Научная статья на тему 'НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА'

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1622
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ / СТРАТЕГИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РФ / THE RUSSIAN FEDERATION / STATE NATIONAL POLICY / INTERETHNIC RELATIONS / CONCEPT OF STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION / STRATEGY OF STATE NATIONAL POLICY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Минеева Елена Константиновна, Пупышев Игорь Васильевич, Кадышев Евгений Николаевич

В статье рассматриваются проблемы государственной национальной политики России, в частности приоритетные вопросы и главные направления будущего развития страны в области межэтнического взаимодействия. В начале 90-х гг. XX в. национальные отношения в России приобрели особое значение, так как значительно осложнилась этнополитическая обстановка и сложилась серьёзная угроза целостности государства. Среди главных причин наступившего кризиса можно выделить следующие: недочеты и ошибки советской государственной национальной политики; репрессии, направленные против отдельных этносов; социальный и экономический кризис; значительное ухудшение жизненного уровня населения; борьба за власть между первыми лицами государства - в стремлении осуществить свои личные цели и амбиции; желание национальных республик добиться большей самостоятельности и властных полномочий. В сложившейся ситуации Президентом РФ был издан указ от 15 июня 1996 г. о принятии «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», целью которого было недопущение возможного распада Российского государства и уменьшение межэтнической напряжённости. В статье анализируются основное содержание, цели и задачи Концепции, ее роль в сохранении единства и целостности страны. Со временем возникла необходимость совершенствования и разработки новых концептуальных основ национальной политики России. В 2012 г. была принята «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В статье дана характеристика Стратегии, её базовых нормативно-правовых документов. Делаются выводы о том, что для политики России обеспечение национальной безопасности, сохранение территориальной целостности, межнационального мира и согласия являются приоритетными направлениями. Соответственно, региональные проблемы, связанные с аспектами межэтнического взаимодействия, должны решаться комплексно и в рамках Стратегии государственной политики России, а этнические программы всех субъектов федерации - гармонично сочетаться с единой Концепцией национальной политики РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATIONAL POLICY OF RUSSIA IN THE LATE 20TH - EARLY 21ST CENTURY

The article deals with the problems of the state national policy of Russia, in particular, with priority issues and the main directions of the country's future development in the field of inter-ethnic interaction. In the early 90's of the 20th century national relations in Russia acquired a special significance, as the ethno-political situation became much more complicated and there was a serious threat to the integrity of the state. Among the main causes of the crisis are the following: shortcomings and mistakes of the Soviet state national policy; repression against certain ethnic groups; social and economic crisis; significant deterioration of the population's living standards; struggle for power between the top officials of the state - in an effort to implement their personal goals and ambitions; the desire of national republics to achieve greater independence and authoritative powers. In this situation, the President of the Russian Federation issued a decree dated June 15, 1996 on the adoption of the" Concept of State National Policy of the Russian Federation", the purpose of which was to prevent a possible collapse of the Russian state and to reduce inter-ethnic tensions. The article analyzes the main content, goals and objectives of the Concept, its role in preserving the country's unity and integrity. Over time, there appeared the need to improve and develop new conceptual foundations for Russia's national policy. In 2012, the "Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025" was adopted. The article gives characteristics to the Strategy and its basic legal documents. Conclusions are drawn that ensuring national security, preserving territorial integrity and interethnic peace and harmony are the priorities for Russia's policy. Consequently, regional problems related to aspects of inter-ethnic interaction should be addressed comprehensively in the framework of the Strategy of Russian State Policy and ethnic programs of all the subject of the Russian Federation should be harmonized with the unified Concept of the Russian Federation National Policy.

Текст научной работы на тему «НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА»

УДК 94:323.1(470)"199/20" ББК Т3(2)64-38

Е.К. МИНЕЕВА, И.В. ПУПЫШЕВ, Е.Н. КАДЫШЕВ

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ В КОНЦЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Ключевые слова: Российская Федерация, государственная национальная политика, межэтнические отношения, Концепция государственной национальной политики РФ, Стратегия государственной национальной политики РФ.

