Научная статья на тему 'Вопросы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена'

Вопросы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2577
374
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
среднее профессиональное образование / демонстрационный экзамен / Государственная итоговая аттестация / независимая оценка квалификации

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Андреев Валерий Евгеньевич, Фейгина Эсфирь Ефимовна

В статье рассматриваются вопросы проведения Государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Дан сравнительный анализ демонстрационного экзамена и независимой сертификации с традиционной формой проведения Государственной итоговой аттестации. Рассмотрены риски и преимущества внедрения демонстрационного экзамена

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Андреев Валерий Евгеньевич, Фейгина Эсфирь Ефимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Вопросы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена»

Вопросы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена

АНДРЕЕВ

Валерий Евгеньевич,

директор колледжа Водных Ресурсов, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы проведения Государственной итоговой аттестации по программам среднего профессионального образования в форме демонстрационного экзамена. Дан сравнительный анализ демонстрационного экзамена и независимой сертификации с традиционной формой проведения Государственной итоговой аттестации. Рассмотрены риски и преимущества внедрения демонстрационного экзамена

Ключевые слова:

среднее профессиональное образование, демонстрационный экзамен, Государственная итоговая аттестация, независимая оценка квалификации

ФЕЙГИНА Эсфирь Ефимовна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры профессионального образования Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования, Санкт-Петербург

Проблемы подготовки и подбора кадров, чьи знания, умения и компетенции, уровень квалификации наиболее точно соответствуют требованиям трудовой деятельности, сохраняют актуальность уже не один десяток лет. В последние годы в нашей стране реализован ряд мер, направленных на обеспечение соответствия качества профессионального образования требованиям развивающегося рынка труда. С этой целью на уровне Российской Федерации и регионов были приняты документы, нацеленные на решение проблем совершенствования деятельности системы среднего профессионального образования и отражающие основные направления государственной политики в сфере среднего профессионального образования. К числу этих документов в первую очередь относятся: Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров и формирования прикладных квалификаций в РФ; Комплекс мер, направленных на развитие системы СПО на 2015-2020 гг.; приоритетный проект «Рабочие кадры для передовых технологий», утвержденный протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской

Андреев В. Е., Фейгина Э. Е. Вопросы проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования в формате демонстрационного экзамена // Профессиональное образование и рынок труда. — 2017. — № 4. — С. 25-32.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25.10. 2016 № 9; указы Президента РФ от 07.05.2012 № 597, № 599; перечни поручений Президента РФ по итогам встречи с национальной сборной «Ворлдскиллс» 9 декабря 2016 г.; 2 ноября 2017 г.; распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 26.01.2017 № 207-р «О реализации приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»).

Министерством труда и социального развития РФ для реализации стратегических направлений развития системы СПО, обеспечения соответствия квалификации выпускников требованиям современной экономики, консолидации ресурсов бизнеса, государства и сферы образования в этом направлении был сформирован список 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования. Для данных профессий Министерством образования и науки РФ совместно с Федеральными учебно-методическими объединениями разработаны новые Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования по профессиям и специальностям ТОП-50 (ФГОС СПО ТОП-50).

В соответствии с нормативными документами начиная с 2017/2018 учебного года основной задачей образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, стало внедрение новых образовательных стандартов.

Сегодня во всех регионах России и на всех уровнях — от органов управления образованием до педагогических работников СПО — педагогическая общественность широко обсуждает проблемы и вопросы, встающие перед профессиональными образовательными организациями, связанные с особенностями внедрения новых образовательных стандартов. Среди них наиболее острой является проблема проведения Государственной итоговой аттестации в новой форме — форме демонстрационного экзамена. Актуальность этой проблемы обусловлена тем, что положение о Государственной итоговой аттестации, в которое были бы внесены изменения, связанные с демоэкзаменом, и которое в соответствии с 273-ФЗ утверждается Федеральным органом управления образованием, в настоящий момент отсутствует.

Таким образом, вопрос о том, в какой форме целесообразно проводить Государственную итоговую аттестацию в формате демоэкзамена остается открытым и решается профессиональными образовательными учреждениями самостоятельно.

