационным требованиям для осуществления определенного вида трудовой деятельности дает право выпускнику (подтверждение профессионального соответствия работника и право повышения в должности) входа на рынок труда и формирования трудовых правоотношений. Для работников свободных профессий - как способ легализации трудовой деятельности путем получения свидетельства о квалификации.

Комплексный механизм СНОК выражается посредством формирования и оценки как академических, в том числе ОК, ОПК, ПК компетенций, так и практико-профессиональных компетенций. При этом оценка академи-

ческих компетенций относима к вузам, по результатам которой выдается документ государственного образца - диплом, а по итогам оценки практико-профессиональных компетенций системой независимой оценки, в том числе на базе WSR - свидетельство о квалификации, соответствия требованиям рынка труда.

Разработан массив локальных документов [15], регламентирующих проведение на базе WSR демонстрационного экзамена на площадках, материально-техническая база которых соответствует требованиям Союза «Ворлдскиллс Россия» (рис. 10).

Проведение Демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия

• Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия

• Приказ №ПО-54/2018 от 20.02.2018 г

• Приказ № ПО-495/2017/2 от 06.11.2017

• Инструкция по получению Паспорта компетенций "Skills Passport"

• Приказ №ПО-233/2017 от 16.05.2017

Пилотная апробация в 2018 году в субъектах РФ

• Информационное письмо в субъекты РФ

• Приказ №ПО-473/2017 от 11.10.2017

• Перечень компетенций для пилотной апробации проведения ДЭ 2018

• Порядок отбора субъектов

• Регламент работы комиссии

• Приказ №ПО-511/2017 от 13.11.2017

• Приказ №ПО-511/2017/1 от 13.11.2017

• Приказ № ПО-555/2017 от 06.12.2017

Пилотная апробация в 2018 году в образовательных организациях высшего образования

• Информационное письмо руководителям образовательных организаций ВО

• Приказ о проведении отбора образовательных организаций ВО

• Перечень компетенций по стандартам ВСР в 2018

• Порядок отбора образовательных организаций ВО

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• Состав комиссии

• Приказ №ПО-584/2017 от 29.12.2017

Рис. 10. Структура локальных документов ДЭ

Оценка результатов экзамена осуществляется экспертами Ворлдскиллс согласно приказу № ПО-576/2017 от 21.12.2017 «Об утверждении положения об аккредитации Центров проведения демонстрационного экзамена». Процедура аттестации регламентируется локальными документами пилотной апробации проведения демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в 2018 г. в субъектах Российской Федерации, в образовательных организациях высшего образования.

В правовом регулировании механизма СНОК необходимо учитывать следующие принципы:

- соответствие результатов освоения образовательной программы всей совокупности требований ФГОС;

- соответствие компетенций Ворлдскиллс приведением с номенклатурой квалификаций, признаваемых российским рынком труда;

- единство подходов к разработке оценочных средств WSR и СНОК;

- материально-техническая оснащенность организаций;

- единство квалификационных реестров для резервирования и рекру-тинга кадров;

- оптимальное сочетание soft skills и hard skills [2];

- соответствие образовательному и профессиональному стандарту, определяющее совокупный результат освоения образовательной программы;

- универсальность и объективность оценки компетенций за счет привлечения представителей образовательных организаций, производителей-работодателей и профессиональных экспертов профсоветов, в том числе профсообществ;

- единая методология, стандарты оценочного инструментария, диагностируемых показателей и критериев, значимых для обеспечения качества выполнения деятельности.

Таким образом, внесены предложения в правовое регулирование системы независимой оценки квалификации, которая требует дальнейшего усовершенствования нормативных положений, в соответствии с которыми формируется региональная и локальная нормативная база в регулировании трудовых правоотношений в условиях социального партнерства.

Список литературы

1. Кочетков В.В. Движение WorldSkills Russia как система независимой оценки квалификаций // Совр. проблемы развития образования. - 2015. - С. 23-25.

2. Национальное агентство развития квалификаций. Итоговая аттестация и независимая оценка квалификации: вместе или вместо? Информационно-аналитические материалы / под общ. ред. А. Н. Лейбовича. - М., 2017. - С. 5.

3. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов: федер. закон от 19.12.2016 № 417-ФЗ.

4. О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год: федер. закон.

5. О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 02.05.2015 № 122-ФЗ (последняя редакция): федер. закон.

6. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»: федер. закон от 03.07.2016 № 251-ФЗ.

184

7. О некоммерческих организациях: федер. закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 31.12.2017).

8. О Правилах разработки и утверждения профессиональных стандартов: постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 (ред. от 09.02.2018). - URL: http://legalacts.rU/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-22012013-n-23/#100011.

9. Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 07.03.2018).

10. Об утверждении Правил предоставления в 2016 году Фондом социального страхования Российской Федерации субсидии союзу «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"» на выполнение функций базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров: постановление Правительства РФ от 29 декабря 2015 года № 1478.

11. Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена: постановление Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204.

12. Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия"»: распоряжение Правительства РФ от 08.10.2014 № 1987-р (ред. от 26.11.2015) - URL: http ://www.consultant.ru/cons/cgi/online.

13. Определение КС РФ от 18.12.2007 № 867-О-О.

14. Проказина Е.А. Независимая оценка квалификации с 2017 года: что она собой представляет, кому и для чего может понадобиться [Электронный ресурс] // Журнал «Время бухгалтера» 01 февраля 2017 г. - URL: https://www.audh-it.ru/articles/personnel/a111/895101.html

15. Региональный координационный центр WorldSkills Russia в Псковской области ГБПОУ ПО «Псковский агротехнический колледж». Регламентирующие демонстрационный экзамен документы // URL:http://wsr.psksht.ru/index.php/demonstratsionnyj-ekzamen/reglamentiruyushchie-demonstratsionnyj-ekzamen-dokumenty (дата обращения 16.04.2018).

16. Ст. 210, 219 НК РФ.

17. Статьи для кадровиков Минтруд - о независимой оценке квалификации. - URL: www.audit-it.ru/articles/personnel.

18. Ч. 1, Ст. 196, 197 ТК РФ.

19. URL: http://www.consultant.ru/law /hotdocs/52605.html/ © Консультант Плюс, 1997-2018.

20. URL: http://www.consultant.ru/law/doc /profstandart/ © Консультант Плюс, 1997-2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.