В статье рассматриваются проблемы государственной национальной политики России, в частности приоритетные вопросы и главные направления будущего развития страны в области межэтнического взаимодействия. В начале 90-х гг. XX в. национальные отношения в России приобрели особое значение, так как значительно осложнилась этнополитическая обстановка и сложилась серьёзная угроза целостности государства. Среди главных причин наступившего кризиса можно выделить следующие: недочеты и ошибки советской государственной национальной политики; репрессии, направленные против отдельных этносов; социальный и экономический кризис; значительное ухудшение жизненного уровня населения; борьба за власть между первыми лицами государства - в стремлении осуществить свои личные цели и амбиции; желание национальных республик добиться большей самостоятельности и властных полномочий. В сложившейся ситуации Президентом РФ был издан указ от 15 июня 1996 г. о принятии «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», целью которого было недопущение возможного распада Российского государства и уменьшение межэтнической напряжённости. В статье анализируются основное содержание, цели и задачи Концепции, ее роль в сохранении единства и целостности страны. Со временем возникла необходимость совершенствования и разработки новых концептуальных основ национальной политики России. В 2012 г. была принята «(Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года». В статье дана характеристика Стратегии, её базовых нормативно-правовых документов. Делаются выводы о том, что для политики России обеспечение национальной безопасности, сохранение территориальной целостности, межнационального мира и согласия являются приоритетными направлениями. Соответственно, региональные проблемы, связанные с аспектами межэтнического взаимодействия, должны решаться комплексно и в рамках Стратегии государственной политики России, а этнические программы всех субъектов федерации - гармонично сочетаться с единой Концепцией национальной политики РФ.

Российская Федерация - исторически сложившееся многонациональное государство. Вопросы, касающиеся отношений между населяющими её этносами, их перспектив развития, всегда были и остаются наиболее значимыми и существенными для России [5. С. 67]. Проблемы, связанные с межэтническим взаимодействием, касаются каждого региона нашей страны. В каком бы уголке России ни обострялись этнические взаимоотношения, они непременно обретают общегосударственное значение. «Одной из закономерных приоритетных задач государства является стремление к урегулированию межнациональных конфликтов, укреплению взаимосвязей между Центром и регионами, обеспечению государственного единства и этнополитического равновесия» [7. С. 44].

Работа нацелена на выявление и исследование проблем в области национальной политики России на примере одного из многонациональных регионов страны - Чувашской Республики. Важным аспектом изучения темы стали процессы в сфере межэтнического взаимодействия на современном этапе, что потребовало рассмотрения и сравнительного анализа «Концепции государственной национальной политики РФ» 1996 г. (далее Концепция),

а также важнейших принципов «Стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» 2012 г. (далее - Стратегия). Детальное изучение концептуальных, основополагающих нормативно-правовых актов государства позволило выявить тенденции развития национальной политики России в конце XX - начале XXI в. в преломлении на полиэтнический регион.

В настоящее время в свете современных особенностей развития мира и отельных стран в связи с расширяющимся глобальным процессом межэтнических миграций и националистических, террористических настроений исследование этноконфессиональных вопросов становится весьма злободневным. «Проявление этнической и конфессиональной неприязни, возникновение ряда противоречий в сфере межэтнического взаимодействия, к сожалению, не проходят стороной как Российскую Федерацию в целом, так и отдельные её регионы» [8. С. 168].

Вопросы, относящиеся к национальным отношениям в России, привлекают внимание не только политиков, но и представителей учёного мира. В постсоветское время появилось значительное количество трудов, авторы которых затрагивают малоизученные аспекты национальной политики своей страны. Однако, несмотря на большое количество работ, посвящённых проблемам нормализации межэтнических отношений, очень мало исследований, направленных на изучение вопросов, касающихся развития национальной политики государства в период с конца XX в. - до начала XXI в., способов, а также результатов ее осуществления. Таким образом, настоящее исследование является актуальным.

Цель настоящей работы заключается в изучении мер, принятых государством, направленных на разработку и реализацию политики в области межнациональных отношений, а также в предоставлении сведений о динамики её развития и степени прогресса.