В настоящее время действует традиционная методика проведения Государственной итоговой аттестации (ГИА), определенная Приказом Министерства образования и науки РФ от 16.08.2013 № 968 (актуальная редакция). В соответствии с ней, а также с основными положениями ФГОС СПО-3 для выпускников программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих — это защита выпускной квалификационной работы (выпускная практическая квалификационная работа и

письменная экзаменационная работа), для выпускников по программам специалистов среднего звена — подготовка и защита выпускной квалификационной работы (дипломная работа, дипломный проект). Государственный экзамен вводится по усмотрению образовательной организации. В обоих случаях ГИА проводится с учетом содержания одного или нескольких модулей. Целью ГИА в соответствии с ФГОС СПО-3 является определение уровня сформированности профессиональных компетенций по профессии/специальности. Оценка осуществляется в соответствии с требованиями к результатам освоения ФГОС, при этом оцениваются результаты освоения компетенций одного или нескольких модулей. Материально-техническая база проведения ГИА должна соответствовать требованиям ФГОС. Членами экзаменационной комиссии по ГИА являются педагогические работники, имеющие первую или высшую квалификационную категорию, а также представители социальных партнеров — работодателей. Выпускникам, успешно прошедшим ГИА, выдается диплом о среднем профессиональном образовании.

С появлением в Российской Федерации профессиональных стандартов появился и новый вид аттестации «Независимая оценка квалификаций». Она осуществляется в соответствии с Федеральным законом РФ от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О Независимой оценке квалификаций», Положением о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации (Приказ Минтруда России от 01.11.2016 № 601н), правилами проведения центром оценки квалификаций НОК в форме профессионального экзамена. По модели НОК целью оценки является подтверждение соответствия квалификации проходящего аттестацию положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным Федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации.

Третья возможная форма проведения итоговой аттестации в форме демонстрационного экзамена была внесена в новые ФГОС СПО ТОП-50. Демонстрационный экзамен (ДЭ) — это форма выпускной практической квалификационной работы по профессии/специальности, в ходе которой выпускник выполняет определенные трудовые действия, демонстрируя владение компетенциями в рамках одного или нескольких видов профессиональной деятельности. Особенностью ДЭ является выполнение трудовых действий по принципу «здесь и сейчас» в присутствии квалифицированных специалистов — носителей профессии/специальности. Итоговая аттестация в форме демонстрационного экзамена активно используется для проведения аттестации в ряде европейских стран, опыт которых был использован рядом профессиональных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в ходе участия в совместном проекте ВАЛО «Умения — ключ к качеству и производительности труда, PROSKILLS». При таком варианте проведения демонстрационного экзамена профессиональное мастерство демонстрируется в условиях реальной трудовой жизни, независимо от того, приобретены ли умения и навыки в практической деятельности, в учебе или в другой деятельности. Главное — это владение профессией.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Показатели Модель ГИА по ФГОС - 3

Модель WorldSkills

Модель НОК

Определение сформи-рованности професси-Цель ональных компетенций в соответствии со ФГОС СПО

Определение уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в соответствии со стандартами WorldSkills Russia

Определение готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями ПС

Основание оценки Требования к результатам освоения ФГОС СПО Стандарты WorldSkills ПС и иные принятые в законном порядке требования к квалификации

Предмет оценки Квалификация по одному или нескольким профессиональным модулям Квалификация по отдельным профессиональным модулям (компетенциям WorldSkills) Квалификация в целом, в соответствии с требованиями, утвержденными в порядке, установленном законом

Оценочные средства ОС разрабатываются образовательной организацией и согласуются с профессиональным сообществом КИМ и инфраструктурные листы, разработанные экспертами WorldSkills на основе конкурсных заданий и критериев оценки Национального чемпионата «Молодые профессионалы» ОС разрабатываются и утверждаются общероссийскими объединениями работодателей и профессиональными сообществами, объединенными в СПК

Требования к материаль-но-техниче-ской базе Соответствует требованиям ФГОС СПО Соответствует требованиям Союза «Ворлдскиллс Россия» Соответствует требованиям, указанным в оценочных средствах, утвержденных СПК

Экзаменаторы Члены ГЭК Исключительно эксперты WorldSkills, в ОСНОВНОМ преподаватели образовательных организаций Эксперты ЦОК — носители профессии, требования к квалификациям которых указаны в оценочных средствах, аттестованные СПК

Процедуры оценивания Неконкурсный характер процедур В соответствии с правилами, установленными для оценки конкурсных заданий чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) Неконкурсный характер процедур

Документ Диплом СПО

Возможность одновременно с получением диплома об СПО получить документ, признаваемый предприятиями, осуществляющими деятельность в соответствии со стандартами WorldSkills Russia

Возможность одновременно с получением диплома об СПО получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый на отраслевом и национальном уровнях, с внесением данных в национальный реестр

Однако в настоящее время активно обсуждается проведение демо-экзамена в формате ШогЫзкИЬ, в соответствии с его регламентом и заданиями.