С начала 90-х гг. XX в. в нашей стране начались процессы, в ходе которых межэтнические отношения особенно обострились и создалась реальная угроза для целостности государства. Кризис в области межнациональных отношений был обусловлен большим количеством причин. Из наиболее важных можно отметить следующие: просчёты и недоработки советской государственной национальной политики; репрессии, в отношении отдельных народностей; обострение кризиса в государстве в социальной и экономической сфере; существенное снижение жизненного уровня населения; борьба за власть между первыми лицами государства - в стремлении осуществить свои собственные цели и амбиции; стремление регионов, используя национальные идеи, получить максимальную самостоятельность и властные полномочия.

«Необходимы были решительные меры, направленные на недопущение дальнейшего распада Российского государства и ослабление накала межэтнической напряжённости» [14. С. 55-56]. В сложившейся ситуации Президент РФ издал Указ от 15 июня 1996 г., согласно которому была принята «Концепция государственной национальной политики РФ», устанавливающая прерогативы Центральной власти в данной области общественных отношений1.

1 Концепция государственной национальной политики Российской Федерации: утв. Указом Президента РФ от 15.06.1996 г. № 909 [Электронный ресурс]. 1^1.: http://www.russia.edu.ru/ ¡п(Ъгтайоп/!еда!/^/ир/909/2051/ (дата обращения: 15.07.2019).

Создание необходимых условий для равноправного, национального, культурного и социального процветания всех этносов, проживающих на территории страны, упрочнение общероссийской гражданской и духовно-нравственной общности на принципах соблюдения прав и свобод человека и гражданина, признание его высшей ценностью стали основополагающими задачами политики государства в области межэтнического взаимодействия [14. С. 56].

Национальную политику страны можно определить как систему законодательных, идеологических и организационных мер, проводимых властью и нацеленных на учёт, сочетание и реализацию национальных интересов, и в первую очередь на недопущение и устранение конфликтов в области межэтнических отношений. Это - упорядоченная деятельность по урегулированию взаимоотношений между народами и этническими группами, зафиксированная в соответствующих политических документах и нормативно-правовых актах страны. «Национальная политика как единая система представляет из себя концентрированное выражение социальной, экономической, региональной, языковой, миграционной и демографической политики» [6. С. 8].

В «Концепции» обращалось внимание на то, что при создании необходимых условий для обеспечения законных прав и интересов граждан, относящихся к их национальной принадлежности, необходимо учитывать многообразные формы самоопределения народов государства в соответствии с рассредоточенным проживанием на его территории. Помимо этого в этом документе есть весомые доводы в интересах такого значимого института самоопределения как национально-культурная автономия (НКА), которая является важным инструментом сохранения межэтнической стабильности и предотвращения конфликтов на национальной основе. Необходимо отметить, что в советский период упор делался на создание национально-территориальной автономии, а не на НКА. В «Концепции» подчеркивалось, что органы местного самоуправления должны были непосредственно защищать интересы граждан в соответствии с их национально-культурными потребностями.

В 1995-1996 гг. в России были приняты законы «Об общественных объединениях» и «О национально-культурной автономии», благодаря этим законам право на автономию появилась у всех национальных общин. Следовательно, во второй половине 1990-х гг. был создан и существенно увеличен неправительственный сектор по урегулированию межнациональных отношений. На федеральном, региональном и местном уровнях организовывалась разветвленная система НКА. Исходя из данных Федеральной службы государственной статистики, на 1 января 2012 г. числилось 932 НКА, из которых 144 появились в 2011 г. [10]. На начало 2015 г. число НКА возросло до 1100, из них 135 были оформлены в 2014 г. [11. С. 7]. На конец 2018 г. количество НКА увеличилось до 1229, из них 64 были зарегистрированы в 2018 г. [12. С. 175]. «Национально-культурные автономии, как и общественные организации, призваны удовлетворять культурные и духовные потребности этносов, осуществлять свою работу в рамках Конституции РФ и в тесном сотрудничестве с государственными организациями и учреждениями» [13. С. 7-9].

В целом «Концепция» сыграла большую роль в сохранении целостности и единства нашей страны. В результате мер по упрочнению российской государственности, осуществленных в 2000-е гг., удалось справиться с дезинте-грационными процессами и сделать все необходимое для формирования общероссийского гражданского самосознания на основе общей судьбы наро-

дов России. Удалось добиться позитивных результатов в области обеспечения политической стабильности на Северном Кавказе, по созданию юридических гарантий прав коренных малочисленных народов, была проделана большая работа по организации НКА, защите законных прав граждан и этнических общностей в сфере образования, а также в направлении развития национальных языков.

Однако в области межэтнических отношений не только сохранились неразрешённые, но и появились новые вопросы, связанные с проявлениями ксенофобии, межнациональной неприязни, этнического и религиозного экстремизма, терроризма. Во многих регионах страны нарастала латентная межэтническая напряжённость. Факторами, побуждающими межэтнические противоречия в государстве, стали бесконтрольные миграционные потоки, социальные и экономические проблемы, неравноправие этнических групп и распространение психологии насилия [1. С. 10].

Таким образом, вновь актуализировалась проблема, связанная с усовершенствованием и разработкой принципиально новых концептуальных основ национальной политики РФ. Большое значение в этом направлении сыграла статья В.В. Путина «Россия: национальный вопрос» [9]. В ней был дан анализ состояния межнациональных отношений как в России, так и за рубежом, беспристрастно оценены риски и вызовы, связанные с усилением межнациональной и межконфессиональной напряжённости, активизацией национализма и религиозной нетерпимости в российском обществе. Кроме того, была обоснована важность создания стратегии национальной политики, «основанной на гражданском патриотизме» [9].

В 2012 г. президент страны В.В. Путин организовал Совет по межнациональным отношениям при Президенте России (далее Совет), на который была возложена задача по выработке Стратегии государственной национальной политики РФ «Об обеспечении межнационального согласия». На рабочую группу совета была возложена задача подготовить проект будущего документа [2. С. 44-45].

Программа данного документа прошла серьезную общественную экспертизу. В результате чего в проект «Стратегии» было внесено примерно 3500 поправок и корректировок с учётом всех изложенных взглядов. «Ни один документ, ни одна концепция, принятая в нашем государстве в последние годы, не проходила подобной широкой экспертизы. Следовательно, «Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» является документом общественного согласия, компромиссным нормативно-правовым актом, что чрезвычайно важно для многонациональной России» [15. С. 99].

Исходя из данного документа важнейшими направлениями являются четыре позиции:

1) сохранение и развитие культур и языков народов России, укрепление их духовной общности;

2) обеспечение прав коренных малочисленных народов и национальных меньшинств;

3) создание дополнительных социально-экономических и политических условий для обеспечения прочного национального и межнационального мира и согласия на Северном Кавказе;

4) поддержка соотечественников, проживающих за рубежом, содействие развитию их связей с нашим государством1.

Стратегия охватывает важнейшие вопросы, связанные с реализацией национальной политики и предотвращением отрицательных явлений в развитии межэтнических отношений РФ. В документе затрагивается очень значимый вопрос, без учёта которого неосуществима реализация всех действий в области обеспечения межнационального единства. Нескоординированная деятельность всех ступеней власти создаёт определённые трудности для достижения межэтнического согласия и построения гражданской идентичности. Исходя из этого, «Стратегия» указывает на необходимость введения ответственности чиновников всех уровней за состояние межэтнических отношений [4. С. 36-37].

Кроме того, в 2013 г. для улучшения работы по осуществлению Стратегии и оживлению этой деятельности в регионах РФ был утвержден Закон № 284-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений». Закон закреплял «возможность реализации региональными и местными органами власти дополнительных рычагов для урегулирования и разрешения возникающих проблем в сфере межнациональных отношений» .

Значимое место в «Стратегии» посвящено такому наиболее важному вопросу государства, каким является нравственное и культурное воспитание граждан страны. Воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма, а также проявление уважения к культуре своей родины и народов России являются приоритетными направлениями государства. Помимо этого положительным шагом следует считать указанные в документе меры по развитию этнотуризма, совмещающего возможность вести разговор с представителями различных национальностей, совместное преодоление препятствий в ходе путешествия и культурное обогащение. Помимо указанных в Стратегии мер в ней также говорится о необходимости налаживания и контроля миграционных потоков, о культурной адаптации мигрантов [4. С. 37-38].