Таким образом, на сегодняшний день существуют три модели проведения итоговой аттестации по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Ниже приведен сравнительный анализ этих трех моделей.

Если сравнить эти три варианта проведения итоговой аттестации, то можно понять, почему сегодня так много критики со стороны педагогического сообщества раздается в адрес предлагаемых изменений. Проведение итоговой аттестации по традиционному методу существенно упрощает работу для образовательных организаций. В этом случае

не требуется большого количества согласований, оценочные материалы разрабатываются каждой образовательной организацией самостоятельно и согласуются с работодателями. В состав экзаменационной комиссии приглашаются штатные сотрудники колледжей и представители сектора реальной экономики. Одним словом, все соответствует лицензионным требованиям по действующим образовательным стандартам, и в каждой образовательной организации уже есть все необходимые условия для проведения ГИА в такой форме.

Использование модели WorldSkills предполагает применение практико-ориентированных заданий существенно более высокого уровня, чем задания традиционной Государственной итоговой аттестации, ориентированные на требования ФГОС СПО и требования профессиональных стандартов. Во многих случаях такие задания ориентированы на 5-й уровень квалификации по национальной рамке квалификаций РФ, а ФГОС СПО предъявляет требования к выпускнику в основном на 3-м (4-м) квалификационном уровне. Плюсом методики проведения демоэзкмена в формате WorldSkills является то, что оценивается не только результат, но и процесс выполнения задания. Еще одним существенным плюсом данной методики является возможность получения сертификата WorldSkiUs при условии набора необходимого количества баллов обучающимся. Таким образом, выпускник по результатам Государственной итоговой аттестации может получить сразу два документа: диплом о получении среднего профессионального образования и сертификат WorldSkills с занесением в международный реестр. К сожалению, главной ее особенностью является конкурсный характер, что позволяет выявить лучших, тогда как традиционная итоговая аттестация направлена на оценку всех выпускников в соответствии с требованиями ФГОС СПО.

Модель независимой оценки квалификации направлена на определение соответствия уровня квалификации требованиям профессиональных стандартов. Профессиональные стандарты по своему содержанию существенно шире Федеральных государственных образовательных стандартов и предъявляют требования к работнику, имеющему определенный опыт. Использование данной методики также позволяет одновременно с проведением итоговой аттестации выдать документ о прохождении независимой оценки квалификации. Таким образом, выпускник и в этом случае может получить сразу два документа — о профессиональном образовании и уровне профессиональной квалификации в соответствии с национальной рамкой квалификаций. Такой вид аттестации проводится по методике центров независимой оценки квалификации. В этом случае, так же как в традиционной итоговой аттестации, оценивается результат выполнения задания.

Сравнительный анализ приведенных методик позволяет сделать следующий вывод: традиционная форма Государственной итоговой аттестации проводится на соответствие Федеральным государственным образовательным стандартам и предъявляет требования к минимуму знаний и умений, практического опыта и профессиональных компетенций выпускника, тогда как и методика чемпионата WorldSkills, и ме-

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

тодика Независимой оценки квалификации предъявляют требования в полном объеме к квалификации молодого профессионала и квалификации работника, которые существенно выше минимальных требований образовательных стандартов.

Теперь рассмотрим потенциальные преимущества и риски, которые могут появиться в результате внедрения демонстрационного экзамена как формы проведения Государственной итоговой аттестации. Мы будем рассматривать модель, основанную на чемпионате WoridSkШs, так как на сегодняшний день она является приоритетной.

Начнем с анализа рисков, поскольку именно они сегодня в большей степени волнуют педагогическую общественность.

Первый риск связан с требованиями к условиям проведения демонстрационного экзамена. На сегодняшний момент по регламенту WoridSkШs задания выполняются на специальной сертифицированной площадке, все оборудование которой должно в точности соответствовать утвержденному перечню. На практике далеко не у всех образовательных организаций имеющаяся материально-техническая база соответствует этому перечню. Тем более что он формируется исходя из самых современных требований к оборудованию. И если в крупных промышленных городах образовательные организации могут решить этот вопрос за счет более высокого финансирования и спонсорской помощи крупных организаций — социальных партнеров, то на периферии данный вопрос стоит очень остро. В небольших региональных колледжах собственных финансовых средств образовательных организаций может оказаться недостаточно для выполнения требований к материально-технической базе площадки проведения демонстрационного экзамена в соответствии с регламентом WorЫSkШs.