Важная роль в документе отведена вопросу, связанному с экспертным и научным обеспечением раннего предотвращения межэтнических конфликтов, враждебного национализма, криминальных проявлений, массовых беспорядков, а также экстремизма и терроризма. Для реального, практического проведения всех названных и подразумевающихся мер государство создаёт специальные институты власти. Так, например, относительно недавно появились следующие организации: Экспертный совет при Президенте РФ и его комиссии; Федеральное агентство по делам национальностей (ФАДН). «В настоящее время активно вводятся система мониторинга и раннего предупреждения конфликтов в регионах и муниципальных образованиях или государ-

1 О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года: Указ Президента РФ от 19.12.2012 г. № 1666 [Электронный ресурс]. URL: http://base. garant.ru/70284810/#ixzz4GRzYglPA (дата обращения: 16.07.2019).

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения полномочий и ответственности органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере межнациональных отношений: Фед. закон от 22.10.2013 № 284-ФЗ [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_153536 (дата обращения: 16.07.2019).

ственные программы в области межэтнических взаимоотношений и др.». [3. С. 35-36].

«Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года - документ исторической важности, направленный на осуществление самого главного условия терпимого отношения народов друг к другу - сохранения культурного многообразия Российского государства, мира и целостности страны. Реализация целей и задач, поставленных в Стратегии, позволит создать основательную базу для формирования общегражданской идентичности и укрепления российской нации в целом» [4. С. 38]. Однако практика национальной политики 2012-2019 гг. показала, что «Стратегия» не сможет дать ответы на все вопросы, интересующие современное общество, давать рецепт решения проблем для всех этносов. «Ее главная ценность заключается в том, что она представляет собой характерный гуманитарный и стержневой содержательный стандарт этнополитики» [4. С. 38].

Подводя итоги, следует отметить, что национальный вопрос нельзя считать раз и навсегда разрешённым. Он трансформируется в соответствии со временем и историческими обстоятельствами, особенно, если это касается полиэтнического государства. Общим для всех периодов, в первую очередь для будущего нашей страны, остаётся потребность в совместной работе как со стороны государственной власти, так и общественных, религиозных организаций, СМИ, партий, системы образования, которым необходимо в первостепенном порядке передавать и популяризировать исторический опыт добрососедского сосуществования народов России. Кроме того, национальная политика государства в большей степени должна быть сориентирована не на устранение проблем межэтнического взаимодействия в стране, а на их предупреждение, т.е. на активную разработку превентивных мер [13. С. 10].

Литература

1. Абдуллаев М.Н. Стратегия и основные направления государственной национальной политики Российской Федерации // Юридический вестник ДГУ. 2017. № 4. С. 9-13.

2. Абдулатипов Р.Г., Михайлов В.А. О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года // Публичное и частное право. 2013. № 4(20). С. 44-45.

3. Большаков А.Г. Возможности и издержки управления конфликтами в рамках реализации «Стратегии государственной национальной политики РФ» // Интегративная перспектива в гуманитарных науках. 2018. № 1. С. 35-36.

4. Болотина И.И., Исаева А.Ю. Анализ Стратегии государственной национальной политики России до 2025 года // Известия Тульского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 36-38.

5. Гольцева В.В. Историографический анализ формирования национальной политика Российской Федерации в 2000-2008 гг. // Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Наука, образование, инновации: апробация результатов исследований. Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки». 2018. С. 67-71.

6. Мастюгина Т.М., Перепелкин Л.С., Стельмах В.Г. Национальная политика в России: XVI - начало XXI века. М.: Форум; Неолит, 2013. 304 с.

7. Минеева Е.К. Национально-территориальные образования и историческая обусловленность межэтнических отношений в Российской Федерации на современном этапе // Вестник Чувашского университета. 2013. № 4. С. 43-51.

8. Пупышев И.В., Минеева Е.К., Королева Л.А., Романов В.В. Этнокультурное развитие и межэтническое взаимодействие в Чувашской Республике в 2000-х - 2010-х гг. // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. 2019. № 1. С. 168-174.

9. Путин В.В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. 23 янв.

10. Россия в цифрах. 2012 г. [Электронный ресурс] // Росстат: сайт. 1^1.: http://www.gks.ru/ Ьд< /гед1/Ь12 _ 11 /Isswww.exe/Stg/d1/02-07.htm (дата обращения: 15.07.2019).