Вторым риском является требование к составу экзаменационной комиссии. На сегодняшний день по действующей традиционно итоговой аттестации в состав комиссии входят педагогические работники образовательных организаций и социальные партнеры — работодатели. В соответствии с методикой WorldSkills демонстрационный экзамен могут принимать только сертифицированные специалисты. Таких специалистов на сегодняшний день явно недостаточно и обучение их в масштабах всей страны требует времени и больших финансовых затрат, тем более что Государственная итоговая аттестация происходит во всех образовательных организациях России одновременно и одновременно же требуется большое количество специалистов по демонстрационному экзамену.

Третий серьезный риск связан со сроками проведения демонстрационного экзамена. Сегодня Государственная итоговая аттестация проводится традиционно в течение одного учебного дня для одной выпускной группы, тогда как по методике WorldSkiUs каждый обучающийся должен выполнять работу в течение нескольких дней. При условии, что во многих образовательных организациях одновременно выпускается большое количество студентов по однопрофильным профессиям и специальностям, а сроки Государственной итоговой аттестации определены в Федеральных государственных образовательных стандартах, есть серьезный

риск не уложиться.

Наконец, риском является неполное соответствие профессиональных, образовательных стандартов и требований компетенций WorldSkills. Таким образом, для проведения Государственной итоговой аттестации за пределами традиционной методики необходимо предварительно провести актуализацию образовательных программ в соответствии с требованиями профстандартов и/или WorldSkills, обучить студентов по актуализированным программам и только после этого проводить Государственную итоговую аттестацию по выбранной методике. На сегодняшний день выпускники профессиональных образовательных организаций обучались по образовательным стандартам, не актуализированным в соответствии с профессиональными и требованиями WorldSkills, и, следовательно, предъявлять требования к выпускникам на соответствие этим стандартам нельзя.

Говоря о преимуществах демонстрационного экзамена как формы проведения Государственной итоговой аттестации, обратим внимание на то, что практически все педагогические работники согласны, что такая форма итоговой аттестации несет в себе целый ряд преимуществ перед традиционной ГИА. В первую очередь это более широкий охват компетенций по сравнению с требованиями к минимальным профессиональным компетенциям Федеральных государственных образовательных стандартов. Изначально движение WorldSkills было направлено на выявление лучших молодых профессионалов и соответственно все задания для проведения чемпионатов разрабатываются с повышенными требованиями к уровню квалификации. Кроме того, для формирования заданий движение WorldSkills использует базу оценочных материалов мирового масштаба, сформированную за годы существования чемпионатов. И конечно, большим преимуществом данной методики является возможность получения выпускником учреждения среднего профессионального образования вместе с дипломом сертификата WorldSkills с занесением в международную базу CIS.

Сегодня, когда усиление процессов стандартизации в образовании неизбежно влечет за собой усиление контроля исполнения Федеральных государственных образовательных стандартов и процедур их применения, для органов управления образованием становится очевидным, что традиционные формы и методы государственного контроля качества образования нуждаются в совершенствовании с учетом современных реалий развития системы профессионального образования. С этой точки зрения внедрение демонстрационного экзамена как формы проведения Государственной итоговой аттестации будет способствовать развитию российской системы профессионального образования в соответствии с современными экономическими требованиями к работникам.

С целью апробации возможности проведения демонстрационного экзамена пять колледжей Санкт-Петербурга участвуют в пилотном проекте, по результатам которого возможно будет сделать вывод об эффективности проведения демонстрационного экзамена в формате WorldSkills.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И РЫНОК ТРУДА

Литература

1. Паспорт приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированныхспециалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»). Утвержден Президиумом совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам (протокол от 25.10. 2016 № 9) [Электронныйресурс] // Правительство России. Официальный сайт. URL:http://static.government.ru/media/files/7ARTAf6Lqv5wSXjIeJbjViody Obukhty.pdf.

2. Реформа среднего профессионального образования (отечественный и зарубежный опыт) // Бюллетень о сфере образования. — 2017. — № 11. — С. 5-26.

3. Финско-Российский проект «Умения — ключ к качеству и производительности труда, PROSKILLS» [Электронный ресурс] // Платформа для публикаций Pandia.ru. URL: http://pandia.ru/text/79/047/37375.php.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.