11. Россия 2015: стат. сб. М.: Росстат, 2015. 62 с.

12. Россия в цифрах. 2019: краткий стат. сб. М.: Росстат, 2019. 549 с.

13. Рокина Г.В. Стратегические подходы к законодательному и ресурсному обеспечению государственной национальной политики Российской Федерации // Инновационные технологии управления и права. 2012. № 3(4). С. 7-10.

14. Соколова Ф.Х. Эволюция национальной политики России в конце XX - начале XXI века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. 2016. № 6. С. 55-56.

15. Шукенова А.М. Основные проблемы реализации стратегии национальной политики в РФ // Молодежная политическая наука в Саратове: сб. Саратов: «Саратовский источник». 2018. С. 98-104.

МИНЕЕВА ЕЛЕНА КОНСТАНТИНОВНА - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (mineevaek21@mail.ru).

ПУПЫШЕВ ИГОРЬ ВАСИЛЬЕВИЧ - аспирант кафедры отечественной истории, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (89877353133@mail.ru).

КАДЫШЕВ ЕВГЕНИЙ НИКОЛАЕВИЧ - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной работе, Чувашский государственный университет, Россия, Чебоксары (pro_nauch@chuvsu.ru).

Elena K. MINEEVA, Igor V. PUPYSHEV, Evgeny N. KADYSHEV

NATIONAL POLICY OF RUSSIA IN THE LATE 20th - EARLY 21st CENTURY

Key words: the Russian Federation, state national policy, interethnic relations, Concept of state national policy of the Russian Federation, Strategy of state national policy of the Russian Federation.

The article deals with the problems of the state national policy of Russia, in particular, with priority issues and the main directions of the country's future development in the field of interethnic interaction. In the early 90's of the 20th century national relations in Russia acquired a special significance, as the ethno-political situation became much more complicated and there was a serious threat to the integrity of the state. Among the main causes of the crisis are the following: shortcomings and mistakes of the Soviet state national policy; repression against certain ethnic groups; social and economic crisis; significant deterioration of the population's living standards; struggle for power between the top officials of the state - in an effort to implement their personal goals and ambitions; the desire of national republics to achieve greater independence and authoritative powers. In this situation, the President of the Russian Federation issued a decree dated June 15, 1996 on the adoption of the" Concept of State National Policy of the Russian Federation", the purpose of which was to prevent a possible collapse of the Russian state and to reduce inter-ethnic tensions. The article analyzes the main content, goals and objectives of the Concept, its role in preserving the country's unity and integrity. Over time, there appeared the need to improve and develop new conceptual foundations for Russia's national policy. In 2012, the "Strategy of the State National Policy of the Russian Federation for the Period up to 2025" was adopted. The article gives characteristics to the Strategy and its basic legal documents. Conclusions are drawn that ensuring national security, preserving territorial integrity and interethnic peace and harmony are the priorities for Russia's policy. Consequently, regional problems related to aspects of inter-ethnic interaction should be addressed comprehensively in the framework of the Strategy of Russian State Policy and ethnic programs of all the subject of the Russian Federation should be harmonized with the unified Concept of the Russian Federation National Policy.

References

1. Abdullaev M.N. Strategiya i osnovnye napravleniya gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii [Strategy and main directions of the state national policy of the Russian Federation]. Yuridicheskii vestnik Dagestanskogo gosudarstvennogo universiteta, 2017, no. 4, pp. 9-13.

2. Abdulatipov R.G., Mikhailov V.A. O Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii na period do 2025 goda [On the Strategy of the state national policy of the Russian Federation for the period up to 2025]. Publichnoe i chastnoe pravo, 2013, no. 4(20), pp. 44-45.

3. Bol'shakov A.G. Vozmozhnosti i izderzhki upravleniya konfliktami v ramkakh realizatsii Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii [Opportunities and costs of conflict management in the framework of the implementation of the Strategy of the state national policy of the Russian Federation]. Integrativnaya perspektiva v gumanitarnykh naukakh, 2018, no. 1, pp. 35-36.

4. Bolotina I.I., Isaeva A.Yu. Analiz Strategii gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossii do 2025 goda [Analysis of the Strategy of the state national policy of Russia until 2025]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya. Gumanitarnye nauki, 2016, no. 1, pp. 36-38.

5. Gol'tseva V.V. Istoriograficheskii analiz formirovaniya natsional'noi poli-tika Rossiiskoi Federatsii v 2000-2008 gg [Historiographical analysis of the formation of the national policy of the Russian Federation in 2000-2008]. Nauka, obrazovanie, innovatsii: aprobatsiya rezul'tatov issledovanii: materialy Mezhdunar. (zaochnoi) nauch.-prakt. konf. [Proc. of Int. Sci. Conf. «Science, education, and innovation: testing research results»]. Neftekamsk, Mir nauki Publ., 2018, pp. 67-71.

6. Mastyugina T.M., Perepelkin L.S., Stel'makh V.G. Natsional'naya politika v Rossii: XVI -nachalo XXI veka [National policy in Russia: XVI-beginning of the XXI century]. Moscow, Forum, Neolit Publ., 2013, 304 p.

7. Mineeva E.K. Natsional'no-territorial'nye obrazovaniya i istoricheskaya obuslovlennost' mezhetnicheskikh otnoshenii v Rossiiskoi Federatsii na sovremennom etape [National-territorial formations and historical formation of interethnic relations in the Russian Federation at the present stage]. Vestnik Chuvashskogo universiteta, 2013, no. 4, pp. 43-51.

8. Pupyshev I.V., Mineeva E.K., Koroleva L.A., Romanov V.V. Etnokul'turnoe razvitie i mezhetnicheskoe vzaimodeistvie v Chuvashskoi Respublike v 2000-kh - 2010-kh gg. [Ethnocultural development and interethnic interaction in the Chuvash Republic in the 2000s-2010s]. Vestnik NII gumanitarnykh nauk pri Pravitel'stve Respubliki Mordoviya, 2019, no. 1, pp. 168-174.

9. Putin V.V. Rossiya: natsional'nyi vopros [Russia: a national question]. Nezavisimaya gazeta, 2012, Jan. 23.

10. Rossiya v tsifrakh [Russia in numbers], 2012 g. Available at: http://www.gks.ru/ bgd /regl/b12 _ 11/Isswww.exe/Stg/d1/02-07.htm (Accessed Date 2019, July 15).

11. Rossiya 2015: stat. sb. [Russia 2015: statistical compendium]. Moscow, Rosstat, 2015, 62 p.

12. Rossiya v tsifrakh. 2019: krat. stat. sb. [Russia in numbers. 2019: summary of statistics]. Moscow, Rosstat Publ., 2019, 549 p.

13. Rokina G.V. Strategicheskie podkhody k zakonodatel'nomu i resursnomu obespecheniyu gosudarstvennoi natsional'noi politiki Rossiiskoi Federatsii [Strategic approaches to legislative and resource provision of the state national policy of the Russian Federation]. Innovatsionnye tekhnologii upravleniya i prava, 2012, no. 3(4), pp. 7-10.

14. Sokolova F.K. Evolyutsiya natsional'noi politiki Rossii v kontse XX- nachale XXI veka [Evolution of the national policy of Russia in the late XX - early XXI century]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta, 2016, no. 6, pp. 55-56.

15. Shukenova A.M. Osnovnye problemy realizatsii strategii natsional'noi politiki v Rossiiskoi Federatsii [The Main problems of implementing the strategy of national politics in the Russian Federation]. Molodezhnaya politicheskaya nauka v Saratove [Youth political science in Saratov], Saratov, Saratovskii istochnik, 2018, pp. 98-104.

ELENA K. MINEEVA - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (mineevaek21@mail.ru).

IGOR V. PUPYSHEV- Post-Graduate Student of Russian History Department, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (89877353133@mail.ru).

EVGENY N. KADYSHEV - Doctor of Economics Sciences, Professor, Vice-Rector for Research, Chuvash State University, Russia, Cheboksary (pro_nauch@chuvsu.ru).

Формат цитирования: Минеева Е.К., Пупышев И.В., Кадышев Е.Н. Национальная политика России в конце XX -начале XXI века // Вестник Чувашского университета. - 2020. - № 2. - С. 101-108.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.